Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Мотивы PDF Печать Email
Если вы хотя бы раз пытались ответить на один из двух взаимосвязанных вопро­сов:

«К чему стремится этот человек?» и «Насколько сильно он к этому стремится?» - вы волей или неволей занимались анализом мотивации поведения человека.

Мотивация — это совокупность психических процессов, которые придают пове­дению энергетический импульс и общую направленность.

Иначе говоря, мотивация - это движущие силы поведения, т. е.

проблема мотивации является проблемой причин поведения индивида.                                                   \   Представьте себя руководителем какой-нибудь организации, например торговой компании. Вы пришли на работу как всегда в 9.00. Секретарша сообщила вам, что вы приглашены на внеочередное собрание учредителей компании. Об этом вас письмен­но извещает председатель правления. Невольно в голову приходят мысли такого рода:

«Почему они созвали внеочередное собрание? Почему приглашают меня против обыкновения?» Не успели вы как следует обдумать первую мотивационную загадку, как в 9,30 перед вами возникла другая: из отдела продаж поступила информация об отказе одного из крупных клиентов от возобновления контракта. Вы связываетесь с клиентом, пытаетесь узнать причины отказа, а в ответ слышите нечто уклончивое.

Через 15 минут в кабинет вошла секретарь и  принесла бумаги на подпись. Подняв  на нее глаза, вы обнаружили на лице какое-то странное выражение: толи  ликование, то ли злорадство. Опять загадка! И это только за 45 минут рабочего времени. Очевидно, что от того  насколько правильными и точным окажутся ваши ответы на эти и  другие подобные вопросы,  зависит не только ваш успех как менеджера, но и процветание всей организации.

Необходимо, отметить, что  основные теории мотивации разработаны в двух, резко различающихся между собой  методологических тенденциях: феноменологический и экспериментальный подход в изучении мотивации.

Рассмотрим решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма.

Бихевиористские подходы являются строго экспериментальными, они построены в традициях естественнонаучного знания.

 Это означает, что каждая теория начинается с выдвижения некоторых постулатов, базовых положений, из этих постулатов выво­дятся следствия, которые подвергаются экспериментальной проверке, в результате которой происходит неизбежная и необходимая корректировка основных положений теории.

 В то же время подавляющее большинство психоаналитических и гуманисти­ческих концепций разрабатываются и применяются на практике (например, в психо­терапии) без какой-либо экспериментальной проверки .Поэтому они несут в себе чрезмерную долю субъективизма и умозрительности.

Основой активности индивида, с точки зрения бихевиоризма, является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Здесь важно обратить внимание на то, что речь идет только о физиологических нуждах человека, которые по своему содержанию мало отличаются от потребностей животного. Основой любой активности человека, таким образом, можно считать потребности пить, есть, испытывать сексуальное удовлетворение, находиться в нормальных температурных условиях и т. д.             

Люди что-либо делают потому и только потому, что у них существует неудовлетворенность некоторой физиологической потребности или напряжение, вызванное возникшей нуждой.

По мнению большинства классических бихевиористов, основным механизмом  мотивации является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой, вновь привести значения физиологических показателей в норму.

Данный механизм носит  название принципа гомеостаза:

при отклонении от нормы система предпринимает некоторые действия с тем, чтобы вернуться в исходное состояние; если же все показатели находятся в пределах;               нормы, система не делает ничего.

Иначе говоря, человек начинает проявлять актив­ность, только когда у него существует некоторая физиологическая нужда (потребность); после же того как потребность удовлетворена (напряжение снято), соответ­ствующая активность прекращается.

Простой пример: вы за рулем автомобиля;  вы  поворачиваете руль только тогда, когда машина отклоняется от желаемого курса.

Если та или иная форма поведения привела к снятию напряжения, к удовлетворе­нию некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы поведе­ния в дальнейшем (при возникновении соответствующей нужды) растет («закон эф­фекта»), и наоборот, если удовлетворение не наступило, то вероятность повторения данного действия уменьшается.

В арсенале каждого из нас множество вариантов поведения: мы умеем ходить, го­ворить, писать, читать и т. д. Некоторые из нас владеют игрой на музыкальных инст­рументах, или водят машину, или способны написать стихотворение. Как вырабаты­ваются все эти формы поведения?

