Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 18 апреля 2024
Глава тринадцатая PDF Печать Email

 

БОГОДУХНОВЕННЫЕ СОВЕТЫ УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ

Другим важным источником, необходимым для нашего полного и правильного представления о конференции в Миннеаполисе, является серия выступлений Елены Уайт, которых было около десяти. Часть из них она сделала в Библейском институте и на Генеральной Конференции. Девять из них были изданы в приложении А. Олсона в книге "Через кризис к победе" (1966). В этой книге все эти материалы можно найти. Эти материалы очень ценны и необходимы для восстановления полной картины.

1. Выступления Е. Уайт в Библейском институте и на Генеральной Конференции.- Заседания в Институте и на Генеральной Конференции заняли примерно около 25 дней. Дважды Е. Уайт выступала в Библейском институте, а остальные 7 докладов она сделала на Генеральной Конференции. [219] Эти неоценимые советы Духа пророчества были даны на совещаниях как руководство и наставления, а также с целью ободрения, предостережения и увещания. Они были даны с целью уяснить истину и разоблачить заблуждение, чтобы было единство и единомыслие в понимании истины. Эти советы представляют собой неотделимую часть сессии 1888 года.

2. Вести Духа пророчества представляют собой жизненное, связывающее звено.- Как и с материалами Ваггонера, и в данном случае мы даем основные извлечения из выступлений Е. Уайт, которые проливают яркий свет, подводят итоги, утверждают главные линии "света и тени" в свидетельствах личных участников Конференции, о чем и будет идти речь специальным образом в 14 и 15 главах. Важно и то, что Елена Уайт отдает больше предпочтения выступлениям Э. Ваггонера. Таким путем, все это создает одну комментаторскую цепь между материалами Ваггонера и описаниями делегатов. И все это представляет из себя важнейший источник в понимании всего того, что происходило тогда, в то историческое время на Конференции.

Из этих трех источников мы сможем восстановить истинную картину [220] того исторического Собрания - одной из самых выдающихся Конференций в нашей истории. И эта картина оправдывает наши ожидания, так как вполне будет гармонировать с описаниями историка Спалдинга, который был близко знаком с главными участниками этой Конференции, на протяжении целого ряда лет после 1888 года. В настоящее время, мы счастливей наших отцов-пионеров. Важность этого собранного материала трудно переоценить. мы не оставлены во власти традиционных домыслов или необоснованных источников второй руки.

I. На заседаниях Института рассматривались лишь общие основополагающие принципы

1. Первое выступление в Институте - формулировка общих принципов.- Два выступления Е. Уайт в Институте - 11 и 13 октября - перед тем как доктор Ваггонер начал читать свои выдающиеся лекции - носили общий подготовительный характер. Прежде всего Е. Уайт говорила о важности серьезного отношения к занятиям, отдала должное и верховное место Слову Божьему и подчеркнула необходимость хороших взаимоотношений (Рукоп. 6, 1888 г.). Она говорила о необходимости пребывания Христа "внутри" и о достижении высоких и святых вершин, и также о важности освобождения от "злых подозрений". Таким путем возникло следующее обращение: "Господь стоит у руля. Безграничный держит Свою руку на управлении...

Бог - великий Мастер - заботится о Своей работе".

"Если когда-либо и была нужда в том, чтобы Святой Дух был с нами...

сегодня это время", "Ничто не должно мешать умственному развитию. Перед нами готовы открыться великие чудеса".

"Тайны откровения ждут своих исследователей, потому что народу Божьему должны быть открыты рудники истины. Мы должны снять с себя самоправедность; мы должны достичь возвышенных высот".

Мы должны "искать праведности Христа". Елена Уайт наставляла, увещевала, делая это до выступлений Ваггонера на Конференции. Мы должны "искать истину, как скрытое сокровище". К сожалению, она говорила, что некоторые "лишены духовности". Нам необходимо быть "освященными истиной". Затем последовали слова призыва: "Давайте начнем это здесь, на этом собрании, Мы нуждаемся в Духе Божьем здесь, сейчас... Пусть Бог поможет нам быть чистыми духом".

2. Вторая лекция - Христос, связующее звено.- 13 октября, спустя два дня, Елена Уайт наставляла собравшуюся группу (Рукоп, 7, 1888 г.), "принять в свое сердце великий план искупления". В те дни, в Институте учащиеся были охвачены техническими подробностями характера о гуннах и алеманах. Но мы должны быть "здравомыслящими относительно этого великого плана [221] Искупления". Для нас здесь дана сила, которая принесет свет неба в наш темный мир".

Мы должны "держаться за золотую цепь Христа, спущенную с неба на землю, чтобы мы ухватились за нее. Нам необходимо постоянно "иметь ввиду Его безграничную любовь и Его силу". Нам следует приняться за работу в том месте, где она была оставлена Христом". Мы должны "говорить о распятом, воскресшем Спасителе, и говорить о том, что Христос сделал для нас лично.

Затем Елена Уайт заверила своих слушателей: "Вокруг меня много места, где я могу стать ногами, и мы должны обладать полнотой любви Божьей в наших сердцах". "Наша жизнь сокрыта со Христом в Боге". Мы должны так действовать, "как люди, искупленные кровью Христа". И дальше, она предупреждает: "Не торопите время испытания". Мы должны представить Иисуса Христа миру во "всей Его любви и... всей Его красоте". Она заверяла всех участников в том, что "Иисус лично заинтересован во всем этом собрании". "Слишком многие,- говорила она,- выглядят разочарованными". Каждому и обращаясь ко всем, она настойчиво твердила: "Мужайтесь, братья! Есть надежда!" Все это носило общий характер и было подготовкой к предстоящим серьезным моментам.

