Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 18 апреля 2024
Глава 5 PDF Печать Email

 

Как мы увидим, 8-я глава Книги Даниила повторяет 7-ю главу. Хотя некоторые аспекты 7-й главы в 8-й главе опущены, в ней выделены другие моменты. Тем не менее сценарии обеих глав схожи.

Подобно 2-й и 7-й главам Книги пророка Даниила 8-я глава разделена на две основные части: пророческий сон, или видение, затем разъяснение этого видения. В 8-й главе Книги пророка Даниила первые четырнадцать стихов описывают видение, где фигурируют овен, козел, небольшой рог и очищение святилища. Вторая половина этой главы, стихи с 15-го по 27-й, объясняет значение овна, козла и небольшого рога. Очищение святилища не объясняется.

Давайте рассмотрим видение из 8-й главы Книги Даниила.

"В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение после того, которое явилось мне прежде" (ст. 7).

Даниил видит видение во время царствования Валтасара, царя Вавилонского. Следовательно, это видение было дано во время Вавилонского царства. Что же увидел Даниил?

"Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднялся после. Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величался" (ст. 3, 4).

В видении Даниил видит овна с двумя рогами. Этот овен движется в трех направлениях, и никакой зверь не может его остановить. Овен "величается".

Итак, первая часть видения Даниила - об овне.

Что дальше?

"Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами. Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей" (ст. 5, 6).

Следующим в видении Даниил видел козла, атаковавшего овна.

"И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто бы мог спасти овна от него. Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных" (ст. 7, 8).

Козел, у которого между глазами был видный рог, уничтожает овна, который был до него. Этот козел "чрезвычайно возвеличился", однако его большой рог позднее сломался и на его месте появились четыре других рога.

После того как большой рог козла сломался, от одного из четырех ветров небесных выходит другая власть. "От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране. И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их. И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал" (ст. 9-12).

Этот небольшой рог появляется после козла. Он движется по земле в различных направлениях, но затем возносится "даже до воинства небесного". Он повергает истину на землю, а затем "чрезвычайно разрастается".

До сих пор Даниил видел овна, козла, а затем власть небольшого рога.

Следующим событием видения является разговор двух святых: один спрашивает другого обо всем, что видел

 

Даниил. "На сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?" (Ст. 13). Последовал ответ: "На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится" {ст. 14).

Видение заканчивается вестью об очищении святилища! Затем указывается время очищения святилища - последнее, что происходит в видении Даниила. После этого видение заканчивается. Важно то, что видение заканчивается сообщением об очищении святилища.

Следовательно, видение Даниила может быть представлено следующим образом:

Овен

Козел

Небольшой рог

Святилище очищено

Еще и еще раз прочитайте Дан. 8:1-14, пока вы не увидите следующую последовательность событий: овен, козел, небольшой рог, святилище очищено. Это непременно должно быть понято.

В первой половине 8-й главы Книги Даниила описывается видение; во второй половине оно объясняется. В Дан. 8:15-18 архангел Гавриил, после того как ему было сказано: "Объясни ему это видение", подходит к Даниилу и говорит: "Знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!" Обратите внимание, Гавриил говорит, что видение относится к "концу времени", - факт настолько важный, что он снова повторяет то же самое в 19-м стихе. "И сказал: вот я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени".

Кто же были эти звери?

"Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский" (ст. 20).

Мидия и Персия!

Не встречали ли вы упоминания об этом царстве раньше? Не было ли оно изображено серебром истукана во 2-й главе Книги Даниила и медведем в 7-й главе? Не появилось ли оно снова, на этот раз в символе овна? Вам нет необходимости слушать меня или обращаться к истории. Библия сама называет это царство!

Обратите также внимание на несколько параллелей между медведем из 7-й главы, изображающим Мидо-Персию, и овном из 8-й главы, символизирующим ее же. Оба зверя были асимметричны: медведь стоял с одной стороны (7:5); соответственно, рога у овна были не одинаковы, один выше другого (8:3). Кроме того, у медведя было три клыка во рту - как считается, Вавилон, Египет и Лидия - три нации, сокрушенные Мидо-Персией. Овен в 8-й главе Книги Даниила одерживает победу в трех направлениях: западном (Вавилон), южном (Египет) и северном (Лидия).

Возникает логичный вопрос: где здесь Вавилон? Вавилон присутствует во 2-й и 7-й главах Книги Даниила, но где он в 8-й главе? Хотя видение 8-й главы начинается во время царствования Вавилона, этот народ в данном пророчестве не упомянут. Общепринятое объяснение гласит, что, когда давалось видение 8-й главы Книги Даниила, Вавилон двигался к своему закату. Поскольку вскоре он должен был уйти с исторической арены, не было нужды его описывать. Хотя такой ответ вполне логичен, существует лучшее объяснение. Я дам его в следующей главе.

