Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Глава шестая PDF Печать Email

 

БИБЛИЯ КАК ОСНОВАНИЕ, ДУХ ПРОРОЧЕСТВА КАК ПОДТВЕРЖДЕНИЕ - No 1

I. Непосредственно данные через Св. Писание, а не через "видения"

1. Основные истины были даны не через Е. Уайт.- Здесь мы должны особенным образом выделить один жизненно важный принцип, который и будет главным в нашем понимании взаимоотношений. А именно: Ни одна главная или принципиальная истина, или пророческое истолкование в вопросах Адвентистской веры, в начале зарождения нашего движения не была дана нам через Дух пророчества,- т. е. через Елену Уайт.

Это не входило в область действий или намерений Духа пророчества.

И это не был Божий метод внедрения главных доктринальных истин в Церковь остатка.

Джеймс Уайт очень определенно указал на этот принцип, излагая вопрос открытых новых истин в первоначальной стадии развития нашей Церкви в 1856 г. В то время существовало различие взглядов относительно точного времени начала празднования субботы и некоторые недоумевали, почему это заблуждение не было отмечено дарами Духа пророчества. Брат Уайт писал: "Иисус сказал: "Исследуйте Писание... Возрождение одного или же всех даров никогда не возместит собой необходимости исследовать Писание с целью узнать истину... По нашему мнению, заблуждение никогда не будет вскрыто ни одним из даров, если прежде всего этот вопрос полностью не будет изучен в Писании. Это не отвечает плану Божьему, чтобы вывести Его народ на широкое поле истины посредством даров.

Но только после того как Его дети исследовали Слово и если некоторые отдельные лица имеют ошибочное представление о библейской истине или же в дискуссиях продолжают отстаивать неправильную точку зрения, [108] в таком случае Бог оставляет за Собой право исправить это положение через дары Духа. В том вопросе мы всегда придерживались только такого взгляда" (РГ, 28 февр, 1856).

И дальше бр. Уайт привел в пример один из опытов церкви пережитых им на первом генеральном Совете, когда обсуждался вопрос обрезания для язычников. Он писал: "Уставом или правилом апостолов в этом вопросе было прежде всего исследование, а затем свидетельство Св. Духа. И мы уверены, что такая последовательность всегда была Божьим правилом и всегда будет оставаться таковой во все последующие времена. Слово - всегда должно оставаться на первом плане, впереди всего,- как правило веры и долга. Но опыты прошлого показывают нам, что даже хорошие мужи совершали большие ошибки в понимании библейских истин. Было бы неразумно отрицать это. И если в нашем, иногда создавшемся крайнем положении Бог посчитал нужным пролить Свой свет на неправильную точку зрения искренних исследователей Библии и обличить честолюбие других - кто в данном случае станет противиться Его воле?" (Там же).

В том же самом номере "Ревью" Давид Арнольд, в статье "Видения и Сны" очень определенно поддерживает точку зрения Джеймса Уайта: "Где нам искать свет?.. Мы находим ответ в словах псалмиста Давида: "Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей".

"Но кто-нибудь спросит - каким образом мы сможем узнать среди множества мнений и утверждений - где именно находится тот свет, который хочет нам сообщить Св. Писание? Тот, Кто "видит конец от начала", выработал путь и средства, посредством, которых Его народ мог бы видеть "с глазу на глаз"... средства, через которые те, кто заблуждаются в понимании библейских истин, могли бы получить своевременное исправление...

"В гуще событий этих последних дней и опасностей Бог очищает для Себя особенный народ, ревностный к добрым делам... И для того, чтобы Его народ был способен для этой специальной работы, для своего высокого и святого призвания, Бог решил в Совете Своей мудрости и открыл это решение нам через Своих пророков, "что в последние дни" Он изольет Свой Дух на Своих слуг и рабов, открывая им сны и видения, и таким образом подготавливая их быть стражами и пророками Для Его народа" (Там же).

Мы только можем со своей стороны полностью согласиться с бр. Уайт, что "апостольским правилом было, прежде всего исследование, а затем свидетельство Св. Духа". И мы верим, что это и есть самое точное и верное правило для открытия библейской истины в эти последние дни.

