Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Книги Елены Уайт Другие книги Церковь_и_государство ГЕРОИ ВЕРЫ - ВОИСТИНУ БЛАГОРОДНЫЕ ЛЮДИ МИРА
ГЕРОИ ВЕРЫ - ВОИСТИНУ БЛАГОРОДНЫЕ ЛЮДИ МИРА PDF Печать Email

 Люди, которые твердо стояли в библейские и последующие времена:

Авраам - пример сотрудничества и благородной независимости.

Илия, Три юноши, Даниил, Ездра и Неемия, Есфирь, Петр и Иоанн, Стефан, Павел и Варнава, Павел и Сила... Реформаторы...

"Библейские герои веры должны быть для нас примером" (Рукопись 6. 1889 год).

Божьи свидетели во все века

"Как часто доверяющиеся Слову Божьему, хотя сами совершенно беспомощные, противостояли могуществу всего мира - Енох, чистый сердцем, святой в жизни, твердо придерживающийся своей веры в торжество праведности вопреки развращенному, насмехающемуся поколению:

Ной и его семья - вопреки людям своего времени, людям величайшей физической и умственной силы и наиболее павшим морально; дети Израиля у Красного моря - устрашенное множество рабов, противостоящих самой сильной армии самого могущественного народа на земле; Давид, пастух-юноша, имевший Божье обетование о престоле, против Саула, укоренившегося монарха, склонного твердо держаться своей власти;

Седрах и его спутники в огне - против Навуходоносора на троне; Даниил среди львов - против своих врагов, занимавших наивысшие места в царстве;

Иисус на кресте - против иудейских священников и правителей, склонивших даже римского правителя исполнить их волю. Павел в цепях, которого вели как преступника на смерть - против Нерона, деспота всемирной империи...

Такие примеры находятся не только в Библии. Они изобилуют в каждой записи человеческого прогресса. Вальденцы и гугеноты. Виклиф и Гус, Иероним и Лютер, Тиндаль и Нокс, Цинцендорф и Уэсли и множество других свидетельствовали о силе Слова Божьего против человеческой силы и образа действий, направленного в поддержку зла. Все это - воистину благородные люди мира. Они составляют его царственную линию. (Рев. энд Гер. 24 дек. 1906 г.).

Библейские примеры твердости при преследованиях

"Во все века, поставленные Богом свидетели, подвергались преследованиям и обвинениям ради истины. Иосиф был оклеветан и гоним потому что он был целомудрен и честен. Давид, избранный Богом муж, был гоним своими врагами, подобно тому, как дикий зверь гоняется за своей добычей. Даниил был брошен в львинный ров, потому что оставался верен небу. Иов был лишен всего своего состояния и стал таким обезображенным, что наводил ужас на всех своих ближних, однако он оставался непоколебимым в своей честности. Ничто не могло устрашить Иеремию, чтобы он не говорил того, что Бог повелел ему сказать; и его свидетельство привело в такую ярость царя и князей, что они приказали бросить его в отвратительную яму. Стефан был побит камнями, потому что проповедовал о Христе и Его распятии. Павел был заключен в тюрьму, его били палками, камнями и наконец предали смерти, потому что он был верным вестником Божьим среди язычников. И Иоанн был сослан на остров Патмос "за Слово Божье и за свидетельство Иисуса Христа". (Деян. Ап. 575 стр.).

Благородный пример Авраама (См. Быт. 14:12-14)

"Своей победой Авраам был обязан Богу. Последователь Иеговы не только оказал большую услугу стране, но и проявил себя как доблестный воин. Все убедились, что праведность не есть трусость и что религия Авраама сделала его смелым при защите прав обиженных.

Его героический поступок принес ему славу и влияние среди окружающих племен. При его возвращении, царь Содома вышел ему навстречу, чтобы приветствовать победителя. Он отдал ему всю захваченную добычу и просил возвратить ему только пленников. Хотя согласно военному обычаю, добыча принадлежала победителю, но Авраам предпринял этот поход не с целью наживы и отказался извлечь для себя выгоду из несчастья других и сделал только оговорку, чтобы часть, принадлежащая его союзникам по праву - была отдана им.

Немногие, подвергнутые такому испытанию поступили бы так благородно, как Авраам. Немногие устояли бы против искушения получить такую богатую добычу. Пример Авраама является упреком своекорыстию и любостяжанию. Авраам уважал принципы справедливости и гуманности. Его поведение иллюстрирует божественный принцип: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев. 19. 18). Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: "Я обогатил Авраама" (Быт. 14:22-23). Он не хотел дать им никакого повода даже думать, что он вмешался в военные действия из-за корыстолюбивых побуждений и что своим благосостоянием он обязан их дарам и их благосклонности. Бог обещал благословить Авраама и Ему должна принадлежать вся слава" (Патр. и Прор. 135. 136).

Верность Иосифа привела к особой благосклонности к народу Божьему

"Для того, чтобы прокормить себя во время голода, египетский народ продал государству свой скот и земли, пока в конце концов они не превратились в вечных рабов. Иосиф благоразумно заботился об их освобождении: он разрешил им арендовать землю с уплатой пятой части от их трудов.

Но дети Иакова не имели нужды заключать подобные договора. Учитывая ту великую услугу, какую Иосиф оказал Египетскому государству, они были освобождены от налогов и в достаточной мере были снабжены всем необходимым во время голода. Царь всенародно признал, что только благодаря милосердному посредничеству Бога Иосифа в его стране было обилие во всем, в то время как другие народы погибали от голода.

Он также заметил, что благодаря управлению Иосифа, его царство в значительной мере обогатилось и в знак особенной благодарности Иосифу, он окружил семью Иакова своими царскими милостями (ПП. 241 стр.).

Освобождение от налогов

"Царь Египетский не требовал от отца и братьев Иосифа никакого налога, а Иосиф имел преимущество снабжать их достаточным количеством питания. К своим правителям царь сказал: "Не в долгу ли мы пред Богом Иосифа и пред самим Иосифом за это изобилие пищи? Не по его ли мудрому совету мы накопили столь великий запас и в то время как другие страны гибнут, мы имеем достаток?" Правление Иосифа необычайно обогатило царство фараона" (История спасения, 104 стр.).

Илия - бесстрашный вестник Божий к царю Ахаву

"Илии было поручено сообщить Ахаву о небесном решении. Он не направился сам, чтобы стать вестником Божьим, но когда Господь обратился к нему со Своим поручением, тогда ревнуя за честь дела Божьего, он не колеблясь повиновался Божественному зову, хотя это и означало навлечь на себя смертельный гнев царя. Немедленно пророк оставил свое уединенное место жительства и отправился в путь, идя день и ночь, пока не достиг Самарии. Подойдя к дворцу и не обращаясь ни к кому, чтобы официальным образом быть представленным царю, он незамеченным прошел мимо стражи и чрез несколько мгновений предстал пред Ахавом в своей грубой одежде, какую обыкновенно носили пророки того времени.

Илия не извинялся за свое непочтительное вторжение. Более могущественный Повелитель, нежели израильский царь приказал ему говорить и поднявши руку к небу, он торжественно заявил именем Живого Бога, что суды Всевышнего вскоре постигнут Израиль. "Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою", - сказал он,- в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову моему".

Только благодаря твердой вере в непоколебимую силу Слова Божьего Илия передал эту весть царю. Если бы он вполне не доверял Тому, Кому он служил, он никогда бы не явился пред Ахавом" (Прор. и Цар. 120-121 стр.).

Бессилие Ахава перед вестником Бога

"Вот при каких обстоятельствах это произошло, что Бог теперь посетил Cвой народ самыми суровыми судами. Пророчество Илии сбылось самым ужасным образом. В течение трех лет, по всем городам и селениям разыскивали вестника несчастья. По указу Ахава многие правители клялись своей честью, что неизвестный пророк не был найден на их территории. Однако поиски пророка продолжались: ибо Иезавель и пророки Ваала ненавидели Илию лютой ненавистью и они не останавливались ни перед чем, чтобы только найти его. Но дождя все не было. "Наконец "спустя многие дни" Слово Господне пришло к Илии, явись пред Ахавом и Я пошлю дождь на землю... Повинуясь повелению Господню "Илия пошел, чтобы предстать пред Ахавом...

Когда Авдий шел дорогой, вот навстречу ему идет Илия. Он узнал его и пал на лицо свое и сказал: "Ты ли это, Господин мой Илия?" В то время как Израиль отступил от Бога Авдия оставался верен Ему. Его господин, царь, был бессилен поколебать его веру в живого Бога. Теперь Илия давал ему поручение, говоря: "Пойди, скажи господину твоему: Илия здесь"...

