Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
6. Новый дом PDF Печать Email

Глава девятнадцатая

ГДЕ ВЫБИРАТЬ ДОМ?

Руководящие принципы в выборе расположения дома. - Бог хочет, чтобы мы, выбирая дом, руководствовались прежде всего тем, как будет влиять на нас и наши семьи то окружение, в котором мы будем находиться1.

Нам следует выбирать такое общество, которое с наибольшей благосклонностью воспримет нашу духовную деятельность, и мы должны использовать всякую помощь для усиления нашего доброго влияния, потому что сатана будет противодействовать нам, чтобы сделать нашу работу для неба как можно более тяжелой. Мы можем оказаться в трудном положении, потому что многие попадают не в то окружение, в котором бы хотели жить; но мы призваны противостоять любому влиянию, которое могло бы неблагоприятно сказаться на формировании христианского характера. Когда долг призывает нас к этому, мы должны быть вдвойне внимательными и особенно усердно молиться, чтобы по благодати Христовой быть способными устоять против растления2.

Евангелие... учит нас давать правильную оценку вещам и быть наиболее усердными в том, что имеет наивысшую ценность и никогда не прейдет. Этот урок необходимо усвоить тем, на ком лежит ответственность за выбор дома. Они не должны позволять себе уклоняться от высшей цели...

Когда необходимо определить месторасположение дома, пусть эта цель управляет выбором. Не руководствуйтесь желанием иметь изобилие, не прислушивайтесь к требованиям моды и нравам общества. Принимайте во внимание то, что будет способствовать простоте, чистоте и здоровью, что имеет истинную ценность...

Вместо того, чтобы жить там, где всюду видны дела рук человеческих, где картины и звуки окружающей среды зачастую навевают греховные мысли, где суматоха и беспорядок вызывают усталость и беспокойство, идите туда, где вы можете- созерцать дела Божьи. Найдите духовный покой в красоте, тишине и мире природы. Обратите свой взор на зеленые поля, рощи и холмы. Поднимите глаза к голубому небу, незамутненному городской пылью и дымом, и дышите животворным небесным воздухом3.

Образцовый первый дом. - Первый дом наших прародителей должен был служить образцом жилья для их детей, когда они расселятся повсюду и заполнят землю. Этот дом, украшенный рукой Самого Бога, не был великолепным дворцом. Люди, одержимые гордыней, радуются пышным и дорогим сооружениям и славой от дел своих рук; но Бог поместил Адама в саду. Это было его жилище. Голубое небо было куполом его дома; земля с ее изысканными цветами и ковром из живой зелени была полом; густая листва красивых деревьев служила ему шатром. Стены райского дома были великолепны, пышно и прекрасно украшенные рукой великого Мастера. Обстановка, окружавшая святую чету, должна служить уроком на все времена, уча тому, что счастье обретается не в потворстве гордыне или приобретении роскоши, но в общении с Богом через Его творения. Если бы люди уделяли меньше внимания искусственному и обратились к простоте, то они гораздо больше соответствовали бы плану, который имел Бог при их творении. Гордость и честолюбие никогда не будут удовлетворены, но тот, кто является воистину мудрым, найдет самое возвышенное удовольствие в источнике радости, который Бог сделал доступным для всех4.

Божий выбор земного дома для Его Сына. - Иисус пришел на эту землю, чтобы совершить величайшее дело, которое когда-либо предпринимал человек. Он пришел как Божий Посланник с целью показать нам, как надо жить, чтобы добиться наилучших результатов. Какие условия создал безграничный Отец для Своего Сына? Уединенный дом в Галилейских горах; семья, поддерживаемая честным, дарящим чувство собственного достоинства трудом; простая жизнь; ежедневная борьба с трудностями и невзгодами; самопожертвование, бережливость и упорное радостное служение; часы исследования Писаний, проводимые с матерью у развернутого свитка; тишина восхода и сумерки в зеленой долине; святое служение природе; размышление о творении и провидении и общение с Богом - таковы были условия и возможности Иисуса Христа в ранние годы его жизни5.

Сельские дома в обетованной земле. - В обетованной земле обучение, начавшееся в пустыне, было продолжено в условиях, благоприятных для формирования правильных наклонностей. Люди не были сосредоточены в городах, но каждая семья имела свои земельные владения, дающие им все, способствующие здоровью благословения естественной неизвращенной жизни6.

Влияние окружающей среды на характер Иоанна. - Иоанн Креститель, предтеча Христа, получил начальное образование от своих родителей. Большую часть жизни он провел в пустыне... По своему выбору Иоанн отказался от удовольствий и роскоши городской жизни и предпочел суровую дисциплину пустыни. Здесь все, что его окружало, способствовало формированию у него склонности к простоте и самоотречению. Здесь, находясь вне досягаемости мирской суеты, он мог учиться у природы получать откровения и постигать Божье провидение... С детских лет его миссия была перед ним, и он сознавал свой святой долг. Для него уединение в пустыне было собственным выбором, избавлением от общества, в котором подозрительность, неверие и нечистота распространились почти повсеместно. В борьбе с искушением он не полагался на свою силу и избегал постоянного контакта со злом, чтобы не утратить способности чувствовать его чрезвычайную греховность7.

