Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Библиотека адвентиста Жизнь и труды Елены Уайт Правда о пророках. Джон Робертсон. (Глава из книги "Белая правда")
Правда о пророках. Джон Робертсон. (Глава из книги "Белая правда") PDF Печать Email

Правда о пророках. Джон Робертсон. (Глава из книги "Белая правда")

 

Если мы верим в богодухновенность Библии и считаем ее "единственным непогрешимым мерилом веры и практики", почему тогда какую-то особую дань мы отдаем книгам Е. Уайт? Если Библии достаточно, зачем заботиться о еще одном авторитетном источнике? Да и была ли м-сис Уайт действительно пророком?

Прежде чем говорить о значении или авторитете Е. Уайт и отношении к ней, следует решить именно этот, последний вопрос.

В одной из недавних публикаций начинающий журналист собрал мнение учителей относительно авторитетности книг Е. Уайт. Ответы отражали самые различные точки зрения по этому существенному вопросу. Одни говорили, что ее значение для церкви то же, что и значение Мартина Лютера для лютеранской церкви. Другие, ссылаясь на слова ап. Павла, в которых он ставит пророков выше пастырей, но ниже апостолов, считали, что место Е. Уайт выше уровня обычного пастыря.

Сложились совершенно противоположные точки зрения. Согласно одной Е. Уайт необходимо отнести к категории пророков. Другая точка зрения относит Е. Уайт в категорию пастырей. Такая совершенная противоположность мнений ясно свидетельствует о различном отношении к ее авторитету.

Если авторитет Е. Уайт, как пророка подвергнуть сомнению, то, как говорят одни, тогда нужно будет вообще отвергнуть откровение и пренебречь пророческим даром. Результатом этого будет дискредитация того единства веры, которое обещано было через служение пророков, а также учителей, пасторов и евангелистов. (Ефес. 4:11-13)

Сторонники пасторской роли Е. Уайт считают, что необходимо сформировать новое отношение к ее роли. Что касается, допустим, каких-то научных вопросов, заявляют одни, то лучше цитировать специалистов по тем или иным наукам, например, по психиатрии, чем цитировать саму Е. Уайт. Он даже предсказал, что негативное отношение некоторых ученых по отношению к Е. Уайт сразу же растает, как только мы перестанем решать споры с помощью лишь фразы: "Так говорит Е. Уайт." Ее значение как пророка будет сведено лишь к передаче пасторских советов.

Наконец можно сформулировать и третье мнение, заключающееся в том, что к ее трудам следует относиться двояко, т. е как к пророческим, так и пасторским. Основание то, что она была призвана утвердить истину и исправить заблуждения. А эта роль указывает на пророческий авторитет. И конечно у любого пророка в процессе реализации его пророческой деятельности, встречаются и пасторские заботы.

Что мы думаем относительно зтих мнений? Что должно определить наше отношение к заданным в начале вопросам? Если Библия единственный непогрешимый источник и путеводитель, какого еще авторитета мы добиваемся от книг Е. Уайт? Уж если говорить открыто, то независимо от того, что мы думаем о ее авторитете, это абсолютно ничего не добавить к настоящей истине. Она так и останется кем была, ее труды так и останутся ее трудами независимо от того, что мы о них думаем.

Итак, где искать ответ? Если мы верим, что Библия "единственное непогрешимое мерило веры и практики", мы и должны обратиться за ответом к ней. Мало сказать: "У нас есть Библия, а вот остальное надо забыть. " Мы должны найти ответ на этот вопрос в Св. Писании.

