Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ PDF Печать Email

 

НА ЗАРЕ НОВОЙ МИССИИ

 

В предыдущей главе мы касались библейско-пророческого истолкования причин возникновения миллеритского движения, отметив, что в Новом Завете целая глава, Откр. 10, отражает то, через что они прошли. Они ожидали пришествия Христа по истечении самого продолжительного из пророческих промежутков и потерпели жестокое разочарование. Вот, вкратце, содержание Откр. 10: появляется "Ангел сильный", облаченный облаком, над Его головой - сияние радуги, а лицо сияет подобно солнцу.

В этом описании мы узнаем Иисуса Христа, торжественно провозглашающего конец пророческого времени.

Этот Ангел держал в руке открытую книгу, очевидно содержащую весть для последнего времени, бывшую ранее запечатанной, но ныне открытую т. е. понятую.

"Книжкой", упоминаемой здесь, очевидно является книга пророка Даниила, содержащая в восьмой главе, четырнадцатом стихе определение самого продолжительного из всех пророческих временных промежутков, охватывающего 2300 годо-дней, которые, как известно, уже истекли. Провозглашение очищения или восстановления святилища, о котором упоминается в этой главе, должно произойти одновременно с истечением времени. Более того, Ангел из видения Иоанна Богослова (Откр. 10) торжественно провозгласил и то, что "тайна Божия" - план Искупления - близок к своему завершению, и мы можем заметить, что это касается не только официальных церемоний во Святом-святых, аналогичных тем, что происходили в святилище израильтян в день Искупления, но и передачи власти и державы Вселенной Иисусу Христу. Затем Ангел передает книжку Иоанну, говоря, чтобы тот съел ее, добавляя, что "...она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед" (Откр. 10:9). Это замечательное по своей силе объяснение описывает радость, испытанную миллеритами, ожидавшими пришествия Господа, и, в то же время,- разочарование постигшее тех, кто ожидал появления Господа Иисуса 22 октября 1844 г.

Это замечательное пророческое видение означает подтверждение того, что эти искренние последователи Христа были руководимы Богом, и несмотря на то, что их надежды на то, чтобы стать свидетелями пришествия Господа не сбылись в то время, весть Ангела из Откр. 10 укрепила их веру и не дала им отчаяться по причине этого временного разочарования. Теперь им было доверено начать новую миссию - положить начало еще одной, последней, проповеди благой вести о Спасении для всего мира.

Еще раз мы находим здесь подтверждение того, что временные элементы книг Даниила и Откровения находятся в самой тесной взаимосвязи, указывая на ту разрушительную анти-божественную силу, что действовала беспрепятственно на протяжении веков.

Новая всемирная проповедь Евангелия, как об этом говорит Откр. 10:11, является Божьим ответом на самонадеянность, проявленную этой силой, поносившей имя Божье, втоптавшей в землю Божью истину, разрушившей святилище, преследовавшей Божью церковь и ставившей преграды проповеди и свидетельству Слова Божьего.

В то же время новая предопределенная Богом миссия - это призыв к тем христианским течениям, чьи мысли всецело поглощены идеями о просвещении человеческой расы и прогрессе во всех областях и сферах человеческой деятельности и которые в лучшем случае уделяют лишь только номинальное внимание факту близящегося пришествия нашего Господа и Спасителя. И вполне возможно, что Господь допустил неправильное истолкование Дан. 8:14 миллеритами для того, чтобы встряхнуть сонный и нерешительный христианский мир.

Очевиден тот факт, что новая миссия проповеди Евангелия началась по истечении пророческого времени, о чем и было столь торжественно провозглашено. Целью этой новой миссии являлось предоставление человечеству еще одной возможности познакомиться с Божьей истиной, дабы каждый имел возможность принять решение - "за" или "против". И основное внимание в этой проповеди должно уделяться тем истинам, что были либо совершенно уничтожены, либо отброшены в тень и удалены от людей во времена правления анти-божественной силы.

