Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Библиотека адвентиста Ответы нашим критикам. Павел утверждает, что "служение смертоносным буквам, начертанное на камнях", было "преходящим"
Павел утверждает, что "служение смертоносным буквам, начертанное на камнях", было "преходящим" PDF Печать Email

 

Павел утверждает, что "служение смертоносным буквам, начертанное на камнях", было "преходящим" и, следовательно, закон Десяти Заповедей, начертанный на каменных скрижалях, упразднен (см. 2 Кор. 3:5-11).

А теперь посмотрим, что Павел сказал на самом деле. Во введении к упомянутому отрывку Павел возвещает коринфским братьям: "Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца" (2 Кор. 3:2, 3).

В приведенных словах ключ к истолкованию дальнейших стихов. Оборот речи, который использует Павел, основывается на явном библейском противопоставлении ветхого и нового заветов, "скрижали каменные" противопоставляются "плотяным скрижалям", "чернила" - "Духу Бога живого". Павел говорит, что коринфяне - "письмо Христово, через служение наше написанное".

Затем Павел делает легкий переход и начинает говорить о двух заветах, сразу же добавив, что Христос "дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит". (В этом и почти во всех остальных новозаветных отрывках слово "завет" означает не исполнение "воли" в смысле завещания перед смертью, а договор, как это и переводится в Пересмотренном переводе.)

На этом можно было бы закончить дискуссию, поскольку, анализируя природу двух заветов, мы с достаточной ясностью убедились, что утверждение нового завета не означало упразднения Декалога. И тем не менее мы хотели бы продолжить.

"Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы его преходящей, то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало налицо свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего" (2 Кор. 3:7-13).

Перед нами ряд противопоставлений, направленных не столько на то, чтобы преуменьшить значение ветхозаветного периода, сколько на то, чтобы прославить новозаветный. Павел всегда сознательно стремился доказать, что Христос и Его служение - это пламенеющая слава, перед которой бледнеет духовная слава прошлых веков. Аргументация, основанная на противопоставлении, особенно характерна для Послания к Евреям, написанного уверовавшим иудеям, которые до того, как приняли Христа, считали, что слава, воссиявшая на Синае, и утверждение Божественного закона иудейскими священниками и установлениями - это высшее проявление славы небесной. Противопоставления, которые пытается провести Павел, по сути дела являются противопоставлениями между Ветхим и Новым Заветами:

1. "Служение смертоносным буквам" противопоставляется "служению духа";

2. "Служение осуждения" противопоставляется "служению оправдания";

3. "Буква убивает, а дух животворит";

4. Служение осуждения было "славно", но служение оправдания "изобилует славою";

5. Служение осуждения оказывается "преходящим", а служение оправдания - "пребывающим". Первые два противопоставления - всего лишь разные выражения одного и того же. Итак, перед нами несколько вопросов:

1. Какова природа этих двух служений?

2. Что понимается под "буквой" и "духом"?

3. Что понимается под этой относительной "славой"?

4. Что понимается под "преходящим" и "пребывающим"?

Наш критик быстро ответит: "Служение смертоносным буквам" (в английском переводе "служение смерти". - Прим. пер.) - это служение, "начертанное на камнях", то есть Десять Заповедей. Однако не будем торопиться. Можно ли говорить, что "служение" и "закон" - синонимы? Нет, нельзя. Правильно говорить о "служении" или, как мы бы сказали, об отправлении закона. Исполнение закона является средством его реализации, и средство это не надо отождествлять с самим законом. Таким образом, "служение смертоносным буквам", или "служение осуждения", относится к самому отправлению закона, который "был начертан на камнях".

Благодаря простому обороту речи закон называется "смертью", или "осуждением". Однажды во времена Елисея сыны пророков вместе с ним собрались вокруг "большого котла", в котором варились дикие плоды. По-видимому, они были ядовитыми, потому что один из обедающих закричал: "Смерть в котле" (см. 4 Цар. 4:38-40). Кричавший конечно же имел в виду, что в котле имеется нечто такое, что может стать причиной смерти, но, заменив причину следствием, произнес именно эти слова.

