Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 07 марта 2021
Раздел третий. ПРАВО НЕ СТРЕЛЯТЬ! PDF Печать Email

(принципы соблюдения шестой заповеди)

Вступление: В первом разделе второго тома мы уже подробно ознакомились с позицией Библии и Духа пророчества о трех Личностях Божества - эта позиция не оставляет никакого сомнения, что правильное понятие об этом в церкви христиан АСД было определено не в 1931 году, а еще в конце 19 столетия, начиная с 1888 года, во время знаменитой Миннеаполисской Конференции.

Во втором разделе мы познакомились со знаменем народа Божьего - соблюдением субботы при всех обстоятельствах.

Итак, идя навстречу пожеланиям многих, в этом разделе мы желаем представить основополагающие принципы в военном вопросе, начиная с апостольской церкви, затем изложим историю этого вопроса в течение веков и с итоге желаем представить все доступные для нас материалы - решения церкви христиан АСД по военному вопросу, начиная с исторической позиции во время Гражданской войны в США - с 1864 года. Особое внимание будет уделено свободе совести,- как важнейшему фактору в этих решениях. Наряду с этим представлены яркие свидетельства об отстаивании этой важной истины.

I. История этого вопроса

1. Позиция во время теократии.

При теократическом правлении у Израиля было два вида войн: войны Господни, в которых часто сам Господь поборал за Израиля, действуя сверхъестественным образом (Ис. Нав. 10:8-13).

2. И с другой стороны, было много случаев, когда их войны не были согласованы с волей Господа, как например война Ахава с Сирией Для более внушительного влияния на сириян, Ахав пригласил для совместной операции Иосафата, царя Иудейского и тот сразу же поддержал Ахава: "Как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони" (3 Цар. 2254). Но Иосафат почуял что-то неладное и напомнил Ахаву о необходимости узнать волю Господа. Около 400 пророков ложно пророчествовали об успехе, а пришедший пророк Господень своим пророчеством испортил всю обедню. Он сказал всю правду - не было воли Господа в этой войне (3 Цар. 22 гл.). А сколько таких войн было в истории Израиля!

3. И все же, подчеркиваем, если и были войны Господни, на которые Он давал добро, это были войны - как наказание Господне для тех, которые деградировали в моральном отношении и требовали уничтожения любой ценой. Так был истреблен допотопный мир, Содом, Гоморра и окрестные города, так были истреблены наполнившие меру беззаконий ханаанские племена, где приносились ложным богам человеческие жертвы и даже в религии применялись акты сексуального разложения и распутства, пронизавшие все слои населения.

Сегодня для теократии нет места в нашем мире, ибо нет государства, в котором все были бы подданными Господа и нельзя оправдывать участия в войнах по принципу теократии.

II. Позиция Христа и христианства

Некоторые, оправдывая свое участие в войне, ссылаются на Авраама, на войны Ветхого Завета, на ответ Иоанна Крестителя солдатам (Лук. 3:14), на сотника Корнилия, который и после своего обращения якобы не перестал быть профессиональным военным (хотя в этом нет никаких доказательств). "Посему мы будем придерживаться документальных данных, что первые христиане, следуя призыву Христа "любить врагов и молиться за обижающих", старались в точности следовать заветам Господа и любыми путями, если они в момент крещения находились в рядах армии, старались освободиться или же их ожидала смерть со стороны жестоких законов Рима. Христос не мог допустить, чтобы Его последователи сначала убивали людей, а затем провозглашали им Евангелие. Следующие заявления преимущественно взяты из книги "Говорят первые христиане".

Открываем раздел 18. "Христиане и военная служба", стр. 219-221 "Любите врагов наших". Тексты Нового Завета: Лук. 3:14; Деян. 10 гл.; Матф. 5.38-48; Рим. 12:14 по 13:10.

ИСТОЧНИКИ:

1. ИУСТИН: "Мы, которые прежде убивали друг друга, не только не воюем против наших врагов, но чтобы не обманывать наших судей, с радостью умираем, исповедуя Христа" (Апология, 16 39).

"Мы, дышавшие ранее воинственным духом, убивавшие друг друга, и исполненные всякого нечестия,- в корне изменили свои орудия войны, перековали мечи на орала и копья свои - на серпы" (Диалоги, 110).