Другие герои, жившие в сельских домах. - Так селились в большинстве своем лучшие и достойнейшие люди всех времен. Прочитайте истории о жизни Авраама, Иакова, Иосифа, Моисея, Давида и Елисея. Изучите жизнь людей более поздних веков, которые самым достойным образом хранили свою веру и исполняли свои обязанности.

Многие люди, выросли в сельских домах, не изведав роскоши. Не проводили молодость в развлечениях. Многие были вынуждены бороться с бедностью и нуждой. Они рано приучались к работе, и их деятельная жизнь на открытом воздухе придавала силу и гибкость всем их способностям. Вынужденные полагаться на открытые им возможности и свои собственные силы, они учились сражаться с трудностями и преодолевать препятствия, приобретая мужество и стойкость. Они учились быть уверенными в себе и владеть собой. В значительной степени защищенные от злых сообществ, они находили удовлетворение в естественных удовольствиях и здоровом общении. Они были непритязательны в своих вкусах и воздержаны в привычках. Они были движимы принципами и росли чистыми, сильными и открытыми ко всему истинному. Будучи призваны к своему труду, они вкладывали в него все свои физические и умственные силы, бодрость духа, способность планировать и выполнять намеченное и упорно сопротивляться злу, что делало их верной силой в распространении доброго влияния в мире8.

1. Патриархи и пророки, с.169.

2. Вести к молодежи, с. 419.

3. Служение исцеления, с.363, 366, 367.

4. Патриархи и пророки, с.49, 50.

5. Служение исцеления, с.365, 366.

6. Там же, с. 280.

7. Свидетельства для церкви, т. 8, с. 221.

8. Служение исцеления, с. 366.

Глава двадцатая

СЕМЬЯ И ГОРОД

Опасности городской жизни. - Жизнь в городах изобилует ложными ценностями и искусственно созданными условиями. Страстное желание приобрести деньги, возбуждающая суматоха и стремление к удовольствиям, жажда показного, роскошь и сумасбродство - все это движет огромными массами людей, отвращая их ум от истинной цели жизни. Они открывают дверь великому множеству пороков. Это оказывает на молодежь почти непреодолимое влияние. Одно из наиболее утонченных и опасных искушений, которое подстерегает детей и молодежь в городах, - это пристрастие к удовольствиям. Развлечения многочисленны; играм и скачкам нет конца, и вихрь возбуждающих кровь сомнительных удовольствий отвлекает их от реальных жизненных обязанностей. Деньги, которые следовало приберечь для лучшего использования, тратятся на развлечения1.

Берегите свое здоровье. - Городская среда часто является опасной для здоровья. Постоянная необходимость входить в контакт с больными, загрязненные воздух и вода, нечистая пища, стесненные, нездоровые условия жизни - вот лишь некоторые проблемы, с которыми сталкивается городской житель.

В Божьи намерения не входило, чтобы люди скапливались в городах, теснясь в домах и арендуемых помещениях. Вначале Он поместил наших прародителей среди прекрасных пейзажей и звуков, и Он хочет, чтобы это радовало нас и сегодня. Чем ближе мы к первоначальным Божьим планам, тем более благоприятную возможность имеем, чтобы обрести здоровое тело, ум и душу2.

Рассадники зла. - Города полны искушении. Мы должны планировать свою работу таким образом, чтобы уберечь нашу молодежь, насколько возможно, от этой порчи3.

Детей и молодежь нужно заботливо оберегать. Им необходимо держаться подальше от очагов зла, которые находятся в наших городах4.

Суматоха и беспорядок. - Нет воли Божьей на то, чтобы Его народ селился в городах, где царит суматоха и беспорядок. Они должны избавить от этого своих детей, потому что городская жизнь деморализована из-за спешки, напряженности и шума5.

Проблемы, связанные с производством. - Из-за деятельности концернов, трудовых союзов и забастовок условия жизни в городе постоянно становятся все более тяжелыми. Перед нами возникают серьезные проблемы, и для многих семей переезд из городов в сельскую местность станет необходимым6.

Приближающееся уничтожение. - Настанет время, когда крупные города будут уничтожены, и все должны быть предупреждены об этих надвигающихся судах7.

О, если бы народ Божий сознавал то, что теперь вполне очевидно для идолопоклонников: тысячам городов угрожает гибель!8

Интересы мирские и небесные. - Часто родители не придают значения тому, чтобы дети росли в надлежащей атмосферое. Вибирая дом, они больше думают о житейских, мирских интересах, чем о социальной атмосфере, влияющей на нравственность, и дети вступают в контакты, которые могут помешать развитию благочестивого христианского характера...

Родители, осуждающие хананеев за то, что те приносили своих детей Молоху, что вы делаете? Сначала вы приносите своему богу Маммоне самое дорогое приношение, и, когда ваши дети вырастают без любви, дурно воспитанными и решительно отвергают Бога, проявляя склонность к неверию, вы принимаетесь обвинять веру, которую исповедуете, в том, что она не могла спасти их. Почему? Вы пожинаете то, что посеяли - плоды своей эгоистичной любви к миру и последствия пренебрежения средствами благодати. Вы ввели свои семьи в искушение, и ковчег Божий - вашу славу и защиту - вы не сочли за, главное, поэтому Господь не сотворил чуда, чтобы избавить ваших детей от искушения9.