С изумлением, смешанным с ужасом, царь выслушал сообщение Авдия о человеке, которого он боялся и ненавидел и которого так долго и неутомимо повсюду разыскивал. Он был уверен, что только ради того, чтобы увидеть его, Илия не будет подвергать своей жизни опасности. Разве не могло бы случиться и так, что пророк намерен навлечь еще какое-нибудь новое несчастье на Израиль? Ужас объял сердце царя. Он вспомнил парализованную руку Иеровоама. Ахав не мог избежать, чтобы не послушаться пророка или же поднять руку на посланника Божьего. В сопровождении воинов, трепещущий монарх отправился, чтобы встретиться с пророком.

Царь и пророк встретились лицом к лицу. Хотя сердце Ахава и было преисполнено жгучей ненавистью, однако в присутствии Илии он чувствовал себя лишенным мужества и бессильным. Своими первыми словами, произнесенными нерешительным голосом: "Ты ли это, смущающий Израиль?" он бессознательно высказал то, что было у него на сердце. Ахав знал, что по Слову Божьему небеса стали как медь, однако, он пытался обрушить на пророка вину за тяжкие суды, постигшие его страну.

Беззаконники это делают вполне естественно, когда пытаются сделать вестников Божьих ответственными за бедствия, которые приходят как последствия отвержения истины. Те, кто отдают себя во власть сатаны, не в состоянии так понимать обстоятельства, как Бог понимает их. Когда им преподносится зеркало истины, они раздражаются при одной только мысли - быть обнаруженными, разоблаченными. Ослепленные грехом, они отказываются расскаяться: и слуг Божьих, обличающих их, считают достойными самого сурового осуждения.

Стоя пред Ахавом в своей безупречной совести, Илия не сделал никаких попыток, чтобы оправдать себя или же льстить царю. Он также не торопился, утихомирить гнев царя, что засуха скоро прекратится и будет дождь. Ему не было за что извиняться. Возмущенный и полный святой ревности о чести Божьей, он отверг обвинения Ахава, бесстрашно заявляя царю, что это его грехи и грехи его отцов навлекли такое ужасное бедствие на Израиль. "Не я смущаю Израиль" - смело защищаясь, сказал Илия,- "а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам".

В наши дни чувствуется острая нужда в голосе сурового обличения: ибо тяжелые грехи удалили народ от Бога. Неверие становится модным. "Мы не хотим, чтобы этот человек царствовал над нами" - заявляют тысячи людей. Услаждающие слух мягкие проповеди не оставляют должного впечатления в сознании людей, труба не издает надлежащего звука. Сердца людей не разбиты ясной, острой, истиной Божьего Слова. (Прор. и Цари. 137-140).

Илия не страшился Своих врагов

"Пред лицом Ахава, пред лжепророками и всем собравшимся множеством израильского народа, стоял Илия, тот, который пришел туда для того, чтобы восстановить попранную честь Иеговы. Он, тот, которого обвиняла вся страна в постигшем ее несчастьи, теперь стоял беззащитным пред монархом Израиля, пророками Ваала, воинами и тысячами народа. Но Илия не был один. Со всех сторон его окружало небесное воинство,- могущественные ангелы.

Мужественный, не испытывая ни малейшего страха, пророк стоял пред всем собравшимся множеством, глубоко проникнутый сознанием возложенной на него божественной миссии. Вся его фигура дышала выражением страшной торжественности.

В мучительном ожидании народ ждал, пока он начнет говорить. Бросив взгляд на разрушенный жертвенник Иеговы, а потом на народ, Илия начал говорить и его голос был подобен трубному звуку: "Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте" (Прор. и Цари, 147 стр.).

Три верных юноши и высокомерный указ царя (см. Дан. 3 гл.)

"Не все склонили колени пред языческим символом человеческого могущества. Среди множества поклоняющихся были три человека, которые твердо решили не бесчестить Небесного Бога. Ихним Богом был Царь Царей и Господь господствующих и они пожелали никому другому не кланяться кроме Него. Навуходоносору, упоенному победой, было донесено, что среди его подчиненных нашлись и такие, которые осмелились не покориться его указу. Некоторые из мудрецов, испытывая чувство желчной зависти к тем почестям, которыми царь осыпал верных друзей Даниила, пришли к царю и донесли ему о страшном преступлении, совершенном ими. Но молодые евреи твердо засвидетельствовали о своей принадлежности Небесному Богу и о своей вере в Его избавительную силу. Поклонение истукану было воспринято всеми как акт служения, но такую честь они могли воздать только одному Богу. Царь был убежден, что стоящие пред ним три еврея, обладали чем-то таким, чего не было в мудрецах его царства. Они были очень верны при выполнении своих ежедневных обязанностей. Он подошел к ним с другой стороны. Если они вместе со всеми поклоняться истукану, тогда все будет так как и прежде, "но если вы не поклонитесь" - прибавил он,- "то в тот же час будете брошены в печь, раскаленную огнем" - и сделавши надменный жест рукой, он насмешливо спросил: "Какой Бог избавит вас от руки моей?"

Но напрасны были все угрозы царя. Он не был в состоянии поколебать верности этих мужей по отношению их Властелина всей Вселенной. Из истории своих отцов они знали, что неповиновение Богу влечет за собой бесчестие, несчастье и смерть и что страх Божий есть начало мудрости и основание всякого истинного благосостояния. Спокойно смотря на пламя они сказали: "О, Навуходоносор, нам нет нужды отвечать тебе на это. Бог, Которому мы служим, силен нас спасти от печи, раскаленной огнем и от руки твоей царь, избавит". Их вера еще больше укрепилась, когда они засвидетельствовали, что Бог будет прославлен их избавлением и с торжественной уверенностью, основанной на полном доверии к Богу, они прибавили: "Если же и не будет того, то да будет известно тебе царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся".

Гнев царя был беспределен. "Он исполнился ярости и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго",- представителей отверженного и порабощенного народа. Приказавши в семь раз сильнее разжечь печь против обыкновенного, он повелел сильнейшим воинам связать поклонников израильского Бога и приготовить их для предстоящей казни...

"Избавляя своих верных рабов, Господь тем самым показал Свою готовность защищать притесняемых и выразил упрек всякой земной власти, восстающей против небесного авторитета. Три еврея засвидетельствовали пред всем вавилонским народом о своей вере в Того, Кому они служили. Они уповали на Бога. В час испытания они помнили обетование: "Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, через реки ли, они не потопят тебя: пойдешь ли через огонь, не обожжешься и пламя не опалит тебя. (Ис. 43, 2). И чудесным образом пред глазами всех была прославлена их вера в Живое Слово.

Весть об их чудесном избавлении распространилась по многим странам, посредством тех представителей, которые были приглашены Навуходоносором на посвящение. Бог был прославлен по всей земле благодаря верности Своих детей.

Какие важные уроки можно извлечь из пережитого еврейскими юношами на поле Деир? В наши дни, многие из слуг Божьих самым несправедливым образом будут преданы, чтобы переносить оскорбления и унижения в руки тех, кто подстрекаемый сатаною будет исполнен зависти и религиозного фанатизма. Особенно человеческая ярость будет обрушена на соблюдающих субботу согласно четвертой заповеди; и в конце концов будет издан всеобщий указ, объявляющий таковых достойными смерти.

Время скорби, ожидающее народ Божий, требует непоколебимой веры. Его дети должны будут засвидетельствовать, что Он является для них единственным предметом поклонения, что никакая награда, даже их собственная жизнь не может соблазнить их пойти хотя бы на малейшие уступки в направлении ложного служения. Для верных и истинных сердец постановления грешных смертных людей утратят всякое значение пред словом Вечного Бога. Хотя быть может их ожидает тюремное заключение, изгнание или смерть, но они останутся на стороне истины.

Как во дни Седраха, Мисаха и Авденаго так и в заключительные дни истории земли Господь чудесным образом будет работать для тех, кто непоколебимо будет отстаивать истину. Тот, Кто ходил с мужественными евреями в огненные печи, будет со Своими последователями везде, где бы они ни находились. Его постоянное присутствие будет утешать и поддерживать их. Во время скорби - скорби, какой еще не бывало с тех пор, как существуют люди на земле,- Его избранный народ будет несокрушим. Сатана вместе со всем своим злым воинством не сможет погубить самого слабого дитяти из народа Божьего. Ангелы, могущественные силой будут защищать их и ради них Бог откроет Себя как "Бог богов", могущий спасти абсолютно всех, доверяющихся Ему". (Прор. и Цари, 503-513 стр.).

Три верных юноши

"Напрасными были угрозы царя. Он не смог отвратить этих благородных мужей от их верности к великому Правителю Наций. Из истории своих отцов они научились, что непослушание Богу является бесчестием, несчастьем и причиной гибели: что страх Господень является не только началом мудрости, но и основанием всякого истинного благосостояния. Они спокойно смотрели на огненную печь и толпу идолопоклонников. Они доверяли Богу и Он не обманул их ожидания теперь. Они ответили вежливо, но решительно: "Да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся". (Дан. 3, 18).

