Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Книги Елены Уайт Другие книги Роль_музыки ХРИСТИАНИН И СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА
ХРИСТИАНИН И СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА PDF Печать Email

Харольд Лики,

профессор музыки,

Колледж Уола Уола

С самых ранних времен человеческий опыт тесно переплетен с музыкой. В современной жизни музыка играет значительную, во многом даже доминирующую роль. Она служит дополнением практически к каждому виду человеческой деятельности. Музыка слышна в супермаркетах, ресторанах, парикмахерских, офисах, стоматологических клиниках, машинах, самолетах, церквях и конечно же в каждом доме и каждой семье.

Уже давно является общепринятым, что в сфере звука заложена великая, почти магическая сила. Великие умы Древней Греции приписывали различным комбинациям тонов специфические качества, способные влиять на человека. Даже сторонний наблюдатель сегодня замечает, что музыка на самом деле оказывает воздействие на поведение человека. Тщательные научные исследования, проводившиеся в специально смоделированных условиях, продемонстрировали, что данный факт является неоспоримым. Различные организация коммерческого толка уже давно осознали и утилизировали данный феномен. Целые состояния удавалось скопить предпринимателям, вовремя сориентировавшимся в том, как удовлетворить спрос на музыкально-эстетические впечатления.

Взаимосвязь между этим влиятельным средством и философией, а также в конце концов поведением человека должна представлять собой важную область интереса для христианина. Восприятие музыки оказывает влияние на человека, в том числе и на продукт его творчества, результатом чего становится спирально-образный рост, направление которого зависит от природы и качества предыдущего опыта.

Последние десять-двенадцать лет стали свидетелями развития и оформления беспрецедентного явления в истории музыки. Образ жизни значительной части нашего общества был сформирован под влиянием направления популярной музыки, известной под общим названием рок-н-ролл. По всей стране подростки находятся под доминирующим влиянием рок культуры. Центром данной культуры является философия устранения любых барьеров и ограничений, сдерживающих поведение человека. Совершенно естественно, что такая концепция является чрезвычайно привлекательной для тех, в ком склонность к бунтарству и ниспровержению авторитетов наиболее сильно представлена.

Способность средств массовой информации заполнять радио и телевизионный эфир соответствующей музыкой, доступность и относительно низкая стоимость музыкальной аппаратуры и пластинок и многочисленные публикации, которые эксплуатируют тему личной и творческой жизни рок-н-рольных див — все это создает сверхблагоприятные условия для процветания данной культуры.

Запутанная картина

За последнее десятилетие бурные процессы социальных перемен стали причиной крупных проблем в области общения и понимания между различными поколениями. Одни говорят, что старшее поколение продолжает снабжать нас ответами на вопросы, которые молодое поколение давно перестало задавать. Другие предпочитают сформулировать это по иному: молодое поколение самостоятельно стремится найти ответы на вопросы, на которые старшее поколение не смогло ответить. Посреди такой несколько запутанной картины многие молодежные лидеры и пасторы прилагают усилия для разработки программ, которые могли бы быть привлекательными для молодежи. На этом пути они достигают успех разной степени и обнаруживают, что порой чрезвычайно сложно оценить обоснованность и уместность таких программ. Признавая ключевую роль музыки в жизни молодых людей, они сознательно большое внимание уделяют музыке на любом собрании, богослужении, библейской конференции или неформальной встрече.

В то время, как многие таким образом пытаются учитывать спрос и интересы конкретной возрастной группы, есть и другая категория людей, чаще всего более старшего возраста, представители которой просто не осознают наличие подобной потребности в данной области. Тот факт, что уже более двадцати лет они испытывают на себе влияние театра, эстрады и телевидения постепенно притупило их восприимчивость к подобным вопросам. Неослабевающее давление со стороны их детей привело к появлению своеобразной стратегии уступки контроля перед лицом поведения. Молодежь пугает родителей бунтарским отношением и покой воистину оказывается куплен дорогой ценой.

