Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Глава одиннадцатая PDF Печать Email

 

АКТУАЛЬНАЯ ВЕСТЬ Э. ВАГГОНЕРА В МИННЕАПОЛИСЕ - Первая часть

I. Область исследования и значение трудов Ваггонера в 1888 году

1. Три разных источника в качестве доказательства.- Воистину, мы можем считать себя счастливыми, обладая тремя независимыми источниками, на основании которых мы можем сделать свои выводы о выступлениях док.

Ваггонера на исторической конференции в Миннеаполисе, в 1888 году.

Прежде всего мы располагаем авторитетными описаниями Е. Уайт - как участницы этой Конференции и к чьим абсолютно достоверным материалам мы имеем доступ. Ее десять выступлений, сделанных ею в институте и на конференции, изложены в 13 главе. Хотя Е. Уайт и выступала не менее двадцати раз, но не меньше десяти ее выступлений были официальными.

Второе, мы имеем как дополнение к этому отчеты более чем двадцати очевидцев, принимавших самое активное участие в Конференции. Мы впервые печатаем здесь эти подтверждающие материалы, которые оставили свой неизгладимый след в их памяти, впечатления, выгравированные в их сознании, которые никакое время не может стереть.

Сюда относятся личные переживания и отношения к вестникам и к самой вести, представленной в то время и те перемены, которые произошли в их мышлении, поведении и действиях других. А также и их отношение к советам Духа пророчества.

Все это в высшей степени важные материалы и побочные сведения представляют собой неоценимые дополнительные свидетельства и изложены в 14 и 15 главах. Они проливают свой [189] убеждающий свет. И следует особенным образом отметить, что все эти данные находятся в совершенной гармонии с двумя главными свидетелями, которые писали об этом вскоре после Конференции - Елена Уайт и Э. Ваггонер. Это абсолютно достоверные доказательства.

2. Выступления Ваггонера застенографированы.- Третье - и вне всякого сомнения в высшей степени важнее всего то, а мы не имеем никакого основания не доверять этому - что все актуальные выступления Ваггонера была застенографированы Джесси Мозер Ваггонер. А это исключает возможность искажения или неверного представления. Эти материалы были изданы лично Ваггонером, затем даже оформлены в книгу,- первое издание которой было опубликовано Пэсэфик Пресс в октябре, 1890 г. Другие появились позже.

Эти же самые материалы были изданы и нашим издательством в Австралии, в 1892 г., в том же году в Лондоне, на 48 Патерностер Роу. А также в переводах в Германии, Швейцарии - всего в пяти странах. Это первое издание впоследствии имело огромное значение в наших поисках и этого нельзя недооценить. Два дополнительных раздела в этих сериях вышли позже книгой в 1893 и 1900 годах, и также были изданы Ваггонером.

3. В единстве с историческим описанием.- Как дополнение к этим трем независимым источникам, мы так же еще располагаем и авторитетным отчетом Артура Спалдинга, дополненных Луисом Кристианом, который был на Конференции-88 как молодой наблюдатель. Хотя Спалдинг и не присутствовал лично на этой сессии, но он был очень близок к этим событиям того времени. Он был тогда студентом в Батл-Крикском колледже и имел преимущество личного знакомства и служения с некоторыми главными лицами Конференции. Он также был и секретарем у нескольких мужей, принимавших главное участие на этой Конференции.

Примечательно то, что все эти четыре источника находятся между собой в подлинном согласии. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что мы располагаем достоверными описаниями главных пунктов и вопросов, обсуждаемых на этой необыкновенной, по своей важности, Конференции.

4. Оглашение главных принципов - впервые.- Даже многие из нас не могут себе представить того, какое огромное значение имело это представление принципов. Это послужило основанием для утверждения определенных фундаментальных истин. Должны были быть заложены определенные главные факты и принципы, прежде чем Ваггонер мог начать свою работу, потому что на этом он и строил свои тезисы. И это нужно признать и иметь в виду для того, чтобы мы могли понять все значение и важность происходящего. А те кто не примет этих первоначальных [190] предпосылок так и не поймут всей скрытой силы и цели его материалов. Они не смогут принять и его выводов.