Жить в городе - вовсе не преимущество. - Из сотни семей нельзя назвать хотя бы одну, которая стала бы лучше физически, умственно и духовно, живя в городе. Веру, надежду, любовь, счастье в гораздо большей мере можно обрести в отдаленных местах, где есть поля, холмы и деревья. Увезите своих детей от городских пейзажей и звуков, от грохота и шума трамваев и экипажей, и тогда их умы станут более здравыми. Так будет легче донести до их сердца истину Слова Божьего10.

Совет переезжающим из сельской местности в городские районы. - Многие родители переезжают из своих сельских домов в город как в более желанное и выгодное место. Но, идя на эту перемену, они подвергают своих детей многим большим искушениям. Дети не имеют занятия и, получив уличное образование, постепенно начинают портиться, пока не теряют интерес ко всему хорошему, чистому и святому. Было бы гораздо лучше, если бы родители остались со своими семьями в сельской местности, где все содействует развитию физической и умственной силы. Пусть молодые люди учатся обрабатывать землю и, устав после трудового дня, засыпают сладким невинным сном.

Пренебрегая наставлениями родителей, молодежь в наших городах извращает свои пути и оскверняет души перед Богом, что всегда является следствием праздности. Приюты, тюрьмы и виселицы - вот печальные последствия этого11.

Лучше пожертвовать житейскими интересами, чем подвергать гибельной опасности драгоценные души, доверенные вашему попечению. Их будут осаждать искушения, поэтому они должны быть научены встречать их. Но ваш долг - уничтожить всякое влияние, победить всякую наклонность, разорвать всякую связь, которые удерживают вас и вашу семью от свободного, открытого и искреннего посвящения Богу.

Вместо переполненного города ищите такую местность, где ваши дети, насколько это возможно, будут защищены от искушений и где вы сможете воспитывать и обучать их, чтобы сделать полезными членами общества. Пророк Иезекииль перечисляет причины, которые довели Содом до греха и погибели: "Вот, в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала". Все те, кто хочет избежать рокового конца Содома, должны сторониться путей, которые навлекли суды Божьи на этот нечестивый город12.

Когда Лот пришел в Содом, он был полон решимости хранить себя от зла и соответственно блюсти свой дом. Но он явно просчитался. Разлагающее влияние города подорвало его веру, и связи его детей с жителями Содома в такой же мере соединили его интересы с ними. Результат был плачевен. Многие по-прежнему совершают ту же самую ошибку13.

Примите же решение, что вы будете выбирать и строить свои дома как можно дальше от Содома и Гоморры. Держитесь вне больших городов. Если это возможно, стройте свои дома в спокойных, уединенных местах сельских районов, даже если, поступая так, вы никогда не сможете стать богатыми. Размещайтесь там, где влияние, оказываемое на вас, будет наилучшим14.

Я получила указание от Господа предупредить наш народ, чтобы они не держались за города и не приобретали там дома для своих семей. Мне поручено сказать отцам и матерям: не позволяйте своим детям проводить много времени вне вашего дома15.

Теперь настало время уезжать из городов. - Моя весть состоит в следующем: увозите свои семьи из городов16.

Настало время, когда, как открывает это Бог, семьи должны уезжать из городов. Детей нужно перевозить в сельскую местность. Родители должны подобрать настолько подходящее место, насколько позволяют им их средства. Жилище может быть небольшим, но рядом должна быть земля, чтобы обрабатывать ее17.

Прежде чем ужасная кара придет на жителей земли. Господь призывает всех, кто подлинно являются израильтянами, приготовиться к этому событию. Родителям Он посылает предостерегающий клич: собирайте своих детей в свои дома; забирайте их от тех, кто с пренбрежением относится к заповедям Божьим, кто учит злому и делает зло. Уезжайте из крупных городов как можно быстрее18.

Бог поможет Своему народу. - Родители могут приобрести небольшие дома в сельской местности вместе с землей для возделывания, где они могут посадить фруктовые деревья и выращивать овощи и плоды, чтобы заменить ими мясо. В таких местах дети не будут подвергаться разлагающему влиянию городской жизни. Бог поможет Своему народу найти такие дома за пределами городов19.

1. Служение исцеления, с. 364.

2. Там же, с. 365.

3. Сельская жизнь, с. 30.

4. Там же. с. 12.

5. Там же, с. 30.

6. Служение исцеления, с. 364.

7. Евангелизм, с. 29.

8. Ревью энд Геральд, 10 сентября 1903.

9. Свидетельства для церкви, т. 5. с. 320.

10. Сельская жизнь, с. 13.

11. Ревью энд Гералъд, 13 сентября 1881.

12. Свидетельства для церкви, т. 5, с.232, 233.

13. Патриархи и пророки, с. 168.

14. Рукопись 57. 1897.

15. Сельская жизнь, с. 12. 13.

16. Там же, с. 30.

