10. Мать - королева семьи Печать

Глава тридцать восьмая

ПОЛОЖЕНИЕМ ОБЯЗАННОСТИ МАТЕРИ

Равная мужу. - Женщина должна занимать положение, которое Бог первоначально определил для нее, - она равная мужу. Мир нуждается в матерях, которые не только так называются, но и являются таковыми в полном смысле слова. Мы можем с уверенностью сказать, что определенные женские обязанности являются более священными, более святыми, чем обязанности мужчины. Пусть женщина сознает святость своего дела и в силе и страхе Божьем исполняет свою жизненную миссию. Пусть она воспитывает своих детей, чтобы они приносили пользу в этом мире и стали бы членами семьи в лучшем мире1.

Жена и мать не должна жертвовать свои силы или же, напротив, позволять им бездействовать, всецело полагаясь на своего мужа. Ее индивидуальность не должна теряться в нем. Она должна сознавать, что равна мужу, чтобы быть рядом с ним, оставаясь верной своему долгу, как и он - своему. Ее дело - воспитание детей - во всех отношениях является таким же возвышенным и благородным, как и всякое другое дело, к которому может быть призван человек, даже если он - президент страны2.

Королева семьи. - Царь, восседающий на своем престоле, занят не более важным делом, чем мать. Мать - королева своей семьи. В ее власти - формировать характеры своих детей для вышней, бессмертной жизни. Ангел не может просить для себя более высокой миссии; ибо, совершая это дело, она служит Богу. Пусть она сознает возвышенный характер своего труда, и это придаст ей мужества. Пусть она поймет всю значимость своего дела и облечется во всеоружие Божье, чтобы противостать искушению сообразоваться с нормами мира. Ее труд приносит свои плоды - и для этого времени, и для вечности3.

Мать - королева семьи, а дети - ее подданные. Она должна разумно управлять своим делом, сохраняя материнское достоинство. Ее влияние в семье должно быть первостепенным; ее слово - закон. Если она является христианкой, живущей под Божьим правлением, то она будет внушать уважение своим детям4.

Детей следует учить, чтобы они относились к матери не как к рабыне, которая должна прислуживать им, но как к королеве, которая поставлена руководить и управлять ими, говоря им правило на правило, заповедь на заповедь5.

Наглядное сравнение ценностей. - Мать редко оценивает по достоинству свой труд, зачастую считая его тяжелой и нудной домашней обязанностью. Она без конца выполняет одни и те же дела день за днем, неделя за неделей, не видя особых результатов. В конце дня она не может рассказать о тех многочисленных маленьких делах, которые успела сделать. Видя успехи своего мужа, она сознает, что не сделала ничего, достойного упоминания.

Отец же, приходя домой, часто самодовольно и гордо перечисляет, что он успел за день. Его выступление говорит о том, что теперь он ожидает такого же отчета от матери. А что она сделала, кроме того, что ухаживала за детьми, готовила пищу и приводила в порядок дом? Она не торговала; она не трудилась на ферме, не обрабатывала землю; она не работала в мастерской - поэтому она, конечно, не сделала ничего, что могло бы ее утомить. Муж критикует, осуждает, повелевает, как будто он верховный правитель. И все это еще больше утомляет жену и мать, потому что она очень устала, исполняя свои обязанности в течение дня, но результатов не видит, и это поистине приводит ее в уныние.

Если бы завеса приподнялась и отец с матерью увидели, каким образом Бог видит работу, совершенную за день, и как Его безграничный взор сравнивает труд одного с делом другого, то они изумились бы этому небесному откровению. Отец научился бы оценивать свои труды более скромно, тогда как мать получила бы новое мужество и силы совершать свое дело с мудростью, настойчивостью и терпением. Теперь она знает цену своему труду. Тогда как отец имел дело с вещами, которые неизбежно погибнут и прейдут, мать трудилась, чтобы совершенствовать умы и характеры не только для этого времени, но и для вечности6.

Бог поручил ей дело. - Если бы каждая мать могла понять, как велик ее долг и ответственность и как велика будет награда за верность7.

Мать, которая с готовностью исполняет долг, возложенный непосредственно на нее, будет сознавать, что жизнь дорога ей, потому что Бог поручил ей дело, которое она должна исполнить. В этом деле она не должна принижать свой ум и ослаблять свой интеллект8.

Бог поручил матери воспитывать детей в духе почитания Господа. Их нежные умы должны всегда получать свидетельство любви и страха Божьего. И когда они утвердятся в этом, их следует учить сознавать, что Бог наставляет их, что Его огорчают обман, неверность и грех. Таким образом умы детей могут прийти в такое соприкосновение с Богом, что в своих словах и делах они будут стремиться прославить Его; и впоследствии они не будут подобны трости на ветру, которая все время колеблется между желаниями и чувством долга9.

Привести к Иисусу - это еще не все, что требуется... Этих детей необходимо воспитывать и обучать, чтобы они стали учениками Христа, "да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши - как искусно изваянные столпы в. чертогах". Эта работа формирования, очищения и шлифовки является делом матери. Характер ребенка необходимо развивать. Мать должна выгравировать на скрижалях сердца уроки, которые останутся в вечности; и она определенно вызовет неудовольствие Господа, если будет пренебрегать этим священным делом или позволит кому-либо вмешиваться в него... Мать-христианка имеет дело, порученное ей Богом, которым она не будет пренебрегать, если тесно связана с Богом и исполнена Его Духом10.

Ее важное и благородное поручение. - Каждой матери доверены бесценные преимущества, бесконечно дорогие интересы. Простые обязанности, которые женщины склонны считать утомительным трудом, следует рассматривать как важное и благородное дело. Преимущество матери - благословлять мир своим влиянием, поступая так, она обретет радость и в своем сердце. Она может сделать прямыми стези на пути к славным высотам. Но лишь тогда, когда мать будет стремиться в своей жизни следовать учению Христа, она может надеяться, что сумеет сформировать характеры своих детей по Божественному образцу11.

Из всех жизненных дел матери самым священным является ее долг по отношению к детям. Но как часто этот долг упускают из виду ради удовлетворения каких-то своих эгоистичных желаний! Родителям доверены земные и вечные интересы их детей. Они должны удерживать бразды правления и руководить своим домом так, чтобы Бог был почтен. Закон Божий должен стать мерилом, и любовь должна управлять ими во всех их делах12.

Нет более важного и святого дела. - Когда семейные мужчины уходят на работу, оставляя своих жен заботиться о детях, то жена и мать в полной мере исполняет всю большую и важную работу так, как ее делает муж и отец. И хотя он находится на миссионерском поле, она является миссионером в семье, и часто ее заботы, тревоги и бремя намного превосходят обязанности мужа и отца. Ее дело - серьезное и важное дело... Муж на открытом миссионерском поле может принимать почести от людей, тогда как домашняя труженица может и не получить земной похвалы за свой труд. Но если она трудится ради своей семьи, стараясь сформировать характеры детей по Божественному образцу, то ангел, ведущий запись, запишет ее имя среди величайших миссионеров мира. Бог видит все не так, как ограниченный человеческий взгляд13.

Мать - Божий посредник, призванный нести христианство в свою семью. Ома должна разъяснять библейскую религию, показывая, как ее влияние должно управлять нами в наших повседневных обязанностях и развлечениях, научая своих детей, что они могут спастись только по благодати через веру, которая есть Божий дар. Привитое матерью понимание того. Кем является для них Христос, Его любовь. Его доброта и милость, явленные в великом плане искупления, будет оказывать освящающее, возвышающее влияние на детские сердца14.

Воспитание детей составляет важную часть Божьего плана, рассчитанного на то, чтобы проявить силу христианства. Торжественная обязанность, которая возлагается на родителей, призывает их так воспитывать своих детей, чтобы, когда дети выйдут из отчего дома в мир, они делали бы добро, а не зло тем, с кем будут общаться15.

Соработник служителя. - Служитель имеет свой фронт работ, а мать - свой. Она должна хранить слова Христа и учить им своих детей. С ранних лет их жизни она должна обучать их выдержке и самоотречению, приучать к чистоплотности и порядку. Мать может так воспитывать своих детей, что они с открытыми, чуткими сердцами придут слушать слова слуг Божьих. Господу нужны такие матери, которые во всех аспектах семейной жизни будут использовать свои, данные Богом таланты и готовить своих детей для жизни в небесной семье.

Верно исполняемая домашняя работа является гораздо большим вкладом в дело Божье, чем проповедь слова. Как и учителя в школе, отцы и матери должны сознавать, что они являются воспитателями своих детей16.

Сфера полезности матери-христианки не должна ограничиваться ее домашней жизнью. Благотворное влияние, которое мать оказывает в семейном кругу, она может и должна с большей пользой проявлять в среде своих соседей и в церкви Божьей. Дом - это не тюрьма для посвященной жены и матери17.