Процесс научения, или выработки некоторого варианта поведения, по мнению бихевиористов, возможен при наличии двух основ­ных условий:

наличия потребности и подкрепления, т. е. того, что эту потребность способно удовлетворить.

 Голодная крыса мечется по клетке в поисках пищи, случайно нажимает на педаль, вслед за этим открывается кормушка, и голодное животное получает пищу, В дальнейшем при возникновении голода вероятность нажатия этой  крысой на педаль при условии получения вслед за этим подкрепления (пищи) будет  все выше. В конце концов животное выработает устойчивое поведение: возникает голод — крыса бежит к педали и нажимает на нее. Легко видеть, что специфика поведения определяется не потребностью самой по себе, а особенностями среды, подкреплением: если бы для того, чтобы получить пищу, было бы необходимо встать на задние лапы, крыса бы в итоге научилась делать и это.

Таким образом, способ поведения  не связан однозначно с той потребностью, на удовлетворение которой он направлен: поведение формируется под влиянием факторов среды, определяется  структурой подкреплений, а вызывается наличием физиологической нужды типа жажды, голода, сексуальной депривации и т.п.

Рассмотрим психоаналитические  теории мотивации:

Основоположником был Фрейд. Одним из центральных положений его теории является убеждение, что любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами.

Основой мотивации поведения, по мнению Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные_инстинкты-_физизеские потребности  организма. Индивид стремится снизитъ напряжение до минимального уровня.

И в этом плане концепция Фрейда сходна с бихевиористсткой точкой зрения:тот же принцип гомеостаза и снятия напряжения.

 Но есть и существенные отличия. Индивид стремится вернуться в некоторое исходное состояние (которое было нарушено рождением и последующим развитием) вплоть до небытия.

Основными инстинктами, по мнению Фрейда, являются инстинкты жизни и смерти.

 Инстинкт жизни может принимать две основные формы:

 воспроизведения себе подобных (половая потребность)

 поддержания жизни индивида (обычные  физиологические потребности).

 Следует, однако, отметить, что инстинкт жизни первого типа (половая потребность) играет в концепции Фрейда особенно важную роль. Инстинкт смерти является противоположностью инстинкта жизни и выражается в таких, например, формах поведения, как агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение.

На первый взгляд, предположение о существовании инстинкта смерти выглядит, по меньшей мере, странным. Однако необходимо иметь в виду, что для философских  воззрений Фрейда был  характерен психический дуализм: подчеркивание борьбы и противостояния двух противоположных начал. Динамика этой борьбы собственно и является основой развития и функционирования, как отдельного индивида, так и общества в целом. Все во вселенной стремится к неизбежному распаду, исчезновению, и жизнь как способ opганизации, объединения есть только тот краткий промежуток времени, когда индивид одерживает победу над этим распадом. Но даже в течение этого краткого промежутка  времени индивида увлекает за собой инстинкт смерти. Инстинкты жизни (Эрос) и  смерти (Танатос) идут рука об руку: любовь соседствует с ненавистью, питание с обжорством, любовь к себе — с самоистреблением и саморазрушением.      

Инстинкты обеспечивают индивида энергией, которая является источником его активности. Причем, если непосредственное удовлетворение инстинктивной потребности по каким-либо причинам невозможно (наличие моральных ограничений, страх наказания и т. п.), энергия инстинкта может быть направлена в другое русло: разрядка напряжения может происходит за счет выполнения совсем других — не связанных с инстинктом — видов деятельности.

Представьте себе паровой котел, в нем высокое давление, и, если не выпустить пар, его может разорвать. Необходимо открыть кла­пан. Если один из основных клапанов закрыт (например, немедленное сексуальное удовлетворение невозможно), приходится пользоваться другими (политикой, творчеством, бизнесом).

Такое направление энергии инстинкта в иное — в отличие от прямого удовлетворения потребности русло называется сублимацией.

Сублимация — направление энергии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности

Решение проблемы объяснения человеческого поведения, таким образом, состоит в выяснении |причин направления инстинктивной энергии в то или иное русло.