17. Там же, с. 24.

18. Свидетельства для церкви, т. 6, с. 195.

19. Медицинское служение, с. 310.

Глава двадцать первая

ПРЕИМУЩЕСТВА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

С участком земли и уютным домом. - При первой возможности родители должны строить дома в сельской местности для своих детей1.

Отцы и матери, которые имеют участок земли и уютный дом, - это короли и королевы2.

Не считайте, что вы что-то теряете, когда оставляете города и переезжаете в сельскую местность. Здесь повсюду обильные благословения ожидают тех, кто готов воспользоваться ими3.

Жертвовать, чтобы обеспечить будущее. - Снова и снова Господь увещевает Свой народ, забирать свои семьи из городов и переезжать в сельскую местность, где они могли бы организовывать свои хозяйства, так как в будущем проблема купли и продажи станет весьма серьезной. Теперь мы должны внять наставлению, которое снова и снова дается нам: переезжайте из городов в сельские районы, где дома не один к другому и где

Враги не смогут причинить вам зла4. {Для более детального обсуждения этой темы см. книгу "Сельская жизнь").

Совет городскому жителю. - Было бы хорошо, если бы вы оставили свои тяжелые заботы и нашли убежище в сельской местности, где не настолько сильно влияние, нравственно растлевающее молодых. Верно, что в деревне вы не будете вполне свободны от трудностей и забот; но вы избежите там многих пороков и закроете дверь потоку искушений, которые угрожают вашим детям. Они нуждаются в каком-то занятии и разнообразии.

Однообразие, царящее в доме, возбуждает в детях беспокойство и тревогу, и они начинают регулярно общаться со скверными городскими парнями, получая таким образом уличное воспитание... Жизнь в сельской местности окажет на них весьма положительное влияние; активный образ жизни на открытом воздухе даст здоровье уму и телу. Желательно, чтобы при доме был сад, за которым пусть ухаживают дети, что станет для них одновременно и развлечением, и полезной работой. Занятия с растениями и цветами способствуют воспитанию утонченного вкуса и развитию интеллекта, а знакомство с полезными и прекрасными Божьими творениями оказывает очищающее и облагораживающее влияние на ум, направляя его к Творцу и Хозяину всего5.

Обильные благословения обещаны сельским жителям. - В недрах земли скрыты благословения для тех, кто имеет мужество, волю и настойчивость, чтобы собирать ее сокровища... Многие фермеры не могут получить достаточный доход со своей земли, потому что относятся к своему труду, как к унизительному занятию; они не видят в нем благословения ни для себя, ни для своих семей6.

Труд, который оживит ум и усовершенствует характер. - Обрабатывая почву, заботливый труженик придет к выводу, что он мало знает о сокровищах, открывшихся ему. Никто не может преуспеть в земледелии или садоводстве без знания законов, связанных с этими отраслями. Необходимо изучить особенности каждого вида растений, которые требуют разного ухода и обработки. Внимание, требуемое при пересадке и уходе за молодыми растениями, при обрезке и поливе, при защите от холода ночью и от солнца днем, при прополке сорняков, борьбе с заболеваниями растений и вредными насекомыми, при формировании плодовых деревьев и наведении порядка на участке, - это внимание учит важным урокам, необходимым для совершенствования характера, и, кроме того, сам труд является средством совершенствования личности. Вырабатывая в себе старательность, терпение, внимание к деталям, послушание закону, человек получает весьма важную подготовку. Постоянное приобщение к таинствам жизни и прелестям природы и, кроме того, доброта, рождаемая служением этим прекрасным Божьим творениям, оживят ум, очистят и возвысят характер7.

Бог будет наставлять и учить. - Тот, Кто учил Адама и Еву в Едеме, как ухаживать за садом, желает научить людей и сегодня. Есть мудрость для тех, кто держит плуг, сажает деревья и сеет семя. Земля таит в себе. сокровища, и Господь хочет, чтобы те несчастные люди, которые теснятся в городах, ища возможности немного заработать, обосновались на земле. Семьи, которые переедут со своими детьми в сельскую местность, будут испытывать меньше искушений. Дети и родители, которые любят и боятся Бога, должны во всех случаях обращаться к великому Учителю, Который есть источник мудрости. Они имеют весьма благоприятную возможность приготовиться для Царства Небесного8.

Божий план для земли Израиля. - Проявив непослушание Богу, Адам и Ева лишились Едема, и за грех была проклята вся земля. Но если бы народ Божий следовал Его наставлениям, то его земля была бы восстановлена в ее богатстве и красоте. Сам Бог дал людям указания, как обрабатывать землю, и они должны были сотрудничать с Ним в ее восстановлении. Так вся земля под Божьим руководством должна была стать наглядным уроком духовной истины. Как через послушание данным Богом законам природы земля должна была рождать сокровища, так и через повиновение Его моральному закону сердца людей должны были отражать свойства Его характера9.

Находите духовные уроки в повседневной жизни. - Бог окружил нас красотой природы, чтобы привлечь и заинтересовать ум. Он хочет, чтобы мы ассоциировали великолепие природы с Его характером. Если мы прилежно изучаем книгу природы, то непременно придем к выводу, что она дает обильную пищу для размышлений о безграничной любви и силе Бога10.

