Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
Главная Дети Семинары по ДСШ Заучивание памятного стиха
Заучивание памятного стиха PDF Печать Email

Заучивание памятного стиха и разучивание Библейских стихов

В сердце своем сокрыл я слово Твое. Пс118:11

8 мая 1984 года американский миссионер Вениамин Вир шел на работу вместе с женой. Дело происходило в Бейруте. Внезапно возле них затормозила маши­на. Двое молодых мусульман-шиитов, чьи лица были закрыты платками, выскочи­ли, схватили Вира и втолкнули его в машину, бросив на пол возле заднего сиде­нья. Автомобиль помчался по городским улицам. Террористы натянули миссио­неру на голову мешок и обмотали его тело скотчем так, что он был не в состоянии пошевелиться. Вир не имел не малейшего понятия, где находится.

Первое, что пришло ему в голову: «Эти люди ошиблись. Они похитили не того человека». Но, похоже, они не ошиблись.

Второе, что пришло ему в голову, был стих из Притч: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях познавай Его, и Он направит стези твои» (Пр 3:5-6).

Его привезли в неизвестный дом в незнакомой местности и заперли в комнате, привязав к радиатору батареи. Он пробыл в этой комнате 16 месяцев. В течение этого времени он ни разу не видел лиц своих похитителей, а только говорил с ними сквозь дверь. Перед тем, как они вносили в комнату еду. Вир должен был надеть на голову мешок. Лишь после того, как они уходили, он мог снять мешок и есть.

На первых порах заточения единственной Библией, которой Вир располагал, были стихи, некогда заученные им в детстве и в годы изучения и преподавания Библии. Он отсчитывал дни, процарапывая ногтем ежедневные отметины на сте­не. По субботам он тайком оставлял маленький кусочек хлеба, прятал его под по­душку, а рано утром в воскресенье вставал на молитву. Молясь, он мысленно воскрешал в уме стихи из Писания, которые помнил, брал и ел хлеб, который оставил, таким образом, вспоминая, что он не оторван от любви Бога и от общения в теле Христовом. Большинство российских учебников для воскресных школ говорят о заучива-ии «Золотого стиха». Золотой стих — это ключевой стих, который детям необхо-имо знать наизусть. Он называется золотым, поскольку кратко подытоживает авные мысли занятия.

В размышлениях о том, как учить детей запоминать стихи из Писания, необхо-мо взвесить как позитивные, конструктивные результаты, так и возможные риск проблемы, которые может вызвать требование заучивать стихи.
(Несмотря на некоторые потенциальные трудности, с которыми связано заучива­ние стихов, это задание весьма полезно для большинства детей.

Способы заучивания стихов

Здесь приведены некоторые способы заучивания стихов. Каждый способ по-свое­му успешен в свое время и на своем месте. Наряду с ними существует немало дру­гих способов, столь же пригодных для использования.

Простое повторение

Наиболее распространенный способ выучить с детьми стих - попросить детей повторять его за вами. Если вы собираетесь вос­пользоваться этим способом, начинайте с повторения самых пер­вых слов стиха. Когда они выучат первые слова, добавьте к ним пару следующих. Например, при разучивании стиха из Евангелия от Иоанна (3:16) можно предложить детям повторять за вами сле­дующие слова:

«Ибо так...» (дети повторяют). «Ибо так возлюбил Бог...» (дети повторяют). «Ибо так возлюбил Бог мир...» (дети повторяют). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного...» (дети повторяют).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы вся­кий, верующий в Него...» (дети повторяют).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы вся­кий, верующий в Него, не погиб...» (дети повторяют). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы вся­кий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (дети повторяют). Повторение стихов можно превратить и в более интересное занятие, предложив детям произносить их по-разному: громче, тише, шепотом. Заодно можно сопро­вождать фразы движениями рук.

