Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Остаток Остатка PDF Печать Email


Глава 11

Несмотря на капитуляцию, плен и потерю независимости Иудеей и Израилем, Господь обещал им сохранить Остаток. Пророки не только предупреждали о войне, страданиях и гибели, но и возвещали обетование о том, что Остаток спасется от истребления и восстановит государство.

«И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте» (Ис. 11:11).

«И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их» (Иер. 23:3).

«И положу трупы сынов Израилевых перед идолами их, и рассыплю кости ваши вокруг жертвенников ваших... Но Я сберегу остаток, так что будут у вас среди народов уцелевшие от меча, когда вы будете рассеяны по землям» (Иез. 6:5, 8).

Господь выполнил Свои обещания. Обстоятельства, которые должны были, по логике вещей, навсегда положить конец Иудейскому государству (столица разрушена, жители частью убиты, частью уведены в плен, частью оставлены скорбеть и чахнуть на разоренной земле), не смогли его уничтожить. Напротив, Господь вернул Остаток на его исконную землю, чтобы он заново отстроил храм и воссоздал государство. «И приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в ретине и правде» (Зах. 8:8).

К сожалению, этот «Остаток Остатка» страдал серьезными духовными изъянами, наподобие тех, что поколением раньше погубили их отцов. «Блистательная картина, - пишет Джон Брайт, - победоносного нового исхода и установления всемирного правления Яхве на Сионе не имела ничего общего с действительностью»1.

Во-первых, несмотря на щедрый указ Кира, позволившего иудеям не только вернуться в Иерусалим (см. Ездр. 1), но и начать отстраивать храм на средства из царской казны (см. Ездр. 6), многие иудеи слишком хорошо устроились и обжились в иных землях, особенно в Вавилоне. И им совсем не хотелось возвращаться. Через семьдесят лет после возвращения первых пленников Ездра пытался убедить левитов покинуть Вавилон и служить священниками в новом храме!2

Во-вторых, после завершения закладки фундамента нового здания, многие пожилые люди, вернувшиеся на родину, плакали, вспоминая славу Соломонова храма, который значительно превосходил новое строение. «И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного, потому что народ восклицал громко, и голос слышен был далеко» (Ездр. 3:13). Елена Уайт писала, что «ропот, жалобы, нелестные сравнения двух храмов ввели многих в состояние подавленности и ослабили руки строителей»3.

Самаряне также препятствовали иудеям в воссоздании храма (см. Ездр. 4:4). Указанные проблемы, а также тяготы обратного пути, связанные с глубокой бедностью, настолько обескуражили народ, что Остаток на пятнадцать лет прервал строительство храма, поскольку иудеи сосредоточили внимание на возведении своих домов. Такая позиция, в конце концов, навлекла на них справедливое обличение Господа, Который удерживал от них

Свои благословения: «За Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений» (Агг. 1:9, 10).

Многие из Остатка, в том числе духовные руководители, вступали в браки с язычниками, хотя столь скверный обычай навлек на их родителей гнев Бога. Узнав о подобных браках, Ездра писал: «Я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою, и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный» (Ездр. 9:3). В итоге дети, родившиеся от смешанных браков, не умели даже «говорить по-иудейски» (Неем. 13:24).

Более состоятельные члены Остатка наживались на несчастьях бедных, беря с них высокие проценты по долгам, пока не «сделался большой ропот в народе и у жен его на братьев своих Иудеев» (Неем. 5:1). Другие высказывали разочарование по поводу трудностей, с которыми они столкнулись при строительстве городской стены: «Ослабела сила у носильщиков, а мусору много; мы не в состоянии строить стену» (Неем. 4:10). Некоторые плели заговоры вместе с язычниками, чтобы остановить работу (см. Неем. 6:10-12), а священник Елиашив, «приставленный к комнатам при доме Бога нашего» (Неем. 13:4), разрешил язычнику использовать комнату в качестве личной квартиры! Многие занимались коммерцией в субботу (см. Неем. 13:15, 16).

Конечно, после эпизодических покаяний начиналось возрождение, и, в конце концов, Израиль отстроил город и храм. Тем не менее, в свете великих обетовании относительно еврейского народа, этот Остаток не выполнил своей духовной миссии, бывшей средоточием его священного завета с Иеговой.

Со временем ситуация только ухудшилась. Во время греческого господства, которое началось в IV в. до Р. X., Остаток быстро усвоил эллинские верования и обычаи.

Греки создали в Иудее многочисленные города (polioi), ставшие центрами греческой религии, культуры и правления. При первосвященнике Иасоне, который купил свою должность, дав взятку греческому правителю Антиоху IV, Иерусалим также превратился в polis со стадионом, на котором члены Церкви Остатка, в лучших греческих традициях, участвовали в соревнованиях в обнаженном виде (некоторые даже проходили через болезненные операции, чтобы скрыть свое обрезание). В 172 г. до Р. X. другой иерусалимский священник Менелай ограбил сокровищницу храма, чтобы подкупить Антиоха и занять пост Иасона.

В ответ на последующие зверства Антиоха, запретившего обрезание и соблюдение субботы и приносившего идольские жертвы на жертвеннике храма, Маккавеи (известные также как Хасмонеи) развязали партизанскую войну и через три года успешно прогнали вражескую армию из Иерусалима. Примерно через десять лет Хасмонеи впервые за четыре с лишком века, объявили Иудею независимым государством.

К сожалению, иудеи не долго наслаждались этой свободой. Римляне, воспользовавшись внутренней борьбой Хасмонеев за власть, взяли Иерусалим в 63 г. до Р. X., и иудеи снова оказались под иноземным игом.

Таким образом, объединенная «Церковь» Остатка, не только не победила языческий мир Евангелием, но сама оказалась побежденной языческим миром. Имея много возможностей выполнить условия завета, Остаток то и дело терпел неудачу.

И вскоре ему предстояло самое важное испытание, через которое он также не смог пройти.

1 Bright, 367.

2 См. Е. Уайт. Пророки и цари, с. 614,615.

3 Там же, с. 564.