Христос связывал свое учение не только с днем покоя, но и с трудовой неделей... В работе пахаря и сеятеля, в возделывании земли и жатве Он учит нас видеть работу Его благодати в сердцах. Так и в каждом полезном труде, в любой жизненной ситуации Он хочет, чтобы мы находили урок Божественной истины. Тогда наш каждодневный труд не будет больше полностью поглощать наше внимание и уводить нас от Бога; он будет постоянно напоминать нам о нашем Творце и Искупителе. Мысль о Боге будет проходить золотой нитью через все наши домашние заботы и дела. Для нас слава Его лица вновь будет покоиться на лике природы. Мы всегда будем учиться новым урокам небесной истины и возрастать в образ Его чистоты11.

Тождественные законы управляют природой и людьми. - Великий Учитель приводил Своих слушателей в прекрасные уголки природы, чтобы они могли слушать голос, говорящий во всем творении; и когда их сердца смягчались и умы становились восприимчивыми, Он помогал им истолковывать духовный смысл тех картин, на которых покоился их взор... В Его уроках было нечто такое, что привлекало каждый ум, доходило до каждого сердца. Так повседневная работа вместо того, чтобы быть монотонно-рутинной, отвлеченной от возвышенных мыслей, была освящена и возвышена постоянными напоминаниями о невидимом, что суть духовно.

Так должны учить и мы. Пусть дети учатся видеть в природе выражение Божьей любви и мудрости; пусть их размышления о Боге будут связаны с птицами, цветами и деревьями; пусть все видимое пробуждает интерес к невидимому и все жизненные явления станут средством обучения Божественной истине.

Когда они учатся на примере всего сотворенного, извлекая поучения из своего жизненного опыта, поясняйте им, что те же самые законы, которые управляют природой и событиями жизни, должны управлять и нами, что они даны для нашего блага и только через послушание им мы можем обрести истинное счастье и успех12.

Давайте практические уроки земледелия. - Среди бесчисленного количества уроков о многообразии процессов развития несколько самых драгоценных содержатся в притче Спасителя о растущем семени. В ней найдут наставление и старые, и молодые...

Прорастание семени изображает начало духовной жизни, а развитие растения является иллюстрацией развития характера... Когда родители и учителя стараются научить этим урокам, то это должно быть сделано на практике. Пусть дети сами подготовят почву и посеют семена. Во время работы родители или учитель могут объяснить им, что сердце - это сад, где посеяно доброе и плохое семя, и что как сад должен быть подготовлен для природного семени, так и сердце должно быть подготовлено для семени истины... Никто не сеет в необработанную землю в надежде, что однажды она принесет урожай. Необходим упорный, кропотливый труд, чтобы подготовить землю, посеять семя и вырастить урожай. Так должно быть и в духовном сеянии13.

Порочные наклонности видны, как сорняки. - Если есть возможность, то дом следует выбирать за пределами города, где дети могут иметь землю для возделывания. Пусть у каждого из них будет свой участок земли; и когда вы учите их, как сажать сад, как подготавливать почву для семян и пропалывать сорняки, то учите их также, что необходимо удалять из своей жизни неприглядные, губительные привычки. Учите их бороться с порочными наклонностями, как они борются с сорняками в огороде. Потребуется время, чтобы научить их этому, но оно будет оплачено, щедро оплачено14.

Домашняя обстановка подтверждает нашу веру. - Родители имеют обязательство перед Богом сделать свое окружение таким, чтобы оно соответствовало истине, которую они исповедуют. Тогда они смогут давать правильные уроки своим детям, и те будут учиться отождествлять земной дом с небесным. Земная семья должна быть образцом небесной семьи, насколько это возможно. Тогда искушения, потворствование которым подавляет и унижает, в значительной степени утратят свою силу. Детей следует учить, что здесь они только проходят испытание и обучение, чтобы жить в обителях, которые Христос приготавливает для тех, кто любит Его и соблюдает Его заповеди. Это высочайший долг родителей, который они должны исполнить15.

Родители, приобретайте дома в сельской местности. - Пока Бог будет давать мне власть говорить к нашему народу, я буду продолжать призывать родителей оставлять города и приобретать дома в сельской местности, где они могут возделывать землю и учиться из книги природы урокам непорочности и простоты. Произведения природы - это молчаливые служители Господни, данные нам для того, чтобы научить нас духовным истинам. Они говорят нам о любви Божьей и провозглашают мудрость великого Художника.

Я люблю красивые цветы. Они напоминают Едем, указывая на блаженную страну, в которую мы скоро войдем, если будем хранить верность нашему Богу. Господь направляет мой ум к животворным краям, где растут прекрасные цветы и деревья16.

1. Сельская жизнь, с. 12.

2. Основы христианского воспитания, с. 327.

3. Сельская жизнь, с. 14.

4. Там же, с. 9. 10.

5. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 136.

6. Основы христианского воспитания, с.326, 327.

7. Воспитание, с.111, 112.

8. Основы христианского воспитания, с. 326.

