Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
СИЛА МУЗЫКИ. ЧАСТЬ BТОРАЯ PDF Печать Email

Ллойд Лено,

Директор музыкального факультета,

Антилиан колледж, Пуерто Рико

Как было отмечено в нашей предыдущей статье, музыка вторгается в человеческий разум на подсознательном уровне, поскольку вначале она воспринимается таламусом, который регистрирует ее либо как приятное, либо как неприятное ощущение. Кора головного мозга при этом не задействуется, что означает отсутствие влияния рассудка. Давайте обратим внимание на утверждения, принадлежащие Елене Уайт: “Сатана ничего не имеет против музыки, если посредством нее он может овладеть разумом молодых сердец.” (Свидетельства, том 1, с. 506). “Сатана хорошо понимает, как нужно использовать эту их склонность для того, чтобы вытеснить Христа из их разума.” (Там же, с. 497).

Последствия этого каждым христианином должны восприниматься как пугающие, особенно если мы примем к сведению следующие утверждения: “Разумом своим человек склоняется к удовольствиям и потворству собственным желаниям” (Советы родителям и учителям, с. 325); “Сатана использует все средства, чтобы распространились преступление и низкие пороки... Человек учится дружбе со грехом.” (Патриархи и пророки, с. 459); “Когда это подходит его целям, Дьявол может навязать человеку весьма благообразные мнения и настроения” (Советы родителям и учителям, с. 27).

Итак, если музыка может влиять на нас на подсознательном уровне, нам нужно иметь четкое представление, что это может быть за влияние. Научные исследования показывают, что музыка способна вызывать изменения в настроении и мироощущении человека, за счет воздействия на течение химических процессов и стабильность электролитного баланса в организме. Но может ли на наши мысли влиять одна музыка, лишенная слов? Елена Уайт писала: “Никто, из искренне исповедующих Христа, не станет осквернять Его имя, извлекая из музыкального инструмента звуки, которые отвлекают разум от мыслей о Боге и небесах и направляют его на размышления о пустых и суетных мелочах” (Свидетельства, том, с. 510).

Заметьте, что в данном случае она упоминает именно о музыкальном инструменте, игра которого способна “отвлечь разум от мыслей о Боге.” С той же озабоченностью она говорит о музыке, которая “вместо того, чтобы взращивать духовность, превратилась в средство отвлечения разума от истины.” Она тут же идентифицирует тип музыки: “фривольные песенки и... популярные мелодии,” и в следующем предложении вновь говорит об использовании “музыкальных инструментов” во вред (Там же, с. 497). Другие выражения, используемые ею, такие, как “приятное возбуждение” (там же, с. 506), “развращая воображение” (там же, том 4, с. 653) и “перехлестывающий через край энтузиазм” (Советы родителям и учителям, с. 339), иллюстрируют взаимосвязь, существующую между музыкальной атмосферой и настроением людей.

Для сравнения, она описывает специфику атмосферы, характерной для школ древности: “не было места фривольным вальсам” (Основы христианского образования, с. 97). Какая бы ни была эта музыка, она была несовместима с фривольностью.

Наш короткий обзор научных исследований показал, что реакция на музыку может наблюдаться на физическом уровне, когда воздействию подвергается мышечная энергия, может нарушаться или наоборот, стимулироваться движение. Мы также убедились, что ритмичная и повторяющаяся музыка может обладать гипнотическим эффектом. Елена Уайт предупреждает: “Дьявол хорошо знает на какие органы чувств нужно воздействовать, чтобы возбудить и очаровать разум.” К числу других ее высказываний, где музыка соотносится с пагубным влиянием на человека, относятся следующие: “музыка имеет силу: она смягчает грубые и дурные наклонности, развивает мышление, пробуждает сочувствие, воспитывает уравновешенность, отгоняет уныние и плохие предчувствия, парализующие волю и силы.” (Воспитание, с. 168), “легкомысленная песнь, пригодная лишь для танцевального зала.” (Свидетельства, том 1, с. 506), “она [фривольная музыка] готовит людей к неправедным мыслям и поступкам” (Советы родителям и учителям, с. 339).

Музыка и окружающая среда

Если выводы научных исследований в области музыки являются объективными и достоверными и если вдохновленные свыше источники, правильно интерпретируются нами, то мы должны иметь возможность обнаружить на примере различных жизненных ситуаций, что музыка действительно имеет непосредственное влияние на человека и данный феномен имел место на всей протяженности человеческой истории. Кроме того, нам важно определить какая именно музыка была и есть нежелательной для человека, оказывающей него на пагубный эффект.

