Новая страница 1
Когда взираю я на небеса Твои, — дело Твоих перстов на луну
и звезды, которые Ты поставил, То что есть человек, что Ты помнишь его, и
сын человеческий, что Ты посещаешь его?
Пс 8:4,5.
Господи, Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня,
и все пути мои известны Тебе. Дивно для меня ведение Твое, -высоко, не могу
постигнуть.
Пс 138:1-2, 3, 6
Цель этого семинара — познакомить преподавателя с основными изменениями в
психологическом развитии ребенка, от рождения до подросткового возраста,
показать разницу в ощущениях и мышлении детей разных возрастных групп. Это
поможет вам лучше понять детей, приходящих в церковь, и принять их такими,
какие они есть.
В Евангелии от Луки во второй главе мы читаем о том, как родители Иисуса
вместе с Ним ежегодно приходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Ему
было 12 лет, они, по обычаю, снова отправились в Иерусалимский храм. В конце
праздника родители ушли. думая, что Он отправился домой вместе с
родственниками. но в этот раз Иисус остался беседовать в храме с учителями.
Когда выяснилось, что Его нигде нет, они разволновались и вернулись обратно
в Иерусалим для того, чтобы найти своего сына, и искали его три дня. Найдя
Его, мать спросила: «Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и я с великой
скорбью искали Тебя». Он ответил: «Вы не знали, что Мне должно быть в том,
что принадлежит Отцу Моему?» Родители удивились: «Разве может сын говорить
такое своим родителям?» Но Иисус вернулся домой со Своими родителями и
подчинялся им.
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Мир детства, мир удивительный, не всегда понятен нам, взрослым. А понять его
необходимо для того, чтобы общаться с самыми важными людьми, нашими детьми,
на одном языке. Иначе все попытки наладить контакт не увенчаются успехом.
Детская психология — часть светской академической науки, возрастной
психологии. Что же такое возрастная психология? Возрастная психология — это
человеческое стремление понимать и абстрактно описывать интеллектуальное,
эмоциональное и волевое состояние и изменения, связанные с взрослением
человека в течение его жизни. Психология ставит вопрос: «Что есть человек?»
и отвечает на него. Но мы, верующие, ставим этот вопрос и отвечаем на него
не только с точки зрения человеческого опыта, но и в свете Библейского
откровения, откровения Слова Божьего. Ребенок — человек, созданный Богом. Мы
спрашиваем: «Как ребенок воспринимает мир? Как он относится к своим
родителям, знакомым, друзьям и чужим людям? Как он понимает взаимоотношения
со своим Создателем?»
Один мудрый профессор предложил студентке провести эксперимент: прогуляться
со своим десятилетним сыном по улице, а потом проанализировать то, на что
обратил внимание каждый из них. Вот что рассказала мать: «Мы вышли во двор.
Я обратила внимание на то, что день солнечный, недавно прошел дождь, потому
что на тротуаре еще видны лужи. На скамеечке возле клумбы сидела Мария
Ивановна с пятого этажа и что-то рассказывала соседкам. Очевидно, последние
сплетни. Когда мы свернули за угол, то рядом с универмагом в палатке с
продуктами две женщины покупали макароны отечественного производства, но
мне нужно было растительное масло, а его там не было».
Рассказ сына: «Когда мы вышли на улицу, я увидел, что Витька из 6-го «Б»
ударил Сережку портфелем по голове. Тот ответил ему, и завязалась драка.
Потом мимо нас проехала крутая машина с такой скоростью, что обрызгала
прохожего. Вот бы ее догнать! Когда мы свернули за угол, я увидел двух
женщин. У одной была собака овчарка, злющая, наверное...»
Мать и сын шли рядом, одним путем, но какое разное у них впечатление от
увиденного!
