Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Главная Библиотека адвентиста Читая труды Елены Уайт Изучайте всю имеющуюся информацию на определенную тему
Изучайте всю имеющуюся информацию на определенную тему PDF Печать Email


Мы подошли к самому важному предмету, необходимому для правильного чтения произведений Елены Уайт. Известное стихотворение иллюстрирует мою мысль.

Эти шестеро мужчин из Индостана,

С жаждой знания святой и неустанной,

Изучать Слона явились утром рано,

Но смотрели на него немного странно,

Озирая все от неба до травы,

Так как были все незрячие, увы

Первый сэр шагнул так близко, что о ляжку

Он ударился, упал и охнул тяжко.

Встал, пошарил по неровной твердой коже

И промолвил, важный опыт подытожив -

Мне ясна природа этого Слона!

Это может быть забор или стена.

У второго было правило свое.

Он пошел другим, извилистым путем.

И на бивень наскочив, на острие,

Закричал -- Имеем дело мы с копьем!

Это круглое и гладкое копье -

Суть наш Слон. Вот мнение мое.

Третий сэр избрал примерно тот же путь,

Но попался ему в руки толстый шланг -

Слон решил привычно хоботом махнуть.

Ну и сэру мысль простейшая пришла -

О, коллеги, на все сто уверен я -

Слон есть толстая и сильная змея!

Обошел вокруг ноги четвертый сэр.

Ха! - сказал он. Это кажется игрой.

Слишком прост для нас решаемый пример.

Мы имеем дело с грубою корой.

Я ощупал сей предмет со всех сторон.

Это - дерево с названьем кратким - Слон.

Пятый был весьма высок, и потому

До уха дотянулся он в момент.

Методично, постепенно по всему

Уху долго шарил и сказал - Брезент!

Я не знаю, для чего он здесь висит.

Но, как толстый веер, Слон имеет вид.

А шестой зашел с обратной стороны.

Он имел весьма обычный, скромный рост.

Он, конечно, не достал бы до луны,

Но спокойно ухватил Слона за хвост.

И улыбка промелькнула по лицу...

Слон - веревка, это ясно и слепцу.

Эти шестеро мужчин из Индостана

Долго спорили, ругаясь непрестанно

О предмете, называемым Слоном,

И настаивая всякий на своем.

И хоть каждый был отдельно прав отчасти,

Но в итоге ошибались все, к несчастью.

Джон Годфри Сакс

Стихотворение иллюстрирует, насколько легко, соприкоснувшись с огромным литературным наследием Елены Уайт, не увидеть всего спектра доступной информации, вышедшей из-под ее пера. Артур Уайт точно обозначил эту проблему, когда написал: "Многие склонны прийти к заблуждению в толковании смысла Свидетельств, выхватывая отдельные высказывания и утверждения из их контекста и строя на них свои убеждения. Люди делают это, хотя существуют другие отрывки, которые, будучи тщательно рассмотрены, покажут, что позиция, занятая на основании отдельно взятых утверждений, несостоятельна... Нетрудно в Библии и в трудах Елены Уайт найти отдельные предложения или параграфы и использовать их для поддержки собственных представлений, а не мыслей автора" (Елена Г. Уайт: вестница для Остатка, с. 88).

Приведенная цитата напоминает мне опыт, который я, будучи молодым пастором, пережил в местечке около Сан-Франциско. Я подружился с группой ревностных и искренних адвентистов, желавших всем сердцем следовать Библии и произведениям Елены Уайт. Если г-жа Уайт сказала что-то, они это делали. Как только они находили ее высказывания на определенную тему, у них не возникало вопросов. Они готовы были в точности исполнять то, что считали "прямым свидетельством".

Я еще помню, как первый раз посетил небольшую церковь, организованную моими друзьями. Меня застало врасплох то обстоятельство, что они преклоняли колени при каждой молитве. Община пела псалом, а затем преклоняла колени для обращения к Богу; звучала особая музыка и собирались пожертвования - община снова преклоняла колени для молитвы о дарах; пели гимн, преклоняли колени для пасторской молитвы; ведущий представлял проповедника, и они преклоняли колени в начале проповеди; после проповеди пели заключительный псалом и снова преклоняли колени для благословения.

