Общение |
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ СОБЕСЕДНИКА
ТЕХНИКА СЛУШАНИЯ, РЕАКЦИЯ СЛУШАТЕЛЯ В общении важную роль играет создание определенного образа человека (организации), своеобразного имиджа. Тот, кто хочет успешно общаться, должен как можно больше узнать о своем партнере: 1. В каком он настроении? 2. Какие у него проблемы? 3. Как в данной ситуации сказать ему то, что повысило бы его самооценку и чувство собственного достоинства? 4. Как помочь ему выполнить ваше задание? Помогут вам в этом приемы техники слушания. Слушание - это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. В ходе общения происходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в схеме: передача информации (говорящий кодирует информацию в словах) - понимание информации (слушающий извлекает информацию). Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, когда у собеседника создастся ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, понимающим его. А.В. Аграшенков (1997) предлагает следующие рекомендации, опираясь на которые можно точнее, правильнее понять собеседника. Старайтесь сдерживать попытку прервать собеседника. Прежде чем ответить, дайте ему возможность высказаться. Своим поведением подчеркните, что вам интересно его слушать. Если вам недостаточно полученной информации, попросите повторить или пояснить то, что не совсем понятно. Постоянно оценивайте свое понимание сообщения. Дайте собеседнику время высказаться. Многие люди думают вслух и «на ощупь» идут к своей позиции, поэтому первоначальное высказывание часто является лишь грубым приближением к основной их мысли. Чтобы человек открыл и выразил свою мысль до конца, вы должны предоставить ему время и возможность свободно высказаться. Ни в коем случае не показывайте собеседнику, что его трудно слушать. Напротив, проявите по отношению к нему полное внимание и расположение. Случайного кивка, восклицания или замечания будет достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность. Повторите высказывание говорящего. Если собеседник уже высказался, воспроизведите главные момент его монолога своими словами и поинтересуйтесь, так вы его поняли. Это застрахует вас от любых неясностей и недоразумений. Избегайте поспешных выводов. Это один из главных: барьеров эффективного общения. Воздержитесь от скороспелых оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца. Не заостряйте внимания на речевых особенностях собеседника. «Какой медлительный!», «Какой монотонный субъект!», «Какой надоедливый» - такие мысли иногда, собеседник может вызвать у нас, поэтому в разговоре ним мы слишком нетерпеливы. Если вы считаете себя хорошим собеседником, вас не должны отвлекать манеры, выразительные средства, которыми пользуется партнер. Спокойнее реагируйте на высказывания. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, то это влияет на восприятие другого. В таком случае включаются эмоциональные барьеры. Слушатель с трудом подбирает контраргументы, чтобы защититься, и находит себе моральную поддержку в полном отрицании всего, что говорит партнер. Хороший слушатель старается сдерживать волнение, не разбрасывается по мелочам, а ищет и находит главную мысль, смысл высказывания, основное содержание сообщения. Не лицемерьте. Не притворяйтесь. Когда уже ясно, что бесстрастная, надоедливая и неинтересная речь собеседника совсем лишена полезной информации, мы часто начинаем притворяться: высказываем подчеркнутое внимание к нему, в то же время взгляд останавливается, мы становимся рассеянными. Стоит партнеру заметить это, его мысли путаются, и он теряет суть высказывания. Будьте, внимательны. Плохого слушателя все отвлекает: звуки с улицы, телефонный звонок, хождение людей, которых видно через открытую дверь. Хороший слушатель либо сядет так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует свое внимание только на словах партнера. Ищите истинный смысл слов собеседника. Помните, что не всю информацию удается вложить в слова. Слово дополняется изменением тональности и окраски голоса, мимикой, жестами, движениями и наклонами тела. Следуйте за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности. Хороший слушатель анализирует, какие факты являются побочными, второстепенными, а какие - главными, основополагающими. Он взвешивает их информационную ценность, сравнивает друг с другом, чтобы понять, какая мысль кроется за ними. Не монополизируйте разговор. Собеседник, который стремится занять доминирующее положение в любой ситуации или который, как ему кажется, знает все о предмете разговора, - чаще всего плохой слушатель. Приспосабливайте темп мышления к речи. Скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи. Когда мы слушаем собеседника, мы не пассивны: наш мозг усиленно работает. Пока говорит партнер, старайтесь подготовить коп траргументы: суммируйте все сказанное, спросите себя, те ли факты вы выбираете для анализа, объективна ли ваша точка зрения, действительно ли партнер говорит вам самое главное. Реакция слушателя, приемы слушания бывают следующие (по Л.