Последователи Фрейда во многом отошли от позиций своего учителя. Однако в | каждой из последующих психоаналитических теорий сохранялся некоторый сущственный элемент сходства с фрейдизмом.

К. Юнг, например, так же, как и Фрейд, считал разрядку напряжений  основным механизмом мотивации. Однако, в отличие от Фрейда, он полагал, что орга­низм стремится к самореализации. Общество подавляет не только сексуальные, или «плохие», импульсы, но и здоровые стремления. Одним из наиболее известных понятий в концепции Юнга является коллективное бессознательное, которое содержит, опыт всего человечества, мудрость веков, накопленную за всю историю и передаю­щуюся от поколения к поколению. Коллективное бессознательное является основой индивидуального бессознательного, которое играет существенную роль в поведении индивида.

Другой ученик Фрейда,  А.Адлер, говорит о том, что человек рождается слабым и беспомощным, переживая базовое универсальное чувство неполноценности. Для того чтобы преодолеть беспомощность и чувство неполноценности, индивид стремится к превосходству и совершенству. Стремление к совершенству, а не к удовольствию, по мнению Адлера, является основным принципом мотивации человека.

Хорни исходила из аналогичного адлеровскому тезиса о беспомощности младенца, но делала из этого, в общем, бесспорного положения несколько иные выводы. Беспомощный младенец, на ее взгляд, ищет безопасности в потенциально враждебном и опасном мире. Чувство незащищенности может породить базовую тревожность прежде всего в силу таких особенностей родительского отношения и поведения, как отсутствие теплоты в отношении к ребенку или чрезмерная опека.

В случае возникновения этой базовой тревожности индивид вырабатывает стратегии поведения, направленные на ее преодоление.

Концепция Э.Фромма в большей степени, чем теории других психоаналитиков, ориентирована на рассмотрение социальных аспектов человеческого поведения. По мнению Фромма, человек в современной обществе чувствует себя  в одиночестве, что является прямым результатом его высвобождения из прямой зависимости от природы. Это одиночество породило стремление убежать от свободы  в конформизм, зависимость и даже рабство, однако истинными целями человека является стремления найти свое настоящее «Я», использовать общество, которое он создал, а не быть использованным им, чувствовать себя связанным с другими узами братства и любви.

 Гуманистические теории мотивации  оформившиеся  в основном в пятидесятых годах нашего века. Философской основой гуманистической психологии является экзистенциализм декларирующий само ценность индивида в проти­вовес стремительно нараставшей с начала двадцатого сто­летия стандартизации цивилизованного общества, при­зывающий принимать вещи такими, какие они есть, требующий разрешить индивиду самому определять свой путь, отрицающий возможность аналитического, рацио­нального познания человеческой сущности. Теоретические построения психологов, представителей гуманистичес­кого направления, самым непосредственным образом перекликаются с перечисленными положениями экзис­тенциализма.

 Г. Олпорт например, считал, что для  исследования уникальности личности нужны принципиально иные, отличные от традиционных,  методы. По мнению Олпорта, нормальный взрослый человек функционально автономен, независим от нужд тела, в основном сознателен, высокоиндивидуален.

К. Роджерс- нормальная личность открыта опыту, ее не  нужно контролировать и управлять ею. Человек должен доверять своим чувствам, прислушиваться к ним.

Реализация индивидом своих способностей и потенций-вот основная мотивирущая сила человеческого поведения( стремление к самореализации).

А. Маслоу, теория иерархии потребностей. Маслоу полагает, что все мотивы инстиктоподобны, имеют врожденный характер, однако актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня. Он утверждает, что человек стремиться подняться все выше и выше по лестнице мотивов, и это стремление в основном определяет его поведение.

Однако в конфликте, когда оказываются неудовлетворенными потребности разных уровней, побеждает низшая потребность.

Потребность в самореализации
Потребности в оценке, признании
Потребность в принадлежности и любви
Потребность в безопасности
Физиологические потребности

Маслоу  предлагает следующее деление  мотивов на мотивы нужды и мотивы роста:

Основное различие в их функционировании состоит в том, что удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации (по принципу снятия напряжения), а удовлетворение мотивов роста (хотя термин «удовлетворение» здесь не |является вполне корректным) — к повышению мотивации.      

