Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Глава восемнадцатая PDF Печать Email

 

"ЕДИНОРОДНЫЙ СЫН" - НЕ СОТВОРЕННЫЙ, НЕ ПОДЧИНЕННЫЙ

I. В Божестве заложена близость взаимоотношений

Среди слушателей Ваггонера на Миннеаполисской Конференции, у тех кто имел арианские взгляды, немало затруднений вызывал вопрос о "Единородном Сыне". И как они толковали - это библейское утверждение ставило Отца в высшее положение, т. е. Христос был подчиненный, имеющий начало. Такое арианское учение о Христе было у Стефенсона, Джозефа Ваггонера (отца), Смита и Стоуна. Это смутило и других. Поэтому наш долг исследовать выражение "Единородный Сын" и родственный ему термин "первенец" и "первородный". Только таким путем могут быть разрешены подобные затруднения и неправильности.

1. Должно быть согласовано с Божеством, предсуществованием, вечностью.- При рассмотрении таких выражение как "единородный", "первородный" и "первенец" - что касается Христа - должны быть приняты во внимание три соображения относительно нашего Господа. Они должны гармонировать с Его полнотой Божества, Его предсуществанием и Его вечным существованием. Термины "единородный", "первенец" и "первородный" - нельзя понимать как это мы представляем себе, чисто по-человечески "рождение" или же "рожден" в порядке человеческого рода.

Такое понятие требует начала, т. е. было время когда не существовало Второго Лица Божества и что наступил исторический момент Его появления - в этом и состояла арианская точка зрения. Но такие тезисы прямо противоположны многочисленным [301] заявлениям о вечности Христа. А Бог никогда не противоречит Сам Себе. Это же самое можно сказать и относительно утверждений Духа пророчества.

Тем не менее главный аргумент тех кто отрицал вечное предсуществование и полноту Божества Христа - как Второго Лица Вечного Божества - основывался на неправильном понимании об истинном значении и цели этих библейских терминов. Поэтому все наше внимание мы должны сосредоточить на этих выражениях.

Но прежде всего нужно сказать, что если понятие "сын" мы будем рассматривать в узко человеческих, обычных рамках, именно, "сын" уже указывает на предсуществование отца - то ошибки нам не избежать.

Но в библейском употреблении слово "сын" не обязательно говорит о телесном происхождении - т. е. указывая на происхождение, источник, начало. Истинное значение этого слова может быть установлено только в библейском контексте.

2. "Сыновья" - характерная черта, определяющее свойство.- Выражение "сын" - широко употребляется как в Ветхом Завете так и в Новом Завете, совершенно не имея ввиду род или старшинство. Так ап. Павел делает ссылку на "сыновей непослушания" (Ефес.

2:2; 5:6). На самом деле выражение "сын" было одним из самых обычных библейских приемов определения особенностей личности.

В Библейской терминологии выражение "сын" или сыновья постоянно использовались для обозначения личности - так сыновья Сиона; сыновья Велиала; сыновья Бога; сыны человеческие; сыны света; сыны пророков; сыны пришельца; сыны чужестранца; сыны грома; сыновья завета. Христос, сказал однажды, обращаясь к вероломной группе: "Ваш отец диавол" (Иоан. 8:44). Поэтому выражение "сын" обычно употреблялось для обозначения особенной черты, отличительного свойства. Оно обозначало доминирующую черту или сущность данной личности.

II. "Единородный" - "единственный", "уникальный", "самый дорогой", "единственный в своем роде"

1. Близкое, уникальное, вечное взаимоотношение.- Подобным образом и Иоанн использует выражение "единородный", чтобы подчеркнуть единственность Христа, как Сына - уникальность Его Сыновства, а не происхождение.

