Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Библиотека адвентиста Читая труды Елены Уайт Применение советов с учетом их первоначальной цели
Применение советов с учетом их первоначальной цели PDF Печать Email


В предыдущей главе мы отметили, что, по свидетельству Елены Уайт, ни ее произведения, ни Библия не были даны посредством вербального вдохновения. Она также не называла их безошибочными или непогрешимыми в том смысле, что они свободны от ошибок, относящихся к фактам. Несмотря на усилия г-жи Уайт и ее сына уберечь людей от слишком жесткого взгляда на Божественное вдохновение, многие продолжали держаться его.

Данная глава является продолжением предыдущей. На протяжении всей истории Церкви отдельные адвентисты стремились использовать произведения Елены Уайт и Библию для целей, которые Бог никогда не предназначал для них Таким же образом к пророческим писаниям предъявлялись требования, выходившие за рамки цели, для них назначенной. Так, Б. Л. Хауз одобрительно цитировал другого автора с целью показать, что "авторам Библии было дано безошибочное руководство с тем, чтобы сохранить их от ошибок при констатации исторических и других фактов" (Аналитическое изучение библейских доктрин, с. 66) Совсем недавно мой знакомый написал, что "все заявления Библии по любому вопросу: теологии, истории, науке, хронологии, числам и так далее - абсолютно надежны и заслуживают доверия" (Вопросы по откровению и вдохновению, с. 63).

Многие исследователи утверждают то же самое относительно произведений Елены Уайт. В результате некоторые люди обращаются к ее произведениям для подтверждения исторических фактов и дат. Так, С. Н. Хаскелл писал Елене Уайт, что он и его друзья "больше ценят одно выражение из ее Свидетельств, чем все исторические повествования, вместе взятые отсюда до Калькутты" (Письмо С. Н. Хаскелла к Е. Г. Уайт, 1910, 30 мая).

Однако Елена Уайт никогда не притязала на то, что Господь открыл ей в ее работе все исторические детали. Напротив, она говорит нам, что, как правило, за получением исторической информации, которую она использовала для описания вековой борьбы между добром и злом, она обращалась к тем же источникам, что доступны и нам. Это противостояние прекрасно изложено в книге "Великая борьба". Относительно составления данного труда она написала во введении к нему: "Когда же историк кратко описывал те или иные события или же удачно обобщал исторические факты, я прямо цитирую его слова. В некоторых случаях источник не указан, поскольку цитаты даны не с целью ссылки на авторитетного историка, а потому, что его слова позволяют ярко раскрыть суть того или иного вопроса". Цель таких книг, как "Великая борьба" заключалась "не столько в том, чтобы познакомить читателя с неизвестными страницами борьбы прошедших времен, сколько выделить ряд тенденций и составить некий сценарий, по которому события будут развиваться в будущем" (Великая борьба, с. xii).

Это определение цели имеет важное значение для понимания того, как Е. Уайт пользовалась историей. Ее намерением было проследить развитие противостояния между добром и злом на протяжении веков. Такова суть ее вести. Исторические факты просто обогатили канву ее повествования. Она не стремилась донести неоспоримые исторические данные. Как она замечала, "исторические факты" были признаны всем "протестантским миром" (там же, с. xi).

Когда кто-либо выражал сомнения относительно фактов, использованных Е. Уайт, она без колебания изменяла их в новых изданиях ее книг. Примером может послужить упоминание о колоколе, звук которого стал сигналом к началу уничтожения десятков тысяч протестантов в день Святого Варфоломея в 1572 году. В издании "Великой борьбы" 1888 г. (с. 272) она по ходу упоминает, что резня началась со звона колокола во дворце Карла Великого. Но позднее историки предположили, что, фактически, звонил колокол церкви Сент-Жермен, расположенной через дорогу от дворца, а другие историки полагали, что это был колокол Дворца правосудия.

