Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Глава вторая PDF Печать Email

 

ВАЖНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ДЕВЯТНАДЦАТОГО СТОЛЕТИЯ [42]

I. Поворотные точки на главной дороге истории человечества

1. Конец старой эпохи и начало новой.- История неумолимо движется вперед. И на главной дороге божественной программы событий в веках наступали поворотные, критические моменты, которые влекли за собой радикальные перемены в понятиях людей и завершались переменами, имеющими преогромное значение. Периодически старая эпоха заканчивалась и наступала новая. И история принимала новый ход, новое направление. Возникали спады и подъемы в событиях. Появлялись новые интересы. Таковы отличительные этапы истории.

Один из таких переходных моментов произошел в начале очень важного периода 1260-летия папской власти, отмеченного в библейском пророчестве. При Константине Великом христианство стало религией императора. Немного позже (при Феодосии) оно сделалось религией империи. В католической церкви, получившей в наши дни такое широкое распространение было пять руководящих епископов, и каждый из них представлял наивысшую власть в своей епархии. Но постепенно их власть ограничивалась, пока не осталось только два верховных епископа - римский на Западе и патриарх Константинопольский на Востоке.

2. Унизительное положение истины во время папского периода.- В 533-538 годах западно-римский император Юстиниан объявил римского епископа "главой всех святых Церквей и исправителем еретиков". Затем он подчинил Восточного епископа западному папе, епископу Рима. И началась та страшная, ужасная полоса папского владычества, когда Рим безжалостной рукой наносил удар за ударом по [43] апостольскому библейскому основанию, сокрушая, преследуя своих противников. Вечные истины были повержены наземь.

Римский папа объявил себя главой народов, а также и церкви. Истина безжалостно была повергнута наземь, на престоле воссело заблуждение, а верные приверженцы правды и чистоты учения в те ранние столетия ушли в глубокое подполье.

3. Протестантская Реформация ослабила позиции Рима.- Великая Протестантская Реформация с ее могущественным оживлением первичного благочестия и оправдания через веру во Христа возникла в шестнадцатом столетии. Возникшее движение в конечном итоге сокрушило деспотическое господство Рима. Это был второй поворотный пункт - возрождение и восстановление утерянных евангельских истин. Вечные истины ожили, заговорили.

Но, увы, Реформация не была полной. Она сделала свое дело только частично. Оставались еще многие папские заблуждения. В определенное Богом время должна была наступить новая реформа. Цель протестантизма сводилась к реформации христианства.

Только половина Европы освободилась из-под гнета Рима. Другая половина все еще оставалась под несокрушимым контролем папства. Еще не настал час окончательного разрыва, для того, чтобы в сознании людей возобладало представление о всемирной миссионерской работе. В этом и была ограниченность Реформации.

4. Конец папского владычества, предвиденный за столетия.- Но длинный страшный папский период приближался к своему неизбежному концу.

Еще столетие тому назад благочестивые исследователи пророчеств, как в Германии, а также и в Британии заявили о папском владычестве от времени Юстиниана до 1800 г., или даже немного меньше. И это время истекало, согласно их заявлению. В нарастающем ожидании созревало убеждение, что папству будет нанесен сокрушительный удар. Они верили, что в данном случае Франция выступит смертельным врагом папства.

И когда папа был взят в плен в 1798 г. другие вдумчивые исследователи библейских пророчеств по обе стороны Атлантики одновременно заявили, что период 1260 лет папского владычества окончился. Папству была нанесена "смертельная рана". И в связи с этим они также заявили, что все человечество теперь вступает в новую полосу времени, "времени конца", как предсказанный период "последних дней" библейского пророчества. [44]

5. Другие важные события.- Вскоре взоры многих по обе стороны Атлантики сконцентрировались на другом величайшем событии в божественном плане веков, а именно,- конце 2300 утр и вечеров. Восемьдесят четыре человека, жившие на четырех континентах, одним из которых был Уильям Миллер, выразили свое убеждение, что этот страшный период окончится примерно к 1843-44 или 47 году. Они были убеждены, что произойдут события невероятной важности и значения.

Все были убеждены в том, что это будет связано с предсказанными в пророчестве евангельскими событиями, сценами суда, Вторым Пришествием и концом мира.