Когнитивных теории мотивации, в основе  было убеждение, что поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях. Знание не являются простой совокупностью сведений. Знание — это не «холодная», бесстрастная информация. Представления человека о мире программируют, проектируют будущее поведение.

 И то, что человек делает и как он это делает, зависит в конечном итоге  не только от его фиксированных потребностей, глубинных и извечных стремлений, от относительно изменчивых представлений о реальности.

Теория когнитивного диссонанса. Когнитивные теории мотивации, интенсивно разрабатывающиеся в настоящее время, берут свое начало от широко известных работ

Л. Фестингера (1957). Ему принадлежит теория когнитивного дисонанса.

Эта теория имеет по меньшей два принципиальных достоинства отличающих хорошую теорию от плохой, научную теорию от ненаучной:

    * она исходит из «максимально общих оснований», если пользоваться выражением Эйнштейна.
    *  из этих общих оснований выведены следствия, которые могут быть подвергнуты экспериментальной проверке.

В силу этих обстоятельств работы Фестингера породили огромное количество экспериментальных исследований и целых исследовательских программ, результатом чего стало открытие массы новых , порой пародоксальных- эффектов и закономерностей.

Когнитивный диссонанс - некоторое противоречие между двумя или более когнициями.

Когниция- это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения.

Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта, она стремиться избавиться от него и восстановить внутреннюю когнитивную гармонию.

Именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

Например: Склонный к полноте человек решил сесть на диету ( когниция А), но не может отказать себе в любимом шоколаде (когниция В). Человек стремящийся похудеть не должен есть шоколад! Налицо диссонанс.

Его возникновение мотивирует человека на реакцию, снятия, уменьшения диссонанса.

Для этого по мнению Фестингера, у человека есть три основных способа:

1.       Изменить одну из когниций ( прекратить есть шоколад или прекратить диету)

2.       Снизить значимость когниций ( полнота-не такая уж большая проблема, или шоколад не дает значительной прибавки  веса)

3.       Добавить новую когницию ( хотя шоколад и увеличивает вес, но зато благотворно влияет на умственную деятельность)

 

Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге к изменению поведения.

Рассмотрим два наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного диссонанса.

·         Если человек добровольно соглашается сделать что-либо, несоответствующее его убеждениям, мнению, и если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания (скажем вознаграждения), то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению. Т.е. в дальнейшем знания о поведении и нравственные установки изменятся в сторону понижения нравственности.

·         Диссонанс после трудного решения, трудным решением наз. тот случай, когда альтернативные варианты, из которых нужно сделать выбор, близки по привлекательности. В таких случаях , когда выбор сделан,человек испытывает когнитивный диссонанс, явл. результатом следующих противоречий: с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, с другой стороны в отвергнутом варианте есть нечто положительное.

 

Экспериментальные исследования последствий трудного решения показали, что после принятия такого решения (со временем) повышается субъективная привлекательность избранного варианта и понижается субъективная привлекательность отвергнутого. Человек таким образом избавляется от когнитивного диссонанса: он убеждает себя в том, что то, что он выбрал, не просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше, он как бы раздвигает альтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале привлекательности, отвергнутое — вниз. Исходя из этого, можно полагать, что трудные решения увеличивают вероятность поведения, соответствующего избранному варианту. Например, если человек долго мучился выбором между автомобилями «А» и «Б», а в итоге предпочел «Б», то в дальнейшем вероятность вы|бора автомобилей типа «Б» будет выше, чем до покупки, так как относительная привлекательность последних вырастет.

Теория баланса. После второй мировой войны, после разрушений, тревог и хаоса у людей обострилась потребность в стабильности, устойчивости и непротиворечивости мира. Поэтому вполне закономерно, что в психологии появился целый ряд теорий, в основу поведения человека ставящих стремление к гармонии.

Один из таких примеров — теория когнитивного диссонанса — был рассмотрен выше. Другим широко известным примером является теория баланса Ф. Хайдера (1958).