Второй пример иллюстрирует такую же разницу ощущений. Воспитательница
спросила у трехлетней девочки: «Кто такой Бог?» Девочка ответила: «Бог — это
Иисус, Иисус — это Бог». «Откуда ты знаешь?» «Мои родители мне рассказывали
— они-то знают». Но та же девочка, став подростком, ответила на этот вопрос
по-другому: «Библия свидетельствует мне о Боге, и я сама ощущаю Его
присутствие, присутствие Святого Духа, и я с радостью поклоняюсь Богу с
моими друзьями».
Оба примера говорят о разном. Именно об этой разнице в ощущениях, в
восприятии, в понимании окружающего мира, самого себя и Бога, его Создателя
и Спасителя рассказывает возрастная психология, именно об этой разнице мы и
будем говорить.
Базовые понятия
Для того, чтобы возрастная психология стала нам более ясной, необходимо
усвоить некоторые понятия.
Первое — это понятие о ведущей деятельности. Ведущая деятельность — это
основная деятельность, которая влечет за собой психическое развитие ребенка.
Именно посредством нее ребенок наиболее активно развивается, приобретает
опыт, познает окружающий мир. Это отнюдь не значит, что ребенок только и
занимается этим видом деятельности, но она наиболее значима для него и
должна стать значимой для взрослого в процессе общения с ребенком.
Ведущая деятельность -ключ к пониманию детского поведения, к выбору форм
обучения и многим другим вопросам. В каждом возрасте она своя, неповторимая.
Следующее понятие — социальная ситуация развития. Это система
взаимоотношений ребенка и взрослого, взаимоотношения ребенка с окружающим
миром и представления о нем. Рассмотрим социальную ситуацию развития
младенца. Она заключается в полной слитности мамы и малыша: младенец никак
не отделяет себя от взрослого человека, его отношение к окружающему миру —
полное единение со взрослым.
Возрастной период сменяется тогда, когда у ребенка изменяется социальная
ситуация развития. Почему она изменяется? Потому что прежняя больше не
устраивает ребенка. Он накопил определенные знания, овладел некими
действиями, у него изменились потребности, появились новые желания, а в
прежней ситуации развития он не может реализовать эти потребности,
следовательно, ребенок стремится к новым взаимоотношениям с социальной
средой. Это противоречие прежней социальной ситуации с возникшими новыми
потребностями вызывает кризис возраста.
Таким образом, мы подошли к новому понятию — кризис возраста. Кризис
возраста — это временное психологическое состояние человека, которое
наступает с изменением потребностей личности и заканчивается изменением
социальной ситуации ее развития. Это — противостояние между старой
ситуацией социального развития и возникающими потребностями и желаниями
ребенка. За чем будет победа? Без сомнения, победа будет за желаниями.
Взрослому человеку не нужно ввязываться в это противостояние, давить на
ребенка, заставлять поступать по своему взрослому мнению и пониманию.
Такими действиями мы лишь усугубим сложность кризиса, а поведение ребенка в
период кризиса для нас отнюдь не самое приятное. Дети требовательны,
раздражительны, иногда деспотичны, не слушаются и делают по-своему. Именно
из-за подобных сложностей кризис возраста воспринимается как нечто
отрицательное.
Тем не менее кризис возраста — это необходимый этап в развитии ребенка,
переход на новую ступень, более взрослую, более зрелую, он свидетельствует
о динамике развития ребенка. Всем этим процессом правит Бог.
Состояние кризиса не вечно. Кризис прекращается, как только вокруг ребенка
образовывается новая социальная ситуация развития, удовлетворяющая его
нужды и потребности. Отменить кризис возраста невозможно, а вот помочь
пережить сложную ситуацию с Божьей помощью — во власти взрослого.
Итак, перед нами шкала развития ребенка:
- кризис новорожденного, ведущая деятельность — общение ребенка со
взрослым;
- 1 год — кризис одного года, ведущая деятельность — предметно-практическая
;
- 3 года — кризис 3 лет, ведущая деятельность — игра;
- 6-7 лет — кризис 7 лет, ведущая деятельность — учебная;
- 11-12 лет — подростковый кризис, ведущая деятельность — общение со
сверстниками (дружба};
- 15 лет — кризис 15 лет, ведущая деятельность связана с приобретением
профессии.
