Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Библиотека адвентиста Весть 1888 года ОПРАВДАНИЕ ЧЕРЕЗ ВЕРУ СОГЛАСНО ПОНИМАНИЯ ВЕСТНИКОВ 1888 ГОДА
ОПРАВДАНИЕ ЧЕРЕЗ ВЕРУ СОГЛАСНО ПОНИМАНИЯ ВЕСТНИКОВ 1888 ГОДА PDF Печать Email

Глава 7

ОПРАВДАНИЕ ЧЕРЕЗ ВЕРУ СОГЛАСНО ПОНИМАНИЯ ВЕСТНИКОВ 1888 ГОДА

Могущественная благая весть

Если весть оправдания через веру 1888 года была началом Позднего дождя и Громкого клича, с нашей стороны разумно признать, что эта истина была более ясно открыта, чем все представленное прошлым поколением народа Божьего со времени Раннего дождя, дарованного в Пятидесятницу.

Высказываясь относительно вести Джоунса и Ваггонера в течении десятилетия после вести 1888 года, по существу вопроса, Елена Уайт писала:

Великие истины, которые оставались незамеченными и не принятыми во внимание со времени Пятидесятницы, должны засиять из Слова Божия в своей первоначальной чистоте. Для тех, кто действительно любит Бога, Святой Дух откроет истины, которые стерлись в памяти и будут открыты совершенно новые истины (Основы Христианского воспитания, стр. 473).

Как могла весть 1888 года быть простым перефразированием понятий 16 столетия, важный для своего времени реформаторских доктрин? Елена Уайт говорила, что весть 1888 года об оправдании верою была «воистину трехангельской вестью» (Ревью энд Геральд 1 апреля 1890 года).

Если весть 1888 года об оправдании верою была той самой, которой учил Лютер, тогда был прав Л. Р. Конради, заявляя, что Лютер в свое время учил Трехангельской вести и что таким образом, нет реального оправдания для существования Адвентистов седьмого дня (см. Л. Р. Конради, Основатели вероучения АСД , стр. 606).

Поскольку понятие об оправдании верою 1888 года было признано как воистину Трехангельская весть, следует вывод, что в ней должно быть нечто уникальное, что отличает ее от популярных евангельских идей. А если это та же самая весть, которая проповедовалась теологами и евангелистами церквей, соблюдающих воскресенье, тогда возникает серьезный вопрос: какова причина для существования Адвентистов седьмого дня? Не внесли ли они особый вклад в разъяснение вопроса об оправдании верою? Или их вклад заключается в оправдании делами? Не поручили ли Господь популярным церквам возвещать Евангелие, а Адвентистам седьмого дня - возвещать закон? Или еще лучше, не являются ли Адвентисты седьмого дня просто конкурентами на евангельском пути, голосом, который фактически используется для того, чтобы рекламировать те же товары, что и другие, подобно рекламе автомобильных конкурентов в наши дни, чьи автомашины практически идентичны, исключая только марку?

Весть Джоунса и Ваггонера признавала две фазы оправдания: 1. Судебное или юридическое оправдание по закону, предусмотренное для всех людей и совершаемое полностью вне нас. 2. Фактическое преобразование сердца верующего, т.е. оправдание верою, Елена Уайт с восторгом принимала уникальность их вести, осознавая, что она значительно выше понятий реформаторов или современных христиан:

Господь по Своей великой милости послал Своему народу через проповедников Ваггонера и Джоунса весьма важную весть… Она возвещала оправдание через веру в поручителя, призывая всех принять праведность Христа, которая состоит в послушании всем заповедям Божиим... Эта весть, которую Бог повелел проповедовать миру. Это есть Трехангельская весть, которую необходимо провозгласить громким голосом при обильном излитии Святого Духа (Свидетельства для проповедников, стр. 91-92)

Давайте кратко отметим, в чем заключалась их идея об оправдании через веру:

Вполне уместно утверждение Павла, что «исполнители закона оправданы будут». Оправдать - означает сделать правым или показать, что кто-то прав...

Дела, совершенные грешным человеком не имеют силы сделать его правым, но, напротив, исходят из злого сердца, они сами злы, но они умножают его греховность. Из злого сердца может исходить только злое, а скопище зла не может совершить ни одного доброго дела, таким образом, для грешного человека бесполезно надеяться на получение оправдания своими собственными усилиями. Прежде чем творить добрые дела, как это требуется от него и согласно его желания, он должен сначала сделаться праведным...