В переработанном в 1911 году издании "Великой борьбы" эту выдержку автор переписал так: "Колокольный полночный звон стал сигналом к началу резни" (Великая борьба, с. 272). Не имело значения, о каком именно колоколе шла речь - важными были события той ночи. То же самое можно сказать о других изменениях, имевших место в издании 1911 года.

Елена Уайт использовала исторические факты не только для описания церковной истории послебиблейского периода, но также и библейского периода. Она просила своих сыновей обратиться к Мэри (жене Уилли), чтобы та "нашла несколько библейских историй, могущих представить порядок событий". "Я ничего не могу найти здесь в библиотеке" (Письмо Е. Г. Уайт к У. К. Уайт и Дж. Е. Уайт, 1885, 22 декабря).

"Что касается произведений матери, - сказал У. К. Уайт Хаскеллу, - она никогда не желала, чтобы наши братья относились к ним, как к авторитетному историческому источнику. Когда шла работа над первым вариантом "Великой борьбы", она часто давала частичные описания некоторых представленных ей сцен, и когда сестра Дэвис [ее помощница в издательском деле] спрашивала мать относительно их времени и места, она отправляла ее к уже изложенному в книгах пастора Смита и к светской истории. Когда "Борьба" была написана, мать вовсе не желала, чтобы читатели воспринимали ее как авторитетный источник исторических дат и использовали для разрешения споров. И сейчас она чувствует, что этого не должно быть. Мать с великим уважением относится к тем историкам, которые посвятили свою жизнь изучению того, как осуществлялся великий Божий замысел во всемирной истории, и которые нашли в этом изучении связь... истории и пророчества" (Письмо У. К. Уайта к С. Н. Хаскеллу, 1912, 31 октября; курсив мой. - Дж. Н.; ср. Избранные вести, т. 3, с. 446, 447).

Именно в этом письме Уилли предостерегал Хаскелла, что "есть опасность навредить делу матери, приписывая ему больше, чем приписывает она сама". И как мы уже видели в главе 17, после того как г-жа Уайт прочитала процитированное письмо, она добавила примечание: "Я одобряю сказанное в этом письме", поставив свою подпись (там же; курсив мой. - Дж. Н.).

Двадцать лет спустя У. К. Уайт написал: "В нашей беседе с матерью относительно надежности и точности цитат, она выразила доверие к историкам, у которых заимствовала материал. Но она никогда не соглашалась с теми, кто относился к ее произведениям как к эталону и использовал их, чтобы доказать правильность утверждений одного ученого и неправильность другого. В результате я пришел к выводу, что главное назначение цитаты заключается не в том, чтобы творить новую историю или исправлять ошибки историка, но чтобы служить ценной иллюстрацией для раскрытия важных духовных истин.

Если наши братья постараются извлечь из произведений сестры Уайт то, что она стремилась вложить в них, если они перестанут использовать их для аргументации в спорах, на всех нас снизойдет множество благословений" (Письмо У. К. Уайта к Л. Е. Фруму, 1932, 18 февраля).

Нам следует остерегаться использовать труды Елены Уайт для "доказательства" исторических деталей. То же самое предостережение относится и к научным тонкостям. Говоря это, я не имею в виду, что в ссылках, содержащихся в произведениях Елены Уайт и Библии, нет научной точности. Я просто хочу сказать, что мы не должны доказывать ими ту или иную научную деталь.

Позвольте мне привести иллюстрацию. Кое-кто заявляет, что Жан Кальвин, великий реформатор XVI века, воспротивился открытию Коперника о том, что Земля вращается вокруг солнца, приведя слова Пс. 92:1: "Вселенная тверда, не подвигнется". Подобным образом многие указывали, что Библия говорит о четырех углах Земли и что Солнце "восходит" и "заходит". В этих случаях Библия скорее делает побочные наблюдения, нежели утверждает научную доктрину.

