Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Остаток от семени ее PDF Печать Email

 

Глава 14

Следующий библейский Остаток описан в 12-й главе Книги Откровение, его окружает неистовая борьба, гонения и обман. В первых шести стихах говорится, что женщина кричит «от болей и мук рождения» (ст. 2), дракон повергает на землю «третью часть звезд» (ст. 4), а затем пытается «пожрать ее младенца», как только он родится (ст. 4); женщина убегает «в пустыню» (ст. 6). В следующих трех стихах описана «на небе война» (ст. 7), в результате нее дьявол и его ангелы были свергнуты на землю, где они стали обольщать «всю вселенную» (ст. 9). Далее изображен «клеветник братии наших» (ст. 10), потом мученики, которые «не возлюбили души своей даже до смерти» (ст. 11), и «сильная ярость» дьявола (ст. 12). Затем дракон начинает «преследовать жену» (ст. 13), «и пустил змий из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою» (ст. 15). В последнем, 17-м стихе главы дракон, рассвирепев на жену, «пошел, чтобы вступить в брань с прочими (в ориг. «Остатком» - прим. ред.) от семени ее».

Ясно, что в этой главе описан не очередной день из жизни Бемби. Используя ретроспективу (что вообще характерно для Книги Откровение), автор дает сжатый, но емкий исторический обзор великой борьбы между Христом и сатаной. Нигде больше в Св. Писании тема великой борьбы не изображается столь наглядно и кратко, как в этих семнадцати стихах. Таким образом, Божий Остаток последнего времени

показан в контексте великой борьбы: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими [Остатком] от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (ст. 17).

Текст Откр. 12:17, расположенный ближе к концу Св. Писания, связан с текстом Быт. 3:15 в начале Библии. После грехопадения 1осподь сказал змею, который только что прельстил Еву: «И вражду положу между тобою [змеем] и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее».

Тексты Откр. 12:17 и Быт. 3:15 похожи друг на друга. В обоих случаях речь идет о сатане, который назван не только драконом, но и змеем (см. Откр. 12:9). В обоих говорится о «жене» и «семени ее». Если в Быт. 3:15 сказано о «вражде» между женой (Божьей Церковью)1 и сатаной, то в Откр. 12:17 сатана «рассвирепел» на жену и вступил в «брань», или войну, с ее семенем. Ниже приводится сравнительный анализ двух текстов:

Быт. 3:15 1) сатана (змей) 2) жена 3) семя жены 4) вражда

Откр. 12:17 1) сатана (дракон) 2) жена 3) семя жены 4) брань, война

В действительности события, описанные в Откр. 12:17, происходят почти на шесть тысяч лет позже тех, что запечатлены в Быт. 3:15. Они похожи на пролог и эпилог почти ко всей Библии, повествующей о великой борьбе между Христом и сатаной.

Кто же они, эти «прочие от семени ее», с которыми дракон вступает в брань?

Чтобы дать правильный ответ на поставленный вопрос, надо принять во внимание время, в которое возникает Остаток. В 12-й главе Откровения Остаток появляется не только в конце самого видения, но также и в конце хронологических событий, описанных в этом видении.

Сначала на небе произошла война между Михаилом и его ангелами с одной стороны и сатаной и его ангелами с другой (см. ст. 7-9). Эта война закончилась низвержением на землю сатаны и его ангелов.

Затем жена рождает дитя, по-видимому, Христа (см. ст. 5), Который родился на земле, где дракон, свергнутый с неба, был готов, «когда она родит, пожрать ее младенца» (ст. 4; см. также Мф. 2).

Потом дракон нападает на жену: «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену/ которая родила младенца мужеского пола» (ст. 13).

Спасаясь от нападения, жена - Божья Церковь-убегает в пустыню, о чем упоминается дважды: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (ст. 6). «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню, в свое место, от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и пол-времени» (ст. 14).

И наконец, по окончании того времени, когда жена укрывалась в пустыне, на историческую арену выходит Остаток: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими [Остатком] от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (ст. 17).

Таким образом, первая характеристика Остатка сводится к тому, что он должен появиться после времени, проведенного женой в пустыне, то есть после времени, времен и пол-времени (ст. 14), или после тысячи двухсот шестидесяти дней (ст. 6).

«Из этого видения ясно следует, что после 1260 дней, трех с половиной лет, - пишет Уильям Джонсон, - дракон сосредоточит свои усилия на потомках жены»2.

Поскольку «время» означает год, «времена» - два года, а «пол-времени» - полгода, «время времена и пол-времени» образуют период в три с половиной года. Согласно Откр. 12:6, это «тысяча двести шестьдесят дней» (1260 дней).