Во всяком случае, видение 8-й главы Книги Даниила начинается с овна, который символизировал Мидо-Персию. А что можно сказать о козле, который вышел следующим?

Гавриил говорит: "А козел косматый - царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это - первый ее царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре:

это четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою" (ст. 21, 22).

Греция!

Не встречалось ли вам это царство раньше? Не олицетворялось ли оно бронзой истукана во 2-й главе Книги Даниила и барсом в 7-й главе? Ясно, что первым царем был Александр Великий, который привел империю к ее высшему расцвету, а четыре царя - это четыре полководца, которые поделили империю после смерти Александра ("рог, который сломался"). И снова, чтобы определить, какое это царство, совсем не нужно мудрствовании. Библия называет его нам!

Обратите также внимание на параллели в описании козла в 8-й главе и барса в 7-й главе. Оба появились после Мидо-Персии. У барса было четыре птичьих крыла на спине (7:6), в то время как козел "шел" по лицу земли, не касаясь земли (8:5). Кроме того, барс имел четыре головы (7:6), а у козла появилось четыре рога после того, как сломался большой рог его (8:8). Следовательно, овен представляет собой Мидо-Персию, а козел - Грецию. А что сказано о власти небольшого рога, которая последовала затем?

"Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых. И при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен - не рукою" (ст. 23-25).

Ясно, что небольшой рог символизирует собою ужасную власть, которая появляется после раскола Греции. Это процветающая власть, она уничтожает народ Божий. Прежде чем назвать эту власть (которая уже очевидна), обратите внимание, что, согласно описанию, овен, символизировавший Мидо-Персию, "величался" (ст. 4). О козле, символизировавшем Грецию, сказано, что он "чрезвычайно возвеличился" (ст. 8). Однако власть небольшого рога, появляющаяся позднее, описана как "чрезвычайно великая" (другой перевод) (ст. 9). Какая бы нация ни была здесь представлена, она, несомненно, сильнее двух предыдущих.

Во 2-й главе Книги Даниила следующей после Мидо-Персии и Греции империей был Рим (языческий и папский, хотя здесь подчеркивается больше политическая сторона, нежели религиозная). Символом Рима был самый прочный из всех металлов - железо. В 7-й главе Книги Даниила после Мидо-Персии и Греции появился языческий и папский Рим, символом которого был самый свирепый из всех зверей. В 8-й главе после Мидо-Персии и Греции появляется другая империя - более могущественная, чем любая из предшествующих двух.

Этой империей, разумеется, должен быть Рим!

Ранее мы видели, что во 2-й главе Книги Даниила мировые империи были представлены разными металлами: Вавилон - золотом, Мидо-Персия - серебром, Греция - бронзой. Мы видели, что символом Рима был другой металл - железо. Это железо в истукане началось после Греции (в голенях) и продолжалось до пальцев - до конца времени, когда Бог воздвигает Свое царство, хотя к тому времени железо в ступнях смешано с глиною. Отсюда следует, что Рим появляется после Греции и присутствует до конца времени, хотя и в другой стадии развития.

В 7-й главе Книги Даниила царства представлены разными зверями, включая четвертого зверя - символ языческого Рима. Однако небольшой рог - символ папского Рима - был еще частью четвертого зверя. Он не существовал отдельно. Следовательно, четвертый зверь, подобно железу во 2-й главе Книги Даниила, восстает после Греции и существует до конца времени, хотя и в иной стадии развития.

Тот же самый принцип действует и в отношении небольшого рога в 8-й главе Книги Даниила. Он восстает после Греции (см. ст. 23), однако существует до конца, до времени, когда будет сокрушен "не рукою", подобно тому, как камень, представляющий Божье царство, был отторгнут "не руками" - что говорит о Божьем вмешательстве. Аналогично государствам в предыдущих пророчествах этот небольшой рог появляется после Греции и не исчезает до конца времени.