Обращаясь к Библии, мы невольно сталкиваемся с необходимостью прочесть о пророках. Мы лицом к лицу встречаемся с вопросом о том, будем ли мы готовы принять пророка, который должен будет явиться. Вот, например, Павел адресует следующие 3 сильные строки новозаветным язычникам в Фесалонике. Приводим их: "Пророчества не уничижайте. Все испытывайте , хорошего держитесь. " (1Фес. 5:20, 21 )

Что есть пророчества? Это вести пророков. В повелительной форме здесь выражено то, христианский ум не может быть закрыт по отношению к этому предмету. Он должен быть открыт. "Пророчества не уничижайте. " Но и это еще не все. Вы не имеете права быть нейтральным или равнодушным в этом вопросе. Необходимо сделать следующий шаг: "все испытывайте . " Другими словами, проверьте, что сами библейские пророки говорят о пророках, так чтобы вы могли знать истинны или лживы притязания того или иного претендента. А дальше? "Хорошего держитесь. " т. е. требуется признать пророка после того, как он пройдет проверку Библией.

0 взаимовыгодном эффекте подобного признания говорится в обоих Заветах. Летописец обещает благотворные результаты: "Верьте Господу, Богу вашему, и будьте тверды; ")верьте пророкам Его, и будет успех вам. " (2 Пар. 20:20) Этот текст - прекрасный образец художественного приема, используемого в еврейской поэзии и известного, как параллелизм. Каждая строка параллельна другой и взаимно утверждает одна другую. Имея это ввиду взгляните еще раз на первую строчку!"Верьте Господу, Богу вашему. " Как можно верить в Бога и как можно знать, чему верить? Как узнать, что хочет от нас Бог? Мы не можем многого извлечь ни изприроды, ни из чувства, ни из авторитетного ума. Прямо, на словах, как это было с Адамом и Евой в саду, Бог к нам не обращается. Каким же образом Он тогда обращается к нам? И тут нам помогает вторая строка: "Верьте пророкам Его. " Подобная параллельная конструкция указывает на то, что "верить в Бога" и верить пророкам означает одно и то же. Когда Бог обращается к человеку в словах и предложениях, делает Он это через пророков. Само слово "пророк" означает "тот, кто говорит за кого то", "представитель", "оратор". Пророк говорит за Бога. Неоднократно пророки подчеркивают на стр. Писания, что когда они говорят, то говорят слова Божии. Следующие выражения постоянно встречаются в пророческих вестях, обращенных к народу: "Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит. " (Ис. 1:2) Так описывает Исаия, каким образом Господь говорит к нему. "Видение Исаии" начинается первое предложение его книги.

Исаия получал Божии вести посредством пророческих видений, путем сверхъестественного откровения. Подобное вступление, указывая на божественный авторитет, часто встречается в вестях пророков. Идеи, высказываемые ими это не их собственные идеи. Они от Бога. Это откровение в действии.

В Новом Завете Бог обращается к человеку точно так же. Иоанн богослов в Откр. 1:1-3 ясно передает, каким образом обращался к нему Бог. В этих стихах он описывает поэтапное происхождение книги. Бог дал откровение Христу. Христос послал его с ангелом. Ангел сообщил его Иоанну пророку, который под влиянием Святого Духа написал для народа книгу Откровение. Обратите внимание на эту последовательность в начальных текстах. ', "Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал Слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. " (Откр. 1:1 - 2). Вы не заметили, что в выше приведенном стихе Иоанн называет весть откровения "словом Божиим?" Это требование всех пророков ради авторитета. Они передают Божественные идеи самым красивым языком, на какой только способны. Следовательно, отвергать работу пророка, значит отвергать Слово Божие. Это очень серьезно! С другой стороны, верить пророкам, значит верить Богу, значит "будешь твердым" и "будешь иметь успех". Это прекрасно! Таким образом, если мы принимаем Библию, как мерило веры, мы не можем так просто отмахиваться от пророков. Мы должны быть открытыми; мы должны испытывать и хорошего держаться. Библия говорит в пользу пророков. Да и может ли Св. Писание высказываться иначе, если сами пророки написали это ?

