Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Младенчество PDF Печать Email
Новая страница 1

Когда взираю я на небеса Твои, — дело Твоих перстов на луну и звезды, которые Ты поставил, То что есть че­ловек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
                Пс 8:4,5.
Господи, Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Дивно для меня ведение Твое, -высоко, не могу постигнуть.
               Пс 138:1-2, 3, 6
Цель этого семинара — познакомить преподавателя с основными изменениями в психологическом развитии ребенка, от рож­дения до подросткового возраста, показать разницу в ощу­щениях и мышлении детей разных возрастных групп. Это поможет вам лучше понять детей, приходящих в церковь, и принять их такими, какие они есть.
В Евангелии от Луки во второй главе мы читаем о том, как ро­дители Иисуса вместе с Ним ежегодно приходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Ему было 12 лет, они, по обычаю, снова отправились в Иерусалимский храм. В конце праздника родители ушли. думая, что Он отправился домой вместе с род­ственниками. но в этот раз Иисус остался беседовать в храме с учителями. Когда выяснилось, что Его нигде нет, они развол­новались и вернулись обратно в Иерусалим для того, чтобы найти своего сына, и искали его три дня. Найдя Его, мать спро­сила: «Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и я с великой скорбью искали Тебя». Он ответил: «Вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Мо­ему?» Родители удивились: «Разве может сын говорить такое своим родителям?» Но Иисус вернулся домой со Своими родителями и подчинялся им.
                                             ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Мир детства, мир удивительный, не всегда понятен нам, взрослым. А понять его необходимо для того, чтобы общаться с самыми важными людьми, нашими деть­ми, на одном языке. Иначе все попытки наладить контакт не увенчаются успехом.
Детская психология — часть светской академической науки, возрастной психо­логии. Что же такое возрастная психология? Возрастная психология — это чело­веческое стремление понимать и абстрактно описывать интеллектуальное, эмоци­ональное и волевое состояние и изменения, связанные с взрослением человека в течение его жизни. Психология ставит вопрос: «Что есть человек?» и отвечает на него. Но мы, верующие, ставим этот вопрос и отвечаем на него не только с точ­ки зрения человеческого опыта, но и в свете Библейского откровения, откровения Слова Божьего. Ребенок — человек, созданный Богом. Мы спрашиваем: «Как ре­бенок воспринимает мир? Как он относится к своим родителям, знакомым, друзь­ям и чужим людям? Как он понимает взаимоотношения со своим Создателем?»
Один мудрый профессор предложил студентке провести эксперимент: прогулять­ся со своим десятилетним сыном по улице, а потом проанализировать то, на что обратил внимание каждый из них. Вот что рассказала мать: «Мы вышли во двор. Я обратила внимание на то, что день солнечный, недавно прошел дождь, потому что на тротуаре еще видны лужи. На скамеечке возле клумбы сидела Мария Ивановна с пятого этажа и что-то рассказывала соседкам. Очевидно, последние сплетни. Ког­да мы свернули за угол, то рядом с универмагом в палатке с продуктами две жен­щины покупали макароны отечественного производства, но мне нужно было рас­тительное масло, а его там не было».
Рассказ сына: «Когда мы вышли на улицу, я увидел, что Витька из 6-го «Б» уда­рил Сережку портфелем по голове. Тот ответил ему, и завязалась драка. Потом мимо нас проехала крутая машина с такой скоростью, что обрызгала прохожего. Вот бы ее догнать! Когда мы свернули за угол, я увидел двух женщин. У одной была собака овчарка, злющая, наверное...»
Мать и сын шли рядом, одним путем, но какое разное у них впечатление от уви­денного!
Второй пример иллюстрирует такую же разницу ощущений. Воспитательница спросила у трехлетней девочки: «Кто такой Бог?» Девочка ответила: «Бог — это Иисус, Иисус — это Бог». «Откуда ты знаешь?» «Мои родители мне рассказывали — они-то знают». Но та же девочка, став подростком, ответила на этот вопрос по-другому: «Библия свидетельствует мне о Боге, и я сама ощущаю Его присутствие, присутствие Святого Духа, и я с радостью поклоняюсь Богу с моими друзьями».