Это было основное убеждение, во-первых, со стороны приверженцев адвентистского пробуждения Старого Света, а затем и со стороны Адвентистского движения в Новом Мире, в самом начале девятнадцатого столетия. Это было необыкновенное явление в человеческом мышлении и это явилось поворотным пунктом в истории. Это было отражением Божьего определенного решения, понятого и принятого людьми.

6. 1798 год отметил другой огромный поворотный пункт.- Таким образом, 1798 год стал для человечества другим огромным поворотным пунктом, переходным часом в окончании 1260 лет, определенных Богом. Старые преграды в препятствии исчезли. Предстояло произойти новым преобразованиям, следующим одно за другим с невероятной быстротой. Новое представление привело к целому ряду проявлений, которые внесли решительные изменения в планы и цели, задачи и стремления протестантской Церкви.

Пришел век зарубежной деятельности с приближающимся Пришествием Христа как главной движущей силой. Теперь предстояло окончательное восстановление забытых и попранных вечных истин, которые относились к последним дням истории человечества, согласно божественного плана и цели. Поистине это был великий час в истории Адвентизма.

Таким образом, в 1800 г. все человечество стояло на заре новой эпохи, перед лицом окончательных событий, достигших прежде всего своего апогея в 1843-44 годах. Затем наступает 1888 год, год величайшего очистительного, исцеляющего кризиса, завершающегося "концом" времени,- периодом завершения работы Божьей на земле и возвещением особенных даров вечного Евангелия для всего мира. Затем время испытания и те славные события, которые мы сегодня приготовляемся встретить. [45] Вот такова всеобщая картина, включающая в себя главные, основные поворотные точки на главной дороге человеческой истории. Имея перед нашими глазами такую развернутую картину столетий, мы теперь вновь вернемся немного назад и рассмотрим те великие события, которые произошли с 1800 по 1844 годы. И эти события являются как бы преддверием необыкновенно важных событий, ожидающих нас.

II. Первая, вторая и третья вести в их связи с историей

В самом начале нам необходимо как бы остановиться на фактах хронологического развертывания событий Великого второго Адвентистского пробуждения в девятнадцатом столетии. Только таким путем мы поймем его настоящее значение. Прошлое - это обязательное вступление в великие, завершающие аккорды нашего движения, которые вскоре произойдут. И мы не сможем правильно понять настоящие и будущие события, а если не поймем правильно прошлое и то, что связывает его с настоящим.

1. Три главных положения.- Прежде всего, как уже и было установлено, Старый Свет находился под деспотическим давлением великого папского отступления более чем тысячу лет, точнее 1260 лет - в оковах маленького рога, оканчивающегося согласно взаимному убеждению Старого и Нового Света в 1798году. К этому времени протестантские народы и церкви в общем утратили свою прежнюю евангельскую ревность. Их протест умолк против существующего и вкрадывающегося отступления, и сами они стали придерживаться всевозможных, неправильных религиозных взглядов, которые становились популярными, модными. Вечные истины были попраны.

Второе. Новый Мир, признающий истинность пророчества из Откровения 13:11-18,- пульсирующий центр последней трехангельской вести из Откровения 14 главы, основанной на вечном Евангелии и простирающийся до всех концов земли и возвещающий последнюю реформаторскую весть Божью всему человечеству - по-прежнему тяжело страдал от протестантского безразличия, католического отступления, от вмешательства воинствующего атеизма, деизма Французской революции, а также от обманчивых теорий о тысячелетнем царстве, которые время от времени давали знать о себе.

Третье.- Весь мир, который на протяжении всех веков был заключен в национальные и расовые оковы, в самые строжайшие рамки и ограничения в смысле сообщения и передвижения,- имел очень слабое представление или же чувство ответственности о всемирно-миссионерской программе. В этом отношении не было еще ничего организованного для фактического осуществления. Не было никаких миссионерских, библейских или трактатных обществ. Было только несколько переводов Библии, и то в основном на языках христианского мира. Не было [46] воскресных школ. Церковь не имела своих учебных заведений и даже мысли о каком-либо всемирном миссионерском плане.

2. Определенная необходимость в изменениях.- Возникла огромная нужда в определенных подготовительных переменах и движениях. Нужно было приготовить путь для осуществления революционной Божьей программы по Евангелизации мира не только в рамках предварительной подготовки, что было основным, но и для работы трехангельской вести возрождения и реформы с подчеркиванием на Втором Пришествии Христа, как завершающей точке всех величайших пророческих линий. Застывшие реформы шестнадцатого столетия Реформации должны были очистить путь для возвращения проповеди вечного Евангелия в духе и характере событий последних дней.

