Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Библиотека адвентиста О нашем благовестии и благочестии. Ю. Друми. (к вопросу о настоящем и будущем адвентизма в Россиии других странах Содружества)
(к вопросу о настоящем и будущем адвентизма в Россиии других странах Содружества) PDF Печать Email

 

(к вопросу о настоящем и будущем адвентизма в России

и других странах Содружества)

 

 

 

Церковь христиан-адвентистов седьмого дня продолжает совершать свое паломничество в небесный град. Ее путь к Царству проходит по тем же местам и встречает те же препятствия, которые два тысячелетия назад встретились Спасителю Иисусу. Адресуя евангельскую весть людям, находящимся на разных ступенях социальной лестницы, наша церковь если и не оказывает на общество значительного влияния, то привлекает внимание немалого числа людей к вопросам духовной жизни и нравственного выживания нации. Но самые интересные и глубокие перемены наметились в церковном самосознании. Обусловлено это рядом проблем, которые встретились на пути благовестия нашей церкви за последнее время.

 

«Я послал вас жать то, над чем вы не трудились»

Процитированные слова Иисуса, записанные евангелистом Иоанном в 4 главе 38 стихе, пожалуй, как нельзя лучше формулируют тот вывод, к которому можно прийти, анализируя 10-12 летний опыт нашего общественного благовестия на пространстве бывшего Советского Союза. Радуясь успеху Евангелия, читая отчеты о массовых крещениях людей, еще недавно знавших о Христе и Священном Писании лишь крохи того, что лавиной обрушилось на их сознание со сцен городских ДК, просматривая фотографии переполненных залов, в которых нередко в «две смены» проходили евангельские встречи (и так на протяжении нескольких недель), едва ли кто-то может остаться равнодушным и безучастным к этому. Ведь еще свежи в памяти молитвы и рассказы людей, которые в самые неблагоприятные времена с пророческой убежденностью говорили о том, что кардинальные перемены в обществе неизбежны, что церковь должна быть готова к широкому благовестию всем и везде, что свою миссию нам предстоит понять и осмыслить еще глубже.

 

Отмечая очевидный прорыв в евангельском служении церкви, мы были склонны приписывать успех особой силе Святого Духа, которая чувствовалась в горячих проповедях и призывах к покаянию, исходивших из уст главным образом зарубежных проповедников; мы не без гордости говорили о том, что адвентизм есть именно то, что нужно современному человеку; мы видели в происходящем эсхатологический знак скорого явления Господа. И нельзя сказать, что это совершенно не так. Однако при таком взгляде на происходящее, как это ни странно, мы не заметили того, что ближе всего нам генетически, по Духу и по жизненной правде нашей истории – мучительно кропотливого, в путанице суеверий и предрассудков, часто в агонии преследований и смут, многовекового благовестия Христа в нашем народе.

 

Даже беглое знакомство с историей Русской церкви убеждает нас в том, что принятие христианства на Руси просто не могло произойти без Божественного промысла. И хотя православное христианство, принятое Русью, было уже отягощено многими небиблейскими учениями и формами религиозной жизни (поклонение Богородице, крещение младенцев, почитание святых, поклонение мощам и т. д.), оно сумело не только распространиться географически, но и лишить язычество его прежнего влияния на мышление и быт народа. Какое это имеет для нас значение сегодня?

 

Видимо, мы должны признать правоту тех наших друзей и оппонентов, которые указывают нам на то, что свое благовестие мы нередко совершаем без всякой оглядки и благодарности к тем, кто до нас и без нас творил подвиг евангельского просвещения нации. Мы отсекли себя от нашего исторического прошлого тем, что не попытались по-настоящему узнать имен и подвигов веры многих подвижников, святителей и просветителей, которые в меру своих сил делали все, чтобы преобразить весь уклад жизни некогда языческого народа. Нередко отождествляя Православие с отступничеством, господством предания над Писанием, суевериями, формализмом (кстати, если это и так, кто поставил нас быть судьями?), мы не заметили того, что строим на основании, воздвигнутом христианами, тысячами наших братьев во Христе, – на основании, воздвигнутом многими преданными и самоотверженными тружениками еще за много столетий до появления первых адвентистов в России.

 

Более того, считая себя преемниками идей протестантской реформации, мы не заметили того, с каким уважением относились все ключевые фигуры нового движения – М. Лютер, Ж. Кальвин и У. Цвингли – к тому, что уже тогда считалось христианской классикой. (Мы намеренно не приводим ни одного имени и ни одного произведения христианских мыслителей, духовидцев и подвижников, так как сделать это в рамках данной статьи просто невозможно, не оставив в тени того или иного светила.) И это вовсе не мешало им быть последовательными поборниками принципа Sola Scriptura!

 

Итак, в значительной степени успех нашего благовестия объясняется тем подвигом веры, который с большим трудом совершали наши предшественники. Но сегодня, когда наблюдается катастрофический отток (по меньшей мере до 65 тысяч за последние девять лет) из нашей церкви, невольно приходят на память слова Спасителя о семени, которое, «когда взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло» (Мк 4:6; курсив наш – Ю. Д.). Пустим ли мы корни на нашей почве? Как глубоко? Дадут ли они силу для могучего дерева, к которому станут «прилетать птицы небесные и укрываться в ветвях его» (Мф 13:32)? – об этом наши дальнейшие рассуждения.