Гордый монарх был окружен своими высшими сановниками, должностными лицами правительства и армии, которые побеждали народы: и все они соединились в одобрении, что он обладает мудростью и силой богов. Среди

этого показного впечатляющего зрелища стояли три верных еврея, твердо решившихся не выполнить декрет царя. Они были послушны вавилонским законам, пока они не противоречили требованиям Бога, но они даже в малейшей степени не могли уклониться от долга по отношению к Своему Творцу.

Гнев царя не имел границ. Находясь в самой высшей точке своей власти и славы и чтобы ему бросали вызов, оказывали открытое неповиновение представителя презренного, пленного народа,- это было оскорбление, которое его гордый дух не мог перенести. Огненную печь раскалили в семь раз сильнее, чем обычно, и бросили в нее еврейских пленников. Пламя огня было настолько сильным, что сожгло людей, бросавших их...

Посредством избавления Своих верных слуг от земных властей, попиравших авторитет Бога, Господь заявил, что Он будет со всеми притесняемыми и попираемыми миром. (Освящен. жизнь. 37.

38. 40).

"Ангелы Господа бодрствовали вместе с тремя юношами. Бог желал показать всем народам мира, что Он - Великий Я Есмь, Бог Небесный, Правитель Вселенной, Единый достойный поклонения. Нарушили ли эти евреи законы царя? - Да, но закону Божьему надо быть послушным прежде всего". (Рев. энд Гер. 29 апреля 1890 г.).

Даниил - пример христианского бесстрашия и верности

"Враги пророка расчитывали на верность Даниила его принципам и поэтому верили в успешный исход своего замысла. И они нисколько не ошиблись в своей оценке его характера. Даниил моментально разобрался в их злостном умысле, скрывающемся под маской указа, но это не вызвало в нем ни малейшей перемены в его привычках. Почему он должен перестать молиться теперь, когда он больше всего нуждался в молитве? Лучше лишиться жизни, чем утратить надежду, получить помощь от Бога. С прежним спокойствием он продолжал нести свои обязанности как стоящий во главе всех князей, а в час молитвы он уходил в свою комнату и при открытых окнах, обращенных к Иерусалиму, подчиняясь своему постоянному правилу, он продолжал воссылать свои молитвы к Небесному Богу. Он не пытался делать это в тайне. Хотя ему и хорошо были известны последствия его верности к Богу, он не поколебался. Он даже не разрешал себе показать пред теми, кто умышлял погубить его, что его связь с небом прекратилась. Во всех случаях, где царь имел право повелевать ему, Даниил слушался его, но ни царь, ни его указ не могли заставить Даниила изменить принципу верности по отношению Царя царей.

Таким образом пророк смело, но кротко и спокойно засвидетельствовал, что никакая земная сила не имеет права становиться между душой и Богом. Окруженный идолопоклонниками, он оставался верным свидетелем истины. Его бесстрашная преданность истине была светлым лучем среди морального мрака господствующего в языческом дворе. И сегодня Даниил стоит пред миром как достойный пример христианского бесстрашия и верности.

Бог не мешал врагам Даниила помститься над ним и бросить его в львинный ров. Он разрешил злым ангелам и нечестивым людям осуществить их злой умысел, но потом настало время и Ему действовать, чтобы совершить чудесное избавление Своего слуги и нанести полное поражение над врагами истины и правды. "И гнев человеческий обратится во славу Тебе",- свидетельствовал псалмопевец (Пс. 75:11). Посредством смелости этого одного мужа, который решил лучше оставаться на стороне истины, чем стать добычей коварных умыслов, сатана должен был потерпеть поражение и имя Божье должно было прославиться и возвеличиться". (Прор. и Цар. 540-544 стр.).

Уроки из избавления Даниила

"Из истории избавления Даниила мы можем научиться тому, что дети Божьи должны оставаться такими во дни мрачных испытаний, какими они были в радужные дни благополучия и счастья.

В львинном рву Даниил оставался тем же Даниилом, каким он стоял пред царем как первый сановник среди государственных мужей и как пророк Всевышнего. Человек, сердце которого вполне доверяется Богу, будет оставаться таким же в часы тяжелейших испытаний как и во дни благополучия, когда свет и милость Божья озаряла его жизненный путь. Вера достигает невидимого и ухватывается за вечную действительность.

Небо очень близко к тем, кто страдает ради истины... Христос объединяет Свои интересы с интересами Своего верного народа. В лице Своих святых страдает и Он лично и кто прикасается к Его избранным - прикасается к Нему. Сила, могущая избавить от телесных страданий и боли также готова спасти человека и от большого зла, давая силы слуге Божьему оставаться верным при любых обстоятельствах и посредством божественной милости одержать победу". (Прор. и Цар. 545 стр.).

Даниил почтен людьми и Богом

"Опыт Даниила как государственного деятеля в Вавилонском и Мидо-Персидском царстве указывает на то, что деловому человеку нет необходимости прибегать к лукавству или хитростям, но что он может жить так, что Бог будет руководить им на каждом шагу. Даниил, премьер-министр одного из самых могущественных царств на земле, в то же самое время был и пророком Божьим, получающим свет свыше. Он был человек подобный нам, но Св. Писание представляет его как безупречного мужа. Даже враги его, которые самым тщательным образом контролировали всю его деятельность, не нашли в нем никакой погрешности. Он является примером того, кем может стать каждый деловой человек, если его сердце будет обращено и освящено и если все его действия будут справедливы в очах Божьих.

Полнейшая гармония с небесными требованиями приносит как земные, а также и духовные благословения. Непоколебимый в своей верности к Богу, обладая огромной силой самообладания, Даниил благодаря своему благородству и неуклонной честности, еще будучи молодым человеком, приобрел "милость и благорасположение" языческого начальника, место которого он впоследствии и занял. И вся его последующая жизнь была отмечена этими чертами. Он быстро поднялся до поста премьер-министра Вавилонского царства. В счастливые годы царствования сменяющихся монархов, их падения и во время установления новой мировой империи, Даниил проявлял столько мудрости и умения в управлении государственными делами, он настолько тактично и учтиво вел себя, так непоколебимо было его отношение к принципам истины, что даже враги его были вынуждены признать, что "никакого предлога не могли найти, потому что он был верен". Глубоко уважаемый государственными мужами, пользуясь абсолютным доверием во всех внутренних делах страны, Даниил также и со стороны Бога был возвеличен как Его вестник и ему были открыты многие тайны грядущих веков". (Прор. и Цари, 546, 547 стр.).

Даниил - верный в государственных делах

"Даниил был верен как государственный деятель в Вавилонском дворце: ибо он боялся, любил и доверял Богу: и во время искушения и испытания он был сохранен силою Бога. Мы читаем, что Бог даровал Даниилу мудрость и наделил его даром истолкования". (Основы хр. восп. 205 стр.).

Даниил - пример стойкости за правду

"Даниил обладал подлинной кротостью. Он был верным, стойким и благородным. Он старался жить в мире со всеми людьми и в то же время - при отстаивании принципов - он был подобен несгибаемому высокому кедру. Во всяком случае, который не противоречил его верности Богу, он был почтительным и послушным к вышестоящим властям, но он имел настолько высокое понятие о требованиях Божьих, что требования земных правителей были для него второстепенными, подчиненными. Его нельзя было пленить каким-либо земным вознаграждением, чтобы отклонить от прямого пути его долга.

Даниил мог найти правдоподобное извинение, чтобы уклониться от своих строгих привычек воздержания: но одобрение Божье было для него более дорогим, чем благосклонность наиболее сильного земного властелина,- даже более дорогим, чем сама жизнь". (Основы христ. восп. 78-79 стр.).

Критическое положение Даниила

"Пребывая в Вавилоне, Даниил оказался в наиболее критическом, испытывающем положении. Но выполняя обязанности государственного деятеля, он явно отказался совершать любую работу, которая была направлена против Бога. Это поведение возбудило дискуссию и таким образом, Господь, чрез Свое Провидение, всегда проявляющееся чрез человеческие дела, привел Даниила к беседе с царем Вавилона. Бог имел для Навуходоносора свет, который Даниил представил царю - а именно предсказанные пророчества о Вавилоне и других царствах". (Рукопись 47.а. 1898 г.).

"Положение Даниила было незавидным. Он возглавлял кабинет, состоящий из нечестивых, лукавых, безбожных людей, следивших за ним проницательным, завистливым взглядом, чтобы найти какой-либо недостаток в его поведении. Они следили за ним, чтобы увидеть хотя бы что-либо в этом смысле против него. Сатана подсказал этим людям план, посредством которого они могли избавиться от Даниила - употребить религию как средство его осуждения. ("Наставник молодежи", 1 ноября 1900 г., переиздано в Библ. Ком. т. 4. 1171 стр.).

Верность Даниила

"Почести, возданные Даниилу, возбудили зависть руководящих, выдающихся мужей царства. Губернаторы и князья пытались найти случай, чтобы возбудить против него жалобу". Но никакого предлога и погрешности не могли найти, потому что он был верен и никакой погрешности или вины не оказалось в нем. (Ст. 4).

