Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 13 декабря 2018
13. Использование денег PDF Печать Email

Глава шестидесятая

БОЖЬИ УПРАВИТЕЛИ

Мы должны признать Божье право собственности. - В основе деловой честности и истинного успеха лежит признание Божьего права собственности. Тот, кто сотворил все, является подлинным. Хозяином. Мы - Его управители. Все, что мы имеем, доверено нам Богом, чтобы мы использовали это в соответствии с Его указаниями.

Эта обязанность возложена на всех людей. Она должна выполняться во всех сферах человеческой деятельности. Признаем ли мы это или нет, но мы являемся управителями, которых Бог наделил талантами, способностями и поставил в мире', чтобы мы исполняли работу, назначенную Им1.

Деньги не являются нашими; дома и земли, картины и обстановка, одежда и предметы роскоши - все это не принадлежит нам. Мы - пилигримы и странники. Мы получаем в качестве дара только то, что необходимо для нашего здоровья и жизни... Наши земные благословения даны нам взймы, чтобы испытать нас, можно ли нам доверить вечные сокровища. Если мы выдержим Божье испытание, то приобретем достояние, которое будет принадлежать нам, - славу, честь и бессмертие2.

Мы должны давать отчет. - Если бы наш народ выделял на дело Божье деньги, которые были доверены ему, ту часть, которая тратится на эгоистичные удовольствия, на идолопоклонство, то они собирали бы себе сокровища на небе и делали именно ту работу, которую Бог требует от них. Но, подобно богачу из притчи, они живут роскошно. Деньги, которые Бог дает им взаймы, чтобы использовать их для славы Его имени, они тратят расточительно. Они не остановятся, чтобы поразмыслить о своей ответственности перед Богом. Они не хотят задуматься о том, что не за горами судный день, когда они должны будут дать отчет о своем управлении3.

Мы всегда должны помнить, что на суде нам предъявят запись того, как мы использовали Божьи средства. Много денег тратится на самоугождение, на удовлетворение своих прихотей, что не приносит нам никакой пользы, а только один вред. Если мы поймем, что Бог есть Даятель всего доброго, что деньги принадлежат Ему, то мы будем проявлять благоразумие в их расходовании, сообразуясь с Его святой волей. Мир с его обычаями и правилами не будет нашим образцом. Мы не будем иметь желания следовать его порядку; мы не позволим нашим наклонностям управлять нами4.

Мы можем сделать так, что деньги в наших руках станут средством для духовного усовершенствования, рассматривая возможность ими пользоваться как священное доверие, которое нельзя употреблять для потворства гордыне, тщеславию, аппетиту и страстям5.

Мне было показано, что ангел, ведущий запись, делает верный учет каждого приношения, посвященного Богу и положенного в сокровищницу, а также общей суммы средств, дарованных таким образом. Око Божье отмечает каждый грош, посвященный на Его дело, и доброхотность или сожаления дающего. Мотивы приношения также отмечаются6.

Систематические пожертвования семьи. - "Каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволяет ему состояние". Каждый член семьи, от самого старшего до самого младшего, может принимать участие в этом благотворительном деле.... План систематической благотворительности (Указание дано здесь для того, чтобы семья могла своевременно откладывать еженедельную десятину и приношения. - Составители) будет для каждой семьи защитой от искушения потратить средства на ненужные вещи и особенно станет благословением для богатых, сохраняя их от потворства расточительности.

Еженедельно все члены семьи должны вспоминать о Божьих требованиях и полностью исполнять их; и когда они отказывают себе в каком-нибудь излишестве, чтобы иметь что положить в сокровищницу, то ценный урок самоотречения для славы Божьей запечатлевается в сердце. Раз в неделю каждый из нас оказывается лицом к лицу с делами прошедшей недели, с доходом, который можно было бы получить, если быть экономным, и со средствами, которых лишились из-за потворства своим слабостям. Наша совесть смиряется перед Богом и либо одобряет, либо осуждает нас. Каждый может понять, что если он сохраняет мир в душе и Божье благословение, то должен есть, пить и одеваться для Его славы7.

Ставьте Божьи требования на первое место. - Божьи требования должны быть на первом месте. Мы не исполняем Его волю, если посвящаем Ему то, что осталось от нашего заработка после того, как все наши воображаемые нужды были удовлетворены. Прежде, чем потратить какую-то часть своего заработка, мы должны отделить и представить Ему ту долю, которую Он требует. В древнем законе жертва всесожжения постоянно горела на алтаре, что являлось свидетельством того, что долг человека перед Богом бесконечен. Если мы преуспеваем в своих мирских делах, то это лишь потому, что Бог благословляет нас. Часть этого дохода нужно посвящать бедным, и значительную долю необходимо употреблять на дело Божье. Когда то, что требует Бог, отдано Ему, то остаток будет освящен и благословлен для нашего использования. Но когда человек обкрадывает Бога, удерживая то, что Он требует, то Его проклятье будет лежать на всем8.

Помните о нуждающихся бедных. - Если мы уподобляемся Христу, то всякая частица эгоизма должна быть удалена из души. Совершая дело, которое Он нам доверил, мы должны испытать необходимость отдавать каждую частицу наших средств, которые мы можем сберечь. Мы узнаем о бедности и нужде, которые существуют в семьях, о сокрушенных и страдающих, которым необходимо помочь. Мы мало знаем о человеческих страданиях, которые существуют повсюду вокруг нас; но поскольку мы имеем возможность, то должны быть готовы оказать незамедлительную помощь тем, кто находится в стесненных обстоятельствах9.

Трата денег на предметы роскоши не позволяет нам снабдить бедных людей пищей и одеждой. Те средства, которые тратятся для того, чтобы удовлетворять свою гордость в одежде, жилищных условиях, в обстановке и украшениях, должны облегчить страдания многих несчастных, бедствующих семей. Божьи управители должны служить нуждающимся10.

Божье средство от эгоизма и алчности. - Пожертвование, которое является плодом самоотречения, - это чудесная помощь дающему. Оно учит нас более полно понимать работу Того, Кто ходил, благотворя, облегчая страдания и восполняя нужды бедных11.