Следовательно, небольшой рог символизирует как языческий, так и папский Рим, потому что языческая фаза началась после Греции, а стадия папства будет существовать до конца. В 8-й главе Книги Даниила различные фазы видеть труднее, чем в предыдущих главах, но тем не менее они существуют. Доктор Уильям Шей из института библейских исследований при Генеральной Конференции и доктор Герхард Хазел из университета Андрюса во втором томе комментариев Комитета по исследованию Книги Даниила и Откровения писали о языческой и папской фазах небольшого рога в 8-й главе Книги Даниила. Не вдаваясь в подробности, скажем, что они наглядно показали, как начальные стихи этой главы продемонстрировали горизонтальное измерение небольшого рога: он перемещался по лицу земли (ст. 9). Они считают, что это земное измерение имеет дело с языческой фазой Рима, так как он распространил свою империю по лицу земли. Однако последующие стихи описывают религиозную войну, так как небольшой рог возвеличивает себя и возносится до воинства небесного - на "Вождя воинства сего" и на небесное святилище. Здесь описывается папская фаза Рима как система, которая узурпирует прерогативы, принадлежащие только Богу. Небольшой рог имеет две фазы: горизонтальное нападение (языческое) и вертикальное нападение (папство). Мы рассмотрим этот момент более подробно в следующей части книги.

Здесь же важно отметить, что небольшой рог, появившийся после овна и козла, символизирует собою Рим в его языческой и папской фазах, хотя, как и в 7-й главе, акцент здесь делается на папской фазе.

Действительно, обратите внимание на некоторые аналогии между описаниями небольшого рога в 7-й и 8-й главах Книги Даниила, аналогии, которые доказывают, что мы имеем дело с одной и той же властью.

1. Обе власти описаны одним и тем же символом - рогом.

2. Обе преследуют (см. 7:27, 25; 8:10, 24).

3. Обе возвышают себя и богохульствуют (см. 7:8, 20, 25; 8:10, 11, 25).

4. Обе делают мишенью Божий народ (см. 7:25; 8:24).

5. Все, что они предпринимают, определено пророческим временем (см. 7:25; 8:13, 14).

6. Обе существуют до конца времени (см. 7:25, 26;

8:17, 19).

7. Обе должны быть уничтожены сверхъестественным образом (см. 7:77, 26; 8:25).

Итак, ясно, что маленький рог из 8-й главы Книги Даниила - это Рим.

До сих пор при рассмотрении 8-й главы Книги Даниила мы видели, что овен - это Мидо-Персия, козел - это Греция и небольшой рог - это Рим. Порядок следования таков:

Мидо-Персия (овен)

Греция (козел)

Рим (небольшой рог).

В самом видении вслед за небольшим рогом следует весть об очищении святилища. И в объяснении видения сохраняется та же последовательность.

"Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно, но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам. И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами;

я изумлен был видением сим и не понимал его" (ст. 26, 27). На этом 8-я глава заканчивается.

На первый взгляд кажется, что эти стихи не имеют ничего общего с очищением святилища, о котором упомянуто в 14-м стихе. Однако в Дан. 8:14 сказано: "На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится". Поэтому "видение о вечере и утре" (с/и. 26) имеет прямое отношение к очищению святилища. В объяснении, как и в самом видении, очищение святилища упоминается вслед за описанием Рима. К сожалению, часть видения, касающаяся очищения святилища, не была объяснена, поскольку 8-я глава Книги Даниила заканчивается словами пророка о том, что он не понимал видения. Так как остальная часть видения 8-й главы Даниила (об овне, козле и небольшом роге) была ясно объяснена, стало быть, он не понял лишь того, что касается очищения святилища - видения о вечерах и утрах.

Суть в том, что объяснение 8-й главы Книги Даниила дано точно в той же последовательности, что и само видение:

Видение 8-й главы Книги Даниила

Объяснение видения

Овен (ст. 3-4)

Козел (ст. 5-8)

Небольшой рог (ст. 9-12)

"На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище

Мидо-Персия (ст. 20)

Греция (ст. 21)

Языческий/папский Рим (ст. 23-25)

"Видение же о вечере и утре, о котором сказано, очистится" (Дан. 8:14) истинно" (Дан 8:26)

В 7-й главе фигурируют три государства - Мидо-Персия, Греция, Рим; они даны в такой последовательности, и за ними следует суд на небесах. В 8-й главе Книги Даниила приведена та же последовательность, что и в 7-й главе (Мидо-Персия, Греция, Рим), и затем следует очищение святилища на небе. Подобно тому, как звери, показанные в разных видениях, соответствуют один другому и представляют одни и те же государства, так и соответствие между судом в 7-й главе Книги Даниила и очищением святилища в 8-й доказывает, что они являются одним и тем же событием!

7-я глава Книги Даниила

8-я глава Книги Даниила

Вавилон (лев)

Мидо-Персия (медведь)

Греция (барс)

Языческий Рим (четвертый зверь)

Папский Рим (небольшой рог)

СУД НА НЕБЕ

Божье царство установлено

Мидо-Персия (овен)

Греция (козел)

Языческий Рим (действия рога на земле)

Папский Рим (религиозные действия рога)

СВЯТИЛИЩЕ ОЧИЩЕНО

Медведь (Мидо-Персия) в 7-й главе Книги Даниила соответствует овну (Мидо-Персия) в 8-й главе той же книги, потому что они указывают, на одно и то же.

