ОЧИЩЕНИЕ СВЯТИЛИЩА И ВЕСТЬ 1888 ГОДА Печать

Глава 10

ОЧИЩЕНИЕ СВЯТИЛИЩА И ВЕСТЬ 1888 ГОДА

Поиск значения столетия

Очищение святилища в связи с оправданием верою вряд ли можно переоценить. Однако, мы сталкиваемся с поразительным пренебрежением этой истины. Многие вряд ли понимают, что очищение святилища - самое главное.

Мы должны иметь ясное понимание об этой чрезвычайно важной истине, чтобы выдержать испытания последнего времени:

В таких вопросах, как святилище, судебное следствие, народ Божий должен разбираться и понимать это очень хорошо. Все нуждаются в том, чтобы очень глубоко знать и положение и работу Своего Великого Первосвященника. В противном случае они будут не в состоянии проявить веру, соответствующую данному времени или же занять то положение, какое Бог желает, чтобы они знали...

Небесное святилище является центром служения Христа ради человека (это служение - оправдание через веру - прим. авт.). Это касается каждой души, живущей на земле. Эта тема открывает весь план искупления, приводя нас к заключительным сценам истории земли и славной победе праведности над грехом (ВБ, 488)

Кроме того, эта великая истина о святилище есть основа вести Адвентистов седьмого дня. В книге «Евангелизм» есть несколько замечательных высказываний, которые помогут нам понять это более ясно:

Правильное понимание служения в Небесном святилище есть основа нашей веры (Евангелизм, стр. 221).

Тема о святилище была тем ключом, который раскрыл тайну разочарования 1844 г. Он раскрыл полную систему истины, гармонично соединенную между собой, показывающую, что рука Божия направляла великое Адвентистское движение и раскрыла настоящую обязанность привести к свету положение и работу Его народа (Евангелизм, стр. 222).

Народ Божий должен теперь сосредоточить внимание на небесном святилище, где происходит заключительное служение нашего Великого Первосвященника в работе суда, где Он ходатайствует за Свой народ (Евангелизм, стр. 223).

Если мы кое-что знаем, как теперь действует сатана, мы можем ожидать, что он направит свою наиболее искусную, хитросплетенную оппозицию против этой уникальной истины об очищении святилища.

В будущем возникнут всякого рода обманы и мы испытаем недостаток твердого основания под своими ногами… Враг разработает ложную теорию, например учение о том, что святилища нет вообще. Это один из пунктов, на основании которого будет отход от веры...

Приближается время, когда обольстительная сила агентов сатаны проявится в полной мере. На одной стороне Христос, Которому дана всякая власть на небе и на земле, с другой стороны сатана, постоянно проявляющий свою силу, чтобы пленять и обольщать сильными спиритическими действиями и в итоге устранить Бога с Его законного места, которое Он должен занимать в сознании людей...

Сатана непрерывно стремится вносить причудливые предположения в отношении святилища, низводя чудесные представления о Боге и служении Христа ради нашего спасения к низкому уровню, соответствующему плотскому уму. Он устраняет из сердец верующих главенствующую, руководящую роль святилища и заполняет их сознание фантастическими теориями, чтобы аннулировать истину об искуплении и уничтожить доверие к доктринам, которые мы рассматриваем как священные с начала Трехангельской вести. Таким образом, он желает похитить в нашей вере ту весть, которая сделала нас отдельным народом и призвана придать характер и силу нашей работе (Евангелизм, стр. 224-226).

Весть 1888 года возобновила интерес людей к этому заключительному служению нашего Великого Первосвященника и восстановила его главенствующую, руководящую силу в сердцах верующих.

Как хорошо известно, эта весть широко отвергалась, или по крайней мере, отрицалась. Но этот факт и его последствия не должны привести нас к тому, чтобы мы просмотрели место истины о святилище, в самой вести. Елена Уайт поняла важное значение святилища. Имея личный опыт волнующего предвкушения пришествия Христа в 1844 году, она никогда не утеряла эту первую любовь. Она почти интуитивно распознала благую весть в вести 1888 года, которая прозвучала ожидающим в следующих словах: «Вот, Жених грядет!» Она услышала желанную поступь Божественных шагов, но лишь некоторые из современников имели уши, чтобы услышать эту весть.

Это новое более широкое раскрытие истины сочетало в себе Адвентистскую весть об очищении святилища с более полным откровением веры. Это действие наглядно можно представить в слиянии двух рек, которые раньше текли раздельно, но теперь соединились, чтобы создать мощный поток, который мог бы нести корабль по его пути в гавань. Она увидела в этой вести славные средства Божественной благодати, предусмотренной, чтобы приготовить людей к пришествию Господа. Она была глубоко тронута. Она осознала, что «союз со Христом» означает союз с Ним в Его завершающей работе примирения, в четком различии от Его работы в первом отделении святилища, дверь в которое теперь была закрыта (Ранние произведения, стр. 55, 56, 260-261).

В целом ряде статей, написанных вскоре после конференции 1888 года, неделя за неделей повторяя и подчеркивая эту истину, она раскрывала свою глубокую заинтересованность в этом. Весть Джоунса и Ваггонера была призвана реально осветить истину о святилище. Обратите внимание на нарастание силы высказываний с каждой неделей:

Мы живем во время примирения и должны действовать в полном согласии с работой Христа в очищении святилища от грехов людей. Пусть не будет ни одного человека, который пожелал бы отказаться не в брачной одежде, который противился бы нашему Господу и Его деятельности. Каков Он есть, таким пусть будет и Его последователи в этом мире. Теперь мы должны представить пред людьми ту работу, которую мы видим верою и которую совершает наш Великий Первосвященник в Небесном святилище (Ревью энд Геральд, 21 января 1890 г.).