Ваггонер, очевидно, понимал, что прежде всего, он должен заявить о своей позиции и защитить свои взгляды. Прежде чем идти дальше, он сознавал, что необходимо выставить в широком величественном представлении невыразимость Христа в Св. Писании,- Христа, как "полноту всего Божества телесно" (Кол. 2:9).

Для того, чтобы все могли понять полное значение его речей, он должен прежде всего устранить некоторые ложные понятия и недоразумения, опубликованные совсем недавно его отцом Джозефом Ваггонером в 1884 г. Доктор Э. Ваггонер чувствовал своей обязанностью, в противоположность этому изложить истинные библейские принципы и положение, так как он это понимал.

И превыше всего - он должен выставить божественную, превосходящую Личность, как центральную в своей избранной теме праведность через веру.

5. Прежде всего о божественности Христа.- Прежде всего Ваггонер должен был достойным образом дать ответ тому меньшинству, которое подрывало учение о полноте Божества Христа и о праведности через веру во Христа, как "всей полноты Божества". Он писал в своей книге, изданной в 1890 г. "Христос и Его праведность": "Наша цель в этом исследовании - это отвести Христу Его законное положение равенства с Отцом, для того, чтобы Его сила искупления была лучше понята и оценена" (19 стр.). И если и до тех пор - пока эта истина не будет самым ясным и библейским образом установлена и признана - то разные слушатели сделают свои разные выводы из главного стержня его материалов в этой величественной теме.

Затем, параллельно с отчетливым изложением этих фундаментальных предпосылок Ваггонер будет строить верхнюю часть своих лекций на солидном основании уже изложенных фактов. И Ваггонер неоднократно повторял текст из Кол. 2:9 ("всю полноту Божества"), около 15 раз в своих выступлениях. И этот стих, действительно был для него ключевой фразой.

6. Последовательность, рассуждение, тексты и цитаты.- При конспектировании и анализе его выступлений, раздел за разделом мы следуем через 13 частей его трудов, которые, по сути дела представляют одну единую линию - как это и отражено в его первой книге на 8 страницах. Уже тот важный факт, что само название Христос и Его праведность - указывало [191] на то выдающееся место, которое он отводит истинному пониманию Христа, необходимому для правильного представления о сосредоточении всего в Нем.

Поэтому мы должны обрисовать и проанализировать весь материал, отмечая пункты в их хронологической последовательности, линию обсуждения, использованные главные тексты и цитаты из трудов самого Ваггонера.

Таким путем мы сможем быстро составить для себя общую картину выступлений Ваггонера на тему праведность через веру во Христа, в 1888 г.- целый цикл библейских лекций, которые произвели возрождение этой великой истины и которую, как нам было сказано, многие "утратили из вида" (РГ, 13 авг. 1889 г.) и которую "один из ста" не понимал (РГ, 3 сен. 1889 г.), и о величайшем значении которой Е. Уайт многократно говорила.

7. Что "некоторые" приняли и что "некоторые" отвергли.- Через эти определения мы должны точно знать, что было принято "некоторыми", отвергнуто "некоторыми" и от чего "некоторые" уклонились и на что смотрели с сомнением, как и Елена Уайт в свое время характеризовала реакцию этих трех групп. Таким путем мы узнаем и то, что именно служило причиной продолжительной борьбы. Мы также сможем выяснить и то, что одобряла и отстаивала Е. Уайт и что со временем было принято всем движением.

Так как сегодня только очень немногие представляют себе в реальном свете те необыкновенные события, которые совершались в 1888 г., как поворотном пункте в нашей истории, о происходящих тогда тяжелых сражениях и с таким трудом одержанных победах, теперь мы раздел за разделом, пункт за пунктом проследим все выступления Ваггонера на Конференции в их простой и доступной форме.

II. Христос - единственный источник праведности

1. Три логических раздела.- Как и следует отметить материалы (труды) доктора Ваггонера, заключающие в себе предварительный этап работы, начальную стадию, определенное развитие и практические выводы по его великой теме - разделены на 13 секций или разделов. Вначале обратим наше внимание на формулировку содержания книги: "Христос и Его праведность" и затем отдельные разделы:

1. Как мы должны рассматривать Христа?

2. Христос - Бог?

3. Христос как Творец.

4. Христос - Сотворенное Существо?

5. Бог явился во плоти. [192]

6. Важные практические уроки.

7. Христос - Законодатель.

8. Праведность Бога.