Мы считаем своим долгом указать на следующий важный момент, чтобы в этом вопросе не возникало никаких недоразумений, а именно - все наши основные библейские истины - все основаны на Св. Писании и были открыты, как библейские истины индивидуально или же путем группового исследования Библии. Эти истины не были открыты или же обнаружены через видения Елены Уайт.

Эти истины не были "истинами видений", как это пытались утверждать критики неадвентисты. И некоторые из нашего народа тоже придерживались этой ошибочной точки [109] зрения. Поэтому мы должны разрешить себе исследовать и это положение.

2. Святилище, суббота и обусловленное бессмертие.- Такие фундаментальные доктринальные истины, как святилище, Суббота и Обусловленное Бессмертие - это библейски обоснованные истины. Наряду с ними идут и другие главные истины из области пророчеств. Сюда входят: подлинность второго зверя из Откр. 13 главы; утверждение и значение трехангельской вести; масштабность и значение "Начертания зверя"; время и действие последних язв в связи с окончание времени испытания, и также еще и другие важные толкования и доктрины.

Все эти истины, а это нужно подчеркнуть особенным образом были выведены в свет и обоснованы на Св. Писании благодаря трудам серьезных исследований Слова Божьего до того как Елена Уайт имела какой-либо луч света по этим вопросам и также до того как ей было поручено говорить в подтверждение этих библейских обоснованных главных доктрин, чтобы таким образом помочь колеблющимся, а также, чтобы укрепить положение правильно стоящих мужей.

Целью Духа пророчества в этом отношении было утверждать, поддержать, помочь, укрепить тех, кто все еще сомневался; помочь тем, кто вопреки уже открытым и обоснованным библейским истинам все еще колебался; чтобы таким путем, эти люди могли обрести уверенность и доверие к этим библейским обоснованным истинам. Другими словами говоря, Дух пророчества должен был сотрудничать с открытой из Слова Божьего истиной. Он должен был утвердить истину и указать на заблуждения (Служ. Еван.

302).

Основные пророческие истолкования и доктрины подтверждали подлинность этого изложения. Всесторонний обзор истории первых десятилетий нашей церкви очень ясно и определенно подтверждает этот факт и принцип.

3. Главное свидетельство Джеймса и Елены Уайт.- Никто другой кроме Джеймса Уайта не имел такого исчерпывающего представления о первоначальной стадии развития нашей работы и учения. Только он один имел полное основание касаться этого вопроса. И Джеймс Уайт, особенным образом делает ударение на том, что все наши главные истины были обоснованы на Библии, а не на Духе пророчества. Он говорит, далее, что эти доктрины были введены и приняты прямо со страниц Св. Писания еще до того как Елене Уайт были даны определенные лучи света. Мы также подтверждаем его ясное и определенное заявление, сделанное им в 1855 году, как первое свидетельство по этому вопросу.

"Пусть это будет понятным и известным, что все эти истины, как доктринальные, а также и пророческие истолкования, как двурогий зверь, святилище, суббота, Царство Божье - принятые церковью тех, кто соблюдает субботу, [110] были обнаружены в Св. Писании до того, как Елена Уайт получила какой-либо свет в этом направлении.

Все эти мысли основаны на Св. Писании, как их единственном основании" (Джеймс Уайт, РГ, 16 окт. 1855 г.).

И Елена Уайт очень четко и определенно подтверждала это заявление: "Я встречалась с ними (с людьми, которые исследовали Писания) и мы вместе изучали и искренне молились. Часто мы оставались за полночь, а иногда и на всю ночь, молясь о свете и исследуя Слово...

"В течение всего того времени я не могла понять рассуждения братьев.

Мой ум был закрыт и я не могла понять значения Писаний, которые мы исследовали. Это было одно из самых величайших страданий в моей жизни. Таким было мое умственное состояние до тех пор, пока не были открыты и понятны все главные точки нашей веры, согласно Слову Божьему. Братья знали, что помимо видения у меня не могло быть никакого публичного представления или понимания об этих вопросах, и они принимали тогда свет, данный в видении, как с Неба" (Спец. Св. Серия Б, No 2, 57 стр., ИВ, т. 1, 207 стр.).

Эта ссылка относится также и ко всем последующим истинам, открытым раньше.