Ап. Павел, утверждая, что все согрешили и лишены славы Божией, поэтому делами закона пред Ним не оправдывается никакая плоть, далее развивает мысль, что мы «получаем оправдание даром, по благодати Его» (Рим. 3:23-24).

«Получаем оправдание даром», а как может быть иначе?.

Правда, Бог никоим образом не оправдывает виновного: «Он не может поступить так, оставаясь справедливым Богом. Но Он делает нечто гораздо лучшее: Он устраняет вину, так что бывший виновный не нуждается в оправдании - он уже оправдан и рассматривается как никогда не согревавшей...

Удаление запятнанной одежды (Зах. 3:1-5) равносильно устранению от человека всякого беззакония. И мы понимаем, что Христос, облекая нас в одежду Собственной праведности, не покрывает грех покровом, но удаляет грех. А это показывает, что прошение грехов есть нечто большее, чем простое занесение имен в книгу записей на небесах и что смысл заключается в том, чтобы грех был изглажен... И именно это избавляет грешника от виновности, он оправдывается, освобождается от виновности, т.е. становится праведным, переживая коренное изменение... таким образом, полное и свободное прощение грехов несет с собой такое удивительное и прекрасное изменение, как новое рождение...Это тоже самое, что иметь новое, чистое сердце...

При этом, что еще приносит оправдание или прощение грехов? - Это вера... Это тот же опыт веры, который делает человека дитем Божиим (Христос и Его праведность, стр. 51-67).

А. Т. Джоунс был вполне согласен с этим:

Оправдание по вере есть праведность через веру, потому что для оправдания нужно быть признанным праведным. Таким образом оправдание верою есть такое оправдание, которое приходит через Слово Божие…

Слово Божие имеет в себе силу для действия... Слово Божие, произнесенное Иисусом Христом, способно вызвать к существованию то, чего не существовало прежде...

В человеческой жизни нет праведности. Но Бог послал Христа, чтобы явить праведность человеку и проявить ее в человеке… Христос произнес лишь слова, и в мрачной пустыне человеческой жизни явилась праведность для каждого, кто желает принять ее... Слово Божие, воспринятое с верою… производит праведность в человеке и жизнь там, где ее никогда не существовало прежде, точно так же, как при первоначальном творении...

Итак, оправдавшись (сделавшись праведным) верою уповая и полагаясь только на Слово Божие, мы имеем мир с Богом, через Господа нашего Иисуса Христа (Ревью энд Геральд, 17 января 1899 г.).

Люди не только должны стать оправданными верою, надеясь или полагаясь на Слово Божие, но, будучи оправданными, мы должны жить верою. Оправданный человек живет точно таким же образом, как он становится оправданным (Ревью энд Геральд, 7 марта 1899 г.).

Это и есть Слово Божие, Слово праведности, Слово жизни, обращенное к нам сегодня, «теперь». Желаете ли вы быть оправданными им «теперь». Желаете ли вы жить им теперь? Это - оправдание верою. Это - праведность через веру. И это самое простое дело в мире (Ревью энд Геральд, 10 ноября 1896 г.).

Сразу же возникает вопрос: а были ли правы эти вестники 1888 года, когда они неоднократно говорили и подчеркивали, что оправдаться верою - означает сделаться праведным? Не есть ли это по существу возрождение древнего католического понятия об оправдании верою, которая содержит в себе оправдание делами?

Некоторые считают невозможным, чтобы верующий стал или был сделан праведным, тогда как в действительности он не является таковым. Говорят, что учить тому, что оправдание верою делает человека праведным, является признаком римского католицизма.

У нас имеется свидетельство, что Елена Уайт рассматривала Трехангельскую весть центром вести 1888 года. И если за этим понятием скрывается римский католицизм, следовательно Е. Уайт была неправильно информированным, наивным человеком, а церковь Адвентистов седьмого дня оказалась во власти трагического недоразумения.

Давайте рассмотрим, что особенного видела Е. Уайт в этой вести:

Она возвещала оправдание через веру в Поручителя, призывая всех принять праведность Христа, которая состоит в послушании всем заповедям Божиим… Таким образом, Бог дал Своим слугам свидетельство, представляющее истину, как она есть в Иисусе, которая является Трехангельской вестью в ее ясных отличительных чертах… Она представляет закон и Евангелие соединенными вместе в совершенное целое. (Свидетельства для проповедников, стр. 91-94).