9. Господь - наша праведность.

10. Принятый Богом.

11. Победа веры.

12. Слуги и свободные.

13. Практические иллюстрации освобождения из рабства.

2. Необходимость отметить ложные понятия.- Первые шесть глав относятся к превосходящему и всеобъемлющему Божеству Христа.

Как уже и было отмечено, первой заботой док. Ваггонера было установить эту фундаментальную истину. Он сознавал свою ответственность обратить внимание на некоторые ложные понятия, а также представить непреложную истину о полноте Божества Христа и Его вечном положении в Божестве или Троице; Его безграничные свойства и Его исключительные права - и сделать имя Христа как можно больше понятным, Чью праведность мы должны искать и принять. Первый раздел завершался определенными "Важными практическими уроками".

Второй раздел (лекции 7-9) охватывал природу и сущность праведности, которую мы должны получить. Третий и заключительный раздел главы (10-13) рассматривал природу жизни победы. В заключительной главе идет речь о практическом опыте этой чудесной фазы праведности. Важна последовательность; она и отмечена в оглавлении; на титульном листе содержатся два текста, один из Ветхого Завета, другой из Нового: "ГОСПОДЬ - НАША ПРАВЕДНОСТЬ". Иерем. 23: 6.

"Иисус Христос... сделался для нас премудростью и праведностью, и освящением, и искуплением". 1Кор. 1:30.

3. Всеобъемлющее превосходство Христа.- Страницы 5-8 вступительные; предлагающие "уразуметь Иисуса Христа" (Евр. 3:1). Затем следует напоминание ап. Павла постоянно держать Христа "на виду перед людьми" (5 стр.) и его решение ничего "не знать среди вас кроме Иисуса Христа распятого" (1Кор. 2:2).

Ваггонер особенно подчеркивает миссию Павла проповедовать "неисследимое богатство Христа" (Ефес. 3:8). Далее, что имя Христа - это единственное имя под небом, которым мы можем спастись (ДА 4:12) и что "ни один человек не может прийти к Отцу, как только через Него" (Иоан. 14:6). И что Он должен [193] быть вознесен, чтобы люди не погибли, но имели жизнь вечную (Иоан. 3:14-15), так как "распятый Искупитель, Чье богатство и слава могут восполнить самую великую нужду мира". Вот в чем и состоит всеобъемлющее превосходство Христа.

Он должен быть возвеличен как "Бог с нами" во всей Своей божественной красоте (6 стр.), как Автор и Завершитель нашей веры" (Евр. 12:4) и как Тот, Кто "воплотил в Себе всю мудрость и знание" (Кол. 2:13) - Христос "сила Божья и мудрость Божья" (1Кор. 1:30) - "От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1Кор. 1:30).

Ваггонер восклицает: "Какой размах! От неведения и греха к праведности и искуплению". И эти слова самым ярким образом свидетельствуют о том, как все его выступления были прочно пропитаны Словом Божьим и Христом. Это было самым первым, ярким исследованием Библии и Христос был центром всех проводимых лекций.

4. Величие и превосходство Бога.- Прогруженный в исследование своей темы ("Как мы смотрим на Христа"), в первой главе, Ваггонер представляет Христа открытым в Слове, как Того, Кому "передан весь суд" (Иоан. 5:21-23)... И в конечном итоге Он должен принять ту же честь, которая положена Богу, и по той причине, что Он есть Бог". Он "Божественное Слово" (Иоан. 1:1, 14), Который был в "начале" перед сотворением мира (Иоан. 7:5), существуя "от дней вечных" (Мих. 5:2) - следовательно, в глубинах вечности, недоступных восприятию человека" (9 стр.). Христос был представлен Ваггонером во всем Своем величии и превосходстве с одной стороны, а с другой, как Тот, Кто "стал плотью и обитал среди нас" (Иоан. 1:14), путем Воплощения.

5. Обладая всеми свойствами и исключительными правами Бога.- Во второй главе на тему "Является ли Христос Богом?" - Ваггонер продолжает настойчиво развивать мысль о том, что Христос есть Бог, "могущественный Бог, даже Господь (Иегова)". Отсюда, он подходит к моменту Второго Пришествия Христа - когда "наш Бог придет и не в безмолвии" (Пс. 49:3), "перед Ним огонь поедающий, а вокруг Него сильная буря", когда Он обратится к небесам и земле, чтобы "судить народ Свой", чтобы "собрать к Себе святых Своих". Таким образом "небеса провозгласят Его праведность; ибо Судия сей - есть БОГ" (Пс. 49:1-6).