Она имеет жизненную миссию. - Пусть женщина сознает святость своего дела и в силе и страхе Божьем исполняет свою жизненную миссию. Пусть она воспитывает своих детей, чтобы они приносили пользу в этом мире и готовились для жизни в лучшем мире. Мы обращаемся к матерям-христианкам. Мы умоляем вас, сознавайте свою ответственность, возложенную на вас как на матерей, и живите, не угождая себе, но прославляя Бога. Христос не угождал Себе, но принял образ раба18.

Мир полон разлагающего влияния. Мода и обычаи имеют сильную власть над молодежью. Если мать забывает о своем долге наставлять, руководить и сдерживать своих детей, то они естественным образом воспримут зло и отвратятся от добра. Пусть каждая мать почаще приходит к своему Спасителю с молитвой: "Научи нас, как нам управлять детьми и обращаться с ними?" Пусть она примет во внимание наставление, которое Бог дал в Своем слове, и получит мудрость, в которой нуждается19.

Созидая Божественное подобие. - Есть Бог сущий на небесах, и свет и слава от Его престола покоятся на верной матери, когда она старается научить своих детей противостоять влиянию зла. Никакое другое дело не может сравниться с ее делом по своей важности. Она не призвана, подобно художнику, писать красивую картину на холсте или, подобно скульптору, высекать прекрасную скульптуру из мрамора. Она не призвана, подобно писателю, выражать превосходную мысль силой слова или, подобно музыканту, воплощать прекрасное чувство в мелодии. Ее задача - созидать с Божьей помощью подобие Божества в человеческой душе.

Мать, которая дорожит этим поручением, сочтет бесценным предоставленные ей возможности. Она будет ревностно стараться показать своим детям высочайший идеал в собственном характере, используя лучшие методы воспитания. Ревностно, терпеливо, смело она будет стараться усовершенствовать свои способности, чтобы правильно использовать высочайшие силы ума для воспитания детей. Каждый свой шаг она будет соизмерять с правилом: "Что говорит Бог?" Она будет прилежно изучать Его слово. Она будет постоянно взирать на Христа, чтобы ее повседневный опыт, состоящий из скромных обязанностей и забот, мог подлинно стать отражением этой истинной Жизни20.

Имя верной матери записано в книгу неувядаемой славы. - Самоотречение и крест - это наш удел. Примем ли мы его? Никто из нас не должен рассчитывать на то, что, когда мы встретимся с последними великими испытаниями, в нас сразу же проявится жертвенный, патриотический дух, раз в этом возникает необходимость. Нет, поистине этот дух должен стать нашим повседневным опытом и проникать в умы и сердца наших детей посредством наставлений и примеров. Матери Израиля не могут сами воевать, но они могут вырастить воинов, которые облекутся во всеоружие Божье и будут мужественно сражаться за Господа21.

Матери, судьбы ваших детей в значительной мере зависят от вас. Если вы пренебрегаете своим долгом, то они могут оказаться в рядах врага и сделаться его посредниками, чтобы губить души; но с помощью благочестивых примеров и верного обучения вы можете привести их ко Христу и сделать орудиями в Его руках, чтобы спасать многие души22.

Ее дело (дело матери-христианки), верно исполненное, будет увековечено. Приверженцы моды никогда не увидят и не поймут неувядаемой красоты дела матери-христианки и будут насмехаться над ее старомодными предметами обихода и ее простым, не украшенным платьем; тогда как Величие неба запишет имя этой верной матери в книгу неувядаемой славы23.

Бесценные мгновения. - Вся жизнь Моисея, который исполнил свою великую миссию будучи вождем Израиля, свидетельствует о важности дела матери-христианки. Нет другого такого дела, которое могло бы сравниться с этим... Родители должны наставлять и воспитывать своих детей с ранних лет и до конца жизни, чтобы они могли стать христианами. Они доверены нашему попечению, чтобы мы воспитали их не как наследников престола земной империи, но как царей Бога, чтобы царствовать на протяжении бесконечных веков.

Пусть каждая мать поймет, что ее мгновения бесценны, что ее дело будет испытано в торжественный день, когда каждый должен будет дать отчет. Тогда откроется, что причина многих неудач и преступлений людей - невежество и нерадивость тех, чьим долгом было направлять стопы детей на правильный путь. Тогда откроется, что многие, благословившие мир светом гениев, истиной и святостью, своими принципами, влиянием и успехом обязаны молящейся матери-христианке24.

1. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 77.

2. Тихооканский журнал о здоровье, июнь 1890.

3. Знамения времени, 16 марта 1891.

4. Советы учителям, родителям и студентам, с. Ill.

5. Письмо 272. 1903.

6. Знамения времени, 13 сентября 1877.

7. Знамения времени, 11 октября 1910.

8. Тихоокеанский журнал о здоровье, июнь 1890.

9. Доброе здоровье, январь 18SO.

10. Доброе здоровье, январь 1880.

11. Патриархи и пророки, с. 572.

12. Знамения времени, 16 марта 1891.

13. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 594.

14. Речью энд Геральд. 15 сентября 1891.

15. Рукопись 49. 1901.

16. Рукопись 32. 1899.

17. Тихоокеанский журнал о здоровье, июнь 1890.

18. Свидетельства для церкви, т. 3, с. 565.

19. Патриархи и пророки, с. 572, 573.

20. Служение исцеления, с. 377, 378.

21. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 135.

22. Знамения времени, II марта 1886.

23. Знамения времени, 13 сентября 1877.

24. Патриархи и пророки, с. 244.

Глава тридцать девятая

ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ

Влияние матери простирается в вечность. - Поле деятельности матери может быть скромным, но ее влияние, объединенное с влиянием отца, так же неизбывно, как и вечность. Кроме Божьей силы, сила матери к добру - это самая великая сила, известная на земле1.

Влияние матери - это непрекращающееся влияние, и если оно всегда верно, то характеры ее детей будут свидетельствовать об ее убежденности и моральном достоинстве. Ее улыбка и одобрение могут стать вдохновляющей силой. Она может наполнить светом сердце своего ребенка благодаря слову любви, ободряющей улыбке...

Если ее влияние приводит к истине и добродетели, если ею управляет Божественная мудрость, то ее жизнь станет силой, приводящей ко Христу! Ее влияние будет простираться во времени в вечность. Какая окрыляющая мысль - взгляды, слова и дела матери приносят плод вечности, спасение многих от гибели явится результатом ее влияния!2

Мать лишь отчасти осознает, что ее влияние в благоразумном воспитании детей достигает такой силы, что простирается через превратности этой жизни в будущую, вечную жизнь. Чтобы создать характер по небесному Образцу, требуется большой, добросовестный, серьезный, настойчивый труд; но он будет оплачен, потому что Бог вознаграждает любой целенаправленный труд ради спасения душ3.

Какова мать, таковы и дети. - Нежнейшие земные узы объединяют мать и ребенка. Ребенок с большей готовностью воспринимает жизнь и пример матери, нежели отца, потому что их соединяют более крепкие чувства и нежные узы единства4.

Мысли и чувства матери будут иметь могущественное влияние на наследие, которое она передаст детям. Если она сосредотачивается лишь на своих мыслях, если она потворствует эгоизму, если она сварлива и требовательна, то это отразится и на характере ее ребенка. Так, многие принимают, словно по наследству, почти непреодолимые склонности ко злу. Враг души понимает это гораздо лучше многих родителей. Он вводит мать в искушение, зная, что если она не будет противостоять ему, то он через нее сможет повлиять на ее ребенка. Единственная надежда матери - в Боге. Она может прибегнуть к Нему за силой и благодатью; и ее усилия не будут тщетны5.

Мать-христианка всегда будет неустанно бодрствовать, чтобы заметить опасности, подстерегающие ее детей. Она будет хранить свою душу в чистоте и святости; она будет соизмерять свой нрав и свои принципы со словом Божьим и будет верно исполнять свой долг, находясь выше всех незначительных искушений, которые всегда будут осаждать ее6.

Благотворное влияние терпеливой матери. - Много раз в день раздается крик: "Мама, мама", доносящийся то от одного, то от другого встревоженного ребенка. В ответ на эти призывы мать должна успевать повсюду, заботясь об их нуждах. Один из них оказался в трудности и нужде, и мудрая мать должна выручать его из затруднительного положения. Другой так доволен каким-то своим изобретением, что хочет, чтобы и мать увидела его, думая, что она будет рада так же, как и он. Слово одобрения принесет в сердце свет не на один час. Мать может щедро изливать на своих дорогих детей драгоценный свет и радость. Она настолько тесно может соединить этих дорогих малышей со своим сердцем, что ее присутствие будет для них самым солнечным общением в мире.