Христос находится в Небесном святилище, чтобы совершать примирение ради людей... Он очищает святилище от грехов народа. В чем же наша работа? Наша работа - действовать в согласии с работой Христа. Благодаря вере мы должны работать с Ним, быть в единстве с Ним... Люди должны быть приготовлены к великому дню Божию (Ревью энд Геральд, 28 января 1890 г.).

Посредническая работа Христа, величественные и святые тайны искупления не изучаются или не осознаются людьми, которые претендуют на обладание небольшим светом по сравнению с другими людьми по всему лицу земли (Ревью энд Геральд, 4 февраля 1890 г.).

Христос очищает Небесный храм от грехов людей и мы должны работать в гармонии с Ним на земле, очищая храм нашей души от морального осквернения (Ревью энд Геральд, 11 февраля 1890 г.).

Люди не следуют верою во Святое-Святых Небесного святилища, где Иисус совершает служение примирения за Своих детей. Мы нуждаемся в Святом Духе, чтобы понять истины для этого времени, но в церквах наблюдается духовная засуха (Ревью энд Геральд, 25 февраля 1890).

Свет в изобилии исходит от престола Божия, а для чего? Для того, чтобы люди могли приготовиться устоять в день Божий (Ревью энд Геральд, 4 марта 1890 г.).

Мы более ясно услышали Его голос в вести, данной нам около 2 лет назад, обращенный к нам во имя Отца... В нас едва лишь начали проявляться маленькие проблески веры (Ревью энд Геральд, 11 марта 1890 г.).

За последние полтора года вы получаете свет, которым Господь желает осветить ваш характер и сделать его достоянием вашего опыта... Если бы все наши собратья сотрудничали с Богом, у них не было бы сомнений, что эта весть, посланная нам полтора года назад, исходит с неба... Предположим, что вы стерли свидетельство, которое представлено в эти два года о праведности Христовой, тогда кто сможет указать на вас, как на несущих особый свет людям? (Ревью энд Геральд, 18 марта 1890 г.).

Весть Джоунса и Ваггонера заостряла внимание на практических аспектах первосвященнического служения Христа. Вот именно здесь две великие реки - истина о святилище и оправдание через веру соединяются воедино. Джоунс видел это весьма отчетливо. Весть не только призывала к святой жизни, но также обеспечивала средства для ее достижения.

Очищение святилища (в символическом служении - прим. авт.) заключалось в том, чтобы очистить «святилище от нечистот сынов Израилевых», которые накопились «от преступлений их во всех грехах их», которые через служение священников во святилище вносились в него в течение служения всего года.

Окончание этой работы во святилище и для священника было таким образом окончанием работы и для народа... Очищение святилища в конечном итоге достигло всех людей и включало людей в такой же мере, как и само святилище...

И такое очищение святилища было прообразом очищения истинного святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек, от всех нечистот верующих в Иисуса и от «преступлений их во всех грехах их». Время такого истинного очищения провозглашено в словах чудесного Исчислителя: «На 2300 вечеров и утр»... в 1844 году после Р. Хр.

С одной стороны: при очищении истинного святилища в совершенствовании верующих в Иисуса совершается и заключительный процесс устранения всех их преступлений и грехов и с другой стороны - заключительное удаление всех преступлений и грехов произойдет при уничтожении нечестивых и очищении Вселенной от всякого следа греха.

Полное раскрытие тайны Божией есть окончание работы Евангелия. А окончание работы Евангелия есть: (1) устранение всех признаков греха и вступление в вечную праведность: Христос вполне сформулировался внутри каждого верующего, только Бог проявляется в плоти каждого верующего в Иисуса; и (2) с другой стороны, окончания работы Евангелия означает полное уничтожение всех тех, которые не приняли Евангелия (2 Фес. 1:7-10), ибо Господь не имеет планов, чтобы человеческая жизнь продолжалась, когда люди своей жизнью умножают себе горе и страдания.

Служение в земном святилище также показывает, что для того, чтобы святилище было очищено и окончен курс евангельского служения, оно сначала должно быть окончено в людях, которые принимают участие в служении. Говоря другими словами, не могут быть устранены грехи и преступления, находящиеся во святилище до тех пор, пока работа примирения и изглаживания грехов не будет совершена каждым человеком, имеющим отношение к служению этого святилища. Само святилище не могло быть очищено до тех пор, пока каждый из принимающих участие в служении не был очищен. Само святилище не могло быть очищено до тех пор, пока через исповедание людей и ходатайство священников не был удален из святилища поток беззаконий, преступлений и грехов.

... этот поток зла необходимо было прекратить в своем источнике - в сердце и жизни поклоняющихся - прежде чем наступит черед очистить само святилище.

Таким образом самая первая работа в очищении святилища заключалась в очищении людей...

И это есть главная задача истинного священства в истинном святилище... Жертва, первосвященническое служение Христа в истинном святилище удаляет грехи и «навсегда делает совершенными освещаемых» (Джоунс, Освященный путь, стр. 113-119).