II. Торжественное предостережение и воззвание к конференции

1. 18 октября - выступление Е. Уайт в самом начале.- !8 октября, в своем первом выступлении на Генеральной Конференции, на тему "Нужда в продвижении" (РГ, 8 окт. 1889 г.) Елена Уайт проявила решительность и твердость. Со всей серьезностью она сказала: "Только одно согласие и вера в эту истину не спасут нас".

И дальше развивая эту мысль, она продолжала: "Мы теряем очень много благословений, которые мы могли бы получить на этом собрании, и только по той причине, что мы не идем вперед в нашей христианской жизни, согласно нашему долгу, стоящему перед нами".

И далее, Е. Уайт предостерегала: "Мы не должны мерить Бога или Его истину нашим ограниченным пониманием или же нашими предвзятыми мнениями". Со всей серьезностью она говорила о духовной слепоте и заявила, что "многие удовлетворены знанием истины". Некоторые, как она специально подчеркнула "никогда еще не были по-настоящему обращены". Они "молятся одними и теми же старыми безжизненными молитвами; они говорят одни и те же сухие проповеди". "Они не являются причастниками божественной природы" и "Христос не живет верой в их сердцах".

В чем исцеление? Мы должны "собрать божественные лучи света от Иисуса и отразить их на других, освещая дорогу к небу". На личном опыте мы должны понять "преобразующую силу Христа". Мы должны иметь "настоящие опыты в духовной жизни". Все поверхностное должно быть изгнано. Такие работники "бесполезны". Слишком "много произносится немощных, бессильных слов и проповедей, в которых нет Христа". "Начните с этого[222] места... искать Бога". Елена Уайт наставляла: "Храм души необходимо очистить".

Заявляя о том, что "мы не можем исчерпать небесный источник" она восклицает - "о, мы должны быть обращенными людьми и алкать праведности!". С такой прямотой и беспристрастием Е. Уайт обратилась ко всем присутствующим в своем первом выступлении, очень решительном, в обстановке все возрастающего напряжения.

III. Ответственность за полученный свет

1. 19 октября - Бог ожидает сотрудничества.- В своем утреннем выступлении, в пятницу, 19 октября (Знам. Вр. 11 ноября, 1889 г.) Е. Уайт изложила некоторые яркие принципы. Говоря о том, что "ничто не отсутствует в хранилище Божьем" она сказала: "Бог ожидает совершить великое для нас, если только у нас будут с Ним правильные отношения".

Излагая широкие перспективы и настойчиво приглашая своих слушателей "говорить с верой" Е. Уайт заявила, что "Христос не сможет работать для нас, если мы, с нашей стороны не будем иметь веры в Него".

"Мы должны учиться действовать, исходя из принципа и когда мы научимся делать это, тогда мы будем действовать с пониманием дела, а не находясь во власти различных чувств".

Подчеркивая фундаментальное значение правильного понимания истины в ее отношении ко Христу, она сказала: "Бог желает, чтобы мы имели полное представление об истине, такой, какова она есть в Иисусе".

2. Присутствие Христа в это утро.- Настаивая на необходимости "просить исполнения обетований Божьих", чтобы быть "сильными мужчинами и женщинами во Христе" и " сполна получать истину небесного происхождения" Елена Уайт с необыкновенной торжественностью и убедительностью продолжала: "Христос в то утро находится здесь, ангелы тоже здесь и они измеряют храм Божий, и поклоняющихся в нем. История этого собрания будет изложена перед Богом; ведется отчет каждого собрания; в небесных книгах отмечаются сказанные здесь слова, дух, который обнаруживают присутствующие и весь их образ действий. Все это с такой тщательностью отмечено в Отчете, как черты нашего лица на отполированной пластинке".

Такую личную ответственность перед Богом нес каждый присутствующий там делегат.

3. Переход от "молока" к "твердой пище".- Умоляя всех присутствующих не довольствоваться "слабыми достижениями", "незрелыми опытами" и "младенческой пищей" Елена Уайт заявила: "Мы не должны все время питаться только молоком; мы должны искать твердой пищи, чтобы мы могли стать сильными мужчинами и женщинами во Христе. Бог даст вам все, к чему вы приготовили себя, все, что только может дать вам силу". [223] Вот такие были сделаны предложения на Конференции относительно живой твердой пищи.

4. Утверждайте веру - не должно быть места для разочарований или сомнения.- Затем следует такое серьезное увещание: "Мы должны воспитывать себя так, чтобы говорить с верой, молиться в вере и тщательно наблюдать за тем, чтобы не обронить ни одного семени сомнения или разочарования. Мы хотим, чтобы молодые люди после этой Конференции стали опытными работниками в деле Божьем".

Продолжая свое воззвание к собранию и наставляя "опытных служителей" идти вперед и прокладывать впереди себя узкий путь, чтобы хромые не свернули с пути по их причине, Елена Уайт убедительно предостерегает: "Пусть ни один страж или пастырь стада не садится на судебное седалище, чтобы критиковать других, выискивать недостатки и находить ошибки в братьях. О, если бы каждый присутствующий на этом собрании занял положение на стороне Господа! Мы должны иметь Свет в себе. Не доверяйте всему, лишь только потому, что другие называют это истиной. Возьмите ваши Библии и сами лично исследуйте их. Умоляйте Бога, чтобы Он дал вам Своего Духа, чтобы вы могли знать истину и понимать ее принципы".