Автор теории исходил из следующих принципов. Социальная ситуация может  быть описана как совокупность элементов (людей и объектов) и связей между ними. Определенные сочетания элементов и связей являются устойчивыми, сбалансиро­ванными, другие — несбалансированными. У людей наблюдается стремление к сба­лансированным, гармоничным, непротиворечивым ситуациям. Несбалансированные  ситуации подобно когнитивному диссонансу вызывают чувства дискомфорта, напряженности и стремление привести ситуацию к сбалансированному виду. Таким образом, одним из источников человеческого поведения, по мнению Хайдера, является потребность в гармоничных, непротиворечивых социальных отношениях.

 Положение дисбаланса инициирует поведение, направленное на восстановление баланса.  В качестве простейшей социальной ситуации Хайдер рассматривает систему, состоящую из трех элементов (триаду): субъект — другой человек  объект вместе с отношениями между ними: субъект — другой человек, субъект — объект, другой че­ловек — объект. Объект при этом понимается весьма широко: как вещь, процесс, группа людей, предмет, идея и т. д. Отношения внутри триады могут быть положительными и отрицательными. Таким образом, логически возможны восемь видов триад

 Первые четыре ситуации являются сбалансированными, остальные несбалансированными.

Скажем, я не люблю лыжные прогулки мой приятель тоже их не любит, между нами позитивные взаимоотношения (сочетание 3). В этом нет никакого противоречия — ситуация сбалансирована. С другой стороны, может оказаться так, что я и ненавистный мне человек одинаково (негативно) относимся к некоторой по­литической партии (сочетание 5). Это уже дисбаланс: я разделяю мнение со своим врагом.

По мнению Хайдера, ситуации пятого-восьмого видов неустойчивы, вызывают чувство дискомфорта и стремление преобразовать их в одну из первых четырех. В це­лом же возможны три основные способа снятия дисбаланса:

1.      изменить одно из отношений с «+» на «—» или с «—» на «+»: например, если выясняется что мой друг страшно любит кошек, а я к ним раньше относился доволь­но прохладно (сочетание 7), то очень возможно, что я со временем изменю свое отно­шение к этим домашним животным с отрицательного на положительное, а если моя ненависть к кошачим превосходит привязанность к другу, я могу пересмотреть не свое отношение к кошкам, а свое отношение к другу;

2.      уменьшить значимость одного из отношений, т. е. свести одно из отношений к нулю: если моя хорошая знакомая, например, не выносит разговоров на отвлеченные темы, а я их обожаю (сочетание 8), то я могу отстроиться от ее отношения к данному предмету, нейтрализовать его, прекратив беседовать с ней на отвлеченные темы, а утолять свою жажду философствования в беседах с друзьями;

3.      дифференцировать положительное и отрицательное отношения: если мой лю­бимый врач говорит, что кофе вреден для меня, имея в виду действие кофеина на сердечно-сосудистую систему, а я без вкуса и запаха кофе не могу прожить и дня (со­четание 8), то можно в принципе перейти на кофе без кофеина, т.е. дифференциро­вать, разделить свое отношение к кофе на два типа: отношение к кофе с кофеином — как и у врача-, отрицательное; отношение к кофе без кофеина — положительное.

Исследования показывают, что в целом выводы теории подтверждаются, а именно, что люди действительно предпочитают ситуации первых четырех видов остальным ситуациям. Основная трудность состоит в том, чтобы предсказать, какой конкретно стратегией восстановления баланса (первой, второй или третьей) будет пользоваться данный человек в конкретной ситуации

В последние годы в психологии мотивации импортируется все больше концепций, рожденных в недрах когнитивной психологии. Например, понятие «сценарий»

( скрипты), впервые использованное Р. Шенком и Р. Абельсом (1977) для обозначения информации, отражающей некоторую обычную, привычную последовательность событий, все шире применяется для объяснения процессов мотивации поведения. При этом предполагается, что человек не только усваивает сценарии в готовом виде, но создает их сам, представляя будущий ход событий. Сценарий же, в свою очередь, может играть регулятивную дикцию по отношению к поведению. Есть некоторое соответствие между поведением и  сценарием: если я детально и последовательно представил себе ссору с некоторым человеком, то вероятность возникновения ссоры в этом случае будет больше, чем если бы я вообще не формировал в голове подобного сценария; мысленное проигрывание сценария успешного выступления на собрании способствует успеху будущего выступления.