Но часто терпение матери испытывается многочисленными маленькими неприятностями, которые, по-видимому, едва ли достойны внимания. Шаловливые руки и беспокойные ноги создают великое множество работы и трудностей для матери. Она должна твердо сохранять самообладание, иначе с ее языка могут слететь раздражительные слова. Часто она едва не срывается, но безмолвная молитва к ее сострадательному Искупителю успокаивает ее нервы, и она становится способна сохранять самообладание, спокойствие и чувство собственного достоинства. Она говорит ровным голосом, но ей стоит усилий сдерживать грубые слова и подавлять гнев, который, если его проявлять, может уничтожить плоды ее влияния, и потребуется время, чтобы восстановить их.

Дети воспринимают все остро, и они отличают терпеливый, любящий тон от раздражительного, резкого приказания, которое уничтожает любовь и привязанность в детских сердцах. Истинная мать-христианка не будет отделять от себя детей своей раздражительностью, недостатком понимания и любви7.

Формировать умы и характеры. - Особенная ответственность лежит на матери. Женщина, давшая ребенку жизнь и вскормившая его своей грудью, оказывает на него также умственное и духовное влияние, формируя характер и мышление ребенка. Иохаведа, мать-еврейка, была сильна в вере, "не устрашилась царского повеления" и родила Моисея, избавителя Израиля. Анна, женщина молитвы и самопожертвования, исполненная небесного вдохновения, родила Самуила, ребенка, которого наставляло Небо, неподкупного судью, основателя священных школ Израиля. Елисавета, родственница по крови и духу Марии из Назарета, была матерью вестника Спасителя8.

Долг мира матерям. - День Божий откроет, сколько мир должен благочестивым матерям, которые были стойкими защитницами истины и реформы, - людям, которые были готовы взяться за любое дело, которые стояли непоколебимо среди испытаний и искушений; людям, которые предпочли высокие и святые интересы истины и славу Божью мирским почестям и жизни для себя9.

Матери, поймите, что ваше влияние и пример отражаются на характере и участи ваших детей, и, принимая по внимание вашу ответственность, развивайте в себе уравновешенный, чистый характер, отражающий лишь истинное, доброе и прекрасное10.

1. Доброе здоровье, март 1880.

2. Знамения времени, 16 марта 1891.

3. Доброе здоровье, июль Й80.

4. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 536.

5. Знамения времени, 13 сентября 1910.

6. Письмо 69, 1896.

7. Знамения времени, 13 сентября 7877.

8. Служение исцеления, с. 372.

9. Знамения времени, И октября 1910.

10. Знамения времени, 9 сентября 1886.

Глава сороковая

НЕВЕРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИНСКОМ ТРУДЕ

Мать склонна думать, что ее труд не является важным. - Труд матери часто представляется ей маловажным служением. Эта работа редко оценивается по достоинству. Другие мало что знают о ее многочисленных заботах и обязанностях. Ее время занято исполнением маленьких обязанностей, требующих терпеливых усилий, самообладания, такта, мудрости и жертвенной любви; и все же она не может похвастаться большими достижениями. Она всего лишь поддерживает нормальный порядок в доме. Часто усталая и растерянная, она старается говорить с детьми ласково, пытаясь чем-то занять их, сделать счастливыми и направить их маленькие ножки на правильный путь. Она считает, что не делает ничего особенного. Но это не так. Небесные ангелы наблюдают за измученной матерью, замечая те бремена, которые она носит день за днем. Ее имя может не упоминаться в мире, но оно записано у Агнца в книге жизни1.

Истинная жена и мать... будет исполнять свои обязанности с достоинством и радостно, не считая унизительным делать своими руками все, что нужно делать в хорошо организованном доме2.

Считается менее важным в сравнении с миссионерским служением. - Какое это важное дело! И все же мы слышим, как матери мечтают о миссионерской работе! Если бы они могли поехать в далекие страны, то думали бы, что делают что-то стоящее, находясь там. Но, принимаясь за свои повседневные обязанности, связанные с домашней жизнью, и исполняя их, они считают, что делают утомительную, неблагодарную работу3.

Матери, вздыхающие о миссионерском поле, имеют такое же право благовествовать рядом, в своем собственном семейном кругу... Разве души ее собственных детей не так же ценны, как души язычников? С какой заботой и нежностью она должна наблюдать за их растущими умами и направлять их мысли к Богу! Кто еще может сделать это так, как любящая, богобоязненная мать?4

Есть такие, которые считают, что если они не принимают непосредственного участия в активной религиозной работе, то не смогут исполнить волю Божью; но это ошибка. Каждый может работать для Господа; какой это чудесный труд - делать дом приятным местом и все устраивать в нем так, как должно быть! Если сердце получающего отдано Богу, то самые скромные способности сделают семейную жизнь такой, как хочет Бог. Яркий, сияющий свет будет "плодом беззаветного служения Богу. Добросовестно учитывая то, что они слышат, воспитывая своих детей в любви Божьей и боязни согрешить против Него, мужчины и женщины могут так же успешно служить Богу, как и служитель за кафедрой5.

Женщины, которые с готовностью делают то, что должны делать, которые ободряют мужей, помогая им нести их бремя, и воспитывают своих детей для Бога, являются миссионерами в самом высоком смысле этого слова6.

Религиозная деятельность не должна заменять собой заботу о семье. - Если вы пренебрегаете своими обязанностями жены и матери и протягиваете свои руки к Господу, чтобы принять от Него другую работу, то будьте уверены, что Он не будет противоречить Самому Себе; Он указывает вам на ваш долг в семье, который вы должны исполнять. Если вы считаете, что какая-то другая работа более важна и свята, нежели та, которая доверена вам, то вы заблуждаетесь. Верно трудясь для тех, кто находится рядом с вами в вашем доме, вы совершенствуетесь, чтобы работать для Христа на более широком поле. Но будьте уверены, что те, кто не радеет о своем семейном долге, не готовы трудиться для других7.

Господь не призывает вас, чтобы вы оставили без внимания свой дом, своего мужа и детей. Он никогда не поступает таким образом и никогда не желает этого... Не допускайте и мысли, что Бог поручил вам дело, которое требует разделения с вашим дорогим малым стадом. Не допускайте, чтобы они развивались, общаясь с непристойными людьми, и ожесточали свои сердца против матери. Как правило, это уводит их на неверный путь; вы затрудняете для ваших детей возможность стать такими, какими их хочет видеть Бог, чтобы они могли наконец оказаться на небе. Бог заботится о них; так должны поступать и вы, если считаете себя Его детьми8.

Ранние годы их жизни являются временем, когда нужно трудиться, бодрствовать, молиться и поощрять всякую хорошую склонность. Эта работа должна продолжаться без перерыва. Вам могут советовать посещать собрания матерей и кружки шитья, чтобы вы могли делать миссионерскую работу; но если с вашими детьми не будет верного и разумного наставника, то вы должны ответить, что Господь поручил вам другую работу, которой вы никоим образом не должны пренебрегать. Уделяя слишком много времени какой-то другой работе, вы не сможете при этом успевать воспитывать своих малышей и делать их такими, какими их хочет видеть Бог. Как соработники Христа вы должны приводить их к Нему дисциплинированными и воспитанными9.

Скверный характер дурно воспитанного ребенка часто указывает на мать. Она не должна браться за работу в церкви, если это вынудит ее относиться к своим детям без должного внимания. Лучшая работа, которой может заняться мать, - наблюдать за тем, чтобы ни одна мелочь не была упущена в воспитании ее детей...

Никаким другим путем мать не может помочь церкви больше, чем если она посвятит свое время тем, которых она должна наставлять и воспитывать10.

Напрасны стремления к более широким миссионерским полям. - Некоторые матери страстно желают заняться миссионерской работой, в то же время упуская из виду самые простые обязанности. Дети оставлены без внимания, дом не является радостным и счастливым местом для семьи, часто слышится ворчание и сетование, и молодежь вырастает, сознавая, что дом - это самое непривлекательное место. Поэтому они с нетерпением ждут того времени, когда смогут покинуть его, и с большим желанием бросаются в этот огромный мир, не защищенные домашним влиянием и ласковым советом близких людей.

Родители, которые должны были завоевать эти юные сердца и направить их на верный путь, упускают данные им Богом возможности, не различают своих важнейших жизненных обязанностей и напрасно стремятся к работе на широком миссионерском поле11.

1. Советы учителям, родителям и студентам, с. 144.

2. Знамения времени, 9 сентября 1886.

3. Репью энд Геральд, 9 июля 1901.

4. Рукопись 43, 1900.

5. Рукопись 32. 1899.

6. Свидетельства для церкви, т. 2. с. 466.

7. Ревью энд Геральд, 15 сентября 1891.

8. Письмо 28,1890.

9. Рукопись 32, 1899.

10. Рукопись 75. 1901.