Поскольку в обоих стихах описывается одно и то же событие: жена убегает в пустыню от дракона, значит, в обоих стихах речь должна идти об одном и том же периоде времени.

Гонение на святых, описанное в 7-й главе Книги Даниила, является ключом к тому промежутку времени, о котором говорится в Откр. 12:6,14. Даниилу приснились четыре зверя. Первый, «как лев» (Дан. 7:4), - это Вавилон. Второй, «похожий на медведя» (ст. 5), - это Мидо-Персия. Третий, «как барс» (ст. 6), - это Греция. И четвертый, «страшный, и ужасный, и весьма сильный» (ст. 7), - это языческий Рим. У четвертого зверя было «десять рогов», что напоминает нам зверя с десятью рогами из Откр. 12:3, который также символизирует Рим в его языческой стадии. Таким образом очевидна связь между 7-й главой Книги Даниила и 12-й главой Книги Откровение. Согласно Евангелию от Матфея языческий Рим (через Ирода) попытался «пожрать» дитя жены, то есть новорожденного Христа.

В видении Даниила (7-я глава) могущественный небольшой рог, имевший «глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (ст. 8), вышел из языческого Рима. Этот небольшой рог не отделялся от четвертого зверя, но был его неотъемлемой частью и «вел брань со святыми и превозмогал их» (ст. 21) в течение «времени, и времен, и полувремени» (ст. 25). В тот же период времени жена из 12-й главы Книги Откровения, Божья Церковь, убежала в пустыню от дракона, который преследовал ее (или «вел брань» с ней). Совершенно очевидно, что в книгах Даниила и Откровение речь идет об одном и том же событии. В Септуагинте, древнем переводе еврейской Библии на греческий язык, та же самая фраза, которую Иоанн использовал в Откр. 12:14, употребляется в Дан. 7:25. Поскольку большая часть Откровения основана на заимствованиях из Ветхого Завета, Иоанн, возможно, взял эту фразу непосредственно из Дан. 7:253.

Следовательно, небольшим рогом можно считать Рим, хотя на сей раз на его папской стадии. Что же касается «времени, и времен, и полувремени» из Дан. 7:25 и Откр. 12:14, то в обоих этих текстах изображен период гонения со стороны папского Рима на «святых Всевышнего» или «жену». Дракон использовал языческий Рим, чтобы попытаться убить Христа (см. Откр. 12:4). Он снова использовал Рим в эпоху папства для нападения на Церковь Господа (см. ст. 6 и 14).

В какое время происходит это нападение?

В Книге Даниила, 7-я глава, символические звери совершают символические действия в символический промежуток времени. «Время, времена и полвремени» - это необычный способ обозначения времени. То же можно сказать и о выражении «тысяча двести шестьдесят дней». Почему бы пророку не сказать просто: «три с половиной года», если он имел в виду буквальное исчисление? На протяжении нескольких столетий многие комментаторы считают, что данное пророчество следует истолковывать по принципу «день за год». Это значит, что «время, времена и полвремени», а также «тысяча двести шестьдесят дней» фактически обозначают 1260 лет4.

Адвентистские комментаторы определили, что отправной точкой данного пророчества надо считать 538 год по Р. X., когда папство изгнало последнюю арианскую власть из Рима, а его завершением - 1798 год, когда французы взяли папу в плен5. Однако, чтобы понять пророчество, вовсе необязательно устанавливать точные даты. Вполне достаточно понимать две простые мысли, ясно высказанные в Св. Писании. Во-первых, гонение, описанное в Дан. 7 и в Откр. 12:6,14, исходило от папского Рима. Во-вторых, принцип день за год следует применять при истолковании символических пророчеств, включающих в себя промежутки времени. Учитывая эти две пророческие аксиомы, мы можем дать конкретную характеристику Остатка.

Папский Рим укрепил свою власть в VI в. по Р. X. Прибавив к этому времени тысячу двести шестьдесят лет, мы получим, по крайней мере, конец XVIII или начало XIX века. Следовательно, «прочие от семени ее» впервые появляются на исторической арене только после этого времени. Таким образом, 1260 лет заканчиваются, а Остаток появляется лишь в конце XVIII или в начале XIX века.

Хотя пророческий промежуток времени сам по себе не указывает, что представляет собой Остаток, он ясно трактует, чем он не является. Поскольку Остаток может появиться только после окончания периода в 1260 лет, то есть в конце XVIII или начале XIX века, это автоматически исключает все основный протестантские церкви. Хотя отдельные члены указанных организаций могут быть частью Остатка и обязательно войдут в него, эти вероисповедания в целом возникли непосредственно в результате Реформации XVI и XVII веков, а это слишком рано, чтобы быть «прочими от семени ее». Лютеране, методисты, баптисты, баптисты седьмого дня, Епископальная церковь, пресвитериане, конгрегационалисты - все они уже существовали и не могли, в корпоративном смысле, быть Остатком, изображенным в Откр. 12:17. «Прочие от семени ее» должны были появиться после окончания периода в 1260 лет, то есть в конце XVIII или в начале XIX века.