Многих волнует вопрос об авторитете неканонических пророков, т. е. пророков, чьи труды не вошли в канон Св. Писания. Как быть с ними? В Библии упоминается множество пророков, чьих книг в самой Библии нет. Большинство из них упоминаются в Библии задолго до тех авторов, чьи труды в последующем составят книги Св. Писания. Число их от 35 до 40. Что нужно нам знать о них? А вот что: насколько значение этих пророков сравнимо со значением тех, чьи труды вошли в собрание Св. книг? Давайте посмотрим. Пророк Елисей не написал ни одной книги в Библии. Тем не менее это была одна из одиознейших пророческих личностей. Два удивительных события ярче всяких слов свидетельствуют о его авторитете в Израиле. Вот запись об одном из них: "И пошел он... в Вефиль... И вышли две медведицы из леса и растерзали из них 42 ребенка." (4 Царств 2:23, 24.) Трудно понять происшедшее. Почему Бог допустил такому случиться? Может быть, родители этих детей у себя дома тоже смеялись над Елисеем и дети от них переняли этот дух неуважения ? Поэтому, может быть, Бог снял с них Свою ограждающую милость ? Кто знает ? Но факт остается фактом. Отвержение пророков привело к трагедии. Другой случай, связанный с Елисеем, может показаться еще более странным и поразительным. См. 4Цар. 13:21

Как бы хотелось побольше узнать об этом загадочном происшествии. Верующим ли был умерший ? Был ли он вознагражден Богом за свое прошлое таким необычным образом? Кто знает ? Факт остается фактом. Господь хочет, чтобы люди верили в совершенный авторитет даже умершего пророка. Бесспорно, событие это произвело потрясающий эффект на Израиль.

Два этих эпизода, взятые вместе, подчеркивают, что к пророческому авторитету нельзя относиться легкомысленно. Неуважение влечет за собой смерть. Уважение - возвращение жизни. Это очень важный духовный урок, который следует извлечь каждому, кто никак не решится - верить пророкам Божиим или не верить. Кстати, ни одна книга в Библии не названа именем Елисея и не написана им. В то же время каждый из неканонических пророков был наделен полнотой божественного авторитета. Посмотрите на Иоанна Крестителя, он тоже не написал ни одной книги в Библии. Тем не менее Иисус сказал о нем: "_Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка_Не восставал больший Иоанна Крестителя. " (Матф. 11!9-11) Некоторые неканонические пророки действительно писали книги, но они были утеряны. Может быть, они и были бы включены в канон, если бы сохранились. В свое время эти пророки считались не меньшими по своему авторитету, чем те, чьи книги мы сейчас читаем. Нафан, например, был побуждаем Богом обличить царя Давида со в сей властью Илии перед Ахавом. Эти два пророка тоже обладали пророческим авторитетом. Вот краткий список таких пророков с перечнем их книг, упоминающихся в Библии, '

1. Пророчество Ахии, пророка 2 Пар. 9:29

2. Книга Гада, прозорливца 1 Пар. 29:29

3. Сказание Адды, пророка 2 Пар. 13:22

4. Книга Нафана, пророка 2 Пар. 9:29

5. Записи Самея, пророка 2 Пар. 12:15

Можно привести еще один интересный и важный список пророков, которые также полностью были признаны, но вести которых не попали в Писание. Все они женщины. 5 в Ветхом Завете: Мариам (Исх. 15:20), Девора (Суд. 4:4), Алдама (4 Царств 22:14), Ноадия (Неем. 6:14), и жена Исаии (Ис. 8:3). 5 в Новом Завете: четверо дочерей Филиппа (Деян. 21:9) и Анна (Лук. 2:36). Из всего этого мы можем заключить, что нет пророков первостепенных, второстепенных или третьестепенных. Все истинные пророки получали вести от Бога путем сверхъестественного откровения и выступали в роли глашатаев Божьих . Канонические они или не канонические - разницы нет. Все они были пророками. Давайте поразмыслим немного о канонических и неканонических трудах. Как мы знаем, неканонические книги существовали веками, пока писались книги Библии. В чем тогда разница? Канон означает "правило" или "мерило". Пророческие писания становятся каноном, то есть тем мерилом, по которому должно было судить о всех последующих пророках и на основании которого, должна была утверждаться любая доктрина. Ясно, что канон не существовал до тех пор, пока все писатели Библии не прошли по сцене. Считают, что в 90 г. н. э. на Соборе в Джамние Иудеи, наконец, договорились о том, какие книги должны быть включены в Ветхий Завет. Новозаветний канон постепенно складывался на основе наиболее употребимых и признаваемых церковью писаний в течение первых веков н. э. И точно также Новозаветний канон не существовал до тех пор, пока не были написаны Новозаветние книги.