Так складывались проблемы и программы, которые Бог начал осуществлять на заре девятнадцатого столетия через людей с видением и посвящением.

Обратите внимание на активизацию различных сил, как политическую, социальную и религиозную, и на их согласованные действия в начале девятнадцатого столетия. 1888 год был поистине главным, исходным пунктом в ходе современной церковной истории.

III. Подготовительные силы и факторы, необходимые для Адвентистской вести

Начиная с 1798 года, который закончился периодом 1260 лет, мы замечаем всевозрастающее развитие таких сил и факторов, которые все больше и больше приобретали определенные формы и влияние.

1. Расширение политической, религиозной и интеллектуальной свободы.- Два слова, характеризующие то время, были "агитация" и "реформа". В 1823 г. была узаконена Американская независимость. Северная Америка теперь строила на этом основании то, что должно было стать опорой и силой для мира. Обратите внимание на следующие яркие обстоятельства: а) Прогресс политической свободы.- Политическая свобода прогрессировала не только в Соединенных Штатах и Канаде, но и в Британии и ее владениях, Юж. Америке, Вест-Индии и континентальной Европе.

Права евреев были признаны. Принцип самоопределения расширялся. Росла волна возмущенных против рабовладельческого строя. Так, например, в 1820 г. начал издаваться журнал "Эмансипатор" против рабовладельческого гнета; негритянский журнал "Свобода" (1827 г.). Затем (1830 г.) последовали [47] Цветные конвенции и Партия за отмену рабства в 1839 г. Свобода маршировала широким шагом по земле! б) Расширение религиозной свободы богослужения и реформы морали.

Наблюдалось ниспровержение прежних религиозных преград в разных странах, что было в своем роде открытием дверей для проповеди Евангелия.

в) Расширение свободы слова и печати. Начали издаваться периодические журналы: "Вестник евангелистской свободы", 1808 г. "Страж", 1830 г. "Евангелист" и т. д. Начали издаваться такие солидные газеты, как "Трибун" 1891 г.; "Солнце" 1833 г.; "Вестник" 1835 г. и т. д. и еще другие журналы воспитательного характера.

д) Рост всеобщего образования среди населения. В первой половине девятнадцатого столетия значительно возросла и расширилась сеть просветительных учреждений. В 1815 г. было учреждено американское общество просвещения.

В 1837 г. был учрежден специальный женский колледж. Если в 1801 г. по всей Америке было 25 колледжей, то к 1850 г. их уже было 120.

е) Развитие линий связи и средств сообщения. Между 1800 и 1844 годами произошли огромные сдвиги в средствах связи и передвижения. В 1807 г.- судоходство; в 1828 г.- железные дороги; в 1837 г.- телеграф. Все это принимало поистине огромный размах.

ж) Оживление пророческих толкований. Как в Старом Свете, так и в Новом одновременно, независимо друг от друга, проводились пророческие толкования, имеющие общие, поразительно совпадающие заключения, приводящие к великому Второму Адвентистскому движению и вести.

2. Великие духовные пробуждения в 1798 году.- "Конец времени", начавшийся в новой эпохе в христианской церкви в Северной Америке постепенно вылился во Второе Адвентистское движение, приготовляя путь для последней вести Божьей, обращенной ко всем людям. Так, например, была издана [48] книга "Славные новости". "Краткий обзор о возрождении религии в ряде городов Нов. Англии" (Филадельфия, 1799 г.). Вторая книга "Возрождение", 1800 г. И еще целый ряд книг подобной тематики.

"Периоды отрады" начались примерно в 1800 г. И эти великие течения пробуждения продолжались около трех десятилетий, охватившие в начале восточные штаты, потом южные, западные, включая и "Восточную Канаду". Это был прямой вызов атеизму и неверию Французской революции, философии Хьюма, Вольтера и Руссо.

Между 1800-1830 годами более одного миллиона людей присоединилось к конгрегационным, пресвитерианским, баптистским и методистским церквям. Между 1826-1830 годами присоединилось еще 200000, включая и 60000 молодых людей, многие из которых намеревались стать служителями и миссионерами. Выросли сильные евангелисты. В течение пяти месяцев в 1831 г. в 1500 городах проводилась большая духовная работа, коснувшаяся ведущих колледжей и семинарий. Тысячи выразили свое желание стать духовными работниками.

