Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
Глава 2 PDF Печать Email

 

С самого начала своей истории, будучи едва оперившейся, рассеянной группой уцелевших миллеритов, адвентисты седьмого дня стали называть себя Остатком. Прежде чем оформиться организационно, пионеры адвентистского движения также называли себя Остатком. Пожалуй, впервые этот термин был употреблен в брошюре 1846 года под названием: «К малому Остатку, рассеянному повсеместно». В 1849 году Джозеф Бейтс, описывая адвентистов как Остаток, использовал библейский текст Откр. 12:17, где говорится о тех, кто «соблюдает заповеди Божьи и имеют свидетельство Иисуса Христа»1.

В 1853 году Елена Уайт назвала адвентистов, соблюдающих субботу, «Остатком народа Божьего»2. В 1855 году, когда Дж. М. Стивенсон покинул движение, ему было предложено пересмотреть свое решение отделиться от «Остатка народа Божьего»3. В 1857 году Джеймс Уайт писал, что лаодикийская весть - «особый призыв к Остатку» и призывал адвентистов внять ее наставлениям4. В 1860 году, обдумывая название для своей новой Церкви, пионеры обсуждали и такой вариант, как «Остаток»5. Согласно историку П. Герарду Дэмстиггу адвентисты взяли на вооружение лейтмотив Остатка потому, что он «указывал на уникальность субботствующих адвентистов как Остатка народа Божьего, продолжающего исповедовать основные положения адвентистского движения»6.

С годами слово «Остаток», а также сочетание «Церковь Остатка» стали определением или выражением вести адвентистов седьмого дня. На протяжении ста пятидесяти лет в наших книгах и периодических изданиях адвентистское движение называется Церковью Остатка. В начале 40-х годов впервые было выпущено Свидетельство о крещении. Тринадцатый пункт обета содержит такой вопрос: «Верите ли вы, что Церковь адвентистов седьмого дня является Церковью Остатка, и желаете ли вы стать ее членом?» В современном варианте этого свидетельства кандидата на крещение спрашивают, верит ли он (или она) в то, что Церковь адвентистов седьмого дня является «Церковью Остатка, о которой говорится в библейском пророчестве?»

Официально понятие Остатка стало доктриной нашего вероисповедания в 1980 году, когда на сессии Генеральной Конференции, проходившей в 1980 году в Далласе, адвентизм был провозглашен «Остатком, вызванным из мира, чтобы соблюдать заповеди Божьи и веру в Иисуса». Вот в какой формулировке эта доктрина стала двенадцатым из двадцати семи пунктов вероучения нашей Церкви:

«Вселенская Церковь включаете себя всех, кто истинно верует во Христа. Но в последние дни, когда широко распространилось отступление от библейских истин, Бог призвал Свой верный Остаток, чтобы он соблюдал заповеди Божьи и хранил веру в Иисуса. Этот Остаток провозглашает наступление часа суда, возвещает спасение через Христа и проповедует приближение Его Второго пришествия. Эта миссия провозглашения истины символически представлена тремя ангелами в 14-й главе Откровения. По времени она совпадает с судом, который совершается на небесах, и результатом этой миссии являются покаяние и исправление людей. Каждый верующий призван лично участвовать в этом всеобщем свидетельстве»7.

Адвентисты претендуют на исключительное право называться «Остатком» или «Церковью Остатка». Церковь не верит, что какая-либо другая организация или Церковь является Остатком, хотя адвентисты признают: «Мы не считаем, что мы одни являемся истинными детьми Божьими, и что мы - единственные истинные христиане в современном мире»8. Однако адвентистская Церковь все же учит, что все вероисповедания в той или иной степени отступили в богословском отношении, что только адвентизм проповедует «истину для настоящего времени» и что только «через Церковь Остатка Он [Бог] провозглашает весть, которая должна восстановить Его истинное поклонение. Он призывает Свой народ выйти из отступнических церквей и духовно приготавливает их ко Второму пришествию Христа»9.

Конечно, не только адвентисты седьмого дня заявляют о своей исключительности. Мормоны, к примеру, провозглашают себя истинной, восстановленной Церковью, имеющей своего пророка и весть о здоровом образе жизни, единственной, проповедующей «вечное Евангелие» по 14-й главе Книги Откровение в его чистом, первозданном виде. Свидетели Иеговы учат, что истина принадлежит только им, а все другие вероисповедания являются Вавилоном. Католическая церковь верит, что является первозданной Церковью-Матерью, тогда как протестанты уклонились от веры, однажды переданной святым.