Греческий термин моногенес состоит из двух слов "монос" (один, или единственный) и "генос" (род от "гиномай", а не "геннас"), что обозначает единственность лица, к которому оно относится. "Моногенес" - означает "единственный", "уникальный", "одного рода", "дороже всех других". Это также охватывает и понятие "возлюбленный". В Евр. 11:17 Исаак назван "единственным сыном" Авраама. Хотя буквально, он и не был его единственным [302] сыном, потому что был еще и Измаил. И Исаак, в физическом смысле не был "единственным сыном". Здесь выделяется не "единственность" в смысле одного, а как "самый любимый", "один в своем роде", "несравненный" - как сказано о Христе, как о "неизреченном даре" Божьей любви (2Кор. 9:15), Моногенес встречается в Новом Завете девять раз. Шесть раз переводится как "единородный". Этот термин часто встречается в Семидесяти. А обычное употребление слова "моногенес" обозначает единственное дитя. Так, например, в Евангелии от Луки "единственный сын своей матери" - вдовы из Наина (Лук. 7:12); "единственная дочь начальника" (8:42); "беснующееся единственное дитя" (9:38).

Но в употреблении Иоанна,- моногенес - на языке многих богословов означает "единственный в своем роде". В общем, "моногенес" - обозначает, единственное дитя в семье, человеческой или божественной. Так, например, Иаир, имел единственную дочь. И Авраам принес в жертву единственного сына. Подобным образом, и Иоанн называет Иисуса пять раз единственным Сыном Божьим.

2. Исаак - сын особенного родства.- Особое внимание нужно уделить делу Исаака, "единородного" сына Авраама. Обратите внимание на библейское изложение: "Верою Авраам будучи искушаем принес в жертву Исаака и имея обетование принес единородного" (Евр. 11:17).

Но Исаак не был ни единственным сыном Авраама, ни его первенцем. Поэтому всегда будем помнить, что слово "моногенес" в таком значении, как оно применимо к Исааку не обозначало единородного сына Авраама в буквальном смысле этого слова или же как его первенца. Правильнее, что он был сыном обетования, как наследник своего отца по праву рождения. Уже на этом примере, как бы сказать, земном примере, мы видим использование этого выражения в целях особенного взаимоотношения или же родства - необычного, единственного в своем роде.

3. Вечность, откровение, непогрешимость, только Бого-Человек.- Лексикографы Мултон и Миллиган отмечают, что в отношении Христа слово "моногенес" означает, что Сын Божий не имеет Себе равных и только Он один может открыть Отца (Греч. Сл. Н. З. 417). Это означает "не имеющий двойника, или равного себе". Таким образом, слово "моногенес", применимое в данном случае ко Христу обозначает - единственный, необыкновенный, неповторимый, уникальный. [303] На этом основании и во всех последующих переводах этого места Иоанна 3:16, использовано выражение "единственный Сын", а не "единородный". Так, такие переводы, как Уэймауса, Гудспида, исправленный образцовый перевод, Новая Английская Библия, современный английский перевод Библии, Филиппса, Иерусалимская Библия, основной английский, Библия-Якорь и Барклея - вся суть заключается в том, что Христос занимает особое, самостоятельное, независимое положение в сравнении с другими "детьми Божьими".

III. Каким образом выражение "Единородный" было введено в английскую Библию

Если с общепринятого согласия современных богословов и последующих переводов Библии, выражение "моногенес" в действительности не означает "единородный", в таком случае мы вправе задать вопрос - каким образом этот перевод проник в Библию и кто нес ответственность в христианской теологии за такое благосклонное принятие этого выражения на протяжении стольких долгих лет? Это интересная история. Об этом впервые уже говорилось в адвентистской литературе, в книге "Проблемы в библейском переводе" (1953 г.), в разделе, где шла речь о 16 ст. из 3 гл. Еванг. Иоанна.