Какой урок представлен здесь для всех христиан! Проницательный, завистливый взгляд был сосредоточен на Данииле ежедневно: их наблюдательность была обострена ненавистью: и все же в словах и делах его жизни нельзя было найти даже кажущейся несправедливости...

Теперь был придуман план для его уничтожения. Его враги собрались во дворце и просили царя издать декрет, чтобы никакая личность во всем государстве не обращалась к какому-либо Богу или человеку, кроме Дария, царя, на протяжении 30 дней и что любое нарушение этого указа должно повлечь за собой наказание - бросить нарушителя в львинный ров...

И царь издал указ. Даниил узнал о намерении своих врагов - погубить его. Но он ничем не изменил своего особенного поведения. С полным спокойствием он исполнял свои обычные обязанности, а в час молитвы направлялся в свою горницу - открывал ее окна против Иерусалима и представлял свои прошения пред Богом небес. Своим образом действий он бесстрашно провозглашал, что никакая власть не имела права стать между ним и его Богом, чтобы указать, кому он должен или не должен молиться. Благородный муж принципа! Он и сегодня стоит перед миром как достойный пример христианской смелости и верности. Он предался Богу всем сердцем, хотя знал, что "наказанием за его преданность является смерть". (Освященная жизнь, 42-44 стр.).

Пренебрежение к декрету

"Даниил услышал о происшедшем, но не выразил никакого протеста. Он мог видеть намерения своих врагов. Он знал, что они тщательно следили за его входом и выходом, но он спокойно выполнял свои обязанности, а в час молитвы приходил в свою горницу, и преклонял колени у открытых окон с лицом, обращенным к Иерусалиму, он молился своему Богу. С самого юного возраста он был научен обращаться своим лицом к храму, где верой он созерцал откровение славы Иеговы.

В то время Даниил молился более горячо чем обычно, чтобы Тот, Кто понимал тайные действия сатаны и его агентов, не оставил Своего слугу, но позаботился о нем. Он молился о силе, чтобы выдержать испытание.

Некоторые могут спросить, почему Даниил не мог возносить свою душу к Богу в тайной молитве? Не мог ли Господь, зная положение, извинить Своего слугу от открытого коленопреклонения пред Ним? Или почему он не преклонял колена перед Богом в каком-либо тайном месте, где его враги могли не заметить его?

Даниил знал, что Бог Израиля должен быть прославлен перед Вавилонской нацией. Он знал, что никакой царь, никакой выдающийся благородный человек не имел никакого права стать между ним и его обязанностью по отношению к его Богу. Он должен смело отстаивать свои религиозные принципы перед всеми людьми: ибо он был свидетелем Божьим. Поэтому он молился по своему обыкновению, как если бы не было никакого декрета" (Настав. мол. 1 нояб. 1900 г.).

Даниил постоянно призывал Бога

"Наиболее сильное из всех побуждений в жизни Даниила - желание прославить Бога. Он сознавал, находясь в присутствии влиятельных людей, что неудача признать Бога как источник его мудрости, должна представить его как неверного управителя. А его постоянное признание Бога небес перед царями, князьями и выдающимися государственными мужами, не умалила ни одной иоты из его влияния. Царь Навуходоносор, перед которым Даниил так часто восхвалял имя Божье, в конце концов вполне обратился и научился "славить, превозносить и величать Царя небесного". (Ревью энд Гер. 11 января 1906 г. Переизд в Библ.

Ком. т. 4, 1170 стр.).

Бог - Правитель над всеми правителями

"Язычникам в Вавилоне Бог стал известен благодаря еврейским пленникам. Этому идолопоклонному народу было дано познание о царстве Господа, которое должно быть установлено и Его силой утверждено вопреки всем усилиям и обманам сатаны. Даниил и его сотоварищи, Ездра и Неемия и многие другие свидетельствовали о Боге, находясь среди пленников. Господь рассеял их среди царств земли, чтобы их свет мог ярко сиять среди мрачной тьмы язычества и идолопоклонства.

Даниилу Бог открыл свет относительно Своих намерений, которые были скрыты от многих поколений. Он решил, что Даниил должен увидеть в видении свет Его истины и отразить этот свет среди гордого Вавилонского царства. Деспоту-царю было разрешено взглянуть на свет, исходящий от престола Божьего. Навуходоносору было показано, что Бог небесный был Правителем над всеми монархами и царями земли. Его имя как Бога простиралось над всеми богами. Бог желал, чтобы Навуходоносор познал, что правители земных царств имели Правителя на небесах. Верность Бога в освобождении трех пленников из пламени огня и в оправдании их образа действий - показала Его чудную силу.

От Даниила и его товарищей повсюду засиял великий свет. Везде пронеслась слава о Сионе, городе Господа. План Божий заключался в том, чтобы таким же образом воссиял духовный свет от Его верных стражей в эти последние дни. Если святые Ветхого Завета несли такое определенное свидетельство о верности, как должен сиять народ Божий сегодня, накопивший свет всех столетий и сами пророчества Ветхого Завета указывали наперед на эту срытую, грядущую славу!" (Письмо 32, 1899 г. Переиздано в Библ. Ком. т. 4, стр. 1169).

Для такого времени, как это

"Чрез одного подлого, но занимающего в Мидо-Персидском царстве высокое положение человека, имя которого было Аман Вугеянин; сатана пытался разрушить планы Божьи. Аман питал к Мардохею Иудеянину сильную лютую ненависть. Последний не причинил ему никакого зла, но просто отказался благоговейно преклониться пред ним. Считая унизительным для себя "наложить руки на одного Мардохея". Аман замышлял, "истребить всех иудеев, которые были во всем царстве Артаксеркса, как народ Мардохея". (Есф. 3:6).

Введенный в заблуждение ложными донесениями Амана, Ксеркс подписал смертный приговор всем иудеям, "разбросанным и рассеянным по всем областям" Мидо-Персидского царства. Был назначен определенный день, в который должны были погибнуть все иудеи, а их имущество - конфисковано. Царь мало отдавал себе отчета в тех последствиях, которые повлечет за собой исполнение его указа. Сатана, тайный защитник этого заговора, прикладывал все силы к тому, чтобы стереть с лица земли тех, кто сохранял познание об истинном

Боге.

Но козни врага были разбиты силой, господствующей над сынами человеческими. Согласно Божьему Провидению, Есфирь - иудеянка, чтущая Бога Всевышнего стала царицей Мидо-Персидского царства. Мардохей был ее ближайшим родственником.

В своем отчаянии она решила обратиться к Ксерксу за помощью. Есфирь должна была явиться пред ним и ходатайствовать за свой народ. "Кто знает",- говорил Мардохей,- "не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского". (Есф. 4, 14).

Создавшееся критическое положение требовало от Есфири решительных и быстрых действий, но как она так и Мардохей понимали, что если божественное могущество не поможет им, тогда все их усилия обречены на провал. Поэтому Есфирь назначила время, в которое она решила обратиться к Богу, источнику своей силы. "Пойди" - повелела она Мардохею,- "и собери всех иудеев находящихся в Сузах и поститесь ради меня и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, а я со служанками моими буду поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть - погибну. (Есф. 4:15, Прор. и Цари, 600-601 стр.).

Декрет о смерти в наши дни

"Тяжелые опыты и испытания, перенесенные народом Божьим во дни Есфири не только были характерны для того времени, Иоанн, проникая пророческим взором в глубь веков до конца времени писал: "И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божьи и имеющими свидетельство Иисуса Христа". (Откр. 12, 17). Некоторые из живущих в наши дни увидят исполнение этих слов. Тот же дух, который в прошлые века побуждал людей преследовать истинную церковь, проявит себя в будущем по отношению всех тех, кто будет верен Богу. Даже уже и теперь проводится подготовительная работа для этой последней, великой битвы.

"Указ, который в конце концов будет издан против остатка народа Божьего будет очень подобен тому, который в свое время был издан Ахашверошем против иудеев. Сегодня враги истинной церкви видят в небольшой кучке людей, соблюдающих субботу - Мардохея, сидящего у ворот. Благоговение народа Божьего к Его закону является постоянным упреком тем, кто отбросил страх Божий и попирает ногами Его субботу.

Сатана возбудит ярость против меньшинства, которое откажется принять общепринятые обычаи и традиции. Влиятельные и ответственные лица соединятся вместе с беззаконниками и низкими людьми, чтобы действовать против народа Божьего. Богатство, гениальность, образование,- сольются вместе, чтобы покрыть их презрением. Правители, служители, члены церкви, руководимые чувством ненависти будут совещаться между собой для борьбы с ними. Прибегая к перу, лекциям, наградам, угрозам и насмешкам они будут пытаться поколебать их веру. Ложными представлениями о народе Божьем и гневными обращениями они будут возбуждать ярость людей против них. Не имея в своих руках доказательств "так говорит Писание", чтобы привести их против защитников библейской субботы, они прибегнут тогда к насильственным законам. В целях приобретения популярности и покровительства, законодатели уступят требованиям и издадут указ о воскресном дне. Но боящиеся Бога не смогут принять закон, попирающий принципы Десятисловия. На этом поле боя и разыгрывается последняя великая борьба между истиной и заблуждением и мы не оставлены в неизвестности относительно исхода ее. Сегодня, как и во дни Есфири и Мардохея, Господь защитит Свою истину и Свой народ". (Прор. и Цари, 605-606 стр.).

