Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Главная Библиотека адвентиста Праведность через веру. Ганс К. Ларондейл ГРЕХОВНАЯ ИСПОРЧЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ НАИВЫСШАЯ КУЛЬМИНАЦИЯ
ГРЕХОВНАЯ ИСПОРЧЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ НАИВЫСШАЯ КУЛЬМИНАЦИЯ PDF Печать Email

Послание к Римлянам, глава 7:14-25

"Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр. А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу... Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим" (Римл. 7:14-15 и 24-25).

В 7 главе апостол Павел рассуждает о человеке, который относился к Божьему закону, как к святой Божьей воле. Он здесь не имеет в виду язычников, которые совершали явные грехи, как он говорит о них в 1 главе Послания к Римлянам.

Божий гнев же изливался на язычников за очевидное, явное нарушение Божьей воли, тем самым показывая, насколько извратилась человеческая природа. Всем, и иудеям, и христианам было ясно, что язычники полностью развратились к погибели. Апостол Павел говорит в Римл. 2:2:

"А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела".

Иудеи, однако, считали себя более святыми перед Богом, чем язычники просто потому, что они владели Божьим законом и со всем усердием старались его исполнить. Их высокая нравственность и благородные стремления фактически привлекали к ним многих язычников, в числе которых были и прозелиты. Среди всех иудеев фарисеи отличались особенным усердием в том, чтобы почитать закон, возвышать заповеди как великое средство для достижения праведности и победы над злыми побуждениями человеческого сердца.

Они надеялись на положительный исход их нравственной борьбы, так как приписывали своим добрым побуждениям и закону достаточно силы для победы над властью греха в их плоти.

Они относились к язычникам как к совершенно падшим людям в то время, как себя успокаивали надеждой, что их жизнь вполне соответствует требованиям закона и считали себя даже непорочными перед Богом, как об этом говорит апостол Павел в 3 главе Послания к Филиппийцам.

Как можно считать человека с его великими моральными способностями абсолютно падшим и совершенно испорченным? Ведь закон способен сделать его победителем над грехом.

В Римл. 7:14 содержится ответ апостола Павла на эти рассуждения. Он тут же переводит вопрос из сферы нравственной в сферу религиозную, обсуждая его перед Божьим лицом.

"Мы знаем, что закон духовен". Это означает, что закон духовен как по своему происхождению, так и по своей сути. Бог дал закон и поэтому, закон требует глубокого духовного послушания сердца человека, полной святости. Поэтому только духовный человек может исполнить закон.

Но каково положение человека без Христа, без Духа Божьего? Апостол Павел говорит о человеке, который имеет закон, но не имеет Христа: "А я плотян, продан греху". Это означает, что плотская природа человека продана греху, то есть находится под властью греха и не может повиноваться Божьему закону и исполнять его. Несмотря на полное признание той истины, что закон добр, несмотря на все серьезные моральные усилия исполнить закон, факт остается фактом: я нахожусь под властью греха.

Человек знает, что правильно, и всеми силами хочет поступать согласно этой правде. Но каков результат? "Я не могу исполнить его" (ст. 23).

Эта истина ясно видна только в свете, сияющем от присутствия Божия во Христе.

Глубину духовных требований закона и свое собственное несовершенство человек осознает только в том случае, если он действительно почувствует Божью святость, открытую в проявлении Божественной справедливости на кресте. Тогда он почувствует себя осужденным и погибшим, имея закон в своих руках.

Только честное искание Божьего лица дает возможность человеку осознать его действительное положение перед Богом. Только тогда ревнитель закона может прийти ко Христу с честным вопросом молодого богатого правителя, который хотел стать учеником Иисуса: "Учитель, что сделать мне доброго: чтобы иметь жизнь вечную?" (Матф. 19:16).

И хотя Иисус сильно желал его обращения, Он указал ему вначале на Бога и затем ответил: "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди".

Но как правитель относился к Божьему закону?

Он сказал:

"Все это сохранил я от юности моей, чего еще недостает мне?"

В его жизни закон не был проблемой. Он такое долгое время соблюдал все эти заповеди. Чего еще не достает ему?

Вот здесь и заключена проблема. Он не пришел к сознанию своей беспомощности, к какой пришел апостол Павел в 7 главе Послания к Римлянам. Почему не пришел?