Очень многое можно узнать, если мы рассмотрим музыку в ее изначальном функциональном предназначении. Некоторые, возможно, станут возражать относительно рассмотрения данной ассоциации, как свидетельства значения и смысла музыки, но существуют причины, определяющие тесную взаимозависимость определенных видов музыки с определенными видами деятельности. Это не может быть простым совпадением. Это имеет отношение к изначальным качествам присущим музыке. Как однажды сказал Финкелштеин: “Человеческая система музыкальных образов, ключ к содержанию, утверждается человеком посредством ее [музыки] использования.”1

В недавнем прошлом страховая компания Блу Кросс инициировала социологическое исследование среди представителей молодежной среды Америки. Считая, что “общественное здравоохранение и его пропаганда начинается с понимания,” данная страховая компания поручила группе социологов, психологов и публицистов, представляющих различные учебные заведения, провести глубинное исследование молодежной среды и культуры, а также философии, норм и нравственных установок, характерных для данной социальной группы.

Анализ положения дел в области музыки, под общим названием “Песни свободной морали” начинается со следующего интригующего заявления: “Популярная музыка стала причиной беспокойства для американцев уже с начала века, когда в восточных и южных городах страны получили свое развитие и стали активно навязываться широкой публике такие стили, как регтайм и джаз. С момента своего зарождения данная музыка была окрашена неким бунтарским духом отвержения, характерным для тех людей, которые ее создавали... и с тех пор... многие люди с беспокойством наблюдают за распространением опасного влияния этой дикой музыки, пронизанной безнравственностью и вульгаризмом.”2

История подтверждает достоверность данного утверждения, за исключением одной маленькой детали - времени происхождения музыки регтайм. По словам одного из историков негритянской музыкальной традиции, Эйлина Сатерна, регтайм с исполнением на пианино появился и начал развиваться еще 1865-1875 гг. Бродячие шоу (театр водевиля) также впервые возникли примерно в это же самое время.3

С помощью синкопированных ритмов, создаваемых на таких инструментах, как банджо, музыка бродячих представлений внесла свой вклад в распространение стиля регтайм. (Термин рег использовался как синоним термина синкопия.)

Как утверждает Сатерн: “Смешение блюза и регтайма со звучанием контрабаса и синкопированной танцевальной музыки положило начало новому музыкальному направлению, получившему название джаз.”4 Описательные имена, используемые для обозначения той или иной функциональной музыки были нередки и поэтому этимология слова джаз вряд ли имеет большое значение. Многие компоненты джаза также, как и сам джаз были настолько тесно связаны с безнравственным миром развлечений, частью которого он и являлся, что не приходится удивляться выбору именно этого слова в качестве броского названия.

Новый толковый словарь Уэбстера содержит следующее определение: “Джаз, креол патои, (диалект) джез, является термином с сексуальной коннотацией, обозначающим танцы Конго (Новый Орлеан): текущее использование популяризировано в Чикаго примерно в 1914 г., но аналогичное использование имело место и ранее в Новом Орлеане.” Историк Борофф в одном из своих исследований цитирует известного негритянского шоумена который подтверждает, что джаз, “слово из четырех букв” было общеупотребляемым словом в публичным домах и подобного рода заведениях Нового Орлеана.5 Позднее оно стало популярным идиоматическим выражением, относящимся к половому сношению и его можно было услышать в различных частях Соединенных Штатах.6

Некоторые пытались приравнять набирающую популярность музыку джаза к народной музыке. Некоторые компоненты фольклорной музыке, такие, как рабочие песни, спиричуэлз были взяты на вооружение джазовыми музыкантами. Феномен джаз несравним ни с каким другим явлением в области музыке по всему миру. Это характерная музыка не основывается ни на одной известной литературной или фольклорной традиции. Успешные туры многих джазовых групп в различные части мира являются убедительным подтверждением его привлекательности и повсеместной популярности.

Продолжая являться неотъемлемой частью мира развлечений представителей более низких социальных классов, джаз вскоре приобрел широкую популярность среди почти всех слоев общества. На протяжении последующих лет он подвергся некоторым изменениям, наряду с тем, как менялся социальный климат и постепенно превратился в доходную индустрию. Хотя появлялись и новые стили и направления, более старые также продолжали находится в обиходе. Сегодня джаз существует в различных формах и, кроме того, он образует сочетание с рок музыкой, которое известно под название джаз-рок, а его первоначальные формы постоянно обновляются и модифицируются.

Это уже не напоминает случайность, что в течение этих лет (1865-1869) Елена Уайт получала различного род видения и наставления свыше для церкви христиан адвентистов седьмого дня относительно музыки, используемой в театрах и танцевальных залах или дэнсингах. Она не только упоминает о музыке данного типа (см. Свидетельства, том 1, с. 506; том 4, с. 652; Патриархи и пророки, с. 707, 708), но и предостерегает о растущем влиянии, которое набирала музыка на собрания людей, исповедующих Христа, ассоциирующаяся с соответствующим отношением и поведением.

