Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
СИЛА МУЗЫКИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ PDF Печать Email

Ллойд Лено,

Директор музыкального факультета,

Антилиан колледж, Пуерто Рико

На фоне распространения рок-н-ролла и студенческих беспорядков по всей стране в конце 60-х годов, адвентистская церковь также испытала ряд потрясений и болезненных перемен, касавшихся отношения к богослужению в целом и к религиозной музыке, в частности. В числе тех, кто отстаивал необходимость использования образцов популярной музыки были и искренние последователи Христа, находившиеся в поиске новых путей благовествования. Но были среди сторонников привнесения популярных музыкальных стилей в церковную жизнь и такие, кто в большей степени были очарованы преобладающей в последнее время философией перемен ради перемен. Такая философия подразумевает, что если предшествующие методы и средства оказались не до конца эффективными в решении глобальных проблем и евангелизации людей по всему миру, они должны уступить место новым, пусть даже радикальным методам. Тезис “цель оправдывает средства” по существу превратился для многих в жизненное кредо.

Большинство музыкальных работников и руководителей церкви оказались в затруднительном положении и стали искать ответы на насущные вопросы. В тоже время некоторые церковные руководители не были удивлены таким развитием событий, поскольку понимали, что в отсуствие сильного, волевого руководства и/или единой философии в области музыки, церковь оставалась уязвимой в данном вопросе. Летом 1972 года, Генеральная конференция инициировала создание специальной экспертной комиссии по изучению назревших проблем в области музыки. Был выпущен ряд документов и целая группа специалистов, преисполненных энтузиазма, не покладая рук трудилась над разработкой руководящих принципов.

Ощущая необходимость в научных материалах, которые могли бы успешно дополнить информацию, содержащуюся в Священном Писании и трудах Елены Уайт, я предложил председателю комиссии подготовить отчет о психологическом аспекте музыки для изучения членами комиссии. Я получил разрешение на выполнение этого задания и результатом стал отчет, опубликованный в журнале Ревью энд Херальд.

После написания этой работы, я продолжал заниматься исследования в этой области в надежде представить общую картину более целостно и объемно. Собранная таким образом информация и последующие выводы станут предметом новых статей, которые последуют за данной серией.

За последнее время среди адвентистов седьмого дня растет озабоченность по поводу музыки, проблем, связанных с ней и особенно ее этической стороны. У нас всегда были определенные представления относительно того, что некоторые формы развлечений и увеселительных занятий не могут быть приемлимыми и безопасными для христиан. Ясно было, что и музыка, ассоциирующаяся с такими развлечениями также не подходит для христиан. Несмотря на это, однако, до 60-х годов обсуждение данной темы почти не велось.

Сегодня картина изменилась. Повсюду мы видим появление интереса, обеспокоенности, а также поляризацию во мнениях представителей различных групп внутри церкви. Некоторые считают, что музыка аморальна, что ее значение и влияние могут варьироваться в зависимости от желаний конкретного человека. Другие придерживаются несколько иного мнения относительно потенциального влияния музыки. Лишь немногие при этом занимались глубоким изучением вопроса. Удивительно, что находятся и такие, кто вообще не видят темы для обширной дискуссии.

Вместо того, чтобы полагаться на мнение большинства, варианты персональных предпочтений или даже на мнение специалистов в области музыки, представляется логичным разработать философскую концепцию музыки, основываясь на том, какое влияние она оказывает на человека. Я считаю, что подобная задача может быть осуществлена с помощью трех источников. Во первых, это Библия, дающая нам основные принципы христианской жизни. Во-вторых, писания Елены Уайт, в которых библейские положения получили дальнейшее рассмотрение. И в-третьих еще одна книга Бога, природа и наука, которая способна помочь нам в постижении природы человеческих реакций на различные внешние стимулы.