4. Затруднения при разрешении второстепенных вопросов.- Своего разрешения требовали и второстепенные истины, если можно так выразиться, конечно, не в таком плане истин, как святилище, суббота, обусловленное бессмертие и Дух пророчества. Эти истины были отработаны в период между 1844 и 1848 годами. Происходившие в то время групповые исследования затрагивали и другие истины, хотя и не первостепенного значения, но опорного. Сюда входили и отдельные аспекты пророчеств. Главные, принципиальные доктрины были уже разрешены, утверждены, определены.

Когда же дело коснулось менее значимых вопросов, то оказалось, что их труднее разрешить чем главные. В этой области истина не так четко проглядывала и определялась. И прийти к какому-либо выводу было значительно труднее. И здесь, братья боролись, молились и обсуждали вопросы, пока не приходили к единому понятию. И вот здесь, Дух пророчества оказывал им неоценимую помощь. И каждый из этих вопросов был разрешен в свое время.

5. Печать одобрения.- Самое последнее свидетельство об отношении Духа пророчества к библейским истинам, как это понимают Адвентисты седьмого дня было очень точно и определенно изложено в "Историческом прологе", изданном литературным комитетом по трудам Е. Уайт в марте месяце 1963 года. Этот материал вышел в текущем издании "Ранние произведения". [111] Там очень сжато, но точно утверждается, что видения кладут печать Божьего одобрения на правильные выводы. "Таким образом, пророческий дар действует, как корректор заблуждения и утвердитель истины" (23-24 стр.).

Это сказано сильно и хорошо.

II. Введение истины о субботе, святилище, обусловленном бессмертии

1. Неправильная точка зрения нуждается в исправлении.- Разрешим себе в данном случае исследовать историческую очевидность предопределенности пророческих событий. Это необходимо для того, чтобы представление об этих ключевых истинах было безукоризненно четким. В то время, к сожалению, было неправильное представление о происхождении и утверждении наших особенных, главных, доктринальных истин и принципиального истолкования пророчеств по вопросу трехангельской вести, как это было изложено с 13 по 18 главы Откровения - область, особенно интенсивного исследования нашими пионерами. Особенное место занимало пророчество Даниила, так как эти материалы обсуждались еще в период миллеритского движения.

Превратное понимание фактов неизбежно привело к неправильному пониманию со стороны членов Церкви и к критике, и ложным обвинениям со стороны противников адвентистской веры. И мы должны нашим путем исправить это ложное представление. Поэтому проследим начало этих особенных структурных доктрин.

2. "Святилище". Этот вопрос представлен еще до призвания Е. Уайт.- Учение о святилище было провозглашено вскоре после великого разочарования 22 октября 1844 года. Как известно, самое раннее заявление об этой доктрине было опубликовано Крозье, который вместе с Хирамом Эдсоном и доктором Ханом изучали этот вопрос и издали этот труд спустя несколько месяцев после кризиса октябрьских дней.

Впервые, эта статья в своем полном содержании была опубликована в 1845 году в местном адвентистском номере журнала "Утренняя звезда", в Кананайге. Относительно результатов этих исследований Елена Уайт написала в своем письме Илье Куртису 21 апреля 1847 г. и опубликовала в том же году Слово к "Малому Стаду".

"Господь показал мне в видении более чем год тому назад, что бр. Крозье имеет истинный свет о вопросе очищения святилища... и что это была Его воля, чтобы бр. Крозье написал об этом, что он и сделал в [112] журнале "Утренняя звезда", за 7 февраля 1846 г., и я чувствую себя уполномоченной от Бога рекомендовать этот номер каждому верующему" (12 стр.).

Самая первая публикация о святилище была сделана группой мужей, исследующих Писание в 1845 г., а затем в феврале 1846 г. и эти материалы не были даны через Дух пророчества.

Этот момент должен быть выделен особенным образом; исследования этой группы, их выводы имели место поздней осенью и в период начала зимы 1844 года. Позже, одобренные в видении, эти материалы были опубликованы Е. Уайт в 1847 году. Такова историческая суть этого факта и ее хронологическая последовательность.

3. "Суббота". Предложена Иосифом Бэйтсом на основании Библии.- Второй вопрос - это вопрос о субботе. Эта фундаментальная истина была введена в нашу среду посредством одной статьи - позже в форме трактата, автором которого был Пребл, баптист, празднующий субботу, чья опубликованная статья убедила Иосифа Бэйтса (1845 г.). И это вскоре в свою очередь побудило Бэйтса издать его эпохальный трактат о субботе в 1846 г. под названием "Субботний день - вечное знамение".