Постоянная, самоотверженная благотворительность является Божьим средством от разъедающего греха эгоизма и жадности. Бог учредил систематическую благотворительность для поддержания Своего дела и облегчения нужд страдающих и бедных. Он постановил, чтобы пожертвование вошло в привычку, дабы это могло нейтрализовать опасный и вероломный грех алчности. Постоянные пожертвования уничтожают алчность. Систематическая благотворительность в плане Божьем предназначена для того, чтобы сокровища алчных людей по мере того, как они приобретаются, посвящать Господу, Которому они принадлежат...

Постоянное осуществление Божьего плана систематической благотворительности ослабляет алчность и укрепляет благотворительность. Если богатство увеличивается, то люди, даже те, которые исповедуют благочестие, отдают этому богатству свое сердце, и чем больше имеют, тем меньше отдают в сокровищницу Господа. Так богатство делает людей эгоистичными и накопленное питает алчность. Это зло усиливается благодаря активным действиям сатаны. Бог знает нашу опасность и ограничивает нас в средствах, чтобы предотвратить нашу гибель. Он требует постоянной благотворительности, чтобы сила привычки к добрым делам помогла преодолеть привычки к алчности и равнодушию12.

1. Воспитание, с. 137.

2. Письмо 8, 1889.

3. Письмо 21. 1898.

4. Письмо 8, 1889.

5. Там же

6. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 518. 519.

7. Там же. т. 3. с. 412.

8. Там же. т. 4. с. 477.

9. Рукопись 25, 1894.

10. Ревью энд Геральд, 8 декабря 1896.

11. Руководство для молодежи, 10 сентября 1907.

12. Свидетельства для церкви, т. 3. с. 548.

Глава шестьдесят первая

ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Деньги могут быть либо благословением, либо проклятьем. - Деньги не обязательно могут быть проклятьем; они имеют большую ценность, так как если их правильно использовать, они могут принести пользу в деле спасения душ и стать благословением для других, которые беднее нас. Но расточительность и неразумное пользование... делают деньги ловушкой для того, кто ими пользуется. Тот, кто употребляет деньги для удовлетворения гордости и честолюбия, делает их проклятьем, а не благословением. Тот, кто приобретает больше, чем требуют его истинные нужды, должен искать мудрости и благодати, чтобы познать свое сердце и бережно хранить его, чтобы не иметь мнимых нужд и не стать неверным управителем, расточительно используя доверенный ему Господом капитал.

Когда мы возлюбим Бога больше всего на свете, то всему преходящему в сердце будет отведено места не более, чем оно того стоит. Если мы будем смиренно и искренне искать знания и развивать способность правильно пользоваться своим Богом данным имуществом, то мы получим мудрость свыше. Когда человек следует влечениям неосвященного сердца, когда лелеется мысль о том, что деньги могут принести счастье и без Божьего благословения, тогда они становятся тираном, порабощающим человека; он начинает доверять им, почитать их и поклоняться им, как богу. Повеления слова Божьего остаются в стороне, и мирские обычаи и правила, которые установил царь маммона, становятся руководящей силой 1.

Семейная собственность. - Если бы законы, данные Богом, постоянно выполнялись, то как изменилось бы состояние мира в моральном, духовном и гражданском аспекте. Себялюбие и самомнение не проявлялись бы, как теперь, но каждый нежно заботился бы о счастье и благополучии других... Беднейшие классы не находились бы под железной пятой притеснения богатых, люди не были бы порабощены настолько, чтобы другие думали и планировали за них даже и в духовных вопросах, но они были бы независимы в суждениях и действиях.

Сознание того, что счастье и благосостояние их семей находится в их руках, пробудило бы в них сильное желание к совершенствованию. Они быстро приобрели бы мастерство в планировании заработка ради своего блага; их дети приучились бы к трудолюбию и бережливости, и их интеллект был бы намного сильнее. Они бы поняли, что они люди, а не рабы, и могли бы в значительной мере вернуть себе утерянное чувство собственного достоинства и моральную независимость2.

Убеждайте людей уезжать из городов в сельскую местность, где они могут приобрести небольшой участок земли и построить дом для себя и своих детей3.

Будьте осторожны с продажей домов. - Есть бедные люди, которые пишут мне, чтобы получить совет, должны ли они продавать свои дома и отдавать вырученную сумму на дело. Они говорят, что обращения, призывающие жертвовать, волнуют их души, и они хотят сделать что-нибудь для Господа, Который сделал для них все. Таковым я хочу сказать: вам не обязательно продавать свои дома прямо сейчас; придите к Богу со своими проблемами; Господь непременно услышит ваши искренние молитвы, в которых вы просите мудрости, чтобы понять свой долг4.

Бог не призывает сейчас Свой народ продавать дома, которые нужны им для проживания; но если те, кто имеет изобилие, не услышат Его голос, не освободятся от мира и не пожертвуют для Бога, то Он пройдет мимо них и призовет тех, которые готовы сделать все для Иисуса, и даже продать свои дома, чтобы восполнить нужды дела5.

Независимость, достойная похвалы. - Есть независимость, которая достойна похвалы. Желание нести самому свою ношу и не есть чужой хлеб - достойно. Благородно, прекрасно стремление, которое управляет желанием быть самостоятельным. Необходимо вырабатывать в себе трудолюбие и бережливость6.

Планирование бюджета. - Многие, очень многие не настолько образованны и не могут регулировать свои расходы так, чтобы они не превышали доходов. Они не учатся приспосабливаться к обстоятельствам и берут деньги взаймы снова и снова, пока не погрязают в долгах, вследствие чего теряют уверенность и падают духом7.

Ведите запись расходов. - Склонность к самоугождению, отсутствие чувства меры или неопытность жены и матери может постоянно опустошать казну; и все же мать может думать, что она поступает наилучшим образом, потому что никогда не была научена ограничивать свои желания и желания своих детей и никогда не развивала умение планировать и чувство меры в домашних делах. Поэтому для содержания подобной семьи может потребоваться в два раза больше средств, чем для другой, более экономной семьи, состоящей из такого же количества членов.

Все должны учиться вести учетные книги. Некоторые с пренебрежением относятся к этой работе, как к второстепенной, но это неправильно. Все расходы необходимо точно определять8.

Зло расточительности. - Господу было угодно показать мне зло, причиной которого была привычка к расточительности, чтобы я могла убеждать родителей учить своих детей строгой экономии. Учите их, что трата денег на то, что им не нужно, является извращением правильного использования средств9.