Весть Джоунса и Ваггонера ясно отражена и отражала, что прощение грехов есть юридическое провозглашение, которое возможно лишь через искупление, совершенное на кресте. Их весть имела объективное основание. Но они также понимали, что библейское понятие о прощении фактически означает «удаление греха». Таким образом, со времени Конференции 1888 года они признавали важное различие между ежедневным или продолжающимся непрерывно служением во святилище и ежегодным, между прощением грехов и удалением их. Вскоре после Миннеаполисской конференции Ваггонер писал:

Когда Христос облекает нас в одежду Своей праведности, Он не покрывает, но удаляет грех. И это показывает, что прощение грехов есть нечто большее, чем простая формальность, нечто большее, чем простое изглаживание из книги записей на небесах; главная сущность заключается в том, что грех устраняется. Прощение греха - реальность, это нечто осязаемое, нечто жизненно важное для человека. Оно фактически очищает его от вины; и если он очищается от вины, он становится оправданным, становится праведным, он полностью изменяется. Фактически он становится другим человеком (Христос и Его праведность, стр. 66).

Об изглаживании грехов, как кульминации заключительной работы Христа в Его первосвященническом служении, весьма подчеркнуто сказано в Духе Пророчества:

В течение 18 столетий это служение совершалось в первом отделении святилища. Кровь Христа ходатайствовала за каждого кающегося грешника, примиряя его с Отцом, однако его грехи по-прежнему оставались отмеченными в небесных книгах. Подобно тому, как в прообразном служении в конце года совершалась работа примирения, так и в небесном святилище прежде завершения работы Христа для искупления человечества, должно совершаться дело примирения, заключающееся в устранении грехов из святилища...

И как в прообразном служении совершалось очищение земного святилища посредством удаления грехов, так и действительное очищение небесного святилища должно произойти посредством удаления или уничтожения грехов, внесенных туда. Но прежде этого должны быть исследованы книги, чтобы решить, кто через прощение грехов и веру во Христа может получить право на спасение (ВБ, 421-422).

Те, которые будут жить на земле, когда окончится посредническое служение Христа в небесном святилище, останутся пред святым Богом без Посредника. Их одежды должны быть незапятнанными; их характер должен быть очищен от греха посредством искупительной крови... В то время как на небе происходит следственный суд, когда грехи раскаивающихся верующих удаляются из святилища, в среде народа Божия должна произойти специальная работа очищения и удаления греха. Эта работа определенным образом представлена в 14 главе книги Откровения, т.е. в Трехангельской вести (ВБ, 425)

Это центральная тема учения Адвентистов седьмого дня!

И мы должны разбираться в этом лучше, чем до сих пор. Наши друзья в евангельских церквах не будут считать этот материал сухим, устаревшим или бесполезным, если мы сами поймем его практическое значение. Именно это начали понимать Джоунс и Ваггонер.

Ваггонер правильно понял: невозможно, чтобы записи наших грехов были бы изглажены из небесных книг, пока сами грехи не будут изглажены из человеческих сердец. И это не теоретическая доктрина, но практическое учение, как об этом подчеркнуто в Великой Борьбе.

Отсутствие сомнений в цитированных выше утверждениях Елены Уайт укрепляет его убежденность. В 1902 году он опубликовал статью в журнале «Ревью энд Геральд», в которой его понимание было более расширено (материалы того времени подтверждают, что уже тогда он понимал истину о святилище так, как всегда верили Адвентисты седьмого дня. См. примечание в конце книги).

Хотя все записи наших грехов, даже записанных перстом Божиим, были бы изглажены, грех должен оставаться, ибо грехи продолжают находиться еще в нас. Даже если записи наших грехов были выгравированы на скале, а скала разбита в прах, все это не изгладило бы наших грехов.

Изглаживание греха означает удаление его из природы, из сущности человека (из других высказываний, сделанных в 1901 году, явствует, что он не имел ввиду искоренение греховной природы).

Примечание: Ваггонер не имел ввиду искоренение греховной природы (учение о святой плоти и самоусовершенствовании), ибо он учил на Генеральной Конференции 1901 года следующее:

Не примите ошибочной идеи. Не примите идеи, что вы когда-либо сможете стать такими хорошими, чтобы жить независимо от Господа; не подумайте, что это тело может превратиться в святое. Если вы так думаете, то вы впадаете в серьезную ошибку и совершаете большой грех. Не думайте, что вы можете сделать тленное нетленным. Этому тленному надлежит облечься в нетление, когда придет Господь, но не прежде... Когда люди принимают идею, что их плоть безгрешна и что все их побуждения исходят от Бога, они смешивают свою греховную плоть с Духом Божиим (Бюл. Ген. Конф. 1901 г., стр. 146).

Искоренение греха - это изглаживание его из нашей природы так, чтобы мы уже не знали его больше. «Бывши очищены однажды» (Евр. 10:12), в действительности очищение через кровь Христа, «не имели бы уже никакого сознания грехов», потому что грех устранен из их жизни. Можно пытаться искать их грехи, но они не будут найдены: они навеки ушли от них, они чужды для их новой природы: возможно, они и будут способны вспомнить, что они совершали те или иные грехи, но они не будут вспоминать о них больше. Это и есть работа Христа в истинном святилище (Ревью энд Геральд, 30 сентября 1902).