Елена Уайт пишет:

"Этот правитель давал высокую оценку собственной праведности. Он не видел в себе недостатков, однако не был полностью удовлетворен в жизни. Он чувствовал в себе желание иметь что-то, чем он не владел...

Искупитель желал пробудить в его сердце жажду посвящения и христианского благочестия. Он желал видеть в нем смирение, сознание того, что все лучшие силы души должны быть отданы Богу, а недостатки сокрыты в совершенстве Христа.

Молодому правителю нужно было одно, но чрезвычайно важное. Ему нужна была любовь Божья в душе. Не имея этой любви, он находился в опасности погибнуть для вечности... Он надеялся на то, что хранил закон Божий. Но эта надежда была самообманом. Он показал, что богатство было его идолом. Он не мог соблюсти заповеди Божьи до тех пор, пока мир владел его сердцем. Он любил дары Божьи больше, чем их Подателя" (ЖВ. с. 518).

В 7 главе Послания к Римлянам апостол Павел раскрывает, что даже высоконравственный человек стоит осужденным перед законом Божьим, не имея праведности, на которую он мог бы положиться. Во свете креста прежняя "непорочность" предстает для ревнителя закона, как крах. Сознавая свою греховность, он вопиет к Богу: "Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти!" (Тем самым он дает оценку своим моральным силам с религиозной точки зрения). Апостол Павел утверждает, что не только падший язычник, но и человек высоконравственный, который старается исполнить Божий закон, не может одержать победы над грехом и поэтому предстает перед Испытующим сердца совершенно испорченным, погибшим человеком, как и презираемый им язычник.

___________________

Придя к такому драматическому заключению, что закон не может помочь нам победить силу греха, апостол Павел тем самым коренным образом опроверг искаженное, неверное представление о законе и грехе, которого придерживались раввины. Апостол Павел раскрыл, какой поверхностной, неосновательной была качественная оценка греха, даваемая ими. Он разоблачил их упование на закон как на средство спасения перед Святым Искупителем!

Нет, закон не может победить грех! Недостаточно для победы над ним и всей нашей воли. Нам открыт другой путь, которым мы можем одержать победу... И пусть возносятся непрекращающиеся песни славы и хвалы Иисусу и Его благодати за этот путь.

"Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас" (Римл. 8:37). "Но благодатию Божиею есмь то, что есмь, и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился, не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15:10). Заметим здесь контраст с Римл. 7:17: "А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех".

Победа, о которой говорится в Римл. 7:25 и 1 Кор. 15:5, 7, является даром.

"Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом".

Таков путь открытый Святым Духом, Новым Царем и Силой, пребывающей в том, кто верой соединился с Христом. Об этом апостол Павел подробно говорит в 8 главе Послания к Римлянам и в 5 главе Послания к Галатам.

В 7 главе Послания к Римлянам апостол Павел говорит, как наконец Иисус Христос просветил его сердце глубоким, истинным пониманием закона Божьего. Апостол увидел, что находиться под законом означает находиться в беспомощном положении, под приговором смерти. Закон не способен наделить жизнью и силой. Но к этому сознанию человек приходит только тогда, когда рассматривает закон неотделимо от Творца, когда закон приводит его к сознанию Божьей святости. Дарованное Христом понимание требований закона, удовлетворяемых только полным совершенством сердца и ума человека, сводит на нет любую попытку сделать закон средством спасения или оправдания.

Взирая на Иисуса, висящего на кресте под тяжестью Божьего проклятия, мы начинаем видеть, что только вера в Его кровь есть для нас единственный путь стать наследниками обетования Авраама и победителями над грехом.

Рассуждения апостола Павла в 7 главе Послания к Римлянам вполне достаточны для верующего во Христа, чтобы убедить его не рассматривать закон как средство для спасения или оправдания.

В этой связи мы можем лучше понять восклицания апостола Павла:

"Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" (Римл. 10:4).

В этом стихе не подразумевается церемониальный закон. Он также и не означает, что закон является средством, которым грешник непосредственно приводится ко Христу, то есть, он не говорит, что цель закона - Христос.

Конечно, можно сказать, что церемониальный закон со множеством агнцев, священников, жертвоприношений безусловно ведет ко Христу, Который является концом, целью закона. Об этом говорится в послании к Евреям.

Однако в 7, 9 и 10 главах Послания к Римлянам вопрос об оправдании обсуждается. И все Послание к Римлянам посвящено одной теме: приобретается ли оправдание посредством закона или посредством веры?

