Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Глава 7 PDF Печать Email

 

На Синае сыны Израилевы, только что спасшиеся от египетской армии, вступили в завет с Богом, напоминавший тот, что Бог заключил с Авраамом, Исааком и Иаковом. На самом деле завет с Израилем на Синае стал исполнением обетовании, которые Бог дал патриархам, а именно: их семя станет «великим народом». Однако теперь обетования распространялись на весь народ, в отличие от времени патриархов, когда обетования Остатку относились только к нескольким поколениям одной семьи.

«Итак, - сказал Господь евреям на Синае, - если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5, 6).

Библия отдает предпочтение Израилю. История еврейского народа является средоточием Ветхого Завета и большей части Нового. И это несмотря на то, что в древности Израиль был одним из самых малочисленных на Ближнем Востоке. «Палестина - всего лишь крошечная часть территории Ближнего Востока, - пишут Джон Хейвз и Дж. Макс Миллер, - а история древнего Израиля и Иудеи - небольшой раздел богатой истории Ближнего Востока»1.

Прежде всего, следует отметить, что евреи далеко не первыми пришли на Ближний Восток. «Что бы ни говорилось о происхождении Израиля, - пишет Джон Брайт, - необходимо отдавать себе отчет в том, что этот народ возник не на самой заре истории»2. Добрый десяток египетских династий успели кануть в Лету, прежде чем Израиль произошел из чресл Авраама. К тому времени, когда размножился еврейский народ, самая большая египетская пирамида простояла уже почти тысячу лет.

Во-вторых, Израиль имел относительно невысокую плотность населения в сравнении с окружавшими его империями, Вавилоном и Египтом, которые значительно превосходили его численностью населения. А на фоне совокупной массы всех древних языческих государств Ближнего Востока Иудея казалась совсем маленькой и ничтожной.

В-третьих, в территориальном отношении Израильское государство значительно уступало великим державам древнего мира. На картах древнего мира и Ближнего Востока видно, что, даже когда двенадцать колен максимально раздвигали свои пределы, Израиль никогда не владел большими территориями. Ассирия, Вавилон, Персия и даже Египет, в период своего расцвета, создавали гораздо более обширные империи, чем евреи.

В-четвертых, за исключением одного столетия, когда при Давиде и Соломоне была создана единая монархия и Израиль обрел достаточную силу, с которой считались окрестные народы, евреи никогда не обладали большой военной мощью. В лучшем случае, это была сила местного значения, способная покорять небольшие окрестные государства и какое-то время сдерживать Египет. В разное время своей истории, особенно после того, как единая монархия распалась на два враждующих между собой царства, Израиль то и дело подвергался опустошительным набегам и грабежам со стороны египтян, ассирийцев, сирийцев, вавилонян, персов, греков и, наконец, римлян.

Таким образом, не численность населения, обширная территория или военная мощь делали Израиль влиятельным государством. Израиль стал средоточием Библии благодаря своей религии. Только Израиль, хотя и не всегда, исповедовал древнюю веру, восходившую ко временам Авраама, Ноя и Адама. Только этот народ оставался бастионом богопознания в то время, когда истинная религия человечества уступила дорогу мощной волне язычества и идолопоклонства, наводнившей мир суевериями и лжеучениями. В этом смысле Израиль был «Остатком народов»3 в мире, не знавшем истинного Бога, не имевшем истинного вероучения и не вступавшем с Богом в правильные взаимоотношения.

1 John Hayes and J. Max Miller. A History of Ancient Israel and Judah (Philadelphia: Westminster, 1986), 25.

2 John Bright. The History of Israel (Philadelphia: Westminster Press, 1981), 23.

3 Edgar Johnson. Aspects of the Remnant Concept in Matthew (Ph. D. diss., Andrews University, 1984), 27.