Как гость, проповедовавший у них в тот день, я на протяжении всего служения преклонял колени вместе с общиной и ее руководителями. Будучи в некотором смущении от наблюдаемой картины, я после служения поинтересовался у основателя общины (а он считался здесь экспертом по произведениям Елены Уайт) о причине коленопреклонения при каждой молитве.

В ответ руководитель прочитал мне выдержки из второго тома "Избранных вестей": "Я получила письма, в которых прозвучал вопрос о правильной позе человека, возносящего молитву Владыке Вселенной. Откуда наши братья взяли идею, что во время молитвы к Богу они должны стоять на выпрямленных ногах?" (с. 311). Мой друг показал мне другие слова Елены Уайт о том, что "всегда правильным положением" в молитве является преклонение колен (там же; курсив мой. - Дж. Н.). "Наш долг - преклонять колени в молитве перед Богом как в общественном, так и в личном служении. Это действие показывает нашу зависимость от Бога" (там же, с. 312).

Я уверил моего друга, что убежден в необходимости благоговения и коленопреклонения во время молитвы, но я также сказал ему, что его интерпретация отрывка из книги Елены Уайт кажется мне неверной и не соответствующей общему духу ее произведений.

Друг категорически не согласился, так как он имел ее слова, и этого было достаточно. Если г-жа Уайт сказала "всегда", значит они всегда будут преклонять колени в молитве. Не было нужды снова обсуждать этот вопрос или еще что-то прочитать на данную тему. Ведь когда человек имеет "истину" относительно определенного вопроса, все, что ему остается - воплотить эту истину в жизнь. Мой друг так и делал. Я помню, что даже дома перед едой он молился на коленях.

Я вовсе не убежден, что мой друг обладал "истиной" по этому вопросу, хотя я был абсолютно уверен, что у него есть несколько "цитат" из произведений Елены Уайт в поддержку его привычки. Но между горстью цитат и истиной существует различие.

На основании чего, подумаете вы, я так уверен в своей правоте? На это не сложно ответить. Я просто продолжал читать о правильном положении во время молитвы. Мне не нужно было забираться далеко в дебри. На последней странице раздела "Положение во время молитвы" в "Избранных вестях", цитированных моим другом, я прочитал, что "не всегда необходимо склонять колени во время молитвы. Привыкайте говорить со Спасителем, когда вы одни, когда вы идете дорогой или заняты своим повседневным трудом" (там же, с. 316, курсив мой. - Дж. Н.).

Это одна из трех цитат, которую Комитет по литературному наследию Елены Уайт, составлявший "Избранные вести", сознательно поместил в конце раздела о благоговении в молитве, чтобы защитить людей от односторонности, завладевшей моим другом, односторонности, легко приводящей к фанатизму.

Когда я показал моему другу уравновешивающие утверждения о коленопреклонении и спросил, почему он настаивал именно на тех выдержках Елены Уайт, где говорится "всегда", хотя она говорила и "не всегда", он так обосновал свое мнение: утверждение "не всегда" относится к обычным людям, а не к Божьему особому народу, живущему в конце времени.

То, чем был смущен я, для него являлось верным признаком "обладания истиной" в том смысле, в каком мой друг понимал ее. Как только вы, по-своему, осознали истину, можно для удобства забыть другую половину сказанного на данную тему Еленой Уайт (или Библией) и ринуться вперед по собственному узкому пути.

Итак, мой друг был абсолютно убежден, что Божий верный Остаток, живущий в последние дни, призван восстановить молитву в том виде, какой она должна быть. Он считал себя человеком Божьим, предназначенным в определенный час повести Божий народ обратно к истине, требующей всегда преклонять колени в молитве.

Хотя я согласился с ним, что во многих церквах необходимо возродить дух благоговения, я не мог принять то, что казалось мне односторонним выводом. Что мне оставалось делать? Ответ оказался простым. Передо мной стояли две задачи: первая - продолжать чтение на эту тему, вторая - запросить Комитет по литературному наследию Елены Уайт при Генеральной конференции, нет ли у них большей информации по данному вопросу. Оба способа оправдали себя и привели к возрастанию моего понимания. И, поспешу добавить, оба способа доступны каждому человеку, у которого имеется вопрос относительно Елены Уайт и ее произведений. Не бойтесь обращаться с вашими затруднениями в Комитет по литературному наследию Елены Уайт. Сотрудники комитета обеспечат вас отличной информацией относительно общей позиции Елены Уайт по любому конкретному вопросу, а также посоветуют, откуда начать чтение, чтобы развить ваше понимание.