Апостол Павел говорит о конфликте между праведностью от закона и Христовой праведностью в Римл. 10:3:

"Не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией" (Сравни Римл. 9:30-32).

И тут же в следующем стихе апостол Павел раскрывает: кем является Христос для верующих, для их попытки оправдаться законом: "Потому что конец закона - Христос", или если рассматривать этот стих во свете третьего стиха: Христос является концом собственной человеческой праведности.

Наилучшее объяснение Римлянам 10:4 дано апостолом Павлом в Фил. 3:6-9. Это объяснение подтверждается в остальной части четвертого стиха, где открывается, почему только Христос может стать концом нашего судорожного и скрупулезного соблюдения закона: "к праведности всякого верующего", то есть, "чтобы мог быть оправдан всякий, имеющий веру" (англ.).

Сравните это выражение с высказыванием апостола Павла в Фил. 3:9: "...не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере".

Итак, концом чего является Христос? Он является концом искаженного представления израильтян о законе, или иначе концом упования на закон как на средство спасения. Крест Христа провозглашает конец всякой праведности от закона и предлагает оправдание только верою во Христа.

Закон в действительном смысле возвеличен и прославлен, так как в плане спасения он был предназначен Богом служить "детоводителем", чтобы нам оправдаться верою" (Гал. 3:24).

Его цель достигнута. Но только после Христа нам впервые открылся конец закона как пути спасения.

Библейский комментарий АСД дает отличное примечание на Римл. 10:4:

"Христос положил конец неверному представлению о законе, как о средстве достижения праведности... Христос пришел, чтобы уничтожить это ошибочное представление о законе и указать путь обратно к вере" (т. 6, стр. 596).

Таково зрелое представление ап. Павла о вопросе искупления.

______________________

Является ли правильной точка зрения Беркоувера на 7 главу Послания к Римлянам?

Протестантские реформаторы Амброзий Августин, а также доктор Беркоувер в своей книге "Вера и освящение", глава 3, защищают и придерживаются широко распространенного мнения, что текст Римл. 7:14 имеет в виду христианскую жизнь.

Однако доктор Джин Гравелиор в диссертации "____________________" ___ 1961 г. утверждает на стр. 96:

"С самых первых веков в церкви придерживались различного толкования 7 главы послания к Римлянам".

Поэтому было бы неверно думать, что широко распространенное объяснение 7 главы Послания к Римл. является традиционным.

Те, кому хочется одержать легкую победу над сторонниками совершенствования человеческой личности, хватаются за 7 главу Послания к Римлянам, чтобы доказать совершенную беспомощность христианина, тщетность его попыток к совершенствованию. И Флэтчер, сторонник совершенствования, отмечает:

"Если тот смысл, который вкладывают наши противники в 7 главу Послания к Римл. верен,то учение о христианском совершенствовании является только утопией".

Вопрос заключается не в том, каким местом Писания мы можем опровергнуть заблуждения. Такой подход мог бы привести нас к догматическому предвзятому толкованию, толкованию, опасность возникновения которого существует при исследовании Писания.

Наш вопрос заключается в следующем: находится ли описание якобы "христианской" жизни в 7 главе Послания к Римл. в гармонии с описанием победоносной жизни христианина в 6 и 8 главах Послания к Римл.?

Беркоувер исследует одно из самых отрицательных выражений в 7 главе Послания к Римл.: "Я плотян, продан греху." (ст. 14), противопоставляя словам пророка Илии, обращенным к Ахаву: "Ты предался тому, чтобы делать неугодное перед очами Господа", и пытается показать их фундаментальное различие.

Доктор Герман Риддербос, напротив, правильно указывает на то, что текст Римл. 7:14 (ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху) объясняет состояние смерти, описанное в предыдущих стихах 7 главы Послания к Римл. и что ап. Павел сравнивает и противопоставляет жизнь человека под законом и грехом, с одной стороны, и жизнь человека, пребывающего во Христе и водимого Духом Святым, с другой стороны.

Другими словами, ап. Павел более полно объясняет 5 и 6 стихи 7-й главы Послания к Римл.:

"Ибо когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти. Но ныне умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить (Богу) в обновлении духа, а не по ветхой букве".

7 глава Послания к Римлянам указывает на истинное назначение закона в противовес искаженному представлению о законе, которому придерживались раввины. А искаженное понимание закона свойственно только человеку, который живет вдали от Христа и не имеет с Ним живого общения.