Если вы склонны к расточительности, то решительно старайтесь избавиться от этого в своей жизни. Если вы не сделаете этого, то потеряете вечность. Склонность к бережливости, трудолюбию и умеренности является лучшей долей для ваших детей, чем богатое приданое.

Мы пилигримы и странники на земле. Давайте же не будем тратить наши средства на удовлетворение неугодных Богу желаний. Будем же достойно представлять нашу веру, ограничивая свои желания10.

Родитель подвергся осуждению за расточительность. - Вы не знаете, как экономно использовать деньги и не учитесь приводить свои желания в соответствие с вашими доходами... Вы одержимы страстным желанием делать деньги, чтобы свободно использовать их так, как вам подсказывают ваши склонности, и ваше учение и пример становятся проклятьем для ваших детей. Как мало их интересует принцип! Они все больше и больше забывают Бога, все меньше боятся вызвать Его неудовольствие, все более нетерпимы к ограничению. Чем легче достаются деньги, тем меньше остается благодарности11.

Семье, живущей не по средствам. - Вам следует быть осмотрительными, чтобы ваши расходы не превышали ваших доходов. Ограничивайте свои желания.

Весьма печально, что ваша жена так похожа на вас в том, как тратит средства, так что она не может быть вашей помощницей в том, чтобы планировать мелкие расходы, что предотвратило бы большие убытки. В вашей семье постоянно делаются расходы, в которых нет необходимости. Ваша жена любит одевать своих детей не по средствам, и это формирует у них вкусы и привычки, которые делают их тщеславными и гордыми. Если вы хотите научиться уроку экономии и видите опасность для себя, своих детей и для дела Божьего в вольном использовании средств, то должны приобрести опыт, необходимый для совершенствования вашего христианского характера. Если вы не приобретете такой опыт, то ваши дети получат неправильное воспитание на всю жизнь...

Я не хочу побуждать вас откладывать средства - это было бы трудно для вас, но я хочу посоветовать вам осмотрительно тратить свои деньги и своим повседневным примером давать уроки бережливости, самопожертвования и экономии своим детям. Их нужно воспитывать посредством наставлений и примеров12.

Семья призвана к самопожертвованию. - Мне было показано, что вы, мои брат и сестра, должны многому научиться. Вы живете не по средствам. Вы не учитесь быть экономными. Если вы много зарабатываете, то поступаете со своими деньгами весьма безрассудно. Вы советуетесь со вкусом и аппетитом, но не с благоразумием. Время от времени вы тратите деньги на такую пищу, которую ваши братья не могут позволить себе приобрести. Доллары ускользают из вашего кармана с большой легкостью... Вам обоим необходимо научиться уроку самоотречения13.

Родители должны учиться жить по средствам. Они должны воспитывать самопожертвование у своих детей, уча их посредством наставлений и примеров. Они должны ограничивать свои желания и делать их более скромными, чтобы у них было время для интеллектуального совершенствования и приобретения духовной культуры14.

Потворство не является проявлением любви. - Не учите своих детей думать, что ваша любовь к ним должна проявляться через потворство их гордости, расточительности и любви к показному. Теперь не время изобретать методы для растрачивания денег. Используйте свою изобретательность, чтобы жить экономно15.

Экономия сочетается с великодушием. - Естественным свойством молодежи в этом возрасте является пренебрежительное и презрительное отношение к экономности, они путают ее с ущербностью и ограниченностью. Но экономность сочетается с самыми широкими и либеральными взглядами и мнениями; там, где нет экономности, не может быть истинного великодушия. Никто не должен считать ниже своего достоинства учиться быть экономным и находить наилучшее применение остаткам16.

Другая крайность - неразумная экономия. - Бог не почитается, когда человек пренебрегает заботой о здоровье, в результате чего не может полноценно служить Богу. Забота о здоровье, обеспечение семьи вкусной, укрепляющей пищей является одной из главных обязанностей главы семьи. Гораздо лучше иметь меньше дорогой одежды и мебели, чем ограничивать себя в еде.

Некоторые главы семей экономят на питании семьи, чтобы организовать дорогостоящее угощение для гостей. Это неразумно. Угощение для гостей должно быть более простым. Пусть нужды семьи будут первостепенной заботой.

Неразумная экономность и противоестественные обычаи зачастую препятствуют проявлению гостеприимства там, где это было бы нужно и где оно стало бы благословением. Следует так обеспечивать дом пищей, чтобы можно было пригласить нежданного гостя, не обременяя хозяйку дополнительными приготовлениями17.

Наша экономность никогда не должна быть такой, чтобы в результате этого пища стала скудной. Студенты должны получать в изобилии здоровую пищу. Но пусть те, кто несет ответственность за ее приготовление, собирают остатки, чтобы ничего не пропало18.

Экономность - не скупость, она означает разумное расходование средств, поскольку предстоит сделать огромную работу19.

Предусмотрите удобства, чтобы облегчить труд жены. - Семья брата Э. живет в соответствии с принципами строжайшей экономии... Брат Э. сознательно решил не строить удобный дровяной сарай и кухню для своей большой семьи, так как решил, что не может тратить деньги на личные удобства в то время, как дело Божье нуждается в средствах для продвижения вперед. Я пыталась объяснить ему, что для здоровья и нравственности его детей необходимо, чтобы он сделал свой дом приятным местом и предусмотрел удобства, чтобы облегчить труд своей жены20.

Деньги, выдаваемые жене для личного пользования. - Вы должны помогать друг другу. Не считайте добродетелью крепко завязывать кошелек, отказывая в деньгах своей жене21.

Вы должны еженедельно выдавать жене определенную сумму и разрешать делать с этими деньгами все, что ей угодно. Вы не даете ей возможности проявить чувство меры и вкус, потому что не имеете истинного представления о том, какое положение должна занимать жена. Ваша жена имеет чудесный гармоничный ум22.

Отдавайте своей жене часть денег, которые вы получаете. Пусть это будут ее личные деньги, чтобы она могла их тратить так, как ей нравится. Ей следует позволять использовать средства, которые она заслужила, как она сочтет нужным. Если ей доверить определенную сумму, которой она может распоряжаться как своей собственной, не подвергаясь при этом критике, то это избавит ее от бремени, гнетущего ее сознание23.

