Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Глава 9 PDF Печать Email

 

Конечно, Израиль имел веру Остатка не от того только, что отвергал многобожие, идолопоклонство и ворожбу. Евреи обладали тем светом, который был дан самым первым людям. Язычники либо вообще не имели этого света, либо сильно извращали его.

Прежде всего, Израиль соблюдал седьмой день, субботу, установленный еще в Едеме до грехопадения. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3). Таким образом, в субботе, седьмом дне, не было ничего нового. Фактически, это была старая, утраченная истина, которую евреи восстановили и бережно хранили.

Израиль имел Десять Заповедей в чистом виде. Хотя у окружающих народов также имелись свои правовые кодексы, частью дублировавшие принципы, зафиксированные в Десяти Заповедях, никто из них не обладал тем, что Бог дал евреям в Декалоге. Однако и здесь евреи не изобрели ничего нового. Закон существовал на протяжении всей истории патриархов и даже раньше. Почему Каин не должен был убивать Авеля (см. Быт. 4), Авраам не должен был лгать (см. Быт. 12), а Иосиф не должен был прелюбодействовать с женой своего господина (см. Быт. 39)? Не потому ли, что уже в то время были известны принципы Закона Божьего? На Синае евреям не только был дан Закон в чистом виде, но и твердое наставление соблюдать его целиком и полностью, включая четвертую заповедь.

Израиль обладал уникальным знанием истории творения. Его языческие соседи верили всяким нелепым рассказам, таким как повествование Enuma Elish, в котором говорилось, будто земля была сотворена в результате ожесточенного сражения между богами, начавшегося с того, что одни боги потревожили сон других богов. В отличие от язычников, евреи верили в глубокие истины Книги Бытие, которая учит, что Боге определенной целью сотворил небо и землю, а затем сотворил человека из праха земного по Своему образу. Приняв описание творения в соответствие с Книгой Бытие, евреи восстановили самые древние и чистые истины о сотворении нашего мира.

Израилю было дано Божье святилище и раскрытая в нем уникальная весть. Хотя язычники также возводили святилища и храмы, но совершавшиеся в них действия, например храмовая проституция или человеческие жертвоприношения, показывали, что они понятия не имели об истине о живом Боге. Еврейское святилище было основано на обряде жертвоприношения животных, истоки которого прослеживаются во времена Адама и Евы. До того как в пустыне появилась скиния, сооруженная после заключения завета на Синае (см. Исх. 25:8), поклонники истинного Бога никогда не приносили жертвы в храме. Они строили жертвенники и на них возносили «всесожжения» (Быт. 8:20). Эти всесожжения оставались главной жертвой и в еврейском святилище (см. Исх. 29:38-42). Хотя сама форма стала другой, более сложной и поучительной, чем в древности, основные истины, преподававшиеся во святилище, соответствуют истинам, данным еще тогда, когда первое животное было принесено в жертву за вратами Едема.

«Согласно Божественному плану, - пишет Фрэнк Холбрук, - это было время, когда Божий народ должен был лучше понять природу Божества, проблему греха и средства примирения Бога с человеком, с помощью которых мог быть восстановлен гармоничный союз, нарушенный в результате вторжения греха. Новый свет не упраздняет старый. Основные положения учения о жертвоприношении и посредничестве, раскрывавшиеся в эпоху патриархов с помощью жертвы и отца-священника, теперь разрабатываются в новом контексте: скиния или храмовое святилище, как место обитания Бога»1.

Другой уникальной особенностью евреев, которая отличала их от остальных народов древнего мира, было их знание истины о смерти. «В смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6). Евреи понимали, что в момент смерти человека «выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4). Они понимали, что смерть - это сон: «И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давидовом» (3 Цар. 2:10). Это учение коренным образом отличалось от понимания смерти в древнем мире с его сложными религиозными обрядами и традициями погребения, в основе которых лежала вера в бессмертие души. Фараоны тратили многие годы и несметные богатства на строительство сложных гробниц для жизни в великом загробном мире. Литература языческих народов, живших рядом с Израилем, изобилует рассказами о загробном мире и жизни после смерти.