Была ли Елена Уайт согласна с таким понятием? В 1890 году она писала следующее:

Прощение представляет собой более емкое значение, чем многие предполагают. Прощение Божие - это не только юридический акт, посредством которого Он освобождает нас от наказания. Это не только прощение грехов, но и исправление от последствий греха. Это поток искупительной любви, которая преобразует сердце (НП, 114).

Следует отметить, что Джоунс и Ваггонер не учили, что очищение небесного святилища касается очищения сердец народа Божьего. Они вполне поняли, что на небесах имеется действительная скиния, как этому верили пионеры Адвентистского учения. Выражения их веры вполне соответствует выражениям в книге «Великая Борьба»: «В то время, как происходит на небе следственный суд, когда грехи раскаивающихся верующих удаляются из святилища, в среде народа Божия на земле должна произойти специальная работа очищения и удаления греха» (ВБ, 425). Другими словами, очищение сердец народа Божия на земле совершается параллельно и дополнительно к работе их великого Первосвященника на небесах. Они сотрудничают в согласии с Ним. Вот, что писал Ваггонер в 1900 году, будучи в Англии:

То, что Бог имеет святилище на небесах и что Христос служит там Первосвященником, не может вызвать никаких сомнений у того, кто читал Писания... Из этого следует, что очищение святилища - эта работа, которая представлена в Писании как непосредственно предшествующая пришествию Господа. Она совпадает с полным очищением народа Божия на этой земле и приготовлением его для изменения, когда придет Господь....

Жизнь Иисуса должна быть вполне воспроизведена в Его последователях, не только в течение одного дня, но на все время в вечности (Вечный завет, стр. 365-367)

Ваггонер писал не для Адвентистов, стремясь разъяснить практическое основание этой уникальной адвентистской доктрины. В принципе различие между прощением грехов в ежедневном служении и изглаживанием их при ежегодном служении не является большим, чем в сущности разница в качестве воды, которая выпадает во время раннего и позднего дождя. Как прощение, так и изглаживание грехов, совершаются посредством крови Иисуса, пролитой с Голгофского креста.

Но символическое служение в земном святилище учит, что прощение может быть отнято от прощенного грешника, а грех возобновит свое действие. И грех может укорениться более глубоко и основательно, чем мы осознаем, так что увеличивающиеся искушения или испытания могут привести нас к падению. Пример этому - начертание зверя. В конце концов наступит запечатление, решительный и заключительный акт, откуда нет возврата. Это равносильно изглаживанию грехов, приготовлению к пришествию Христа.

Как мы видели из предыдущей главы, никто и никогда даже не претендовал на такое запечатление или изглаживание грехов, никто из прошлых поколений даже не сознавал этого. Чем ближе верующий приближается к Господу, тем более грешным и недостойным он чувствует себя. Но тем не менее, Наш Великий Первосвященник выполняет Свое намерение в тех, кто не противится Его работе.

Ваггонер продолжает разъяснение учения неадвентистам Англии:

У нас нет ни времени, ни места, чтобы входить в подробности, но достаточно сравнить Дан. 9:24-26 с Езд. 7 и станет ясно, что дни, о которых говорится в пророчестве, начались в 457 году до Р. Хр. и продолжались до 1844 года по Р. Хр... Но, возможно, кто-нибудь спросит, а какая же связь 1844 года с кровью Христа и почему крови достаточно для одного и недостаточно для другого времени? И, исходя из чего, можно сказать, что в определенное время святилище будет очищено? Разве кровь Христа не очищает постоянно живое святилище - церковь? Ответ таков: существует такое понятие, как «конец времени», грех должен прекратиться и работа очищения святилища однажды будет завершена... Теперь уже ясно, что с средины прошлого столетия засиял новый свет и истина о заповедях Божиих и вере в Иисуса раскрылась как никогда прежде, и громким голосом провозглашена весть: «Вот, Бог ваш!» (Английский журнал «Настоящая истина», 23 мая 1901 г. стр. 324).

Иногда случается, что учение человека может быть более ясно представлено теми, которые слышали и приняли его, чем самим проповедующим. Рассмотрим, как этот вопрос понимал В. В. Прескотт, примерно в то же самое время:

Существует различие между прощением грехов и изглаживанием грехов. Это различие между Евангелием, проповеданным для прощения грехов и Евангелием, проповеданным для изглаживания грехов. Всегда, как и сегодня, имеется полнота благодати для прощения грехов. В нашем поколении наступила возможность для изглаживания грехов. И именно изглаживание греха приготовит путь для пришествия Господа; изглаживание греха есть служение нашего Первосвященника во Святом-Святых Небесного святилища; и это создает отличие для народа сегодня в их служении, в их вести, в их опыте, смогут ли они принять участие в опыте изменения... Это отличие вытекает из Трехангельской вести, и с этим отличием, конечно, становится более ясным понимание евангельского служения для этого времени; изглаживание греха в этом поколении и все вместе взятое, приготовляет путь для Господа (Бюл. Ген. Конф. 1903 г. стр. 53-54).

Прескотт воспринял это удивительное понятие от Джоунса, который в 1893 году писал следующее:

Если мы, как народ, как тело, как церковь получили благословение Авраама, то что же дальше?... Излитие Святого Духа. Это и происходит с отдельными людьми. Когда человек верует в Иисуса Христа и получает праведность через веру, то он получает и Святого Духа, Который совершает обрезание, т.е. духовное очищение его сердца. А когда весь народ, как церковь, получает праведность через веру, благословения через Авраама, то что препятствует церкви получить Дух Божий? (Собрание: Ничто!). Именно в этом мы нуждаемся. Что отнимает Святой Дух, (голос: «Неверие!») (Бюл. Ген. Конф. 1893 г. стр. 383).