Когда был издан исправленный образцовый перевод (Библии), текст "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Своего Единородного Сына, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" - был подвергнут особенно широкой критике. Выражение "единородный" было переведено "единственный Сын", и это вызвало соответствующую реакцию, потому что многие посмотрели на это как на искажение в Слове Божьем. Но издание этой Библии - известной как исправленный образцовый перевод - явилось многолетним плодом самого тщательного обдуманного исследования в области библейского языка многим богословам. И исходя из многочисленных авторитетных источников, было установлено, что выражение "моногенес" не означает "единородный". Но разрешим себе вернуться к истории и проследим на ее страницах развитие этого выражения "единородный" в области христианской мысли.

1. Писатели ранней христианской Церкви употребляли просто выражение "Сын Божий".- Ранние церковные писатели, после апостолов, о чем мы можем судить по их трудам, говоря о Христе, не употребляли термин "моногенес". Они просто называли Его "Сыном Божьим". Позже, во втором столетии, это слово стало еще больше обыденным в описании Иисуса. То что выражение "моногенес" - прежде всего не вмещало в себе идею о "рождении", в смысле рода, видно из того, что первые переводчики Библии на латинский язык использовали слово "уникус" т. е. "единственный" как эквивалент моногенес, а не "унигенитус" - что обозначает "единородный".

2. "Родитель" и "рожденный" в богословском диспуте.- Во втором столетии появились дискуссионные материалы по вопросу "Родителя" и "Рожденного" в трудах отцов церкви (Иустин Мученик, Разговор с [304] Трифоном, глава 61). Использованные там греческие слова имеют форму глагола "геннас", что означает "рождать".

В 55 главе Иустин пишет: "Я всегда доказывал, что Он был единородным Отца, будучи рожденный особенным образом слова и его силой, и потом стал человеком через Деву". Ясно, что он придал слову "моногенес" значение рода. Эта тенденция воспринимать - моногенес - как "единородный", по-видимому была подсказана всевозрастающей необходимостью защищать веру от еретиков, которые в то время были особенным образом настроены подвергать сомнению природу и личность Христа как она была представлена в Евангелии и посланиях.

3. "Рожденный" или "произведенный" в связи с двумя природами.- Так как попытки определить личность Христа в церкви продолжались, проблемы "рождения" - т. е. в отношении к вечному, предсуществующему Существу, требовала объяснения, Игнаций придерживался той точки зрения, что Иисус был "рожден и не рожден" ("геннетос кай агеннетос"), подразумевая под этим, что Христос был "рожден" в Своей человеческой природе, и не сотворен (не сделан) в Своем Божестве.

В противоположность еретикам, которые доказывали, что Христос - сотворенное Существо,- представители церкви утверждали, что Он был рожден со Своей особенной природой и взаимосвязан с Отцом. И так как связь между Отцом и Сыном в этих двух Личностях подтверждается в Библии, то это утверждение становится понятным.

Но по-прежнему остается нерешенной проблема "рода" вечного Существа. Ориген, известный тем, что предложил идею о "вечном роде". Вот его точные слова: "Его происхождение вечно, как блеск и сияние солнца" (Принципы, 1 кн. 4 т. 247), И вскоре эта идея была принята церковью и появилась в символах веры, где говорилось, что Сын был "рожден прежде миров", но тем не менее Он "совечен и соравен" с Отцом и Святым Духом (Символ Афанасия в символах христианства. Шафф, 2 т. 66-67).

4. Иероним и Латинская Библия.- Иероним в Латинской Библии исправил перевод выражения - моногенес,- которое было переведено - уникус - т. е. единственный на уникугенитус, т. е. единородный. Но он оставил - уникус - в Лук. 7:12 ("единственного сына вдовы"; 8:42; "единственная дочь Иаира и 9:38 "одно дитя, беснующееся"). Когда Вильям Тиндаль перевел Библию на английский язык, но впервые употребил "единородный" в Иоан. 3:16 и других подобных местах, но уже в других изданиях он исправил это выражение на "единственный". Переводчики Библии Короля Иакова, находились под влиянием Латинской Вульгаты [305] употребляли выражение "единородный", когда это имело отношение ко Христу и использовали выражение "единственный" в уже выше упомянутых трех местах, в Евангелии от Луки.