Просьбы Неемии были соединены с освященными усилиями

"Слова Неемии, свидетельствующие о положении Иерусалима вызвали в сердце монарха только искреннее сострадание. Затем он задал ему второй вопрос, который Неемия столько времени ожидал: "Чего же ты желаешь?" Но человек Божий не решился ответить ему, пока не получит совета у Того, Кто был выше Артаксеркса. Пред ним стояла священная задача, для осуществления которой он и должен был обратиться к царю и он понимал, что многое будет зависеть от того, как он представит ему его дело. "Я помолился" - говорит он,- "Богу небесному". Благодаря своей короткой молитве, обращенной к Царю-царей, он получил силу, способную так переменить человеческое сердце, как река изменяет свое течение.

Возможность молиться так, как это сделал Неемия в час нужды, должна быть для каждого христианина источником утешения и надежды при любых обстоятельствах: когда невозможна иная форма молитвы"

Неемия после своей короткой молитвы, обращенной к Царю царей настолько осмелел, что рассказал Артарксерксу о своем желании на некоторое время получить освобождение от своих обязанностей при дворе и просил у него разрешения для восстановления разрушенных мест Иерусалима, чтобы таким образом снова вернуть этому городу его прежние укрепления и башни. Эта просьба имела важнейшее значение для всей иудейской нации. "И",- говорит Неемия,- "дал мне царь так, как благодеющая рука Бога моего была надо мной".

"Получивши необходимую поддержку, Неемия, с благоразумием и предусмотрительностью продолжал делать различные приготовления для успешного завершения дела. Он не пренебрег ни одним средством, способным содействовать исполнению его намерения. Даже своим соотечественникам он не сказал ничего о своих планах. Хотя он и знал, что многие радовались бы его успеху, в то же самое время он опасался, что неблагоразумие некоторых могло вызвать зависть у их врагов и, возможно, это и расстроило бы его намерения.

Просьба Неемии была настолько великодушно выслушана, что он осмелился обратиться к царю за дальнейшей помощью. Для того, чтобы придать своему путешествию больше авторитетности, а также и быть вне всякой опасности, он попросил царя военной охраны. Он получил также и царские письма к начальникам заречных областей, куда ему нужно было проезжать по пути в Иудею. Он также получил письмо и к хранителю царских лесов на Ливанских горах, в котором предписывалось снабжать Неемию строительным материалом

в нужном количестве. Чтобы в данном случае не возникло никаких недоразумений относительно данных ему прав, Неемия просил выдать ему письмо с определенным указанием его действий и полномочий.

Этот пример благоразумной предусмотрительности и решительного образа действий должен послужить уроком для всех христиан. Дети Божьи должны не только с верой молиться, но и прилежно и предусмотрительно трудиться. Сталкиваясь со всевозможными затруднениями, они часто мешают Провидению Божьему работать для их блага, потому что считают, что благоразумие и прилежность имеют очень мало общего с религией. Когда Неемия плакал и молился пред Богом, он не считал, что на этом и оканчивались все его обязанности. Его молитвы были связаны с святым рвением и делая все возможное со своей стороны, он искренно молился об успешном исходе этого дела. Священные задачи, стоящие сегодня пред народом Божьим, также нуждаются в тщательном обсуждении, детальной разработке, как это было в то время восстановления стен Иерусалима.

Неемия не полагался на неопределенность или неизвестность. Все, в чем он нуждался, он просил у тех, кто мог удовлетворить его нужду. Господь и сегодня

готов по-прежнему оказать влияние на сердца тех, кто обладает Его благами, ради интересов истины. Те, кто трудится для Него, не должны упускать случаев - воспользоваться помощью, какую он посылает им чрез определенных людей.

Эти дары могут открыть путь для проповедывания истины во многих темных странах. Возможно, что давшие их и не верят во Христа и не знакомы с Его Словом, но невзирая на это, их дары должны быть приняты. (Прор. и Цари, 631-634).

Военная охрана, осторожные планы, царские письма, царское поручение

"Путешествие Неемии в Иерусалим завершилось благополучно. Царские письма, какие он имел с собой для заречных областных начальников, обеспечивали ему достойный прием и всякую необходимую помощь... Ни один неприятель не осмелился досаждать тому, кто путешествовал под охраной Персидского царя и к кому так почтительно относились областные начальники. Однако, его прибытие в Иерусалим в сопровождении военной охраны говорило о важности его миссии и это вызвало желчную зависть у языческих племен, живших около города и которые часто позволяли себе обрушиваться на иудеев с различного рода оскорблениями и насмешками...

Неемия же продолжал действовать с присущей ему предусмотрительностью и благоразумием. Зная о лютых и решительных врагах, готовых в любой момент помешать ему, он на время решил ничем не выдавать истинной цели своего приезда, пока основательно не разберется в создавшейся обстановке. Таким путем, он надеялся вначале заручиться поддержкой народа, привлечь его к работе, прежде чем враги подымутся на ноги.

Неемия имел с собой царское повеление, требующее, чтобы жители работали вместе с ним в восстановлении стен города, но он не хотел всецело воспользоваться царским авторитетом в этом деле". (Прор. и Цари, 635-637).

Петр и Иоанн из-за своей веры переносили испытание

"Исполненные гнева священники схватили Петра и Иоанна и бросили в тюрьму.

Оказавшись в тюрьме, ученики не испугались и не пали духом. Св. Дух напомнил им слова, сказанные некогда Христом: "Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас: если Мое Слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня". "Изгонят вас из синагог, даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что тем служит Богу". "Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет время то, вспомнили, что Я сказал вам". (Иоан. 15, 20, 21, 166 2, 4).

"Небесный Бог, могущественный Правитель вселенной взял дело заключенных в тюрьме в Свои руки: ибо люди восстали против Его работы. Ночью ангел Господень открыл двери темницы и сказал ученикам: "Идите, и ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни". Это повеление в корне противоречило приказу, данному иудейскими начальниками, но разве апостолы могли сказать, что мы не можем сделать это, пока не посоветуемся с начальниками и не получим от них разрешения? Нет. Бог сказал: "Идите" и они повиновались. "Они выслушавши, вошли утром в храм и учили".

Хотя апостолы и были освобождены таким чудесным образом из темницы, они не были избавлены от расследования и наказания. Христос сказал им, когда был с ними: "но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища" (Марк. 13,

9). Посылая Своего ангела, чтобы избавить их, Господь тем самым хотел показать им Свою любовь и что всегда помнит Он о них. А теперь они должны были пострадать ради Того, о Ком они проповедовали.

"В истории пророков и апостолов мы видим много благородных примеров, свидетельствующих о верности к Богу. Свидетели Христа переносили тюремное заключение, пытки и даже смерть только ради того, чтобы остаться верными заповедям Божьим. Свидетельство Петра и Иоанна, защищавших имя Христа перед синедрионом, является одной из самых героических страниц христианской эпохи. Когда они вторично явились пред людьми, так жаждущими их смерти, ни в одном их жесте и слове не было ни тени страха и колебания. И когда первосвященник сказал: "Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?.. И вот вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас Кровь Того Человека",- Петр ответил: "Мы должны повиноваться больше Богу, нежели человекам". Небесный ангел, освободивший их из тюрьмы, повелел им учить во храме. Следуя его указаниям, они повиновались Божественному приказу и они готовы были и впредь так действовать". (Д. Ап. 78-82 стр.).

Защита Стефана

"В то время, когда Стефан стоял перед своими судьями и должен был дать ответ на предъявленное ему обвинение в богохульстве, святое сияние покоилось на его лице "и все сидящие в синедрионе смотря на него, видели лицо его, как лицо ангела". Многие из присутствующих, видя этот свет, дрожали и закрывали лица, но ожесточенные в своем неверии и предрассудках начальники не поколебались.

Когда Стефана спросили относительно подлинности предъявленного ему обвинения, тогда спокойным, проникновенным голосом, который был слышен во всех уголках зала, он начал свою защиту. В своей речи, завладевшей вниманием всего собрания, Стефан передал историю избранного народа Божьего. Его слова свидетельствовали об основательном знании иудейской системы и духовном ее значении, как это было и открыто Христом. Он повторил слова Моисея, который пророчествовал о Мессии: "Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш, из братьев ваших, как меня: Его слушайте". (Деян. 7, 37). В своих словах, подчеркивающих его верность к Богу и иудейской вере, он также указал и на то, что закон, которым иудеи думали спастись, был бессилен предохранить Израиль от идолопоклонства. Он соединил имя Иисуса Христа со всей историей иудейского народа.