Ищите покоя и приобретайте здоровье. - Брат П. не тратит средства благоразумно. Мнения и желания его детей оказывают на него большее влияние, чем здравый смысл. Он не склонен вести учет средствам, которые в его руках, и осмотрительно тратить их на самое необходимое, чтобы обрести покой и здоровье. Всей семье следует совершенствоваться в этом. Многое необходимо для семьи, чтобы в ней были удобство и покой. Отсутствие надлежащего порядка и системы в организации семейных дел приводит к пагубным последствиям и большому ущербу24.

Мы не можем сделать сердца более чистыми и святыми, одеваясь в мешковину и лишая семью всего того, что создает комфорт, уют и удобство25.

Бог не требует, чтобы Его народ лишал себя того, что действительно необходимо для здоровья и покоя, но Он не одобряет своеволия, расточительности и вычурности26.

Учитесь, когда нужно приберечь, а когда - потратить. - Вам нужно учиться определять, когда следует приберечь, а когда - потратить. Мы не можем быть последователями Христа, если не отвергнем свое "я" и не возьмем свой крест. Мы должны за все платить сполна. Порой стоит подобрать спущенные петли, что-то заштопать, обвязать обтрепанные края. Вы должны подсчитать все мелкие затраты на удовольствия. Вы должны отмечать, что израсходовано на то, чтобы удовлетворить запросы вкуса и стиля, а что на то, чтобы ублажить извращенный аппетит. Деньги, потраченные на бесполезную изысканность, могли бы быть использованы для того, чтобы добавить вашему состоятельному дому комфорта и удобств. Вы не должны быть бедными; вы должны быть честными с самими собой и со своими братьями. Расточительность - это тоже оскорбление Божьей щедрости. За мелкие расходы, которые, по-вашему мнению, не заслуживают упоминания, в конце придется дать отчет27.

Смиренное сердце будет наставлено. - Нет необходимости определять здесь, как можно осуществлять экономию в каждом конкретном случае. Те, чьи сердца вполне смирились перед Богом и кто сделал Его слово своим руководством, узнают, как поступать во всех жизненных обстоятельствах. Они научатся у Иисуса, Который кроток и смирен сердцем, и, поощряя кротость Христа, они закроют дверь бесчисленным искушениям28.

1. Письмо 8. 18S9.

2. Исторические очерки о зарубежных миссиях адвентистов седьмого дня, с. 165, 166.

3. Бюллетень Генеральной конференции. 6 апреля 1903.

4. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 734.

5. Ревью энд Геральд, 16 сентября 1884.

6. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 308.

7. Ревью энд Геральд. 19 декабря 1893.

8. Работники Евангелия, с. 460.

9. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 63.

10. Ревью энд Геральд. 24 декабря 1903.

11. Письмо 8, 1889.

12. Письмо 23, 1888.

13. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 431, 432.

14. Ревью энд Геральд, 24 июня 1890.

15. Свидетельства для церкви, т. 6, с. 451.

16. Там же, т. 5, с. 400.

17. Служение исцеления, с. 322.

18. Свидетельства для церкви, т. 6, с. 209.

19. Письмо 151, 1899.

20. Письмо 9,1888.

21. Письмо 65.1904.

22. Письмо 47. 1904.

23. Письмо 157. 1903.

24. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 699.

25. Ревью энд Геральд, 16 мая 1882.

26. Ревью энд Геральд. 19 декабря 1893.

27. Письмо 11. 1888.

28. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 63.

Глава шестьдесят вторая

ПООЩРЯЙТЕ ЭКОНОМИЮ

"Соберите оставшиеся куски". - Христос однажды преподал Своим ученикам урок бережливости, который заслуживает серьезного внимания. Он сотворил чудо, чтобы накормить толпу голодных людей, внимавших Его учению; однако после того, как все поели и утолили свой голод. Он не позволил им выбросить остатки. Тот, Кто мог накормить великое множество людей в их нужде с помощью Своей Божественной силы, заставил Своих учеников собрать остатки, чтобы ничего не пропало. Этот урок был преподан и для тех, которые жили во времена Христа, и для нас. Сын Божий заботится о нуждах временной жизни. Он Tie пренебрег остатками трапезы, хотя мог бы устроить такую же трапезу везде, где только пожелал бы1.

Уроки Иисуса Христа должны претворяться во всех аспектах практической жизни. Бережливость должна проявляться во всем. Собирайте остатки, чтобы ничего не пропало. Существует религия, которая не трогает сердце и поэтому превращается лишь в словесную форму. Она не осуществляется в практической жизни. Религиозный долг и высочайшее человеческое благоразумие в деловых вопросах должны быть связаны между собой2.

Учитесь у Христа самоотречению. - Чтобы изведать разочарования, испытания и беды, которые свалились на род человеческий, Христос постиг величайшее горе и унижение. Он прошел путь, которым призывает идти Своих последователей. Он говорит им: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною". Но те, которые называют себя христианами, не всегда склонны к самоотречению, как того требует Спаситель. Они не желают ограничивать свою волю и желания, чтобы осталось больше для Господа. Говорят: "Вкусы моей семьи требуют больших затрат, и это дорого обходится". Это говорит о том, что им нужно учиться урокам бережливости, преподанным жизнью Христа...

Все испытывают искушение удовлетворить эгоистичные, сумасбродные желания, но будем помнить, что Господь жизни и славы пришел в этот мир, чтобы научить людей уроку самоотречения3.

Те, кто не живет для себя, не будут тратить свои деньги ради удовлетворения мнимых желаний и приобретения удобств, но будут помнить, что они являются последователями Христа и что есть другие люди, которые нуждаются в пище и одежде4.

Экономить, чтобы помогать делу Божьему. - Многое можно сказать молодым людям об их преимуществе помогать делу Божьему посредством изучения уроков бережливости и самоотречения. Многие считают, что могут позволить себе то или другое удовольствие, и чтобы осуществить свое желание, приучаются жить на широкую ногу, тратя на прихоти весь свой заработок. Бог хочет, чтобы мы поступали более достойно в этом отношении. Мы согрешаем против себя, если удовлетворяем только потребность в еде, питье и одежде. Бог имеет нечто более возвышенное, нежели то, что перед нами. Когда мы пожелаем оставить свои эгоистичные намерения и посвятим силы сердца и ума на служение делу Божьему, то небесные посредники будут сотрудничать с нами, делая нас благословением для людей.