Еще одна группа людей в церкви склонна рьяно защищать современные тенденции популярной музыки, считая, что в них много положительного. Они полагают, что нравственная сторона вопроса не стоит на повестке дня столь остро. Те же, кто выступает против подобной музыки рассматриваются как отсталые, непрогрессивные люди, мешающие формированию конфессионального принципа “целесообразности.” При этом, они указывает на стихи к песням, демонстрирующим социологическую и даже религиозную ориентацию, в качестве оправдания своего принятия такой музыки.

Как же возможно, посреди такого разнообразия взглядов, выработать разумный подход в отношении этого ключевого вопроса? Является ли это лишь вопросом личного мнения и вкуса? Если так, то многие облегченно вздохнут, переключив свое внимание на менее противоречивые проблемы, а свои радиоприемники (в отсутствие какого-либо чувства вины) на любимую волну, транслирующую знакомые звуки рока. Если моральная сторона вопроса на самом деле не столь существенна при выборе музыки, мы будем вынуждены признать, что определяющим критерием становится личный вкус и предпочтения. Те, кто являются сторонниками образовательного подхода естественно надеяться также на повышение музыкальной грамотности человека и расширение эго кругозора в этой области. Тогда, внутри каждого направления и стиля музыки он станет искать прежде всего приемлемое для себя качество, будь то качественный рок, качественный джаз, качественный ритм-энд-блюз, качественная фолк музыка или может быть даже качественная классическая музыка.

Как только доминирующая роль поп музыки в жизни молодежи будет признана окончательно, христианам нельзя будет просто отмахнуться от этого факта. Необходимо накопить необходимое количество знаний в данной области имея дело с реальными фактами и тенденциями. В любой области, где личное мнение имеет столь же сильное влияние, как в области музыки, истину обнаружить чрезвычайно трудно. Предвзятость здесь настолько очевидна, что объективность становится практически невозможной.

Человек, искренне желающий отыскать истину должен прежде всего обратится к Слову Божьему, чтобы рассмотреть основополагающие принципы, применимые в данном случае. Один из первых текстов, приходящих на ум это, без сомнения, Послание к Филипийцам 4:8: “Что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.” Слово чисто не подразумевает никакой двусмысленности, никакого компромисса в отношении содержательной стороны тех вещей, с которыми имеет дело человек. “Посему [возлюбленные], препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках.” Заметьте, что христиане должны отвратится от прежних похотей. Это призыв к высоким моральным стандартам перекликается со столь знакомым отрывком из книги Елены Уайт Воспитание: “Выше, чем самые высокие человеческие мысли может достигнуть находится Божий идеал для Его народа. Благочестие, Богоподобие - вот цель к достижению которой нужно стремится.” Тот, кто усердно изучает Писания и Дух Пророчества, без сомнения, способен вспомнить множество подобных текстов, определяющих критерии для христианина в принятии повседневных решений.

В стремлении лучше понять волю Божью не следует пренебрегать никакими путями. на первом месте конечно должно идти Писание, а сразу вслед за ним труды Духа Пророчества. Основные концепции, касающиеся праведной жизни четко представлены в этих источниках. Мнения и суждения, сформированные без предварительного консультирования с ними являются преждевременными и зависят от вариаций персональных предпочтений. Даже тогда, когда вы обращаетесь за советом к этим вдохновленным источникам истина может остаться сокрытой от ищущего, если он не готов пойти за ней туда, куда он поведет его. Глубокая молитва, в которой человек полностью посвящает себя Богу является абсолютной необходимостью при поиске истины. “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому, что об этом надобно судить духовно” (1 Кор. 2:14). Только под водительством Духа истина может быть открыта.