На лицах окружающих его, узник прочел свою участь, но это не поколебало его. Он не боялся смерти.

Его не пугала ярость священников и разгневанная чернь. Все окружающее его исчезло для него. Пред ним открылось небо и он увидел славу Божьих чертогов и Иисуса, Который встал со Своего престола и был готов помочь Своему слуге. Тогда торжественным голосом Стефан воскликнул: "Вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, сидящего одесную Бога". (56).

Когда Стефан сказал о неповторимо-прекрасной картине, виденной им, его гонители уже не могли больше переносить этого... Затыкая уши, чтобы не слышать его слов, они с диким воплем набросились на него и "потащили его за город". И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: "Господи, Иисусе, прими дух мой. И преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи, не вмени им греха сего. И сказав сие, почил. (Д. Ап. 99-101 стр.).

Петр готов отдать свою жизнь ради Христа

"Апостол не испугался, находясь в таком положении. Со времени его восстановления после отречения от Христа, он неуклонно храбро встречал опасность и проявил благородное мужество и смелость в проповеди распятого, воскресшего и вознесшегося Спасителя. Находясь в тюремной камере, он вспомнил слова, сказанные ему Христом: "истинно, истинно говорю тебе, когда ты был молод, то препоясался сам и ходил, куда хотел: а когда состареешься, то прострешь руки твои и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. "Петр верил, что для него пришло время, чтобы отдать свою жизнь ради Христа". (Ревью энд Гер. 27 апреля 1911 г., Переиздано в Библ. Ком. т. 6. 1061 стр.).

Павел и Варнава перед гражданскими властями (См. Деян. 14 глава)

"Возрастающая известность вести, принесенной апостолами, вызвала среди иудеев зависть и ненависть и они решили немедленно положить конец их работе. Путем ложных доносов, они напугали местные власти, что это может вызвать восстание среди населения. Они утверждали, что большая часть жителей находится на стороне апостолов, а это, заверяли они, может привести к тайным заговорам.

На основании этих доносов апостолы были вызваны к властям, но они так разумно и логически высказались в свою защиту и их свидетельство об их убеждении было настолько мудрым и проникновенным, что они расположили в свою пользу слушающих их. Хотя городские власти, благодаря ложным доносам и предубежденно отнеслись к ним, но все же они не осмелились осудить их. Они вынуждены были признать, что учение Павла и Варнавы могло сделать людей только добродетельными, послушными законам страны и что моральный и нравственный уровень жителей значительно возрос бы, если бы они придерживались учения апостолов.

Эти столкновения с властями способствовали только еще большему распространению истины и иудеи сами убедились в том, что их усилия разрушить работу новых учителей окончились тем, что еще большее количество верующих присоединилось к ним. "Между тем народ в городе разделился и одни были на стороне иудеев, а другие - на стороне апостолов" (Д. Ап. 178 стр.).

Павел и Сила в Филиппах(См. Деян. 16:13-40)

"Помимо этой женщины в городе были еще и другие люди, которые занимались сатанинским обманом и опасаясь за свое ремесло, они решительно восстали против слуг Божьих. Они схватили апостолов и привели их к воеводам с обвинением: "Сии люди, будучи иудеями, возмущают город наш и проповедуют обычаи, которых нам, римлянам не следует ни принимать, ни исполнять".

Охваченный безумным возмущением, народ восстал против апостолов. Подстрекаемые ободрением начальства, которые сорвали с апостолов верхнюю одежду, чернь получила разрешение избить их. "И давши им много ударов, повергли их в темницу, приказавши темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забыл в колоду".

Все это причинило апостолам большие страдания, но они не жаловались. Напротив, окруженные темничным мраком, они подбодряли друг друга словами молитвы и в хвалебных гимнах славили Бога за то, что удостоились пострадать за Его имя. Глубокая и серьезная любовь, которую они питали к делу Искупителя, ободряла их. Павел при этом напомнил себе о том, как в прошлом он преследовал учеников Иисуса и теперь он радовался, что его глаза открылись и что все его существо познало силу величественных истин, которыми он однажды пренебрегал...

Но в то время, как люди так жестоко и несправедливо обошлись со своими ближними и таким преступным образом забыли о своих святых обязанностях, возложенных на них, Бог не забыл Своих детей и не оставил их Своей милостью. Все небо было проникнуто глубочайшим интересом к людям, которые пострадали ради Христа, и к ним в темницу были посланы ангелы. При их приближении задрожала земля. Тяжелые, наглухо запертые двери темницы распахнулись: кандалы и цепи спали с их рук и ног и ослепительный свет осветил всю тюрьму...

Жители Филипп были страшно напуганы ночным землетрясением и когда утром служители тюрьмы рассказали воеводам о всем случившемся ночью, они сильно встревожились и послали городских служителей освободить апостолов. Но Павел сказал: "Нас, римских граждан без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас".

Апостолы были римскими гражданами и считалось незаконным подвергать римлянина унизительному избиению: если при этом он не совершил никакого большого преступления или же лишать его свободы без разрешения верховного суда. Павел и Сила были арестованы публично и теперь они отказывались от тайного освобождения и требовали личного объяснения со стороны воевод.

Когда об этом стало известно воеводам, они еще больше забеспокоились и боялись, что пострадавшие могут пожаловаться кесарю: Немедленно отправившись в тюрьму, они извинились пред Павлом и Силой за несправедливое обращение с ними: лично вывели их с темницы и попросили апостолов оставить их город. Воеводы боялись распространения влияния учения апостолов в народе: а также боялись и той Силы, которая таким чудесным образом выступила в защиту этих невинных людей.

Согласно советам Христа, апостолы не оставались там, где их присутствие было нежелательным. "Они же вышедши из темницы пришли к Лидии и увидевши братьев, поучали их и отправились". Апостолы не считали напрасной свою работу в Филиппах. Они встретились там с большим противодействием и преследованием, но защита Провидения, обращение тюремного стража и его домашних - щедро вознаградили их за все перенесенные муки.

Вести об их несправедливом заточении и чудесном освобождении распространились по всей области и привлекли внимание к работе апостолов тех людей, которые в противном случае "никогда не слушали бы их". (Д. Ап. 213-218 стр.).

Павел перед Феликсом

"Обращаясь к Феликсу, Павел не льстил ему, но только слегка коснулся того, что поскольку Феликс уже столько времени является правителем и так хорошо осведомлен в иудейских законах и обычаях, то ему будет нетрудно защитить себя. Ссылаясь на предъявленные ему обвинения, он самым определенным образом доказал их неправдоподобность. Он сказал также еще и о том, что он не производил никакого возмущения в Иерусалиме и не осквернял святилища..."

Искренно и чистосердечно он рассказал о цели своего приезда в Иерусалим и о тех обстоятельствах, при которых он был арестован и осужден. Апостол говорил откровенно и с очевидной искренностью и его слова были убедительны. Правдивые слова Павла также намного больше помогли Феликсу еще лучше разобраться в тех тайных намерениях, которые имели иудеи, обвиняя апостола в возмущении и измене. Поэтому правитель не решился отдать римского гражданина в руки иудеев, чтобы они мучили его без верховного суда...

Вскоре после этого Феликс и его жена Друзилла прислали за Павлом, чтобы в личной беседе с ним услыхать о "вере во Христа". Они очень хотели подробно узнать об этой новой истине - истине, о которой возможно им уже больше никогда не придется слыхать и которая, если они отвергнут ее, будет свидетельствовать против них в день суда. Павел считал эту данную возможность ему, посланную Богом и самым верным образом использовал ее. Он сознавал, что находится в присутствии того, кто имеет власть предать его смерти или отпустить на свободу: однако он ничего лестного или похвального не сказал Феликсу, ни его жене Друзилле. Он знал, что его слова будут для них "запахом живительным на жизнь или на смерть", и поэтому, забывая о своих личных интересах, он старался показать им ту опасность, в которой они находились.

Апостол понимал, что Евангелие имеет свое законное право на каждого слушающего его и что в тот великий день они могут быть в числе праведных, окружающих белый престол или же в числе тех, кому Христос скажет: "Отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мат. 7, 23). Он знал, что пред небесным судом он встретит тех людей, кому он проповедовал и что он должен будет отдать отчет не только за все то, что он сказал или сделал, но даже и за побуждающие причины его к этому и за дух его слов и дел.

В своих отношениях с людьми, Феликс был настолько груб и суров, что только очень немногие даже среди его близких, осмеливались сказать ему о том, что его нрав и поведение были не совсем безупречны. Но Павел не боялся людей. Он открыто свидетельствовал о своей вере во Христа, о тех принципах, на которых

она основывалась и в особенности останавливался на тех качествах христианского характера, которых не было в сидящей пред ним царственной чете.

Небесный свет озарил Феликса, когда Павел беседовал с ним относительно правды, воздержания и грядущего суда. Само небо посылало ему возможность увидеть свои грехи и раскаяться в них. Но он ответил вестнику Божьему: "Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя". Он пренебрег последним призывом благодати. И уже больше никогда он не услышал приглашения Божьего к раскаянию. (Д. Ап. 420-427 стр.).