Трудолюбивый и бережливый юноша, даже если он и беден, может отложить немного денег для дела Божьего5.

Когда приходит искушение делать ненужные расходы. - Когда вы искушены тратить деньги на безделушки, вспомните о самоотречении и самопожертвовании, которые проявил Христос, чтобы спасти падших людей. Наших детей следует учить проявлять самоотречение и самообладание. Причина того, почему так много служителей сознают, что им тяжело вести финансовые дела, состоит в том, что они не ограничивают свои вкусы, стремления и наклонности. Причина того, почему так много людей становятся банкротами или бессовестно присваивают чужие средства, состоит в том, что они стремятся удовлетворить расточительные вкусы своих жен и детей. С каким старанием отцы и матери должны учить бережливости своих детей с помощью наставлений и собственного примера6.

Я хочу, чтобы все поняли, что растрачивание Божьих средств на воображаемые нужды является тяжким грехом. Расходование денег, которое кажется незначительным, может породить цепь обстоятельств, которые скажутся на вечной участи. Когда судьи сядут и раскроют книги, то вам будут представлены ваши потери - добро, которое вы могли сделать благодаря собранным крохам, и крупные суммы денег, полностью растраченные на эгоистичные цели7.

Сберегайте мелочь. - Не тратьте свою мелочь на приобретение ненужных вещей. Вы можете считать, что эти мелкие суммы - пустяк, но эта многочисленная мелочь обернется большой суммой. Если мы можем, то должны молиться о средствах, растрачиваемых на ненужные вещи, на одежду и эгоистичные потворства. Каждая рука может оказать помощь бедным. И Бог обязал нас облегчать страдания людей всеми возможными путями.

Господь хочет иметь такой народ, который проявлял бы заботу о других. Он хочет, чтобы люди учились быть бережливыми во всем и ничего не тратили попусту8.

Сумма, ежедневно растрачиваемая на ненужные вещи с мыслью: "Это всего лишь пять центов", "это только десятицентовик", кажется маленькой; но умножьте эту мелочь на количество дней в году, а затем на количество лет, и цифры окажутся почти невероятными9.

Не следуйте примеру модных соседей. - Не слишком хорошо изображать из себя богача или кого бы то ни было, если мы на самом деле - скромные последователи кроткого и смиренного Спасителя. Мы не должны расстраиваться, если соседи строят и обставляют свои дома так, как нам не пристало. Как смотрит Иисус на наши эгоистичные заботы, на потворство аппетиту и желание угодить гостям и удовлетворить наши греховные склонности! Стремиться к показному или позволять делать это детям под нашим руководством - опасная западня 10.

Личный опыт из детства г-жи Уайт. - Когда мне было только двенадцать лет, я узнала, что такое бережливость. Мы вместе с моей сестрой изучали ремесло, и хотя зарабатывали только двадцать пять центов в день, могли отложить немного из этой суммы, чтобы пожертвовать это на миссионерские цели. Мы постепенно собирали средства, и однажды у нас набралось тридцать долларов. И когда к нам пришла весть о скором пришествии Господа, где вместе с призывом к людям было сказано о нужде в средствах, то мы сочли за преимущество передать эти тридцать долларов отцу, прося его купить на них трактаты и памфлеты, чтобы послать весть тем, которые находились во тьме...

На деньги, которые мы зарабатывали своим ремеслом, мы с сестрой обеспечивали себя одеждой. Мы отдавали свои деньги матери, говоря: "Купи что-нибудь на них, чтобы после того, как заплатишь за одежду, осталось что-нибудь, что можно было бы передать на миссионерскую работу". И она так и делала, поддерживая в нас миссионерский дух11.

Принципиальная экономность на практике. - Те, кто готов откликнуться на призыв жертвовать средства для поддержания дела Божьего и помощи страдающим и нуждающимся, не являются людьми, проявляющими небрежность, неряшливость и несобранность в управлении своими делами. Они всегда следят за тем, чтобы их расходы не превышали доходов. Они принципиально бережливы и сознают, что их обязанность - экономить средства, чтобы у них было, что дать12.

1. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 572, 573.

2. Рукопись 31, 1897.

3. Письмо 4а, 1902.

4. Ревью энд Геральд, 21 августа 1894.

5. Руководство для молодежи, 10 сентября 1907.

6. Письмо 11, 1888.

7. Ревью энд Геральд, 11 августа 1891.

8. Письмо 21, 1898.

9. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 63.

10. Письмо 8, 1889.

11. Руководство для молодежи, 10 сентября 1907.

12. Свидетельства для церкви, т. 4. с. 573.

Глава шестьдесят третья

НАСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ, КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЕНЬГИ

Учите детей простым привычкам в повседневной жизни. - Родители должны растить, обучать и воспитывать своих детей в духе самообладания и самоотречения. Они всегда должны напоминать им, что их долг - повиноваться слову Божьему и жить, чтобы служить Иисусу. Они должны наставлять своих детей, чтобы в своей повседневной жизни они жили просто, избегая дорогой одежды, дорогой пищи, дорогих домов и дорогой обстановки1.

Детей с ранних лет нужно учить читать, писать, знать цифры, самостоятельно считать. Они могут идти вперед, постепенно продвигаясь в своем познании. Но прежде всего их нужно учить, что начало мудрости - страх Господень2.

Молодежь должна заботиться о семейных финансах. - Бытующие неверные представления о пользовании деньгами подвергают молодежь многим опасностям. Их не следует баловать деньгами, как будто существует неисчерпаемый запас, из которого они могут тянуть средства для удовлетворения всех своих нужд. Деньги нужно рассматривать как дар, доверенный нам Богом для исполнения Его дела, чтобы созидать Его Царство, и молодежь должна учиться ограничивать свои желания3.

Не умножайте свои потребности, особенно если семейный доход ограничен. Соизмеряйте свои желания со средствами своих родителей. Господь признает и одобрит ваши бескорыстные усилия... Будьте верны в малом. Тогда вам не будет угрожать опасность пренебречь большими обязанностями. Слово Божье говорит: "Верный в малом и во многом верен"4.