Е. Уайт имела в виду здесь то обстоятельство, что выступления Ваггонера не были приняты единодушно.

5. На пороге продвижения вперед.- Обличая своих слушателей в отсутствии "полного понимания" трехангельской вести, ее заключительные слова были: "Братья! Вы должны идти вперед, Бог хочет, чтобы каждый из вас отвернулся от своего нечестия и соединился с Ним, Источником всякой мудрости и истины, чтобы когда вы откроете ваши уста, с них бы полились слова Христа. Разве мы не разрешим с вами Духу Божьему прийти в нашу среду и изливаться от сердца к сердцу? Дух Божий находится здесь, в это утро и Господь знает как вы принимаете слова, с которыми я обращаюсь к вам в данный момент".

Это, действительно, был торжественный момент. Вестница Божья передала порученную ей весть с убедительной, непоколебимой настойчивостью, в тот момент, когда Ваггонер изложил половину своих торжественных выступлений.

IV. Сущность вопросов, рассматриваемых на конференции

1. 20 октября - Быть исполненными "всей полноты Божьей".- В субботу, 20 октября,- говоря о "Продвижении в христианской опытности" (Рукоп. 8, 1888 г.) Елена Уайт обратилась ко всем с серьезным воззванием искать "праведности", делать "успехи" и "продвигаться вперед в божественной жизни". Она предостерегала, что "если Бог дает свет" Он "может отнять Свой Дух, если Его истина не будет принята". Представляя красоту и силу [224] всеобъемлющего Христа, она с особенной выразительностью представила, как Христос Своей вседосягаемой человеческой Рукой обнимает весь человеческий род, а божественной Рукой держась за престол Безграничного, открывает перед человеком все Небо. И сегодня распахнуты ворота".

Затем она добавила: "Когда мы имеем Святой Дух - мы имеем все. Христос вселяется в сердце человека и вменяет ему Свою праведность в Своем совершенном повиновении закону". И затем она объясняет, что "Бог и человек объединились у креста" и при этом затрагивает очень серьезную, но часто непонятную мысль о том, что "хотя Он и был человеком, но без греха. А о грешнике: "Праведность Христа была вменена ему, чтобы вновь привести его к Богу". Таким было первоначальное условие.

В то время как Христос сегодня очищает "небесное святилище", мы, на земле "должны очищать себя от всякой скверности и нечистоты". Для того, чтобы выполнить эту работу, Христос вселяется в нас и наделяет нас Своей праведностью. Заявляя о том, что "мы можем быть исполнены всей полнотой Божьей", потому что Он обеспечил для нас "победу", Елена Уайт оканчивает свое настойчивое воззвание, повторяя: "Бог поможет нам и наполнит нас всей полнотой и силой". Это были те главные мысли, которые связали ее весть с фундаментальными идеями в выступлениях Ваггонера - хотя и часто повторялись одни и те же выражения для большего усиления внимания и впечатления.

2. 21 октября - Свет, исходящий от Голгофского креста.- 21 октября, говоря на тему "Избранный народ" (Рукоп. 17, 1888), Елена Уайт ссылалась на закон как на "зеркало, в которое мы можем смотреть и замечать все недостатки в наших характерах". Но при этом она многозначительно замечает, что "сам по себе закон не имеет силы, чтобы спасти или простить беззаконника". Он, просто, "приводит раскаявшегося грешника ко Христу". Христос пришел, чтобы сделать божественную силу "доступной".

"В своих словах я преследую цель,- заявила Елена Уайт,- пробудить вас к тому, чтобы вы отвлекли ваш ум от мирского и направили его к вечному", на великие темы вечности, на "свет, исходящий от Голгофского креста" и "чудесные темы искупления". Этим она хотела обратить их внимание на самое главное и существенное.

V. Борьба вокруг основных вопросов перед конференцией

1. 21 октября - Бог имеет весть к Своему народу.- В своем вторичном выступлении, в тот же день на тему "Советы Служителям" (Рукоп. 8, 188 г.) Елена Уайт вновь вела линию от первоначальных общих принципов к специфическим вопросам, поставленных на Конференции, настаивая на том, то мы должны "идти вперед" и с духовной проницательностью следовать за Светом, исходящим из Слова через Святой Дух. Затем, оспаривая и отрицая одно опасное предложение, она заявила, в следующих многозначительных словах: "Настало время, когда через вестников Божьих, свиток развернулся перед миром. Наставники в наших школах не должны быть ограничены рамками материалов, разработанных в прошлом. Удалите эти ограничения. Бог дает Своему народу вести, чтобы передать их. Никто из служителей не должен заковывать себя в рамки человеческих измерений. Евангелие должно проповедоваться согласно посылаемых Богом вестей. То что сегодня Бог поручает говорить Своим слугам, возможно не являлось настоящей истиной двадцать лет тому назад, но это Божья весть для этого времени".

Каждый из присутствующих понимал цель ее слов. Была такая попытка (См. 253-255 стр.). Она предостерегала от поползновения "высмеивать служителей". Было бы лучше, если бы делегаты "больше молились". Она выразила свое определенное, четкое мнение о критическом, двусмысленном отношении некоторых к выступлениям Ваггонера. И это имело свое влияние.