Но отличительные признаки Остатка этим не исчерпываются. По окончании периода в 1260 лет возникло множество разнообразных церковных организаций. Нужны дополнительные подробности, помогающие выявить Остаток, и, к счастью, они нам даны.

Вторая характерная особенность «прочих от семени ее» состоит в том, что они являются «сохраняющими заповеди Божий» (Откр. 12:17). Как бы люди ни истолковывали фразу «заповеди Божий», в это понятие обязательно должны входить Десять Заповедей (возможно, только они и имеются в виду).

• «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).

• «Кто говорит: „я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4).

• «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31).

• «„Почитай отца твоего и мать" - это первая заповедь с обетованием» (Еф. 6:2).

• «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14).

• «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15).

Конечно, в самом сердце Божьих заповедей находится четвертая, которой пренебрегает почти весь христианский мир. Даже многие из тех, кто претендует на ее соблюдение, на самом деле нарушают ее, потому что вместо седьмого дня соблюдают первый день недели. Как бы искренне, ревностно и усердно человек ни соблюдал воскресенье, Библия говорит, что не первый, а седьмой день принадлежит Господу Богу нашему (см. Исх. 20:10). Таким образом, чтобы соответствовать второй характеристике Остатка, человек должен соблюдать все Божьи заповеди, включая заповедь о субботе.

«Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: „не прелюбодействуй", сказал и: „не убей"; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак. 2:10,11). Иаков мог точно так же написать: «Ибо Тот же, Кто сказал: „не прелюбодействуй", сказал и: „помни день субботний"; посему, если ты не прелюбодействуешь, но не помнишь дня субботнего, то ты также преступник закона».

Важность субботы еще понятнее выражена в 14-й главе Откровения. В контексте последних дней ангел, почти напрямую цитируя текст заповеди о субботе, призывает жителей земли поклониться «Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14:7) в отличие от тех, кто поклоняется «зверю и образу его» (ст. 9). В условиях разногласий по поводу истинного поклонения являются детьми

Божьими лишь соблюдающие «заповеди Божий и веру в Иисуса» (Отар, 14:12). Здесь, как и в Откр. 12:17, на первый план выходят Божьи заповеди. А из всех заповедей только в четвертой конкретно говорится о поклонении Господу, как Сотворившему «небо, и землю, и море». Поэтому нет никакого сомнения в том, что когда в Книге Откровение говорится об Остатке, соблюдающем «заповеди Божий», четвертая заповедь также включается в это понятие.

Этот второй опознавательный знак исключает подавляющее большинство тех религиозных организаций, которые подходят под первый признак, связанный со временем. Многие церковные организации, такие как Пятидесятники, Мормоны, Свидетели Иеговы и другие, возникли после периода в 1260 лет, но почти все они отвергают четвертую заповедь, либо вообще не соблюдая никакого дня, либо соблюдая первый день недели вместо седьмого по заповеди. В Божьи заповеди входит соблюдение седьмого дня, субботы. Следовательно, «прочие от семени ее» не только появляются в конце XVIII или начале XIX века, но и соблюдают седьмой день, субботу.

Таким образом, при наличии этой второй характеристики направление поиска Остатка резко сужается. К счастью, остается еще одна особенность, сокращающая область поиска до одной единственной организации. Откр. 12:17 также учит, что этот Остаток имеет «свидетельство Иисуса Христа».

1 На протяжении всей Библии Господь использует образ женщины, когда говорит о Своей Церкви. См. Ис. 26:17; 54:5; 65:2; 66:7-9; Мер. 2:2; 3:14; 6:2-4; Мих. 4:10; Ос. 2:19, 20; 2 Кор. 11:1; Откр. 21:2.

2 William Johnsson. «The Saints' End-Time Victory Over the Forces of Evil», in Symposium on Revelation, ed. Frank Holbrook (Silver Spring, Md.: Biblical Research Institute, 1992), 18.

3 Заимствование становится еще более очевидным, если посмотреть на 13-ю главу, явно основанную на седьмой главе Книги Даниила.

4 См. также Клиффорд Гольдштейн, 1844 год. Это легко объяснить: Пер. с англ. - Заокский: «Источник жизни», 1998 - С. 96.

5 Дополнительные подробности вы найдете в книге Mervyn Maxwell, God Cares (Boise, Idaho: Pacific Press, 1981), 2:328, 329.