11. Санитарная реформа, октябрь 1876.

Глава сорок первая

НЕСОВЕРШЕННЫЕ ПРИМЕРЫ МАТЕРИНСТВА

Воображаемая мученица. - Многие семьи становятся весьма несчастными из-за скверного ропота хозяйки, которая с неприязнью отворачивается от простых домашних обязанностей своей скромной семейной жизни. Она считает неприятными свои заботы и обязанности, и то, что можно было бы сделать с радостью, с удовольствием и интересом, а также с пользой для себя, становится тяжелым и нудным. Она смотрит на рабство своей жизни с отвращением и воображает себя мученицей.

Справедливо, что домашняя жизнь не всегда идет гладко. Многое в течение дня испытывает наше терпение и требует сил. Но хотя мать не отвечает за обстоятельства, которые она не в силах изменить, бесполезно отрицать, что именно отношение к обстоятельствам характеризует жену и мать в ее жизненном труде. Матери достойны осуждения, если позволяют обстоятельствам управлять своими принципами и низвергать их, когда устают и, изменяя своему высокому долгу, забывают о своих обязанностях.

Жена и мать, достойно преодолевающая трудности, от которых у других опускаются руки из-за нехватки терпения и стойкости, чтобы упорно продолжать свое дело, не только становится сильной сама, но ее опыт в преодолении искушений и препятствий делает ее способной умело помогать другим посредством слов и примеров. У многих людей, хорошо делающих свое дело при благоприятных обстоятельствах, по-видимому, изменяется характер, когда подступают несчастья и испытания; он портится пропорционально тому, сколько выпадает на их долю неприятностей. Бог не желает, чтобы мы становились жертвами обстоятельств1.

Грех - воспитывать в себе чувство недовольства. - Очень многие мужья и дети, которые не находят дома ничего привлекательного, которые постоянно выслушивают бранные слова и ропот, начинают искать покоя и радости вне дома, в магазинах, торгующих спиртным, или в других запретных местах. Жена и мать, занятая своими домашними заботами, зачастую становится невнимательной и скупой на маленькие любезности, которые делают дом приятным местом для мужа и детей, даже если она старается не говорить о своих личных неприятностях и трудностях в их присутствии. Пока она занята приготовлением пищи или шитьем, муж и дети приходят и уходят, как посторонние люди.

Бывает, что хозяйка дома, аккуратно исполняющая свои обязанности, постоянно сетует, считая себя обреченной на рабство, преувеличивает свои заботы, уверенная, что высшее предназначение женщины в совсем в другом. Напрасно она стремится к иной жизни, лелеет греховное недовольство и делает свой дом неприятным местом для мужа и детей2.

Занятая мирскими причудами. - Сатана готовит заманчивые приманки для родителей и детей. Он знает, что если применит свою обольщающую силу к матерям, то добьется многого. Пути мира полны обмана, мошенничества и страданий, но враг представляет их привлекательными; и если дети и молодежь не будут надлежащим образом подготовлены и воспитаны, то непременно собьются с пути. Тем, кто не имеет твердых принципов, будет трудно противостоять искушениям3.

Принимая ненужные бремена. - Многие матери тратят свое время на исполнение ненужных мелочей. Они посвящают все свое внимание и чувства временному и преходящему и не остановятся, чтобы поразмыслить над тем, что вечно и нетленно. Сколько матерей оставляют без внимания своих детей, и малыши вырастают грубыми, невежественными и бескультурными!4

Когда родители, в особенности матери, имеют истинное чувство ответственности за важную работу, порученную им Богом, то они не будут столько времени тратить на дела своих ближних, которых должны бы оставить в покое. Они не будут ходить из дома в дом ради мирских сплетен и обсуждать недостатки, ошибки и проблемы своих соседей. Они будут чувствовать такую великую ответственность за своих детей, что не смогут найти времени, чтобы заниматься осуждением своих ближних5.

Если женщина ищет у Бога силу и утешение и в страхе Господнем старается исполнять свои каждодневные обязанности, то она приобретет уважение и доверие своего мужа и увидит, что ее дети вырастут честными людьми, имея нравственную силу поступать справедливо. Но матери, пренебрегающие нынешними возможностями и допускающие, чтобы их обязанности исполняли другие, придут к выводу, что их ответственность остается той же самой, и они с горечью пожнут то, что сеяли с беспечностью и нерадением. В этой жизни нет случайностей; урожай будет таким, каким было посеянное семя6.

1. Знамения времени, 29 ноября 1877.

2. Знамения времени. 29 ноября 1877.

3. Ревью энд Геральд, 27 июня 1899.

4. Знамения времени, 22 июля 1889.

5. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 466.

6. Знамения времени, 4 апреля 1911.

Глава сорок вторая

ЗДОРОВЬЕ МАТЕРИ И ЕЕ ВНЕШНИЙ ВИД

Здоровьем матери необходимо дорожить. - Силы матери нужно заботливо хранить. Вместо того чтобы растрачивать ее драгоценные силы на утомительный труд, нужно сократить ее заботы. Часто муж и отец незнаком с физическими законами, соблюдать которые необходимо ради благополучия семьи. Поглощенный добыванием средств к существованию или занятый приобретением богатства, придавленный заботами и трудностями, он допускает, чтобы жена и мать несла бремя, которое истощает ее силы в наиболее критический период, что приводит к слабости и болезни 1.

В интересах семьи оберегать мать от всех излишних обязанностей и использовать все средства, имеющиеся в ее распоряжении, для сохранения жизни, здоровья и сил, дарованных ей Богом; потому что ей будет нужно энергично применять все свои способности, чтобы исполнить свое великое дело. Часть своего времени она должна заниматься физическими упражнениями, чтобы укрепить здоровье для домашней работы, совершая ее бодро и тщательно, становясь светом и благословением для семьи2.

Матери должны поддерживать санитарную реформу. - Воля Божья ясно изложена в отношении матерей; Он хочет, чтобы они с помощью наставлений и примеров отстаивали санитарную реформу. Они должны твердо придерживаться принципа: ни в коем случае не нарушать физических законов, которые Бог установил для всего сущего. Отстаивая истинные цели с неизменной честностью, матери получат моральную силу и благодать от неба, чтобы их свет сиял в мире, отражаясь на их верном пути и в благородных характерах детей3.

Проявлять сдержанность в питании. - Мать должна в совершенстве владеть собой, и чтобы добиться этого, она должна принимать все меры предосторожности против любого физического и умственного расстройства. Ее жизнь должна проходить в согласии с Божьими законами и законами здоровья. Поскольку питание существенно влияет на ум и характер, то она должна быть очень внимательной, принимая в пищу то, что насыщает, а не возбуждает, чтобы ее нервы были спокойны и характер уравновешен. Тогда ей легче будет сохранять терпение, имея дело с разнообразными склонностями своих детей, и твердо, но нежно удерживать бразды правления4.

Излучать свет при всех обстоятельствах. - Мать может и должна много работать над тем, чтобы научиться владеть своими нервами и рассудком в минуты депрессии; даже когда больна, она может, если только приучает себя к этому, быть приятной, веселой и переносить больше шума, чем ей бы хотелось. Она не должна заставлять детей созерцать ее немощи, ей нельзя омрачать молодые, впечатлительные умы своим угнетенным духом, вынуждая их думать, что дом - это могила, а комната матери - самое мрачное место на свете. Разум и эмоции подчиняются нам благодаря усилию воли. Сила воли во многих случаях оказывается надежным средством для успокоения нервов. Не допускайте, чтобы ваши дети видели вас насупленной5.

Принимайте во внимание мнение мужа и детей. - Сестры, собираясь на работу, не одевайтесь так, чтобы выглядеть, как пугало. Мужу и детям будет приятнее видеть вас в подобающей, хорошо сшитой одежде, чем если бы вы своим видом напоминали каких-то пришельцев и странников. Некоторые жены и матери, по-видимому, считают, что не имеет значения, как они выглядят, когда работают дома, где их видят только мужья и дети, и одеваются с особым вкусом, чтобы показаться на глаза тем, кто не имеет на них особых притязаний. Разве мнение и любовь мужа и детей не должны оцениваться выше, чем точка зрения незнакомых людей или общих друзей? Мнение мужа и детей должно быть более важно каждой жене и матери, чем мнение всех остальных людей6.

Носите одежду, которая вам к лицу. Этим вы приобретете большее уважение своих детей. Следите за тем, чтобы и они одевались соответствующим образом. Не позволяйте им привыкать выглядеть неопрятно7.

Не будьте в рабстве у общественного мнения. - Слишком часто матери проявляют болезненное беспокойство о том, что другие могут подумать об их привычках, одежде и взглядах. Разве это не печально, что многие люди чаще озабочены тем, что думают о них соседи, чем размышлением о своем долге перед Богом? Мы слишком часто жертвуем истиной, чтобы быть в согласии с обычаем и избегать насмешек...