Иероним (342 - 420 н. э. ) - ученый, переведший Библию на латинскую Вульгату, по праву считается самым ранним автором того перечня книг Библии, которым мы пользуемся сегодня. Но даже вплоть до времен Реформации общепринятый список книг еще не мог считаться абсолютно неизменным.

Не следует думать, будто бы Библия свалилась к нам с неба в переплете из блестящей черной Марокканской кожи, напечатанная на индийской бумаге с позолоченным обрезом. В начале своей истории они даже не были соединены. Это были лишь отдельные свитки или письма. Поэтому, если для нас, в течение уже нескольких сот лет, считающих собрание книг Библии каноном, проблемы канонизации просто не существует, то те, кто жили в те далекие дни, когда Писание не только писалось, были совершенно в ином положении. Каким образом тогда люди могли знать, на основании чего им судить об истинности или подлинности пророка?

Давайте вернемся к самому первому, упоминающемуся в Библии пророку. Это Енох, седьмой от Адама, согласно Иуд. 14 Адам и Енох были современниками. Их учения стали основным мерилом, посредством которого должны были испытываться все будущие пророческие вести. В течение столетий Бог открывал Свою волю многим пророкам. Но все последующие пророки должны были находиться в согласии с все возрастающим потоком информации, выданной предшествующими пророками- Этот Библейский принцип выражен в 1Кор. 14:32 так: "И духи пророческие послушны пророкам. " т. е. они должны проверяться трудами тех, кто уже признан, как истинный пророк.

Библия - это собрание книг, написанных определенными пророками и апостолами. Их под влиянием Св. Духа собрала церковь, отсортировав ложное от истинного. В конечном счете церковь признала их как мерило веры и практической жизни, т. е. как канон. Вот и все, что это означает. Без всяких вопросов адвентистская церковь приняла библейский канон, как общепринятый. Но никакая церковь не может даже если бы она и желала этого, исключить возможность появления следующих пророков. Бог один решает, кто должен быть Его пророком. "И иных Бог поставил в церкви во- первых апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями." (См. Ефес. 4:11, 12; 1Кор. 12:4 - 11, 28. ) Человек не может выучиться и стать пророком. Бог Сам избирает пророков тогда и там, когда и где Ему это нужно.

Наш церковный порядок гласит, что одним из фундаментальных положений церкви АСД является то, что "она признает дар пророчества, проявившийся в жизни и служении Е. Уайт. " ( Ц. П. стр. 37)

На многих сессиях ГК эта позиция неоднократно подтверждалась, признаваясь большинством голосов. Твердо заявлялось, что дух пророчества проявился в служении Е. Уайт, что Е. Уайт действительно пророк. Пионеры церкви признавали ее уникальное духовное дарование. Исследуя Писание, они поняли, что несколько по крайней мере пророческих текстов предсказывают появление в последние дни, как раз накануне возвращения Господа, духа пророчества.

Следующие тексты по их убеждению считались достаточным основанием для ожидания дара.

I церковное наследие Духовных даров. ( 1 Кор. 12!28-31 ) Библия перечисляет 8 духовных даров, как постоянно пребывающее наследие от Св. Духа. Первые три - апостолы, пророки, учителя в 31 ст. названы "большими дарами". Дар любви в 13 гл. - для каждого, а из "больших даров" в 14 гл. и 1 с т. дар пророчества выделен, как самый желательный. "Ревнуйте о дарах духовных, особенно о том, чтобы пророчествовать. " Нигде в Библии нет никаких записей о том, чтобы эти дары были отняты от церкви.