9. Наглядные уроки Христа, с. 289.

10. Вести к молодежи, с. 365, 366.

11. Наглядные уроки Христа, с. 26, 27.

12. Воспитание, с. 102. 103.

13. Там же. с. 104, 105. 111.

14. Советы учителям, родителям и студентам, с. 124.

15. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 144.

16. Письмо 47. 1903.

Глава двадцать вторая

ПОСТРОЕНИЕ И ОБУСТРОЙСТВО ЖИЛИЩА

Обеспечьте вентиляцию, солнечный свет и дренаж. - В конструкции здания, предназначенного для общественных целей или проживания, должно быть предусмотрено, чтобы в помещениях была хорошая вентиляция и обилие солнечного света. Церкви и классные комнаты часто не соответствуют этому требованию. Отсутствие достаточной вентиляции в значительной степени является причиной того, что люди погружаются в сонливое и отупевшее состояние, которое сводит на нет влияние многих проповедей и делает труд учителя тяжелым и неэффективным.

Если возможно, все здания, предназначенные для проживания людей, должны быть размещены на высоком, сухом участке земли. При постройке зданий часто совсем об этом не заботятся. Плохое здоровье, серьезные болезни, преждевременные смерть напрямую связаны с постоянной сыростью и опасностью малярии в низменных местах с плохим дренажем.

Особенно важно, чтобы в здании была хорошая вентиляция и обилие солнечного света. Потоки воздуха и солнечные лучи должны наполнять каждую комнату в доме. Спальные комнаты должны хорошо проветриваться. Комнату не следует занимать под спальню, если в нее затруднен постоянный доступ свежего воздуха и солнечного света. Во многих сельских районах спальни необходимо оборудовать приборами для обогрева, чтобы как следует согреться и обсохнуть в холодную сырую погоду.

Комнате для гостей нужно уделять такое же внимание, как и помещениям, которыми пользуются постоянно. Как и в других спальнях, в ней должно быть достаточно воздуха и солнечного света; ее необходимо оборудовать средствами для обогрева, чтобы не было сырости и затхлости, которая имеет место в помещениях, где редко бывают люди. Тот, кто спит в недоступной для солнечного света комнате или ложится в кровать, которая не была тщательно просушена и проветрена, подвергает риску свое здоровье, а зачастую и жизнь.

Те, на чьем попечении пожилые люди, должны помнить, что они особенно нуждаются в теплых и уютных комнатах. С годами человек дряхлеет, и у него остается все меньше сил, чтобы сопротивляться болезнетворным влияниям; поэтому пожилые люди испытывают большую необходимость в обилии солнечного света и свежего, чистого воздуха1.

Избегайте низменностей. - Если мы хотим, чтобы в наших домах все были здоровы и счастливы, мы должны строить их в местах, находящихся выше вредных испарений и сырости, которые присущи низинам, и открыть свободный доступ солнечному свету и свежему воздуху, дающим жизнь. Отодвиньте тяжелые шторы, откройте окна и ставни, не допускайте, чтобы вьющиеся растения, какими бы красивыми они ни были, затемняли окна и чтобы деревья росли слишком близко к дому, поскольку они могут загораживать свет. От солнца могут выгореть шторы и ковры и потускнеть рамы картин, но щеки детей будут пылать здоровым румянцем2.

Сад, окружающий дом. - Ухоженный сад, украшенный деревьями и кустарниками, растущими на достаточном расстоянии от дома, окажет благоприятное влияние на семью и ее здоровье. Но запущенный сад, в котором деревья и кусты растут близко к стенам дома, создают в нем нездоровую атмосферу, так как препятствуют свободной циркуляции воздуха и заслоняют солнечный свет. В результате в доме постоянно сыро, особенно в дождливую погоду3.

Влияние естественной красоты на семью. - Бог любит прекрасное. Он облек красотой землю и небеса, и с отеческой радостью наблюдает, как Его дети восхищаются делами Его творения. Он хочет, чтобы мы окружили свои дома красотой природы.

Почти все жители сельских районов, как бы они бедны ни были, могут иметь возле домов небольшую травяную лужайку, несколько тенистых деревьев, цветущий кустарник или благоухающие цветы. Они будут радовать членов семьи гораздо больше, чем любое искусственное украшение. Они принесут в домашнюю жизнь смягчающее, очищающее влияние, которое укрепит любовь к природе и сблизит членов семьи друг с другом и с Богом4.

Обстановка в доме должна быть простой. - Наши противоестественные наклонности лишают нас многих благословений и радостей и мешают нам жить наиболее полезной жизнью. Желание иметь изысканную обстановку приводит к ненужной трате не только денег, но и того, что в тысячу раз дороже. Это приносит в дом тяжелое бремя забот, труда и замешательства...

Обставляйте свой дом незамысловатыми вещами, с которыми легко обращаться и которые просто содержать в чистоте и можно заменить без особых затрат. Проявляя вкус, вы можете сделать самый простой дом привлекательным, если в нем царят любовь и довольство5.

Счастье не обретается в пустой парадности. Чем проще порядок хорошо организованного дома, тем счастливее будет семья6.