Для большей ясности нужно сказать, что в 1800 г. население США составляло примерно 5,3 миллиона, в то время как в 1840 г. примерно 17 миллионов человек. Население Нью-Йорка в начале девятнадцатого столетия было примерно 370000 человек. Все это показывает, как скачкообразно развивалось общество и нарастали обстоятельства будущего.

3. Параллельное возникновение реформаторских движений.- В 1798 году т. е. время, в которое заканчивался 1260-летний период папского владычества,- началась новая эра Протестантизма. Ей предстояло не только восстановить утерянные доктринальные и пророческие истины, но и способствовать продвижению и активизации зарубежного миссионерского движения, как мы потом и убедимся - подготавливаясь таким путем для окончательной проповеди "Евангелия царствия по всему миру". Вечное Евангелие должно было быть проповедано с новой силой.

Но, как и прежде, нужно вновь повторить, что с 1800 г. в среде протестантского руководства не возникала мысль о внешней миссионерской работе. Только отдельные лица понимали этот вопрос. Тогда не было никаких внешних миссионерских организаций, книжных издательств, Союзов воскресных школ или же учебно-просветительных центров для миссионеров. [49] Мир в Европе все еще находился под густым покровом папского влияния и извращенных взглядов протестантизма; атеистических взглядов Франции, в то время как отдельные языческие страны оставались закрытыми для входа. И тогда произошли события важного значения.

4. Особое вмешательство руки Божьей.- Как раз в это время в Европе и в особенности в Америке возникло возмущение против этих ограничивающих условий в христианском мире. И это открыло дорогу Второму Адвентистскому движению или же трехангельской вести. Бог открыл путь для "периодов духовной отрады". Возникли параллельно с этим реформаторские движения, начавшиеся в Америке, в тот самый год, когда оканчивался период 1260 лет папского владычества.

Могущественным образом Бог начал проводить работу этого духовного пробуждения и реформации, в которой так остро нуждался весь христианский мир. Он вызвал сознание необходимости миссионерской работы во внешних полях, чтобы сломить старые преграды в языческих и католических странах и понимание нужды в технических и финансовых средствах для достижения этих величественных задач.

Без этих главных предварительных идей, соображений, планов, гигантская задача провозглашения отличительной трехангельской вести всему миру была бы почти невозможной. Прежде чем мы остановим наше внимание на развертывании этой захватывающей картины, нужно сделать еще несколько шагов в прошлое.

IV. Спад Евангелизации в Апостольской Церкви в Средневековье

1. Распространенность миссионерской деятельности в первой апостольской Церкви.- В период ранней Церкви Пантен пошел миссионером в Индию (190 г.), Григорий в Армению (302 г.), Ульфила на Запад к готам (325 г.) и перевел Библию на их родной язык. Фрументий в Абиссинию (330 г.), где перевел Библию на эфиопский язык. Немного позже на Востоке Несторианское христианское течение проникло на Цейлон, Малабуру и Китай (седьмое столетие).

На Западе Патрик отправился в Ирландию (пятое столетие); Колумб в Ионну (седьмое столетие); Колумбий в Галу и Августин из Кантербара в Британию (шестое столетие), Винфред в Германию; Анекар и Хаакан в Скандинавию (девятое и десятое столетия). Вот те некоторые из ведущих миссионерских свершений в первую тысячу лет Христианской Эры.

2. Спад миссионерской деятельности в средневековый период.- Средневековый период отмечается крестовыми походами и [50] нашествиями мусульман. Миссионерская деятельность была прекращена. А в Реформаторский период протестантские реформаторы не были подготовлены к внешнемиссионерской деятельности.

В послереформаторские времена они были слишком заняты усовершенствованием своих собственных догматов и отражением нападений со стороны римско-католической реформации с ее распространяющимся влиянием миссионерской работы францисканцами, августинцами и особенно иезуитами, которые развертывали свою деятельность в Америке, Индии, Цейлоне, Японии, Филиппинах, Китае и в Африке в семнадцатом столетии. Евангелизация со стороны протестантского мира в этот период была почти прекращена.