Барс (Греция) в 7-й главе Книги Даниила соответствует козлу (Греция) в 8-й главе, потому что они указывают на одно и то же.

Четвертый зверь и его рог (Рим) в 7-й главе соответствует небольшому рогу (Рим) в 8-й главе, потому что они указывают на одно и то же.

Точно так же суд в 7-й главе Книги Даниила соответствует очищению святилища в 8-й главе, потому что они указывают на одно и то же.

Суд и очищение святилища - синонимы, появляющиеся в обоих пророчествах после описания Рима!

Изучайте две эти главы до тех пор, пока вы ясно не увидите соответствие между судом в 7-й главе Книги Даниила и очищением святилища в 8-й главе. Это очень важно.

Только одни эти параллели доказывают, что суд и очищение святилища - одно и то же событие, но существует ли еще какое-нибудь доказательство? Перечисленные в пророчествах государства, помимо того что они соответствуют своим двойникам в пророческой схеме, имеют еще и некоторые сходные признаки. Есть ли еще какое-нибудь сходство между идеей суда и очищением святилища?

Безусловно! Очищение святилища на земле происходило ежегодно в судный день. Тысячи лет, начиная со времени, когда в пустыне была устроена скиния, и до сего дня иудеи праздновали очищение святилища (Йом Киппур) - День очищения - великий судный день. Сущностью Дня очищения является суд, покаяние, исповедание греха.

Прочитайте следующую выдержку из древнееврейского источника относительно Дня очищения, описывающую очищение святилища:

"Бог, воссевший на престоле судить мир, будучи одновременно Судьей, Защитником, Экспертом и Свидетелем, открывает Книгу записей; ее читают, в ней записано имя каждого человека. Раздается громкий звук трубы; слышен тихий нежный голос; ангелы содрогаются, говоря, что на стал день суда: ибо Его служители нечисты перед Богом. Как пастух собирает свое стадо, заставляя всех овец повиноваться посоху, так и Бог заставляет каждую живую душу пройти перед Ним, чтобы определить предел жизни каждого творения и его судьбу... В День очищения решается, кто будет жить, а кому надлежит умереть"1.

Хотя адвентистское понимание следственного суда нельзя назвать точно таким же, сходство все же имеется. Мы тоже верим, что существует суд, где фигурируют книги с записанными в них именами и делами людей, что во время суда будет решено, жить им или умереть. Кроме того, обратите внимание, как эта выдержка из энциклопедии напоминает некоторые образы суда, показанного в 7-й главе Книги Даниила, то есть следственного суда. В обоих текстах говорится о Боге, или, как сказано в 7-й главе, о "Ветхом днями" (ст. 22). В обоих случаях упоминаются престолы. В выдержке из энциклопедии говорится о "Книге записей"; в 7-й главе сказано, что "книги" были раскрыты. В обоих случаях речь идет о суде (см. ст. 10, 22, 26). В том и другом случае в сцене суда участвуют ангелы. В 7-й главе Книги Даниила идет речь о некой окончательной расплате, об этом же говорится и в приведенной выдержке.

По иудейским представлениям. День очищения - это последний шанс человека раскаяться во грехе. Раввин Яхель Экштейн характеризует Йом Киппур как "нашу последнюю возможность предстать перед Богом с просьбой о милостивом суде"2.

В День очищения иудеи приветствовали друг друга традиционным пожеланием, которое, по существу, означает: "Да будешь запечатлен в Книге жизни во благо".

В моем офисе есть молитвенник на День очищения, в котором содержатся молитвы, возносимые благочестивыми иудеями в священные дни Йом Киппура. Вот некоторые из этих молитв: "Оправдай нас на суде... О, заставь замолчать обвинителя (сатану) и позволь защитнику занять его место... и благодаря его ходатайству провозгласи, что я прощен... О, удали беззакония спасенного народа (Израиля)... Он, Ветхий днями, восседает как Судья... В Книге жизни, благословения, мира и благого подкрепления да будем мы воспомянуты и запечатлены Тобой".

Запечатлены! Книга жизни! Последняя возможность покаяться/Кто будет жить, а кто у мрет! День суда! Книги записей! Оправдай нас на суде! Заставь замолчать обвинителя! Изгладь наше беззаконие!