Идея Джоунса и Ваггонера о том, что оправдаться верою означает сделаться праведным, не была созвучной понятию римско-католической церкви о вменяемой праведности, которая изливается на «святого» и обеспечивается его собственными внутренними заслугами, так что его продолжающиеся греховные дела перестают быть греховными по причине его заслуг. Римско-католическое понятие (которое широко поддерживается и многими другими течениями), заключается в том, что грех в «святом» перестает быть грехом, «похоть» уже более не осуждается как зло после совершения сакраментального или общепринятого оправдания.

Учение Джоунса и Ваггонера заключалось в том, что истинное оправдание «верою» делает верующего праведным в том смысле, что он становится послушным исполнителем закона.

Как мы видели выше, они ясно осознавали, что миллионы лет послушания со стороны раскаявшегося грешника никогда не смогут искупить его от греха; он не имеет никогда не будет иметь заслуг ни на одну йоту. Но вера в Иисуса освобождает его от рабства непослушания закону и ставит его на путь послушания. Вера, которая действует в истинном оправдании верою, есть действующая вера и искупление никогда не может быть истинным примирением с Богом до тех пор, пока не совершится соответствующе примирение с характером Божиим, что представляет собой послушание Его святому закону. Любое так называемое оправдание верою, провозглашающее человека оправданным, но продолжающего сознательно нарушать закон Божий, является ложным, ибо такое понятие искажает понятие и веру, не имея ясного представления как о вере, так и об оправдании.

Давайте представим возможность самим вестникам 1888 года изложить их точку зрения:

«Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание (став праведными или исполнителями закона) даром по благодати Его»... Никто но имеет в себе ничего, что может сделать его праведным. Поэтому, праведность Божия пребывает внутри и вне всех верующих. Таким образом, в соответствии со Священным Писанием, они облекаются праведностью и наполняются ею. Фактически они становятся «праведностью Божией во Христе». А как это происходит? Бог провозглашает Свою праведность над теми, кто верует. Чтобы провозглашать, нужно говорить. Итак, Бог говорит грешнику: «Ты праведен», и тот час же этот врущий перестает быть грешником и получает праведность Божию. Слово Божие, провозглашающее праведность, имеет праведность в самом себе, и как только грешник начинает верить и принимает это слово в свое собственное сердце через веру, в тот же момент он обретает праведность Божию в своем собственном сердце, а поскольку из сердца истекают источники жизни, следовательно в нем начинается новая жизнь. И эта новая жизнь есть жизнь послушания заповедям Божиим (Ваггонер, Евангелие в творении, 1894 г. стр. 26).

Господь никогда не ошибается в своих расчетах. Когда вера Авраама была вменена ему в праведность, это произошло потому, что она была действительно праведностью. Почему? Потому что, когда Авраам полагался на Бога, он полагался на вечную праведность... Он стал одно с Господом, и таким образом праведность Божия стала его собственной праведностью (Ваггонер, Евангелие в творении).

Оправдание связано о законом. Оправдать - означает сделать праведным. В Римлянах 2:13 сказано, кто будет оправдан: «Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут». Следовательно, праведный человек есть тот, кто исполняет закон. Быть оправданным - означает быть праведным. Таким образом, если праведный человек тот, кто исполняет закон, следовательно, чтобы оправдать человека, т.е. сделать его праведным, нужно сделать его исполнителем закона.

Следовательно, быть оправданным верою, означает просто стать исполнителем закона через веру...

Бог оправдывает нечестивого. Это несправедливо? Конечно. Однако это не означает, что Он как бы замалчивает вину человека, что Он считает за праведного того, кто в действительности нечестивый; но это не означает, что Он делает так, что этот человек становится исполнителем закона. В тот момент, когда Бог провозглашает нечестивого человека праведным, человек становится исполнителем закона. Несомненно это хорошее справедливое и милосердное дело...

Из этого становится ясным, что не может быть более высокого состояния, чем оправдание. Оно дает все, что Бог может сделать для человека, за исключением бессмертия, которое совершается только при воскресении... Необходимо постоянно проявлять веру и послушание к Богу, чтобы сохранить праведность и остаться исполнителем закона.