Вот как она описывает одну сцену: “Один из них сидел за музыкальным инструментом и были слышны такие песни, которые заставляли ангелов небесных рыдать. Вокруг стояло безудержное веселье, доносились раскаты грубого хохота, все присутствующие были полны энтузиазма и особого рода вдохновения - но это была радость, творцом, которой мог быть только Дьявол. Это был тот вид возбуждения и экзальтации, за которые было бы стыдно каждому, исповедующему имя Господа. Он готовит людей, участвующих в подобном веселье к мыслям и поступкам лишенным святости” (Советы родителям и учителям, с. 339).

Дополнительное представление относительно специфики рекомендаций, данных Еленой Уайт по данному предмету, может быть получено благодаря исследованию типичных примеров и проявлений современного ей мира развлечений. Мы знаем, что многие из наставлений, содержащихся в Свидетелствах (1 том) и Советы родителям и учителям были посвящены церковной молодежи, а также персоналу санатория в Бэтл Крик. Некоторая ценная информация может быть получена при изучении местных газет той поры.

Виды общественных увеселительных программ 1880-1896

Как можно ожидать, две еженедельные газеты в Бэтл Крик, Дэйли Джорнал и Найтли Мун содержали на своих страницах рекламные объявления, а также комментарии по поводу различных развлекательных мероприятий. Среди них были репетиции, концерты в исполнении различных ансамблей и хоров, а также многочисленные театральные постановки. В репертуаре одного из мест, известном, как Дом оперы Хамблен, можно было найти все, что угодно, начиная от лекций и кончая большими операми. Очевидно, самой большой популярностью пользовались так называемые постановки или шоу, которые включали сочетание музыки, драмы и танца. Среди исполнителей фигурировали “большие имена” - труппы из Нью-Йорка и Филадельфии.

Эти рекламные объявления были достаточно броскими и откровенными, например: Двенадцать искушений: Самое замечательное, волшебное и удивительное шоу, сотворенное когда-либо для гастрольных путешествий;7 Девушка из кабачка: Радостное смешение чувственности, комедии и пафоса, переплетающегося с запоминающимися песенками, танцами и современными эффектами;8 Аукцион Дьявола.9 (Все это сопровождалось рисунком, изображавшем едва одетых танцующих девушек).

Еще одним видом танцевально-песенного шоу было Бродячее шоу. судя по количеству и частоте появления различных трупп в рамках данного шоу, можно заключить, что в то время оно пользовалось немалой популярностью. Характерным примером являлась, например: Бродячая труппа цветных эстрадных артистов: Искусные танцоры Миссисипи, настоящие имитаторы звуков, никаких избитых песенок, никаких заезженных шуток, все только новое,10 или Юг перед войной: 60 певцов в стиле соул, загорелые южные силуэты, мужские и женские чернокожие артисты, показательные выступления по извлечению редких звуков.11

Важно отметить, что бродячие шоу внесли существенный вклад в развитие популярной музыки. Во-первых, синкопированные фигуры, исполняемые на инструментах, подобных банджо позднее были перенесены в стиль регтайм, а затем стали популярным элементом джаза. Пианисты, исполнявшие регтайм в течение многих лет работали в качестве шоуменов, обеспечивающих звуковое сопровождение в публичных домах и салонах Нового Орлеана и других южных городов. Во-вторых, бродячие шоу часто являлись примером танцевально-песенного жанра. Легкие песенки, исполняемые со сцены, нередко сопровождались соблазнительными телодвижениями и похотливыми жестами.

Принимая во внимание этот общий увеселительной фон, которым была отмечена жизнь в Бэтл Крике, давайте рассмотрим еще несколько высказываний Елены Уайт, взятых из книги Советы родителям и учителям, сс. 325-341: “Желание, направленное на возбуждение и приятные развлечения есть ни что иное, как искушение и ловушка для народа Божьего... Он [Дьявол] старается постоянно поддерживать в людях состояние возбуждения. Повсюду мы видим различные шоу... нет числа увеселительным заведениям, которые призваны привить человеку к радостям мирским... Разум человека помышляет об удовольствиях и потворствует плотским желаниям. Задачей Дьявола является наполнить разум человеческий мыслями и желаниями мирских развлечений... (325) В числе самых опасных видов развлечений является театр... рассадник безнравственности... (334) Между собраниями последователей Христа и увеселительными вечеринками существует разительный контраст... (336) Имели место неформальные собрания и вечеринки, которые носили совершенно очевидный увеселительный характер и были настоящим позором для наших заведений и церкви. Они поощряли гордость, тщеславие, самовлюбленность, довольство собственной внешностью, пустые шутки и беспричинное веселье. Дьявол развлекаем на них, как почетный гость и он не мешкает взять в свои объятия тех, кто покровительствует этим собраниям.” сс. 339-341.

Мы имеем еще одну возможность убедится, что наставления свыше вновь были даны церкви в тот момент, когда они были ей особенно необходимы и были, несомненно, пророческим с точки зрения обличения проблемы.

Насколько уместными в контексте сегодняшней жизни являются эти наставления и насколько они согласуются с мнением современных социологов и психологов, а также специалистов шоубизнеса мы сможем проследить в следующей статье.