Наряду с этим Ваггонер опирается и на целый ряд других [194] свидетельств из Св. Писания: Мат, 24:31; 1Фес. 4:16; Иоан. 5:28-29 и 2 Фес. 1:8 - и доказательством того, что все это относится ко Христу - служит неопровержимый факт Его Второго Пришествия, ибо Он придет как "могущественный Бог" для "спасения Своего народа". "Могущественный Бог" - добавляет Ваггонер - это "один из Его титулов" (См. Ис. 9:6). Бог-Отец "прямо относится к Сыну", величая Его тем же титулом" (11 стр.). Следовательно, "Твой престол, о Боже, навеки и веки" (Пс. 44:7; Евр. 1:1-8). И это имя, принадлежащее Ему по праву "наследства" (Евр. 1:4) - Его законное имя.

Затем следуют дальнейшие заявления Ваггонера о том, что Сын "по своей природе обладает всеми свойствами Божества". Ваггонер делает упор на идее, что это не просто "положение", к которому Христос был "возвеличен", но что это Его "наследственное право".

Мы должны согласиться с тем, что сегодня для нас кажется странным, а именно: делая такие яркие, очевидные признания, на основании Св. Писания и в то же самое время в другом месте не допускать безначальность существования Христа (12 стр.). Но это служит примером размаха или достижений истины того времени. И тем не менее, это уже был необыкновенно огромный прогресс.

6. Включая всю "полноту Божества".- Далее Ваггонер говорит: "Сам Христос, самым настойчивым образом учил, что Он "есть Бог" (13 стр.). Так, например, Он повторяет эту мысль о Своем Божестве молодому начальнику (Мар. 10:17-18).

Затем Ваггонер перечисляет множество библейских доказательств непогрешимости Христа на земле. Об этом говорится в 1 Петра 2:22 ("Он не согрешил")., 2Кор. 5:21 ("Он не знал греха"); Пс. 91:16 и "Нет неправедности в Нем") и 1Иоан. 3:5 ("в Нем нет греха). Он был и есть "совершенство доброты". Да, воистину "Христос - это Бог" и без никакого осквернения греха (14 стр.).

Иудеи выдвигали против Христа обвинение, что Он "будучи человеком делает Себя Богом" (Иоан. 10:33). Он признавал Себя таким. Он был "Богом" через воплощение. Даже находясь на земле, Он продолжал пребывать "в недре Отчем" (Иоан. 1:18). Здесь Ваггонер комментирует: "Он - часть Божества на земле как и на небе".

7. Верховный Бог в наивысшем понимании этого слова.- Глагольная форма "настоящего времени" обозначает постоянное существование (15 стр.), и дальше Ваггонер говорит, как это видно из Иоан. 8:58 "прежде недели был Авраам - Я ЕСМЬ" - Тот, "Кто явился Моисею в горящем кусте", Кто заявил о Своем имени "Я - ЕСМЬ - Сущий". Но наивысшее определение, какое Ваггонер использовал очень часто и настойчиво было следующим: "в Нем (Христе) обитала вся полнота (Кол. 1:9) и эта "полнота" обозначала, что "в Нем обитает вся полнота Божества" (Кол. 2:9).

И дальше Ваггонер продолжает комментировать это необыкновенно важное утверждение: "Это - в высшей степени абсолютное и определенное свидетельство о том, что Христос обладает в Своей природе всеми свойствами Божества" (16 стр.).

Это именно и был тот вопрос, который Ваггонер сделал одним из самых первых их всех своих высказываний, а именно - что Христос - это БОГ, в наивысшем, исчерпывающем, абсолютном понимании этого слова, что Он воистину "вся полнота Божества". И как дальше будет отмечено, Елена Уайт, самым авторитетным образом подтвердила это заявление док. Ваггонера.

8. Христос, как Творец - равен с Отцом.- Глава 3 ("Христос как Творец") открывается со слов Иоанна 1:3: "Все через Него начало быть и без Него ничто не начало быть". Эти слова Ваггонера связывают с Евр. 1:1-4 - Бог говорит нам "в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил" и Который есть "сияние славы" и "выражение образа Его Лица", "держащего все словом силы Своей". "Очистивши наши грехи (Он) сел по правую руку Величия на высоте".