Избегайте духа соперничества. - Жизнь приносит разочарования и усталость многим людям, потому что они обременяют себя ненужным трудом, чтобы соответствовать требованиям обычаев. Их умы постоянно обеспокоены тем, как удовлетворить нужды, порожденные гордостью и модой...

Расходы, заботы и труд, потраченные на то, что если и не приносит явного вреда, то является лишним, далеко продвинули бы дело Божье, когда бы использовались для более достойной цели. Люди страстно желают того, что называется предметами роскошной жизни, и жертвуют здоровьем, силами и средствами, чтобы приобрести их. Жалкий дух соперничества проявляется среди людей этого класса по отношению к тем семьям, которые явно демонстрируют дорогую и модную одежду и мебель. Слово "дом" извращено, и его значение трактуется как "нечто, ограниченное четырьмя стенами и наполненное изящной мебелью и украшениями", тогда как его жильцы пребывают в постоянном напряжении, желая соответствовать требованиям моды в различных сферах жизни7.

Многие несчастны в своей семейной жизни, если уделяют все внимание только внешнему виду. Они тратят много денег и упорно трудятся ради того, чтобы произвести впечатление и снискать похвалу своих знакомых - тех, кто на самом деле вовсе не интересуется ни ими, ни их благосостоянием. Один за другим приобретаются предметы, как будто необходимые для домашнего обихода, и появляются дорогие украшения и обстановка, которые радуют глаз, удовлетворяют гордость и честолюбие, но ни в малейшей степени не добавляют комфорта семье. Погоня за роскошью стоит сил, терпения и поглощает драгоценное время, которое должно быть посвящено служению Господу.

Драгоценная благодать Божья стала второстепенным делом, уступив заботам, не являющимися насущно необходимыми; и многие, увлекаясь вещизмом, теряют радость жизни. Они приходят к выводу, что все это имущество не способно удовлетворить их, как они рассчитывали. Бесконечный круговорот дел и неустанное беспокойство о том, как бы еще украсить дом, дабы вызвать восхищение у гостей и посторонних людей, - напрасно потраченное время и средства. Человек добровольно вешает себе на шею рабское ярмо, которое так тяжело носить8.

Два визита. - В некоторых семьях делается больше, чем нужно. Для создания уюта необходимы чистота и порядок, но эти добродетели не должны возводиться в такую крайность, чтобы жизнь стала бесконечным и нудным трудом, а члены семьи имели бы жалкий вид. В домах некоторых людей, которых мы высоко ценим, существует неукоснительная точность в отношении размещения мебели и вещей, что так же неприятно, как и отсутствие надлежащего порядка. Болезненная щепетильность в отношении чистоты и порядка, который поддерживается в доме, лишает людей отдыха, необходимого каждой, желающей быть воистину счастливой, семье.

Когда мы приходим в гости к близким друзьям, нам вряд ли будет приятно увидеть метлу и тряпку в руках хозяйки и не понравится, если вместо общения, которым мы ожидали насладиться, наши друзья у нас на глазах затеят генеральную уборку и будут тратить время на поиски пылинок или паутины по углам. Хотя это может делаться из уважения к нам, все же больно сознавать, что друзья ценят наше общество меньше, чем чистоту в собственном доме.

Прямой противоположностью таким семьям является дом, в котором мы гостили прошлым летом (1876). Немногие часы, которые мы провели здесь, не были потрачены на бесполезную работу или на то, что можно сделать в другое время, мы провели время приятно и с пользой. Этот дом был образцом уюта, хотя и не был чрезмерно обставлен. Все комнаты были хорошо освещены и проветриваемы... что более важно, чем самые дорогие украшения. Кабинеты не были обставлены с наводящей уныние строгостью, но в предметах обстановки наблюдалось приятное разнообразие.

Почти все кресла были креслами-качалками или мягкими креслами и не одной и той же формы, но приспособленными для удобства разных членов семьи. Были низкие и высокие кресла-качалки с мягкими сиденьями, кресла с прямыми спинками, широкие, просторные кресла для отдыха и удобные маленькие кресла; кроме того, были удобные софы; и все, казалось, звало тебя: присядь и отдохни. На столах лежали книги и бумаги. Все было аккуратным и привлекательным, но той строгости в расположении, которая, как бы предупреждает вас: не прикасайтесь ни к чему, чтобы не сдвинуть предметы с места, не было.

Хозяева этого милого дома имели возможность обставить и украсить свою резиденцию дорогими вещами, но они благоразумно избрали комфорт, а не показную дороговизну. В доме не было ничего, что можно было бы считать слишком хорошим для общего пользования, ставни не были закрыты, чтобы уберечь ковры от выгорания и мебель - от потускнения. Солнечный свет и воздух, данные Богом, свободно проникали в дом, наполняя его ароматом цветов, растущих в саду. Конечно, семья заботилась о своем доме; они были веселы и гостеприимны, делая все необходимое для нашего удобства и не подавляя нас излишним вниманием, которое могло вызвать у нас опасение, что мы причиняем слишком много хлопот. Мы чувствовали, что это было место покоя. Это был дом в самом полном смысле слова9.