Таким образом, мы начинаем ясно понимать выражение: «Итак, мы и уничтожаем закон верою? Никак, но закон утверждаем» (Рим. 3:31). Это означает, что вместо уничтожения закона, вместо того, чтобы сделать его недействительным в нашей жизни, мы утверждаем его в наших сердцах верою. Это происходит потому, что вера приводит к сердцу Христа, а в сердце Христа находится закон Божий.

«Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19).

«Послушанием одного» - здесь имеется ввиду Господь Иисус Христос. Его послушание воплощается в сердце каждого верующего. Поскольку через послушание Одного, многие могут стать исполнителями закона, то да будет прославлено Его Имя навеки и веки (Ваггонер, Знамения времени, 1 мая 1893 г.).

Возможно теперь мы начинаем понимать, почему Е. Уайт так чрезмерно возрадовалась, узнав об этой вести.

Она осознала, что в ней заключаются ответы на вопросы из Откровения 14 главы, которая описывает народ Божий в последние дни, как соблюдающих заповеди Божии.

Когда она говорит о Христовой праведности, вменяемой через веру, она имеет ввиду именно то, что говорит. Она не учила чему то вымышленному, фальшивому. Она говорила о реальном, о «вере действующей любовью». И когда она писала свою рукопись под названием: «Опасность ложных представлений об оправдании верою», она не отвергала вести Джоунса и Ваггонера, она поддерживала их весть, а опровергала вымышленную точку зрения, которой и они противостояли:

Мне вновь и вновь представлялась опасность, когда мы, как народ принимаем ложные идеи об оправдании верою. В течение многих лет мне было предоставлено, что сатана будет действовать особым образом, чтобы смущать умы в этом вопросе... Вопрос о вменяемой праведности Христа многие годы постоянно тревожит мой ум... Этот вопрос становится темой почти каждой моей беседы или обсуждения с людьми.

Пересматривая мои труды за 15-20 лет, я нашла, что они представляют вопрос в том же самом свете... живых принципов практического благочестия…

Служители должны больше останавливаться на этой теме, - о простоте истинного благочестия, яснее представляя ее перед людьми в каждой беседе... Людям свойственно прославлять и возвеличивать людей. И я содрогаюсь, когда вижу или слышу это, ибо когда они открываются мне в некоторых случаях, в домашней жизни, во внутренних порывах сердца, - это люди полные эгоизма. Они испорчены, развращены, низки и ничто исходящее из их поступков не может приблизить их к Богу, потому что все, что они делают, отвратительно в Его очах. Не может быть истинного благочестия без оставления греха, а отягчающий характер греха не распознается...

Существует опасность - рассматривать оправдание по вере, как особую заслугу веры... Но что есть вера? Это согласие в понимании слов Божиих, которое соединяет сердце в добровольном послушании и служении Богу. Богу, Который дает понимание; Богу, Который побуждает сердце; Богу, Который прежде всего привлекает ум, чтобы созерцать Христа, распятого на Голгофском кресте.

Закон взаимодействия человеческой и Божественной природы делает воспринимающего соработником Божиим. Это приводит человека в такое положение, где он, соединяясь с Божественной природой может совершать дела Божии. Сочетание Божественной силы с человеческими орудиями принесет полный успех, потому что Христова праведность совершает все (Рукопись 36, 1890).

Примечание: Представление Е. Уайт о вере является решающим фактором в понимании вести 1888 года. В журнале «Ревью» от 24 июля 1888 года она опубликовала весьма важное определение веры: «Вы можете сказать, что вы верите в Иисуса, если осознаете цену спасения. Вы можете выполнить это требование, если чувствуете, что Иисус умер за нас на мученическом Голгофском кресте; если вы имеете разумную, осмысленную, сознательную веру, что Его смерть представляет вам возможность - оставить грех и совершенствовать праведный характер через благодать Божию, дарованную вам в силу заслуг крови Христа».

Здесь описано представление Е. Уайт о вере, находящейся в полной гармонии с вестниками 1888 года. Она распознала новый свет, посланный Господом для приготовления людей к пришествию Христа. Она ясно увидела, что популярное понятие оправдания через веру в церквах, соблюдающих воскресный день, было извращением:

Когда они извращают учение об оправдании верою и отказываются согласиться с условиями, приведенными в Слове Божием: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» - это по существу то же самое, что и великая ошибка других, тех, которые желают верить и следовать заповедям Божиим, но ставят себя в оппозицию по отношению к драгоценным лучам света, новым для них, отражением с Голгофского креста...