И в Кол. 1:15-17 - "Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, и... видимое и невидимое" (престолы, господства, начальства, власти) "все Им и для Него создано и Он есть прежде всего и все Им держится". И здесь Ваггонер комментирует: "Ничего нет такого во вселенной, чтобы не было сотворено Христом...

И все держится Им... Он держит все на своем месте и сохраняет от разрушения" (17 стр.).

Это свидетельство Ваггонер связывает с Ис. 40:25-26, Он, Который все сотворил, и звездное небо, говорит Ваггонер, "Христос - Святой, Который называет воинство небесное по имени и держит его на его месте" (18 стр.). Он, Тот, Кто называет Бога Отцом - "Престол Твой, о, Боже" (См. Евр. 1:8-10). В связи с этим Ваггонер говорит: "Мы можем разрешить себе это прямое свидетельство относительно божественности Христа и тот факт, что Он - есть "Творец всего" (18-19 стр.). Вот таким путем Ваггонер утвердил свою главную аксиому о том, что Христос - это БОГ.

9. Христос - это не "сотворенное Существо".- Представляя доказательства в четвертой главе "Был ли Христос сотворен?" - Ваггонер здесь прямо обращается к тем, кто был убежден в том, что Христос - это "сотворенное Существо". Здесь, он буквально объявляет войну [196] арианским понятиям, лишающим Христа божественного превосходства.

Его обвинительные слова звучат: "Мы должны вкратце остановиться на мнении, которого многие придерживаются, хотя совершенно не имея ввиду унизить Христа, но таким своим убеждением, они фактически отрицают Его божественность. Они убеждены, что Христос был сотворен и благодаря доброй воле Отца был возвышен до Своего настоящего положения. Никто, придерживающийся такой точки зрения не может иметь правильное представление о том возвышенном положении, какое Христос на самом деле занимает" (19-20 стр.).

Фактическое отрицание полноты Божества Христа - в этом состояло его обвинение. Комментируя основания для этого "заблуждения" Ваггонер указывает, что оно "построено на неправильном понимании из... Отк. 3:14", где сказано, что Христос "Начало творения Божьего" и которое "неправильно истолковывают, что Христос был первым сотворенным Богом Существом, что работа творения Бога началась с Него". И это заблуждение, как мы видим, появилось и в печати. Прямой ответ Ваггонера на это заблуждение был окончательным: "Подобная точка зрения враждебна Св. Писанию, которое говорит о том, что Сам Христос все сотворил. Сказать, что Бог (Отец) начал Свою работу творения с сотворения Христа - это значит полностью устранить Христа от работы творения".

Ваггонер утверждает, что Христос является "источником всего, что произошло". Он "Творец, а не творение" (21 стр.). Цитируя из Кол. Ваггонер решительно заявляет: "Стало быть, если Он сотворил все, что "начало быть" и если Он был до всего сотворенного, значит Его Самого нет среди сотворенных существ. Он стоит над всем творением и не является частью его" (21 стр.).

10. Христос имеет одинаковую "природу" и "сущность" с Отцом.- Цитируя из Михея 5:2 - что Христос "происходит от начала, от дней вечных" - Ваггонер настойчиво утверждает, что Христос не сотворенное Существо". Напротив, "Он имеет ту же природу и сущность что и Бог" - таким образом, возвращаясь обратно к той же самой терминологии четвертого столетия, когда на Вселенском Никейском соборе в борьбе с Арианством было признано правильным, что Христос обладает "всеми свойствами Бога". Делая упор на том, что Христос ""исполнен всякой полноты Божества" Ваггонер добавляет к этому следующее относительно Его вечной жизни и бессмертия: "Он имеет "жизнь в Себе". Он обладает бессмертием по Своему праву и может дать бессмертие и другим. Жизнь в Нем и она не может быть отнята от Него; но, хотя и добровольно, Он слагает ее с Себя, Он в то же время может и обратно взять ее" (22 стр.) (См. Иоан. 10:17-18).