II Сплачивающая церковь функция Даров. ( Ефес. 4:11-30 ) Дары апостолов, пророков, евангелистов, пасторов, учителей даны были для устроения церкви, "доколе все не прийдет в единство веры. " (ст. 13) . Поскольку полностью до стичьэтого невозможно будет вплоть до II пришествия Христа, постольку нужда в дарах будет существовать всегда.

III Предсказание Христа о дарах. Матф. 24 Уже сам тот факт, что Христос предупреждал о появлении лжепророков, как об одном из признаков своего пришествия (24 ст. ), говорит о проявлении истинного пророческого дара. Не может быть подделки, если нет настоящей вещи. Иначе, зачем тогда Христу предупреждать ? Он бы просто сказал, что пророков больше не будет. Но нет. Он только предупредил о ложных, которые будут искусно подделываться под истинных.

IV Предсказание Иоиля о дарах (Иоил. 2:28-31) Иоиль заявляет, что прежде чем придет "день Господень, великий и страшный ", среди народа Божия проявится дар пророчества, включающий в себя сверхъестественные "видения" и "сны". Петр ссылался на это во время Пятидесятницы, которую он считал предвкушением того, что будет иметь место в последние дни. (Деян. 2:17-20) Проявление Духа пророчества будет происходить одновременно с чудесами на небе:"солнце превратится во тьму и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. " (ст. 20) "И звезды падут с неба" (Матф. 24:29) Многие усматривают эти божественные феномены в событиях от 19 мая 1780 г . и 13 ноября 1833 г., считая их частичным исполнением великого пророчества Иоиля о восстановлении дара пророческих видений.

V Предсказание Исаии (Ис. 11) Пророчество Исаии указывает на те дни, когда о возвращении Господа (ст. 4) будет объявлено во всех концах земли (ст. 10, 11) и когда как Израиль, так и язычники будут собраны на новой земле. (ст. 6-9) Подобно освобождению из Египта и переселению в Ханаан, остаток Господеньво второй раз будет освобожден, , но уже от земли и переселен в небесный Ханаан. Пионеры движения заметили, что согласно Ос. 12!13 освобождение из Египта совершено было "пророком". Подобным образом произойдет и окончательное освобождение народа Божия (См. Ам. 3:7)

VI Предсказание Малахии (Мал. 4)

Пророчество гласит: "Вот я пошлю Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. "(5ст. ) Иисус рассматривал работу Иоана Крестителя, как первое исполнение пророчества об Илии. "Ибо все пророки и закон прорекли до Иоана. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. " (Матф. 11:~13, 14) Иоан, конечно, не был Илией. См. Иоан. 1!:21. Но поскольку он стал предтечей Мессии, подготовив почву к первому пришествию, Христос и определил его весть, как исполнение пророчества об Илие. То была лишь репетиция по подготовке вести, призванной зазвучать накануне Второго пришествия. Ибо так сказано:"пред наступлением дня Господня, великого и страшного. "

Пионеры адвентисты, конечно, не считали Е. Уайт Илией, но они видели в ней вестницу, которая поможет организовать и повести народ остатка в возвещение вести Илии. Это движение, возникшее в последние дни подготовит почву для второго пришествия Господа, точно так же, как Иоан со своими учениками сделали это перед первым пришествием. (См. Иоан. 1:7, 8)

VII Предсказание Иоана (Откр. 12 ) Это пророчество охватывает историю церкви обоих заветов. Оно рисует ожидание Христа накануне первого Его пришествия (ст. 2), ярость сатаны при Его рождении (ст. 4). Оно пророчествует о смерти и воскресении (5 ст. ), вырисовывает 126О летний период гонений, которые будут следовать в течении многих столетий (ст. 6, 14) После этого в последние дни восстанет "остаток", отличный тем, что будет соблюдать заповеди Божии и будет иметь "свидетельство Иисуса Христа (17 ст. ) "Свидетельство Иисуса" в Откр. 1:1-3 определено, как пророческое откровение от Бога, а в 19:10, как "дух пророчества".

Любое иэ этих пророческих заявлений, сосединенное с множеством других упоминаний о важности пророческого дара, служит достаточным основанием для того, чтобы быть непредубежденным и ждать дара пророчества. Все эти свидетельства, взятые вместе, служат действительно убедительным доказательством возможности проявления пророческого дара в последние дни.

