Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Остаток среди народов PDF Печать Email

 

Глава 3

«Тема Остатка, - пишет Герхард Хазел, - красной нитью проходит через всю Библию, от Бытия до Откровения»1. Шесть еврейских корней образуют несколько десятков слов2, которые употребляются в Ветхом Завете сотни раз в разном контексте (хотя тему Остатка можно проследить, даже не прибегая к помощи этих слов). Это содержательная и сложная тема, вот уже много лет она обсуждается в богословском мире.

Семья Ноя стала первым Остатком, о котором говорится в Священном Писании. После того как «все существующее» (Быт. 7:4) было истреблено с лица земли, уцелел только Ной и его клан: «Остался3 только Ной и что было с ним в ковчеге» (Быт. 7:23). Этот Остаток включал в себя его жену, сыновей и невесток4.

Почему только они?

Во-первых, Священное Писание говорит, что Ной был «человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9). Во-вторых, Господь сказал Ною: «Тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем» (Быт. 7:1). И, наконец, Ной делал все, «как повелел ему Бог» (Быт. 6:22).

Неудивительно, что Господь сказал Ною: «С тобою Я поставлю завет Мой» (Быт. 6:18). Завет действителен только тогда, когда все стороны соглашаются с его условиями. Хотя человечество извратило «путь свой на земле» (Быт. 6:12), Ной, ходивший с Богом и делавший все, что Бог ему велел, согласился выполнить свою часть договора, то есть построить ковчег и войти в него. И хотя весть предостережения звучала 120 лет, из огромного множества людей, живших тогда на земле, только восемь человек вошли в ковчег. Это свидетельствует, что семеро других, помимо Ноя, были также включены в завет.

Ной и его семья, в отличие от остальных жителей земли, уверовали в «истину для настоящего времени», суть которой состояла в том, что мир будет истреблен потопом. Данная конкретная весть и преданность ей семьи Ноя сделали их Остатком того времени.

Но история на этом не заканчивается. Ной «насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9:20, 21). Патриарх не просто налил себе немного вина, запивая им новую мясную пищу; он напился до такого состояния, что заснул «обнаженным» в своем шатре. Вне всякого сомнения, Господь простил Ною его неосмотрительный поступок. Но этот случай показывает, что даже Ной, победоносный предводитель Остатка, мог пасть.

Однако пир Ноя был только началом. В Хаме, увидевшем «наготу отца своего» (Быт. 9:22), «сыновняя почтительность к отцу давно исчезла, и вместо нее в сердце его гнездились низость и беззаконие»5. Таким образом, первый Остаток с самого начала был испорчен, и сам Ной предсказал, что потомство Хама будет проклято (см. Быт. 9:25-27). Хотя у Ноя нашлись добрые слова в адрес двух других сыновей и их потомства, их дети также отступили.

Совершенно очевидно, ни наследство, ни брачные узы не делали человека автоматически частью Остатка. Кровное родство с Остатком не делает нас частью Остатка.

Каким бы праведным ни был Ной, он не мог автоматически передать свою праведность потомству. Его жена, три сына и невестки, хотя у них были свои врожденные пороки, должны были войти в ковчег по собственному выбору. Таким образом, они также стали частью Остатка, состоявшего в данном случае только из одной небольшой семьи.

Следовательно, каждый лично выбирал, быть ему (или ей) членом этого «семейного» Остатка или нет. Остаток должен был согласиться с условиями Господа, а затем с верой выполнить их. После потопа большая часть потомков Ноя отвергла Божий завет. Начав мятеж против Бога, они принялись сооружать Вавилонскую башню. Хотя Господь обещал, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа» (Быт. 9:11), и нарисовал радугу в небе как символ этого обетования, люди построили башню, чтобы обеспечить свою безопасность в случае еще одного потопа. Они не верили в Божьи обетования, выраженные в Его радуге. Между людьми и Господом не осталось тех взаимоотношений завета, что были между Господом и семьей Ноя, образовавшей первый Остаток.

1 Gerhard Hasel. «The Remnant in Scripture and the End», Adventist Affirm, Fall 1988,5.

2 Названными корнями являются «sha'ar» (остаться), «palat» (спастись), «malat» (ускользнуть), «yathar» (оставаться), «sarad» (избежать) и «achar» (медлить, задерживаться). От этих корней образованы многочисленные слова, а именно такие абстрактные существительные, как «Остаток», «оставшиеся», «бегство», «беглец», «избыток», «остальное», «помеха», «часть» и др.

3 Чаще всего Остаток обозначается словом от корня «sha'ar». Оно изучено доскональнее, чем другие. Когда пророк Иезекииль увидел, как в Иерусалиме истребляются люди, не имевшие начертания на челах своих, он пал на лицо свое и воскликнул: «О, Господи Боже! неужели ТЫ погубишь весь остаток (от корня «sha'ar») Израиля, изливая гнев Твой на Иерусалим?» (Иез.9:8).

4 Пер. автора.

5 Е. Уайт. Патриархи и пророки, с. 117.