Это было предвидено еще Исааком Ньютоном - не только выдающимся ученым, но и богословом в своем праве. Он во многом способствовал становлению понимания пророческого времени, особенно в отношении 2300-летнего периода, который по его расчетам должен был истечь в 1847 г. Ньютон ожидал, что с истечением времени должно было произойти открытие потерянной истины. Так он утверждал, что: "Как те немногочисленные и туманные пророчества, касавшиеся первого пришествия Христа, призваны были положить начало христианской религии, которую столь сильно извратили с тех пор многие народы, так и многочисленные и ясные пророчества, говорящие о том, что должно произойти при втором пришествии Христа, не имеют предсказание самоцелью, но явятся причиной восстановления давно утраченной истины и установления царствия, в котором есть обитель праведности" (Николь, "Полночный крик", стр. 468).

На самом деле - новая миссия основывалась на идеях восстановления или отыскания истины и, особенно,- на правильном понимании назначения святилища. Полное осознание предназначения новой миссии было задачей не из легких, в особенности - по причине убежденности подавляющего большинства миллеритов в том, что они были правы, истолковав сообщение Библии о пришествии Христа, которое должно произойти по истечении 2300 лет. Однако они разуверились уже в том, что это время в самом деле истекло. И тем не менее Ангел из Откр. 10 торжественно провозгласил, что это время действительно закончилось.

Группа, принимавшая именно последнее толкование поначалу была весьма немногочисленной, но они строили все свои предположения исключительно на том, что говорит Писание и именно это способствовало укреплению их веры.

И более всего они стремились к нахождению правильного понимания того, что есть "небесное святилище" ибо ошибка в толковании именно этого словосочетания стала причиной недавнего разочарования. Читателю стоит осознать, что задача правильного понимания этого, в частности, термина не является сколько нибудь трудной для внимательно изучающего Библию.

И ключ к правильному пониманию того, что же на самом деле представляет собой святилище, дан в Откр. 11:1: в руке пророка - "трость, подобная жезлу" посредством которой он должен измерить храм Божий.

Что еще это может означать кроме необходимости взять Писание и изучить все тексты, относящиеся к этому вопросу - все именно так просто.

Во первых, необходимо определить назначение святилища. Об этом говорится в книге Исход 25:8: Бог желал жить среди людей в святилище, т. е. святилище служило воссоединению Бога с человеком - восстановлению отношений, которые были нарушены грехопадением человека.

Следовательно, и само святилище и служения, проводимые в нем способствовали примирению Бога с людьми.

Это достигалось посредством исполнения двух этапов служения в святилище - факт, которому едва ли придавалось хоть сколько бы то ни было серьезное значение в богословских кругах вплоть до 1844 г. Однако истечение 2300-летнего периода привлекло внимание изучавших Библию к роли Святого-святых небесного святилища. О служении во Святом-святых упоминается не только в Дан. 8:14, но и в то памятное утро 23 октября 1844 г. внимание Хирама Эдсона также было привлечено к тому факту, что это служение имеет двухфазную природу. Далее, Откр. 11:19 подсказывает изучающим Библию, что именно следует искать при исследовании (измерении) Божьего храма.

Иоанн Богослов пишет о том, что в его видении ему было показано открытие второй части небесного святилища - непререкаемый намек на то, чему следует уделить самое пристальное внимание. Иоанн видел ковчег Завета, содержащий скрижали с десятью заповедями, что опять же недвусмысленно говорит о неизменной ценности Божьего закона. В чем же смысл всего этого? Ни в чем ином как в необходимости тщательного и всеобъемлющего понимания истины о святилище - именно того, что стало камнем преткновения для миллеритского движения.

Принимая во внимание всю важность того, о чем говорит Откр. 11:19 - о смысле служения в святилище - можно сказать, что ни один искренний ученик Библии не может позволить себе проигнорировать ее.

Следует понять, что к полноценному пониманию учения о святилище можно прийти лишь посредством исследования всех мест в Библии, касающихся этого момента. Суть дела в следующем - остается понять, что должно завершиться служением Христа в небесном святилище в качестве нашего Первосвященника до своего возвращения на землю.

А кроме того, из Откр. 11:1 явствует, что существует и еще один предмет изучения - жертвенник. Каков смысл этого термина? Жертвенник является символом жертвы, приносимой на нем; это подразумевает ничто иное как приобретение нового, гораздо более полного понимания того, почему Христос пролил Свою кровь ради нашего примирения с Отцом. Это понимание должно неразрывно связываться с осознанием смысла служения первосвященника во Святом-святых в день искупления, когда должно происходить очищение святилища.

И при всем этом, не стоит также забывать о том, что жертвенник ранее символизировал собой истинное или ложное поклонение Богу.