Давайте уроки относительно ценности денег. - Деньги, которые достаются молодым без серьезных усилий с их стороны, не будут ими цениться. Некоторые вынуждены зарабатывать деньги тяжелым трудом и испытывать лишения, и все же гораздо безопаснее положение тех молодых людей, которые знают, откуда берутся их карманные деньги, во что обходится их пища и одежда и чего стоит приобрести дом!

Существует много способов, благодаря которым дети могут сами зарабатывать деньги и приносить жертву благодарения Иисусу, Который отдал за них Свою жизнь... Их следует учить, что деньги, которые они зарабатывают, не являются их собственными, чтобы тратить их так, как им подсказывают их неопытные умы, но чтобы использовать их благоразумно и посвящать на миссионерские цели. Они не должны удовлетворяться тем, чтобы брать деньги у отца или матери и класть их в сокровищницу как свое приношение, хотя эти средства не принадлежат им. Они должны сказать себе: "Могу ли я отдавать то, что не заработал?"5

Зачастую родители безрассудно помогают детям. Тот, кто пробивает себе дорогу в жизни самостоятельно, оплачивая обучение в колледже, выше ценит свои преимущества, нежели тот, кто получает деньги из чужого кармана. Мы не должны носить своих детей на руках превращая их в беспомощное бремя6.

Родители неверно понимают свой долг, если щедро раздают деньги молодым людям, которые могут поступить на курсы и стать служителями или врачами, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь7.

Поощряйте детей зарабатывать свои собственные деньги. - Многие дети, которые живут вне города, могут иметь небольшой участок земли, где учились бы земледелию. Их можно научить зарабатывать деньги, трудясь на своих грядках, чтобы затем отдавать их на дело Божье. Мальчики и девочки могут участвовать в этой работе, и если их правильно наставлять, то это научит их ценить и экономить деньги. Средства, которые добывают дети, могут идти не только на миссионерские цели, но и на приобретение одежды для себя, и их следует поощрять к этому8.

Не поощряйте безрассудное расходование денег. - О, как много денег мы тратим на ненужные предметы в доме, на дорогие кружева и модную одежду, на конфеты и другие вещи, в которых мы не нуждаемся! Родители, учите своих детей, что Божьи деньги не следует использовать для самоугождения... Поощряйте их откладывать незначительные суммы всякий раз, когда это возможно, чтобы использовать их для миссионерской работы. Они приобретут богатый опыт, живя жизнью самоотречения, и эти уроки будут сохранять их от приобретения привычек невоздержанности9.

Дети могут научиться проявлять свою любовь ко Христу, отказывая себе в ненужных мелочах, на приобретение которых они тратят много денег. Такую работу нужно проводить в каждой семье. Она требует такта и методики, но это наилучшее воспитание, которое могут получить дети. И если бы все дети представили свои приношения Господу, то их дары были бы подобны маленьким ручейкам, которые, сливаясь в своем течении, становятся рекой'10.

Храните небольшую копилку на каминной полке или в каком-нибудь укромном месте, но так, чтобы она была бы видна, в нее дети могут опускать свои приношения для Господа... Так они могут учиться жертвовать для Бога11.

Учите детей платить десятину и делать приношения. - Господь не только претендует на десятину как на Свою собственность, но и говорит нам, что ее следует откладывать для Него. Он говорит: "Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих". Это научит нас тому, что мы не должны тратить свои средства на себя, а Господу приносить то, что останется, даже если это будет и честно отделенная десятина. Пусть доля Божья будет отделена вначале. Указания, данные Святым Духом через апостола Павла относительно даров, представляют принцип, применимый также и к десятине. "В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и собирает, сколько позволит ему состояние". Это относится и к родителям, и к детям12.

Ошибка, которую иногда совершают состоятельные отцы. - Обстоятельства, в которых оказывается ребенок, зачастую оказывают на него более действенное влияние, чем даже пример родителей. Есть состоятельные люди, которые рассчитывают на то, что их дети будут такими же, как и они в молодые годы, и порицают пожилых, если те не поддерживают их. Но они не имеют права требовать этого от своих детей, если не создают для них тех же условий, в которых жили в юности сами. Обстоятельства жизни отца сделали его тем, каков он есть. В свои молодые годы он находился в стесненных обстоятельствах из-за бедности и вынужден был работать с усердием и настойчивостью. Его характер формировался в суровой школе лишений. Он вынужден был проявлять скромность в своих нуждах и быть деятельным в работе. Он должен был применять свои способности для работы, чтобы добывать пищу и одежду. Жизнь заставляла его быть бережливым.

Отцы работают для того, чтобы обеспечить своим детям материальное благополучие, создать для них лучшие жизненные условия, чем те, в которых жили они сами. Это общераспространенная ошибка. Если бы сегодня дети учились в той же школе, в которой учились их отцы, то имели бы такой же успех, как и они. Отцы изменяют условия жизни своих детей. Бедность была спутницей отца; сына окружает изобилие. Все его желания удовлетворяются. Характер его отца формировался в условиях строгой экономии, где по достоинству оценивалось даже самое малое добро. Склонности и характер его сына будут формироваться не обстоятельствами, которые некогда существовали в жизни отца, но современной ситуацией - легкостью и потворством... Когда роскошь присутствует во всем, то как можно отвергнуть ее? 13

Лучшее родительское наследство для детей. - Самое лучшее наследство, которое родители могут оставить своим детям, - это познание полезного труда и жизненный пример, отмеченный бескорыстием и щедростью. Такой жизнью они показывают истинную цену денег, которые должны использоваться только для добра, для удовлетворения их личных нужд и потребностей других людей и для продвижения дела Божьего14.

1. Ревью энд Геральд, 13 ноября 1894.

2. Советы учителям, родителям и студентам, с.168,169.

3. Свидетельства для церкви, т. 6, с. 214. 215.

4. Рукопись 2, 1903.

5. Письмо 11. 1888.

6. Письмо 50. 1895.

7. Письмо 103,1900.

8. Письмо 356, 1907.

9. Руководство для молодежи. I ноября 1904.

10. Ревью энд Геральд, 25 декабря 1900.

11. Рукопись 128, 1901.

12. Ревью энд Геральд. 10 ноября 1896.

13. Рукопись 58, 1899.