* Шкала развития разработана на основе материалов, предложенных российскими
психологами Элькониным и Фельдштейном.
МЛАДЕНЧЕСТВО
Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу. Пс 8:3.
На Тебя оставлен я от утробы; От чрева матери моей Ты — Бог мой. Пс 21:11
Давайте проследим путь развития ребенка с самого начала. Это исследование
поможет нам получить ответы на вопросы о поведении детей той возрастной
группы, с которой мы работаем. Мы рассмотрим вопросы, связанные с развитием
маленьких детей, с которыми, как правило, никто не занимается в воскресной
школе. Это поможет нам лучше понять процесс развития ребенка и понять детей
с задержкой психического развития.
С точки зрения Библии (см. Пс 21:11), младенец живет очень близко к Богу, но
с человеческой точки зрения младенчество открывает кризис ново-рожденности.
Это промежуточный период между внутриутробным и внеутробным развитием
ребенка, период установления контакта со взрослым. Ребенок - самое
беспомощное существо в момент своего рождения — если рядом с новорожденным
нет взрослого, то через несколько часов он погибнет. Новорожденный
полностью зависит от матери, но в то же время формируется его развитие. 80%
времени ребенок спит и лишь 20% бодрствует. Движения его хаотичны, потому
что у ребенка еще не выработалась координация движений.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей среды, — человеческое
лицо. Ребенок начинает искать контакт с человеком, который находится рядом с
ним и удовлетворяет его основные потребности. Но делать это ему очень
трудно: его глазки бегают, он не может сосредоточиться. Наступает момент,
когда ребенок — впервые — фиксирует свой взгляд на глазах матери, и на его
лице появляется улыбка. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает
важное новообразование периода ново-рожденности — комплекс оживления.
Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция на
установившийся контакт со взрослым, которая сопровождается движениями и
звуками, то есть зарождением координации движений. Комплекс оживления — это
первые попытки общения, признание существования взрослого как отдельного
лица, это основное образование критического периода, которое знаменует
собой конец кризиса новорожденности и начало новой стадии развития — стадии
младенчества. Поэтому появление комплекса оживления означает конец кризиса
новорожденности.
Ведущий вид деятельности в младенческом возрасте — общение. Общение мамы и
малыша, папы и малыша. Ребенку очень важно получать внимание с обеих сторон.
Он должен усвоить, что не только мама безгранично любит его, но и папа
питает к нему такие же сильные чувства.
К сожалению, не всегда отцы уделяют ребенку должное внимание. Это
объясняется тем, что ребенок общается на эмоциональном уровне, воспринимает
мир через эмоции и требует их проявления по отношению к себе. Но не все
мужчины могут похвастаться достаточными проявлениями своих эмоций, таковы
их психологические особенности. Часто папы говорят: «Скорее бы он вырос, вот
тогда-то я и пообщаюсь». Несмотря на то, что папа, общаясь с младенцем,
чувствует себя неловко, прямой контакт с отцом очень важен для ребенка,
который, со своей стороны, устанавливает взаимоотношения: начинает доверять
и любить своего папу.
Есть еще несколько причин, которые мешают отцам наладить общение с
младенцем. Иногда сами женщины несколько отстраняют мужчин от ухаживания за
ребенком. А ведь практически каждый отец при появлении первенца может
проявить интерес к заботе о ребенке! Но если он слышит фразы «что ты
делаешь, так нельзя», «уйди, не мешайся», то невольно отстраняется от
своего желания понянчиться с ребенком, так как не хочет делать что-то
неправильное и ненужное. Мудрая жена должна поддерживать попытки мужа к
сближению со своим чадом.
Другая причина- это впитавшийся, даже въевшийся в сознание поведенческий
стереотип той или иной социальной роли. С самого детства мы смотрим на наших
родителей и усваиваем их поведение, приемы их воспитания, их стиль общения.