Узнать назначение жертвенника путем его измерения адекватно обретению нового знания о том, как же должно произойти искупление человека. В этой связи уместным будет напоминание о той роли, которую играл жертвенник в ветхозаветные времена: пример жизни Каина и Авеля (Быт. 4:3-5); Ноя (Быт. 8:20-21) или - еще ярче - пример из жизни Авраама (Быт. 22). Нет никаких сомнений в том, что испытание Авраама, которому было сказано принести в жертву Исаака является символом искупительного служения Христа.

То, от чего был избавлен Авраам - от принесения в жертву своего единственного сына - Богу пришлось перенести. И, исследуя вопрос о назначении жертвенника, стоит обратить внимание на тот, который был построен Илией на горе Кармил (3-я Царств 18:30). В этом случае жертвенник - это призыв к людям, независимо от того, в какое время они живут. Он гласит: поклоняйтесь Богу так, как указано Им, не добавляя и не отнимая ничего от этого (Мал. 4:5-6). И особенно строго этот призыв направлен к нам, живущим в последнее перед пришествием Христа время.

Повеление о проведении измерения относится и к третьей сфере: людям, поклоняющимся в храме Божьем. Некоторые современные переводчики, избирая путь наименьшего сопротивления, действуют уже и как толкователи Библии, когда предлагают следующий вариант: "сочти число поклоняющихся в храме Божьем". Однако это противоречит тексту оригинала, гласящему: "...встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем". Нет ни одной рукописи, в которой можно было бы найти подобное отклонение от первоначального выбора слов.

Сразу же возникает вопрос о том, как же можно "измерить" людей, поклоняющихся в храме Божьем? Очевидно это должно относиться к характеру поклонения, который и в самом деле может поверяться Словом Божьим. Другими словами, Бог испытывает поклоняющихся Ему, чтобы узнать, находится ли их "стиль" поклонения в согласии с замыслом Божьим.

Посему "измерение поклоняющихся" является оценкой соответствия нашей веры библейским образцам.

Никак нельзя не заметить, что Библия не скрывает своего отношения к различным видам поклонения. Сам Иисус говорил об этом, утверждая, что "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7:21). Далее Иисус говорит об этом еще прямолинейнее: "Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Мф. 15:9). Таким образом проводится четкая граница: поклонение, не соответствующее библейским принципам не угодно Богу.

Иисус говорил об этом с самарянкой у колодца Иакова, отмечая, что различие между поклонением истинным и ложным находится в принятии истины: "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". (Иоан. 4:24) По этой и многим другим причинам самым важным является поиск и принятие истины.

Иоанн Богослов передает нам откровение о поклонении Богу в конце времени, к живущим в котором обращен призыв: "...и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод" (Откр. 14:7). Это безошибочно подчеркивает важность четвертой заповеди.

Автор Откровения уже говорил о Творце в Откр. 10:6, здесь же, в четырнадцатой главе он обращает наше особенное внимание на обязанность человека чтить своего Создателя - Бога. Сам текст по сути дела является лишь парафразой четвертой заповеди, данной исключительно для поклонения и воздания чести Творцу.

Эта заповедь, как и все остальные, является неотъемлемой и неизменной частью десятисловного закона.

И только анти-божественная сила позволила себе изменить эту заповедь, день поклонения, силой и обманными учениями заставляя людей поклоняться Богу в другой день.

Все, о чем мы говорили в этой главе, проливает свет на то, что те из миллеритов, кто положил начало новой миссии должны были иметь ясное и четкое понимание того, что связано со Святилищем, Жертвенником и истинным поклонением Богу, и все эти их знания могли быть основаны исключительно на Слове Божьем. Чрезвычайно важно отметить, что все внимание концентрируется на ценности десяти заповедей, включая неизменность божественно определенного дня отдыха - Субботы, что трижды подчеркивается в следующих текстах: Откр. 10:6, 7; 11:19 и 14:6, 7, прежде чем новая миссия смогла распространиться в мировом масштабе, потребовалось заново открыть ту истину, о которой говорится в Откр. 14:6 как о "вечном Евангелии". Откр. 10:6, 7 гласит, что волею Божьей начало суда ознаменует собой кульминацию "тайны Божьей".

