Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Библиотека адвентиста Ответы нашим критикам. Павел говорит, что мы живем "не под законом, но под благодатью" (Рим. 6:14)
Павел говорит, что мы живем "не под законом, но под благодатью" (Рим. 6:14) PDF Печать Email

 

Павел говорит, что мы живем "не под законом, но под благодатью" (Рим. 6:14). Закон был дан через Моисея, а благодать и истина - через Иисуса Христа (см. Ин.1:17). Кроме того, Павел утверждает, что "конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" (Рим. 10:4). Эти тексты доказывают, что закон был упразднен Христом.

Между законом и благодатью, законом и Евангелием не существует никакого противоречия. Простое определение того и другого поможет нам разобраться в этом вопросе. Под законом мы понимаем Божью норму правильного и ложного, критерий, который позволяет определить - нарушаем ли мы Божьи требования. Слово "Евангелие" означает Благую весть - весть о спасении от греха (см. Мф. 1:21). Кроме того, Библия определяет грех как любое нарушение закона Божьего (см.1 Ин. 3:4). Таким образом, Евангелие - это Благая весть о замысле Господа спасти нас от нарушения Его святого закона. Следовательно, закон и Евангелие не противоречат друг другу, а находятся в тесной взаимосвязи. Само существование Евангелия доказывает, что закон еще остается в силе, ибо разве был бы какой-нибудь смысл проповедовать Благую весть спасения от нарушения закона, если бы сам закон уже не обладал никакой силой? Человек не может нарушить того, что не существует.

Руководствуясь вышесказанным, прочитаем отрывок ключевой, для нашей полемики: "Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатию? Никак" (Рим. 6:14, 15). Сразу становится ясно, что какой бы смысл ни вкладывался в эти слова, Павел не хочет, чтобы мы подумали, будто благодать освобождает нас от послушания закону. "Что же? - спрашивает он. - Станем ли грешить (то есть нарушать закон), потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак".

Следующий стих показывает, что, употребляя фразу "под законом", Павел имеет в виду "под его осуждением", а фраза "под благодатью" осмысляется им как "жизнь в согласии с Божьим замыслом спасения от рабства греху". Именно поэтому Павел говорит: "Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности... Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности" (Рим. 6:16-18).

Таким образом, налицо противопоставление между рабами "греха" и рабами "послушания к праведности". Что дает силу греху? Павел говорит, что ее дает закон (см. 1 Кор. 15:56). Закон существует, возвещая наказание смертью за злые дела и злую жизнь, и это дает греху власть над теми, кто попустительствует своим беззаконным поступкам. Закон не налагает своей тяжелой руки на того, кто его не нарушает. Его силу ощущает только преступник.

Павел говорит, что грех больше не господствует над нами, потому что мы живем под Божьей благодатью, мы принимаем благодать, которая дает нам силу разрушать власть греха. Следовательно, переставая быть рабами греха, мы становимся рабами "послушания к праведности". Что понимается под праведностью? Добрые дела, праведная жизнь - состояние сердца, прямо противоположное греховности и беззаконию. Далее Павел говорит о том, как благодать Евангелия Иисуса Христа наделяет нас праведностью, а также о том, каким образом она непосредственно связана с законом. Мы читаем: "Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу" (Рим. 8:3, 4).

Этой же проблемы Павел касается и в Послании к Га-латам: "Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя" (Гал. 3:24, 25).

Закон выявляет нам нашу греховность и столь глубокую зависимость от греха, что мы просто вынуждены обратиться ко Христу, Который может освободить нас от грехов. Приняв Христа, мы освобождаемся от власти (и осуждения) закона. Тем не менее мы не освобождаемся от послушания закону Божьему, потому что, принимая Христа, мы получаем Божественную силу для исполнения этого закона, о чем и говорится в только что процитированном отрывке из Рим. 8. Таким образом, отрывок из Послания к Галатам (Гал. 3:24, 25) никак не подтверждает того, что закон был упразднен.

Насколько ясно и просто здесь проводится мысль о том, что, приняв Божьего Сына и дарованную Им благодать, мы не отвергаем закон! Вместо этого мы обнаруживаем, что "праведность закона" "исполняется в нас". Вместо того чтобы оставаться грешниками и нарушителями закона Божьего, мы обнаруживаем, что мы ему послушны.

Учитывая все это, мы с легкостью можем понять и следующий отрывок: "Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Ин. 1:17). Несмотря на то, что в Божьем плане спасения Моисей служил очень великой цели (ибо через него Бог дал миру нравственный закон в письменном виде), через Христа пришла Божественная благодать, без которой закон нельзя соблюсти должным образом.

Человек, принявший Христа, больше не стремится к достижению праведности соблюдением закона. Как только он принял Христа, ему вменяется праведность Спасителя. Павел говорит: "Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия" (Рим. 3:21, 22).

Поскольку "правда Божия" может быть достигнута вне закона, Павел возвещает: "Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" (Рим. 10:4). Для всякого, кто верует во Христа, Он полностью упраздняет закон в качестве средства достижения праведности. Кроме того, слово "конец" можно понимать как цель. Христос был той целью, которую подразумевал закон, поскольку назначение закона заключается в том, чтобы, показав людям их глубокую греховность и неправедность, заставить их устремиться за праведностью Христа - той праведностью, которая не только вменяется в оправдание, но и даруется в повседневной жизни, о чем ясно сказано в отрывке Гал. 2:20. Такое использование слова "конец" встречается у Иакова (см. Иак. 5:11) и в Первом послании к Тимофею (см. 1 Тим. 1:5).

Закон и благодать приходят с небес, и как же счастливы мы, христиане, потому что нам не надо ради обретения одного отказываться от другого! Силою Божьей благодати мы больше не пребываем под осуждением закона, но в Боге возносимся до полного исполнения этого Божественного законодательства.

Об этом хорошо говорят Джемисон (Jamieson), Фоссе (Fausset) и Браун (Brown) в примечании на комментарий к Рим. 6: "Основополагающий принцип евангельского послушания настолько же изначален, насколько божественно целесообразен и заключается в том, что "мы освободились от закона, чтобы соблюдать его, и благодатным образом стали рабами закона, чтобы быть от него свободными" (ст. 14,15 и 18). До тех пор, пока мы не знаем никакого принципа послушания, кроме грозного закона, который осуждает всех его нарушителей и вообще ничего не говорит о благодати, прощающей виновного и очищающей оскверненного, мы, с нравственной точки зрения, просто не

в состоянии воистину выполнять его требования, но как только благодать освобождает нас от этой закрепощенности и, благодаря единению с праведным Ходатаем, дает нам возможность осознанного примирения и сердечного предания себя спасающему Богу, мы тотчас ощущаем славную свободу праведности и уверенность в том, что "грех больше не будет господствовать над нами", столь же сладостную нашим обновленным чувствам и устремлениям, сколь неколебима ее основа, "потому что мы не под законом, но под благодатью"".