Мать не может находиться в рабстве у общественного мнения, потому что должна воспитывать своих детей для нынешней и грядущей жизни. В одежде матери не должно быть излишних украшений, рассчитанных на то, чтобы удивить окружающих8.

Приучайте детей к опрятности и чистоте. - Если матери позволяют себе носить дома неопрятную одежду, то тем самым учат своих детей быть такими же неаккуратными. Многие матери считают, что для дома подойдет любая одежда, даже если она будет грязной и изношенной. Но скоро они теряют свое влияние в семье. Дети сравнивают неприглядную одежду своей матери с одеждой тех, кто всегда одевается опрятно, и их уважение к ней ослабевает.

Матери, старайтесь выглядеть привлекательно, насколько это возможно, но не с помощью искусных украшений, а одеваясь в чистую, хорошо сшитую одежду. Так вы будете постоянно приучать своих детей к опрятности и чистоте. Любовь и уважение детей должны быть высшей ценностью для каждой матери. Все, что они видят на ней, должно учить чистоплотности и порядку и должно ассоциироваться в их умах с чистотой. Даже у самых маленьких детей есть чувство гармонии, понятие о соответствии вещей; и как же им можно привить потребность в чистоте и святости, когда они каждый день видят неряшливую одежду и неубранные комнаты? Как можно пригласить в такое жилище небесных гостей, чей дом находится там, где все чисто и свято?9

Порядок и чистота - это закон неба; и для того, чтобы находиться в соответствии с этими Божьими требованиями, мы должны выглядеть опрятно и привлекательно10.

1. Служение исцеления, с. 373.

2. Тихоокеанский журнал о здоровье, июнь 1890.

3. Доброе здоровье, февраль 1880.

4. Тихоокеанский журнал о здоровье, май 1890.

5. Свидетельства для церкви, т. I, с. 387.

6. Там же, с. 464,465.

7. Письмо 47а, 1902.

8. Ревью энд Геральд, 31 марта 1891.

9. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 143, 144.

10. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 142, 143.

Глава сорок третья

ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ НА РЕБЕНКА В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ

Женщина должна готовиться стать матерью. - Женщине нужно запастись большим терпением, чтобы приготовиться к материнству. Бог определил, чтобы она была приготовлена для этого труда. Дело матери становится священным благодаря ее связи со Христом. Это превыше всякого понимания. Обязанность женщины свята. Присутствие Иисуса необходимо в доме, и тогда служение матери, совершаемое с любовью, может превратить дом в Вефиль. Муж и жена должны сотрудничать друг с другом. Каким был бы мир, если бы все матери принесли себя на алтарь Божий и посвятили свое потомство Богу - как до рождения своих детей, так и после.1

Важность предродового влияния. - Многие родители считают, что предродовое влияние непродолжительное и потому незначительное; однако небо по-другому смотрит на это. Весть, посланная через ангела Божьего и дважды провозглашенная самым торжественным образом, показывает, что этот вопрос заслуживает самого внимательного исследования.

В словах, обращенных к матери-еврейке (жене Маноя), Бог говорит ко всем матерям во все века. "Пусть... соблюдает все, что я приказал ей", - сказал ангел. Благополучие ребенка будет зависеть от привычек матери. Ее склонности и страсти должны управляться принципом. Есть нечто, чего она должна избегать, чему должна противиться, если хочет исполнить Божье намерение, касающееся рождения ее ребенка2.

Мир полон силков, готовых уловить молодых. Многих привлекает эгоистичная жизнь и чувственные удовольствия. Они не могут различить скрытых опасностей и ужасного конца пути, который кажется им счастливым. Потворствуя аппетиту и страстям, они растрачивают свои силы, и миллионы гибнут для этого мира и для мира грядущего. Родители должны помнить, что их детям предстоит встретиться со многими искушениями. Еще до рождения ребенка нужно делать то, что поможет ему успешно сражаться со злом3.

Если до рождения ребенка мать потворствовала своим желаниям, если она была эгоистична, раздражительна, требовательна, то эти ее черты отразятся и в характере ребенка. Так многие дети как по наследству получают почти непреодолимое влечение ко злу.

Но если мать неуклонно придерживается верных принципов, если она воздержанна и имеет дух жертвенности, если она добра, нежна и бескорыстна, то она может передать своему ребенку эти же самые драгоценные свойства характера4.

Сущность предродового ухода. - Бытует широко распространенная ошибка, что период жизни женщины, предшествующий рождению ребенка, ничем не отличается от всех остальных. В этот важный момент необходимо облегчить труд матери. В ее организме происходят большие перемены. Ребенок в утробе требует большого количества питательных веществ, и поэтому необходимо, чтобы в кровь матери поступало гораздо больше питательных веществ. Если будущая мать не будет в обилии принимать питательную еду, то не сможет поддерживать свои физические силы, и ее потомство будет нежизнеспособным.*

Ее одежда также требует внимания. Необходимо позаботиться о том, чтобы защитить тело от прохлады. Плохо, если ей приходится тратить силы на то, чтобы

* Для дальнейшего изучения этого вопроса см.: "Советы по диете и питанию", раздел: "Питание во время беременности". обеспечить себя подходящей одеждой. Если мать не будет получать в достатке здоровую питательную пищу, то количество и качество ее крови будет неудовлетворительным. Ее кровообращение ухудшится, и этот недостаток унаследуют и дети. Нельзя допустить, чтобы ребенок питался за счет здоровья матери, ей необходима пища, которая могла бы обогатить материнскую кровь, и питать два организма. Благополучие матери и ребенка в значительной степени зависит от хорошей, теплой одежды и питательной еды5.

Нужно с большим вниманием отнестись к тому, чтобы сделать окружение матери приятным и радостным. На мужа и отца возложена особая ответственность делать все, что в его силах, чтобы облегчить бремя жены и матери. Он должен по мере возможности помогать ей в ее положении. Ему следует быть приветливым, вежливым, добрым, нежным и особенно внимательным ко всем ее нуждам. Женщине в период вынашивания ребенка требуется несравненно большая забота окружающих, чем животным в хлеву6.

Один лишь аппетит не является безопасным руководством. - Понятие о том, что женщинам в их особом положении можно позволить есть все, что только им захочется, ошибочно и основано на обычае, а не на здравом смысле. Аппетит женщины в этом положении может быть изменчивым, прерывистым и трудно удовлетворимым, и обычай позволяет ей есть все, что угодно, не задумываясь о том, может ли такая еда напитать ее тело и обеспечить развитие ее ребенка. Еда должна быть питательной, но не возбуждающей... Если когда-нибудь и возникает нужда в простом питании и особой заботе о качестве употребляемой пищи, то как раз в этот важный период.

Женщины, руководствующиеся принципом и хорошо осведомленные, не будут отказываться от простой пищи в этот период, как и в другое время. Они поймут, что у них наступает другая жизнь, и будут внимательно относиться ко всем своим привычкам, и особенно к питанию. Они не должны есть непитательную возбуждающую пищу только потому, что она хороша на вкус. Найдется много советчиков, готовых убедить их делать то, что с точки зрения здравого смысла они не должны делать. Больные дети рождаются по причине того, что родители потворствовали аппетиту...

Если в желудок попадает такое количество еды, что пищеварительные органы вынуждены работать с чрезмерной нагрузкой, чтобы все переварить и освободить организм от раздражающих веществ, то мать поступает несправедливо по отношению к себе и создает предпосылки для возникновения болезни у ее потомства- Если она предпочитает есть все, что ей нравится и как нравится, не считаясь с последствиями, то будет наказана, но не одна. Невинное дитя может пострадать из-за ее неблагоразумия7.

Необходимо сохранять самообладание и выдержку. - Физические нужды матери ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. От нее зависят две жизни; ее желания нужно внимательна учитывать и ее нужды щедро восполнять. Но в это время она прежде всего должна избегать того, что может ослабить ее физические и умственные силы, касается ли это питания или любого другого вопроса. Сам Бог возложил на нее весьма серьезную обязанность сохранять самообладание8.

Основа правильного характера будущего человека утверждается в матери прежде рождения ребенка благодаря строгому воздержанию... К этому уроку не стоит относиться с безразличием9.

Радостное и спокойное расположение духа. - Каждая женщина, которая готовится стать матерью, независимо от обстоятельств должна постоянно сохранять радостное, спокойное расположение духа, зная, что за все свои усилия в этом направлении она будет щедро вознаграждена физическим здоровьем и спокойным уравновешенным характером своего ребенка. Но это еще не все. Она может выработать в себе привычку сохранять оптимистический взгляд на жизнь и таким образом поддерживать радостное состояние ума, наполняя счастливым духом свою семью и тех, с кем она общается. Ее физическое здоровье значительно улучшится, источники жизни получат силу, кровь не будет циркулировать медленно, как если бы она поддалась унынию и мрачному настроению. Ее умственные и моральные силы укрепятся благодаря бодрости духа. Сила воли сможет противостоять впечатлениям ума и в значительной степени успокоит нервы. За детьми, лишенными жизненной силы, которую они должны унаследовать от своих родителей, должен быть организован наилучший уход. Особое внимание, уделенное законам жизни, значительно улучшит положение вещей10.