Одним из экспериментально обоснованных воплощений идеи сценария в психологии мотивации является концепция функциональной роли контрфактического мышления, или контрфактов.

Контрфактоми называются представления об альтернативной реальности исходе события.

 Например, после того, как студент сдал экзамен на «три», он думает: «Если бы я не болтался по дискотекам, то я бы вполне мог сдать этот экзамен  на четыре" или даже "пять"» или «Если бы я вообще не заглянул в конспект, то мне бы  и тройки не видать». Легко видеть, что в первом случае наш нерадивый студент конструирует альтернативный сценарий событий, который привел бы к лучшему по сравнению с реальностью исходу. Иначе говоря, это означает, что он рассматривает нынешнее свое положение как худшее по сравнению с тем, что могло бы быть. Такого рода  контрфакты называются идущими вверх. Во втором случае, наоборот, нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть и хуже. Это контрфакт, идущий вниз.

 В исследовании Н. Роса (1994) убедительно показано, что идущие вверх контрфакты ухудшают эмоциональное состояние, однако положительно влияют на будущую деятельность, и наоборот, контрфакты, идущие вниз, улучшают эмоциональное состояние, зато приводят к относительному ухудшению последующей деятельности

Таким образом, стиль (направление) контрфактического, мышления оказывает влияние на последующую деятельность и эмоциональное состояние, что открывает возможности для регуляции поведения с помощью самоинструкции или внешнего педагогигического воздействия.

 Теперь рассмотрим группу теорий, которые в меньшей степени, чем предыдущие, посвящены рассмотрению источников активности, зато в большей степени ориентиро­ваны на анализ психических механизмов, непосредственно управляющих поведением.
Мотивационный контроль действий

Теория функциональной системы. Основные положения теории функциональной системы были сформулированы П. К. Анохиным еще в 1935 г. Несмотря на то, что Анохин был физиологом и большинство положений его теории основаны на  данных физиологических, а не психологических исследований, его теория имеет общий системный характер, а поэтому может быть с успехом использована и используется при  анализе психического явлений.                                             '

Функциональная система — это система различных процессов, которые формиру­ются

применительно к данной ситуации и приводит к полезному для индивида результату.

Полезный результат можно трактовать как удовлетворение самых разных потребностей и целей индивида: это может быть нормализация кровяного давления и удачная покупка, насыщение легких кислородом и победа на поли­тических выборах.

Наиболее принципиальным положением теории является то, что системы могут быть самыми разнообразными по типу задач, ими решаемых, и по сложности этих задач, но архитектура систем при этом остается одной и той же. Это означает, что различные функциональные системы — от системы терморегуляции до системы по­литического управления — имеют сходную структуру. Основными компонентами любых функциональных систем являются следующие:

- афферентный синтез;

- принятие решения;

- модель результатов действия (акцептор действия) и программа действия;

- действие и его результат;

- обратная связь.

Рассмотрим функции компонентов системы.

Афферентный синтез представляет собой обобщение потоков информации приходящей как снаружи, так и извне.

Суб­компонентами афферентного синтеза являются доминирующая мотивация, обстано­вочная афферентация, пусковая афферентация и память.

·         Функция доминирующей мотивации — обеспечение общей мотивационной активации. «Первопричиной» любого действия является потребность, мотивация. Переевшее животное не будет лихо­радочно искать пищу, человек, лишенный честолюбия, мало озабочен стремлением к продвижению по служебной лестнице.

·         Функция обстановочной афферентации — обеспечение общей готовности к действию. Как только в среде появляется то, что спо­собно удовлетворить нашу потребность, включается механизм пусковой афферента­ции.

·         Пусковая афферентация инициирует поведение. Однако для того чтобы успешно выполнить даже самое простое действие, внешней информации недостаточно. Необ­ходимы соответствующие знания и навыки.

·         Ориентированность функциональной системы на приспособительный, полезный результат формирует избирательный по­иск и извлечение информации из памяти.

Принятие решения — отвечает за выбор варианта будущего действия, снижает количество степеней свободы, вносит определенность, в то, что и как делать (например, пойти после школы работать или продолжить обуче­ние в вузе). I.