Как уже и говорилось об этом, можно понять отцовско-сыновское отношение в Божестве в метафорическом смысле, исключая мысль о буквальном рождении или же в предсуществовании Отца в связи с сыном. Это дает право на объяснение.

IV. Павел использует выражение "прототокос" ("первенец" или "первородный")

Теперь посмотрим на термин, родственный этому выражению. В то время, как Иоанн использует выражение "единородный", Павел употребляет подобный термин - прототокос - "первенец", "первородный". В буквальном смысле этого слова первенец может родиться и у человека и у животного. Но в переносном смысле это выражение говорит о высоких преимуществах, в занимаемом положении или же силе, характере. Так, например, в древнем Израиле, первородный сын пользовался особенным положением, преимуществом и исключительным правом на наследство.

1. "Первенец" - Избранный, Выделенный, Пользующийся особенными милостями.- "Первенец" - не обязательно означает рожденного первого сына в семье. Часто, это выражение употреблялось для обозначения особенного статуса (положения дел). Таким путем Давид стал "первенцем", хотя он и был самым младшим сыном в семье Иесеея (Пс. 88:20-27). Иаков также стал "первенцем", хотя Исав был по праву рождения первенцем (Быт. 27:19, 29, 33-37).

В Св. Писании есть еще примеры с символическим значением, без ссылок на буквальное рождение. Так "Израиль" (как народ) - Мой сын, Мой первенец (Исх. 5:22). Так Ефрем (Иерем. 31:9, 20). Это выражение также применимо и к членам Церкви Христа - как "церковь первенцев" (Евр. 12:23). И это выражение неоднократно относится и к Самому Христу (Кол. 1:18; Евр. 1:6; Отк. 1:5).

Следовательно, эта ссылка на древний Израиль делалась, чтобы выделить его как особенный народ (Втор. 7:6-7), отдельный, отличительный народ (26:18); особенный, любимый народ, народ наследия (7:6; 4:20). Подобным образом - все это в высшей степени характеризовало Христа; Он был "избранным" (1Петра 2:4), святой (Евр. 7:26), "выше всех" (Ефес. 4:6), "отдельный" (Евр. 7:26), "любимый" (Лук. 2:52), "особенный" (Лук. 4:19-22).

Итак, Христос был "Первенцем" Божьим и "неизреченным даром Божьим" (2Кор. 9:15), "Бесподобным "Первенцем" небес: для спасения грешника".

2. "Первенец" - верховная власть. Священство. Владычество.- "Прототокос" встречается пять раз в Новом Завете. Это выражение употреблялось, когда шла речь о рождении Иисуса от Марии (Лук. 2:7). Но оно также используется и в других дополнительных значениях о Христе. [306] "Дабы Он был первородным между многими братьями" (Рим. 8:29).

"Рожденный прежде всякой твари" (Кол. 1:15).

"Первенец из мертвых" (Кол. 1:18).

"Первенец из мертвых" (Отк. 1:5).

Следовательно, выражение "прототокос" имело широкое значение.

"Первенец" пользовался определенным преимуществом и привилегиями.

1) Правом верховной власти и руководства; 2) привилегий священства; 3) правом на двойную часть состояния. Все это должно было получить свое исполнение в верховной власти и господстве пришедшего Мессии.

"К тебе придет прежнее владычество" (Мих. 4:8).

"Доколе не придет Примиритель и Ему покорность народов" (Быт. 49:10).

"Доколе не придет Тот, Кому принадлежит право и Я дам Ему его" (Иезек. 21:27).

Относительно священства Писание говорит: "Ты - священник по чину Мелхиседека" (Пс. 109:4; Евр. 5:6; 7:21. см. также Евр. 4:14).

Итак, все эти привилегии и преимущества сосредоточиваются во Христе.