Выступая на заседании Американской психиатрической ассоциации, известный американский композитор, Ховард Хансон, сказал следующее: “Музыка это на редкость тонкий вид искусства, содержащий в себе бесчисленные эмоциональные подтексты. Она состоит из множества компонентов и в зависимости от пропорциональной представленности этих компонентов, она может быть успокаивающей или оживляющей, облагораживающей или опошляющей, философской или примитивной. В ней заложены силы, которые могут использованы ради добра, но также и ради зла. Если мы собираемся использовать ее в качестве социальной или терапевтической силы, главным предварительным условием является необходимость хоть что-то узнать про нее.”1

Совершенно очевидно, что мы, адвентисты седьмого дня, достаточно большое внимание уделяем использованию музыки. Но наши вкусы и как следствие наша повседневная практика подвержены влиянию радио, телевидения и звукозаписывающей индустрии. Можем ли мы позволить себе беззаботно относится к силе и потенциальному влиянию музыки. Если вопрос о внутренних последствиях представляется значимым мы должны “тщательно охранять подступы к своей душе.”2 Для того, чтобы быть в состоянии сделать это мы должны быть хорошо информированы. Оставаться в неведении означает отдать свою способность выбора и принятия решений во власть других, ибо никто сегодня не может жить в музыкальном вакууме. Прежде всего, давайте проанализируем некоторые результаты научных исследований, проводившихся в области взаимообусловленности музыки и психологических и физиологических реакций человека. Затем мы рассмотрим как эти данные согласуются с писаниями Елены Уайт. После этого, мы изучим ряд аспектов, связанных с нравственной и духовной импликацией. В этой первой части нам предстоит исследовать то, как звук, в особенности звук музыкальный, влияет на организм человека. В том числе для этой цели мы обратимся к информации, полученной психологами, физиологами и другими учеными, проводившими исследования в данной области. Некоторые из этих научных открытий имеют непосредственный выход на духовную и нравственную сферу. Но до поры до времени, мы отложим обсуждение духовной коннотации музыки.

Восприятие музыки

Основным обстоятельством, вызвавшим интерес к изучению воздействия музыки на человека, стал вопрос о так называемой музыкальной терапии. Деятельность в этой области активизировалась когда во время Второй Мировой Войны было установлено, что многие солдаты, с шоковым синдромом, развившемся вследствие воздействия звуковой волны при взрыве снаряда, нуждались в специализированной психиатрической помощи. В 1944 году, по заданию Министерства здравоохранения, был основан Фонд изучения музыки при Больнице Уолтера Рида в городе Вашингтон, целью которого было исследование и разработка новых методов контроля за эмоциональной сферой и поведением человека.

Пожалуй, самым значительным событием в изучении феномена музыки было открытие, что музыка воспринимается той частью мозга человека, которая ответственна за эмоции и чувства и не проходит через мозговые центры, контролирующие рассудочное мышление. Это открытие, подтвержденное рядом ученых, дало большой стимул развитию области музыкальной терапии, что следует из нижеприведенного высказывания: “Музыка, не зависящая от мозга в проникновении в организм, тем не менее способна вызывать состояние возбуждения посредством таламуса - релейной станции всех эмоций и чувств. Как только раздражитель достигает таламуса мозг, осуществляющий функции контроля и руководства, автоматически становится объектом вторжения, и если действие раздражителя продолжается в течение некоторого периода времени, между мозгом и реальностью окружающего мира может устанавливаться более тесный контакт.”3

Таким образом, музыка стала рассматриваться как инструмент, с помощью которого может быть установлено общение с некоторыми видами психически больных пациентов, неспособных инициировать ответ на вербальное общение, так как это требует использование коры головного мозга.

