Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
Быт. 22:1-13 PDF Печать Email

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ СВЯТИЛИЩЕ? Быт. 22:1-13

Наказывает ли Бог верующего человека? Вопрос риторический. Более того, не это является темой нашего с вами размышления. Сегодня чаще звучит другой вопрос: что делать, когда видишь, что ушел слишком далеко от Бога? Может ли человек возвратиться, или уже ничего невозможно сделать и остается лишь двигаться по инерции? Довольно часто можно услышать такую историю: «Я был верующим, но в молодости отступил от Бога, совершив много грехов. Я знаю, что Бог оставил меня и теперь уже поздно. Я слишком далеко зашел и назад в церковь дороги нет». Что Библия говорит по этому поводу? Давайте вместе прочтем историю, записанную в Быт. 22:1-13, названную в иудейской традиции «Акеда». Будем читать стих за стихом, вдумываясь в содержание и сопереживая Аврааму. Пройдем вместе с патриархом его нелегкий путь на гору Мориа.

 

И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. 22:1, 2).

 

Читая эти слова много раз, задумывались ли мы о том, что означает «принести во всесожжение». Ритуал всесожжения подробно записан в Книге Левит, в 1 главе. Возможно, у вас есть дети, тогда задумайтесь о том, что предстояло бы вам совершить со своим ребенком, если бы вы были на месте Авраама. Представьте себе то, что нужно было делать во время всесожжения. Читая Левит 1:4-9, попробуйте отнести это не к жертвенному животному, а к вашему сыну или дочери:

1) возложив руку на голову сына, его нужно заколоть;

2) дать стечь крови, затем частью крови окропить жертвенник, а оставшееся вылить к подножию жертвенника;

3) с него необходимо снять кожу, расчленить и вымыть внутренности;

4) разложить на огне и дожидаться, пока все это превратится в дым, восходящий к небу.

Ужасно, не правда ли? Сразу же возникают вопросы: «Как Бог мог толкнуть Авраама на такую жестокость? И вообще, был ли это голос Божий?»

На второй вопрос ответить легче. Библия говорит: «Бог искушал Авраама». Моисей, величайший из пророков, не мог ошибиться. Первый вопрос несравненно труднее. Нам не открыто, что мог подумать Авраам, выслушав из уст самого Бога это повеление. Однако ясно одно: этим повелением Бог как бы говорил патриарху: «Я разрываю Свой завет с тобой». Действительно, сердцевиной Божьего завета с Авраамом было обетование наследника. Именно на эту деталь завета Господь постоянно указывал патриарху с самого начала, после выхода его из Харрана, из дома отца своего. Всякий раз, когда Бог являлся Аврааму, Он напоминал ему о Своем обетовании, из года в год повторяя клятву. Двадцать пять лет ожидал Авраам исполнения обетования, и теперь, когда обетование стало реальностью, Бог забирает у него его сына, и с этим уходят в небытие все надежды о великом народе и благословенном семени.

Нам, людям конца XX века, очень сложно понять такой ход мыслей. Даже тем из вас, кому за семьдесят, у кого есть внуки или даже правнуки, вряд ли придет в голову задуматься о том, что будет с вашими потомками в шестом или седьмом поколении. Однако для людей, живших в то далекое время на Ближнем Востоке, сущим проклятием было знать, что род их прервется, пусть даже и в десятом колене.

Тяжело было Аврааму от этого. Вряд ли снова повторится чудо, и сто десятилетняя Сарра снова забеременеет.  Измаил изгнан и уже не вернется. Чего еще можно ожидать? На что еще надеяться?

За что же Бог решил разорвать завет с Авраамом? У кого-то сам вопрос вызовет возмущение. Как так, ведь Авраам – друг Божий! Он же безгрешен! Такой взгляд ошибочен. Библия - не житие святых, в котором подчеркиваются лишь лучшие стороны характера человека, а плохие стороны замалчиваются, будто бы их нет. Библия рассказывает нам всю правду о человеке, какой бы она ни была.

В жизни Авраама были падения. Он дважды, желая спасти свою жизнь, предавал свою жену. Первый раз в Египте, второй – в Гераре, перед самым рождением Исаака. Грех этот имел тяжкие последствия. В то время Египет находился на начальной стадии формирования своей религии, основанной на магии, спиритизме и поклонении мертвым. Каким великим могло бы быть влияние Авраама на Египет, если бы его не выгнали с позором. Благодаря такой «проповеди» впоследствии Египтянам трудно было что-либо сказать о Боге, Творце неба и земли. Но Господь прощал Авраама.

Однако самым большим падением патриарха был грех с Агарью. Не доверившись Богу, Авраам послушал Сарру и совершил ошибку, последствия которой проявляются и сейчас в Арабо-израильском конфликте. Большим просчетом было и то, что Авраам, в конце концов, изгнал Агарь с Измаилом из дома. Это было серьезным нарушением воли Божьей. Ведь раньше, когда Авраам пытался сделать это, Господь велел Агари вернуться.