3. Представление о всемирной миссии оказалось удержанным до девятнадцатого столетия.- В восемнадцатом столетии появились такие мужи, как Цинцендорф и Моравские братья и определенные пробуждения, которые возникли среди пиетистов под влиянием Спенера и Франка. В 1795 г. возникло Лондонское миссионерское общество. В 1817 г. Церковно-миссионерское Общество. В 1809 г.- Общество по распространению христианства среди иудеев. Вскоре Америка, Германия, Франция, Скандинавия, Голландия были охвачены духом активной миссионерской деятельности во внешних полях.

Но основная часть работы великого поручения ко всем народам, данная Христом Его ученикам, когда Он расставался с ними (Мат. 28:19-20) была удержана до начала 19 века. И только в результате великого пробуждения, которое, как уже было отмечено, охватило более чем миллион душ в Северо-Американских церквях в первые три декады столетия и вызвало пробуждение нести Евангелие всему миру. Это было совершенно необходимо в приготовлении пути к трехангельской вести.

V. Создание всемирных миссионерских мероприятий

Как мы можем заметить, до девятнадцатого столетия, линия горизонта и точка видения церкви сходилась на христианском мире. Теперь эти границы раздвигались от христианского мира на нехристианский мир, то есть "язычество". Девятнадцатое столетие по всеобщему признанию считается выдающимся миссионерским столетием. Не посчитаем для себя трудным просмотреть следующую хронологическую таблицу и отметим особенно выделенные курсивом имена и перечисленные страны. Территория и лица на этой таблице не могут не впечатлять.

1. Панорама всемирного распространения христианской миссии (1793-1840)

1793 - Вильям Карей отбыл в Индию. Начало современной миссионерской эры.

1795 - Организация Лондонского миссионерского общества.

1796 - Учреждение Нью-Йорского миссионерского общества, первого в Америке. [51]

1796 - Первые иностранные миссии на Гавайских островах.

1797 - Основание Нидерландского мис. общества.

1800 - Работа среди женщин в Индии, начатая госпожой Маршман.

1807 - Роберт Моррисон - первый миссионер в Китае.

1808 - Издание книги - "Всемирное распространение Евангелия" (автор Кулей).

1810 - Основание Американского миссионерского общества.

1812 - Генри Мартин - миссионер в Персии и Аравии.

1814 - Учреждение Американского баптистского миссионерского общества.

1816 - Джон Вильямс - первый миссионер Островов Общества (Франц. Полинезия).

1817 - Организация Церковно-миссионерского общества.

1817 - Роберт Моффарт - пионер в Юж. Африке.

1818 - Первые миссионеры в Мадагаскаре.

1820 - Плини и Леви Парсонс - пионеры в Сирии.

1820 - Хирам Бингам и др.- пионеры на Гаваях.

1820 - Первая незамужняя женщина - миссионер в Индии,- миссис Кук.

1829 - Давид Абел и Бридгмен - первые американские миссионеры в Китае.

1830 - Доктор Эли Смитс - в Турции.

1834 - Первое миссионерское иностранное общество женщин в Лондоне (для стран Востока).

1835 - Фиджи - первое посещение миссионерами.

1836 - Джеймс Калверт - пионер-миссионер на островах Фиджи.

1840 - Давид Левингстон начал свою работу в Юж. Африке.

К этому времени были заложены прочные основания для будущего прогресса.

Но давайте вернемся к 1804 году и к существенному фактору, берущим свое начало с той даты.

2. Изумительный комплекс библейских обществ.- Между 1804 и 1840 годами было основано 63 Библейских общества в Америке, Европе, Азии. В 1808 г. в Бостоне было учреждено местное Библейское Общество.

1. 1804 - Британское и Иностранное

2. 1804 - Швейцария

3. 1809 - Швеция

4. 1811 - Индия

5. 1812 - Финляндия

6. 1814 - Дания

7. 1815 - Германия

8. 1815 - Исландия

9. 1816 - Америка

10. 1816 - Норвегия

11. 1816 - Валенсия

12. 1816 - Париж

13. 1819 - Греция

14. 1826 - Россия

15. 1834 - Бельгия

VI. Внешнемиссионерское движение в Северной Америке [52]

Ниже дается действительное хронологическое развитие миссионерской работы в Сев. Америке для внешних полей. Вначале возникли первые миссионерские общества, затем ряд миссионерских журналов, с результатом великих миссионерских свершений. Ниже приводится перечень предварительного развертывания работы:

1796 - Нью-Йорское общество (пресвитерианское, баптистское и др.) - впервые в Америке. Ежемесячные собрания с молитвой к Богу о ниспослании Евангелия всем народам.