Чтобы получить другую иллюстрацию, достаточно только вообразить себе, в какие мы попадем затруднения, пытаясь в XX веке использовать Библию для "доказательства" того, что кролики и зайцы "жуют жвачку" (Втор. 14:7). Видимо, адвентистский руководитель У. А. Колкорд был прав, когда написал, что "естественная история (наука) дает нам понять, что заяц не жует жвачку, но просто работает своими челюстями похожим образом, как животные, жующие жвачку" (Письмо У. А. Колкорда к Б. Ф. Пердхэму, 1892, 6 июля).

Еще одну иллюстрацию можно найти в книге Елены Уайт "Воспитание", где она отмечает, что не только Луна, но и звезды сияют светом, отраженным от Солнца. Вместо того чтобы смотреть на это утверждение как на научное открытие или, с другой стороны, как на серьезную научную ошибку, мы должны отнестись к ее словам как к спонтанному замечанию, сделанному для иллюстрации очень важной мысли. Помните: во внимание принимается основная мысль, а не иллюстрация.

Давайте рассмотрим цитату в ее контексте: "Мы можем проследить жизнь великих учителей мира сего, увековеченных памятью человеческой настолько, насколько позволяют нам сделать это исторические документы, но Свет сиял еще до них. Как Луна и планеты Солнечной системы светят отраженным от Солнца светом, так и великие мыслители мира, пока их учение истинно, отражают лучи Солнца Праведности. Каждый проблеск мысли, каждая вспышка разума И интеллекта исходит от этого Света" (Воспитание, с. 13, 14). Данная мысль не только ясна, но и важна. Бог - абсолютный .Источник всякой истины. Нам нужно помнить, что акцент следует делать на центральных истинах, возвещенных пророками, а не на "окраинах" (см. гл. 7).

Следующая иллюстрация из опыта Елены Уайт должна помочь нам быть предельно осмотрительными в поисках доказательства правильности научных деталей ее произведений. Иосиф Бейтс, один из основателей Церкви адвентистов седьмого дня, наряду с Джеймсом и Еленой Уайт, раньше сомневался в подлинности пророческого дара Елены. Для Бейтса поворотный момент наступил в ноябре 1846 года после видения в Топшеме, штат Мэн. В этом видении Елена Уайт излагала информацию по астрономии, знать которую она никак не могла. Бейтс, бывший моряк, хорошо осведомленный в астрономии, позже расспросил Елену, желая определить уровень ее знаний в этой области. Увидев полную неосведомленность Елены, он сделал вывод, что Бог действительно открыл ей в видении факты последних достижений в астрономии. После этого опыта Бейтс твердо уверовал в служение Елены Уайт.

Я думаю, что информация, открытая в том видении, не была последним словом относительно полного числа спутников, вращающихся вокруг планет, факта, по мнению Бейтса, стоявшего под вопросом. Скорее всего, речь шла о сведениях относительно числа небесных тел, которые в 1846 году можно было видеть в телескоп. Более мощные современные телескопы позволили увидеть спутники, вращающиеся вокруг планет, которые, по предположению Бейтса, г-жа Уайт описывала. Однако, если бы Елене Уайт было показано то, что сейчас можно рассмотреть через современные сильные телескопы, то сказанное ею скорее подтвердило бы, чем рассеяло сомнения Бейтса. Видение скорее соответствовало известным тогда научным данным, чем абсолютному научному факту. Это доказывает, что Божье намерение в описанном опыте заключалось в том, чтобы укрепить доверие Бейтса к видениям. Было бы безумием, исходя из этих данных, строить доказательства относительно абсолютного числа спутников, вращающихся вокруг планет.

Помните, что ни Библия, ни произведения Елены Уайт не являются Божественной энциклопедией научных и исторических данных, не в этом состоит их предназначение. Они преследуют цель: сначала показать нам безнадежность наших попыток спасти самих себя, а затем указать, что спасение может быть даровано только по вере в Иисуса Христа. Таким образом, Божье откровение создает канву, на основании которой мы можем понять различные исторические и научные данные, приобретенные в других областях познания.