2. Все Небо наблюдает с изумлением.- Затем последовало торжественное обличение: "Говорить плохо и думать плохо - это разрушительно для души. А это имеет место на этой Конференции. В противоположность этому,- сказала она,- ап. Иоанн имел передовой опыт. Он имел один дух со своим Учителем. Он видел славу Христа, как Единородного от Отца, полного милости и истины, и он был изменен от славы к славе в его подобие". Затем обличая, она продолжала дальше: "Мне было больно слышать, как пожилые и молодые слишком много шутили, смеялись за обеденным столом". (Об этом еще будет идти речь в последующих двух главах.) Затем Елена Уайт спросила: "Не забыли ли эти мужи о том, что возле них стоит Наблюдающий, Который возмущен их поведением и тем влиянием, какое они распространяют?" Мы должны "показывать, обнаруживать, что мы зависим от праведности Христа, а не от нашей собственной, ложной праведности".

"Мы должны сделать Христа центром красоты, привлекательности к славе во Христе и истине". Почему, спрашивает Е. Уайт, "есть люди которые так безразличны к такому вопросу как Христос, занимающий центральное место через праведность посредством веры? Вся небесная Вселенная с изумлением смотрит на нашу работу, в которой нет Христа". "Удалить дух спора",- настаивает она. И вновь она просит "не растрачивайте данные вам Богом силы в спорах. Это линия сатаны".

3. Торжественное предостережение упрямым противникам.- Еще одно определенное заявление: [226] "Бог открывает сознанию людей драгоценные перлы истины, необходимые для нашего спасения и нашего времени. Бог спас эти истины от примеси заблуждения и вложил их в достойную оправу".

"Не разрешите себе,- предостерегает Е. Уайт,- быть увлеченными некоторыми предлагаемыми трудностями". И в следующих словах она очень тонко и умело доводит эту мысль до их сознания: "Те кто не будет разрабатывать рудник истины все глубже и глубже не увидит красоты в драгоценных вещах, представленных на этой конференции. Когда воля человека упорно противится посылаемому свету, трудно сделать уступку, даже при всех очевидных доказательствах, данных на этой Конференции. Полемизировать, сомневаться, критиковать, высмеивать - это то воспитание, какое многие получили, и те плоды, которые они приносят. Они отказываются от самого очевидного, наглядного. Плотское сердце борется против света истины и знания. Иисус Христос присутствует в каждой спальной комнате, где вы отдыхаете. Много ли молитв было послано к Небу в этих комнатах?" (См. 248-250 стр. Также Кристиана "Плоды духовных даров", 43-44).

"Сатана с большим успехом сочиняет разного рода обман, чтобы обойти истину. Но я призываю вас доверять словам, какие я сегодня говорю вам. Истина небесного происхождения противостоит заблуждениям сатаны, и эта истина победит. Мы должны помнить, что Христос - это свет мира и что из этого Источника великого света, постоянно исходят свежие лучи света".

4. Сопротивление делает истину еще более яркой.- Ссылаясь на "Вестников и весть, посылаемую Богом" Е. Уайт утверждает: "Никакое сопротивление, предубеждение и все внушения врага никогда не сделают истину менее драгоценной или достоверной". Затем она добавляет: "И хотя истине оказано сопротивление и против нее выступают те, кто должен был получить от нее благословение,- Ее ценность и яркость от этого не уменьшится, потому что вестники Божьи должны держать телескоп у духовного глаза, чтобы истина просматривалась со всех сторон и чтобы ее значение было оценено должным образом".

Призывая к "честному исследованию" она продолжает предостерегать: "Каждая нота сопротивления ставит противника в еще более мрачную тень", потому что "он не хочет видеть". И вновь она говорит: "Но сопротивления и противоречия служат лишь только тому, что истина выступает в новом и в более четком виде. Чем больше говорить против истины, тем ярче она сверкает".

И дальше Е. Уайт многозначительно продолжает: "Братья! Бог имеет много драгоценного света для Своего народа. Я называю это не новым светом, но, увы, что для многих он является новым". Затем она умоляет: "Будьте осторожны в своем сопротивлении драгоценной истине, о которой вы так мало знаете". С пристрастием следователя она спрашивает тех кто "воспитал себя как человека, любящего спорить - сколько молитв вы вознесли к Небу? - замечает,- о, если бы вы только знали, как Христос смотрит на ваше духовное положение на этом собрании!" [227] "Удалите,- советует она,- всякое легкомыслие, ветреность, шутки, остроты".

Эти обличения станут более понятными во свете материалов в 14 и 15 главах.

5. Время для "Исповедания и раскаяния".- Призывая к практическому "личному благочестию", Е. Уайт в заключение увещает: "Перед многими собравшимися здесь стоит работа, которую они должны выполнить. Дверь их сердца загромождена мусором эгоизма, сомнения, критики, осуждения, вытекающих из их неосвященного сердца. Теперь время искать Бога с искренним исповеданием и раскаянием, чтобы Он обратил Свое лицо к нам и чтобы свет и благословения были излиты в нашу среду".

Затем она делает следующее воззвание: "Пусть никто из находящихся здесь не отвернется от Бога своим упрямым поведением, чтобы потом такие люди не жаловались на то, что у них нет света. Встаньте, дорогие души; подымитесь в вере и делайте то, что вы обязаны делать!" "Связанные с Богом, мы сможем провести разницу между настоящим и фальшивым. Свет разгонит мрак" Мы созидаем характер, который и решит нашу участь к счастью или горю".

