Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 23 апреля 2024
Главная Дети Семинары по ДСШ Музыкальное служение детской Субботней школы
Музыкальное служение детской Субботней школы PDF Печать Email

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ СУББОТЕЙ ШКОЛЫ

Придите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасе­ния нашего.
Пс 94:1

В Вербное воскресенье Иисус въехал в Иерусалим на обык­новенном ослике, а множество народа приветствовало Его, возбужденно крича и прославляя словами: «Осанна сыну Давида! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Среди следующих за Иисусом было множество детей. Увидев, как Он исцелил слепого в храме, они пели:

«Осанна Сыну Давида!» Противники Иисуса, фарисеи, раз­драженные, возмущались тем, что Он не заставляет их замол­чать. Но Иисус спросил их: «Разве вы не читали: «Из уст мла­денцев и грудных детей ты устроил хвалу»?» (Мф 21:1-17).

Воспевание детьми хвалы Богу установлено в Ветхом Завете как дело чудесного порядка творения и как средство, с помощью которого Бог останавливает и сдерживает тех, кто восстает против Его воли на земле: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя про­стирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» (Пс 8:2,3). Поэтому неудивительно, что воспевать и хвалить Бога — необходимый элемент служения детям. Дети любят петь, и детские сердца наполняются радос­тью, звуками музыки, они хотят присоединиться к всеобщему поклонению.

Ø Хотя воспевание детьми хвалы Богу кажется нам делом естественным, мы приведем не­которые соображения, свидетельствующие о ее необходимости.

1. Прославлять Бога — самое великое предназначение человека

Бог хочет, чтобы каждый ребенок имел возможность услышать о Нем, познать Его величие, любовь, заботу о человеке и достойно прославить Его. Хвала Богу из уст ребенка свидетельствует о принятии Его любви.

2. Дети выражают благодарность и поклоняются Богу в песнях

Слава Божия через рассматривание творений (Рим 1:20) от создания мира открыта для созерцания и познания Творца всего видимого и невидимого. Видимая часть славы Божией доступна взору каждого человека, и особенно дети восхищаются красотой цветов, птичкой, пролетающей в голубом небе, бархатной зеленью пер­вой травки весной. Их приводят в неописуемый восторг вещи, которых мы, взрос­лые, порой не замечаем. Дети чувствуют то, о чем писал пророк Исаия: «... горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам» (Ис 55:12), Им понятны слова Давида: «Да шумит море и что наполняет его, вселенная и жи­вущие в ней; да рукоплещут реки; да ликуют вместе горы пред лицем Господа; ибо Он идет...» (Пс 97:7-9). Далее: «Источают на пустынные пажити, и холмы препоя­сываются радостью. Луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, вос­клицают и поют» (Пс 64:13-14). Дети чувствуют, что творение вокруг уже поет хва­лу Богу, и хотят присоединиться к этой хвале. Поэтому преподавателям детской вос­кресной школы необходимо научиться видеть окружающий мир глазами детей так, как будто все вокруг видишь впервые.

Всегда нужно обращать внимание детей на заботу Творца о человеке и учить их благодарить Его. Благодарное сердце — необходимое условие поклонения Богу, Для преподавателя важно самому истинно поклоняться, быть исполненным славой Божией, готовым всегда и за все благодарить и прославлять своего Господа. Мо­литесь ли, поете ли песни — в сердце всегда должно быть место созерцанию вели­чия Божия, Его великолепия и славы.


3. Прославлять Бога — повеление Самого Господа

«Хвалите Бога» (Пс 150:1). То, что Господь повелел нам петь Ему хвалу, кажется настолько простым и очевидным, что мы об этом просто не задумываемся. Но Бо­жье повеление требует от нас повиновения. Мы не хотим огорчить Бога, пренебре­гая Его заповедями. Часто наши сердца спонтанно переполняются благодарностью и заставляют нас петь Богу, но нам не надо забывать, что петь Богу хвалу - Его повеление, независимое от нашего настроения. Бог спас нас от гибели, и Он забо­тится о нас через Сына Своего, Иисуса Христа, петь Ему славу — уместно всегда.