Ранее Павел сказал коринфянам: "Жало же смерти - грех; а сила греха - закон" (1 Кор. 15:56). В данном случае это означает следующее: если бы не было Закона Божьего, который осуждает нарушающих его, не было бы никакого греха и, следовательно, никакой смерти, являющейся наказанием за грех, потому что "где нет закона, нет и преступления" (Рим. 4:15). Размышляя над этими словами, а также над прямо противоположным высказыванием - "закон свят, и заповедь свята и праведна и добра" (Рим. 7:12), Павел был вынужден спросить: "Неужели доброе сделалось мне смертоносным?" В данном случае он говорит о законе как о "смерти". Но каким образом он говорит о том, что мы можем избежать этого "служения смертоносным буквам", "служения осуждения"? За счет упразднения Закона Божьего? Прислушаемся к его словам: "Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу" (Рим. 8:1-4).

Мы избегаем "осуждения" благодаря Иисусу Христу, Который перерождает наши сердца, "чтобы оправдание закона исполнилось в нас". Такое измененное состояние Павел называет жизнью "по духу" и добавляет, что "помышления духовные - жизнь и мир" (Рим. 8:5, 6).

В данном случае состояние "осуждения" и "смерти" преобразуется не в какое-то состояние "неосуждения", а в "жизнь". Иными словами, на смену служению осуждения и смерти приходит служение духа и жизни. Совершенно очевидно, что здесь речь идет о двух заветах и что слова Павла из 8-й главы Послания к Римлянам представляют собой смысловую параллель тому, что он говорит в 3-й главе Второго послания к Коринфянам. Таково ясное учение Писания.

Холодные буквы закона, появившиеся на каменных скрижалях, не имели никакой животворной силы: они могли только обвинять каждого человека, потому что все согрешили и лишены славы Божьей. Исполнение закона, понимаемое формально, приводило к единственному результату - смерти для тех, кто этот закон нарушал. Когда же закон основывается на прощении, которое стало возможным благодаря воздействию Духа Божьего на сердце, он дает жизнь. Противопоставление "буквы" "духу" не означает противопоставления закона свободе от всякого закона. Мы уже отмечали, что, когда Божий Дух осуществляет Свое водительство, требования закона запечатлеваются в наших сердцах.

Но что понимается под "славой", о которой упоминает Павел? Он ясно говорит об относительной славе обоих служений. Божья справедливость и правда воссияли во внушающей страх и даже приводящей в трепет славе на горе Синай, когда Бог возвещал Свой Закон. Его слава была подобна пожирающему огню, однако она была гораздо величественнее, щедро озаряя землю своими животворными лучами, когда Христос сошел на нее спасти "людей Своих от грехов их" (Мф.1:21). В этой славе воедино слились правосудие и милосердие, потому что, умирая за наши грехи (за наши "беззакония"), Христос показал, как Бог в одно и то же время может быть "праведным и оправдывающим верующего в Иисуса" (Рим. 3:26).

Здесь мы подходим к последнему вопросу: что стало "преходящим" и что осталось "пребывающим"? По сути дела, мы уже ответили на него. Слава, сопутствовавшая освобождению человека от беззакония, настолько превосходила славу, которая воссияла тогда, когда закон был дан людям, что Павел вполне обоснованно говорит о служении осуждения как о "славном", а о служении оправдания как об "изобилующем славою". И как раз здесь, упоминая о законе, который был дан на Синае, Павел вспоминает характерный эпизод, позволяющий ему пояснить свою мысль. Когда Моисей, неся каменные скрижали, сошел с горы, израильтяне увидели, что "лицо его сияет, и боялись подойти к нему". Поэтому, разговаривая с ними, Моисей "положил на лицо свое покрывало" (см. Исх. 34:29-35).

Об этом событии Павел говорит так: "Сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей" (2 Кор. 3:7). Он возвращается к этому и в 11-м стихе, говоря о "преходящем", и потом в 13-м: "А не так, как Моисей, который полагал покрывало на лицо свое, чтобы сыны Израиле вы не взирали на конец преходящего".

Итак, "преходящей" оказалась слава уже окончившегося первого служения, а не совершаемого закона, и, пользуясь исторической аналогией, Павел напоминает израильтянам, что "преходящей" оказалась слава, сиявшая на лице Моисея. Из повествования явствует, что покрывало покоилось на лице Моисея, а не на каменных скрижалях, что сияло именно его лицо, а не скрижали, и что поблекла именно слава его лица, а не сияние, которое вечно окружает начертанный Богом Декалог.

В своем комментарии на 2 Кор. 3 Джемисон (Jamieson), Фоссе (Fausset) и Браун (Brown) правильно замечают: "Нравственный закон Десяти Заповедей, начертанный рукою Бога, ныне и вовеки остается обязательным, однако основывается не на букве рабского послушания, а на евангельском духе любви, обретая более глубокую и всеобъемлющую духовность (Мф. 5:17-48; Рим.13:9)".