Адвентистская церковь на основании Писания и других исчерпывающих свидетельств, официально признает проявление пророческого дара в жизни и работе Е. Уайт, начиная от самого возникновения адвентистского Движения и вплоть до настоящего времени. Недавнее официальное заявление церкви - лишнее тому подтверждение. "Один из даров Св. Духа - пророчество. Этот дар отличительный знак церкви остатка. Проявился он в лице Е. Уайт. Ее труды, как вестницы Господней, немеркнущий и авторитетный источник истины, призванной дать церкви утешение, руководство, наставления и направление. Они ясно говорят, что Библия есть тот образец, с которым должно сравниваться каждое учение, каждый опыт. " ( Ежегодник церкви АСД, 1981г . )

Неспокойным было время для церкви на изломе столетий. Проблема Келлога зашла настолько далеко, что казалась неразрешимой. Страшные адвентистские пожары зловеще высветили небо над Бзтл-Крик. Санаторий сгорел 18 февраля 1902 г. 30 декабря того же года в огне исчезло здание издательства РЭГ. А годом раньше Е. Уайт предупреждала уже о печатании коммерческих изданий сомнительного характера в следующих зловещих словах: "Мне просто страшно открывать "Ревью", боюсь увидеть, что Бог очистит издательство огнем. " ( Св-ва, том 8, стр. 91 )

Поскольку напряжение и беспорядки внутри адвентистского руководства нарастали и касались уже самого учения и управления всей церковью и ее учреждениями, было предпринято множество перемещений. Но борьба разгорелась еще сильней. Совет м-с Уайт был выслушан внимательно. Колледж Бэтл - Крик в 1901 году переезжает в Бернен Спрингс, штат Мичиган. ГК и издательство РЭГ в 1903 году перебираются в Вашингтон. Эти большие перемещения, а также ряд доктринальных вопросов вызвали значительное недовольство в Бэтл Крик. Причиной всех зол считалась Е. Уайт. Те, чьи планы были перечеркнуты, подвергли сомнению ее пророческую роль. Вскоре вопрос вылился в открытое преследование простого заявления, сделанного Е. Уайт относительно своей работы в церкви Бэтл Крик 1 октября 1904 года. Последователи Келлога, руководимыеэффектным, носовершеннобездарным А. Т. Джонсоном, грубо извратили его смысл. Джонсон говорил примерно так:"Е. Уайт сама публично заявила:"Я не пророк, я никогда не делала подобных утверждений. " Категорическим тоном он заявил, что слышал, как она говорила это в сентябре 1904 года. в колледже Вью, Линкольн шт. Небраска и после этого два раза в церкви Бэтл Крик. Он делает вывод', "Как же теперь я, после ее собственных публичных заявлений, должен убеждать народ в том, что она пророчица и что ее труды стоят на одном уровне с книгами Иеремии и других пророков Библии? А я знаю, что она говорила именно так. " (" Заявление, опровергающее обвинения, выдвинутые А. Т. Джонсоном против Духа пророчества и плана организации церкви АСД". )

Представьте, какое волнение произвели его слова. А он безудержно продолжал:" Я знаю, что редактор "Ревью" против ее слов, где она говорит "Я не пророк", предпринял попытку доказать, что она все-таки пророк_Но откуда редактор "Ревью" знает, что она пророк, когда она сама говорит, что она не пророк?" ( там же)