Множество ссылок

Имея это ввиду, давайте попробуем рассмотреть некоторые из множества ссылок на данную тему, содержащихся в трудах Духа Пророчества. Какой прекрасный источник руководства! Как печально, что многие сегодня считают все эти книги не более, чем сборником запретов, и пренебрегают пророческой информацией, содержащейся в них. Тому, кто стремится познать Божественную интерпретацию предназначения музыки лучше всего обратится к следующим утверждениям. “Преподавание музыки имело своей целью служение святому идеалу, устремление мыслей человека ко всему чистому, благородному и пробуждение в душе его посвященности и признательности Богу.” – Патриархи и пророки, с. 594. “Библейская песенная история полна советов о пользе и благотворном влиянии музыки и песни. Музыкальные мелодии часто извращаются и используются для греховных развлечений. Таким образом музыка становится одним из самых соблазнительных искушений. Но благородная, возвышенная музыка является драгоценным даром Божьим, она возвышает мысли, обращая их к высокому и благородному, которое просветляет и обновляет душу.” – Воспитание, с. 167.

Из вышеприведенной цитаты видно, что возможно и злоупотребление святым даром музыки и использование его в целях, противоположных Божьим целям. Любое средство, обладающее аналогичным по силе и мощи потенциалом, конечно, не может остаться незамеченным и невостребованным тем, кто жаждет вмешаться в небесные планы. “Сатана ничего не имеет против музыки, если посредством нее он может овладеть разумом молодых сердец... Он применяет различные средства, чтобы держать юношество в приятном для них безразличии, в то время как они парализованы его силой.” - Свидетельства, том 1, с. 506. В другом месте того же труда мы читаем: “Я сильно обеспокоена легкомыслием молодежи, молодых женщин и мужчин, которые говорят, что пребывают в истине. Создается такое впечатление, что они совершенно не думают о Боге. Кажется, что их мысли заняты только пустотой. Их разговоры пусты и бессодержательны. Им очень нравится музыка и сатана хорошо понимает, как нужно использовать эту их склонность для того, чтобы вытеснить Христа из их разума. Он так стремится управлять их чувствами, чтобы вытеснить из их сердца стремление души к божественному познанию и возрастанию.” Свидетельства, том 1, с. 496,497.

Представляется очевидным тот факт, что Дьявол может использовать музыку для того, чтобы достичь результатов, совершенно противоположных изначальным, предопределенным Богом. Вместо того, чтобы вызывать у человека “возвышенные мысли и благодарность Богу” музыка может полностью парализовать слушающего и создать условия, когда будет явственно ощущаться “недостаток духовных порывов и стремлений человеческой души, жаждущей божественного знания и возрастания в благодати и вере.” Учитывая этот зловещий факт, стоит ли удивляться, что общение с поклонниками таких музыкальных увлечений может порою быть чрезвычайно затруднительным.

Все эти наблюдения и высказывания принадлежат очень проницательному человеку, перед глазами которой проходили нравы и увлечения молодых людей ее времени и которую глубоко волновали и заботили духовные вопросы. Эти выводы не являются результатом запроса от преподавателей какого-либо музыкального колледжа, но рождены прежде всего любовью и заботой о молодежи и горячего желания видеть всех их в вечности. В свете всех этих рекомендаций можно ли хоть на секунду предположить, что в данном вопросе (выбор музыки) отсутствует моральная сторона?

Знание всегда означает ответственность. Зная о намерениях Дьявола в области музыки, каждый христианин должен при рассмотрении современной музыки руководствоваться прежде всего водительством Духа Святого, дабы избежать обмана и заблуждения, которые могли бы ослабить его желания следовать за Христом и повлиять на стремление к вещам духовным. Следует, сознавая всю полноту ответственности, занять четкую позицию по данному вопросу, помня о том, что Бог никогда ни оставляет своих детей в неведении и без Своего руководства. Особенно, христианам важно уметь распознать те способы и средства, которые Дьявол использует сегодня, привлекая шаткие души через различные формы современной музыки. Он прибегает к таким методам, чтобы “держать множество людей в состоянии возбуждения и экстаза, парализовав их волю.”