Сохраняйте мир и доверие. - Та, которая собирается стать матерью, должна хранить себя в любви Божьей. Мир должен наполнять ее ум; она должна покоиться в любви Иисуса, живя по слову Христа. Ей следует помнить, что мать - это соработница Бога11.

1. Рукопись 43, 1900.

2. Служение исцеления, с. 372.

3. Там же. с. 371.

4. Там же, с. 372, 373.

5. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 381,382.

6. Там же. с. 383,

7. Там же, с. 382. 383.

8. Служение исцеления, с. 373.

9. Доброе здоровье, февраль 1880.

10. Торжественный призыв, с. 123, 124.

11. Знамения времени, 9 апреля 1896.

Глава сорок четвертая

ЗАБОТА О МАЛЕНЬКИХ ДЕТЯХ

Правильное поведение кормящей матери. - Лучшей пищей младенца является та пища, которую дает ему природа. И эту возможность не следует без надобности отвергать. Бессердечно со стороны матери ради удобства быта освобождать себя от нежной обязанности кормить своего малыша1.

Период, когда младенец получает питание от матери, является очень важным. Многим матерям, кормящим своих детей, позволено перегружать себя работой и потворствовать своим пристрастиям в еде; это приносит серьезный вред грудному ребенку не только потому, что он получает возбуждающие вещества с молоком матери, но и потому, что его кровь портится из-за нездоровой пищи матери, которая лихорадит весь ее организм, оказывая влияние на темперамент ребенка. На младенца также оказывает воздействие состояние матери. Если она несчастлива, легко возбудима, раздражительна, вспыльчива, то питание, которое младенец получает от матери, будет возбуждать его, часто вызывая колики, спазмы, а в некоторых случаях может стать причиной судорог и припадков.

Характер ребенка в большей или в меньшей степени зависит от питания, которое он получает от матери. Как важно поэтому, чтобы мать, кормя своего младенца, старалась быть радостной и сохраняла при этом полный контроль над собой. Такой образ действий способствует тому, что пища для ребенка останется неповрежденной, а спокойное, выдержанное поведение матери, когда она общается с ребенком, будет оказывать доброе влияние на формирование его ума. Если он нервный и легко возбудим, то осторожные, неторопливые манеры матери будут оказывать успокаивающее, исправляющее влияние, и здоровье младенца значительно улучшится2.

Чем спокойнее и проще будет жизнь ребенка, тем благоприятнее это скажется на его физическом и умственном развитии. Мать всегда должна стараться быть тихой, спокойной и выдержанной3.

Пища не заменяет внимания. - Неправильное обращение с грудными детьми весьма пагубно для них. Когда они становятся капризными, то их, как правило, кормят, чтобы успокоить, тогда как в большинстве случаев истинная причина их раздражительности кроется в том, что они получили слишком много пищи, вредной для них из-за дурных привычек матери. Дополнительная пища только осложняет дело, поскольку желудок уже перегружен.

Детей, как правило, уже с колыбели учат потворствовать аппетиту и внушают им, что они живут, чтобы есть. Мать преимущественно влияет на формирование характеров своих детей в ранние годы. Она может учить их обуздывать свой аппетит или может учить потворствовать аппетиту, чтобы они стали обжорами. Мать часто строит планы, намереваясь выполнить определенное количество работы в течение дня, и когда дети отвлекают ее, то она, вместо того, чтобы утешить и развлечь малышей в их маленьких горестях, дает им что-нибудь поесть, желая таким образом успокоить, и добивается своей цели на короткое время, но в целом усугубляет положение вещей. Желудки детей переполнены пищей, и они, естественно, не хотят есть. Все, что требовалось, это немного материнского внимания. Но она считает, что ее время слишком дорого, чтобы тратить его на развлечение детей. Возможно, изящное оформление дома ради похвалы посетителей и приготовление изысканной еды имеет для нее большее значение, чем счастье и здоровье ее детей4.

Пища должна быть здоровой и аппетитной, но простой. - Пища должна быть простой, чтобы ее приготовление не занимало все время матери. Верно то, что нужно позаботиться, чтобы на столе появилась здоровая, полезная, аппетитно приготовленная пища. Не думайте, что любая еда, которую вы можете выставить на стол, будет достаточно хороша для детей. Но следует тратить меньше времени на приготовление блюд для стола, чтобы угождать извращенному вкусу, и больше времени уделять образованию и воспитанию детей5.

Приготовление приданого для младенца. - Приготавливая гардероб для младенца, следует отдавать предпочтение удобству, комфорту и здоровью перед модой и желанием вызвать восхищение. Мать не должна тратить время на вышивание и отделку, чтобы сделать красивой одежду малыша, обременяя себя ненужным трудом и жертвуя своим здоровьем и здоровьем ребенка. Она не должна склоняться над шитьем, требующим большого напряжения зрения и нервов, тогда как она чрезвычайно нуждается в отдыхе и не требующих больших усилий упражнениях. Она должна понимать, что обязана беречь свои силы, чтобы справляться с проблемами, выпадающими на ее долю6.

Обеспечьте чистоту, тепло, свежий воздух. - Детям требуется тепло, но серьезная ошибка, столь часто совершаемая, заключается в том, что их содержат в перегретых комнатах, в значительной мере лишая свежего воздуха-Ребенка следует оберегать от всякого влияния, которое может ослабить его организм и принести ему вред. Особое внимание следует уделять тому, чтобы сделать все вокруг него приятным и чистым. Может возникнуть необходимость защищать малышей от неожиданных или слишком больших колебаний температуры, но также надо позаботиться и о том, чтобы во время сна или бодрствования, днем или ночью, они дышали чистым, укрепляющим организм воздухом7.

Забота о больных детях. - Во многих случаях причиной детских болезней является неправильный уход. Нерегулярное питание, несоответствующая одежда, недостаток здоровых упражнений для правильного кровообращения и свежего воздуха для очищения крови могут привести к неприятностям. Пусть родители как можно скорее определят причину болезни и затем устранят неправильное положение вещей.

Все родители могут научиться тому, как заботиться о детях во время болезни, как предотвратить и лечить заболевание. Особенно хорошо мать должна знать, что делать в том случае, когда болезнь приходит в ее семью. Она должна знать, как ухаживать за больным ребенком. Любовь и понимание должны подготовить ее к служению, которое нельзя доверить незнакомым людям8.

1. Служение исцеления, с. 383.

2. Советы по диете и питанию, с. 228.

3. Служение исцеления, с. 381.

4. Торжественный призыв, с.125. 126.

5. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 141.

6. Служение исцеления, с. 381, 382.

7. Там же, с. 381.

8. Там же, с. 385.

Глава сорок пятая

ГЛАВНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ - ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Возможности хорошо воспитанного ребенка. - Бог видит все возможности в скромной доле человека. Он сознает, что хорошо воспитанный ребенок будет силой к добру в мире. Он наблюдает с беспокойным интересом, будут ли родители выполнять Его план или же своей неуместной добротой перечеркнут Его намерения, допуская, чтобы их ребенок погиб для нынешней и вечной жизни. Преобразование этого беспомощного и с виду никчемного создания в личность, которая станет благословением для мира и честью для Бога, - великая и важная работа. Родители не должны допускать, чтобы что-то мешало им исполнять свой долг по отношению к детям!.

Труд для Бога и для страны. - Тот, кто соблюдает Закон Божий, смотрит на своих детей с непередаваемым чувством надежды и страха, желая знать, какое участие они будут принимать в великом конфликте, в который вот-вот будут вовлечены. Беспокойная мать спрашивает себя: "Какую позицию они займут? Что я могу сделать, чтобы приготовить их достойно исполнить свою обязанность и стать участниками вечной славы?" Великая ответственность лежит на вас, матери. Хотя вы можете не состоять в национальном совете... вы можете делать великую работу для Бога и своей страны. Вы можете воспитывать своих детей. Вы можете помогать им совершенствовать свои характеры, чтобы они противились злому влиянию, но побуждали бы других поступать справедливо. Своими молитвами, исполненными веры, вы можете влиять на Божественную руку, которая правит миром2.

Дети и молодежь должны получать наставления. Детей необходимо воспитывать для полезных дел. Их нужно учить делать то, что необходимо для домашней жизни, и родители должны исполнять эти обязанности по возможности наиболее приятным образом, наставляя и ободряя детей добрыми словами3.