Павел перед Фестом(См. Деян. 25:8-12 ст.)

"Но не этого желали иудеи. Они еще не забыли своего прежнего положения в Кесарии. Вспоминая спокойное лицо Павла, его самообладание, неопровержимые доказательства, они сознавали, что их злоба и недостойные обвинения выставит их пред судом в очень неблагоприятном свете.

И вновь они начали настаивать на том, чтобы Павла привели в Иерусалим для суда, но Фест решительно отказался сделать это. Бог в Своем провидении управлял планами Феста, чтобы продлить жизнь апостола.

Возвратившись в Кесарию, чрез несколько дней, Фест "сел на судейское место и повелел привести Павла". "Когда он явился, стали кругом пришедшие из Иерусалима иудеи, принося тяжкие и многие обвинения, которые не могли доказать". "Будучи на этот раз без защитника, иудеи приготовились сами к обвинению. В процессе суда обвиняемый с присущей ему прямотой и спокойствием самым основательным образом доказал лживость выдвигаемых против него обвинений.

Вскоре, как Фест разобрался, весь вопрос сводился к иудейским учениям, и что при справедливом отношении к делу, даже если эти обвинения и могли быть доказаны, то не было причины, по которой виновный был достоин смерти или даже тюремного заключения. Однако, он предвидел и ту бурю негодования, которая разразится, если Павел не будет осужден или предан в их руки.

И "желая сделать угождение иудеям" Фест обратившись к Павлу спросил, желает ли он быть отправленным в Иерусалим под его охраной, для того, чтобы его дело было выслушано синедрионом.

"Апостол знал, что ему не ждать справедливости от народа, который своими преступлениями навлек на себя гнев Божий... Поэтому, решившись воспользоваться своим правом римского гражданина, он потребовал суда у кесаря.

В ответ на вопрос Феста, Павел сказал: "Я стою пред судом кесаря, где мне и следует быть судиму: иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь. Ибо если я неправ, и сделал что-нибудь достойное смерти, то не отрекаюсь умереть, а если ничего такого нет, в чем они обвиняют меня, то никто не может выдать меня им: требую суда кесаря". (Деян. 429-430 стр.).

Павел перед царем Агриппой (См. Деян. 26 гл.)

"Но вот и узник, уже в летах, прикованный цепями к охраняющему его воину и его внешний вид не имеет в себе ничего такого, что вызывало бы к нему почтение мира. Однако, несмотря на это, в этом муже лишенном друзей, богатства и положения, который всего навсего был узником за свою веру в Сына Божьего,- было заинтересовано все Небо. Ангелы окружали его. И если бы слава, окружающая хотя бы одного из этих небесных посланников была открыта присутствующим, куда девались бы их царственная пышность и гордость: царь и его придворные сраженные упали бы на землю, как это и произошло с римской стражей у гроба Христа. Апостол не был смущен окружающей пышностью и высокопоставленной аудиторией, ибо он знал, какую ничтожную цену имело мирское богатство и положение. Земное величие и могущество были бессильны запугать его или лишить самообладания.

"Царь Агриппа! Я почитаю себя счастливым",- сказал он,- "что сегодня могу защищаться пред тобою во всем, в чем обвиняют меня иудеи. Тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно".

Павел рассказал историю своего обращения: о своем упрямом неверии в прошлом в Иисуса из Назарета, как Искупителя мира. Он рассказал о небесном видении, которое вначале наполнило его невыразимым ужасом, но впоследствии явилось для него источником величайшего утешения,- это откровение божественной славы, когда он увидел на престоле Того, Кого он презирал, ненавидел, и последователей Которого он даже предавал на смерть. И как с тех пор, он Павел, стал новым человеком, искренним и пламенным последователем Иисуса, ставшим таким только благодаря преобразующей силе Его благодати.

С исчерпывающей ясностью и силой Павел описал пред Агриппой главные события, имеющие отношение к земной жизни Христа. Он засвидетельствовал о том, что предсказанный пророками Мессия уже был на земле в лице Иисуса из Назарета. Он указал на то, как Ветхозаветние Писания свидетельствовали о появлении Мессии как человека среди человеков и как в жизни Иисуса исполнилось все до мельчайших тонкостей, сказанных Моисеем и пророками.

Как для искупления погибающего мира божественный Сын претерпел крест, поношения и потом вознесся на небо, восторжествовавши над смертью и гробом.

Все собрание, как зачарованное, слушало чудесные опыты, пережитые апостолом. Это была одна из самых любимых тем Павла. Никто из присутствующих не сомневался в его искренности. Но в то время, когда Павел так легко и свободно говорил, его плавная, красноречивая речь была внезапно прервана криком Феста: "Безумствуешь ты Павел! Большая ученость доводит тебя до сумашествия"...

Апостол ответил: "нет, достопочтенный Фест, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла. Ибо знает об этом царь, пред которым я стою: я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из всего скрыто, ибо это не в углу происходило". Затем повернувшись к Агриппе, он прямо спросил его: "Веришь ли, Царь Агриппа, пророкам? Я знаю, что веришь".

Глубоко тронутый Агриппа на какой-то момент забыл о всех присутствующих и о своем высоком положении. Находясь во власти услышанных истин, видя пред собой только скромного узника, стоящего пред ним, как посланника Божьего, он невольно ответил: "Ты не много не убеждаешь меня сделаться христианином".

Апостол искренне ответил: "Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все слушающие меня сегодня, сделались такими, как "я" и подняв при этих словах свои закованные руки, он прибавил: кроме этих уз".

Любопытство царя было удовлетворено: он поднялся с места и дал знак рукой, что собрание окончено. Когда собрание разошлось, они беседуя между собой говорили: "Этот человек ничего достойного смерти или уз не делает". (Д. Ап. 434-438 стр.).

Иоанн дает отчет в своем уповании в Риме

"Иудейские начальники сильно ненавидели Иоанна за его непоколебимую верность и преданность делу Христа. Они заявили, что вся их борьба против христиан не будет иметь никакого успеха до тех пор, пока свидетельство Иоанна будет раздаваться в народе. А для того, чтобы народ быстрее забыл о чудесах и учениях Иисуса Христа, нужно заставить умолкнуть голос бесстрашного свидетеля.

Поэтому Иоанн был вызван в Рим, чтобы быть испытанным в его вере и дать отчет в своем уповании, где его учение было представлено в ложном свете и ложные свидетели обвиняли его в подстрекательном учении против власти. В силу таких обвинений враги Иоанна надеялись, что он будет осужден на смерть.

Иоанн ответил на предъявленные против него обвинения в таких понятных и убедительных словах и с такой неподкупной простотой и беспристрастностью, что его слова произвели очень сильное впечатление на всех. Все присутствующие были поражены его мудростью и красноречием. Но чем убедительней раздавались его свидетельства, тем яростней разгоралось пламя ненависти его врагов. Император Домициан был страшно разгневан. Он был не в силах противоречить доказательствам верного защитника Иисуса. Он не мог сопротивляться той силе, которой дышала его речь и все же он решил заставить умолкнуть этот голос.

Иоанна бросили в котел с кипящим маслом.

Господь сохранил жизнь Своему верному рабу, как в свое время Он спас и трех отроков в огненной печи. Когда был произнесен приговор и сказаны слова: "Так погибнут все, кто верит в обманщика Иисуса из Назарета" - Иоанн ответил: "Мой Учитель терпеливо переносил все, что только изобретал сатана со своими ангелами, чтобы унизить и мучить Его. Он отдал Свою жизнь, чтобы спасти мир. Я считаю для себя великой честью страдать ради Него. Я слабый грешный человек. Христос был свят, непорочен и чист. Он не сделал никакого преступления и в устах Его не было лукавства".

Эти слова произвели свое действие и Иоанн был вытащен из котла теми же людьми, которые бросали его туда. Но вскоре рука притеснителя снова обрушилась на апостола. Согласно императорскому указу, Иоанн был сослан на остров Патмос и осужден за "Слово Божье и за свидетельство Иисуса Христа". (Откр. 1:9). И как рассчитывали его враги, оттуда уже больше не будет распространяться его влияние и что он в конце концов погибнет там от лишений и невзгод". (Д. А. 569-570 стр.).

Ответ Иоанна - урок силы и утешения

"Из жизни апостола Иоанна во время его преследования, мы можем извлечь замечательный урок мужества и утешения для всех нас. Бог не мешает нечестивым проводить их планы, но Он чудесным образом превращает их во благо тех, кто в испытании и борьбе сохраняют свою веру и преданность. Часто работники продолжают вести свое дело среди бурь гонений, горькой ненависти и несправедливых обвинений. В такое время, пусть они знают, что опыты, приобретенные ими в горниле испытаний, скорбей, достойных всех перенесенных ими страданий и ценность их неизмерима.