Такая концепция Дня очищения точно соответствует тому, чему годами учили адвентисты, говоря о следственном суде. Поэтому не удивительно, что суд, описанный в 7-й главе Книги Даниила, и очищение святилища, упомянутое в 8-й главе, схожи между собой. Это - одно и то же событие.

Кроме того, изучая 7-ю главу Книги Даниила, мы видели, что Мидо-Персия пришла к своему концу примерно в 331 году до Р.Х. Если она прекратила свое существование в 331 году до Р.Х. по 7-й главе Книги Даниила, значит, в тот же год ее постиг конец по 8-й главе Книги Даниила, то есть в 331 году до Р.Х. За Мидо-Персией пришла Греция, конец которой наступил в 168 году до Р.Х. Ясно, что Греция по 8-й главе Книги Даниила прекратила свое существование тоже в 168 году до Р.Х. После Греции появился Рим, которому в 7-й главе Книги Даниила положен предел до 1798 года. Ясно, что та же самая власть, описанная в 8-й главе Книги Даниила, также ограничена 1798 годом. Из 7-й главы Книги Даниила следует, что после 1798 года начался суд на небе, который есть то же самое, что очищение святилища в 8-й главе Книги Даниила. Оба эти события - суд и очищение святилища, происходящие после этого периода истории Рима, должны произойти после 1798 года.

В самом деле, поскольку суд на небе начался после 1798 года, то и очищение святилища должно начаться в это же время, т.к. это одно и то же событие. Следовательно, очищение святилища происходит после 1798 года!

Обратите внимание на таблицу на следующей странице.

После Мидо-Персии (331 г. до Р.Х.) пришла Греция. После Греции (168 г. до Р.Х.) пришел Рим. После этого периода истории Рима (1798 г. по Р.Х.) происходит очищение святилища!

Книга Даниила 7-я глава

Книга Даниила 8-я глава

Вавилон

Мидо-Персия (медведь)

Греция (барс)

Рим (зверь/рог)

СУД НА НЕБЕ

539 г. до Р.Х.

Мидо-Персия 331 г. до Р.Х. (овен)

Греция (козел) 168 г. до Р.Х.

Рим 1798 г. по Р.Х. (небольшой рог)

СВЯТИЛИЩЕ ОЧИЩЕНО

Мы установили, что видение 8-й главы Книги Даниила относится к "концу времени" и об очищении святилища упоминается в конце видения. Очевидно, святилище, о котором шла речь, - это небесное святилище (так впечатляюще изображенное в Послании к Евреям), потому что другого святилища не существовало. Последнее было уничтожено за 1700 лет до окончания этого периода истории Рима - в 1798 году, а очищение святилища должно было произойти после этой даты.

Интересно отметить, что до появления адвентизма иудеи веками верили в небесное святилище. Талмуд, Мидраш и другие древнееврейские источники говорили о "небесном святилище" и о "небесном храме". Иудеи даже верили, что Михаил - это первосвященник, совершающий служение в небесном святилище и ходатайствующий за Божий народ против обвинений дьявола! В Еврейской энциклопедии сказано: "Раввины говорят о Михаиле (Метатроне) как о главе небесного воинства, как о первосвященнике, который предлагает жертву в вышнем храме". В одном древнееврейском источнике написано: "Михаил и Самаил (сатана) стоят в присутствии Бога; сатана обвиняет, а Михаил указывает на заслуги Израиля"3.

Тщательно исследуйте параллельные события 7-й и 8-й глав Книги Даниила. Читайте их одну за другой по нескольку раз, пока вы не увидите стройную цепь сменяющихся царств, пока четко не уясните себе, что суд в 7-й главе Даниила и очищение святилища в 8-й главе - одно и то же событие и что суд этот должен состояться после 1798 года.

Подведем краткий итог вышесказанного.

1. Суд над Божьим народом происходит после распятия Иисуса, но перед Вторым пришествием.

2. Суд над Божьим народом, описанный в 7-й главе Книги Даниила, происходит после 1798 года.

3. Суд над Божьим народом в 7-й главе Книги Даниила соответствует очищению святилища в 8-й главе. Это одно и то же событие.

4. Поэтому очищение святилища должно состояться после 1798 года.

Итак, время очищения святилища по Дан. 8:14 свелось ко времени после 1798 года. И хотя мы приблизились к 1844 году, 7-я и 8-я главы еще не дают точной даты.

Ее дает 9-я глава Книги Даниила.

1 Еврейская энциклопедия. - "День очищения".

2 Jews and Judaism [Word Books: Waco, Texas, 1984], p. 125.

'Midrash Rabbah on Exodus, Soncino ed., vol. I, p. 222.