Становясь родителями, мы начинаем копировать наших собственных мам и пап.
Зачастую молодой отец не может и даже не пытается наладить эмоциональное
общение с малышом только потому, что его отец не делал этого по отношению к
нему.
Роль общения со взрослым в развитии ребенка
Жизнь ребенка целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет
физические потребности ребенка — кормит, купает, переворачивает его.
Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях:
младенец заметно оживляется, когда его берут на руки, перемещают в
пространстве, играют с ним.
Эмоциональное общение ребенка со взрослым отражается на его настроении.
Если малыш капризничает
и не хочет играть один, то взрослый одним своим появлением поднимает его
настроение. К четвертому-пятому месяцу общение со взрослым приобретает
избирательный характер и малыш начинает отличать чужих от своих.
Как младенец общается с Богом? Конечно, невозможно ответить на этот вопрос
абсолютно правильно, потому что младенец не может рассказать нам этого. Тем
не менее многие исследователи считают, что общение с родителями очень сильно
влияет на формирование в сердце ребенка образа Бога. В раннем детстве
ребенок ассоциирует родителей с Богом. Родители кажутся ребенку
всемогущими, они могут все. С точки зрения ребенка, они занимают место
Бога. Если общение с родителями приятное, теплое, то может сформироваться
положительный образ Бога. Если ребенок боится родителей, то, возможно, потом
он будет бояться Бога. Если ему не хватает общения со взрослыми, у него
может сложиться впечатление, что Бога нет. Через любящих родителей у ребенка
есть возможность научиться доверять Богу.
В начале периода младенчества общение исполняет свою непосредственную
функцию. Время, проведенное вместе со взрослым, становится самым важным и
значимым для психического развития ребенка. Ребенок подрастает и набирается
опыта, мир перед ним распахивает новые горизонты, возрастают желания и
потребности ребенка. Скоро грядет новый этап психологического развития
ребенка — кризис одного года.
Общие рекомендации
Дети, лишенные общения с родителями или испытывающие насилие со стороны
близких, очень страдают. В результате они могут получить серьезные
психологические травмы, которые задерживают процесс взросления и оставляют
свои следы на всю жизнь. Мы часто видим в детских домах, что дети, брошенные
родителями нуждаются в ласке взрослых, даже когда они станут подростками.
Все это свидетельствует о том, как важно младенцу внимание взрослых и
общение с ними. Если вы работаете с детьми, лишенными этого, имейте в виду,
что им нужно уделять как можно больше внимания.
Не следует забывать о том, что очень трудно удовлетворить все потребности
младенца. Мама, которая целый день заботится о младенце — меняет пеленки,
играет и успокаивает ребенка, переутомляется. Вынести труд материнства в
изоляции от общества очень сложно. Некоторые женщины испытывают депрессию
после родов, им нужна особая поддержка со стороны мужей, родственников и
верующих друзей, которые могут помочь, составить компанию, общаться с ними и
молиться, Именно в этой области члены церкви могут оказать помощь.
Если у церкви есть возможность организовать ясли, то важно, чтобы там были
не только детские кроватки, но и чистое белье, пеленки, влажные салфетки,
запасные памперсы, столик для пеленания. Важно, чтобы все, кто
присматривает во время богослужения за младенцами, знали, как обращаться с
ними, соблюдали правила гигиены и умели держать ребенка так, чтобы он не
упал.
Было бы хорошо родителям, родственникам и верующим друзьям петь и молиться
Богу в присутствии мамых маленьких. Пусть они слушают уже в раннем возрасте
об их величайшем Создателе и Спасителе.
Тест
1. Охарактеризуйте кризис новорожденности.
2. Какими возрастными рамками он ограничен?
3. Охарактеризуйте понятие «комплекс оживления».
4. Какой вид деятельности ведущий в младенческом возрасте? В чем он
проявляется?
5. Вспомните (или спросите у знакомых), во сколько месяцев у вашего ребенка
произошел комплекс оживления. Опишите его проявление.
|