1796 - Северное миссионерское общество с целью направления миссионеров к северо-американским индийцам.

1797 - Проповедь доктора Джона Мейсона "Трон Мессии".

1798 - Коннектикутское миссионерское общество.

1799 - Массачусетское мис. общество.

1801 - Нью-Джерское мис. общество.

1802 - Массачусетское Баптистское мис. общество.

1802 - Западное миссионерское общество.

1804 - Проп. Джона Ливингстона "Вечное Евангелие".

1806 - Норис из Салема дал 10000 долларов на открытие колледжа в Андовере для обучения работников для иностранной миссии.

1806-1807 - американские церкви дали 6000 долларов для работы Карея в Индии.

1800-1805 - Вышло пять миссионерских журналов.

1805 - Начало великого американского миссионерского пробуждения. Рождение домашней и иностранной американской миссии через Хейстака Бенда в Вильямском колледже, Вильямстауне, Массачусетс. Духовное пробуждение в Вильямском колледже.

VII. Начало первой американской организации внешней миссии

1. Вспыхнувшая искра в сердце Самуила Милса.- Самуил Милс (1783-1818) еще до своего рождения был посвящен, чтобы стать миссионером в иностранной миссии. В детстве его мама часто рассказывала ему истории о миссионерах-пионерах: об Элитсе, Давиде Бреннерде и др., которые воодушевляли его до самых дней его смерти. И в результате он выразил свое личное желание "проповедовать Евангелие спасения несчастным язычникам". Милс поступил в колледж Вильямса, в Вильямстауне, Массачусетс. Но его сердце горело особенным пламенем, и его не удовлетворяла учебная программа.

В Вильямсе встретились пять пламенных молодых людей,- Милс, Ричардс, Роббинс, Лумис и Грин. Принадлежа к разным учебным заведениям, независимо друг от друга, они пришли к [53] одному и тому же выводу. Они начали встречаться для совместных молитв в доме Бардуэла. Поначалу они действовали скрытным образом от всех. Цель этих встреч была "создать миссию для язычников". Была выработана своя конституция. Затем они стали общаться и переписываться с другими студентами, чтобы и у них зажечь подобный дух.

2. Решающее молитвенное собрание в 1805 г.- В одно знойное августовское воскресение, в 1806 г., друзья встретились в отдаленной роще. Там, под деревом, они склонились для молитвы. Неожиданно началась гроза и они все укрылись под стогом сена. Там они продолжали рассуждать о великих вопросах - нуждах Азии, Вест-Индии, о возможностях Евангелизации среди язычников. Милс делал особенное ударение на моральной и религиозной нужде мира. Лумс настаивал на том, что прежде всего язычники должны принять цивилизацию; другие придерживались того мнения, что нужно начинать с проповеди Евангелия.

Милс сказал: "Давайте будем молиться, пока пройдут облака и прояснится небо". И он молился: "О Боже! Порази руку того, кто подымет ее против вестника креста". Были вознесены молитвы. Они встали с колен и пропели гимн. И это было началом. В хорошую погоду они встречались в роще, а в плохую в кухне Бардуэла.

Они поставили перед собой цель заинтересовать общественное мнение и сформировать миссионерское общество. Эти встречи и положили начало основанию иностранных миссий в Америке. Когда Гордону Калу предложили пасторское служение в Коннектикуте, он ответил: "Нет, я не должен разрешить себе принять ни один приход в христианском мире... Горе мне, если я не буду проповедовать Евангелие язычникам".

3. Сцена меняется: действие переносится в Андовер - 1809 г.- Эта группа студентов из колледжа Вильямса получила поддержку в колледже Андовера (основан. в 1808 г.) в лице таких молодых людей как Самуил Нотт, Самуил Ньюэл и Адонирам Джудсон. Все они учились в разных колледжах, но независимо друг от друга пришли к одинаковому убеждению. Джудсон (1788-1850) прочел "Звезду Востока" Клавдия Бухенена и был потрясен нуждой Индии. Он отказался от прихода в Бостоне.