4. Песня — форма библейского обучения. Бог сказал Моисею на границе земли обетованной, куда стремился войти народ Израильский: «Итак напишите себе слова песни сей, и научи ей сынов Израилевых, и вложи ее в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынах Израи­левых» (Втор 31:19). Бог знал, что после того, как народ Израиля войдет в землю Ханаанскую, он станет самодовольным и забудет о Его великой милости — спасе­нии от рабства египтян. Он дал им песнь через Моисея (Втор 32:1-43), которая ос­талась в их памяти на долгие годы и напоминала им об их отступлении от Господа, призывая вернуться к Нему.

Этот пример показывает общий принцип: песнь может быть о церкви, о послушании родителям и т. д. Сегодня детский песенный репертуар бо­гат. Есть много новых песен, но не все они подходят для прославления Бога. Сло­ва песен дети запомнят на всю жизнь, поэтому нам, преподавателям, приходится подбирать только самые лучшие песни, и для этого нужны критерии подбора.

Ø Мы предлагаем вам следующие критерии:

1. Бог — объект нашего поклонения. Нам не надо громко петь о том, как силь­но мы Его любим, или какие чувства у нас появляются, когда мы прославляем Бога или молимся Ему, или о том, как мы счастливы с Ним. Ведь бывают мо­менты, когда мы несчастны, но все равно прославляем Бога. Нужно петь о том, как Господь нас нашел в греховном мире, а не о том, что мы Его нашли или, стараемся что-то сделать для Него. Он достоин хвалы и только Он.

2. Подбирайте песни, которые отражают правильную доктрину. Нельзя петь песни, в которых учение о Боге высказано туманно или неверно. Преподава­тель должен подбирать те песни, которые подчеркивают и раскрывают исти­ну, преподаваемую во время занятия.

3. Слова и стиль песен влияют на формирование характера ребенка. Мы должны подбирать для разучивания те песни, которые действительно помо­гают сформировать у детей благочестивый характер.

4. Песни следует подбирать, учитывая возраст детей, их музыкальные способ­ности.

5. Пойте песни, которые дети любят петь.

Как преподаватель, подберите песни заранее, не надейтесь на то, что придет в голову. В начале занятия пойте знакомые песни, выбранные вами, чтобы не на­рушилась дисциплина. Потом разрешите детям самим выбирать их любимые песни. Пойте с энтузиазмом, в противном случае не ждите его от детей.

Ø Как разучивать новые песни

Существует несколько способов разучивания новых песен. Как вы будете разучи­вать, зависит от ваших собственных музыкальных способностей. Если вы с уверен­ностью играете на гитаре, синтезаторе или пианино и можете хорошо петь, то вы можете пропеть песню, а потом попросить детей повторить прослушанное. Уве­ренность в собственных певческих способностях более важна, чем способность иг­рать на инструменте, потому что можно петь без аккомпанемента.

1.Сначала разу­чите с детьми первую строчку припева. Когда они ее выучат, добавьте вторую, по­том третью и так далее. Выучив целый припев, начните разучивать куплеты таким же образом.

Попросите музыкантов вашей церкви помочь вам в проведении музыкальных занятий с детьми. Это могут быть члены хора, которые согласны уйти с бо­гослужения на пятнадцать минут, чтобы разучить с детьми песни.

2. Если есть молодежь или дети, которые играют на гитаре или учатся в музы­кальной школе, прибегните к их помощи. Пусть они разучат на музыкальных инструментах песни, которые вы учите в воскресной школе вместе с классом, и подыграют их на уроке. Возможно, у вас получится собрать небольшой оркестр. Поощряйте детей в музыкальном служении, потому что дети — это будущее вашей церкви.