Истина о состоянии мертвых и смертности души, опять-таки, восходит к дням творения, когда «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). То же слово «душа» (nephesh) употребляется в описании творения животных: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую [nephesh] по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их» (Быт. 1:24). Во время творения Господь преподал урок, что душа - это то, кем мы являемся, а не то, чем мы обладаем до смерти. Господь сказал Адаму: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Израильтяне, в отличие от окружавших их народов, хорошо понимали эту истину.

Израиль имел также весть о здоровье. Хотя первые люди были вегетарианцами (а израильтяне ели мясо), различие между чистыми и нечистыми животными, которого придерживались евреи, восходит, как минимум, ко дням Ноя (см. Быт. 7:2). Однако принцип правильного питания можно найти во временах Едемских, когда Господь указал нашим прародителям, что конкретно Он дает им в пишу (см. Быт. 1:29). И в этом вопросе евреи опять были впереди своих языческих соседей - не потому, что изобрели новые истины, но потому, что твердо держались старых.

Еврейский народ понимал также вопрос великой борьбы. Во всем Св. Писании есть немало вполне понятных читателям свидетельств о борьбе между Богом и сатаной за человека и его сердце. В самой древней книге Библии, Книге Иова, ясно показана борьба между Господом и сатаной, которая началась на небе, но продолжилась на земле (см. Иов 1,2). Другие стихи, такие как Быт. 3:1-15, Иез. 28:12-15 и Ис. 14:12-14, еще полнее проясняют столь важную истину. Хотя язычники размышляли о всевозможных идеях о добре и зле, они не понимали воззрений евреев - и опять только потому, что евреи придерживались древних истин.

Израиль также имел Дух пророчества. В течение большей части истории еврейского народа как канонические пророки, так и неканонические, возвещали специальные вести, многие из которых впоследствии были включены в Библию. В то время как их языческие соседи рассматривали баранью печень, пытаясь разгадать будущее, Исайя провозглашал: Кир «исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: „ты будешь построен!"» (Ис. 44:28). Эти слова пророк сказал за сто пятьдесят лет до рождения царя и основателя Персидской империи, который освободил евреев из вавилонского плена и позволил им заново отстроить их столицу. Господь говорил через пророков и давал дар. пророчества в течение всей эпохи патриархов. Но в Израиле это явление стало более распространенным.

И наконец, Израиль имел великий свет о грядущем Искупителе, о Его Первом и Втором пришествии, но особенно о Его Первом пришествии. Евреям была оказана высокая честь: Бог поручил им возвещать о Его приходе, и они сами должны были подготовиться к этому событию (см. Ис. 42). Только Израиль обладал великими пророчествами Ис. 53, Дан. 9, Мих. 5 и Пс. 21 и должен был проповедовать их миру. Но учение о грядущем Искупителе тоже не было новым. Стих 15 из 3-й главы Книги Бытие, известный также KaKprotevangelicum (первая Благая весть), давно уже понимался как первое Мессианское обетование. Господь сказал змею: «И вражду положу... между семенем твоим и между семенем ее [жены]; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Надежда на Искупителя восходит ко времени наших прародителей. «Ангелы общались с Адамом после его грехопадения и сообщили ему о плане спасения, о том, что род человеческий еще не потерял надежду на искупление. Хотя между Богом и человеком произошло страшное разделение, тем не менее Бог предусмотрел жертву Своего возлюбленного Сына, через Которого человек мог быть спасен»2. Евреи не только имели древнюю истину, восходившую ко временам Едема, но и получили поданному вопросу более яркий свет, чем предшествующие поколения.

Совершенно ясно, что Израиль отличался от своих языческих соседей теми истинами, которые имел только он, и теми взаимоотношениями, которые он поддерживал с истинным Богом. Моисей сказал Израилю:

«Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: „только этот великий народ есть народ мудрый и разумный". Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?» (Втор. 4:5-8).

Только стремление евреев соблюдать эти законы и постановления, а также верить в истину для настоящего времени, сделало их народом Остатка, приверженцами истин, утраченных с начала мира. Иудеям надлежало не только понимать истины и исполнять их, но и проповедовать о них повсюду.

1 Frank Holbrook, «The Israelite Sanctuary», in The Sanctuary and the Atonement ed. Arnold V. Wallenkampf and W. Richard Lesher (V&shington, D. C.: General Conference of SDAs, 1981), 2.

2 The Spirit of Prophecy, 1:58, 59.