2. АФЕНАГОР: "Поскольку мы считаем, что смотреть, как человек сражается до смерти, лишь для того, чтобы другой убил его,- это греховное зрелище (гладиаторские состязания). Как в таком случае можем мы, которые не можем присутствовать на таких зрелищах, чтобы не запятнать себя и не оскверниться,- как же можем мы совершать убийства?" (Мольба к христианам, 35 стр.).

3. ТЕРТУЛЛИАН: (Конец 2-го столетия): "Прежде всего, нужно рассмотреть, могут ли христиане вообще быть солдатами... И будет ли законным воевать мечем, когда Сам Господь провозгласил, что взявший меч, от меча и погибнет7 И как будет участвовать в сражении сын мира?... Конечно, совершенно другое положение, если он становится верующим, находясь на военной службе... Однако, как только он принимает веру и запечатлевает ее (при крещении),- необходимо сразу же или оставить службу в армии, как поступают многие, или же совершать такие действия в армии, чтобы не согрешить против Бога и не делать того, что не допускается даже вне военной службы; или же в конце концов он должен страдать ради Бога, из-за принятой веры. Ибо клятва при поступлении на военную службу не может быть нарушена без наказания и не освобождает от мученичества" (О венце, 11 стр.).

4. ЛАКТАНЦИЙ (325 г.): "В своих "Божественных наставлениях" он писал: "Зачем воевать и вмешиваться в чужие распри тому, кто в душе своей мирен со всеми людьми?"

5. Приводим еще один яркий пример из книги А. В. Пчелинцева "Право не стрелять" (Москва, 1997 г.):

"Сохранились даже имена некоторых римлян-христиан, казненных за отказ носить оружие: Максимилиан, Марцелий, Кассан и другие. Благодаря сохранившимся с тех времен документам до нас дошел один "в высшей степени замечательный" протокол от отказе от военной службы юного христианина Максимилиана... произошел следующий разговор, запротоколированный тогда же:

Проконсул Дион: Рекрут Максимилиан годен к военной службе. В виду этого я требую измерить его рост. (К Максимилиану.) Как тебя зовут?

Максимилиан: Зачем ты желаешь знать мое имя? Мне непозволительно воевать, потому что я христианин.

Проконсул: Хорошо. Служитель! Измерьте рост этого человека.

Максимилиан: Изволь. (Становится для измерения роста.) Но я не могу воевать, не могу худа делать. Я христианин.

Проконсул (служителю): Сними с него мерку.

Служитель: Росту он пяти футов десяти дюймов.

Проконсул: Дать ему рекрутский знак. (Принятому на службу рекруту вешали на шею особое свинцовое ожерелье с шаром, на котором гравировалось имя воина и номер легиона).

Максимилиан: Не принимаю этот знак: я не могу быть солдатом.

Проконсул: Ступай служить, дабы не подвергаться смертной казни

Максимилиан: Я не могу служить в войске, хоть отсеки мне голову, если хочешь. Я не могу быть солдатом в этом мире, я воин моего Бога.

Проконсул: Кто внушил тебе эти идеи?

Максимилиан: Дух мой и Тот, Кто меня создал.

Проконсул (обращаясь к отцу рекрута): Образумь своего сына!

Отец Максимилиана: Мой сын сам знает, как ему подобает поступать.

Проконсул (к Максимилиану): Будь же солдатом и возьми знак.

Максимилиан: Не приму знака человеческого, имею уже знак Христа, моего Бога.

Проконсул: Я сейчас же отправлю тебя к твоему Христу.

Максимилиан: Я только этого и желаю, в этом будет великая слава

Проконсул (служителю): Дай же этому человеку свинцовый шар!

Максимилиан: Я не возьму его, этого знака вашей временной власти, и если мне дадут его, я разломаю его, потому что он не имеет никакой цены. Я - христианин, и мне непозволительно носить на шее свинцовый знак, после того как я уже ношу спасительный знак моего Господа Иисуса Христа,

Сына Бога Живого. Ты не ведаешь Его, пострадавшего ради нашего спасения, так как Бог отдал Его на страдание за наши грехи. Мы служим Ему, следуем за Ним, Царем Жизни, Подателем благодати.

Проконсул: Вступи в войско и прими знак, а не то погибнешь с позором.

Максимилиан: Не погибну я, мое имя уже у моего Господа. Не могу воевать.