Вскоре я обрел более полное знание о том, какое положение в молитве подобает Божьему народу. Я не только обнаружил, что в Библии одобрялись молитвы, совершаемые без коленопреклонения (см. Мк. 11:25; Исх. 34:8), но и Елена Уайт, как она поведала своей подруге, иногда молилась "часами, лежа в своей постели" (Письмо 258, 1903). Это едва ли похоже на коленопреклонение "всегда", "как в общественном, так и в личном поклонении Богу".

Кроме того, я в конце концов прочитал письмо человека, долгое время помогавшего Елене Уайт, в котором он утверждал: "Я неоднократно присутствовал на лагерных собраниях и на сессиях Генеральной конференции, где сестра Уайт возносила молитву в собрании, при этом все, и она в том числе, стояли" (Письмо Д. Е. Робинсон к Д. Е. Дэйлишу, 1934, 4 марта).

Ссылки на некоторые молитвы, совершавшиеся стоя, приведены и в собственных, опубликованных произведениях г-жи Уайт. Например, в 1909 году на сессии Генеральной конференции Елена Уайт после выступления завершила собрание, пригласив присутствовавших встать на "ноги" для посвящения. Затем, еще стоя, она повела их в молитве "Господу Богу Израилеву" (Избранные вести, т. 1, с. 152). Вы найдете и другие подобные случаи в "Избранных вестях", т. 3, с. 266-270.

Когда мы знакомимся с полным спектром наставлений Елены Уайт на определенную тему, то зачастую картина совершенно отличается от той, что создана на части ее материалов или на отдельных цитатах. Прочитав все опубликованное о правильном положении во время молитвы, я пришел к выводу, что мой друг защищал крайнюю точку зрения, в которой отсутствует равновесие полного спектра советов Елены Уайт на затронутую тему.

Ретроспективно, рассмотрев все имевшиеся в моем распоряжении наставления по вопросу коленопреклонения в молитве, я пришел к выводу, что Елена Уайт была озабочена недостатком благоговения в адвентистской Церкви, выражавшемся в отдельных случаях в том, что общины не преклоняли колени во время основной молитвы служения. Положение для такой молитвы должно быть "всегда", где только возможно, коленопреклоненным. Но ни в одном из произведений она не настаивала на коленопреклоненном положении при благословении, тихой молитве, молитве перед едой и так далее. Ее общее учение таково, что "не всегда" необходимо преклонять колени для каждой молитвы. Похоже, это было не только ее учением, но и ее практикой.

Много раз в своем продолжительном служении Елена Уайт имела дело с людьми, принимавшими только часть ее советов. "Когда это соответствует вашей цели, - говорила она делегатам сессии Генеральной конференции в 1891 году, - вы относитесь к Свидетельствам так, будто верите им, цитируя их, чтобы усилить любое высказывание, которое вы желаете подчеркнуть. Но как обстоит дело, когда дается свет для исправления ваших личных заблуждений? Принимаете ли вы его? Когда Свидетельства противоречат вашим представлениям, вы обращаетесь с ними небрежно" (Избранные вести, т. 1, с. 43). Важно прислушиваться ко всем советам.

В связи с этим мы видим два подхода к произведениям Елены Г. Уайт. Первый собирает все подходящие к определенной теме материалы Е. Г. Уайт, другой выбирает из произведений г-жи Уайт только те предложения, параграфы и более обширные материалы, которые поддерживают определенную точку зрения. Единственно верным является первый подход. Чтобы отвечать намерениям Елены Уайт, необходимо сделать один важный шаг - читать как можно больше из всех доступных материалов на определенную тему.

Но мы должны основывать наш вывод не только на полном спектре ее мыслей относительно какого-либо вопроса. Наш вывод должен соответствовать духу всех ее произведений. К ложным выводам могут привести не только предубеждения, но также ошибочные предпосылки, ложная аргументация и другие злоупотребления трудами вестницы Божьей.