Именно этот трактат Бэйтса, изданный в 1846 г. убедил Елену Уайт и Джеймса Уайт в истине о седьмом дне субботе (Автобиографические справки, 269 стр. 1 Св. 75-76 стр.). Это произошло спустя больше года, когда уже другие праздновали субботу. И только после того, когда она лично приняла библейскую субботу, исследуя материалы, изложенные Иосифом Бэйтсом, и начала, в результате этого праздновать этот День,- Елена Уайт в 1847 г. в видении получила подтверждение о святости этого Дня (РП, 32 стр.). В начале она лично оспаривала утверждение Иосифа Бэйтса, пока он не издал свой трактат по этому вопросу. Более того, нужно сказать, что Елена Уайт имела видения от Бога, примерно за два года до того (в декабре 1844 г.) как она лично убедилась в истине о субботе. Это также исторический факт и хронология отношения к субботе. Как мы видим эта истина не была введена посредством Духа пророчества, но только позже, как бы подтверждена Им (Е. У. письмо 2, 1874 г. "Вестник остатка", 34 стр.).

4. Видение о субботе получено после материалов Бэйтса.- Эта хронологическая последовательность четко и определенно изложена в Свидетельствах, первом томе, на 75-77 стр., где Елена Уайт утверждает, что она лично начала праздновать субботу осенью 1846 г., после вышеупомянутого личного протеста, выраженному Иосифу Бэйтсу по этому вопросу, вначале 1846 года. Тогда она лично была против его убедительных высказываний по субботнему вопросу.

Таким образом после того, как Елена Уайт начала лично праздновать седьмой день субботу, убедившись через материалы, изданные Иосифом Бэйтсом, [113] ей было дано подтверждающее видение о Храме Божьем на небе, ковчеге, престоле благодати, а также скрижалей "десятисловия". И в самом центре "десятисловия" особенный "ореол света" окружал заповедь о субботе, подчеркивая, таким образом, все значение этого Дня (РП, 32 стр.).

"Осенью в 1846 году мы - Джеймс Уайт и я, Елена Уайт,- начали праздновать библейскую субботу, учить этому и отстаивать этот День" (Св. 1 т. 75 стр.).

Следовательно, согласно личным утверждениям Елены Уайт, она приняла истину о субботе, утвержденную в Св. Писании до того, как ей было дано по этому вопросу удостоверяющее видение.

5. "Кондиционализм" существовал до 1844 года.- Третье, что касается обусловленного бессмертия, Джеймс Уайт и Елена Уайт были членами и служителями Кондиционного Христианского Союза до своего присоединения к Миллеритскому движению в начале 1840года. Следовательно, они уже придерживались учения об обусловленном бессмертии и Елена Гармон и ее сестра, Сара, мать также приняли это учение за год до великого разочарования в октябре 1844 года (Св. 1 т. 39-40).

Таким образом, учение об обусловленном бессмертии было утверждено и затем введено в основание веры церкви Джеймсом Уайт и Иосифом Бэйтсом. И этот факт также произошел до того как Елена Гармон была избрана специальным вестником для Церкви остатка в декабре 1844 года. Следовательно, учение об обусловленном бессмертии никоим образом не было введено в Церковь посредством Духа пророчества. И это также исторический факт и хронологическая последовательность в этой третьей характерной доктрине Адвентизма.

Так обстоял вопрос и с истиной о крещении, через погружение и многими другими доктринальными вопросами, как например, учение Арминианизма, или свободной благодати, т. е., что спасение теоретически возможно для всех. Это понятие у нас общее со всеми другими христианскими вероисповеданиями. Все эти вопросы были разрешены до призвания Е. Уайт на пророческое служение. Эти истины были просто утверждены в адвентистской вере, стремящейся отделить истину от заблуждения.

Другими словами - эти истины в своем происхождении были протестантскими - основанными на Библии.

6. Особенные пророческие толкования, основанные на Библии.- Подобная историческая последовательность остается верной в своем пророческом истолковании адвентистский доктрин и в вопросе трехангельской вести и в особенности от 13 по 18 главы книги Откровения. Основные толкования из книги пр. Даниила, как 2, 7, 8 и 9 главы, наши отцы-пионеры просто заимствовали из миллеритского движения и того прошлого периода.