11. Иегова "единосущный".- Признавая "тайну воплощения" и [197] "воскресения" Ваггонер говорит, что мы принимаем это "как истину" через веру, потому что "Бог открыл" нам и "мы радуемся в безграничной силе и славе, о которой Писание заявляет как принадлежащей Христу". Ваггонер вновь для большей убедительности повторяет: "Христос, будучи по Своей природе одинаковой сущности с Отцом и имея жизнь в Себе, Он, естественно назван Иеговой - единосущным" (23 стр.).

В Иеремии 23:5-6 - Он представлен как ГОСПОДЬ - НАША ПРАВЕДНОСТЬ. Поэтому Ему должна быть отдана не "меньшая честь", чем Отцу. Затем Ваггонер останавливается на "унижении Христа во время Воплощения".

12. Христос стал плотью, чтобы понести наши грехи и искупить нас.- Следующий логический шаг был предпринят Ваггонером в 5 главе. "Бог явил Себя во Плоти". Ваггонер цитирует из Иоанна 1:14 - "в Воплощении", Христос был и Богом и Человеком. По Своему происхождению, будучи только божественным Он взял на Себя человеческую природу (24 стр.). Он жил на земле как "смертный " человек - подчиненный власти смерти - взявши на Себя образ раба и тем не менее, обладая "всеми свойствами Бога, будучи Правителем Вселенной и Тот, Кому все Небо с наслаждением отдавало честь и славу".

Снявши с Себя эти доспехи "Он взял на Себя" природу человека для того, чтобы Он мог искупить его (25 стр). Для того, чтобы выполнить это Он стал послушным "даже до смерти на кресте". Превосходство этого - это бездонная, непостижимая истина, "превосходящая всякое понимание ограниченного ума".

Что касается Его человеческой природы, Христос сошел в "подобии греховной плоти" (Рим. 8:3-4). Бог "возложил на Него беззаконие всех нас". Он "взял" все "нечестие" человека и "понес" на Себе все немощи его (26-27). И более всего этого Он "сделался заместительной жертвой за грех для нас, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом (2Кор. 5:21). Здесь Ваггонер комментирует: "Здесь та же самая тайна, так как Сын Божий должен умереть. Непорочный Агнец Божий, не знавший греха стал жертвой за грех. Безгрешный и тем не менее был принят не только как грешник, но и взял на Себя греховную природу. Он стал грехом, чтобы мы могли стать праведными" (27-28).

Произошел обмен - наши грехи на Его праведность.

13. Он жил на земле непорочной, безгрешной жизнью.- Цитируя из Евр. 2:18 и 4:15-16, Ваггонер заявляет, что хотя Христос и не знал греха, но тем не менее Он добровольно снизошел до "уровня греховного человека", чтобы [198] "Он мог возвысить его до уровня Своей непорочной чистоты, которую Он сохранял при самых неблагоприятных обстоятельствах. Его человеческое - только прикрывало собой Его божественное естество" (28). А "Его божественная природа никогда не питала ни одного греховного желания". И далее Ваггонер очень определенно говорит: "Когда Он лежал в могиле, во власти смерти - это было невозможным, чтобы Он оставался там, потому что "Он не знал греха".

Секрет был вот в чем: "Обложенный немощью, Он, тем не менее "не согрешил", потому что в Нем постоянно пребывала божественная сила" (29).

14. Мы также можем быть исполнены подобной полнотой.- И эта же самая сила может стать также и нашей, если Христос посредством веры будет обитать в наших сердцах. Мы также можем быть наполнены "всей полнотой Божьей" (Цит. Ефес. 3:14-19). Потому что вся сила, которая обитала во Христе по природе, может обитать в нас по благодати и Он даром, свободно изливает ее на нас".

И дальше Ваггонер говорит: "Пусть слабые, немощные, подавленные грехом души ободрятся. Иисус "тронут" нашей немощью. Он всегда "жив, чтобы ходатайствовать за нас" (30). Таковы "досягаемые" "высоты святости" для христианина, когда он пребывает "под тенью всемогущего" и "наполнен полнотой Божьей силы".

15. Искупитель, а также - Творец.- Как и достойно настоящего Адвентиста седьмого дня Ваггонер подводит итог первым пяти главам своих выступлений шестой главой - "Важные практические уроки". Эта "полнота Христа", дальше говорит Ваггонер "не просто... прекрасная теория, не просто догма", но это все связано с главной заповедью закона Божьего". Бытие 2:1-3 выдвигает картину Творения с его памятным седьмым днем субботой (31). "Та же самая Личность, Которая творила, отдыхала" затем и "благословила и освятила субботу". И это был Христос, Который "сотворил все существующее".