2. Повторение стиха по очереди группами детей

Простое повторение стиха может наску­чить довольно быстро. Оно станет зани­мательнее, если при каждом повторе вы будете обращаться к разным группам де­тей. К примеру, одну фразу вы попроси­те произнести только мальчиков, другую только девочек; обратитесь к тем, кто одет в красное, и к тем, у кого в одежде есть синий цвет; к светловолосым и тем­новолосым. Подобных объединений в группы можно придумать очень и очень мно­го. Дети будут слушать очень внимательно, чтобы не пропустить своей очереди. Им будет не скучно повторять одни и те же слова. И прежде, чем они осознают, в чем дело, стих прочно осядет у них в голове.

3. Напишите весь стих на доске и попросите детей прочесть его вслух несколько раз. С каждым повтором стирайте по одному из написанных слов.

Этот способ подходит только, если дети умеют читать. Напишите стих большими буквами на доске — мелом или маркером. Несколько раз прочтите его вслух вмес­те с детьми. На четвертый раз начните стирать по одному слову после каждого про­чтения. Так, если вам предстоит заучить с детьми 1 Петр 5.7, изначально на доске будет написано:

«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас».

После того, как дети несколько раз прочтут вслух эту строку, сотрите одно из слов, например, слово «печется»:

«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он о вас».

Попросите детей заново повторить стих, не забыв произнести пропущенное сло­во. После чего сотрите еще одно слово:

«Все ваши возложите на Него, ибо Он о вас».

Снова попросите детей прочесть стих, не упустив слов, которые вы стерли. Про­должайте делать пропуски:

«Все ваши возложите на ибо Он о вас».

Попросите детей произнести весь стих целиком. Продолжайте стирать слова, каждый раз предлагая детям припомнить написанное, пока на доске не останет­ся ни одного слова, и дети будут воспроизводить стих по памяти, без какой бы то ни было визуальной поддержки.

4. Игра с упорядочением слов

Приготовьте игру, сделав два или более комплектов кар­точек со словами заучиваемого стиха. На каждой карточ­ке напишите или напечатайте одно из слов или знаков пре­пинания, которые содержит этот стих. В каждом комплек­те должны быть все слова и знаки препинания. Существу­ет не менее двух вариантов этой игры.

А) Можно заготовить отдельные комплекты карточек — в игре принимают участие несколько групп. Поделите ваш класс на две или более групп. Каждой группе вручите комплект карточек со слова­ми разучиваемого стиха, предварительно их перемешав. Задача детей — располо­жить слова стиха по порядку. Выигрывает команда или группа, которая первой вос­становит стих в первоначальном виде. После того, как все группы расположат сло­ва стиха в правильном порядке, дети должны все вместе прочесть его вслух. Б) Другой вариант: приготовьте один комплект карточек, перемешайте их и вручите детям, чтобы те разложили их правильно. Вы также можете предложить детям самим изготовить комплект карточек по слову на каждой, чтобы любой ре­бенок мог потренироваться самостоятельно, перемешивая карточки, сортируя их по порядку, восстанавливая и произнося вслух заучиваемый стих.

5. Изготовьте и украсьте рукопись

В древние времена монахи переписывали Библию от руки. Как известно, они не только переписывали библейский текст, но затейливо и с любовью украшали многие буквы. Подобно тому, как во многих церквях отдельные слова из Писания написаны красками на церковных стенах, дети мо­гут изготовить рукопись библейского стиха, прилежно разу­красив буквы и вложив в это занятие весь свой художествен­ный талант. Такая неспешная декоративная работа, как пра­вило, означает, что дети отнесутся с пристальным вниманием к выписываемым ими словам; пока они будут их разукрашивать, те накрепко осядут у них в памяти.

6. Сделайте плакат

Вы можете изготовить плакат с библейским стихом, написанным крупным, ярким и легко читаемым шрифтом. Можно держать его в руках, повторяя с детьми слова стиха, или же повесить на стену — в месте, где всем будет видно. Это позволит де­тям зрительно следить за тем, что они слышат и повторяют вслух. Важно, чтобы каждый ребенок мог без труда видеть стих с того места, где он сидит. В противном случае, дети будут напрягать глаза и ошибаться, не в силах прочесть слова. Одна­ко этот способ также не подходит для детей, которые не умеют читать.