3. Место особенного отличия и привилегии.- Употребляемое ап. Павлом выражение "прототокос" (первенец) относится и к животным (Евр. 11:28); человеку (Евр. 12:23) и к Иисусу во плоти. Иногда, употребляется и в буквальном смысле слова, когда идет речь о первенце, рожденным женщиной, как, например, о Марии. Но в представлении ап. Павла это выражение использовано тогда, когда идет речь об особенных преимуществах и положениях первенца.

Так, как мы уже видели, Давид назван "первенцем" (Пс. 38, 27) хотя он и был в действительности младшим сыном Иессея (1Цар. 17:14), но он должен был занять особое, высокое, отличительное положение. Подобным образом и Израиль был избранным Богом "первенцем" (Исх. 4:22), что обозначало особое положение Израиля среди всех народов, хотя он и не был единственным или первым народом. Это выражение имело еще и другое распространенное значение: "Первенец бедных" (Ис. 14:30) - т. е. самый бедный из бедных.

"Первенец смерти" (Иова 18:13) - т. е. главная смертельная болезнь.

4. Израиль, Божий "первенец": Давид, "первенец" царь.- Как Израиль был определен Богом быть "первенцем" Божьим на земле (Исх. 4:22) так и Давид, как царь, был назван Его "первенцем" царем (Пс. 88:27). И Иисус из рода Давида в особенном смысле становится "первенцем" во всех значениях - единственный Сын Божий, первородный - прототокос - между многими братьями (Рим. 8:29). Они - общество объединенных наследников, в то время как Он, первый Наследник, в этом значении.

5. Обозначает новое рождение в христианском веке.- Как уже и было сказано, отношение между отцом и ребенком метафорически изображало отношение Бога к [307] древнему Израилю. "Израиль - Мой сын, Мой первенец" (Исх. 4:22). А в христианском веке эта связь обозначала новое рождение через силу Св. Духа (Иоан. 3:3).

Люди, которые любят Бога и повинуются Ему - рождены от Него (Иоан. 1:13; Иоан. 2:29; 3:9; 4:7; 5:1; 4:18; 1Петр. 1:23).

V. Разница между "единственным в своем роде" и "первенцем"

Необходимо провести сравнение между выражением Иоанна "единственный в своем роде" - моногенес - и выражением ап. Павла - "первенец" - прототокос. Как мы уже видели, выражение Иоанна "единородный" указывает на уникальность отношений ко вселенной и к Богу. Павел выделяет существование Христа прежде всего творения, в то время как Иоанн подчеркивает Его исключительность, отличие от всего остального, сотворенного.

1. Христос - "Единственный Сын" - среди многих детей Божьих.- "Моногенес" - проводит различие между Христом, как Единственным Сыном и многими "детьми" (текна) Божьими. Христос не стал таким, но Он был таким от начала с Богом - Вечное Существо.

Его единственность (уникальность) состоит 1) Он открывает Отца (Иоан. 1:18); 2) Он - Посредник спасения (1Иоан. 4:9; Иоан. 3:16). Другие Его свойства: Его непорочность, власть прощать грехи; нерушимая связь с Богом-Отцом, уникальное опознание Отца; право вести суд; имеет жизнь в Себе и дает вечную жизнь тем, кто принимает Его как Спасителя.

2. Выражает как взаимоотношение так и различение.- "Прототокос" - с другой стороны изображает отношение человека к воскресшему Христу в его прославленном человеческом Теле. Это указывает не только на особое состояние во времени, но и на высшее положение, преимущества, власть. Как уже и было отмечено, Израиль был "первенцем" Иеговы ("прототокос") среди народов, но не первым по времени (Исх. 4:22. Срав. с Иерем. 31:9). Царь-Мессия был Божьим "первенцем".