Оба примера говорят о разном. Именно об этой разнице в ощущениях, в воспри­ятии, в понимании окружающего мира, самого себя и Бога, его Создателя и Спа­сителя рассказывает возрастная психология, именно об этой разнице мы и будем говорить.
Базовые понятия
Для того, чтобы возрастная психология стала нам более ясной, необходимо усво­ить некоторые понятия.
Первое — это понятие о ведущей деятельности. Ведущая деятельность — это основная деятельность, которая влечет за собой психическое развитие ребенка. Именно посредством нее ребенок наиболее активно развивается, приобретает опыт, познает окружающий мир. Это отнюдь не значит, что ребенок только и занимает­ся этим видом деятельности, но она наиболее значима для него и должна стать значимой для взрослого в процессе общения с ребенком.
Ведущая деятельность -ключ к пониманию детского поведения, к выбору форм обучения и многим другим вопросам. В каждом возрасте она своя, неповторимая.
Следующее понятие — социальная ситуация развития. Это система взаимоот­ношений ребенка и взрослого, взаимоотношения ребенка с окружающим миром и представления о нем. Рассмотрим социальную ситуацию развития младенца. Она заключается в полной слитности мамы и малыша: младенец никак не отделяет себя от взрослого человека, его отношение к окружающему миру — полное единение со взрослым.
Возрастной период сменяется тогда, когда у ребенка изменяется социальная ситуация развития. Почему она изменяется? Потому что прежняя больше не уст­раивает ребенка. Он накопил определенные знания, овладел некими действиями, у него изменились потребности, появились новые желания, а в прежней ситуации развития он не может реализовать эти потребности, следовательно, ребенок стре­мится к новым взаимоотношениям с социальной средой. Это противоречие пре­жней социальной ситуации с возникшими новыми потребностями вызывает кри­зис возраста.
Таким образом, мы подошли к новому понятию — кризис возраста. Кризис возраста — это временное психологическое состояние человека, которое наступает с изменением потребностей личности и заканчивается изменением социальной си­туации ее развития. Это — противостояние между старой ситуацией социального развития и возникающими потребностями и желаниями ребенка. За чем будет по­беда? Без сомнения, победа будет за желаниями. Взрослому человеку не нужно ввязываться в это противостояние, давить на ребенка, заставлять поступать по сво­ему взрослому мнению и пониманию. Такими действиями мы лишь усугубим сложность кризиса, а поведение ребенка в период кризиса для нас отнюдь не самое приятное. Дети требовательны, раздражительны, иногда деспотичны, не слушают­ся и делают по-своему. Именно из-за подобных сложностей кризис возраста вос­принимается как нечто отрицательное.
Тем не менее кризис возраста — это необходимый этап в развитии ребенка, пе­реход на новую ступень, более взрослую, более зрелую, он свидетельствует о ди­намике развития ребенка. Всем этим процессом правит Бог.
Состояние кризиса не вечно. Кризис прекращается, как только вокруг ребенка образовывается новая социальная ситуация развития, удовлетворяющая его нуж­ды и потребности. Отменить кризис возраста невозможно, а вот помочь пережить сложную ситуацию с Божьей помощью — во власти взрослого.
Итак, перед нами шкала развития ребенка:
- кризис новорожденного, ведущая деятельность — об­щение ребенка со взрослым;
- 1 год — кризис одного года, ведущая деятельность — предметно-практическая ;
- 3 года — кризис 3 лет, ведущая деятельность — игра;
- 6-7 лет — кризис 7 лет, ведущая деятельность — учебная;
- 11-12 лет — подростковый кризис, ведущая деятельность — общение со сверстниками (дружба};
- 15 лет — кризис 15 лет, ведущая деятельность связана с приобретением профессии.