 На основе избранного направления действия формируются модель результатов действия .(акцептор действия) и программа     действия  — представления о том, что должно быть достигнуто в итоге и каким образом ( какими средствами)

Иными словами, система получает обратную связь- информацию о ходе реализации программы и результате действия.

 

 Планы и структура поведения. Г. А. Миллер, Е. Галантер и К. X. Прибрам (1965) | предлагают следующую схему контроля действия:

Тест — Действие — Тест — Выход (т. е. завершение действия).  По мнению авторов теории, поведение вызывается несоответствием между нынешним состоянием организма и желательным или требуемым состоянием индивид тестирует (определяет) расхождение между требуемым и наличным состоянием, что- то делает, чтобы устранить обнаруженное несоответствие, снова тестирует ситуацию на наличие расхождения; если расхождение не устранено, то действует снова, а если устранено, прекращает действие, или выходит из цикла. Легко видеть, что, с точки зрения авторов теории, основным принципом контроля поведения является принцип обратной связи, или стремление индивида уменьшить расхождение между це­лью и наличным состоянием.

Теория четырех стадий действия, или «модель Рубикона». Германские исследо­ватели Хекхаузен и Голвитцер предлагают следующую схему анализа психологичес­кого контроля действия ( 1990).

·         Первый этап действия (точнее, конт­роля действия) они называют стадией пред-решения. Основная функция этого этапа состоит в выборе варианта будущего действия: человек должен принять решение о том, что делать. Например, решить, в какой вуз пойти учиться. Принять решение так же нелегко, как перейти Рубикон (отсюда второе название теории — «модель Руби­кона»). Индивид должен взвесить все «за» и «против» и в итоге на что-то решиться.

·         Принятие решения — формирование намерения (интенции) — знаменует собой пере­ход на следующий этап, который авторы теории называют

«стадия до-действия». На этой стадии человек, имея определенное намерение     (например, поступать в такой-то вуз), ожидает, ищет или формирует условия и возможности для реализации намере­ния (например, выясняет подробности поступления, готовится к вступительным эк­заменам).

 * Как только найдены или сформированы условия для реализации намерения и че­ловек психологически готов к осуществлению действия, начинается переход на этап действия, на котором происходит реализация намерения (взволнованный абитури­ент — невыспавшийся и бледный — идет на первый вступительный экзамен). Пере­ход со второй стадии на третью тоже.не всем и не всегда дается легко. Часто процесс контроля действия именно в этот момент дает наиболее значительные сбои (иногда начинающего парашютиста просто выталкивают из самолета, потому что сам он может и не решиться реализовать твердое и выношенное намерение прыгнуть).
    * И вот, наконец, все позади: экзамены сданы, парашютист приземлился — действие в прин­ципе завершено. Процесс угасания намерения знаменует собой переход на последний этап — после-действия, или оценочный. На этом этапе человек оценивает результаты выполненного действия и размышляет о причинах всего того плохого и хорошего, что им сделано. Важно и в данном случае отметить, что переход на стадию оценки, или выход из действия, далеко не всегда проходит гладко (особенно в случае неуда­чи). Намерения могут долго не угасать, а находиться в явно активированном состоя­нии (человек снова и снова переживает и воспроизводит критические моменты прыж­ка с парашютом или ситуации сдачи вступительных экзаменов).

Теория мотивационного контроля Д. Хайленда. В качестве базо­вого принципа контроля поведения автор данной теории рассматривает обратную связь: некоторый критерий соотнесения сравнивается с перцептивным  входом, и раз­личие между ними служит исполнителю действия сигналом, обозначаемым терми­ном «обнаруженное отклонение». Обнаруженное отклонение побуждает исполнителя уменьшить, минимизировать расхождение между критерием соотнесения и перцеп­тивным входом.

Критерий соотнесения представляет собой внутренний стандарт, с которым срав­ниваются параметры текущей ситуации.

 У человека существует представление о желательном положении дел: о состоянии внешней или внутренней среды, связан­ном с его действиями. Это представление и является тем стандартом, с которым срав­нивается текущее положение дел. По существу, понятие «критерий соотнесения» близко по смыслу к понятию «цель». Различие между ними состоит в том, что первое понятие является более широким, обобщенным.