Сюда относятся материалы о семи церквях, семи печатях, семи трубах из книги Откровения, Французская [114] революция; землетрясения из Откровения 11 главы; символы истинной и ложной церквей из Откровения 12 и 17 глав. Все эти объяснения и материалы были заимствованы из Миллеритского движения.

7. Исправления в доктринальных истинах из Откровения.- Наши отцы-пионеры внесли также ясность и необходимые исправления в некоторые вопросы по Откровению. Так например, определение сущности двух зверей из 13 главы; возникновение, время и значение трехангельской вести; также неотделимость начертания зверя и вытекающий отсюда кризис. Наряду с этим также и время излития язв - и все последующие события, связанные с временем испытания.

Именно эта особенная позиция в понимании пророчества о часе суда и святилища и выделила Адвентистов седьмого дня от всех остальных вероисповеданий.

И вновь следует отметить, что все эти пророческие материалы появились вследствии исследования Св. Писания до того как Е. Уайт получила определенный свет в подтверждение всего этого.

Теперь мы обратим наше внимание на особенности 13 и 18 глав книги Откровения, которые занимают особенное место в учении Адвентизма.

III. Основательное истолкование 13 и 18 глав книги Откровение

1. Заимствованные материалы по книге Даниила из периода миллеритского движения.- Как уже и было сказано, большая часть основных пророчеств из книги пр. Даниила и первой половины книги Откровения были заимствованны нашими отцами-пионерами из периода Миллеритского движения. Сюда относились и такие серьезные пророчества из книги пр. Даниила, как 2, 7, 8 и 9 главы.

Наряду с этим были введены основные точки периодов, особенно это касалось пророчеств из книги пр. Даниила, как 1260 лет (538-1798), 2300 лет (457-1844); 70 седьмин (457-34) - и крест "посредине" выделяющихся 79 седьмин (в 31 г. п. Р. Хр.). Эти материалы были просто заимствованы из периода Миллеритского движения, к которому в то время принадлежала большая часть наших отцов-пионеров. И таким это положение и сохранилось.

Это значит, что как основные, а также и периодические пророчества были даны на основе исследования Св. Писания в период Миллеритского движения, [115] которое в свою очередь основывалось на материалах прошлого. И вновь следует подчеркнуть, что все это было сделано еще до того как Елена Уайт была призвана к пророческому служению. Эти пророчества уже были конкретизированы до того как она получила свое первое видение в декабре месяце 1844 года. Следовательно, основные пророчества из книги пр. Даниила и периодические пророчества, которые обычно мы связываем с историческим периодом Миллеризма, не принадлежат к материалам, освещенным во свете "видений".

2. Ряд других пунктов из книги Откровения.- Точка зрения Миллеритов, что касается периода 1831-1844 гг. из книги Откровения была верной. Так, семь Церквей (и "10 дней") из Откровения 2-3 главы; семь печатей из Откровения 6-7 главы; семь труб из Откровения 8 и 9 главы (с 5 и 6 трубами); два свидетеля из Откровения 11 главы (с их периодами и "землетрясение"); о первом звере из Откровения 13 главы (сюда относятся 42 месяца, от 538 по 1798 гг.) и первые две вести из Откровения 14 главы.

Затем следует жена в "багрянице" - Вавилон, из Откровения 17 главы; падение Вавилона из Откровения 18 главы; Второе Пришествие перед тысячелетним периодом из Откровения 20 главы (сюда относятся и два воскресения). Пророческое изложение 31 пункта главных миллеритских изложений по Откровению в форме таблицы, находится в книге "Пророческая вера" (4 т., 848-851), где каждое из них может быть очень легко найдено и проверено.

3. Установленные до первого видения Е. Уайт.- Эти главные или основные пункты и периоды из книги Откровения, так как мы их понимаем и которые были заимствованы еще со дней Миллеритского движения - в большей своей мере такими и оставались до 22 октября 1844 года, до того, как Е. Уайт была призвана стать вестником Церкви остатка.

Но при этом нужно отметить и те важные моменты в расхождении понятий наших отцов-пионеров с миллеритской точкой зрения. Так это касается 13 и 18 главы книги Откровения. Здесь причина очевидна. Исполнение, изложенных там событий относились к последнему времени. Следовательно, только во свете последнего времени эти события и могут быть поняты.