23 октября Елена Уайт говорила о пригодности к "Миссионерской работе" (Рукоп. 10, 1888) и о том как "посвятить все наши силы для выполнения работы Учителя". Она говорила об "общинах, близких к смерти, о нужде в людях, которые бы смогли выработать специальные планы, методы и оказать им помощь". Мы не должны навсегда оставаться "новичками". Мы должны избегать "напыщенности". Мы нуждаемся в том, чтобы "из наших душ было удалено железо". Есть нужда в том, чтобы в церкви была совершенно иная атмосфера".

6. 24 октября - верная передача совета Божьего.- Однако 24 октября (Рукоп. 9, 1888) Е. Уайт выступила с устрашающей прямотой. Ее удрученное сердце излилось в следующих прямых словах: "Наше собрание приближается к своему концу и не слышно ни одного слова исповедания, ни один человек не сокрушился, чтобы дать возможность Духу Божьему войти в себя. И теперь, я хочу спросить: какая польза от нашего собрания здесь и для наших братьев-слушателей, если они присутствуют здесь лишь только для того, чтобы не допустить Дух Божий к народу? Ведь мы надеялись, что именно здесь произойдет обращение к Господу. А может быть вы думаете, что вы уже имеете все?!" "Я говорила, обращаясь к вам; я умоляла вас, но все это не произвело никакой перемены в вас",- продолжала она. Опротестовав предложение Килгора, который был противником "всяких исследований", так как они якобы "не принесут никакого нового света и новых [228] доказательств", она сказала,- "я никогда еще не была так встревожена, как в настоящее время". Касаясь разногласий, по поводу того, что "если нет бр. Батлера", то материалы бр. Ваггонера не должны обсуждаться",- она заявила: "Я знаю, что все это не от Бога и я не успокоюсь, пока не скажу об этом всем вам".

Образовалось две стороны - одна сторона оказывала сопротивление другая принимала излагаемые истины, третья - нейтральная. Она обличала тех, кто выступал против, заявляя: "Мое сердце наполнено болью, когда я смотрю на все это. Вы думаете, что когда я увидела все это, я могу оставаться спокойной?" Таким образом была проявлена верность Духа пророчества в этом великом кризисе. Это был очень торжественный момент.

7. Даже если вестники отвергают истину, народ должен услышать весть.- Ссылаясь на историю иудейской нации и каким образом она пала, потому что не ходила во свете, Елена Уайт сказала: "Мне было показано то, к чему мы придем, если мы, как народ откажемся принять свет, посылаемый нам Богом... Свет пришел к нам и мы должны испытывать необходимость быть там, где мы можем взять его и Бог приведет нас, одного за другим к Себе".

Затем она сказала следующие трезвые далеко идущие наперед в своем значении слова: "Если служители не примут этот свет, в таком случае, я хочу дать эту возможность народу; может быть он примет его. Бог не для того поднял меня с постели и помог мне прийти сюда, говорить с вами, чтобы вы сомневались в Его вести и во мне, спрашивая себя: осталась ли с. Уайт той самой, как была раньше или переменилась?" Несколько умных, энергичных противников производили свое неблагоприятное, но довольно сильное влияние на окружающих. Это была очень напряженная ситуация. Своим положительным отношением к материалам бр. Ваггонера Елена Уайт навлекла на себя подозрение и недоверие.

8. Преграды удерживают Дух Божий.- Е. Уайт вновь выступила с предупреждением о "спорном" отношении к истине и о его вредном действии и губительных последствиях.

"Мне было показано, что если любителям спорить вручить эти истины, то если у них не будет Духа Божьего, они будут управлять этими истинами своими личными силами. Они, создавая ложные теории и фальшивые утверждения, воздвигнут строение, которое не вынесет испытания и проверки Божьей. Это показал мне Господь".

Она решительно сказала: "Теперь, братья, у нас есть настойчивая нужда в истине такой, какая она есть во Христе Иисусе. Мы нуждаемся в Иисусе". Это был реальный выход. Затем она торжественно спросила: "Какая причина того, что Дух Божий не пришел на наше собрание? Не потому ли, что мы воздвигаем преграды вокруг себя? Я говорю решительно, потому что [229] я хочу, чтобы вы поняли, где вы стоите. Я хочу, чтобы наши молодые люди заняли определенное положение и сделали это не потому, что кто-то еще сделал это, но потому, что они сами лично убедились в истине".

Обличивши лично одного из делегатов, Е. Уайт обратилась к народу с воззванием: "Мы должны занять правильное положение в том, о чем говорит Бог. обратимся к Господу за истиной, вместо того, чтобы обнаруживать наш воинственный дух. Бог дал мне свет".

И этот момент должен был стать моментом самого глубочайшего самоисследования.

VI. Высказанные подтверждения вести Ваггонера

1. Ваггонер представляет весть библейской истины.- Комментируя недовольство "некоторых" в том, что бр. Ваггонер вел это собрание, Елена Уайт сказала: "Разве он не представлял вам слова из Слова Божьего? Почему так случилось, что я потеряла рукопись и в течение двух лет не могла отыскать ее, Бог сделал это. Он хочет, чтобы мы обратились к Библии и из Св. Писания извлекли доказательства. Я найду ее и представлю ее вам. Но это исследование должно продолжаться. Я преследовала одну цель: собрать весь свет и позволить войти Спасителю".

2. Представленные истины выстоят до конца времени.- Затем Елена Уайт сказала в заключение: "Я не ожидаю, что мое свидетельство понравится и тем не менее, я должна дать его в страхе Божьем. Бог знает, что здесь совершается определенная работа по подготовке этих служителей для Его работы, но если мы не обратимся, мы не нужны будем Богу". "Я надеюсь, что бр. М. обратится и будет проповедовать Слово Божье в духе кротости и Духе Божьем. Эти истины будут оставаться до конца времени. Пусть Господь поможет нам искать Его всем сердцем".