Одобряла ли Е. Уайт такое понимание относительно очищения святилища? В самом начале истории Адвентистов седьмого дня она сделала несколько высказываний, которое возможно, более выразительны для нас сегодня, чем для ее поколения. Мы имеем их глубокий смысл. Она описывала перемену служения Христа при переходе из первого во второе отделение святилища в 1844 г.

Там я видела Великого Первосвященника стоявшего перед Отцом Небесным... Те, которые поднялись вместе с Иисусом (это те, которые верою следовали за Ним - прим. авт.), с верою взирали в Святое-Святых и молились, говоря: «Отче наш, дай нам Духа Твоего». Тогда Иисус дунул на них Духа Святого. В том дуновении были свет, сила, много любви, радость и мир (Ранние произведения, стр. 55).

Если действительно «Вавилон великий пал», вполне очевидно, что единственный возможный источник, откуда истекает истинная любовь (агапе), должен быть в служении Христа во Святом-Святых Небесного святилища. И те формальные христиане, которые отказываются следовать за Ним верою, должны быть лишены истинного Духа Святого. Далее она продолжает так:

Я смотрела на тех, которые все еще оставались у престола (это те, которые все еще молились Христу в первом отделении святилища - прим. авт.), не зная, что Иисус покинул их. Тогда у престола появился сатана, пытаясь подражать делу Божию. И я видела, как они обращались к престолу в молитвах и говорили: «Отче, дай нам Твоего Духа». Тогда сатана дунул на них своим неосвященным влиянием. В нем были свет и много силы, но не было нежной любви, мира и радости (Ранние произведения, стр. 56).

Означают ли эти слова точно то, о чем они говорят?

Если да, тогда открывается действительность, как враг всякой правды нападает на искренних в своем исповедании христиан нашего поколения, пленяя их самым искусным, но и самым ужасным из всех обманов его тысячелетнего опыта. И единственно возможная защита против его обмана - правильное понимание истины об очищении святилища и служении Христа.

Вновь в своих «Ранних произведениях» вестница Божия описывает природу и распространенность популярного, но ложного учения о праведности верою, веру которая исходит от неправильного понимания истинного служения Христа во Святом-Святых Небесного святилища:

Я видела, что подобно тому, как иудеи распяли Христа, так и церкви, называющие себя христианскими (адвентистскими - прим. ред.), распяли эти три вести. Поэтому они не знают пути во Святое-Святых, и посредничество Иисуса в нем не принесет им никакой пользы. Подобно иудеям, которые совершали свои бесполезные жертвоприношения, они возносят свои бесполезные молитвы в то отделение святилища, которое Иисус уже оставил. Обрадованный таким заблуждением сатана принял благочестивый вид и направил мысли этих мнимых христиан на самого себя, стараясь с помощью ложных чудес и знамений уловить их в свои сети… Он приходит также, как ангел света, и с помощью ложных реформ распространяет свое влияние на земле. Церкви пробуждаются, думая, что это Господь совершает для них такие чудеса, тогда как это есть работа другого духа...

Я видела, что Бог имеет среди мнимых Адвентистов (тех, которые верят во Второе пришествие Христа, но не понимают истины о святилище - прим. авт.) и павших церквей Своих искренних детей и, прежде чем изольются последние язвы, проповедники и народ будут выведены из этих церквей и они с радостью примут истину. Сатана это хорошо знает и, прежде, чем раздастся клич третьего ангела, он постарается вызвать в церквах ложные пробуждения с тем, чтобы отвергшие истину думали, что Бог находится с ними. Он надеется совратить искренних, внушая им мысль о том, что Бог по-прежнему пребывает в церквах. Но для таковых скоро воссияет свет и они оставят павшие церкви и присоединятся к остатку (РП, 261).

Что из себя представляет «иной дух»? Очевидно, это дух противления под видом истинного, чтобы если возможно, обмануть и искренних.

Начертание зверя не будет грубым, очевидным обманом. Оно будет составлять искусную подделку учения об оправдании верою.

Приготовление к Пришествию Христа включает такое хорошее знание о Нем, что возможность быть обманутым исключается. Это подтверждает интимность брака и любовь, которая делает такие отношения возможными. Далее следует некоторые мысли, которые Джоунс высказывал в 1890 г. Хотя эти данные впервые были напечатаны в журнале «Ревью энд Геральд» в последних годах этого десятилетия, они представляют собой мысли, высказанные им раньше, это была существенная часть вести 1888 г.

Когда Иисус придет, Он возьмет к Себе Свой народ. Он (народ) будет представлять для Него славную церковь не имеющая пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Ефес. 5:27). Он должен увидеть Себя отраженным в совершенстве во всех Своих святых.

И прежде чем Он пойдет, Его народ уже должен быть в таком состоянии. Прежде чем Он придет, мы должны прийти в совершенное состояние полного отраженного образа Иисуса. (Еф. 4:7-8, 11-13). И это состояние совершенства, это развитие в каждом верующем образа Иисуса и есть завершение тайны Божией: «Христос в вас, упование славы». И осуществление этого связано с очищением святилища.