14. Свидетельства для церкви, т. 3, с. 399.

Глава шестьдесят четвертая

ДЕЛОВАЯ ЧЕСТНОСТЬ

Библия - первоисточник деловых принципов. - Не существует сферы законной деятельности, для которой Библия не давала бы жизненно важных советов. Ее принципы усердия, честности, бережливости, воздержания и непорочности являются секретом истинного успеха. Эти принципы, изложенные в Книге Притчей, составляют сокровищницу практической мудрости. Может ли торговец, мастеровой, руководитель в любой сфере бизнеса найти лучшие наставления для себя и своих работников, нежели те, которые содержатся в таких словах мудрого человека:

"Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями; он не будет стоять перед простыми".

"От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб".

"Душа ленивого желает, но тщетно". "Пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище".

Сколько людей могли бы избежать финансовых неудач и краха, если бы они внимали предостережениям, так часто повторяющимся в Писании:

"Кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным".

"Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его".

"Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти".

"Должник делается рабом заимодавца".

"Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен"1.

Восьмая заповедь осуждает... воровство и разбой. Она требует неукоснительной честности во всех вопросах деловой жизни. Она запрещает хитрить в предпринимательстве и требует уплаты справедливых долгов и жалованья2.

Нечестность приводит к ограниченности ума и характера. - Тот, кто говорит ложь или занимается обманом, теряет уважение к самому себе. Он не сознает, что Бог видит его и знает его сомнительные дела, что святые ангелы взвешивают его побуждения и слышат каждое произнесенное им слово, и что он получит воздаяние по своим делам; но если бы даже его прегрешения были скрыты от человеческого и Божественного взора, то сам факт, что он знает это, развратил бы его ум и характер. Один поступок не определяет характер, но он устраняет преграду, и следующее за этим искушение принимается с большей готовностью, пока в конце концов не приобретается привычка кривить душой и поступать нечестно в делах; такому человеку уже нельзя доверять3.

Как мы поступаем со своими братьями, проявляя непорядочность в малом или демонстрируя явный обман, так мы будем поступать и с Богом. Люди, упорствующие в своем нечестии, будут осуществлять свои принципы, пока они не ввергнут в заблуждение свои души и не потеряют небо и вечную жизнь. Они жертвуют честью и религией ради ничтожных мирских преимуществ4.

Избегайте долгов. - Многие семьи живут бедно потому, что тратят свои деньги сразу, как только их получают5.

Вы должны понимать, что не следует вести свои дела так, чтобы влезать в долги... Когда кто-то становится должником, то он оказывается в сатанинских сетях, которые расставляет враг...

Доставать и использовать деньги с какой-то целью прежде, чем заработать их - это ловушка6.

Совет тому, кто живет не по средствам. - Вы не должны позволять себе влезать в долги, потому что сознание того, что вы являетесь должником, ослабляет вашу веру и вселяет неуверенность; даже мысль об этом почти выводит вас из себя. Вам нужно сократить свои расходы и стараться исправить этот недостаток своего характера. Вы можете и должны прилагать решительные усилия, чтобы контролировать свою склонность тратить больше, чем зарабатываете7.

Можно вызвать нарекание на дело Божье. - Мир имеет право рассчитывать на неукоснительную честность тех, которые называют себя истинными христианами. Из-за одного человека, проявляющего безразличие к своим святым обязанностям, может пострадать репутация всего народа, если к ним будут относиться как к людям, на которых нельзя положиться8.

Тот, кто претендует на благочестие, должен быть украшением вероучением, которое исповедует, и не давать повода для поношения истины, совершая опрометчивые поступки. "Не оставайтесь должными никому ничем", - говорит апостол9.

Совет должнику. - Примите решение, что вы никогда не будете больше брать в долг. Лучше откажите себе в тысяче вещей, но не влезайте в долги. Для вас проклятье - становиться должником. Избегайте этого, как оспы.

Заключите торжественный завет с Богом, что с Его благословения вы рассчитываетесь со своими долгами и после этого не будете дол7;ны никому ни в чем, даже если будете жить на хлебе и воде. Это так просто каждый раз тратить на еду чуть-чуть меньше необходимого. Берегите гроши, и это сбережет вам большие суммы. Небольшая сумма здесь, небольшая сумма там, потраченная на то, на это, - и быстро набегают огромные суммы. Отвергните свои прихоти, по крайней мере на то время, пока ограничены долгами... Не колеблетесь, не впадайте в уныние, не отступайте. Отвергните свои пристрастия, отвергните потворство аппетиту, откладывайте понемногу и рассчитывайтесь со своими долгами. Разделайтесь с ними как можно быстрее. Когда вы снова станете свободным человеком, который не должен никому ничего, то одержите великую победу10.

Будьте обходительны с несчастными должниками. - Если выяснится, что кто-то кому-то задолжал и должники поистине не могут выполнить своих обязательств,, то их не нужно вынуждать делать то, что выше их сил. Им следует предоставить благоприятную возможность погасить свою задолженность, и не нужно ставить их в такое положение, если они совершенно неспособны освободиться от долга. Хотя может показаться справедливым заставить их выплатить долг, Бог не благоволит к подобному принуждению11.

Опасность крайностей. - Некоторые поступают неосмотрительно и влезают в долги, без которых можно было бы обойтись. Другие проявляют осторожность, имеющую признаки неверия. Пользуясь случаем, мы можем, строго соблюдая справедливые принципы, время от времени вкладывать средства с такой выгодой, чтобы дело Божье укреплялось и созидалось12.

1. Воспитание, с. ]35, 136.

2. Патриархи и пророки, с. 309.

3. Свидетельства для церкви, т. 5, с.396.

4. Ревью энд Геральд, 18 сентября 1888.

5. Советы по управлению, с. 269.

6. Письмо 63, 1897.

7. Письмо 48, 1888.

8. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 179.

9. Там же, с. 181. J82. К), Советы по управлению, с. 257. И. Рукопись 46. 1900. 12. Рукопись 20. 1891.