Д. Столяренко): 1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции). 2. Поддакивание (<<ага», «угу», <<да-да», «ну», кивание головой). 3. «Эхо-реакция» (повторение последнего слова собеседника). 4. «Зеркало» (повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов). 5. «Парафраз» (передача высказываний партнера другими словами). 6. Побуждение («Ну и...», «И что дальше?»). 7. Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»). 8. Собственно вопросы: (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?). 9. Оценки, советы. 10. Продолжение (когда слушатель вклинивается речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова). 11. Эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, «скорбная мина»). 12. Неадекватные высказывания (не относящиеся делу или относящиеся лишь формально). 13. Логические следствия из высказываний партнер,' например, предположение о причине события. 14. «Хамоватая реакция» (высказывания типа: «глупости», «ерунда все это»). 15. Расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели). 16. Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера) Стремитесь в процессе общения слушать, используют три такта: поддержка - уяснение - комментирование. На этапе поддержки основная цель - дать возможность человеку выразить свою позицию. Уместная реакция слушателя на этом этапе: молчание, поддакивание «эхо», эмоциональное сопровождение. На этапе «уяснения» цель - убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие, наводящие вопросы На этапе «комментирования» слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного: советует, оценивает комментирует. ВИДЫ СЛУШАНИЯ Активное слушание - вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести до вас собеседник, путем задания уточняющих вопросов типа: «Правильно я вас понял, что...?», парафраз: «Таким образом, вы хотите сказать...» или «Другими словами, вы имели в виду...». Применение этих простых приемов общения позволяет достичь сразу двух целей: 1. Обеспечивается адекватная обратная связь, у вашего собеседника появляется уверенность в том, что передаваемая информация правильно понята. 2. Вы косвенным образом информируете собеседника о том, что перед ним равный ему партнер. Занятие вами равной партнерской позиции означает, что оба собеседника должны нести ответственность за каждое свое слово. Использование навыков активного слушания очень поможет, если вам свойственна позиция «жертвы», так как применение новых приемов не только сбивает с привычной позиции авторитарного собеседника, но и поднимает вас до Уровня равного разговора, дает возможность сосредоточиться на существенных моментах разговора, а не на собственных переживаниях и опасениях. Активное слушание незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда ваш партнер по общению равен или сильнее вас, а также в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, настроить собеседника на деловую волну, если у вас возникает желание надерзить вашем партнеру, развить начавшийся конфликт. Типичной ошибкой людей при применении активного слушания является часто формальное следование правилам. В таких случаях человек задает нужный» вопрос «Правильно ли я вас понял, что...», но, не услышав ответа, продолжает развивать аргументы в пользу своей собственной точки зрения, фактически игнорируя точку зрения собеседника. Потом такой человек удивляется, что техника активного слушания не работает: «Я же сказала». «Если я вас правильно понял, то...», а мы все равно не поняли друг друга, и собеседник стал злиться на меня. Дело в том, что активное слушание подразумевает постоянное осознание своей точки зрения и только при наличии фильтра «Я хочу тебя понять» или отсутствия всяких фильтров вообще оно будет работать. Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае, приемы активного слушания не срабатывают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником,сейчас всего лишь человек, который не контролирую свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно - успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только потом с ним можно общаться «на равных». В таких случаях эффективно работает прием пассивного слушания. Пассивное слушание - умение дать понять собеседнику, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и его вы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «да-да, угу-угу», «ну конечно» Эмоциональное состояние подобно маятнику: дойдя высшей точки эмоционального накала, человек начин успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается дойдя до