Эти молодые люди предложили свои услуги для работы в иностранной миссии. Но ни церковь, ни Совет, ни другие американские Союзы не выделили средств [54] для того, чтобы послать этих молодых людей в языческие страны. Джудсон был послан своими товарищами в Англию, чтобы, если возможно Лондонское миссионерское Общество оказало бы им частично материальную помощь, а сами они пока оставались в распоряжении Американского отдела. Лондон отказал в просьбе молодых людей, возлагая эту задачу на американские церкви.

Поощряемые штатом Андоверской семинарии и некоторыми служителями церкви, эти молодые люди подали прошение в Генеральную ассоциацию штата Массачусетс, указывая на "важность личного служения среди язычников". Они спрашивали, могут ли они надеяться на "поддержку общества в данной стране или же им обратиться к европейским обществам". Ответ был получен удовлетворительным, с согласием формирования миссионерского отделения, и было дано согласие на создание миссионерского совета.

4. Американское отделение начинает свою деятельность в 1810 году.- В 1810 году начинает свою деятельность Американский совет представителей по делам зарубежной миссии. Его цель: возвестить Евангелие всему миру.

Наконец мечта Милса осуществлена. И в феврале 1812 году пять молодых миссионеров Халл, Джудсон, Ньюэл, Нотт и Раис были рукоположены и назначены для служения в иностранной миссии. В феврале 1812 г. эта группа была направлена в Калькутту.

Джудсон и Раис вскоре приняли баптистскую веру. Джудсон убедился в принципах этой веры по пути в Индию. Это привело к формированию Баптистской иностранной миссии.

Вскоре возникли и другие миссионерские организации.

1810 - Конгрегационное Центральное Объединение.

1814 - Баптистский миссионерский Союз.

1819 - Методистское Церковное миссионерское Общество.

1820 - Протестантское Епископальное.

1832 - Голландское Реформаторское.

1837 - Пресвитерианский Союз.

Это движение набирало свою силу и мощь. Это было особенное, прочно-обоснованное мероприятие девятнадцатого столетия. И все это было крайне важно и необходимо. И теперь мы готовы к тому, чтобы проследить параллельное развитие еще большей важности и значения. [55]

VIII. Непреодолимая сила истины, для которой пришло свое время

В этом старом мире нет ничего более могущественней посылаемой Небом истины, когда наступает ее час. Ни одна человеческая рука не в состоянии удержать ее. Все Небо выступает за возвещение истины. С наступлением определенного времени суждено явиться и вестнику. Люди могут сопротивляться посылаемому свету, отвергать его, унижать, но свидетельство этой истины будет дано и принесет свои результаты. Если люди откажутся говорить о Ней, Бог повелит камням сделать это (Лук. 19:40).

Мы стоим на принципе: цель Божья не может быть устранена или обойдена. Всевышний продолжает управлять всеми делами людей. Он продолжает заниматься вопросами мира и церкви. Мы можем быть ослеплены, смущены или же настолько поглощены или охвачены нашими планами, идеями, целями, что можем и не замечать, не видеть могущественной Руки Бога и слышать Его голоса. Но, независимо от всего этого, Он управляет и направляет.

Когда наступает время кризиса, некоторые люди понимают это время и встают, чтобы сделать то, что должно быть сделано. Другие остаются слепыми, не видя времени, ни вести и таким образом в критический момент они не оказываются на стороне Бога. Так произошло и в нашем движении, что мы и увидим позже. Это одна из великих трагедий истории. Это может означать только одно - вечную гибель для этих людей, если не наступит истинное раскаяние и преобразование. Но всегда были люди, которые понимали и отвечали. Поистине мы должны видеть то, что лежит за границей данной борьбы и твердо быть уверенными в окончательном и неизбежном торжестве божественной правды. На земле должна быть совершена Воля Божья.

Так и произошло и со второй великой Адвентистской вестью в 1831-1844 годах в Северной Америке. Согласно определению Бога весть должна быть послана. Таково было Божье решение и определение. И оно совершилось. Так случилось и во время великого кризиса 1888 года, что мы и увидим позже. И то, и другое - находилось в Его Руке. В каждом случае Бог выдвигал им избранных посвященных мужей для возвещения Его вести и для оправдания вести, посылаемой Им, через этих вестников.

Истина, посылаемая Небом, обладает непреодолимой силой, когда наступает определенное время для ее возвещения в плане Божьем. Этому неоценимому уроку мы обязаны научиться. [56]