Принцип, использованный в украшении. - Чрезмерная строгость и упорядоченность обстановки, которая, как мы уже упомянули, является неприятной особенностью многих домов, не согласуется с великим планом природы. Бог не повелел, чтобы полевые цветы росли на клумбах правильной формы с установленными бордюрами, но Он разбросал их подобно драгоценным камням на дерне, и они украшают землю разнообразием форм и красок. Деревья, растущие в лесу, не расположены в правильном порядке. Для радости и умиротворения лучше всего созерцать картины природы, леса, холмы и долины, равнины и реки, наслаждаясь бесконечным многообразием форм, линий и красок, которые превращают деревья, кустарники и цветы в естественный сад, делая картину очаровательной. Дети, молодежь и пожилые люди могут найти здесь покой и удовлетворение.

Этот закон многообразия может быть в некоторой степени осуществлен в семье. В обстановке дома должны быть правильная гармония цветов и общее соответствие предметов; но вовсе не является признаком хорошего вкуса то, что все предметы в обстановке комнаты одинаковы по дизайну, материалу и обивке; напротив, для глаза более приятно, чтобы было гармоничное разнообразие.

Но будь то скромный или изысканный дом, с богатой или бедной обстановкой, в его стенах не будет счастья, если дух его жильцов не находится в согласии с Божьей волей. В доме должна царить радость10.

Лучшая часть дома, наиболее солнечные и привлекательные комнаты и самая удобная мебель должны иметь те, кто постоянно живет в доме. Это сделает дом привлекательным для его обитателей и для тех друзей, которые действительно заботятся о нас, на которых мы оказываем благотворное влияние и которые благотворно влияют на нас11.

Позаботьтесь об удобстве и благополучии детей. - Не требуется дорогого окружения и дорогостоящей обстановки, чтобы сделать детей довольными и счастливыми в их доме, но главное, чтобы родители нежно любили своих детей и внимательно заботились о них12.

Четыре стены и дорогая обстановка, бархатные ковры, изысканные зеркала и прекрасные картины не сделают семью "домом", если в ней нет взаимопонимания и любви. Это священное слово не имеет отношения к роскошным покоям, где не знают радости семейной жизни...

Фактически в таких домах забота об удобстве и благополучии детей является последним делом. Дети находятся в пренебрежении у матери, которая много времени посвящает своей внешности и угождению требованиям светского общества. Ничему не обученные, они приобретают дурные наклонности и становятся беспокойными и недовольными. Не находя в своих домах никакого удовольствия, но лишь неприятные ограничения, они стараются как можно скорее отделиться от семьи. Они входят в огромный мир настороженные, с нежеланием, не подготовленные к жизни в нем домашним воспитанием и заботливым советом близких13.

Не говорите детям так, как, я слыхала, говорят многие матери: "Кабинет - это не твоя комната. Не сиди на этой софе, которая покрыта атласной камчатной тканью. Мы не хотим, чтобы ты сидел на этой софе". И когда они идут в другую комнату: "Мы не хотим, чтобы ты шумел здесь". Тогда дети идут на кухню, и повар говорит им: "Я не хочу, чтобы вы надоедали мне здесь. Идите отсюда, вы шумите, и надоедаете мне". И куда же они идут, чтобы получить воспитание? На улицу14.

Доброта и любовь более дороги, чем роскошь. - Слишком много забот берут на себя наши семьи, и слишком мало естественной простоты, мира и счастья хранится в них. Нужно меньше заботиться о том, о чем говорит мир, и больше внимания уделять членам семейного круга. Среди членов семьи должно быть меньше демонстративное™ и притворства, свойственных мирской вежливости, и гораздо больше нежности и любви, бодрости и христианской любезности. Многим необходимо учиться тому, как сделать дом привлекательным, радостным местом. Благодарные сердца и добрые лица более дороги, чем богатство и роскошь, и удовлетворенность простым сделает дом счастливым, если в нем царит любовь.

Иисус, наш Искупитель, ходил по земле, имея царственное достоинство; и все же Он был кроток и смирен сердцем. Он был светом и благословением в каждом доме, потому что в Нем жили бодрость, надежда и мужество. О, если бы мы могли удовлетворяться меньшими желаниями сердечными, меньшим стремлением к вещам, которые трудно приобрести, чтобы украсить ими свои дома, тогда как то, что Бог ценит выше всяких драгоценностей - кроткий и молчаливый дух, - не вынашивается. Простота, кротость и истинная привязанность сделают раем самый скромный дом. Лучше бодро переносить неудобства жилища, чем расстаться с миром и радостью15.

1.Служение исцеления, с. 274, 275.

2. Там же, с. 275.

3. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 107.

4. Служение исцеления, с. 370.

5. Там же, с. 367, 370.

6. Знамения времени. 23 августа 1877.

7. Знамения времени, 23 августа 1877.

8. Знамения времени, 2 октября 1884.

9. Знамения времени, 23 августа 1877.

10. Знамения времени, 23 августа 1877.

11. Знамения времени, 2 октября 1884.

12.3намения времени, 2 октября 1884.

13.Знамения времени, 2 октября 1884.

14. Рукопись 43а, 1894.

15. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 621, 622.