Если мы проанализирум выражение: "Я продан греху", которое в действительности означает: "нахожусь во власти греха", то какое существует различие между верующим, который пребывает во Христе, и неверующим, который находится под властью греха?

Возникает вопрос: Какая вообще существует разница между христианином и неверующим по отношению к силе греха?

Беркоувер убеждает: "Хотя ап. Павел по плоти и был продан греху, и ежедневно испытывал давящую силу греха, но он не был его рабом" (Вера и освящение, стр. 60).

Но признает ли это отличие Иисус Христос, когда говорит: "Истинно, истинно говорю вам, всякий делающий грех, есть раб греха" (Иоан. 8:34).

И об одном и том же человеке ли говорит ап. Павел в 7 главе Послания к Римл. (я продан греху, ст. 14) и в 6 главе того же послания: "Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью" (ст.12-17).

Может ли стих Римл. 7:14 быть в согласии со стихом Римл. 8:2, где явно провозглашена свобода от греха, от его силы? Где в 7 главе Послания к Римл. проявлено действие Святого Духа?

Борьба против плоти совершается там собственным человеческим разумом и волей. Поэтому в 7 главе Послания к Римл. не видно победы, а только поражение и беспомощность.

Кальвин цитирует языческого писателя Овидия, который сказал:

"Я вижу то, что хорошо и принимаю его, но следую я тому, что плохо".

Даже язычники способны в основном отличать добро от зла. Они могут т желать делать добро, но найти путь к победе для них так же трудно, как для идеев, уповающих на свои заслуги.

Однако христианин одерживает победу благодаря своей вере, потому что он пребывает во Христе. Тем не менее он никогда не будет хвалиться своей победой, как будто он одержал победу своими собственными усилиями и никогда больше не столкнется с силами зла.

Хотя верующий христианин и не находится больше под властью греха, он, однако, не безгрешен. Его плоть остается греховной плотью, но сила греха разрушена пребыванием в нем Христа или Святого Духа.

Ап. Иоанн предостерегает нас: "Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас" (1 Иоан. 1:8).

Однако в том же самом послании он также пишет: "Кто делает грех, тот от дьявола... Для сего то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем" (3:8).

Поэтому говорить, что мы безгрешны, означает обманывать себя, а называть христианина только грешным означает отрицать в нем пребывание Христа.

В Римл. 7:5 и 6 апостол учит: "Ибо, иногда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти."

"Но ныне (имеется ввиду коренное изменение через веру во Христа) ...мы служим... в новой жизни Духа" (англ.)

Пятый и шестой стихи ясно указывают на то, что в человеческой жизни существуют два различных состояния: жить по духу и жить по плоти, следующие один за другим. Поэтому 7 глава Послания к Римл. предшествует 8 главе.

7 глава описывает состояние пребывания человека под законом и грехом, а 8 глава повествует о жизни под водительством Духа Святого, которая находится в гармонии с законом.

В жизни христианина живая вера может и исчезать на некоторый момент или на некоторое время, так что он может снова впасть в состояние, описанное в 7 главе Послания к Римл. Но даже тогда он может подобно Петру, который вначале шел по воде, а потом стал тонуть, взывать о помощи к господу Иисусу. А Господь всегда готов помочь.

Апостол Павел не отрицает, что борьба против грехов плоти происходит в человеке всегда (1 Кор. 9, 27). "Но усмиряю и порабощаю тело мое". В 7 и 8 главах Послания к Римл. ап. раскрывает два различных состояния в жизни человека, на которые он ссылается в Рим. 5:12: одно состояние под грехом и законом, другое - под благодатью и Христом, то есть человек находится под господством двух могущественных правителей или господ: Адама и Христа.

Чарльз Лодд дал отличное объяснение в Римл. 7 главе:

"Он (ап. Павел) уже говорил, что христианин умер для греха и живет для новой жизни. Он сравнил его с рабом, купленным новым хозяином, со вдовой, которая свободна, чтобы выйти замуж снова. Но все же его рассуждения сводятся на нет, если предположить, что в момент их написания он был беспомощным грешником, узником закона греха (ст. 23-24). Да и ни в одном из его посланий нет свидетельства, удостоверяющего нас в таком состоянии после его обращения".