Таким путем Бог приводит Своих детей ближе к Себе, чтобы указать им на их слабость и Свою силу. Он учит их полагаться на Него, как переносить трудности, как вести ответственную работу и как осуществить те великие цели, для которых им и были даны соответствующие способности". (ДА. 574 стр.).

Почтенный Богом

"Бог почтит тех, которые почтили Его, будучи послушны Его заповедям. Иоанн возлюбленный ученик за свою верность был сослан на остров Патмос. "Я Иоанн,- писал он,- "брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за Слово Божье и за свидетельство Иисуса Христа". (Знамения времени, 27 февраля 1912 г.).

Несущие свет миру

"Во все века "пребывающий в них Дух Христов" сделал истинных детей Божьих светом для людей их поколения. Иосиф принес свет Египту. Своей чистой, благожелательной и сыновьей любовью он представил Христа среди нации идолопоклонников. В период, когда израильтяне находились на пути из Египта в обетованную землю, искренние из нх среды были светом для окружающих народов.

Среди них был явлен миру Бог. От Даниила и его товарищей в Вавилоне и от Мардохея в Персии - яркие лучи света сияли среди тьмы царских дворов. Подобным образом последователи Христа поставлены как носители света по пути к небесам: чрез них милость и доброта небесного Отца становится явной миру, погруженному во тьму неправильного представления о Боге. (Рев. энд Гер. 27 июля 1905 г.).

Позиция Лютера - не прибегать за помощью к светской власти

"Лютер особенно отстаивал тот принцип, что для защиты Реформации не следует прибегать ни к светской власти, ни к силе оружия. Он радовался, что князья империи стали приверженцами реформации, но когда они предложили присоединиться к оборонительному союзу, он заявил, что "только один Бог должен защищать Евангельское учение. Чем меньше люди будут вмешиваться в это дело, тем заметней будет вмешательство Бога в их пользу. Все предложенные политические меры предосторожности по его мнению, можно только приписать унизительному страху и греховному недоверию". (Вел. Бор. 209 стр.).

Возвышенные, благородные принципы реформаторов

"Благородный принцип, который отстаивал Тиндаль, Фрис, Латимир и Ридлейс,- заключался в божественном авторитете и достаточности Св. Писания. Они отвергали принятый авторитет пап, соборов, отцов церкви и царей, чтобы управлять совестью в деле религии. Их мерилом была Библия и с ней они согласовывали все доктрины и требования. Вера в Бога и Его Слово поддерживала этих святых мужей, когда они оканчивали свою жизнь, сжигаемые на кострах. (Истор. спасения. 352 стр.).

Некоторые из великих мужей Божьих

"Священная история открывает перед нами многочисленные примеры результатов истинного воспитания. Она представляет нам много благородных мужей, характер которых был сформирован под божественным руководством; мужей, чья жизнь была благословением для других и которые стояли перед миром, как представители Бога.

Среди них Иосиф и Даниил, Моисей, Елисей и Павел - здесь и величайшие государственные мужи; среди них есть один из самых мудрых законодателей; другой - один из важнейших реформаторов и один из самых блестящих и ярких учителей, которых когда-либо знал мир, если, конечно, не считать Того, Кто говорил так, как никто другой..."

"В самые горькие часы своей жизни, жизни пришельца и раба, окруженный пороком и обольстительной силой языческого богослужения, исполняемого во всем блеске роскоши, культуры и царственной пышности,- Иосиф оставался непреклонным. Он был научен повиноваться долгу. Верность во всяком месте, начиная с самого маленького и кончая самым большим, развила в нем каждую способность для высочайшего служения.

В то время, когда был он призван ко двору фараона, Египет был могущественным государством. Он не знал себе равных в цивилизации, искусстве и в просвещении. В самые тяжелые моменты, переживаемые всей страной, Иосиф управлял делами государства и так вел себя, что пользовался доверием и у царя, и у людей. Фараон "поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости". (Пс. 104, 21, 22).

"В Вавилонском дворе были собраны представители из всех стран - мужи редкостных дарований и талантов, обладающие высокой культурой и знаниями, какие только мог представить мир и тем не менее среди всех их еврейские пленники не знали себе равных. В своей природной красоте и здоровье, по умственным способностям и дару речи они оказались выше всех остальных. "И во всяком деле мудрого разумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его". (Дан. 1:20).

"Непоколебимый в своей верности к Богу, всегда подчиняя себя строжайшей самодисциплине, благородное, честное и вежливое поведение Даниила, снискали ему, несмотря на его молодость, милость и благорасположение языческого начальника, под присмотром которого он находился. Вышеописанные черты поведения характеризовали всю его жизнь. Очень быстро он поднялся до поста премьер-министра страны. И на протяжении всего времени сменяющихся монархов, падения нации и установления нового правления - его мудрость и способности как государственного деятеля, его совершенное чувство такта, вежливость и искренняя сердечность, тесно связанная с непоколебимым отношением к принципу,- то даже враги его вынуждены были признать, что они "не могли найти никакого предлога и погрешности, потому что он был верен. (Дан. 6, 4).

"И в то время, когда Даниил так непоколебимо и верно служил Богу, на него сошел дар пророческой силы. И тогда, как люди оказали ему доверие в ответственных постах при дворе и в исключительно секретных делах страны,- Бог возвеличил его как Своего посла и научил его читать тайны грядущих веков. Языческие монархи, встречаясь с этим представителем Неба, были вынуждены признать Бога Даниила. "Истинно",- сказал царь Даниилу,- "Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны". И Дарий в своем заявлении ко "всем народам" возвеличил "Бога Даниила", "потому что Он есть Бог живый и Присносущий и царство Его несокрушимо и владычество Его бесконечно, Который "избавляет и спасает и совершает чудеса и знамения на небе и на земле". (Дан. 2, 47; 6, 25-27).

"Своей мудростью и справедливостью, чистотой и проявлением сердечной доброты в повседневной жизни и преданностью интересам народа,- идолослужителям,- Иосиф и Даниил в практической жизни показали свое истинное отношение к принципам того воспитания, какое они получили в детстве, они на деле показали свою верность и неизменность Тому, Кто был их помощником, представителями Которого они были. Этих мужей, один из которых жил в Египте, а другой в Вавилоне,- глубоко уважали все люди и именно в них этот языческий народ и вообще все остальные, с кем только приходилось им сталкиваться, видели в них живой образец доброты и милосердия Божьего, живую картину любви Христа.

"Какую миссию выполнили эти благородные евреи в своей жизни! Простившись с родным уголком своего далекого детства, они, конечно, никогда не могли даже мысленно представить себе такое великое будущее. Они только одно твердо решили в своем сердце: быть верными и непоколебимыми и во всем подчиняться руководству Бога, так, чтобы Он мог чрез них исполнить Свое намерение.

Эти же самые величественные истины, какие были открыты чрез этих мужей, Бог желает и сегодня открыть их чрез юношество и детей наших дней. История Иосифа и Даниила - является живым примером того, что Он желает сделать для тех, кто отдастся Ему и всем сердцем будет желать исполнить Его цель и намерение.

Величайшая нужда мира - это нужда в мужах, которых нельзя было бы ни купить, ни продать; в мужах, которые в самых сокровенных уголках своей души правдивы и честны; в мужах, которые не страшились бы назвать грех по его имени; в мужах, чья совесть так предана долгу, как магнитная стрелка к полюсу, в мужах, которые стояли бы за истину, если бы на них обрушилось небо...

"Все эти истории содержат в себе глубокий интерес. И особенно они важны по своему содержанию для юношества. Моисей отказался от царского скипетра: Павел от богатства и чести среди своего народа, чтобы работать для Бога и всю жизнь нести это тяжелое бремя труда и забот. Для многих жизнь этих людей кажется сплошным отречением и жертвой. Но так ли это на самом деле? Моисей считал "поношение Христово выше египетских сокровищ". И смотрел он так на эти вещи потому, что это было в действительности так. Павел заявил, "Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа. (Фил. 3, 7-8). И он был вполне удовлетворен своим выбором.

Моисею был предложен дворец фараона и престол монарха, но те греховные наслаждения, которые заставляют человека забыть Бога, царили в этих роскошных палатах и вместо всего этого, он избрал "сокровище непогибающее и правду (Прит. 8, 18). Вместо того, чтобы связать свою жизнь с величием Египта, он связал ее с целями и намерениями Бога. Вместо того, чтобы стать законодателем Египта, он под божественным руководством ввел законы для всего мира. Он стал в руках Божьих тем каналом, чрез который люди получили принципы, ограждающие их семью и общество, которые являются краеугольным камнем процветания народов - принципы, которые сегодня признаны величайшими мужами мира как основание самого наилучшего воспитания в человеческом обществе.

Величие Египта покрыто пылью и прахом. Его могущество и цивилизация исчезли. Но труд Моисея - неувядаем. Те великие принципы праведности, ради которых он и жил - вечны. (Воспит. стр. 51, 52, 53, 55, 56, 57, 68, 69). IV