Именно «после сих происшествий Бог искушал Авраама» и велел ему принести своего сына в жертву. Тяжелый путь! Как сложно в этой ситуации подчинится воле Божьей. Надо заметить, что в оригинале во втором стихе записано: «Бог  сказал: возьми, пожалуйста, сына твоего». Иными словами, Господь предлагает, чтобы Авраам сделал всё это добровольно, сам. Ведь Бог мог просто наслать на Исаака какую-то болезнь, и тот умер бы. Нет, Бог предлагает патриарху пройти этот тяжелый путь вместе. «…На одной из гор, о которой Я скажу тебе». Господь Сам ведет Авраама по этому нелегкому пути.

Действительно, очень сложно бывает идти именно туда, куда указывает нам Бог. Особенно, когда уже отступил от Него, теперь намного легче отступить еще на один шаг, нежели на шаг приблизиться. Аврааму было намного легче ослушаться Бога, нежели идти с ним туда, куда Господь звал его. Какой же путь выбирает Авраам?

Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог (Быт. 22:3).

Что же придало силы Аврааму следовать повелению Божиему. Кто-то может вспомнить послание к Евреям, 11 главу:

Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить (Евр. 11:17-19).

На первый взгляд может показаться, что Авраам верил в немедленное воскресение Исаака. Но этот текст ничего не говорит о времени воскресения. Действительно, патриарх верил, что Исаак непременно воскреснет, как и Марфа верила, что брат ее Лазарь воскреснет, и говорила Христу: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:24). Но могла ли эта уверенность перевесить всю тяжесть того, что Аврааму предстояло сделать собственными руками со своим сыном?!

Скорее всего, нет. Вероятно, что-то еще придавало Аврааму силы. Посмотрим, что происходило дальше. Вернемся к нашему отрывку:

На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе (Быт. 22:4-8).

«Бог усмотрит» – вот ключ к пониманию веры Авраама. Понимание того, что Бог желает сделать всё для нашего спасения. Как пишет апостол Петр во втором своем послании, Бог «…долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб» (2 Пет 3:9). Даже если путь, предлагаемый Богом, кажется нам нелогичным или гибельным, в минуты размышлений следует поставить авторитет Бога выше авторитета собственных умозаключений. Господь знает наше будущее намного лучше, нежели мы собственной логикой можем спрогнозировать это будущее. Главное - довериться Его милости и провидению. Как часто мы путаем веру с простым знанием или убеждением. Можно быть убежденным в том, что мир этот создан Богом. Можно знать и соглашаться с тем, что необходимо святить субботу, но это еще не вера.

Часто на евангельских программах встречаются люди, которые говорят: «Я верю, что есть Бог и что Он любит меня, поэтому Господь простит меня за мое нарушение субботнего покоя. Ведь у меня большая семья, и если меня уволят с работы, кто будет кормить моих детей?» В нынешнее время кризиса эти слова кажутся веским аргументом. Но давайте посмотрим с другой стороны. Человек, заявляющий такое, в действительности лишь имеет познание о Боге и Его заповедях, но веры в Бога у него нет. Вместо этого у него есть вера в то, что его уволят с работы и он не сможет прокормить свою семью. В реальной жизни, вера - это лишь то убеждение, которое побуждает нас к определенным поступкам. Авраам верил Богу. Это вера не была лишь простым созерцанием, она проявлялась в поступках, как записано в послании Иакова: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» (Иак. 2:21) Авраам выбирает нелегкий путь, но он предпочитает именно этот путь с Богом более легкому пути без Бога.

Каков же результат выбора, сделанного патриархом? Пройдем вместе с Авраамом и Исааком последние шаги на пути к вершине горы Мориа.

И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня (Быт 22:9-12).

Прочитав последние строки этого повествования, хочется вздохнуть с облегчением: «Ну вот, Бог всего лишь испытывал Авраама, Он вовсе не хотел жертвы Исаака». Однако повествование не заканчивается на этом. Есть еще один стих в этой истории.

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего (Быт 22:13).

Господь не просто желал испытать послушание Авраама. Этим повелением Бог хотел преподать патриарху два важнейших урока.

Во-первых, это урок о заместительной жертве. Умереть надлежало Исааку, но вместо него умер агнец. Авраам, возможно, не представлял себе Голгофского креста, но на этом примере он мог явно увидеть спасение человечества. За грех человека умрет «Агнец», которого Бог приготовил для всего мира, а человек будет жить.

Во вторых, Авраам понял, что заместительная жертва – это решение всех проблем. Даже если завет с Богом на грани разрыва и кажется, что уже нет пути назад, выход все же есть: это заместительная жертва. Своею смертью Агнец Божий перекинул мост над пропастью, разделяющей Творца и человека, и восстановил нарушенный человеком завет.

Имеет ли эта история значение для нас сегодня? О да! Гора Мориа и события, связанные с ней, имели ключевое значение на всем протяжении библейской истории. Исполняя ритуал жертвоприношения, требуемый левитским законом, всякий израильтянин мог понимать значение жертвы, которую он приносил, черпая свое познание из истории Авраама.

Во времена Соломона гора Мориа стала Горой Господней. Там был сооружен храм Богу Небесному. Сегодня наш Храм, наша Гора - на небе. Там ходатайствует за нас Агнец, закланный от создания мира, Лев из колена Иудина, наш Спаситель и Первосвященник - Иисус Христос. Всякого грешника, независимо от тяжести совершенного греха, Господь приглашает в Свой небесный Храм. Там за него уже принесена жертва, там его ждет Небесный Ходатай. Эта дорога может быть не легкой, но Бог пойдет по ней вместе с нами.