3. Если вы не сможете найти музыканта, то прослушайте с детьми аудиозапись песен прославления и поклонения и пойте Господу вместе с аудиозаписью. Есть много хороших аудиозаписей детских песен, используйте их. Занятия музыкой основаны на «подражании». Преподаватель проигрывает музы­кальное произведение, ученики слушают, а затем исполняют его. В любом случае вам надо уделить время повторению слов песни с детьми. Для этого вам понадо­бятся листы со словами, песенники, плакат с крупными буквами текста песни, про­ектор для показа слов на экране или слова песни можно записать мелом на доске.

Ø Три шага разучивания песни

Каждую новую песню разучивают по определенному плану, который состоит из представления песни, объяснения и повторения.

1.Представление песни:

- Вам должны быть хорошо известны музыка и слова песни, даже если вы ис­пользуете при разучивании магнитофон.

- Пропойте песню с аккомпанементом или под фонограмму.

2. Объяснение:

В некоторых песнях нужно объяснить детям трудные слова и фразы. Чередуй­те пение с объяснениями. Не перегружайте детей чрезмерно объяснениями, это портит атмосферу поклонения. Не превращайте разучивание песни в проповедь.

3. Повторение:

Пропойте песню несколько раз, исправляя ошибки в словах и мелодии сразу. Если в классе есть маленькие дети, то можно повторить слова без музыки.

Не старайтесь выучить больше, чем две-три песни на одном занятии. Большое количество информации перегружает память. В основном дети хотят петь песни, которые они хорошо знают, поэтому обязательно включайте в каждое занятие хо­рошо знакомые песни и параллельно разучивайте новые, для того чтобы хорошие песни не надоели бесконечным повторением.

Ø Общее пение

Хорошо собирать для пения все классы вместе. Пение — групповое действие, которое способствует объединению людей перед Богом. По возможности дети могут исполнять песни на общем богослужении.

Некоторые дети стеснительны, особенно мальчики. Пение в группе помогает 1 снять напряжение. Не обращайте первое время особого внимания на тех, ктостесняется. Возможно, это пройдет без вашего вмешательства. Через несколько уроков попросите спеть первый куплет песни девочек, а второй — мальчиков. Поощ­ряйте их, даже если первый раз у них не все получилось. В следующий раз раз­делите всех детей на две команды и попросите их спеть песню по командам. Для этого можно попросить детей стать друг против друга. Похвалите детей - им это нужно. |

Подходите к разучиванию песен творчески, изобретайте новые способы испол­нения уже знакомых песен. Бог заложил в человеке творческие способности, и их нужно развивать.

Ø Использование музыкальных перкуссионных (ударных) инструментов

Дети любят играть на музыкальных инструментах. Вы можете приобрести треу­гольники, барабаны, свистки и различные ритмические инструменты и дать их де­тям, но если вы не сможете их найти или купить, нет проблем — вы сможете сде­лать их вместе с детьми. Вот некоторые инструменты, которые можно сделать сво­ими руками.

1. Шейкер. Возьмите чистую пустую жестяную банку и наполовину наполните ее сухим рисом. Аккуратно запечатайте отверстие толстым скотчем, для того, чтобы рис не просыпался. Все! Получился шейкер! Делая ритмичные движе­ния рукой с шейкером, дети помогут сделать песню более динамичной.

2. Водные колокольчики. Поставьте на стол пять стаканов. Налейте в каждый стакан разное количество воды. Дайте каждому ребенку один или несколь­ко стаканов и карандаш. Попросите их постукивать карандашом по стакану. При этом они будут звенеть на разные тона. Экспериментируя разным коли­чеством воды, можно настроить колокольчики под музыкальные инструмен­ты. Но даже если колокольчики не настроены, дети с удовольствием слуша­ют их звучание.

3. Колокольчик для коровы. Вам понадобятся большая жестяная банка из-под консервов, кожаный шнурок, молоток, гвоздь и большая гайка. При помощи молотка и гвоздя пробейте дырку в дне банки. Привяжите гайку к одному концу кожаного шнурка, а другой проденьте в отверстие и завяжите узел так чтобы гайка повисла в самом центре банки. У нас получился еще один инст­румент — музыкальный колокольчик, который носят коровы. Дети могут звонить в него во время пения.