Это была последняя весть, с которой Е. Уайт обратилась к Конференции в 1888 г. Это был момент самоисследования. Но последняя весть в письменной форме была дана под заглавием "Призыв к глубокому исследованию Слова", как обращение к "Братьям, собравшимся на Генеральной Конференции в Миннеаполисе" (Рукоп. 15, 1888). Обратите на это особенное внимание.

3. Прощальная весть - драгоценный свет, представленный бр. Ваггонером.- Этот письменный призыв к глубокому исследованию Слова Божьего, обращенный к собравшимся братьям, был написан в "Миннеаполисе" 1 ноября, а Конференция окончилась 4 ноября. Удрученная противоречивым отношением к выступлениям бр. Ваггонера,- "некоторые" приняли,- "другие" - отвергли,- Елена Уайт пишет в своем последнем свидетельстве относительно "чувства предосудительности" и говорит: [230] "Мы должны быть приготовленными исследовать Писания с беспристрастным отношением, с чувством благоговения и искренности. Нам необходимо молиться над разрешением трудных вопросов в Св. Писании".

Она начинает прежде всего словами твердого убеждения. "Доктор Ваггонер говорил с нами прямо, откровенно, честно. В его словах содержится драгоценный свет. И она повторяет: "Истина ничего не теряет от исследования, поэтому я умоляю вас во имя Христа прийти к живым истинам и с молитвой и смирением искать Бога".

4. Бог открывает свет другим умам.- Высказавши этот важный принцип Елена Уайт несет это важное свидетельство в своей последней вести: "Богу было угодно дать мне большой свет и тем не менее, я знаю, что Он руководит и другими умами и открывает и им тайны Своего Слова, и я хочу принять каждый луч света, который Бог пошлет мне, даже если это и будет сделано через одного из самых скромных Его слуг".

Значение ее слов было ясным и определенным.

"В одном я убеждена, как христиане, вы не имеете права питать чувства враждебности, нелюбезности и предосудительности к доктору Ваггонеру, который излагал свою точку зрения ясно, откровенно, беспристрастно, как и подобает христианину".

Эти слова глубоко затрагивали сердце миннеаполисской проблемы, а именно,- сопротивление со стороны "некоторых" свету, представленному док. Ваггонером, и несправедливый дух антагонизма к вестнику и его вести.

5. Небезопасно выносить решения в такой напряженной обстановке.- Елена Уайт решительно отвергла настойчивое предложение "некоторых" о немедленном принятии решения по обсуждаемому вопросу. Она задала встречный вопрос: "Приготовлены ли люди для такого решения? Я не могу одобрить этот образ действий, так как наши братья проявили дух, который управлял их чувствами и возбуждал их побуждения, и овладел их суждением. И в таком возбужденном состоянии они просто не подготовлены к тому, чтобы принять правильное, да притом еще и безопасное решение".

Вот какие принципиальные указания выдвинула Елена Уайт. И эти границы они не имели права нарушать. И они не сделали этого.

6. Выступления в согласии с данным светом.- Елена Уайт публично выразила свое одобрение о выступлениях док. Ваггонера, с которым "многие" на Конференции были согласны: "Я видела красоту истины в развертывании вопроса о праведности Христа в связи с законом, как это доктор объяснял нам. И, многие из вас могут сказать, что это свет и истина. До этого времени вы так не понимали этого вопроса. Разве [231] это невозможно, чтобы путем серьезного, молитвенного исследования Св. Писания, он увидел большой свет по некоторым вопросам? И то, о чем он говорил, абсолютно гармонирует со светом, который Богу было угодно дать мне в течение всех этих лет".

Таким было абсолютно подтверждающим высказывания Елены Уайт о фундаментальном изложении материалов бр. Ваггонером по вопросу праведности через веру во Христа, как "всей полноты Божества". И обратите внимание, что она при этом ссылается на "многих". Она вновь предостерегает от "поспешных решений, потому что многие прибыли на Конференцию с неправильными и извращенными понятиями". В такой прямой и открытой форме были представлены эти вопросы перед делегатами на этом представительном собрании.

7. Свету предназначено проникнуть повсюду.- Затем Елена Уайт выразила убежденность в небесном "руководстве", что касается ее слов, сказанных ею два года тому назад (1886 г.), во время ее пребывания в Швейцарии.

"Еще много света надлежит быть излитому из Закона Божьего и Евангелия праведности. Эта весть, правильно понятая в ее истинном характере и провозглашенная в Духе - осветит всю землю своей славой. Этот великий решающий вопрос будет представлен перед всеми народами, языками и племенами. Заключительная работа трехангельской вести будет сопровождаться силой, исходящей от лучей Солнца праведности на все перекрестки жизни, и Бог будет признан как верховный Правитель, а Его Закон как принцип Его правления".

Это законное место "Евангелия праведности" в великом свидетельстве силы перед всем миром. Однако, она предупреждает, что некоторые оставят Адвентистское движение, чтобы избежать "гонения". Но останутся "смиренные сердцем" среди "верных и искренних". Всегда будут две противоположные группы, два отношения.

8. Драгоценные древние истины в новом представлении.- Говоря о том, что мы должны "всегда искать истину, как скрытое сокровище, Е. Уайт умоляла участников Конференции беречься "самоправедности". Он убеждала: "Не запирайте дверь сердца из-за боязни что некоторые лучи света проникнут к вам. Вы нуждаетесь в большем свете, в более ясном понимании истины, которую вы проповедуете людям".