Глава шестьдесят пятая

ЗАБОТА О БУДУЩЕМ

Личная собственность и сбережения против расточительности. - Брат и сестра Б. не учатся урокам экономности... Они хотят тратить все, сколько бы у них ни было средств. Сейчас это приятно, но потом, если с ними произойдет несчастье, они окажутся совершенно не подготовлены к нему. Если бы брат и сестра Б. были экономными, самоотверженными хозяевами, то они могли бы уже теперь иметь свой собственный дом и средства, чтобы воспользоваться ими на случай несчастья. Но они не экономят, как те, к помощи которых иногда прибегают. Если они оставят без внимания эти уроки, то их характеры не, будут найдены совершенными в день Господень1.

Этот совет может помочь вам. - Вы занимаетесь делом, которое время от времени приносит вам большой доход. Заработав деньги, вы не стараетесь экономить их с оглядкой для той поры, когда не сможете добывать средства так просто, но много тратите на воображаемые нужды. Если бы вы и ваша жена понимали, что Бог повелел вам не жить на поводу у своих вкусов и желаний, заботиться и о будущем, а не только о настоящем, то вы теперь могли бы иметь достаток во всем и ваша семья могла бы иметь все радости жизни. Вы должны научиться этому уроку... Это поможет вам быстрее пройти длинный путь2.

Наставление для семьи: систематически откладывайте средства. - Вы могли бы сегодня иметь свой капитал, чтобы использовать его в случае крайней необходимости и для оказания помощи делу Божьему, если бы экономили, как должны. Каждую неделю вам следует откладывать часть своего заработка и использовать эти деньги только в том случае, если в этом возникнет острая нужда, или для того, чтобы совершить приношение Дающему...

Средства, которые вы зарабатываете, не тратятся разумно и экономно, чтобы оставлять запас на случай, если вы заболеете и ваша семья лишится средств, которые вы приносите, чтобы содержать ее. Ваша семья должна иметь что-то, на что можно было бы положиться в случае, если вы окажетесь в стесненных обстоятельствах3.

Совет другой семье относительно учета сбережений. - Каждую неделю вам следует откладывать в каком-нибудь надежном месте от пяти до десяти долларов, которые можно будет использовать лишь в случае болезни. Экономя, вы можете откладывать значительную сумму. Проявляя мудрое управление, вы можете собрать средства, чтобы отдать свои долги4.

Я знаю семью, получающую двадцать долларов в неделю, которая тратит все до последнего пенса из этой суммы, в то время как другая семья, состоящая из такого же количества человек, получающая только двенадцать долларов в неделю, откладывает один-два доллара в неделю благодаря тому, что воздерживается от приобретения вещей, без которых можно обойтись5.

Закрепляйте имущество должным завещанием. - Те, кто являются верными управителями Божьих средств, узнают, как обстоит положение с их делом, и проявят мудрость, чтобы приготовиться ко всяким непредвиденным обстоятельствам. Так как время их испытания может неожиданно закончиться, они не должны ставить в большое затруднение тех, на кого возложена обязанность улаживать вопросы, связанные с их имуществом.

Многие не хлопочут по поводу составления своих завещаний, пока пребывают в добром здравии. Но наши братья должны проявлять эту предусмотрительность. Они должны знать свое финансовое положение и не допускать, чтобы в их делах могла возникнуть путаница. Им следует так оформить свое завещание, чтобы не было проблем, если с ними что-то случится.

Завещание следует делать таким образом, чтобы оно отвечало юридическим нормам. После того, как завещание составлено, оно, никому не мешая, может лежать годами. Смерть не застигнет вас врасплох, братья, потому что вы уже сделали свое завещание. Завещая свое имущество родственникам, удостоверьтесь в том, что вы не забыли дела Божьего. Вы являетесь Его посредниками, владеющими Его имуществом, и Его требования вы должны учитывать в первую очередь. Конечно, не следует обделять жену и детей; о них нужно позаботиться, если они в чем-нибудь нуждаются. Но не включайте в свое завещание длинный список родственников, живущих безбедно, только потому, что так принято6.

Помните дело Божье, пока живете. - Пусть никто не думает, что он исполняет намерение Христа, накапливая имущество в течение всей своей жизни и завещая после смерти часть его для какой-либо благотворительной цели7.

Некоторые эгоистично скупы и копят деньги на протяжении всей своей жизни, рассчитывая возместить свое пренебрежительное отношение к нуждам ближних упоминанием о них в завещании. Но никакие средства, дарованные таким образом через завещание, не принесут пользу делу. Братья и сестры, вкладывайте себя в небесный банк и не доверяйте своего управления другим8.

Управление, переданное детям, часто бывает неразумным. - Родителям следует быть осторожными, поручая детям средства, которые Бог передал в их руки, пока они не будут иметь вернейшее доказательство того, что их дети проявляют больший интерес, большую любовь и преданность делу Божьему, чем они сами, и что эти дети будут более серьезными и ревностными в продвижении дела Божьего и более благотворительными в осуществлении различных предприятий, связанных с использованием средств. Но многие передают свои средства в руки детей, перекладывая таким образом на них ответственность за свое управление, потому что сатана побуждает их делать это. Поступая так, они с легкостью передают эти средства в распоряжение врага. Сатана работает над тем, чтобы осуществить свою цель и лишить дело Божье средств, которые нужны для того, чтобы достойно поддержать его9.

Проклятье накопленного богатства. - Те, кто приобретает богатство с целью накопления, завещают проклятье богатства своим детям. Это страшный грех, подвергающий опасности души отцов и матерей, - поступать подобным образом, и этот грех передается их потомству. Часто дети тратят свои средства на нелепые причуды, на разгульную жизнь, так что становятся нищими. Они не знают цены наследству, которое проматывают. Если бы отцы и матери подавали им достойный пример не в накоплении, а в раздаче своих богатств, то они собирали бы себе сокровище на небесах и получили бы в ответ на это покой и счастье уже в этом мире и вечные богатства в будущей жизни10.

1. Свидетельства для церкви, т. 3, с. 30, 31.

2. Там же, т. 2, с. 432, 433.

3. Письмо 5, 1877.

4. Неопубликованное письмо 49, 1884.

5. Письмо 156. 1901.

6. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 482.

7. Ревью энд Геральд, 27 февраля 1894.

8. Ревью энд Геральд, 12 октября 1886.

9. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 655.

10. Письмо 20, 1897.

 

Библия, христианские новости, ответы на все вопросы

Библия | Онлайн видео | Книги  Елены Уайт | Проповеди | Здоровье
  Поэзия