Какие же слова сказала тогда в церкви Е. Уайт, что они заставили Джонса обрушиться с такими нападками? К счастью, сохранился стенографический отчет того собрания, который позволяет точно воспроизвести ее слова:"Хочу открыть вам свет, который дан мне. Многие знают, что представляет собой моя работа. Они говорят - она пророчица. Но я не претендую на то, чтобы быть пророчицей. Я говорю вам, чтобы вы все знали - я вестница. Я хочу, чтобы вы знали м-с Уайт не называет себя пророчицей или вождем этого народа. Она называет себя просто вестницей. Вы слышали м-с Уайт и вы знаете, что представляют собой мои свидетельства. Те же свидетельства я несу народу. Я не отказываюсь ни от одного своего предложения. " (там же ) . Обратите внимание на разницу между тем, что говорил Джонсон и что говорила на самом деле Уайт. Он утверждал, будто бы она говорила: "Я не пророк". На самом деле она сказала, что не называет себя пророчицей, называет себя просто вестницей. Между утверждением "Я не пророк" и "Я не называю себя пророчицей" - огромная разница. Для Джонсона, блеснувшего своей горячительной речью в расколовшейс я церкви Бэтл - Крик, этой разницы, казалось не существовало . Но факт остается фактом - нигде и никогда м-с Уайт не говорила таких слов:"Я не пророчица". Чтобы успокоить разбушевавшиеся страсти, Е. Уайт пришлось высказаться по этому вопросу более прямо и конкретно . Что она и сделала почти 4 месяца спустя:" Я заявляю - я не претендую на то, чтобы быть пророчицей. Я никогда не выступала перед людьми, приписывая себе такой титул, хотя многие меня так называли. Я была научена говорить: "Я вестница Божия"_Письменно и устно я должна нести данные мне вести. " ( РЭГ, 26 янв. 1905 г. )

Через 4 дня она написала письмо пастору Олсену, в котором дала окончательное разъяснение возникшему неправильному толкованию ее слов. "В своем выступлении я сказала, что не претендую на то, чтобы быть пророчицей. Многих удивило подобное заявление и, раз это было сказано, я объясню почему. Многие называют меня пророчицей, но я никогда не приписывала себе этого титула. Я не чувствую, что мой долг - именовать себя именно таким образом. Те, кто смело заявляет, что они пророки, часто просто бесчестят дело Христово. Моя работа включает в себя гораздо больше того, что означает это имя. Я считаю себя вестницей, которой Бог поручил донести вести до Своего народа. " ( Избр. вести, том 1, стр. 35, 36. )

Поскольку волнение продолжалось, комитет ГК в конце концов опубликовал объемистое заявление почти в 100 стр. под заглавием "Заявление, опровергающее обвинения, выдвинутые А. Т. Джонсоном против Духа пророчества и плана организации церкви АСД. " В нем рассматривался вопрос, связанный с заявлением м-с Уайт в Бэтл Крик, а также ряд других обвинений, выдвинутых против нее. Издано оно было в мае 1906 года, т. е. спустя 22 месяца после выступления Е. Уайт в церкви Бэтл Крик. Таким образом все происшедшее оказалось лишь затянувшейся интермедией. Хотя Уайт не желала использовать титул пророка и утверждать его во всей этой истории, по уже упомянутой причине, тем не менее она, наконец, почувствовала необходимость высказаться более категорично относительно этого вопроса. Вот какие заявления были в конце концов сделаны в 1906 году:"Претендовать на то, чтобы быть пророчицей - я никогда этого не делала. Если кто то и называет меня так, я не буду спорить с ним. Моя работа заключает в себе столько точек приложения, что я не могу называть себя иначе, чем вестницей, посланной для того, чтобы донести весть Господню Его народу и потрудиться в любой области, на которую он мне укажет. " ( там же, стр. 34)

"В мои полномочия входит и работа пророка, но они на этом не ограничиваются. "( там же, стр 36)