Интересно отметить, что все четыре главы, следующие за Откр. 10, содержат важные истины для церкви, которая образовалась с началом новой миссии вслед за распадом миллеритского движения. Эти истины стоит вкратце перечислить:

Откр. 10 описывает миллеритское движение и торжественно провозглашает совершение "тайны Божьей" - плана Спасения.

Откр. 11 содержит призыв к изучению значения святилища, давая при этом наставление по поводу истинного поклонения. Затем внимание переносится на Святое-святых и завершение Божьего плана Спасения.

Откр. 12 говорит о борьбе Божьего народа на протяжении всей истории и определяет церковь остатка как соблюдающую заповеди Божьи и имеющую "свидетельство Иисуса" (ст. 17), являющееся в соответствии с Откр. 19:10 "духом пророчества". Мы подойдем к рассмотрению этого вопроса более тщательно в следующей главе.

Откр. 13 в очередной раз говорит о роли антибожественной силы, которую она выполняла на протяжении всей истории вплоть до конца времени.

Здесь она представлена в виде двух зверей. Эта власть зверя испытывает истинную Божью церковь, пытаясь насильно заставить всех принимать образ поклонения, противоречащий тому, о котором говорит Бог.

Это подтверждает необходимость измерения поклоняющихся, как об этом говорится в Откр. 11:1, для определить, находится ли их вера в гармонии со Словом Божьим.

Откр. 14 содержит последние Божьи предостережения поколению, живущему в последнее время.

К человеку обращен призыв поклоняться Богу только так, как Он Сам заповедал. Нежелающие принять этот вызов ставятся лицом к лицу с теми последствиями, которые ожидают их за неповиновение Божьим указаниям. Глава завершается вестью надежды для всех верующих в виде яркого описания возвращения Иисуса Христа во славе своей на землю.

Суммируя все вышесказанное: новая миссия церкви, вышедшей из потерпевших разочарование миллеритов представляет собой не что иное, как всемирную проповедь вновь открытых истин. Основные моменты этой вести описаны в книге Откровения с 10 по 14 главы:

1. Второе пришествие Христа (Откр. 14:14).

2. Завершение плана Спасения; внимание акцентируется на святилище (Откр. 10:1-19; 14:15, 17, 18).

3. Состояние мертвых во Христе (Откр. 14:13).

4. Дух пророчества (Откр. 12:17; 19:10).

5. Закон Божий (Откр. 11:19; 14:7).

6. Значимость Субботы (Откр. 10:6; 14:7).

7. Трехангельская весть (Откр. 14:6-12).

8. Церковь остатка (Откр. 12:17).

9. Начертание зверя (Откр. 13:15-17; 14:9-11).

10. Суд (Откр. 11:1-18; 14:6-7).

Именно эти 10 самых важных истин должна проповедовать церковь, образовавшаяся на месте распавшегося движения миллеритов. Эти истины были открыты Иисусом - автором Откровения.

Их важность подчеркивается тем фактом, что Иисус предстает в Откр. 10 как "Ангел Сильный" и Его послание миру таково: деятельность Его церкви начнется в последней фазе плана Спасения, давая всему человечеству еще один шанс принять то, что Он даровал всем своей жизнью и смертью, и приглашая всех в вечную жизнь.

С истечением 2300 лет (Дан. 8:14) наступило последнее время и тайна Божья приблизилась к своему завершению. Люди имеют последнюю возможность принять Христа, пока Он еще совершает свое служение во Святом-святых небесного святилища.

И это - действительно самый последний этап Его служения Спасения. Сколько это будет продолжаться, не известно никому, но наверняка - не очень долго. Человеку предоставлена возможность самому "измерить" себя и свою веру.

К каждому верующему обращен вопрос: "Как ты чтишь своего Творца и Спасителя? Находится ли твоя вера в гармонии с Писанием?" Нельзя не отметить, что в Откр. 14:14-16 Христос появляется вновь - на этот раз с властью и во славе - как могущественный Жнец для того, чтобы собрать жатву мира. Трагическое разделение людей описано здесь же - искренне верующие будут забраны Христом домой, но неверующих ждет осуждение. Достигнута точка, возврат из которой невозможен. Итак, эти главы говорят об ответственности являющихся последователями Христа лишь на словах.

При своем возвращении на землю Иисус будет для каждого либо Искупителем, либо Судьей (Откр. 14:14-16). Провозглашение этой вести и призыва всем и повсюду - огромной значимости задача и ответственность миссии христиан Адвентистов седьмого дня.