"Я сделаю Его Моим первенцем, выше чем все цари земли" (Пс. 88:27). "Подобным образом Христос "первенец" среди всего сотворенного" (Кол. 1:15) не только был раньше всего творения по времени, но и был выше и в силе, и во власти. "Все было сотворено Им и через Него" (16 стр.). Итак, мы повторяем: выражение "первенец" обозначает Его положение, характер, но не Его происхождение.

VI. Псалом 2:7 имеет новозаветное применение "Родил" - это выражение пророчески относится ко Христу в Ветхом Завете. В Псалме 2:7 - звучат вдохновенные, возвышенные слова: "Ты - Сын Мой; Я ныне родил Тебя (уалад - "родил").

[308] Новый Завет относит это ветхозаветное предостережение к главным вехам жизни Иисуса. Отметьте это в их последовательности.

1. В особенном значении это относится к воплощению Иисуса.- В Евр. 1:5-6, после цитирования из Псалма 2:7 - апостол, обращаясь к Евреям говорит: "Также когда вводит Первородного во вселенную говорит: "да поклонятся Ему все Ангелы Божьи" (6 ст.) - во время Его рождения в Вифлиеме. Эта ссылка абсолютно ясна и определенна. Здесь идет речь только о Воплощении Иисуса. Определяется превосходящее положение Христа среди ангелов, а также Его отношение к Отцу.

2. Применимо к крещению Иисуса.- При крещении Иисуса вновь обнаруживается эта ключевая фраза. Когда Иисус выходит из воды, вдохновенное Слово Божье говорит: "И Святой Дух сошел на Иисуса в виде голубя телесно... и голос с неба сказал: Ты, Сын Мой возлюбленный, к Тебе Мое благоволение" (Лук. 3:22) - с примечанием: "Другие древние авторитеты говорят: "Я ныне родил Тебя". Следовательно, Его крещение и Голос, заявляющий о Его божественном Сыновстве - составляют неотъемлемую часть Его Воплощения.

3. Имеет отношение к воскрешению Иисуса.- И дальше, это имеет отношение к воскрешению Иисуса: "...воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: "Ты, Сын Мой, Я ныне родил Тебя" (ДА. 13:33). В Своем воскресении Он "первенец из мертвых" (Кол. 1:18; Отк. 1:5) - Источник, Начало и Князь Жизни.

4. Имеет отношение к Первосвященству Христа.- После Своего воскресения Христос был "вознесен" (ДА. 2:33), "высоко превознесен" (Филип. 2:9), "превыше всякого начальства и власти" (Ефес. 1:21), "славой и честью увенчан" (Евр. 2:9) - в связи с вступлением Христа в Его Первосвященство, после Воскресения: "Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть Первосвященником, но (Отец), Который сказал Ему: "Ты, Сын Мой, Я ныне родил Тебя".

Как и в другом месте говорит: "Ты - священник вовек, по чину Мелхиседека" (Евр. 5:5-6).

Следовательно, сюда относится и положение Христа как Священника и Царя.

Заключение: Совершенно очевидно, что применение слов в Новом Завете "Я ныне родил Тебя" указывают на весь ход жизни Христа в человеческом теле [309] - Его Рождение, Крещение, Воскресение и Священство. Все это тесно связано между собой и берет свое начало с момента Его рождения в человеческом теле, потому что во второй раз Он придет на землю как Сын Человеческий (Мат. 24:37; Мар. 13, 34-36; Лук. 21:27, 30). Вот в этом и состоит глубокий смысл 7 стиха из Псалма второй главы.

VII. Отношение воскресшего Христа к воскресшему человечеству

"Первородный" (прототокос) использовано Павлом в Евр. 1:6 для описания отношения воскресшего Христа в Его прославленном теле к человеку. Он - Первенец по отношению творения, к мертвым и к новому Человечеству. Таким образом:

1. Рим. 8:29 - "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным (прототокос) между многими братьями".

Он - Старший Брат в семье "сыновей" - хотя Он и "Сын", не в том понятии что мы. Мы - дети Божьи по усыновлению, через новое духовное рождение и находимся в зависимости от Его абсолютного и вечного Сыновства.