И она многозначительно подчеркивает: "Мне было показано, что Иисус откроет нам драгоценные старые истины в новом свете, если мы будем готовы принять их; но они должны быть приняты только таким путем, каким Господь найдет нужным послать их нам".

И затем она добавляет: "Свет может и не прийти именно таким путем [232] как это люди предполагают". И еще раз она предостерегает не угашать Духа Божьего, "извращая Писание и по-человечески истолковывая его".

VII. Основные вопросы, представленные в полной форме на конференции

1. Серьезная опасность духа противоречия.- Предостерегая против опасности, угрожающей тем, которые "спорят" Елена Уайт говорит: "Такие люди находятся в постоянной опасности ложно истолковывать св. Писание. Они будут "искажать значение Слова Божьего, создавая острые моменты, чтобы победить противника". Она открыто назвала одного из таких противников на Конференции и прямо сказала: "Он находится в опасности делать ложные выводы и потом выставлять их как действительные. Он создает споры и в результате - разделение и борьба".

Это опасно как для него, так и для других. Она выражала опасение, что он может потерпеть "кораблекрушение в вере", как это случилось и с Д. М. Кенрайтом. Прямо предупреждая против "духа спора, который вошел в ряды соблюдающих субботу, чтобы вытеснить собой Дух Божий, она вновь настойчиво подчеркивает губительную опасность споров, проникая в самую суть этой разрушительной угрозы.

"Обычный спорщик настолько привыкает затушевывать и опровергать очевидность доказательств, даже библейских, чтобы только отстоять свою точку зрения, что все, что только невыгодно ему, не подтверждает его идеи, он будет бороться с этим, придираясь даже к Слову Божьему".

2. Бог избирает специальных вестников истины.- Елена Уайт заявила, что "когда Бог намерен совершить специальную работу для продвижения истины, Он побуждает людей копаться в рудниках истины... чтобы открыть драгоценную руду и сделать ее доступной для других.

А это требует настойчивости Христа. И в представлении истины Его работники не должны "падать духом или же разочаровываться". Такие носители вести Божьей "выйдут в духе и силе Илии, чтобы приготовить путь для Второго Пришествия Господа, нашего Иисуса Христа". Относительно назначения такой работы Елена Уайт многозначительно подчеркнула: "Их работа состоит в том, чтобы кривое сделать прямым. Что-то должно быть разрушено, другое восстановлено. Древнее сокровище должно быть вновь вставлено в оправу истины".

А это потребует определенной переделки и борьбы. Эти рудокопы истины "не должны быть вылиты по форме мнений и идей других, но управляться Словом Божьим", возвеличивая Христа и призывая грешников к раскаянию. Но эта работа не должна совершаться в "спорном стиле" по примеру некоторых. Эта работа [233] не поручается "спорщикам", которые "готовы придираться к Слову Божьему", сражаться и бороться со всем, что только противоречит их собственным мнениям и идеям. Это неизбежно. Затем следуют ее обличительные слова: "Такие люди попадают в свою родную стихию, когда им предоставляется возможность критиковать, подвергать сомнению, это для них естественная обстановка, т. е. быть готовыми в любой момент вступить в бой на защиту своего мнения и собственных идей. Они играют словами, искажают факты, делают неправильные выводы и все это для них стало чем-то обычным, второй натурой. Ничто не безопасно в таких руках.

Такие люди испытывают какое-то презрение к тем, кто осмеливается отстаивать правотой своих идей, в вопросах истины. И далее Е. Уайт очень метко замечает: "На все данные доказательства они смотрят, как на ничего не стоящие, и говорят другим, что это учение не истинно; они продолжают осуждать, даже при наличии самых веских доказательств и сами по себе слишком горды, чтобы сказать: "Да, я не прав", наоборот, продолжают сомневаться, не верить и гордость мешает им признать свою вину".

И вновь Е. Уайт повторяет, что это "неблагоразумно" "принимать решения" на этом собрании, где повесткой дня является не исследование, а оппозиция.

Никаких решений по вопросу праведности через веру не было принято.

3. Пусть никто не осмеливается перекрыть дорогу свету.- Заявляя о том, что "истина одержит блестящую победу" и те кто примут ее "будут торжествовать в ней" и утверждая, что Бог повелевает нам идти вперед, Елена Уайт делает вывод из божественного совета в следующих предостерегающих словах воззвания: "Есть некоторые рудники (залежи) с драгоценными камнями истины. Пусть никто не закрывает эти рудники и не перестает докапываться до истины лишь только потому, что придется отказаться от предвзятых идей или мнения. Нет братья, мы нуждаемся в том, чтобы знать истину и пусть сохранит вас Бог, чтобы кто-нибудь из вас отвернулся от драгоценной истины только лишь потому, что не захочет поверить в нее.

"Никому не должно быть разрешено перекрыть путь, каким свет истины должен прийти к народу. И если будут и сделаны такие попытки, Дух Божий будет погашен, потому что Дух постоянно работает над тем, чтобы давать свежий и все возрастающий свет Его народу через Его Слово".

Такую сильную, прямую, заключительную весть Бог послал представителям Своего народа в Миннеаполисе в 1888 году. Свет, как заверяла вестница Божья,- победит, вопреки устрашающему сопротивлению со стороны "некоторых". Заключительное слово предостережения Е. Уайт на этом историческом собрании следующее: "Мы можем твердо придерживаться определенных точек истины и тем не менее отказаться принять некоторые свежие лучи света, которые Бог может послать, чтобы показать нам красоту истины".