7. Предложите детям написать слова в тетради или распечатайте стих, чтобы дети разучивали его с родителями

Попросите детей записать слова библейского стиха в тетради. Они могут взять ее домой и заучивать текст наизусть как домашнее задание. При работе с детьми млад­шего возраста вам придется размножить стих на ксероксе или переписать от руки, сделав на листах примечание для родителей. Попросите их разучивать с детьми стих в течение всей недели к следующему воскресенью, чтобы дети смогли прочесть его по памяти на очередном занятии.

8. Исполните песню или сочините ее

Некоторые стихи легче петь, чем декламировать. Если песня, где в качестве текста взяты слова из Писания, уже существует, то просто пойте ее. Такие стихи, как «Ищи-

те прежде Царства Божьего», уже положены на музыку. Если же необходимой вам песни не существует, возможно, вам удастся подобрать к словам Писания подхо­дящую мелодию.

9. Используйте наглядные пособия

Иногда может пригодиться рисунок. При заучивании стиха «Гос­подь — Пастырь мой» из 22-го Псалма картинка, изображающая пастыря со своим стадом на фоне зеленеющей долины, способ­ствует запоминанию с помощью зрительной ассоциации. Этот спо­соб может пригодиться и при разучивании других стихов.

Некоторые советы

— Не начинайте заучивания Писания с длинных стихов.

— Не заучивайте новый стих, пока не убедились, что дети достаточно хорошо запомнили предыдущий.

— Есть правило, касающееся маленьких детей: сколько лет ребенку, столько и должно быть, примерно, слов в золотом стихе. Выполняя это правило, учи­тывайте многозначность встречающихся в тексте слов, обозначающих абст­рактные или сложные понятия.

Выбор стиха

— золотой стих должен быть связан с темой занятия.

— не обязательно на каждом занятии заучивать новый стих.

Награды

В воскресных школах нередко принято награждать детей за вы­ученные стихи из Писания. Это вызывает желание заучивать сти­хи и может побудить к тому, что дети будут стремиться как мож­но лучше и быстрее выучивать стихи, которые им задают. Дети с нетерпением ожидают поощрения. В некоторых воскресных школах принимают в расчет целый ряд обстоятельств — при­ход на занятие вовремя, посещаемость, выученные стихи и так далее. Существует целая система баллов, и детям, набравшим в течение недели определенное их количество, позволяется выбрать себе маленькие подарки в школьном магазине. Для многих детей это весомый стимул. К сожалению, подобное стремление может иметь и негативные последствия. Становится очевидным, что дети упускают из виду духовную сущность Писания, если их цель -выиграть приз.

Но есть и другой вариант. Мы советуем использовать такие способы заучивания, которые позволяют получить награду всем классом. Пусть заучивание стихов будет групповой, а не индивидуальной задачей. Всегда есть дети, которым заучивание стихов дается с трудом. Несмотря на то, что они стараются изо всех сил, у них мало что получается. Пусть дети, у которых есть дар заучивать наизусть, помогут тем, кто слабее. Если вся группа (или 98 процентов) выучила стих, наградите группу цели­ком. Этот подход помогает развивать чувство общности и командный дух. Он по­могает созидать тело Христа в группе воскресной школы.

Дети из воскресной школы подготовили представление для показа в церкви — декламацию библейских стихов. Когда пришел черед одного маленького маль­чика, он забыл слова. Его мать, сидев­шая в переднем ряду, пыталась подска­зать ему, жестикулируя, но это не по­могало. Нужные строки начисто исчез­ли из его памяти. В конце концов, она наклонилась вперед и шепотом произнесла реплику сына: «Я свет миру». Ребенок засиял и громко произнес: «Моя мама — свет миру».


Проверочный тест

1. Какой библейский стих называют «золотым»?

2. Назовите положительные аспекты заучивания золотого стиха.

3. Какие проблемы могут появиться при разучивании золотого стиха?

4. Перечислите способы заучивания золотых стихов.