2. Кол. 1:13-16. "И введшему нас в царство возлюбленного Сына Своего... Который есть образ Бога невидимого, первенец ("прототокос") прежде всякой твари".

Это говорит о Его вечном предсуществовании (Винсент, "Слово Исследования", 3 т. 468 стр.). Он был прежде творения, прежде всего.

3. Кол. 1:18 - "Он есть глава тела, церкви, первенец ("прототокос") из мертвых; дабы иметь Ему во всем первенство".

Христос "есть Начало новой духовной жизни через Свое воскресение - Первенец из мертвых, будучи Сам из мертвых. И к этому нужно добавить свидетельство Иоанна.

4. Отк. 1:5 - "И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец ("прототокос") из мертвых".

Воскресший Христос, в отношении "умерших во Христе" не был самым первым воскресшим из мертвых, но Первым из воскресших над Кем смерть не имела больше власти. Он имел жизнь в Себе. Смерть не могла удержать Его (ДА. 2:24). Христос, воскресший из мертвых, уже не умирает (Рим. 6:9). Он воскрес с воскресением - жизнью, в силу чего Он, в конечном итоге поднимет и тех, кто "уснул" в Нем. "Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним". В этом смысле Он - первенец из мертвых, среди всех воскресших.

В Деян. ап. 26:23, по переводу времен Короля Иакова мы читаем о том, что Христос, [310] "восстал первым из мертвых" и, возможно, на первый взгляд возникает недоразумение, получается, что до Христа еще никто не воскресал из мертвых. Тогда, как мы знаем, уже такие случае были. Например, сын сунамитянки (4Цар. 4:3,); сын вдовы (2Цар. 17:23); сын вдовы из Наина (Лук. 7:11-15); дочь Иаира (Лук. 8:51-55); и Лазарь (Иоан 11:44).

Дело в том, что хотя уже и другие воскресали из мертвых, но Христос был "первым" ("протос"), Который воскрес из мертвых и "больше не умирал" (Рим. 6:9). Он сокрушил власть смерти. Поднявшись из мертвых Христос озарил мрак могилы светом благой вести. Так говорит Уэймаус: "Христос встал из мертвых, чтобы первому возвестить весть света" (ДА. 26:23).

VIII. Христос в "Церкви первенцев"

Евр. 12:23-24.- "К торжествующему собору и Церкви первенцев. написанных на небесах и к Богу, Судии всех... и к Иисусу, Ходатаю Нового Завета".

Термин "Церковь первенцев" относится к христианам, благодаря их союзу со Христом. Таким образом, Он есть "первенец всего творения" (Кол. 1:15), "Первенец из мертвых" (18 стр.) и они разделяют вместе с Ним его Сыновство и Наследство (Рим. 8:14-17, 29). И как мы видим в Исход 4:22, термин "первенец" относится к Израилю, как народу, до того как он был применен ко Христу как Мессии.

1. Человеческая сторона и божественная.- С человеческой стороны Христос обладает всеми правами и привилегиями Старшего Сына во всех Своих отношениях к духовной Божьей семье на земле. С божественной стороны, как Бог, Единственный Сын Отца, Он возвышается над всем творением, обладает во всей полноте всеми свойствами Бога и состоит в вечном союзе с Отцом.

"Сын Божий" означает, что Он божественен; "Сын Человеческий" означает, что в то же самое время Он - человеческий. Только с человеческой стороны в естестве Христа было место для человеческой ограниченности или немощи. С божественной стороны - безграничная сила. Он был "могущественный Бог" (Ис. 9. 6), "Всесильный" (Отк. 1:8) и "сила Божья" (1Кор. 1:24). Он - Первосвященник, после "безграничной жизни" (Евр. 7:16). Поэтому Он "может спасать" (Евр. 7:15)) как никто другой - "до конца".