Необращенные люди могут проповедовать за кафедрой. Их собственные сердца никогда не испытывали живой, доверяющейся веры, сладкого чувства прощения их грехов. Как же они могут проповедовать любовь, сострадание, прощение Богом наших грехов?

Как они могут сказать: «Взгляни и живи». Глядя на Голгофский крест, вы должны испытывать желание нести крест... Может ли кто взглянуть и созерцать жертву дорогого Сына Божия, чтобы его сердце не смягчилось и не сокрушилось в готовности подчинить Богу свое сердце и душу?

Пусть же в каждом разуме вполне отразится следующая мысль: «Если мы принимаем Христа, как Искупителя, то мы должны принять Его и как нашего Правителя. Мы не можем иметь полного и совершенного доверия ко Христу, как нашему Спасителю, пока не узнаем Его как нашего Царя и не будем послушны Его заповедям... Таким образом, мы имеем полное звучание нашей веры, как действующей веры. Она действует любовью. (Ревью энд Геральд, 24 июля 1888 г.).

Является ли этот взгляд об оправдании верою правильным с библейской точки зрения? Обратимся к Священному Писанию:

1. Существует законное и юридическое оправдание, применяемое «ко всем людям»:

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного... не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него... Свет пришел в мир (Иоан. 3:16-19).

В Нем, во Христе была жизнь, и жизнь была свет человеком... Был свет истинный, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир (Иоан. 1:4-9).

Потому что Бог во Христе примирил Собою мир, не вменяя людям преступлений их и дал им слово примирения (2 Кор. 5:19).

...Спаситель наш Иисус Христос, разрушивший смерть и явивший жизнь и нетление через благовестие (2 Тим. 1:10).

... Если Один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор. 5:14-15).

Ибо Христос... в определенное время умер за нечестивых... Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками... Если будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Его Сына... Если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати Одного Человека, Иисуса Христа, переизбыточествует для многих... Ибо суд за одно преступление к осуждению, и дар благодати - к оправданию от многих преступлений... Посему как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою Одного всем человекам оправдание к жизни (Рим. 5:6-18).

Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3:23-24).

Проанализируем эти тексты, как их понимали Джоунс и Ваггонер:

а. Христос сделал нечто для каждого человека, когда Он отдал Себя за весь мир. Он принес два дара, освященных Его безграничной жертвой: жизнь и бессмертие.

б. Жизнь дается каждому человеку, приходящему в мир, независимо от того, верит ли он во Христа и знает ли Его. Он умер за всех и если бы это было не так, то все должны были умереть. Никакая человеческая душа со времени падения Адама не смогла бы жить никаким другим путем, как только через драгоценную жертву Христа. Все люди даже своим существованием обязаны Христу и находятся в вечном и безграничном долгу перед Ним за все абсолютно, что они имеют, за исключением - могилы. Только она наша по праву. Только ее одну мы заслужили, «голгофский крест отображен в каждом хлебе, в каждом источнике воды» (ЖВ, 666).

в. Этот дар жизни каждой личности невозможен был бы без Христа. Он «Свет истинный, Который просвещает каждого человека» (Иоан. 1:9). Никогда святому или грешнику не были бы известны моменты радости или счастливого восхищения в этом мире, если бы они не были искуплены кровью Христа, независимо от того, известен ли им Источник их счастья. «Господь возложил на Него грехи всех нас и таким образом наказание мира нашего (для нас всех) было на Нем; и ранами Его мы (все) исцелились» (Ис. 53:5-6). «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5:45).

г. Но поскольку все люди не заслужили ничего, кроме осуждения и смерти, то лишь благодатью Божией и даром по благодати жизнь человеческая «переизбыточествует для многих» (Рим. 5:15).

Жертва Христа становится действенной для всех людей, потому что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». Таким образом Христос аннулировал все то, что Адам передал своим потомкам. Он умер за нечестивого. И это единственная причина, почему жизнь человеческая может продолжаться.

д. Соответственно, как преизобиловало преступление, «так правдою Одного всем человекам оправдание к жизни».