4. Тамбурин. Каждому понадобятся две одноразовые тарелки, желательно тол­стые, пластиковые, маркеры или цветные карандаши, веревка и семь малень­ких бубенчиков. Также будут нужны острый карандаш или другой острый предмет и клей.

Раздайте каждому ребенку по две тарелки, маркеры или цветные каран­даши. Попросите их раскрасить донышко с наружной стороны тарелки. По­могите склеить тарелки по краям таким образом, чтобы в середине получи­лось пустое место. Когда клей высохнет, пробейте по краям семь дырочек, пользуясь карандашом или другим острым предметом. Вставьте в отверстия бубенчики, крепко привязав их ниткой. Вот, вы сделали тамбурин! Если вы не сможете найти бубенчики, то можно заменить каждый бубенчик парой старых ключей, неплотно связанных. Ключи будут звякать, как бубенчики.

5. Барабан из пластиковых бутылок. Возьмите пустую пластиковую бутылку с крышкой. Дети могут ударять по ней палочкой, имитируя звук барабана. Бу­тылки разных размеров дают разные тона. Можно взять две двухлитровые пластиковые бутылки с крышками и бить их друг о друга.

6. Перкуссионная (ударная) установка. Загляните в кладовку или на чердак и найдите там крышки от старых чугунных чайников или небольших кастрюль. Привяжите их леской к специально приготовленной стойке так, чтобы они сво­бодно болтались. Ударяя по ним металлическим предметом, вы получите звук, очень похожий на звук колокольчиков.

7. Бонги. Для их изготовления понадобятся банки из-под краски (2-6 литров). Когда вы используете содержимое банок для покраски забора, вымойте ее и обмотайте всю толстой веревкой, чтобы избавить звучание от металличес­кого отзвука. Не забудьте, что рабочей поверхностью будет не верх, а низ банки. Ударяя по нему руками, вы извлечете весьма необычный звук.

Это всего лишь несколько инструментов, которые вы можете сделать с детьми. Ис­пользуйте свое воображение, чтобы придумать другие. Веселитесь пред Господом!

Ø Песни с движениями

Если дети во время пения имеют возможность свободно двигаться, ведут себя не «по-взрослому», но выражают свои чувства и эмоции, то они с радостью будут ходить на занятия воскресной школы. Если ребенку в субботней школе неинтересно и нерадостно, вы сможете некоторое время удерживать его на таких занятиях родительской властью и авторитетом, но через несколько лет он будет искать любую причину, чтобы не пойти в церковь. Если ваши уроки неинтересны, имейте мужество это признать и исправьте положение.

Вы, наверное, замечали, что, рассказывая какую-либо увлекательную историю, дети обычно жестикулируют. Они дополняют свой рассказ языком жестов. Он ес­тественен и не выходит за рамки приличного поведения. Мы, взрослые, принимаем их способ общаться с нами, так выражая свои эмоции, чувства, и даже поощря­ем их рассказ красноречивым удивлением, помогаем им, невольно погружаясь в их красочный и такой прекрасный мир, подыгрываем, на какое-то время оставляя свой «взрослый», во многом придуманный мир. И никому из нас не приходит в голову запретить детям общаться с нами именно так: выплескивать свои эмоции, смеять­ся в нашем присутствии. Напротив, если ребенок грустный, не улыбается, не игра­ет с другими детьми в подвижные игры, мы беспокоимся — не заболел ли он?