Таким бесстрашным искренним образом были предоставлены перед Конференцией главные вопросы. Никогда участники этого собрания не могли забыть [234] этих волнующих вестей. И со временем, эти изложенные Богом советы, победили.

Такова была решающая роль Духа пророчества в течение всей напряженной обстановки на Миннеаполисской Конференции. Эти посланные Небом вести представляли собой определенные, ясные подтверждения истины, а также и предостережения против заблуждения и неправильного отношения. Путем глубокого исследования сердца, они привели к окончательному единству и предотвратили угрозу разделения. Эти вести были для всей Конференции как Совет-предостережение со стороны Бога. И они послужили исцеляющим бальзамом. Они открыли божественную Руку, Которая вела нас через кризис 1888 года к окончательной победе истины.

VIII. Личная оценка конференции, данная Еленой Уайт

1. Личная оценка Е. Уайт Миннеаполисской Сессии.- Мы, воистину, счастливы окончить эту Главу искренней личной оценкой Елены Уайт, которую она дала Миннеаполисской Конференции "88". Ее оценка дает нам исключительную возможность проникновения в сущность и значение всего происходящего. Она написала об этом в последний день Конференции, 4 ноября 1888 г.,- когда перед ее глазами, как в панораме проходили все события и моменты тех дней.

Это не было свидетельство, но личное письмо, написанное ее невестке Мэри Кеслей Уайт.

2. О некоторых чисто человеческих деталях.- Из этого письма мы видим, что Елена Уайт выступала "около двадцати раз",- десять раз официально, как мы видели. В этом письме встречаются очень жизненные детали, как например, "мы все не простуживались" и еще "нас хорошо кормили".

Даже такие секреты в постскриптуме, что Е. Уайт вывязала пару теплых носков для своего сына Вилли и еще одну пару, которая "почти готова". Она извиняется за кляксу в письме, которую она случайно поставила в конце. Вот такие небольшие, очень жизненные, простые, обыденные детали мы встречаем в этом письме, которое она написала одному из членов своей семьи. Теперь перейдем к главному содержанию этого письма.

3. "Одно из самых трудных и непонятных сражений".- Письмо начинается словами: "Наше собрание закончено". В конце ее "заключительного слова" в "последнюю субботу" Конференции, когда "народу было битком набито", [235] "довольно много вышло наперед", когда Елена Уайт пригласила "помолиться". Она испытывала Божье "благословение" на себе.

Это было в высшей степени "рабочее собрание" для нее. Она бдительно следила за тем, чтобы не было сделано ни одного неосторожного шага, не принято ни одного необдуманного решения, которое бы оказалось пагубным для будущей работы. Но, подчеркивая, что это собрание "окончилось хорошо", она заявляет: что "Иисус стоит у руля, и мы не потерпим кораблекрушения". Заявляя о том, что "ее мужество и вера не исчезли", она делает следующее серьезное заявление: "И все же мы пережили, выдержали одно из самых трудных, непонятных сражений, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться нашему народу".

4. Тени на Конференции.- Возвратившись в Батл-Крик, четыре недели спустя, Елена Уайт сказала, что немедленно должна написать свидетельство. И она говорит: "Мы решили сделать все возможное с нашей стороны в страхе Божьем, чтобы помочь нашему народу в этом критическом положении". Затем она так сказала относительно бр.

Батлера: "Уставший (больной) человеческий разум имел контролирующую власть над Комитетом Генеральной Конференции" (2 стр.).

И продолжая Е. Уайт говорит: "Служители были тенью и эхом бр. Батлера в течение всего того времени, пока это было благом для дела".

Затем следует следующее серьезное заявление: "Зависть, злые подозрения, ревность - работали подобно закваске до тех пор, пока все тесто не вскисло".

После того как она выразилась о необходимости "стоять на посту" и быть "во всеоружии каждый день" она говорит: "Я очень признательна Богу за силу, свободу и за силу Его Духа, Которую я испытывала, когда передавала свидетельство, хотя за всю историю моей работы, это свидетельство произвело самое ничтожное впечатление на сознание многих (но не на всех). Казалось, что сатана имеет силу помешать моей работе самым блестящим образом, но я вся трепещу при мысли о том, что могло бы произойти на этом собрании, если бы там не было нас".

Это было очень серьезное положение. И затем, со свойственной ей твердостью, она здесь же удостоверяет: "Бог работал над тем, чтобы не допустить возникшему духу на этом собрании играть руководящую роль".

5. Полная уверенность в торжестве истины.- Невзирая на темные стороны, Елена Уайт заканчивает это замечательное откровенное личное послание следующими уверенными словами: "Но мы совершенно не разочарованы. Мы доверяем Господу Богу Израилеву.

Истина восторжествует и мы будем торжествовать вместе с ней... Господь - наш Вождь и пусть Он ведет нас, а мы пойдем за Ним, куда Он нас поведет".

Эти драгоценные заключительные слова и точное описание [236] всего происшедшего свидетельствуют о безошибочной реакции Елены Уайт на все, что имело место на Генеральной Конференции в Миннеаполисе.

Это также является руководством для нашего правильного понимания, для утверждения нашей верности, потому что очевидец этих событий, (которым была Елена Уайт) и которым суждено было стать историей, обладала чем-то большим, чем только прочным человеческим пониманием и проникновением. Это ее личное послание верно отражает события и заслуживает полного доверия. (Содержание см. в Приложении А, 673 стр.). [237]