Музыка, настроение и химические процессы в организме

Даже не вдаваясь в детали, большинство людей согласятся, что музыка оказывает определенное влияние на их настроение. Эта идея не только признается всеми, но имеет также и научное подтверждение. Одно из самых первых исследований было проведено в 1920-1923 гг. в Институте технологий Карнеги. Исследование, проводившееся в национальном масштабе, продемонстрировало, что музыка оказывает похожие влияние на настроение людей, принадлежащих к различным социальным группам, имеющим разное образование, подготовку, и т. д.4 Позднее, психиатор Эдвард Подольски утверждал: “Изучение слуховых нервов показывает, что в организме практически не существует функций, которые не находились бы под воздействием пульсирующего ритма и гармонических комбинаций музыкальных тонов.”5

Далее он сообщает, что настроение напрямую зависит от физиологии, в частности от деятельности мозга и химических процессов, происходящих в кровеносной и других системах оргнаизма.6

Более поздние исследования подтвердили выводы, сделанные ранее. Так немецкие ученые, Фон и Харер, проводили эксперименты по определению степени влияния музыки на организм человека. В своих исследованиях они зафиксировали значительные изменения таких физиологических параметров, как пульс и частота дыхания, а также психогальванический рефлекс кожи у человека при прослушивании музыки. В процессе эксперимента внимание слушателя преднамеренно отвлекалось от музыки так, что он даже до конца не осознавал, что он слушает. Было отмечено, что даже в отсутствие сфокусированного восприятия, сильная эмоциональная реакция на музыку имела место и была зарегистрирована специальными приборами. После того, как субъекта исследования попросили более внимательно вслушаться в исполняемую музыку, было замечено психогальванический рефлекс кожи несколько снизился, зато значительно активизировалась деятельность мозга. В результате оценки данных, собранных этими учеными во время эксперимента, было сделано заключение, что из всех чувств слуховой анализатор имеет наибольшее влияние на автономную нервную систему.7

Те, кто имеет некоторые знания в области физиологии, представляют себе, что данная система регулирует функции не только висцеральных органов таких, как сердце, органы дыхания, но также и эндокринных желез. Частью мозга, отвечающей за контроль этих функций, является гипоталамус, и поскольку нас интересует такой феномен, как изменение настроения и эмоций, мы должны рассмотреть функционирование именно этой части мозга. Физиолог Мартина Гриффитс утверждает, что среди других функций “гипоталамус осуществляет контроль за уровнем секреции гормонов щитовидной железы, коры надпочечников и половых желез. Он таким образом может оказывать влияние на скорость процессов метаболизма... а также секрецию половых гормонов.”

Далее, она отмечает, что гипоталамус имеет непосредственное отношение к “возбуждению автономной ответной реакции с выражением страха, ярости и других эмоций.”8

По всей видимости, это подтверждает выводы, сделанные ранее учеными-физиологами из Гарварда, из которых следует, что “музыка способствует высвобождению адреналина и, возможно, других гормонов.”9 Еще одно открытие, сделанное некоторое время тому назад, касается того, что музыка влияет на электрическую проводимость организма.10 Медицинская наука обнаружила, что существует прямая взаимосвязь между электрическим потенциалом, электролитным балансом и сменой настроения человека.11, 12

Многие, тем не менее, готовы возразить, что реакция на музыку является слишком индивидуальной, чтобы можно было ее предсказать, и что настроение, стимулируемое музыкой, в большей степени является делом личностных ассоциаций, которые связывает с ней каждый человек. Безусловно, существуют некоторые индивидуальные различия в восприятии и другие вариабильные факторы, но факт остается фактом - существует прямая взаимосвязь между музыкой и реакцией на нее человека, выражаемой в формировании определенного настроения. Этим уже давно пользуются в своих коммерческих целях многие звукозаписывающие и другие компании в области шоу бизнеса, а также кинематографические компании, достигшие особого успеха в выборе музыке, создающей или изменяющей настроение. Более того, мы все хорошо знаем, что наше настроение очень часто в свою очередь стимулирует желание слышать музыку, совместимую с этим настроением.