Проконсул: Подумай о своей молодости и иди в солдаты, служат же другие молодые люди.

Максимилиан: Им виднее, что им делать. А я как христианин не могу совершать дурного дела. Я - воин Божий.

Проконсул: Какое зло совершают те, которые исполняют свои воинские обязанности?

Максимилиан: Ты сам знаешь, что они совершают.

Проконсул: Служи же. Подумай о том, как бы за свое презрение к военной службе не погибнут тебе от жестокой казни.

Максимилиан: Я не погибну. Если придется мне уйти из этой временной жизни, то душа моя не перестанет жить с Христом, Господом моим.

Проконсул (обратившись к служителю): Вычеркни Максимилиана из списка! (К Максимилиану): Так как ты упорно отказываешься нести военную службу, то в пример прочим и получишь заслуженный тобою приговор. (Читает с дощечки) Максимилиан за упрямый отказ от солдатской присяги присуждается к смерти посредством меча.

Максимилиан: Благодарение Господу моему.

Этот пример наглядно показывает, что христианская заповедь любить, а не убивать своих врагов уже в первые века христианства оказывала значительное влияние на верующих и их выбор. Даже угроза смерти не останавливала их перед отказом от военной службы. Подобных примеров в истории немало" (Право не стрелять, 12-14 стр.).

Однако необходимо отметить, что "когда Константин в IV столетии принял христианскую веру,- положение радикально изменилось. В конце концов Феодосии II в 416 году издал декрет, что в армии могут служить только христиане, ибо он полагал, что в таком случае императорскую армию будет сопровождать божественная благосклонность и империя выдержит натиск варварских племен" (Говорят первые христиане, 227 стр.).

III. Темное Средневековье - римо-католическая церковь запятнала себя крестовыми походами

(Дан. 11:33; Откр. 13:7)

1. "Инициатором этих действий римо-католической церкви был папа Урбан II: во время этих семи крестовых походов в течение 150 лет (1095-1250) Западная Европа собирала все свои силы, чтобы освободить Святую землю от мусульман и обеспечить безопасность паломникам христианам. Мусульмане, которые владели Иерусалимом во время первого крестового похода и время от времени владели им впоследствии,- находились под руководством калифов (или в дальнейшем, султанов) с центром управления в Египте. Поэтому первый крестовый поход был великим нападением против "царя южного" (Дан 11:24-25). И это был великий успех в своем роде. Иерусалим был взят 15 июля 1099 года. В своем религиозном фанатизме христиане-крестоносцы освятили свои мечи в крови мусульман и евреев, оказавшихся внутри стен Иерусалима. "Люди двигались среди луж крови, доходившей по лодыжку" (Томпсон и Джонсон, "Средневековая Европа" стр. 528). "Кровопролитие было настолько ужасным, что его нельзя сравнить с любым отмеченным в истории" (В. Р. Каннон, "История христианства в Средние века: от падения Рима до падения Константинополя", Нью-Йорк, 1960, стр. 172). Как отметили современники этого события, в честь такой победы христиане преклонили колени в молитве и со слезами радости воздали благодарность Богу" (М. Максвелл, "Бог заботится", стр. 293-294).

2. Крестовые походы против еретиков.

"Ободрившись духом ближневосточных крестовых походов, папство было инициатором ужасных европейских крестовых походов против христиан "еретиков"" ("Бог заботится", 295 стр.).

- Вспомните 1260 лет папского гонения на христиан, когда более 100000000 были замучены, убиты или сожжены за их искреннюю веру. Это и крестовые походы против альбигойцев, катаров, вальденсов; это и Варфоломеевская ночь, это и гуситские войны. Это и ужасы инквизиции Вот что пишет историк: "Да, воистину путь, пройденный Римским престолом- кровавый путь, адский путь, присмотритесь к нему: "справа и слева он окаймлен тысячами костров, сотнями тысяч эшафотов. С треском, с шуршанием подымают они свои огненные языки к небу, а вокруг рассыпаются потоки человеческой крови; человеческие тела корчатся в этой огненной лаве, человеческие головы перекатываются там через дорогу. Мимо нас проходят тени миллионов страдальцев, их глаза закрылись во тьме темниц; их члены разорваны, тело изрублено и поругано, а душа надломлена, оплевана и обесчещена... И это путь Римского престола, путь наместника Христа?" (История Мировых государств. 38).

