Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Главная Библиотека адвентиста Ответы нашим критикам. Зачем проповедовать закон, если никто не может спастись, выполняя его?
Зачем проповедовать закон, если никто не может спастись, выполняя его? PDF Печать Email

 

Зачем проповедовать закон, если никто не может спастись, выполняя его? Кроме того, с нравственной точки зрения человек просто не способен соблюдать заповеди.

По сути дела, это возражение представляет собой всего лишь вариант тех возражений, на которые мы уже ответили, однако поскольку аргумент, основанный на отрицании закона, под разными масками выглядит весьма правдоподобно, оно заслуживает внимательного рассмотрения.

Мы согласны с нашим критиком в том, что, соблюдая закон, никто не может спастись и что у человека нет нравственных сил для того, чтобы соблюсти его. Тем не менее мы не можем согласиться с выводом, который на основании этих фактов кажется уместным и согласно которому закон был упразднен на кресте. Что бы мы сказали о человеке, утверждающем, что зеркала никому не нужны, поскольку, глядя в них, никто не может обрести красоту? Мы сказали бы, что зеркало и не должно делать нас красивыми и что никто никогда не предъявлял к нему таких требований. Зеркало позволяет нам удостовериться в том, что мы выглядим так, как подобает. Поглядев на себя, мы можем тем или иным способом устранить недостатки.

То же самое относится и к закону. Он никогда не предназначался для того, чтобы сделать человека святым, чистым или прекрасным. Его назначение заключается не в том, чтобы спасти человека от его грехов и несовершенств, а в том, чтобы дать ему возможность понять, в каком состоянии он находится. Вдумываясь в закон и проникаясь его требованиями благодаря убеждающей силе Божьего

Духа, человек сразу видит тот или иной нравственный недостаток, искажающий красоту его души, - так же, как, глядя в зеркало, он усматривает какой-нибудь физический изъян, искажающий красоту тела.

Видя свои духовные недостатки и осознавая собственную нечистоту, человек с готовностью воспринимает весть о том, что он может очиститься от скверны. Иными словами, только тогда, когда человек понимает, что он грешник, он готов внимать Евангелию, возвещающему спасение от греха. О грехе мы узнаем благодаря закону (см. Рим. 3:20), и поэтому вполне очевидно, что только узнав закон, человек способен слушать и принимать то, что предлагает ему Евангелие.

Можно задать такой вопрос: если грешный человек не в состоянии соблюсти закон и если, став христианином, он не ощущает необходимости соблюдать его, тогда зачем вообще этот закон был дан? Неужели нам надо превращать его в фарс и отягощать Небеса возвещением законодательства, которое тысячелетиями никто не мог исполнить и которое в последние две тысячи лет нет необходимости исполнять?

Трудно понять, почему данное возражение надо использовать для доказательства того, что закон был упразднен именно на кресте. До Христа у людей так же не было нравственных сил для соблюдения святого Закона Божьего, как нет их в течение многих столетий и после пришествия Иисуса. Кроме того, до Христа у них не было надежды обрести спасение через закон, потому что (как мы выяснили), начиная от Адама, у Бога была только одна возможность спасения - через жертву Христа (см. Возражение 14). Таким образом, если приведенное возражение о ненужности закона и актуально сегодня, оно в равной мере применимо и по отношению к прошлому, начиная с первых дней греховной истории человечества. Иными словами, получается, что на протяжении всей мировой истории Закон Божий оказывается совершенно бесполезным.

На самом же деле закон не был упразднен для христианина: все дело в том, что только христиане способны его истинно исполнять. Божественное законодательство было бы в этом мире мертвой буквой, если бы оно не предназначалось для христиан, которые ему подчиняются. Верой Христос приходит в наши сердца и воплощает в нас небесные заповеди (см. Еф. 3:20; Гал. 2:20; 1 Кор. 1:23, 24). Таким образом, нельзя сказать, что в этом мятежном мире Законом Божьим полностью пренебрегают и всецело над ним насмехаются, потому что есть люди, соблюдающие и утверждающие его единственно возможным образом - живя согласно его требованиям. Вот почему Павел говорит: "Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем" (Рим. 3:31).