высшей точки, затем падает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то выговорившись, человек успокоится, и после этого вы можете общаться с ним нормально. Не молчите, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека тем более. Не задавайте уточняющих вопросов, потому что вопрос: «Ты хочешь сказать, что она тебе сказала то-то и то-то?», заданный в ответ на реплику: «И ты представляешь, тут она мне говорит..., а я ей отвечаю...!», только вызовет взрыв негодования у вашего партнера. Не говорите партнеру:«Успокойся, не волнуйся, все уладится» - он этих слов адекватно понять не может, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Иногда в таких случаях полезно «пристроиться» к партнеру, повторить его слова, эмоции, движения, т.е. вести себя так, как он, разделять его чувства. Но если вам это чуждо, лучше не пытаться повторять действия, слова эмоционального партнера, - он, заметив вашу неискренность, оценит ваши действия как издевательство над его чувствами. Если эмоции партнера направлены на вас. главная задача - не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в его эмоциональное состояние, это точно приведет к бурному конфликту, выяснению отношений. Пассивное слушание требует определенной душевной работы, работы по осознанию и самого себя. Приемы пассивного слушания будут действенными только тогда, если вы предварительно осознаете, что чувствуете вы сами в данный момент, способны ли вы без искажающих фильтров услышать ту эмоцию, которая сейчас доминирует у вашего партнера, не относя ее к себе, не заражаясь ею, не реагируя на нее. Если да, то ваше слушание будет успешным, если же нет, то вы лишь поддадитесь тому эмоциональному напору, который исходит от вашего собеседника, и фактически явитесь объектом его манипулирования вами. Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать эти Чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника И разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слуша ния - такого, которое дает другому человеку облегчение открывает ему новые пути для понимания самого себя. Правила эмпатического слушания: 1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отойти от готовых установок предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции. 2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято. 3. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, чтобы разобраться в своем переживании. 4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание - интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, не объяснять ему причину возникновения этого чувства. Замечание типа: «Так это у тебя от того, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» могут вызывать ничего, кроме ответной агрессии и защиты. 5. В случаях, когда партнер возбужден и беседа складывается таким образом, что партнер говорит «не закрыв, рта», а ваша беседа носит достаточно доверительный характер, вовсе необязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами типа «да-да», «угу кивать головой или повторять его последние слова. 6. Методика эмпатического слушания применима толь в том случае, когда человек сам хочет поделиться как ми-то переживаниями. В случае же, когда он задает прблемные вопросы: «А вы не знаете, что означает то-то?» Если партнер просто не хочет говорить с вами, а вы бы очень хотели обсудить с ним что-либо, применение эмпатического слушания просто невозможно. Правила эмпатического слушания нелегко выполнять: нужно осознать свое «Я», свой опыт. Например, вы от собеседника слышите: «Ты знаешь, глупость и бестактность начальника меня убивает...» - и вдруг ощущаете прилив возмущения и сопереживания к говорящему, потому что сами пережили то же в своей жизни. Эмпатического слушания не возникнет, если вы не сумели осознать свое «Я» своих собственных эмоций. И тогда в вашей душе освободится место для чувств другого человека. Состояние эмпатического слушания - состояние души без фильтров. Возможно, это удивительное эмоциональное состояние, когда душа открыта, и есть естественное состояние человека с высокой самоценностью, самодостаточностью. Такой собеседник «резонирует» с душой партнера, но продолжает оставаться самим собой. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Перечислите техники слушания. 2. Дайте определение процессу слушания. 3. Что включает в себя активное слушание? 4. Дайте определение эмпатическому слушанию. 5. Что включает трехтактная схема слушания? 6. Какие виды слушания вы знаете? 7. Проанализируйте и обоснуйте эффективность приемов, перечисленных «Техника слушания, реакция слушателя». 8. Раскройте особенности применения пассивного слушания. 9. В чем смысл рекомендаций, предложенных А.В. Рашенковым? 10. В каких случаях, на ваш взгляд, лучше применять Приведенные в теме методы слушания?
|