Очевидно, что если организация как-то о себе заявляет, это еще не значит, будто она является именно тем, на что претендует. «Группа людей не является Остатком, - пишет Брюс Мойер, - просто потому, что называет себя Остатком. Она становится Остатком, только когда ведет себя как пророческий народ Остатка»10.

В последние годы некоторые члены нашей Церкви подвергали сомнению утверждение о том, что адвентисты являются Остатком. В «Адвентист Ревью» (Adventist Review) была напечатана статья, в которой говорится: «Бог ищет сегодня Остаток. Мы можем быть этим Остатком»11. В данном контексте имеется в виду, что Церковь, в ее нынешнем состоянии, Остатком не является. Многие члены, видя светскость, богословские компромиссы и отсутствие преданности нашей вести об истине для настоящего времени, впадают в искушение и сомневаются, вправе ли наша Церковь называть себя Церковью Остатка. Другие утверждают, что от этой фразы веет духом исключительности, а потому она развивает в людях духовную гордыню и высокомерие. Третьи, и особенно молодежь, видят в Церкви грех, лицемерие, законничество, холодность, разногласия и отсутствие любви. Вполне понятно, что они задают себе вопрос: может ли такая Церковь быть Церковью Остатка?

Мы, адвентисты, называем себя одновременно «Церковью Остатка по библейскому пророчеству» и Лаодикийской церковью. Можем ли мы быть тем и другим одновременно? Термин «Лаодикия», вне всякого сомнения, лучше характеризует реальное положение вещей, нежели термин «Церковь Остатка». Лаодикийская церковь говорит о себе: «„Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17). Это точное описание современного адвентизма. Если бы в перечне явных грехов в начале этой главы мы заменили словосочетание «Церковь Остатка» на термин «Лаодикийская церковь», это выглядело бы примерно так:

• Молодая женщина, прочитавшая литературу Лаодикийской церкви, приходит на субботнее богослужение. Никто не приветствует ее, не спрашивает ее имя и не разговаривает с ней, за исключением одной престарелой святой, которая презрительно насмехается над ее жемчужными бусами.

• Ребенок плачет: его родители, руководители местной Лаодикийской церкви, разводятся после многих лет приятного поведения на людях и бесконечных домашних ссор.

В таком варианте эти предложения кажутся более осмысленными, чем в первом.

То, что адвентисты седьмого дня называют себя Лаодикией, вроде бы противоречит их притязаниям на роль Церкви Остатка. Господь угрожает Лаодикии тем, что извергнет ее из уст Своих (см. Откр. 3:16). В то же время Он обещает Остатку, что «победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его» будут стоять на стеклянном море, «держа гусли Божий» (Откр. 15:2).

Можем ли мы быть тем и другим одновременно?

В данной книге изучается Остаток. Мы анализируем библейское учение об Остатке от начала и до конца времени, пытаясь ответить на вопросы: «Что такое Остаток? Какие факторы определяют понятие Остатка? Надо ли быть святым, чтобы быть частью Остатка? Может ли Остаток включать в себя как обращенных, так и не обращенных людей? Законна ли идея „Остатка внутри Остатка"? Может ли Остаток отступить? Является ли Лаодикия Остатком?»

Является ли Остатком адвентизм седьмого дня? Или же нам надо, в свете нашего нынешнего состояния, пересмотреть это утверждение?

1 Joseph Bates. A Seal of the Living God (New Bedford, Mass., 1849), 45-56.

2 Spiritual Gifts, 2:168,169.

3 The Review and Herald, 1855,18 December, 93.

4 Там же, 1857, 8 января, с. 75.

5 Там же, I860, 25 сентября, с. 148.

6 P. Gerard Damsteegt. Foundations of the Seventh-day Adventist Movement (Grand Rapids: Eerdmans, 1977), 243.

7 В начале было Слово...: Пер. с англ. - Заокский: «Источник жизни», 1993. - С. 168.

8 Questions on Doctrine (Washington, D. С.: Review and Herald Publishing Association, 1957), 187.

9 В начале было Слово..., с. 184,185.

10 Brace Mover. «Love in Practice», Adventist Review, 1990, 29 March, 11.

11 Там же, с. 12.