А изглаживание грехов - именно это совершается при очищении святилища - это устранение всякого нарушения из нашей жизни, это удаление всех грехов из нашего характера, это осуществление праведности Божией через веру в Иисуса Христа...

Следовательно, теперь, как никогда прежде, мы должны покаяться и обратиться, чтобы наши грехи могли быть изглажены, чтобы они были устранены раз и навсегда из нашей жизни (Освященный путь, стр. 123-125)

Давайте проследим эту мысль в проповедях Джоунса, представленных им на сессии 1893 года, о которых Елена Уайт сказала, что их необходимо переиздать (Письмо 230, 1908 г.).

Те, которые выдержат всякое испытание и прислушаются к свидетельству истинного Свидетеля, получат Поздний дождь и приготовятся для изменения. (Здесь Джоунс свободно перефразировал записанное в СЦ 1, 187 - прим. авт.). Братья, разве может быть большее ободрение, чем мысль о том, что этот Поздний дождь должен приготовить нас для изменения? И, если Он придет и скажет вам и мне, что Он желает изменить нас, но не сможет изменить грех, то как быть? Следовательно есть только одна причина, почему Он представляет нам глубину и широту распространения греха - чтобы спасти нас от него и изменить нас (Бюл. Ген. Конф. 1893 г. стр. 205).

Я не удивлюсь, если это преднамеренный образ действия, что тайна Божия должна была бы быть оконченной, вместо того чтобы быть окончательной. Она должна быть окончена давно... Каким образом? - Христос в вас, упование славы (Бюл. Ген. Конф. 1893 г. стр. 150).

Если вы каким-либо образом связаны с этим миром в духе, разуме, мыслях, желаниях, склонностях, даже в тоне голоса, - это похитит вашу силу, которая была призвана предупреждать мир против этой злой силы (зверя и образа его - прим. авт.), чтобы они отделились полностью от этого мира (там же, стр. 123).

Собратья, Он дарует славное спасение для тех, кто свободен от беззакония. Позвольте Ему очистить вас от беззакония, чтобы при явлении Его славы вы не были истреблены, но изменились в Его славное подобие. Именно этого Он желает (Бюл. Ген. Конф. 1893 г. стр. 115).

Собратья, мы живем в самое торжественное время, какое когда-либо видел этот мир. О, мы можем посвятить себя Богу, став такими среди живущих в это величественное время! Говорю вам, собратья, сила Божия должна совершить нечто доброе. И мы должны все подчинить Ему, чтобы Он смог (Там же, стр. 111-112).

Положение весьма ужасное. Оно приводит нас к такому посвящению, о котором ни одна душа из нас и не мечтала прежде; к такому посвящению, такому освящению, которое приведет нас в само присутствие Божие со следующими мыслями: Время Господу действовать, ибо закон Твой разорили...

Собратья, это страшное слово, которое выражает ту же самую мысль, которая пришла из Австралии... «Нечто великое и значительное должно произойти и это в самом ближайшем будущем. Если произойдет замедление, то характер Божий и Его престол окажутся в опасности». Собратья, из-за нашей бездеятельности, равнодушия мы подвергаем опасности престол Божий (Бюл. Ген. Конф. 1893 г. стр. 73).

Частью этой драгоценной вести был призыв к большему прославлению Христа. Чем ближе душа приходит ко кресту Христа, тем меньше она думает о своей собственной безопасности. Она будет охвачена заботой о победоносном окончании великой борьбы между Христом и сатаной.

У Ваггонера была такая же мысль:

«Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем» (Рим. 3:4). Бог сегодня обвиняется сатаной в несправедливости, равнодушии и даже в жестокости. Тысячи людей повторяют это обвинение. Но суд представит праведность Бога, Его характер так же, как и человека на рассмотрение. Каждое действие, как Бога, так и человека, совершенное со времени сотворения будет рассмотрено судом со всех сторон. И когда все будет рассмотрено в таком совершенном свете, Бог будет оправдан от всякого зла даже Его врагами (Знамения времени, 9 января 1896 г.).

Это первая ангельская весть.

Почтение Бога, воистину включает и характер Его народа. И никакие самые сильные побуждения не в состоянии повлиять на Его народ, чтобы победить эгоизм и грех, кроме интереса к Его чести и чистоте Его престола.

Второе пришествие Христа будет окончательным утверждением вести Адвентистов седьмого дня. Само наше имя выражает нашу уверенность в этом. Если бы Христос никогда не возвратился, у нас не было бы причины для существования как народа. И даже если Его пришествие произойдет непременно, но будет отложено на многие десятилетия и даже столетия, мы не имеем права на существование, потому что мы все время учим, что Его пришествие близко, потому что Он сказал это. Не наша честь, но Его поставлена на карту. В случае неверности, кто мог бы приветствовать Его?

Может ли Его народ ускорить или замедлить Его пришествие? Слишком распространена идея, что верховная воля Бога предопределила точное время, подобно точно установленному времени будильника. Когда стрелка часов подойдет к этому установленному пророческому времени, ударит гонг и Господь возвратится. А что же нам делать до Его возвращения? Играть роль бодрствующих и ожидающих, сосредоточив свой взор на знамениях времени и в то же время делая все возможное ради приходящего и вечного мира? Этот широко распространенный взгляд на Второе пришествие является вполне эгоцентрическим и не приводит ни к чему, лишь к продолжению теплого состояния. Христос говорит, что Его пришествие близко, можем ли мы доверять Его словам?