3. Варфоломеевская ночь.

"Тягчайшим преступлением, самым страшным из всех совершенных в те мрачные столетия зверств стала Варфоломеевская ночь. Мир и сегодня с содроганием вспоминает об этом трусливом и жестоком нападении. Король Франции, уступая требованию римских священников и прелатов, дал согласие на изуверское истребление инаковерующих Колокольный полночный звон стал сигналом к началу резни. Тысячи протестантов мирно спали в своих домах, полагая что находятся под покровительством короля. Их выволакивали на улицу и хладнокровно убивали... Резня в Париже продолжалась целую неделю, причем первые три дня отличались особой свирепостью. Кровопролитие не ограничивалось стенами Парижа, особым указом короля избиение протестантов происходило во всех провинциях и городах. Ни возраст, ни пол не имели никакого значения. И невинного младенца, и убеленного сединами старика постигала одинаковая участь. Знатный и простолюдин, старый и юный, мать и дитя гибли вместе В течение двух месяцев продолжалась эта резня во всей Франции. Было уничтожено 70000 человек - цвет нации. Когда Рим узнал о происшедшей резне, радость духовенства была беспредельной. Вестнику, прибывшему с этим сообщением, кардинал Лорренский вручил награду в 1000 крон, пушка города св. Анджело громовыми залпами приветствовала это событие... Святейший отец, получив столь отрадные вести, торжественно направился в собор, чтобы возблагодарить Бога и святого Людовика" (ВБ. 272-273 стр.).

IV. Церковь христиан АСД восстановила принцип невоюющих, который так высоко держала апостольская церковь

1. Историческая позиция церкви АСД изложена в Декларации принципов:

"Следующая Декларация принципов была изложена Комитетом Ген. Конференции губернатору штата Мичиган 3 августа 1864 года.

Его превосходительству Остину Блаиру, губернатору штата Мичиган: Мы, нижеподписавшиеся, исполнительный комитет Генеральной Конференции, с уважением представляем Вашему вниманию следующие заявления:

Вероисповедание христиан, именующих себя Адвентистами седьмого дня, принимающих Библию как единственное мерило их веры и жизни, единодушны в своих взглядах, что ее учения противоположны духу и практике войны, таким образом, они всегда сознательно противостояли ношению оружия. Если есть какая-либо часть Библии, на которую мы как народ, можем указать более чем на что-либо другое, как на основу нашего вероучения,- это закон десяти заповедей, который мы рассматриваем как наивысший закон, каждую заповедь которого мы принимаем в наиболее очевидном и буквальном значении Четвертая из этих десяти заповедей требует воздержания от работ в седьмой день недели, а шестая воспрещает отнятие жизни; по нашему понятию, ни одна из этих заповедей не может быть соблюдаемая во время исполнения военной обязанности. Наша практика всецело согласуется с изложенными принципами. Следовательно, наш народ не чувствовал бы себя свободным, будучи призванным на военную службу. В нашей литературе нигде не оправдывается и не поощряется ношение оружия; и если предстоит призыв в армию, скорее чем нарушить наши принципы, мы согласны уплатить 300 долларов,- в этом мы помогаем друг другу. И пока такое обеспечение находилось в повсеместном применении, мы не считали нужным публично выражать свои взгляды в этом вопросе. Далее мы желаем заявить, что АСД последовательно выступают против рабства, желают быть верными правительству и сочувствуют ему в борьбе против восстания.

Поскольку мы, как особый народ, существуем недавно и наша организация завершилась не столь давно, наши взгляды еще не известны в широких кругах. Изменение закона о военной службе вынудило нас сделать публичное заявление по этому вопросу. По этой же причине мы излагаем перед Вашим превосходительством взгляды АСД как церкви, относительно ношения оружия, веря, что у Вас не будет никаких сомнений, что мы, как народ, всецело соответствуем последнему решению Конгресса относительно неучаствующих в боевых операциях и выступающих против ношения оружия, и причислите наш народ к положениям этого закона"

Джон Бейнгтон, Д. Н. Лофборо, Джордж Амадон,

Комитет Ген. Конференции АСД,

Батл-Крик, Мичиган, 2 августа 1864 г.