Ритм является такой важной частью существования человека, что можно со всеми основаниями назвать его ритмическим существом. Внутренний ритм у человека присущ сердцебиению, дыханию и речи. Внутренние органы также функционируют в рамках ритмических циклов. Даже деятельность мозга охарактеризуется определенной ритмичностью. Как было открыто немецким ученым Хансом Бергером, мозговые волны имеют постоянство частоты и подвержены влиянию со стороны текущего физического и психического состояния человека.13 Исходя из этого, нетрудно понять, почему человеческий организм (а также организм некоторых животных) реагирует на звуковое воздействие ритмичной музыки.

Экспериментальный опыт, проводившийся выдающимся специалистом в области физиологии Маккендриком из Глазго, помогает оценить степень восприимчивости организма к ритму. Провода, присоединенные с одного конца к музыкальному проигрывателю, были другим концом опущены в раствор соли, в который глухонемых людей попросили опустить палец. За исключением одной девочки, потерявшей слух в возрасте 11 лет, все субъекты эксперимента сообщили о том, что слышали “снижение и нарастание ритма.” Инстинктивно, они начинали кивать головой, подражая ритму, который ощущался ими через палец. Один из субъектов сообщила, что ощущение воспринятое ею с помощью пальца, напомнило ей о музыке, которую она слышала в детстве до того, как потеряла слух.14

Наиболее естественной реакцией человека на музыку является физическое движение. Как следствие этого факта, ритмичная музыка стала применятся в терапевтических целях в военных госпиталях, для того, чтобы помочь раненым солдатам разработать поврежденные конечности, находящиеся в гипсовой повязке.15 Музыка также была использована для возрождения и восстановления людей, находящихся в состоянии истощения и повышенного утомления: “Было открыто, что... музыка, обладающая интенсивным ритмом может подталкивать моторно-сенсорную реакцию... Таким образом, когда солдаты уставали после продолжительных переходов и марш-бросков, бойкая и ритмичная песня или боевой марш вызывали высвобождение новой энергии, что позволяло им продолжать свой путь обновленными.”16

В некоторых древних, также как и современных цивилизациях музыка задействовалась для синхронизации движений людей во время выполнения ими определенных видов работы. В сущности, многие народные фольклорные песни произошли именно таким способом. Кроме того, музыка в таких случаях помогала отвлечься от монотонности и рутинности рабочего процесса. Эксперименты, проводившиеся на различных предприятиях и в деловых конторах, показали, что если музыкальный ритм не адаптирован и не синхронизирован под специфику рабочего процесса, музыка не оказывает никакого влияние на повышение точности или интенсивности работы. А если ритм по частоте противоположен скорости рботы, например, стенографии, наблюдается снижение точности.17

Воздействие ритма и темпа

В России, Институт медицинских и биологических проблем Министерства здравоохранения СССР, опубликовал данные о работах, проводившихся научными сотрудниками этого института по изучению различных видов воздействия музыки на человека. В частности, было обнаружено, что ритм и темп музыки имели вполне определенное влияние на организм: “Специально отобранная музыка способна увеличивать работоспособность мышц. В тоже время, темп движения работающего человека изменяется с изменением темпа музыки. Происходит так, как будто музыка определяет и задает ритм движения человека. Серия других экспериментов с участием студентов различных учебных заведений продемонстрировала, что под влиянием изменяется не только работоспособность, но также частота пульса и кровяное давление.”18

К сожалению, ритм далеко не всегда применялся людьми в конструктивных целях. Музыка и танцы часто использовались в различных культурах как средство возбуждения психики людей, что позволяло направить их действия в определенное желаемое русло, будь-то безудержные оргии Дионисия или военные и религиозные танцы индейских племен в Америке. Таер Гастон, известный специалист в области терапевтического использования музыки, утверждает, что все эти повторяющиеся движения и монотонные танцы нередко завершались каталептическими судорогами.19