Весть 1888 года выявила другой, освежающий взгляд. Это оживление той глубокой сердечной любви ко Христу, которая побуждала народ в Полночном кличе 1844 года. «Студенты колледжа в Южном Ланкастере восприняли дух собраний, которые последовали за Конференцией 1888 года. Почти каждый студент был увлечен небесным течением и последовали такие живые свидетельства, которые превзошли даже свидетельства 1844 г. прежде разочарования» (Ревью энд Геральд, 4 марта 1890 г.).

Обладая подобным духом, мы пожелаем скорого пришествия Господа. И Он придет, когда Его народ страшно пожелает, чтобы Он пришел. Елена Уайт пишет:

«Когда созреет плод, немедленно посылается серп, потому что настала жатва» (Mapк 4:29). Христос со страстным желанием проявляет Себя в Своей церкви. Когда характер Христа будет вполне воспроизведен в Его народе, тогда Он придет, чтобы взять их, как Свою собственность.

Преимущество каждого христианина - не только ожидать, но и ускорить пришествие Господа Иисуса Христа (НУХ, 69).

Каков ответ нашего сердца? Скажете ли вы вместе с апостолом: «Ей, гряди, Господи Иисусе!».

Примечание A

Сердце послания 1888 года (краткое изложение). Десять уникальных, необходимых понятий

1. Жертва Христа носит не просто личный, характер. Она принадлежит целому миру, предназначена для всего человечества. Единственной причиной почему кто-либо может быть потерян для вечности является то, что он выбрал противление спасающей благости Бога. Спасение обретается верой. Осуждение, соответственно, приходит через неверие (недоверие Богу).

2. Жертва Христа буквально спасла мир от преждевременного разрушения и юридически оправдала весь человеческий род. Когда грешника достигает истинное Евангелие и он вверяется Богу, он становится оправданным верой. Потерянные для вечности преднамеренно отвергают оправдание Христа, которое уже принадлежит им.

3. Истинное оправдание верой в корне изменяет сердце. Поэтому оно намного больше чем юридическое провозглашение оправдания. Оправдание верой делает верующего послушным всем заповедям Бога.

4. Эта изумительная работа выполняется через служение Нового завета. Бог фактически пишет Его закон в сердце верующего. Эта новая мотивация побеждает страх смерти и вселяет надежду на спасение. Вера Авраама позволила ему жить в отношениях Нового Завета в то время, как множество христиан сегодня все еще живут в Ветхом, потому что их мотивация - это эгоистичное беспокойство. Ветхий завет был обещанием людей сохранять верность Богу. Под Новым Заветом подразумевается верность Бога в Его обещании сделать нас способными повиноваться, не данным нами обещанием Ему.

5. Божья любовь активна, не пассивна. Как Добрый пастырь, Христос ищет Своих заблудших овец. Бог является инициатором нашего спасения, а не мы. Спасение не зависит от заблудшей овцы, ищущей своего Пастыря, или от потерянной драхмы, ищущей своего владельца, но от нашей веры, что Господь ищет нас и привлекает к Себе.

6. Трудно человеку быть потерянным, и легко быть спасенным, если он поймет и поверит насколько добра Благая весть. Постоянное сопротивление благости Божией - непростительный грех. Так как Христос уже оплатил наказание за грех каждого человека, единственная причина быть в конце концов осужденным - длительное неверие. Неверие - это отказ оценить искупление, достигнутое Христом на Голгофском кресте. Истинное Евангелие обнаруживает это неверие и ведет к полному покаянию и готовит верующего к возвращению Христа.

7. Для того, чтобы восстановить в падшем человеке образ Божий, Христос прошел весь путь человека. Он принял на Себя падшую греховную природу человека после грехопадения. Он сделал это чтобы быть для нас реальным примером того, как в обуреваемой греховными страстями плоти можно благодаря силе Божией быть победителями и демонстрировать в совершенную праведность «в подобии плоти греховной». «Послание праведности Христа» основывается на этом уникальном представлении природы Христа. Учение о том, что Христос принял при воплощении безгрешную природу Адама до грехопадения является наследием Римо-католической идеологии. Это есть знаки отличия тайны беззакония, которое преподносит Христа как недоступный далекий Идеал.

8. Наш Спаситель «осудил грех во плоти» падшего человечества. Это означает, что Он поставил грех вне закона. Придерживаясь такой позиции, мы должны понимать, что дьявол не может заставить кого-либо грешить. Каждый человек силой Христа может обладать христоподобным характером. Как и Сам Христос был воистину человеком и явил эталон совершенной праведности. Все зависит от свободного волеизъявления.

9. Единственно, в чем действительно нуждается народ Божий, чтобы приготовиться к возвращению Христа - это подлинная вера которая действует любовью. Невозможно иметь веру и при этом не проявлять праведность в каждодневной практической жизни, потому что истинная вера проявляется через любовь. Моральные и духовные неудачи сегодня являются следствием примирения нас с неверием (древним грехом Израиля). Это обусловлено неверным пониманием ложной праведности через веру.