* Шкала развития разработана на основе материалов, предложенных российскими психологами Элькониным и Фельдштейном.

                              МЛАДЕНЧЕСТВО
Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу. Пс 8:3.
На Тебя оставлен я от утробы; От чрева матери моей Ты — Бог мой. Пс 21:11
Давайте проследим путь развития ребенка с само­го начала. Это исследование поможет нам получить ответы на вопросы о поведении детей той возраст­ной группы, с которой мы работаем. Мы рассмотрим вопросы, связанные с развитием маленьких детей, с которыми, как правило, никто не занимается в воскресной школе. Это поможет нам лучше понять процесс развития ребенка и по­нять детей с задержкой психического развития.
С точки зрения Библии (см. Пс 21:11), младенец живет очень близко к Богу, но с человеческой точ­ки зрения младенчество открывает кризис ново-рожденности. Это промежуточный период между внутриутробным и внеутробным развитием ребен­ка, период установления контакта со взрослым. Ребенок - самое беспомощное существо в момент своего рождения — если рядом с новорожденным нет взрослого, то через несколь­ко часов он погибнет. Новорожденный полностью зависит от матери, но в то же время формируется его развитие. 80% времени ребенок спит и лишь 20% бодр­ствует. Движения его хаотичны, потому что у ребенка еще не выработалась коор­динация движений.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей среды, — человечес­кое лицо. Ребенок начинает искать контакт с человеком, который находится рядом с ним и удовлетворяет его основные потребности. Но делать это ему очень трудно: его глазки бегают, он не может сосредоточиться. Насту­пает момент, когда ребенок — впервые — фиксирует свой взгляд на гла­зах матери, и на его лице появляется улыбка. Из реакции сосредоточе­ния на лице матери возникает важное новообразование периода ново-рожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция на установившийся контакт со взрослым, которая сопровождается движениями и звуками, то есть зарождением координа­ции движений. Комплекс оживления — это первые попытки общения, признание существования взрослого как отдельного лица, это основное образование крити­ческого периода, которое знаменует собой конец кризиса новорожденности и на­чало новой стадии развития — стадии младенчества. Поэтому появление комплек­са оживления означает конец кризиса новорожденности.
Ведущий вид деятельности в младенческом возрасте — общение. Общение мамы и малыша, папы и малыша. Ребенку очень важно получать внимание с обеих сторон. Он должен усвоить, что не только мама безгранично любит его, но и папа питает к нему такие же сильные чувства.
К сожалению, не всегда отцы уделяют ребенку должное вни­мание. Это объясняется тем, что ребенок общается на эмоцио­нальном уровне, воспринимает мир через эмоции и требует их проявления по отношению к себе. Но не все мужчины могут по­хвастаться достаточными проявлениями своих эмоций, таковы их психологические особенности. Часто папы говорят: «Скорее бы он вырос, вот тогда-то я и пообщаюсь». Несмотря на то, что папа, общаясь с младенцем, чувствует себя неловко, прямой контакт с отцом очень важен для ребенка, который, со своей стороны, устанавливает взаимоотношения: начинает доверять и любить своего папу.
Есть еще несколько причин, которые мешают отцам наладить общение с младенцем. Иногда сами женщины несколько отстра­няют мужчин от ухаживания за ребенком. А ведь практически каж­дый отец при появлении первенца может проявить интерес к забо­те о ребенке! Но если он слышит фразы «что ты делаешь, так нельзя», «уйди, не мешайся», то невольно отстраняется от свое­го желания понянчиться с ребенком, так как не хочет делать что-то неправильное и ненужное. Мудрая жена должна поддерживать попытки мужа к сближению со своим чадом.
Другая причина- это впитавшийся, даже въевшийся в сознание поведенческий стереотип той или иной социальной роли. С самого детства мы смотрим на наших родителей и усваиваем их поведение, приемы их воспитания, их стиль общения.