2. Ответ губернатора:

"Я удовлетворен тем, что надлежащий документ принципов и действий церкви АСД правильный и что они причислены ко всем освобождениям, положенным по закону для тех, кто сознательно отказывается носить оружие или участвовать в военных действиях".

Остин Блаир,

губернатор Мичигана, 3 августа 1864 года (Ф М Вилькокс, "АСД во время войны" стр. 58 59).

V. Веские основания, почему АСД не могут участвовать в войне

(взято из статьи Г. В. Амадона, "Ревью", 7 марта 1865 года)

1. Они не смогут свято хранить субботний день: "А день седьмой - суббота, Господу Богу Твоему, не делай никакого дела" (Исх. 20 10). Война, как рассказывают нам военные люди, является самым тяжелым видом работ, и седьмой день из всех дней будет менее всего почитаем в военном лагере или на поле сражения.

2. Шестая заповедь Божьего морального закона гласит: "Не убивай".

Убить - значит лишить жизни Солдат по профессии является практически нарушителем этой заповеди. Но если мы хотим наследовать жизнь вечную мы должны "соблюдать заповеди" (Матф. 19.17).

3. Господь призвал нас к миру и "орудия воинствования нашего не плотские" (1Кор. 7.15, 2Кор. 10:4). Благая весть не разрешает нам использовать никакое другое оружие, кроме "меча духовного" (Ефес. 6.17).

4. Наше царство не от мира сего. Христос сказал Пилату: "Если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня" (Иоан. 18.36). Это является одним из самых неоспоримых доказательств, что христиане не имеют ничего общего с плотскими орудиями войны.

5. Нам велено любить даже наших врагов. "Но Я говорю вам,- говорит Спаситель,- любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и гонящих вас" (Матф. 5:44). Исполняем ли мы эту заповедь, когда простреливаем головы людей из револьверов и рассекаем их тела саблями? "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим. 8.9).

6. Наша работа подобна работе нашего Учителя, Который однажды сказал: "Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать" (Лук. 9:56). Если Дух Божий посылает нас спасать людей, не посылает ли нас какой-то другой дух уничтожать их? Давайте узнаем, какого мы духа!

7. Повеление Нового Завета гласит: "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Матф. 5.39). То есть нам лучше "обратить" и другую щеку, вместо того, чтобы сильно ударить в свою очередь. Можно ли повиноваться этому месту Священного Писания на поле сражения?

8. Христос сказал Петру, когда он ударил раба первосвященника:

"Возврати меч твой в место его" (Матф. 26:52). Если Спаситель повелел апостолу возвратить меч, то воистину Его последователи не имеют права вынимать его. Позвольте тем, кто от мира, сражаться, но что касается нас, давайте молиться.

VI. Может ли христианин давать клятву?

1. Веское заявление Христа:

"Еще слышали вы, что казано древним: "Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои". А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя: ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным Но да будет слово ваше "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого" (Матф. 5 33-37).

- Все что написано в военной присяге или клятве, является нарушением заповеди Христа "не клянись вовсе".

"Некоторые клянутся своей жизнью, другие - головой. Некоторые призывают в свидетели небо и землю для подтверждения истинности своих слов. Другие уверяют, что пусть Господь уничтожит их в этот момент, если они говорят неправду. Против всех таких клятвенных выражений Иисус и предупреждал Своих учеников" (СЦ. 1, 201).

2. Но судебная присяга разрешена.

"Иисус осудил их привычки, сказав, что их клятва сама по себе уже есть нарушение закона. Этим Он однако, не запретил применения судебной присяги, при которой торжественно призывается во свидетели Бог для подтверждения того, что сказанное есть неподдельная истина. Стоя перед синедрионом, Он Сам не отказался присягнуть для подтверждения Своих слов. Когда первосвященник обратился к Нему со словами: "Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли

Христос, Сын Божий?" - Иисус ответил ему: "Ты сказал!" (Матф. 26:63-64). Если бы Христос в Нагорной проповеди осудил судебную присягу, Он бы высказал порицание первосвященнику и таким образом подтвердил бы Свое учение по этому вопросу для более ясного понимания его Своими слушателями... Далее Христос приводит другие доводы, делающие клятву ненужной. Он говорит, что руководящим правилом во всех наших разговорах должна быть истина. "Да будет слово ваше: "да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Матф. 5:37).