В новой Английской Библии имеется более правильный перевод высказывания ап. Павла: «Все оправданы» (Рим. 3:24).

е. Таким образом, Евангелие не говорит людям, что они будут оправданы, если они вначале сделают нечто, даже если это «нечто» есть необходимость верить. Евангелие говорит людям, что они юридически уже оправданы. «Бог во Христе примирил Собою мир, невменяя людям преступлений их» (2 Кор. 5:19), а наше дело заключается в простом исполнении служения примирения и возвещения об этом людям. Он вверил нам слово примирения - провозглашение благой вести, которая уже исполнилась.

Господь действительно работает для спасения всех людей и Он желает «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Все, которые не противятся, будут привлечены к Нему. Противиться можно и великое множество так и поступает, поэтому они окажутся среди, погибших.

2. Джоунс и Ваггонер основывали свое понятие об оправдании верою на истине, что сердечное принятие дара и жертвы Христа немедленно приводит к преобразованию жизни. Это преобразование сердца ни в коем случае не является спасением посредством дел. Это также и не наследственная или вселенная праведность, как учит Тридентский собор. Вера сама по себе включает изменение сердца и примирение с Богом. Враг Бога в действительности становится другом благодаря вере. Понимание вести 1888 года о вере основано на собственных определениях Иисуса:

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16).

Но ныне независимо от закона, явилась правда Божия... через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия. Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса (Рим. 3:21-26).

Поверил Авраам Богу и это (его вера) вменилась ему в праведность... не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменилась в праведность. Поэтому и вменилось ему (его вера) в праведность (Рим. 4:3-5; 4:22).

Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 5:1).

А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо?... или кто сойдет в бездну? Близко к тебе слово в устах твоих и в сердце твоем, т.е. слово веры, которое проповедуем; ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим верить, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности... Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божия (Рим. 10:6-17).

Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа... Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос, а что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия... не отвергая благодати Божией. А если законом оправдание, то Христос напрасно умер...

Верующие суть сыны Авраама... А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон для нас был детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою... а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры... веры, действующей любовью (Гал. 2:16 до 5:6).

Давайте проанализируем, как понимали эти строки Священного Писания Джоунс и Ваггонер:

а. Вера - правильный ответ человеческого сердца на Божию любовь. Вера не может быть простым согласием разума и правильным учением или эгоистическим принятием с целью личной безопасности. Вера приходит через познание Слова о кресте. И сердечное принятие призыва «Примиритесь с Богом!» заключается в прямом ответе на Божественный акт искупления в жертве Христа. Бог - любящий и дающий, а мы - верующие.

б. Из этого следует, что сердечное принятие юридического оправдания, предоставленного благодаря заместительной жертве Христа, есть истинное оправдание через веру для всех людей Христос принес жизнь... к свету, но только тем, кто верит. Он принес бессмертие к свету.

в. Такая вера основывается на распятии себя со Христом на кресте.

Взирая на чудесный крест,

Где умер за меня Князь Славы, -

Все блага мира для меня ничто,

И гордость всю я сразу же оставил.

Здесь отказ от своего «я» - уже не болезненная борьба, но автоматический акт отожествления. Позвольте лишь воссиять любви Божией, позвольте Евангелию быть провозглашенным во всей его чистоте, свободным от фальсификации и уверовавшая душа не посчитает жертву трудной.

И воли бы мир я весь отдал, -
Все это так ничтожно мало...
Ведь та любовь, что Бог нам дал,
На нашу жизнь имеет право...

г. Таким образом, из-за того, что Бог оправдывает нечестивого, сердце верующего не будет в состоянии вражды и отчуждения по отношению к Богу. «Потому что сердцем веруют к праведности». Здесь происходит изменение сердца в тот миг, когда человек уверовал! Вера есть изменение сердца! Когда нечестивый оправдывается верою, его сердце смягчается: «Кто во Христе, тот новая тварь, прежнее прошло, теперь все новое». Это место из (2 Кор. 5:17) такими словами описывает оправдание.