Становясь родителями, мы начинаем копировать наших собственных мам и пап. Зачастую молодой отец не может и даже не пытается наладить эмоциональное общение с малышом только потому, что его отец не делал этого по отношению к нему.
Роль общения со взрослым в развитии ребенка
Жизнь ребенка целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет физические потребности ребенка — кормит, купает, переворачивает его. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечат­лениях: младенец заметно оживляет­ся, когда его берут на руки, переме­щают в пространстве, играют с ним.
Эмоциональное общение ребенка со взрослым отражается на его на­строении. Если малыш капризничает
и не хочет играть один, то взрослый одним своим появлением поднимает его на­строение. К четвертому-пятому месяцу общение со взрослым приобретает избира­тельный характер и малыш начинает отличать чужих от своих.
Как младенец общается с Богом? Конечно, невозможно ответить на этот во­прос абсолютно правильно, потому что младенец не может рассказать нам это­го. Тем не менее многие исследователи считают, что общение с родителями очень сильно влияет на формирование в сердце ребенка образа Бога. В раннем детстве ребенок ассоциирует родителей с Богом. Родители кажутся ребенку всемогущи­ми, они могут все. С точки зрения ребенка, они занимают место Бога. Если об­щение с родителями приятное, теплое, то может сформироваться положительный образ Бога. Если ребенок боится родителей, то, возможно, потом он будет бо­яться Бога. Если ему не хватает общения со взрослыми, у него может сложиться впечатление, что Бога нет. Через любящих родителей у ребенка есть возможность научиться доверять Богу.
В начале периода младенчества общение исполняет свою непосредственную функцию. Время, проведенное вместе со взрослым, становится самым важным и значимым для психического развития ребенка. Ребенок подрастает и набирает­ся опыта, мир перед ним распахивает новые горизонты, возрастают желания и по­требности ребенка. Скоро грядет новый этап психологического развития ребенка — кризис одного года.
Общие рекомендации
Дети, лишенные общения с родителями или испытывающие насилие со стороны близких, очень страдают. В результате они могут получить серьезные психологические травмы, которые задерживают процесс взросления и оставляют свои следы на всю жизнь. Мы часто видим в детских домах, что дети, брошенные родителями нуждаются в ласке взрослых, даже когда они станут подростками. Все это свидетельствует о том, как важно младенцу внимание взрослых и общение с ними. Если вы работаете с детьми, лишенными этого, имейте в виду, что им нужно уделять как можно больше внимания.
Не следует забывать о том, что очень трудно удовлетворить все потребности младенца. Мама, которая целый день заботится о младенце — меняет пеленки, иг­рает и успокаивает ребенка, переутомляется. Вынести труд материнства в изоляции от общества очень сложно. Некоторые женщины испытывают депрессию после родов, им нужна особая поддержка со стороны мужей, родственников и верующих друзей, которые могут помочь, составить компанию, общаться с ними и молиться, Именно в этой области члены церкви могут оказать помощь.
Если у церкви есть возможность организовать ясли, то важно, чтобы там были не только детские кроватки, но и чистое белье, пеленки, влажные салфетки, запас­ные памперсы, столик для пеленания. Важно, чтобы все, кто присматривает во вре­мя богослужения за младенцами, знали, как обращаться с ними, соблюдали пра­вила гигиены и умели держать ребенка так, чтобы он не упал.
Было бы хорошо родителям, родственникам и верующим друзьям петь и молиться Богу в присутствии мамых маленьких. Пусть они слушают уже в раннем возрасте об их величайшем Создателе и Спасителе.
Тест
1. Охарактеризуйте кризис новорожденности.
2. Какими возрастными рамками он ограничен?
3. Охарактеризуйте понятие «комплекс оживления».
4. Какой вид деятельности ведущий в младенческом возрасте? В чем он проявля­ется?
5. Вспомните (или спросите у знакомых), во сколько месяцев у вашего ребенка произошел комплекс оживления. Опишите его проявление.