В теории мотивационного контроля выделяются четыре типа критерия соотнесения:   

1.      конечное состояние,

2.      скорость (темп) продвижения к цели,

3.      определенный тип действия

4.      определенная эмоция или другой аспект психического состояния.

Если человек хочет купить пылесос, то он, как правило, представляет себе нечто более или менее конкретное: этот пылесос должен сто­ить в пределах такой-то суммы, не очень шуметь, быть легким, надежным, не достав­лять хлопот в процессе эксплуатации; Если человек пускается в путешествие, то обычно он представляет пункт своего конечного назначения (город, вершину, порт). Часто при определении конечного состояния используется также временной пара­метр: приготовить пирог к такому-то времени.

Действие можно контролировать не только по степени удаленности от некоторого конечного состояния, но по темпу продвижения к цели.

Критерий соотнесения по типу действия касается не конечного состояния и даже не темпа продвижения к цели, а самого характера действия. Люди часто делают что-то не только и не столько ради достижения некоторой цели в узком смысле слова, но и ради самого процесса деятельности. Им нравится сам процесс, они стремятся к вы­полнению определенного типа действий. Большинство летчиков летает не только ради продвижения по служебной лестнице, но и потому что они любят летать.

  Человека очень интересуют его собственные психические состояния. Он стремится не только к совершению некоторых изменений во внешней среде или в своих взаи­моотношениях с ней, но и к определенным эмоциям и чувствам.

Большинство людей | ходят в театр не для того, чтобы поставить «галочку» («был в театре»), а ради эстетических переживаний..

    Перцептивный вход является следующим понятием теории мотивационного кон­троля. В общем  виде это понятие можно определить как воспринимаемый и существенный с точки зрения исполнителя действия аспект среды, или информация о текущем состоянии дел.

Выделяются три типа перцептивного входа:

1) некоторый аспект окружающей (внешней) среды;

2) информация о собственных действиях;

3) информация из внутренней среды (чувства, мысли, состояния).

 Один из главных выводов, который можно сделать на основе рассмотренных выше классификаций критериев соотнесения и перцептивных входов состоит в том, что для эффективного управления действием человек нуждается в информации, соответству­ющей его критериям. Действие страдает не только от того, что цели и задачи не опре­делены, но и от того, что диагностическая информация недоступна, т. е. недоступна та информация, которая могла бы помочь человеку ответить на вопросы: «Туда ли я иду?» и «Как долго еще идти?»

Если же все-таки человек располагает диагностической информацией, то он мо­жет с той или иной степенью отчетливости оценить расхождение между критерием соотнесения и перцептивным входом, которое в теории мотивационного контроля называется обнаруженным отклонением. Роль обнаруженного отклонения состоит в том, что оно придает поведению избирательность (направленность) и энергетизирует его. Обнаруженное отклонение — это своего рода мотивация, которая появляется уже в ходе выполнения действия. Субъект мобилизует энергию и направляет ее на  «хромающие» аспекты ситуации.

Однако интенсивность поведения связана еще и с чувствительностью к отклонению. Это понятие теории мотивационного контроля отражает важность, или значи­мость, соответствующей цели для субъекта. Два разных человека или один и тот же человек в разных обстоятельствах может иметь один и тот же критерий соотнесения и одинаково воспринимать реальность (перцептивный вход), однако вести себя по-разному. И дело здесь в разной чувствительности к отклонению.

Например, два соседа по комнате в студенческом общежитии, имея одни и те же критерии чистоты, могут по-разному реагировать на беспорядок в комнате: один "при небольшом отклонений от нормы бросается делать в ней уборку, другой раздражает первого своей упрямой терпимостью к беспорядку.

Основные структурные блоки контроля Структура контроля действия, таким образом, представляется состоящей из двух основных компонентов.

Во-первых, это интенциональные процессы, или процессы формирования намерения, цели и программы действия.

 Во-вторых, это оценочные процессы, или процессы со­отнесения, сравнения параметров протекания действия с заданными или сформиро­ванными целями и программами.

Литература:

Хекхаузен Х. «Мотивация и деятельность»

Леонтьев А.В. « Деятельность. Сознание Личность»

Солсо Р.А « Когнитивная психология»

Дружинина « Психология»