В книге Музыка и Медицина, Чарльз Хьюз отмечает, что даже в более развитых сообществах ритм играет доминирующую роль, полностью поглощая внимание человека, участвует ли он в танце, создает ли он этот танец или просто является слушателем: “Такие ситуации случаются, когда ритмичные движения тела воображаются или имеют место в действительности. Когда речь идет непосредственно о танцоре, мы уже показали, что полная погруженность в танец может доводить человека до состояния самогипноза. Такая фраза, как ‘Опьянение танца,’ столь часто используемая в той или иной форме, может зачастую оказаться больше, чем просто общепринятое выражение.”20

Ритм оказывает стимулирующее действие

Не вызывает никаких сомнений, что ритм оказывает стимулирующее действие на физическом уровне и с этой точки зрения является наиболее значимым компонентом музыки. Если ритм оказывает столь энергетически заряжающий эффект на мышечную систему человека, совершенно естественным является тот факт, что и эмоции (а также и разум) испытывают на себе определенное воздействие. Чарлз Хьюз в своей работе касается взаимозависимости, существующей между настроением, эмоциями человека и ритмическим фактором. Он утверждает:

“Музыка, когда она действительно трогает слушающего, производит два важных эффекта: она настолько концентрирует внимание слушающего, что на какое-то время он забывает о самом себе; она также создает в нем эмоциональный ответ, соответствующий настроению музыки. Эта ответная реакция сопровождается такими же физиологическими изменениями, которые сопутствуют эмоциональным состояниям, имеющим место в реальной жизненной ситуации. Такая реакция есть реакция на полновесное и сложное воздействие музыки. В тоже время, изучение характера музыкальных произведений, задействованных при экспериментах по определению эмоционального воздействия музыки, показывает, что ритм является первичным фактором в идентификации имеющего место воздействия. Это подразумевает не только присутствие или отсутствие озвученной ритмической модели, но также и общая частота движений - быстрая, умеренная или медленная.”21

Три других исследователя, Гандах, Хенлайн и Генвер, работая независимо друг от друга, пришли к выводу, что темп и ритм однозначно являлись наиболее существенными элементами в создании ответной реакции на эмоциональном уровне. “Удлиненные ноты или неровные ритмы” имели особенно значимое воздействие. Кроме того, “различия в выразительности при сравнении определенных мелодий обычно относятся на счет ритма, темпа, и т. п., а не высоты или последовательности тонов.”22

Участие в тех видах деятельности или досуга, в контексте которых ритм и телодвижение являются основными факторами, изменяет окружающую атмосферу и наше отношение друг к другу. На первый план выступает общее чувство принадлежности и единства. Таер Гарстон говорит: “Ритмическая деятельность облегчает совместную работу, поскольку отпадает необходимость в произнесении слов, а ритм становится общим связующим звеном. Он создает некое ощущение свободы и раскрепощенности. Во время танца, мужчина и женщина, впервые встретившиеся лишь до его начала, обнимают друг друга на всем протяжении звучания музыки с той степенью интимности, которая была бы недопустимой в любом другом случае.”23

Возможно, самым подходящим суммированием вышесказанного была бы цитата из книги Музыка в условиях больницы: “Многое из того, что мы называем ‘непреодолимым’ в музыке является таковым, поскольку наш организм реагирует на нее на моторно-сенсорном уровне функционирования.”24

Музыка и сенсорное восприятие

Для многих, возможно, будет удивительно узнать, что музыка оказывает влияние и на другие чувственные анализаторы. Исследования показывает, что данное утверждение абсолютно справедливо. Ощущения из области обоняния, осязания и вкуса подвержены воздействию звука. Во время прослушивания музыки мы становимся более восприимчивы к вкусу, запаху и прикосновению. Но, пожалуй, еще более значительный эффект наблюдается когда мы рассматриваем изменения происходящие в зрительном анализаторе, включая восприятие цвета. Было обнаружено, что цветовое пятно, которое на определенном расстоянии является едва различимым, могло быть идентифицировано, а едва заметный шрифт прочитан при наличии музыкального тона.25