_____________________________

БОРЬБА, ОПИСАННАЯ В 7 ГЛАВЕ ПОСЛАНИЯ К РИМЛЯНАМ И В 5 ГЛАВЕ ПОСЛАНИЯ К ГАЛАТАМ

Будет ли справедливым сказать, что если 5 глава Послания к Галатам покаывает борьбу против греховных наклонностей плоти в христианской жизни, то 7 глава послания к Римл. описывает ту же самую борьбу?

Что ап. Павел имеет ввиду, говоря в Послании к Гал. 5:17:

"Ибо плоть желает противного Духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы".

"Если же вы духом водитесь, то вы не под законом".

Эти стихи несомненно свидетельствуют о том, что в христианской жизни еще проявляются желания и искушения плоти (под плотью подразумевается не только низшая природа человека, но и его высшие силы, такие, как разум). В 20 стихе говорится об этих искушениях: "вражда, зависть, гнев, распри, разногласия".

Лютер остро чувствовал эту постоянную борьбу в своем собственном сердце. Он сказал:

"Я боюсь своего собственного сердца больше, чем папы или всех кардиналов".

Но является ли ситуация, описанная в 5 главе Послания к Галатам, такой же безнадежной, как ситуация, описанная в 7 главе Послания к Римлянам?

Находим ли мы в 5 главе Послания к Гал. то же сознание бессилия против преобладающей силы плоти? Нет! Заметим, какой победоносной силой обладают Христос и Дух Святой во свете 5 главы Послания к Гал.:

"Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями... если же вы духом водитесь, то вы не под законом" (ст. 24, 18). Срав. Римл. 6:12-14.

В 7 главе Послания к Римлянам, однако, любая борьба против плоти приводит к сознанию, что человек продан греху, является пленником закона греха и считает, что неспособен делать добро. Когда же в 25 стихе этот человек наконец благодарит Бога за избавление от состояния смерти, это никак не исключает его абсолютной беспомощности.

Только жизнь во Христе под водительством Святого Духа, описанная в 8 главе Послания к Римлянам, кладет действительный конец абсолютному господству силы греха во плоти.

Смысл 7 главы Послания к Римлянам заключается в том, что в борьбу с силой греха человек может вступить во всеоружии плоти - использовать свою добрую волю, нравственную силу, помыслы и т. д. Однако вооруженный только этим, он может иногда и выигрывать отдельные сражения, но в целом в войне с грехом не победит никогда.

На поле брани должна выступить другая сила, более могущественная, чем сила греха, и одержать победу над нашим "я". Нигде с такой ясностью, как в 7 главе Послания к Римлянам не вырисовывается абсолютная несосотоятельность человеческих усилий, его "я", его нравственных возможностей. Даже имея в душе Божий закон, он никогда не сможет победить грех.

Хотя человек и стремится делать доброе, он нуждается в возрождении, чтобы руководствоваться не своими случайными влечениями к добру, а пребывающей силой Святого Духа.

Библейский комментарий АСД утверждает:

"Недостаточно быть убежденнным в превосходстве закона Божьего или признавать мудрость и справедливость его требований. Недостаточно считать его благим и даже восхищаться его принципами. Никакие ревностные усилия не помогут грешнику в борьбе против закона греха в его членах, пока он не подчинится в вере Христу. Подчинение Христу заменит формальное послушание закону. А так как подчиняемся мы дорогому, любимому нами Спасителю, такое подчинение воспримется как совершенная свобода (см. ВБ, 19; Служ. исц. 131; ЖВ, 466; Библ. ком. VI, 558).

7 глава Послания к Римлянам является кульминационной точкой учения ап. Павла о действии силы греха в человеческом естестве. В ней рассматривается эта сила применительно не только к греху язычников, но и к человеку, который принял закон как свой идеал и который видит в законе свою моральную силу. Даже нравственный человек может признать, что он также продан греху и может только исповедать перед Богом: "Бедный я человек! Кто избавит меня от ..?"

_____________________

И называющие себя христианами могут долгое время испытывать состояние полного упадка, описанного скорее в 7 главе Послания к Римлянам, чем в 5 главе Послания к Галатам.

Об этом свидетельствует опыт Чарльза Веслея, описанный в Великой Борьбе стр.254-256.

"Переживанием всех, кто ищет спасение без полного подчинения Иисусу Христу, будет полный упадок духовных сил" (Библ. ком. АСД, VI, стр. 556).

Те, кто полностью подчиняются Иисусу, приобретут мир с Богом через оправдание верой и присоединятся к песне победы:

"Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас" (Римл. 8:37).