Сюда относится, как уже и было упомянуто сущность и действие второго зверя из Откровения 13 главы; цель и значение трехангельской вести из 14 главы; подлинные цели и намерения "начертания зверя" из Откровения 14:9-12 и время их исполнения вместе с периодом излития последних семи язв, [116] наряду и с некоторыми аспектами тысячелетнего периода. Эти пункты нуждались в утверждении и дополнении.

4. Четыре новых положения.- Эти четыре главных пункта и составляли предмет особого изучения для наших отцов-пионеров, и относились к отдаленным временам. В вопросах семи труб и времени их исполнения, наши отцы-пионеры основывались на миллеритской точке зрения, большей частью сформулированной Иосией Литчем. Эта точка зрения очень ясно изложена в трудах "Пророческая вера" (4 т., 1124, 1125), где особого внимания заслуживают пророческие схемы на 404 и 405 стр. Также нужно отметить, что попытка со стороны некоторых как бы принизить, умалить важность открытий Вильяма Миллера и его помощников в вопросах пророчества 2300 лет - носит скорее всего непреднамеренный характер. Прежде всего это происходит еще и потому, что Миллер был единственным человеком в целом ряде стран, который как бы объединял, связывал собой события целых столетий,- открытия других мужей, пришедших к тем же выводам, но независимо друг от друга, но нашедших поддержку в работе Миллера.

Но в этом есть еще нечто более серьезное. Те, кто бросает тень клеветы на правильные позиции миллеризма не столько наносят оскорбления памяти доброго имени Миллера и его помощников, сколько целому ряду выдающихся мужей в их национальном и даже интернациональном значении, точка зрения которых была также утверждена Духом пророчества. Вот какое парализующее влияние оказывает эта работа, с целью обесценить, унизить сильные стороны учения Миллера.

5. Ответственность за критическое отношение к истине.- Хотя мы и не строим истину только на прогрессивных человеческих толкованиях, но пользуемся Духом пророчества, все же мы обязаны быть очень внимательны к тому, чтобы каким-либо образом не оказаться в состоянии борьбы против Бога и избранных Им средств для утверждения истины. Ошибка может произойти в нашем личном суждении или же в неумении найти полноту доказательств.

С нашей стороны мы должны быть осторожны в том, чтобы не оспаривать подлинности со стороны Духа пророчества, и наша настойчивость в этом может вообще привести к тому, что мы начнем сомневаться не только в Духе пророчества, но и в самом движении и самой вести. Это одна из очень серьезных опасностей. И с некоторыми это уже произошло. [117] Подобные сомнения могут быть вызваны на глубоком отношении к последующему вопросу и неумению взвесить и оценить все имеющиеся на лицо доказательства. Опыты показали, что абсолютное, беспристрастное исследование полностью подтвердилось Духом пророчества, данным нам для руководства. Это повторялось много раз и будет оставаться в силе и на будущее.

6. Опасность подвергать сомнению очевидность положения.- Мы должны быть осторожными, чтобы не действовать вопреки очевидным доказательствам Духа истины, данным нам через избранный Небом канал. Кто отвергает очевидные доказательства Духа пророчества, тот подвергает опасности свою душу.

Имея в виду этот принцип и наше отношение к этому положению, обратим наше внимание на материалы, исследованные нашими отцами-пионерами по 13 и 18 главах из Откровения, т. е. их утверждения на основании Библии и Духа пророчества.

В следующей главе представлены исчерпывающие доказательства, на которые каждый служитель церкви Адвентистов седьмого дня, и каждый учитель, должны обратить внимание. Ценность этих материалов невыразима и мы можем черпать из этого источника в любое для нас время, когда только это нам нужно будет и с другой стороны,- это подобно якорю для нашей души. (Все эти материалы документально изложены в томах книг "Пророческая вера", а здесь только даны ссылки.) Мы начнем со второго зверя 13 главы книги Откровения.

Но прежде чем мы перейдем к пророчествам, мы должны еще остановиться на одном вопросе.