Чувства — это данная Богом способность ощущать мир вокруг нас, наша внут­ренняя реакция на дела и события, с которыми мы сталкиваемся. Эмоциональный мир человека бесконечно богат. Выражение горя, радости, сострадание, отчаяние — все создал Бог. Он вложил в нас способность реагировать на все, что окружа­ет нас, наделив при этом способностью управлять своими чувствами, проявлять или сдерживать их. Библия призывает человека выражать чувства радости и веселья при прославлении Господа. Христос призывает:

«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:12). Давид отве­чает Господу: «Буду радоваться и веселиться о милости Твоей...» (Пс 30:8). Множество других текстов Священного Писания призы­вает народ к радости. Притча о блудном сыне заканчивается ярким примером веселья и ли­кования в доме отца, дождавшегося своего сына (Лк 15:23).

Писание призывает: « Да веселится Израиль о Создателе своем» Пс 149. Не нужно воспитывать в детях фарисейство. Мрачный вид лица и святость не имеют между собой ничего общего. Христос предостерегал: « Берегись закваски фарисейской, которая есть лицемерие» Лк.12:

Ведь в наших церквях порой люди бывают серьезнее, чем Сам Господь.

Радость детских сердечек должна выражаться внешне. Это песни с улыбкой и с движениями. Двигаться для детей так же привычно и нормально, как взрослым сидеть на диване без движения. Дети легче запоминают песни, в которых есть дви­жения. И поют их с большим удовольствием. Цель учителя — донести смысл песни до сознания ребенка. Возрастная психология советует, что это сделать легче, если дети вовлечены в двигательный процесс, то есть, если задействованы все сферы восприятия ребенка. В этом случае слова песни ассоциируются у ребенка с опре­деленными движениями рук, головы, тела. Дети рисуют образы движениями, а мы, взрослые, должны помочь им правильно воспринимать истины, заложенные в тек­стах христианских песен.

Ø Несколько слов о постановке голоса у детей


Мы не ставили перед собой задачу раскрыть тему «Как научить детей правильно петь». В этой главе мы поговорим лишь о некоторых базовых понятиях. Дети поют, в основном, правильно. Правильное дыхание в них заложено от природы. То есть они, правильно набирают воздух для пения. Основной признак неправильного певческого дыхания вы увидите очень быстро: поднятые плечи в момент набирания воздуха перед началом пения. Это означает, что ребенок наби­рает его только в легкие. Научите таких детей набирать воздух диафрагмой (животом). Перед началом пения можно потрениро­ваться, сделав несколько соответствующих упражнений. Набирая воздух, проследите за тем, чтобы при втягивании воздуха разду­вались «бока». Поставьте руки на талию — она должна расши­ряться. Попросите детей экономно расходовать воздух, перед началом пения задерживать дыхание, а затем следить, чтобы воздух не выходил быстро во время пения.

То, что называется «постановкой голоса» у взрослых, зачастую становится ис­правлением неверных навыков пения, неправильного дыхания. Следите за тем, что­бы дети пели естественно, не кривлялись, подражая кому-либо. Постарайтесь на­учить детей петь с энтузиазмом. Для этого нужно самому научиться петь таким же образом, дети будут подражать преподавателю.

Научите детей петь достаточно громко, но не кричать. Требуйте от них четкого произношения слов. Ошибки в произношении и мелодии исправляйте сразу же, не оставляйте без внимания.

Ø Другие способы использования музыки на занятиях воскресной школы

Дети, выросшие в христианских семьях, с пеленок, возможно, слышат и знают весь христианский репертуар общего и хорового пения. Те дети, которые посещают воскресную школу недавно, или те, кто пришел в воскресную школу из семей неверующих родителей, нуждаются в ознакомлении с христианскими песнями. Наряду с разучиванием новых песен рекомендуется прослушивать с детьми аудиозаписи лучших образцов христианских песен. Это могут быть сольные песни, ансамбли, профессиональные и детские хоры. Можно включать аудиозапись детям до или после занятия или во время рисования или рукоделия. Приятно общаться и заниматься творчеством при звуках музыки.

Тест

I, Зачем детям нужно прославлять Бога?

2. Назовите критерии подбора песни, которую вы хотели бы разучить с детьми.


3. Перечислите три шага разучивания песни.


4. Назовите другие способы использования музыки на занятиях воскресной школ