Все что делает христианин, должно быть светло и ясно, как солнечный луч Истина исходит от Бога, ложь же в любой форме исходит от лукавого, и всякий, отклонившийся от истины, отдается во власть лукавого. Однако нелегко всегда говорить чистейшую правду, да и невозможно говорить, не зная ее. Как часто нам препятствуют предубеждение, односторонность взглядов или недостаточность знаний и неверной суждение о различных предметах. Мы только тогда сможем говорить истину, когда нашими мыслями постоянно будет руководить Тот, Кто Сам есть абсолютная истина" (Правила счастливой жизни. 66-68 стр.).

VII. Советы Духа Пророчества (2Парал. 20:20)

Следующие изречения были высказаны во время Гражданской войны между американскими штатами:

1. Мы должны действовать с большой осторожностью:

"Если возможно с вашей стороны, живите в мире со всеми людьми". Мы можем повиноваться этому совету, не жертвуя ни одним принципом нашей веры. Сатана и множество его ангелов находятся в состоянии войны с соблюдающими заповеди и будут пытаться привести их в трудные обстоятельства. Они не должны через потерю благоразумия оказаться в таком положении" (СЦ. 1, 356).

2. Предостережение против резких необдуманных поступков:

"Некоторые всегда выискивали ошибки и были недовольны любым предложением. Но мало кто имел мудрость в эти тяжелые времена, чтобы подумать без предубеждения и разумно посоветовать, что необходимо сделать. Я видела, что те, которые выступали первыми, решительно отказываясь повиноваться рекрутскому набору, не понимали, что они говорят. Если бы они оказались действительно призванными и отказались повиноваться при угрозе заключения, пыток или смерти, они поколебались бы, а затем обнаружили, что они не приготовлены к такому непредвиденному случаю Они не выдержали бы испытания их веры. То, что они подразумевали под верой, оказалось бы фанатичным предубеждением" (СЦ 1, 357).

3. Здравая позиция:

"Те, кто по настоящему приготовлены, чтобы пожертвовать, если потребуется даже жизнью, чем оказаться в положении нарушителей закона Божьего, будут меньше говорить Они не будут хвалиться Они будут глубоко мыслить и чувствовать Они будут размышлять. Их искренние молитвы будут простираться в небо, прося о мудрости и милости, чтобы все перенести Те, которые чувствуют, что из-за страха Божьего они не могут, согласно своей совести, сознательно участвовать в боевых операциях, будут очень спокойны, и когда их будут спрашивать, будут просто излагать то, что необходимо сказать с тем, чтобы ответить спрашивающим и тем самым дать понять, что они не находятся на стороне сочувствующих восстанию" (СЦ. 1 357).

4. Верность заповедям Божьим:

"Я видела, что нашей обязанностью, в каждом случае является повиновение законам нашей страны, если они не противоречат высшему закону, который Бог произнес ясно с Синая, а затем начертал на камне Своим собственным перстом. "Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду их Богом, а они будут Моим народом" (Иер 31 33) Человек, в сердце которого написан закон Божий, будет более повиноваться Богу, чем людям, и скорее не будет повиноваться всем людям, чем в малейшем нарушит заповеди Божьи Народ Божий, наученный вдохновенной свыше истиной и руководимый доброй совестью, будет жить всяким Словом Божьим; он воспримет Его заповеди, написанные в его сердце, как единственный авторитет, который он может признать и согласится повиноваться Мудрость и авторитет божественного закона выше всего" (СЦ 1, 361).

5. Гражданская война - запутанная война: "Мне было показано, что народ Божий, являющийся особенным сокровищем Божьим, не может участвовать в этой запутанной войне, ибо это противоречит каждому принципу их веры В армии они не смогут быть послушными истине и в то же время исполнять требования своих начальников Это было бы постоянным осквернением их совести Люди мира руководствуются мирскими принципами Они не могут оценивать по другому. Мирская политика и общественное мнение содержат в себе принцип действий, который управляет ими и ведет к тому, чтобы придерживаться лишь формы справедливости. Но народ Божий не может руководствоваться такими побуждениями. Слова и заповеди Божьи, написанные в душе,- суть дух и жизнь и имеют в себе силу вести людей к подчинению и послушанию. Десять заповедей Божьих являются основанием всех справедливых и добрых законов Любящие заповеди Божьи будут согласны с каждым добрым законом их страны Если же требования правителей противоречат законам Божьим, необходимо разрешить единственный вопрос: "Должны ли мы более слушать Бога или человека?" (СЦ 1. 361, 362 стр.).