Джоунс и Ваггонер пошли дальше так называемой реформаторской точки зрения, что оправдание верою есть просто юридический факт, совершившийся миллионы световых лет тому назад без участия сердца самого верующего. Однако, когда оправдание верою имеет отношение к законной заместительной деятельности Христа вместо верующего, ее исключительная сущность заключается в изменении, происходящем внутри верующего. Заслуга, на основании которой происходит оправдание верою, никогда не находится внутри верующего, но само по себе оправдание по вере очевидно в верующем: «Я сораспялся со Христом» (анг. пер. Гал. 2:20). Оправдание верою отличается от простого юридического оправдания, хотя и зависит от него.

д. Вера верующего принимается за праведность. Вера охватывает всю Христову праведность. Господь желает от грешника лишь искренней веры. И ему вменяется вся совершенная праведность Христа. Точка зрения вести 1888 года заключается не в том, что вера равнозначна праведности, но в том, что Бог считает ее за праведность. Это неизмеримо больше, чем простое юридическое действие: как это часто бывает.

«Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Это так называемое определение веры лучше всего можно понять в свете вменения праведности Христа: если грешник имеет веру, то Бог воспринимает это как самое важное, как полную уплату, как осуществление того, чего ожидает Бог. И это великое действие - вменение праведности может осуществиться, если понята истинная сущность новозаветной веры. (Рим. 3:25).

Бог не может допустить грешника на небо, если бы хотя малейшая черта греха омрачает его характер, ибо оставшееся даже ничтожно малое семя будет расти до тех пор, пока вновь не загрязнит всю Вселенную. Но если бы Он ожидал, пока грешник освятится, прежде чем оправдать его, для такой церемонии было бы недостаточно даже вечности. А если бы Он просто простил грех в мгновение ока, одним взглядом оправдав грешника, допустив его на небо в его неверующем состоянии, то Он просто продлил бы грех и проявил неуважение к жертве Своего собственного Сына.

Но совершенно не принимая во внимание любые дела, Бог может быть справедливым и оправдывающим грешника, который имеет веру, потому что вера есть искреннее принятие сердцем Божьей праведности; все это осуществляется через Христа, совершающего примирение через веру в Его крови. И если бы не было ни крови, ни креста, то не могло бы быть никакой законной, юридической основы для оправдания; не могло бы быть и веры со стороны грешника. Кровь совершила, как объективное, так и субъективное искупление.

Но в этой вере, как в зерне горчичном, заключено осуществление надежды, уверенность в невидимом.

Богу приятно видеть это. «И этого достаточно», - говорит Он и считает ее за праведность, провозглашая верующего праведным, через заслуги Спасителя, Который является объектом веры грешника.

е. Точка зрения реформации была по неизбежности ограничена господствующим эгоцентрическим кругом представления того времени. Принимая, как это сделали реформаторы, папскую доктрину о естественном бессмертии души, они были неспособны вырваться из пределов этого ограниченного представления.

Примечание: Лютер сам лично публично отрекся от учения об естественном бессмертии души. Тем не менее, реформаторы в целом и Кальвин в частности все еще придерживались этого папского, языческого понятия.

Впервые в истории Адвентистов седьмого дня и возможно впервые в истории христианства (по крайней мере со времен апостолов), Джоунс и Ваггонер вырвались из сетей этой эгоцентрической идеи и осознали более великое значение христоцентричной точки зрения об оправдании. Этот более широкий взгляд стал возможным для них не в следствии внимательного изучения комментариев или трудов протестантских реформаторов или евангельских писателей, но благодаря их особому адвентистскому понятию уникальной истины об очищении святилища. Все, что они должны были сделать, - сочетать в других отношениях бесплодную доктрину об очищении святилища с новозаветным представлением об оправдании верою, - они раскрыли весть, которая побудила Елену Уайт написать такие восторженные слова: «Всеми фибрами моей души я говорю: Аминь!» (Рукопись 5, 1889 г.).

ж. Хотя дела ничем не могут помочь в вопросе оправдания верою, они заключены в самой вере. Вера действует любовью. Джоунс и Ваггонер подчеркивали, что спасение совершается только через веру, но провозглашаемая ими вера была действующей; и слово для определения действия веры было не существительным, но глаголом. Если кто имеет всемогущий глагол в предложении христианского опыта, то нет конца и существительным, которые будут объектами, ведущего верующего (и все тело верующей церкви) путем приготовления к изменению при пришествии Господа.