Многие пренебрегают домашним воспитанием. - Несмотря на впечатляющие достижения в области образования, нынешнее воспитание детей находится в жалком состоянии. Домашним воспитанием пренебрегают. Родители, особенно матери, не понимают своей обязанности. У них нет ни терпения, чтобы наставлять детей, ни благоразумия, чтобы управлять теми, кто доверен их попечению4.

Слишком очевидно, что матери не исполняют своих обязанностей и не верны своему материнскому долгу. Бог не требует от нас ничего, что мы не могли бы исполнить благодаря Его силе, ничего, что не служило бы для нашего личного блага и для блага наших детей5.

Матери должны искать Божественную помощь.- Если бы матери осознали всю важность своей миссии, то они проводили бы больше времени в тайной молитве, представляя своих детей Иисусу, моля Его о благословениях для них и прося мудрости, чтобы правильно исполнять свои священные обязанности. Пусть мать использует любую возможность, чтобы формировать привычки и склонности своих детей. Пусть она внимательно наблюдает за развитием их характеров, сдерживая те черты, которые излишни, и поощряя те, которых недостает. Пусть она сделает свою жизнь чистым и благородным примером для своих дорогих питомцев.

Мать должна приступать к возложенной на нее работе с мужеством и энергией, неизменно полагаясь на Божественную помощь во всех своих усилиях. Она не должна успокаиваться, пока не заметит в своих детях постепенного непрекращающегося нравственного роста, пока их жизненной целью не станет нечто большее, чем просто стремление к удовольствиям 6.

Невозможно оценить силу влияния молящейся матери. Она призывает Бога на всех своих путях. Она берет своих детей к престолу благодати и представляет их Иисусу, испрашивая у Него благословения для них. Эти молитвы влияют на детей подобно "источнику жизни". Вознесенные с верой, они становятся помощью и силой матери-христианки. Пренебрегать обязанностью молиться с нашими детьми - значит утратить одно из самых великих благословений, находящихся в нашем распоряжении и потерять самую надежную помощь среди суеты, забот и тягот повседневной жизни7.

Невозможно переоценить силу молитвы матери. Та, которая преклоняет колена рядом с сыном и дочерью и с молитвой ведет их через все превратности детства, через опасности юности, не узнает вплоть до суда, какое влияние оказали ее молитвы на жизнь детей. Если мать связана верой с Сыном Божьим, то ее любящая рука может уберечь сына от искушения, сдержать дочь от потворства греху. Когда страсти сражаются за господство в детских сердцах, то сила любви, сдерживающее, ревностное, непреклонное влияние матери может сохранить душу на правильном пути8.

Когда мешают гости. - Вы должны уделять время разговору и молитве со своими детьми и не должны позволять, чтобы что-то нарушало это время общения с Богом и с вашими детьми. Вы можете сказать своим гостям: "Бог поручил мне дело, и у меня нет времени для сплетен". Вы должны сознавать, что совершаете дело для вечности. Ваш самый первый долг - это ваши дети9.

Выше всех гостей, выше всех соображений должны быть ваши дети... Труд, который вы совершаете для своего ребенка в его ранние годы, не позволит вам быть небрежными. В его жизни нет такого периода, когда можно забыть о правилах10.

Не отправляйте их из дома ради того, чтобы принять гостей, но учите их вести себя тихо и быть вежливыми в присутствии посторонних11.

Матери должны быть образцом доброты и благородства. - Матери, со вниманием относитесь к каждому мгновению жизни - все они драгоценны. Помните, что ваши дети идут вперед и незаметно могут оказаться вне вашего влияния, отвергнув домашнее обучение и воспитание. Вы можете стать для них образцом доброты, чистоты и благородства. Соединяйте свои интересы с их интересами12.

Если вы неудачливы во всем другом, будьте внимательны и активны здесь. Если ваши дети становятся благодаря домашнему воспитанию чистыми и добродетельными, пусть они занимают даже самое низкое и скромное место в великом Божьем плане, несущем благо миру, все же вашу жизнь уже нельзя назвать неудачной и вам нет причины испытывать угрызения совести13.

Дети - это зеркало матери, в котором она может видеть собственные склонности и манеры. Как внимательна она должна быть к своей речи и своему поведению в присутствии маленьких наблюдательных учеников! Те черты характера, которые мать желает видеть в них, она прежде должна развить в себе14.

Более высокая цель, чем просто быть не хуже других. - Матерью не должно управлять мнение мира; она не должна трудиться для того, чтобы просто быть не хуже других. Она должна решить для себя, в чем состоит великий результат и цель жизни, и на основании более высоких представлений приложить все свои усилия, чтобы добиться этого результата. Она может из-за нехватки времени оставить без внимания многие дела в своем доме - это обойдется без серьезных последствий, но она не может безнаказанно пренебрегать надлежащим воспитанием своих детей. Их несовершенные характеры изобличат ее нерадивость. Пороки детей, которые она не пытается исправить, грубые, резкие манеры, непочтительность и непослушание, склонность к праздности и невнимательность принесут ей бесчестие и наполнят горечью ее жизнь. Матери, судьба ваших детей в значительной степени зависит от вас. Если вы не исполняете свой долг, то они могут оказаться в рядах сатаны и стать его посредниками, чтобы губить души других. С другой стороны, ваше верное воспитание и благочестивый пример могут привести их ко Христу, и они, в свою очередь, будут оказывать влияние на других; так ваше содействие может спасти многие души15.

Поощряйте добро; сдерживайте зло. - Родители должны сотрудничать с Богом, воспитывая своих детей в Его любви и страхе. Они не могут вызвать у Него больше неудовольствия, чем если относятся без внимания к правильному воспитанию своих детей... Они должны внимательно контролировать слова и дела своих детей, чтобы враг не приобрел над ними влияния. А он этого страстно желает, чтобы расстроить Божьи планы. Доброжелательно, заинтересованно, нежно родители должны работать со своими детьми, поощряя все хорошее и сдерживая всякое зло, которое проявляется в характерах их детей16.

Радость от хорошо сделанной работы. - Дети - это наследие Господа, и мы ответственны перед Ним за управление Его достоянием. Воспитание и обучение детей для того, чтобы сделать из них христиан, является высочайшим служением, которым родители только могут воздать хвалу Богу. Это дело требует упорного труда - бессменно прилежных и настойчивых усилий. Пренебрегая этим долгом, мы показываем, что являемся неверными управителями...

Пусть родители с любовью, верой и молитвой трудятся для своих семей, пока во всей полноте радости не смогут прийти к Богу и сказать: "Вот я и дети, которых дал мне Господь"17.

1. Знамения времени, 25 сентября 1901.

2. Ревью энд Геральд, 23 апреля 1889.

3. Рукопись 12, 1898.

4. Знамения времени. 11 марта 18S6.

5. Знамения времени, 9 февраля 1882.

6. Знамения времени, 25 мая 1882.

7. Доброе здоровье, июль 1880.

8. Знамения времени, 16 марта 1891.

9. Знамения времени. 22 июля 1889.

10. Советы учителям, родителям и студентам, с. 129.

11. Знамения времени. 23 августа 1899.

12. Ревью энд Геральд, 15 сентября 1891.

13. Свидетельства для церкви, т. 5. с. 44.

14. Знамения времени, 9 сентября 1886.

15. Знамения времени, 9 февраля 1882.

16. Рукопись 49, 1901.

17. Наглядные уроки Христа, с. 195, 196.

Глава сорок шестая

МАЧЕХА

Совет мачехе.- Ваш брак с тем, кто является отцом детей, будет благословением для вас... Вам угрожает опасность стать эгоистичной. Вы обладаете драгоценными свойствами характера, которые необходимо пробудить и использовать... Благодаря вашим новым отношениям вы приобретете опыт, который научит вас обращаться с людьми. В заботе о детях проявляется привязанность, любовь, нежность. Ответственность за семью, лежащая на вас, может стать для вас великим благословением. Дети будут для вас драгоценным учебником. Они принесут вам много благословений, если вы найдете к ним правильный подход. Заботясь о детях, в вашем сердце родятся нежность, любовь и сострадание. Хотя эти дети не являются частью вашей плоти и крови, все же благодаря вашему браку с их отцом они стали вашими детьми, чтобы вы их любили, заботились о них, наставляли их и служили им. Ваше общение с ними вызовет к действию мысли и планы, которые будут истинным благом для вас... Опыт, который вы приобретете в своем доме, избавит вас от эгоистичных представлений, угрожающих испортить вашу работу, и вы измените планы, которые необходимо перестроить и подчинить главному в жизни...

Вам нужно проявлять больше нежности и сострадания, чтобы вы могли быть ближе к тем, кто в этом нуждается. Дети помогут вам проявить эти черты характера и развить широту ума и суждений. Благодаря любящему общению с ними вы научитесь быть более отзывчивыми и благожелательными в своем служении для страдающего человечества1.