6. Повиноваться больше Богу, нежели человекам.

В более поздние годы были даны следующие советы: "Учите народ подчиняться всякому закону своей страны, если это не противоречит закону Божьему" (СЦ. 9, 238).

"Знамя истины и религиозной свободы, которое высоко держали основатели евангельской церкви и свидетели Божьи в течение многих столетий, передано теперь в наши руки, людям, живущим во время этой последней борьбы. Ответственность за это величайшее сокровище возложено на тех, кого Бог благословил познанием Его Слова. Мы должны принять это Слово как наивысший авторитет Мы должны признавать государственную власть как божественное установление и учить других, что повиновение ей является нашим священным долгом в пределах ее законной деятельности. Но если ее требования противоречат требованиям Божьим, тогда мы должны повиноваться Богу больше, чем человекам. Слово Божье мы должны почитать превыше всех человеческих законодательств. Слова: "Так говорит Господь", никогда не должны быть заменены словами "Так говорит церковь" или "Так говорит государство". Корона Христа должна возвышаться над всеми диадемами земных правителей" (ДА 68-69).

7. Осторожность в высказываниях и поступках:

"От нас не требуется, чтобы мы не повиновались земным властям Наши слова, высказанные или написанные, должны быть тщательно продуманы и взвешены, чтобы таким образом избежать всего того, что может противоречить закону и порядку. Ничего не должно быть сделано или сказано, что могло бы воспрепятствовать нашей работе. Мы должны идти вперед во имя Христа и проповедовать миру истину, вверенную нам. Если же люди запретят нам делать это, тогда мы можем сказать подобно апостолам: "Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали" (Деян 69 стр.).

- Находясь в Европе, Елена Уайт писала следующее'

8. Свет, данный относительно призыва в армию:

"Вы спрашиваете относительно того, как обеспечить право нашего народа поклоняться Богу в соответствии с велениями нашей совести. Некоторое время меня обременяла мысль, не будет ли это отказом от веры и доказательством того, что мы не полностью доверяемся Богу. Но я прошу вас иметь в виду многое, о чем Бог показал мне в прошлом, как призыв в армию и другое Под страхом Божьим могу сказать, что мы правильно поступим, если будем делать все возможное, чтобы отвратить бремя, которое налагают на наш народ" (Письмо 55, 1886 г.).

9. Требование строевой подготовки:

"Мы недавно попрощались с нашими тремя ответственными работниками в нашем учреждении, которые были призваны правительством для прохождения трехнедельной подготовки. В нашем издательстве как раз была важная работа, но правительственные призывы не приспосабливаются к нашим удобствам. Они требуют, чтобы юноши, которых они приняли в солдаты, не пренебрегали упражнениями и обучением, которое важно для солдатской службы. Мы были рады видеть на форме этих людей знаки отличия за верную службу. Это были юноши, заслуживающие доверия".

"Они пошли не потому, что избрали это, а потому, что этого требовали законы нации. Мы одобрили их и выразили надежду, что они окажутся верными воинами креста Христова. Наши молитвы следуют за этими юношами, чтобы ангелы Божьи были с ними и охраняли их от всякого искушения" (Рукопись 33, 1886 г., написано из Базеля, Швейцария, 2 сентября 1886 г.).

10 Елена Уайт всегда указывала на благоразумное поведение перед государственными властями:

"Это совершенно неблагоразумно постоянно выискивать неверности и ошибки в делах, совершаемых представителями власти. Это не наше дело - нападать на отдельных лиц или учреждения. Мы должны быть очень внимательны к тому, чтобы никоим образом не показать себя как людей, настроенных против гражданских властей Конечно, борьба, которую мы ведем, носит наступательный характер, но наше оружие всегда должно заключаться в ясных и прямых выражениях: "Так говорит Господь!" Наша работа состоит в том, чтобы приготовить людей устоять в великий день Господень. Мы ничего не должны иметь общего с теми, кто поощряет борьбу или возбуждает антагонизм в тех, кто не принадлежит к нашей вере" (СЦ. 6, 394 стр.).