Итак, это все лишь краткий обзор научных исследований, описывающих влияние музыки на организм человека. Но даже эти ограниченные сведения позволяют сделать определенные выводы. (1) Восприятие музыка совсем не обязательно происходит при участии и активной интерпретации мозговых центров, отвечающих за рассудочное мышление. (2) Ответная реакция на музыку может быть зарегистрирована даже если слушающий не уделяет ей осознанного внимания. (3) Имеются данные, подтверждающие, что музыка способна вызывать изменения в настроении человека, а также влиять на химические процессы и изменение электролитного баланса в организме. (4) За счет снижения уровня сенсорного восприятия, музыка повышает остроту восприятия цвета, запаха и прикосновения. (5) Учеными было показано, что музыка отражается на изменениях мышечной энергии и может способствовать или препятствовать телодвижениям. (6) Ритмичная музыка с высокой частотой повторения имеет гипнотический эффект. (7) Слух имеет большее влияние на автономную нервную систему, чем любой из других вида чувств.

1. Howard Hanson, “A Musician,s Point of View Toward Emotional Expression,” American Journal of Psychiatry, vol. 99, p. 317.

2. Acts of the Apostles, 518.

3. Ira A. Altshuler, “A Psychiatrist,s Experiences With Music as a Therapeutic Agent,” Music and Medicine (New York: Henry Shuman, Inc., 1948), 270, 271.

4. Max Shoen, Psychology of Music (New York, Ronald, 1940), 89.

5. Edward Podolsky, Music for Your Health (New York: Bernard Ackerman, Inc., 1945), 26, 27.)

6. Ibid., 131.

7. G. Harrer and H. Harrer, “Musik, Emotion and Vegetativum,” Wiener Medizinische Wochenscrift, NR. 45/46, 1968.

8. Mary Griffiths, Introduction to Human Physiology (New York: Macsimilian publishing Co., Inc., 1974), 474, 475.

9. Altshuler, “A Psychiatrist,s Experiences,” 270.

10. Doris Soibelman, Therapeutic an d Industrial Use of Music (New York: Columbia University Press, 1948), 4.

11. Arthur Guiton, Functions of the Human Body, 3rd ed. (Philadelphia: W. B. Saunders, 1969), 332-340.

12. Madelyn Normark and An Rohweder, Scientific Foundations of Nursing, 2nd ed. (Philadelphia: J. B. Lippincot Company, 1967), 99-102.

13. Lawerence Walters, “How Music Produces Its Effects on the Brain and Mind,” Music Therapy, ed. Edward Podolsky (New York: Philosophical Library, 1954), 38.

14. Agness Savill, “Physical Effects of Music,” Music and Letters, vol. 39, 1958, 25.

15. Doron K. Antrim, “Music Therapy,” Musical Quartely, October 1944, 414.

16. Willem Van de Wall, “Music Hospitals” (New York: Russel Sage Foundations, 1946), 15.

17. Doris Soibelman, op. cit., 47.

18. Leonid Malnikov, “USSR: Music and Medicine,” Music Journal, XXCII November 1970, 15.

19. E. Thayer Garston, Music in the Therapy (Macsimilian Company, 1968), 329.

20. Charles W. Hughes, “Rithm and Health,” Music and Medicine, cd. by Dorothy Schullian and Max Schoen (New York: Henry Shuman, Inc., 1948), 186, 187.

21. W. Hughes, “Rithm and Health,” 168, 169.

22. Leonard Gilman and Frances Paperte, Music and Your Emotions (New York: Liveright, 1952), 32.

23. E. Thayer Garston, op. cit., 18.

24. Willem Van de Wall, op. cit., 15.

25. Harry Fine, A Psycology of Music: The Influence of Music on Behavior (Cincinnati: College of Music, 1939), 229.