з. Таким образом, освящение является продолжением и постоянно углубляющимся реальным опытом оправдания через веру. Здесь нет необходимости спорить о тонких различиях между двумя видами оправдания и предавать анафеме братьев христиан, которые не согласны в том, где именно проходит тонкая линия различия и есть ли она. Никто не может претендовать на полное освящение верою, любая склонность поступать так сразу же устраняет реальность оправдания верою. В каждый данный момент, от начала обращения до славного опыта встречи с Господом, когда Он придет - верующий полагается только на вмененную праведность Христа.

«Ведь я в сем мире погибал,

Но Бог простил меня с любовью...

О, как во Христе я ликовал, -

Ведь я спасен пролитой кровью...»

и. Весть Джоунса и Ваггонера была началом Позднего дождя и Громкого клича. И как таковая она поглотила эгоцентрическую ненад¨жность в великом деле прославления и реабилитации Христа в заключительном периоде великой борьбы. Таким образом центр переместился с мелкой заботы о собственной личной безопасности, связанной со вмененной праведностью, к большому - к желанию, чтобы Христос мог с радостью увидеть в Своем народе проявление вмененной праведности. Комментируя весть 1888 года, Е. Уайт говорила, что первая или вмененная праведность - это «наше право на небо», а вторая - приобретенная праведность или освящение означает «нашу пригодность для неба». (Ревью энд Геральд, 4 июня 1895 г.).

Великие часы Божии торжественно пробили час, который еще никогда не звучал во дни реформаторов 16 столетия час был поздний, когда голос провозгласил: «Совершилось!»

Когда мы смиренно склоняемся у подножия креста, где умер Христос, мы все подобны маленьким детям с детскою способностью понимания его славного значения. Широко распространенная личная и церковная гордость, которая пропитывает нашу жизнь так и церкви, постоянное стремление прославлять и возвеличивать подверженных ошибкам мужчин и женщин, наша увлеченность удовольствиями и вещами этого мира - все это показывает, как мало мы понимаем или оцениваем истинное оправдание через веру.

Средство исцеления заключается не в том, чтобы сделать нечто большее, участвовать в разных подвигах, но чтобы верить хотя бы немного. Никто не может верить за исключением сокрушенного сердца. Наша история прошлого и современная говорит нам, что мы все еще не научились необходимым урокам:

А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят и я для мира (Гал. 6:14).

И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и при том распятого (1 Кор. 2:1-2).

Примечание: Поскольку Е. Уайт много говорит о «вмененной» праведности, можно сделать поверхностный вывод, что она поддерживала так называемую реформацию или кальвинизм, - точку зрения, что это просто юридическое провозглашение, всецело совершаемое вне грешника. Здесь приводятся три комментария:

1. Кандид, ученый богослов, который исследовал много трудов Е. Уайт, признал, что она нередко использует слова «вмененная» и «наделенная» праведность, взаимно заменяя их как равнозначных. Это легко подтверждается множеством ее цитат.

2. Употребление Еленой Уайт выражения «вмененная» праведность не ограничивается значением простого юридического акта, совершающегося вне верующего. В качестве примера приводим высказывание, сделанное в период кульминации вести 1888 года:

«Вмененная праведность Христа означает святость, честность, чистоту. Если нам не будет вменена праведность Христа, мы не сможем иметь покаяния. Праведность, пребывающая в нас посредством веры заключается в любви, снисхождении, кротости и всех других христианских добродетелей. В этом основа праведности Христа, которая становится частью нашего характера.

Все, имеющие эту праведность, будут совершать дела Божии... Одежды Христовой праведности никогда не покроют лелеемый грех. Никто не может войти на брачный пир Агнца без брачной одежды, которая есть праведность Христа» (Письмо 1, 14 января 1890).

Важно представить возможность самой Елене Уайт определить этот термин в контексте!

3. Ее часто повторяемая фраза о Христе, как нашем Заместителе и Поручителе не есть простое отражение популярной среди реформаторов точки зрения, ограничивающейся лишь простой юридической заменой слов:

«Мы не должны рассматривать послушание Христа, как нечто, для чего Он был специально приготовлен благодаря Своей особенной Божественной природы, потому что Он стоял перед Богом как представитель человека и был искушаем, как Заместитель человека и Поручитель его» (Рукопись 1, 1892 г.).

В своем контексте Елена Уайт в понятии об оправдании верою твердо поддерживает точку зрения Джоунса и Ваггонера.