IV. Дух пророчества - выдающийся истолкователь вечных истин

1. Елена Уайт - лидер в истолковании истины спасения.- Как уже и было сказано, каждая главная, основная, характерная доктринальная истина - как вопрос о субботе, святилище, Духе пророчества, обусловленном бессмертии и др.- т. е. истины, в которые верят Адвентисты седьмого дня, что также не часто становится достоянием других вероисповеданий,- возникли благодаря личным или же групповым исследованиям Священного Писания. Это был метод их работы и принятия этих истин.

Но тем не менее этого нельзя сказать об отношении Е. Уайт к вечным истинам вечного Евангелия, к сожалению, о которых среди наших отцов-пионеров сложилась не одинаковая точка зрения. Сюда относился вопрос о "полноте Божества Христа", Личности Святого Духа и таким путем о Триединстве Божества, а следовательно, о "всей полноте" каждого Лица в отдельности "Небесного Трио", как Елена Уайт позже выразилась (Еван. 616-617 стр. Спец. Серия Св. Б., No 7, 62-63). [118] И в этих главных принципах, положениях и в понимании Божественных Личностей спасения Елена Уайт была всегда главным комментатором. Часто она выходила далеко наперед, в то время, как другие шли позади, сосредоточивая все свое внимание на отличительных чертах трехангельской вести.

Это очень важный момент. Ни один из писателей в нашей истории не выступал с такой исчерпывающей убедительностью относительно главных принципов и условия спасения, как это делала Елена Уайт,- если принять во внимание десятилетия, предшествующие 1888 году. Ее неоценимые утверждения часто опережали на целые годы других наших авторов. И, таким образом было утверждено и самое ценнейшее и жизненно важное - само основание спасения и Адвентизм. Вот таким образом и методом действовал Дух пророчества в этой области - но к сожалению - не всегда это сразу воспринималось.

2. Признание различий между категориями.- Драгоценные перлы Духа пророчества, как украшающая диадема вечной истины, слишком часто были похоронены в периодических журналах, специальных свидетельствах, которые только сравнительно недавно вышли в надлежащей форме. Различие, о котором здесь будет идти речь - т. е. между двумя категориями - раскрывает неодинаковые точки зрения и иногда даже и неправильное понимание.

И в тоже самое время этот факт усиливает и подчеркивает важное значение Духа пророчества.

Ничего нового не было в этих вечных, вековых истинах, как только то, что они неоднократно пятнались, искажались, отвергались. Эти спасительные истины и условия вечного Евангелия, которые мы разделяем со всеми здравомыслящими христианами не являются вопросом разногласия между нами и не представляют никакой проблемы при их правильном освещении.

Напротив, они должны и могут служить как бы связывающим звеном наших общих отношений и сближения. Это одна из неоценимых сторон истины.

С этой стороны Елена Уайт занимала неповторимое положение в наших рядах. Ее свидетельства, как балансирующий механизм удерживали эти две категории в правильном взаимоотношении и надлежащим образом подчеркивали значение каждой из них.

3. Эти вечные истины принадлежат всей христианской эре - до самого конца времени.- В то время, как характерные особенности трехангельской вести, в основном, связаны с последним часом суда и относятся к периоду времени начала 1844 года. Но учение о спасении, только через Христа и о преобразующей вменяемой праведности также жизненно сегодня, как и в каждом столетии - и особенно, в наши дни, по причине также всевозрастающего кризиса и всемирного удаления от веры Иисуса.

По причине современного отступления вечные истины должны [119] стать отличительными чертами в завершении нашего свидетельства о вечном Евангелии. Мы должны стать самыми передовыми представителями и вестниками перед лицом всего человечества сегодня - в изложении и представлении трехангельской вести.

4. Елена Уайт вносит ясность.- Мы всегда подвергались очень свойственной для нас опасности,- а именно, находясь в преимущественном положении открытия доктринальных преобразующих истин для настоящего времени и, сознавая свой долг делать определенный упор на "последнее время" - мы теряем из вида одно положение, которое характеризовало собой вечное Евангелие на протяжении всех веков, а именно, единственное основание спасения не только для всех времен, но особенным образом для этого последнего поколения, когда люди должны приготовиться, чтобы жить без Посредника, после окончания времени испытания.

Это был наш очевидный изъян. Мы делаем особое ударение на "заповедях Божьих" и часто, но не с должным оттенком подчеркиваем авторитетное спасающее значение "Веры Иисуса". На Дух пророчества была возложена большая ответственность - дать правильное понимание взаимоотношения "Заповедей Божьих" и "Веры Иисуса".