Таким образом, суббота - это главный день Господень (Христов) (См. Мат. 12:8), потому что Он был ее Творцом. Следовательно, субботний день - это работа Христа - Творца и этот день как памятник свидетельствует о "Его Божественности" (32). "Если бы Христос упразднил субботу, Он бы уничтожил работу Своих рук, и таким образом, действовал бы против Самого Себя. Действительно, продолжает дальше Ваггонер, с железной логикой: [199] "Для Христа было невозможным изменить субботу, как невозможно изменить тот факт, что Он сотворил все в шесть дней, а в седьмой день отдыхал" (33 стр.).

16. Творение и искупление - неотделимы.- Творение и искупление объединены в Кол. 1:9-19. Он - наш "Источник силы". Во Христе мы ходим, работаем, приносим плоды, "укрепляемся всякой силой", "избавлены от силы тьмы", "участники наследия святых", "введены в Его царство и имеем искупление через Его кровь и прощение грехов" (Кол. 1:9-19).

И Кто же обладает этой преобразующей силой? Тот, Кто все сотворил; Кто был "прежде всего", в Ком "все стоит"; "Кто Глава тела (церкви)" "Первенец из мертвых" и в Ком "вся полнота обитает". Следовательно, связь между Христом, как Творцом и Искупителем - это "не случайность" (34). Эти два служения - неотделимы.

17. Что включает в себя суббота?- Эта же самая истина выражена и в Исаии 40:28-29, где описана чудесная "мудрость и сила Христа", вечный Бог, Господь (Иегова), Творец всех концов земли, Который дает "силу изнемогающему" и "утомленному".

Творить - означает создавать нечто из ничего, потому Он может совершать чудеса через тех, кто не имеет силы (35). И это является основанием для нашего обновления духовной силы и мужества. И в этом, как раз и состоит цель и намерение субботы (Пс. 91:1-4).

Суббота является памятником как сотворения так и освящения (Иезек. 20, 12). Она должна соблюдаться путем "размышления над творением и той чудесной силой и добротой, которая открыта в ней". И эта же самая сила будет работать в человеке, чтобы освободить его от человеческой немощи (36).

Итак, вера в Бога "рождается через знание Его силы". "Его вечная сила и Божество становятся понятными через Его творение" (Рим. 1:20). Вера "дает победу" (1Иоан. 5:4), а "вера приходит через познание силы Божьей, от Его Слова и через то, что Он сотворил". Таким путем "мы приобретаем победу". Следовательно, суббота - это одна из величайших христианских поддержек в битве (37).

18. Спасательная сила - это творческая сила.- Это Господь освящает (Иезек. 20:12) и "освящение наше - воля Божья" (1Фес. 4:3; 5:23-24). Правильно почитаемая суббота говорит о том, что "сила Божья" в ней используется для нашего освящения (См. Ис. 58, 13-14). Это творческая сила. Празднуемая [200] как памятник Его творческой силы, суббота напоминает нам, что Божественная сила "работает для спасения Его народа".

Таким образом, восклицает Ваггонер, мы можем торжествовать: Итак, суббота - это точка опоры для рычага веры, который поднимает душу до высот Божьего трона, чтобы иметь общение с Ним.

Таким образом, "вечная сила и Божество" Христа открыты в творении (См. Рим. 1:20). "Способность творить - измеряется "силой Божьей". Но "Евангелие - это сила Божья для спасения" (Рим. 1:16). Поэтому "Евангелие просто открывает нам силу, которая была употреблена для того, чтобы "сотворить миры" и "теперь эта сила работает для спасения людей. Это одна и та же сила в каждом случае". И далее он дополняет: "Нет места для спора о том, что искупление больше чем творение, потому что искупление - это творение". "Сила искупления - это сила творения; сила Божья ко спасению - это сила, которая может взять человеческое ничто и сделать из него то, что будет хвалой во всю вечность для славы и милости Божьей" (38).

Эта всемогущая сила Божья воплощена в нашем верном Творце-Искупителе.

Остальная часть этих материалов будет изложена в 12 главе. [202]