Суммируя все вышесказанное, мы можем назвать по крайней мере 3 причины, почему Е. Уайт не пользовалась титулом пророка', 1) Потому что ее работа включала в себя больше того, что обычно означает слово "пророк", но никак не меньше. 2) Потому что многие, претендующие на это звание, бесчестили дело Христа. 3) Потому что Бог дал ей указание пользоваться термином "вестница", как наиболее исчерпывающим и безобидным. И в самом деле, тем же термином описывает Малахия и работу пророка Иоана Крестителя. "Вот, Я посылаю Ангела (вестника) Моего, и он приготовит путь предо мною. " (Мал. 3:1. Иисус тоже ссылался на эти слова, упоминая об Иоане. "Что же, смотреть ходили вы? Пророка ? Да, говорю вам нет больше пророка. Ибо он тот, о котором написано, ' "Вот я посылаю Ангела Моего. . (Матф. 11:10, 11). Интересно заметить, что Бог называет одним и тем же словом "вестник", как того пророка, который должен был приготовить путь Господу накануне Его первого пришествия, так и того пророка, который должен приготовить путь для Второго пришествия. Иоан не претендовал на титул. И хотя он говорил о себе, что он всего лишь "глас", Иисус назвал его пророком. Не претендовала на это и Е. Уайт. Она говорила, что является лишь вестницей Божией. Некоторых озадачивает еще одно определение, которым она характеризует свою работу. Она писала, ' "Господь послал светило меньше, чтобы вести людей к светилу большему. " ( там же стр. 36 ). А это, что значит? С подобным самоуничижением мы сталкиваемся и в случае с Иоаном Крестителем. Он буквально трепетал перед перед целью своей миссии, как предтечи Мессии. Его мучило то, что он просто недостоин стоять на пути Того, о Ком он возвещал. И когда внимание и любопытство людей концентрировалось на нем, особенно на вопросе, кто он, Иоан уклонялся от таких вопросов, указывая людям на того, у кого "он не достоин был развязать ремень у обуви. " (Иоан 1:27 ) Позднее, когда Христос приступил к публичной деятельности и ученики Иоана снова стали спрашивать о том, кто он, Иоан сказал:"Ему должно расти, а мне умаляться. " (Иоан 3:30) Иоан находил радость в проповедовании Христа.

М - с Уайт тоже полностью была поглощена своей миссией возвеличить любимого Иисуса и сделать более доступными Писания, которые указывали на того, кто скоро снова грядет. вся ее работа сфокусирована была на будущем и на заключительных событиях великой борьбы. Главной ее целью было приготовить путь Господу. Она хотела, чтобы внимание людей приковано было не к ней, как к обычному человеку, а к Писанию, возвеличивающему Христа. И потому она уклонялась от обсуждения своей позиции, согласно которой ее работа считалась лишь меньшим светилом, ведущим людей к большему светилу, т. е. к Св. Писанию. В своем вступлении к "Великой борьбе" она пишет: "Дух не был дан - да он просто и не может быть дан с этой целью, чтобы заменить Библию. Ибо Писания недвусмысленно заявляют, что слово Божие есть то мерило, которым должно проверяться любое учение, любой опыт. ( Великая борьба. , стр. VII)

Но понимание Е. Уайт своей роли, как "меньшего светила" никоим образом не умаляет ее значения, как вестницы Божией, равно как и отношение Иоана к своей миссии не принижает его роли в событиях, связанных с первым пришествием Христа.

Государственным комитетом стандартов установлены официальные меры веса и размеров. Здесь находятся эталоны, с которыми сравниваются все имеющиеся меры веса и длины. Когда эти меры соответствуют оригиналу, они тоже считаются настоящими, подлинными, правильными. Хотя официальный стандарт остается эталоном, по которому проверяются все остальные меры. В определенном смысле эталон выше всех прочих мер. Именно первоначальный стандарт остается общепринятым, хотя на деле все точные меры веса и длины представляют собой то же самое, что и эталон. Подобным образом, христианство согласилось с определенным стандартом веры и практики в лице пророческих писаний. Мы верим, что сам Бог руководил составлением канона. Мы признаем, что это наше общепринятое мерило веры и не потому, что мы так решили. Оно является таковым в силу своего происхождения. Если вновь появившийся пророк удовлетворяет всем требованиям установленного для пророков стандарта, этого пророка следует считать настоящим. А общепринятый стандарт остается стандартом. Таким образом он остается большим авторитетом, хотя, фактически все истинные пророки во все века были меньшим светом, по сравнению с все возрастающим стандартом веры и практики, установленным предшествующими пророками. Пророки они всегда пророки, в противном случае они не пророки вовсе. Половинчатых пророков не существует.