Но эта работа была признана не сразу.

V. Второстепенное отношение к вечным истинам

1. Некоторые расхождения во взглядах на определенные истины в начальной стадии развития нашего дела оставалось без исправления.- В начале развития нашего движения Дух пророчества самым настойчивым образом работал над устранением всевозможных отклонений от правильного понимания основных библейских доктринальных истин. Сюда также относилась и нездоровая точка зрения на некоторые пророчества. Обо всем этом Елена Уайт постоянно говорила. И ее всегда своевременные и полезные советы имели в наивысшей степени благотворное влияние на развитие и рост ы учении тех десятилетий.

Но параллельно с этим нужно отметить и тот факт, что Елена Уайт обходила молчанием некоторые вопросы, хотя их и неправильно понимали в то время. Это касалось и вопроса о Триединстве Божества в плане спасения. Конечно, в своих трудах она никогда лично не разделяла этих неправильных понятий. Здесь она постоянно возражала. Ее письменные труды всегда только утверждали истину.

К вопросам, вызывающим разную точку зрения, относились такие вопросы, как вечное существование Христа и Его "полнота Божества", истина о Триединстве, Личность Святого Духа и другие подобные вопросы. И еще вопрос: искупление отделимо полностью от креста или нет? Хотя это может показаться и странным, но эти вопросы рассматривались как личные, второстепенные. И на это были свои причины. [120]

2. Причины расхождения во взглядах в начальной стадии.- Основание для этих расхождений было следующее. В прошлом Миллеритское движение, насчитывающее около 100000 человек, состояло из людей, принадлежащих к различным вероисповеданиям и все они имели свою какую-то определенную точку зрения по этим вопросам. По причине стихийности характера Миллеритского движения и как они предполагали краткости времени, их волновало главное - наступление часа суда в первой ангельской вести и грядущее Пришествие Христа в 1843 году или же в 1844 году. Они глубоко верили в это.

Другие вопросы находились в состоянии неопределенности или считались второстепенными. Точнее выражаясь, просто не было времени для того, чтобы выработать единую точку зрения по этим вопросам. Вот так обстояло дело в те напряженные годы.

Большая часть наших отцов-пионеров вышла из миллеритского движения после разочарования и конечно у них уже были свои сложившиеся взгляды по этим вопросам. Вначале на эти вопросы смотрели как на вопросы личного характера и не исключали за неодинаковую точку зрения. В то время, когда вопрос о субботе вышел на первый план, всех волновал вопрос относительно специальных истин, содержащихся в трехангельской вести. Остальные вопросы как бы отодвинулись на задний план. И такое положение вещей воспринималось вполне естественно.

3. Почему Елена Уайт молчала.- Возникал вопрос - почему Елена Уайт сохраняла молчание по отношению таких серьезных вопросов, касающихся вечных истин? И тем не менее она держала себя очень определенно в отношении других вопросов, касающихся, как говорится "проверочных истин" нашего вероисповедания и по которым не было единой точки зрения.

И все же, почему такое отношение? Любой соответствующий ответ наталкивается на определенные главные принципы, которые не всегда правильно учитывались и понимались. Прежде всего, Елена Уайт никогда не касалась неправильно понимаемых доктринальных опросов, если они не были разрешены на основании Св. Писания.

Затем, если возникала опасность отвержения истины, библейски обоснованной, или же угрожал раскол, Елена Уайт выступала со словами предостережения и воззвания. И она это делала решительно и недвусмысленно. Мы несем ответственность, кстати сказать, за наше отношение к библейски обоснованным истинам, которые мы проповедуем. Таков был Божий метод работы по этим вопросам, согласно времени и обстоятельств. [121] Обратите внимание еще на одно сопутствующее обстоятельство: если по данному вопросу не было определенного основания из Св. Писания Елена Уайт сохраняла молчание, выжидая дальнейшего развития в этом вопросе. Время говорить еще придет, а пока оно не наступило Елена Уайт терпеливо ожидала божественных указаний.

И такое время явно наступило в период Миннеаполисской Конференции в 1888 году и после нее. И она заговорила. Этот исторический факт объясняет и это, бросающееся в глаза молчание Елены Уайт в те начальные годы развития нашего движения. [122]