10. Праведность через веру со времен 1844 - это «истинно послание третьего ангела». Это более нежели понимание великих реформаторов в средние века и больше, чем преподаваемые ныне популярными церквами истины о спасении. Это - послание о преизобилующей благодати совместимо с уникальным пониманием Адвентистов об очищении небесного святилища, связанного с работой по полному освящению сердец народа Божьего на земле. И эту работу совершает наш Первосвященник для всех, кто позволяет Ему это делать.

Примечание B

Информация относительно понимания Ваггонером истины о святилище

Некоторые определенные факторы имеют важное значение при исследовании отношения Ваггонера к исторической доктрине Адвентистов седьмого дня о святилище и его очищении:

1. Иногда выдвигается обвинение, что Ваггонер допустил серьезную ошибку в отношении того, что очищение Небесного святилища равносильно очищению сердец народа Божия на земле, что это сокровенная и объективная истина, прежде всего это обвинение несправедливо, что Ваггонер (или Джоунс) ограничивали очищение святилища лишь работой в сердцах народа Божия. Ваггонер говорил об объективной работе очищения Небесного святилища, как «происходящей одновременно» с работой очищения сердец» (См. Вечный завет, стр. 336, 367).

Это не была ошибочная позиция, потому что Елена Уайт также относила работу в Небесном святилище к очищению сердец народа Божия, как цитировано в последней главе. Слово «таинство», взятое из лексикона римско-католического мистицизма, не меняет библейского понятия о завершении «тайны Божией» (Отк. 10:7), которая есть «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27). Чтобы усвоить такую доктрину, необходимо свести ее к чисто эгоцентрическому понятию, т.е. точке зрения, противоположной воззрениям Джоунса и Ваггонера.

2. Последнее письмо Ваггонера от 28 мая 1916 года цитируется иногда для того, чтобы свести на нет его учение об очищении святилища. Согласно его высказывания, он, в сущности, оставил ортодоксальную точку зрения Адвентистов седьмого дня на святилище еще 25 лет назад, т.е. в 1891 году. Этим утверждается слишком многое, но не доказывается ничего. Необходимо учесть следующее:

(a) В публикациях Ваггонера с 1891 по 1902 гг. нет ничего, что подтвердило бы мысль, что он отвергал или недооценивал учение о святилище.

(b) Между 1891 и 1896 годами мы находим неоднократное подтверждение его вести со стороны Елены Уайт. Нет ни единого намека на то, что он отказывался от веры в это жизненно важное учение. Зная ее великую заинтересованность в этом вопросе, кажется немыслимым, что тот, кто обладает пророческим даром, не мог бы отметить такого коренного отхода от вести.

(c) Чтобы понять истинное значение этого утверждения в неопубликованном письме Ваггонера в 1916 году мы должны разобраться в очень сложных проблемах (тяжелый сердечный приступ, воспрепятствовавший Ваггонеру лично передать письмо М. К. Вилькоксу). Это потребовало бы от нас считать Ваггонера нечестным человеком, лицемером с 1891 по 1902 год, ибо драгоценные свидетельства доказывают, что он проповедовал доктрину о святилище публично и с большой силой именно в течение того времени (См. к примеру, английский журнал «Настоящая истина» от 23 мая 1901 г.). И могла ли Елена Уайт одобрять и утверждать его работу в период ее наивысшего расцвета?

3. Разум побуждает нас сделать вывод: Ваггонер в своем письме от 1916 года сделал ошибку; это будет более верным, чем допустить, что он был трусливым лицемером в те годы, когда Елена Уайт с таким энтузиазмом поддерживала его. В 1916 г. это был уже озлобленный, сраженный и разочарованный человек. Годы продолжительного одиночества и оппозиции со стороны братьев тяжело отразилось на нем. Вследствие того, что его весть была «в большей мере» отвергнута его собратьями (Избранные вести, т. 1, стр. 234-235). Ваггонер уже не был способен поддерживать весть о начале Позднего дождя и Громкого клича. Он не мог более удовлетворить свой духовный голод для лучшего понимания значения адвентистского учения об очищении святилища.

Возможно в 1916 г. он сказал, что еще в 1891 г. он начал сомневаться в учении. Но едва ли он мог сказать, что он поддался этому искушению, когда он публично проповедовал это учение. Его прямота и честность, которыми он отличался, опровергают возможность такой нечестности с его стороны.

Цитата из письма Елены Уайт Даниэльсу

Рукопись № 798 - Крайних взглядов на освящение должно остерегаться (избегать)

Есть еще один вопрос, беспокоящий меня, о котором я должна сказать тебе. Я часто была предостерегаема против чрезвычайных идей об освящении. Они ведут к предосудительному качеству опыта, который затянет нас в болото, если мы не будем по настоящему бодрствовать. Крайних взглядов на освящение, которые ведут людей к критике и осуждению своих братьев, должно бояться и избегать.

Во время Генеральной Конференции 1901 года Господь предостерег меня против мнений, которые тогда разделялись братьями Прескотт и Ваггонер. Эти мнения подобны закваске положенной в пищу. Многие умы восприняли их. Идеи некоторых относительно великого опыта, поданного как если бы это освящение, стало альфой учения обольщения. По причине некоторых красноречивых выражений, часто используемых Братом Э.Дж.Ваггонером на Конференции, [] мне было поручено высказать слова, чтобы противодействовать их влиянию.

... -- Письмо 269, 1903 (Написано из санатория "Элмсхевен" 14 декабря 1903 г. А.Г.Даниэльсу).