Укор мачехе, которой недостает любви. - Вы полюбили своего мужа и стали его женой. Вы знали, что, вступая в брак, взяли обязательство стать матерью его детей. Но я заметила полное отсутствие в вас необходимых для этого качеств. Вы весьма несовершенны. Вы не любите детей своего мужа, и если не произойдет полная перемена, совершенное преобразование в вас и в вашем образе управления домом, все драгоценное в вашей семейной жизни погибнет. Любовь, чувство привязанности не свойственны вашему образу мыслей...

Вы делаете жизнь этих дорогих детей, особенно дочери, весьма горькой. Где привязанность, любовь и нежность, терпение и выдержка? Ненависть, живущая в вашем неосвященном сердце, больше, чем любовь. Осуждающие слова исходят из ваших уст чаще, чем похвала и одобрение. Ваши манеры, ваши грубые методы, ваша бесчувственная природа для восприимчивой дочери подобны опустошающему граду, губящему нежное растение: оно склоняется от каждого удара, пока его жизнь не угасает, и вот оно лежит прибитое, сломанное.

Ваше правление иссушает источники любви, надежды и радости в ваших детях. Непреходящая печаль отражена на лице девочки, но вместо того, чтобы пробудить в вас сострадание и нежность, ее несчастье возбуждает нетерпимость и открытую неприязнь в вашей душе. Вы можете изменить ее настроение, вернуть детскому лицу живость и радость, если пожелаете...

Дети читают лицо матери; они ясно видят, любовь или неприязнь написаны на нем. Вы не понимаете, что делаете. Разве печальное маленькое личико, тяжелый вздох, исходящий из глубины страдающей души не взывают к любви, не пробуждают жалости?2

Последствия черезмерной суровости. - Когда-то в прошлом мне был показан случай с Д. Свои ошибки и заблуждения она представляла верно, но в последнем видении, данном мне, я видела, что не во всем еще она ведет себя правильно: она холодна и черства с детьми своего мужа. Наставления и укоры, которые исходят от нее, касаются не серьезных нарушений, а мелочей, которым не следовало бы придавать значения. Постоянная придирчивость несправедлива, и Дух Христов не может пребывать в таком сердце. Она склонна оставлять без внимания все доброе, что есть в ее детях, не говоря и слова одобрения, но всегда готова наброситься с осуждением, если заметит малейшую оплошность. Это постоянно обескураживает детей и вырабатывает у них пренебрежительное отношение ко всему. Это возбуждает зло в сердце и извергает из него нечистоту и грязь. В детях, которые слишком часто подвергаются осуждению, поселится дух безразличия, и злые страсти будут часто проявляться независимо от последствий...

Сестре Д. следует развивать в себе любовь и сострадание. Она должна проявлять нежную привязанность к детям, не имеющим матери, которые находятся у нее на попечении. Это будет благословением для детей, возлюбленных Богом, а ей воздается сторицей - нежной детской привязанностью и любовью3.

Когда необходима особая забота. - Дети, потерявшие ту, в груди которой жила материнская любовь, понесли невосполнимую утрату. Но когда другая женщина решается занять место матери среди осиротевшего малого стада, то на нее возлагается двойная забота и бремя, чтобы она, если возможно, была даже более любящей, более воздержанной от осуждений и угроз, чем родная мать, и таким образом могла бы восполнить потерю, понесенную детьми4.

1. Письмо 329. 1904.

2. Свидетельства для церкви, т 2, с. 56, 58.

3. Там же. т. 3, с. 531, 532.

4. Там же, т. 2, с. 58.

Глава сорок седьмая

ХРИСТОС ОБОДРЯЕТ МАТЕРЕЙ

Иисус благословлял детей. - Во дни Христа матери приводили к Нему своих детей, чтобы Он возложил на них Свои руки и благословил их.

Этим своим поступком они показывали, что верят в Иисуса Христа и сильно тревожатся о настоящем и будущем благополучии малышей, доверенных их попечению. Но ученики не могли понять, как смеют эти женщины беспокоить Учителя только для того, чтобы Он уделил внимание их детям, и настойчиво отсылали матерей. Иисус укорил учеников и велел толпе пропустить верных матерей вместе с их маленькими детьми. Он сказал: "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие". Матери шли еще по пыльной дороге, приближаясь к Спасителю, а Он увидел уже непрощенные слезы и дрожащие губы, когда они возносили безмолвную молитву за детей. Он услышал слова упрека, исходящие от учеников, и тут же отменил их распоряжение. Его великое сердце, исполненное любви, было открыто, чтобы принять детей. Он брал их одного за другим к Себе на руки и благословлял, при этом один малыш крепко спал, прижавшись к Его груди. Иисус говорил матерям слова ободрения, указывая им на их дело, и каким же утешением это было для них! С какой радостью они размышляли о доброте и милости Иисуса, возвращаясь к этому памятному событию! Его благодатные слова снимали бремя с их сердец и вселяли в них новую надежду и мужество. Даже чувство усталости прошло.

Это воодушевляющий урок для матерей всех времен. После того, как матери сделали все лучшее, что могли, для блага своих детей, они могут приводить их к Иисусу. Даже младенцы на руках у матери драгоценны в Его очах. И когда мать жаждет оказать помощь, сознавая, что бессильна, когда ее сердце жаждет даровать благодать, которой она не имеет, она бросается со своими детьми в милостивые объятия Христа, и Он принимает и благословляет их; Он даст матери и детям мир, надежду и счастье. Это драгоценное преимущество, которое Иисус дарует всем матерям1.

Иисус по-прежнему приглашает матерей. - Христос, Величие неба, сказал: "Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие". Иисус не посылает детей к раввинам; Он не посылает их к фарисеям, потому что знает, что эти люди научат детей отвергать своего лучшего Друга. Хорошо сделали матери, которые привели своих детей к Иисусу... Пусть же матери и сегодня приводят своих детей ко Христу. Пусть же служители Евангелия берут маленьких детей на руки и благословляют их во имя Иисуса. Пусть слова нежнейшей любви будут сказаны малышам, потому что Иисус брал к Себе на руки агнцев из стада и благословлял их2.

Пусть матери приходят к Иисусу со своими трудностями. Они найдут довольно благодати, чтобы с ее помощью управлять своими детьми. Врата открыты для каждой матери, которая желает сложить свое бремя у ног Спасителя... Он по-прежнему приглашает матерей приводить к Нему малышей, чтобы благословить их. Даже младенец на руках у матери может покоиться под сенью Всемогущего благодаря вере молящейся матери. Иоанн Креститель исполнился Духа Святого от рождения. Если мы живем в общении с Богом, то тоже можем надеяться, что Божий Дух будет работать над нашими детьми с самых ранних лет3.

Сердца детей восприимчивы. - Он (Христос) отождествлял Себя со смиренными, нуждающимися и сокрушенными. Юн брал маленьких детей на руки и мог на равных общаться с юными. Его большое любящее сердце могло понять их переживания и нужды, и Он радовался их счастью. Его дух, утомленный суетой и беспорядком переполненного города, уставший от общения с лукавыми и лицемерными людьми, обретал покой и мир в обществе невинных детей. Его присутствие никогда не отталкивало их. Величие неба снисходило до того, что отвечало на их вопросы и упрощало Свои важные уроки до такой степени, чтобы они были доступны детскому восприятию. Он насаждал в их молодых растущих умах семя истины, которое могло взойти и принести обильный урожай в их более зрелые годы4.

Он знал, что эти дети услышат Его совет и примут Его как своего Искупителя, в то время как обладающие светской мудростью и каменным сердцем будут менее склонны следовать за Ним, чтобы занять свое место в Царстве Божьем. Те дети благодаря тому, что пришли ко Христу и приняли Его совет и благословение, хранили Его образ, и Его благодатные слова запечатлелись в их гибких умах, и их уже нельзя было изгладить. Мы должны извлечь урок из поступка Христа, чтобы сердца молодых, столь восприимчивые к христианскому учению, могли благодаря нашему влиянию приобрести благочестие и добродетель и прочно удерживать полученные представления5.

"Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие". Эти драгоценные слова должна хранить в своем сердце не только мать, но и отец. Эти слова должны воодушевить родителей, чтобы они привели к Нему своих детей, прося во имя Христа, чтобы Отец благословил всю их семью. Не только самым любимым людям следует уделять особое внимание, но также и беспокойным, своенравным детям, которые нуждаются в заботливом воспитании и ласковом руководстве6.

1. Доброе здоровье, январь 1880.

2. Ревью энд Геральд, 24 марта 1896.

3. Желание веков, с. 512.

4. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 141.

5. Там же. с. 142.

6. Знамения времени, 13 августа 1896.