В этом уникальность, единственность Сыновства Христа.

2. Христос "Первенец среди многих братьев".- Христос "Первенец [311] среди многих братьев" - в завершении цели благодати, когда все избранные будут собраны Дома. Он стал одно со всей человеческой семьей. Но он их Господь, их Образец, Совершенный Сын Божий. И мы, "предопределены быть подобными Его образу" (Рим. 8:29). Поэтому святые, возрастая в подобие Его образа всеми преимуществами старших или первородных, сыновья - включая царство и священство, названы "собором и церковью первенцев, написанных на небесах" (Евр. 12:23).

3. Христос - "Образ Невидимого Бога".- Есть еще одно родственное выражение, которое также необходимо понимать правильно, образ невидимого Бога, рожденный прежде всякой твари (Кол. 1:15).

Вильямс говорит: "Который существовал прежде всякого творения".

Христос был видимый образ, изображение, проявление невидимого Бога, существующего от вечности. Вильямс ссылается на это как на "точное подобие", а Нокс называет "истинным подобием". Он был "образом" по которому был сотворен первый человек (Быт. 1:26), и по Чьему образу должен был быть восстановлен человек после своего падения (Кол. 3:10; 1Кор. 15:49). А что касается "первенца", необходимо помнить, что Христос "был первенцем из мертвых" (Кол. 1:18); "Все Им и для Него создано" (16 ст.); "Он имеет во всем первенство" (18); "В Нем обитала вся полнота Божества" (19:2-9); "Он - образ невидимого Бога" (1:15); "Он - есть прежде всего" (17); "И все Им стоит" (17).

Поэтому Он не Существо сотворенное, но Тот, Кто все сотворил Сам.

Все это говорит о предшествовании во времени и высоком положении.

IX. Арианское представление о происхождении Христа чуждо Священному Писанию

1. Основное заблуждение арианцев.- Извращенное понятие об "единородном" Христе, Который появился в прошлом, в какое-то время, как мы уже видели, широко пропагандировалось Арием в четвертом столетии. Он утверждал, что Христос явился "прежде всех веков" - в том смысле, что Он был сотворен. И начиная с того времени, это понятие продолжало распространяться, периодически вызывая недоразумения, замешательство на протяжении всех столетий - вплоть до наших дней.

Понятие о том, что Христос был "рожден" Отцом, в какое-то время вечности - чуждо Св. Писанию. Мысли о том, что моногенес - имеет отношение к таинству рождения или началу Слова в глубинах вечности - не имеет [312] основания. Христос есть и всегда был истинным Богом,- истинного Бога,- Одно с Отцом, той же субстанции или сущности, вечное второе Лицо вечного Божества - Бог - в наивысшем и полнейшем смысле "вся полнота Божества".

Таким есть "единственный Сын" в Евангелии Иоанна - наш Творец, Искупитель, Примирительная Жертва, священнодействующий Первосвященник, Судья и грядущий Царь - Иисус - вечный Христос, наш безграничный Господь.

2. Рождение исключается.- Термин или титул "Сын Божий" обозначает особенные отношения между Богом и Иисусом Христом. Но здесь исключена мысль о рождении. Поэтому если, например, мы говорим, что в семье есть сын, значит он родился в какое-то определенное время.

В нашем человеческом представлении понятие "сын" говорит нам прежде всего об отце, а потом о сыне. Но если применить это к Божественному Сыну, в таком случае арианская точка зрения совершенно неуверена.

Как творение так и рождение обозначает начало, а это противоречит абсолютной безграничности и вечности. Но Христос был и есть вечно божественен - единосущный и безначальный с Отцом, а поэтому - самосуществующий и сосуществующий. Такое существование обозначает абсолютное Божество, как и личную независимость. Это определенно исключает арианскую точку зрения.

Христос - есть все, что есть Бог. И Он Один есть "единственный Сын", истинный Прототокос. [313]