Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 18 апреля 2024
МОЛИТВА PDF Печать Email

 

"Просите, и дано будет вам"... Матф. 7:7.

Просьба дать

Основано на Еванг. Луки 11:1-13.
Христос постоянно получал от Отца то, что Он мог сообщать нам. "Слово же, которое вы слышите", сказал Он, "не есть Мое, но пославшего Меня Отца" (Иоан. 14:24). "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить" (Мат. 20:28). Не для Себя, но для других Он жил и думал и молился. После часов, проведенных с Богом, Он выходил каждое утро, чтобы принести небесный свет людям. Ежедневно Он получал свежее крещение Святым Духом. В ранние часы нового дня Господь пробуждал Его от сна, и Его душа и уста бывали помазаны благодатью, которую Он мог уделять другим. Его слова были даны Ему свежими из небесных покоев, слова, которые Он мог говорить вовремя утомленным и угнетенным. "Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтоб Я мог словом подкреплять изнемогающего: каждое утро Он пробуждает ухо Мое, чтоб Я слушал подобно учащимся" (Ис.50:4). Молитвы Христа и Его привычка общения с Богом производили большое впечатление на учеников Его. Однажды, после короткого отсутствия Господа, они нашли Его погруженным в молитву. Казалось, не сознавая их присутствия, Он продолжал молиться громко. Сердца учеников были глубоко тронуты. Когда Он перестал молиться, они воскликнули: "Господи! научи нас молиться".
В ответ Христос повторил молитву Господню, как Он дал ее в проповеди на горе. Потом притчею Он иллюстрировал урок, который желал преподать им.
"Положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: "друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему"; а тот изнутри скажет ему в ответ: "не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе". Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит".
Здесь Христос представляет просителя, как бы просящего для того, чтобы дать снова. Он должен получить хлеб, в противном случае он не сможет удовлетворить нужды усталого, запоздалого путника. Хотя сосед не хочет быть потревоженным, он не прекращает своих просьб; его другу нужно помочь, и, наконец, его настойчивость вознаграждается; его желания удовлетворяются.
Подобным образом ученики должны были искать благословений от Бога. В случае, когда Он накормил множество народа, и в проповеди о хлебе с небес Христос открыл им их работу, как Его представителей. Они должны были давать хлеб жизни людям. Тот, Кто назначил им эту работу, видел, как часто их вера будет испытываема. Часто они будут поставлены в неожиданные положения и будут чувствовать свою человеческую несостоятельность. Души, алчущие хлеба жизни, будут приходить к ним, и они должны будут напитаться сами, чтобы не быть неимущими и бессильными помочь им. Они должны получить духовную пищу, иначе у них не будет ничего, чтобы уделить другим. Но они не должны были отпускать ни одной души ненакормленною. Христос указывает им на источник запаса. Человек, друг которого пришел к нему за пищею даже в несвоевременный час полночи, не отпустит его. У него не было ничего, чтобы предложить ему, но он пошел к тому, у кого была пища, и настойчиво просил до тех пор, пока сосед не удовлетворил его нужду. И разве Бог, который послал Своих слуг кормить голодных, не восполнит их нужды для Его собственного дела?
Но эгоистичный сосед в притче не представляет собою характера Божия. Урок извлекается не путем сравнения, а путем контраста. Эгоистичный человек удовлетворит настойчивую просьбу для того, чтобы освободиться от того, кто тревожит его покой. Но Бог радуется возможности дать. Он полон сочувствия, и Он страстно желает удовлетворить просьбы тех, кто приходит к Нему с верою. Он дает нам, чтобы мы могли служить другим и таким образом сделались подобными Ему Самому.
Христос объявляет: "И Я скажу вам: просите, и дано будет вам: ищите и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят".
Спаситель продолжает: "Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него".
Для того, чтобы усилить наше доверие к Богу, Христос учит нас обращаться к Нему с новым именем, именем, переплетенным с самыми дорогими ассоциациями человеческого сердца. Он дает нам преимущество называть Бесконечного Бога нашим Отцом. Это имя, сказанное Ему и о Нем, есть знак нашей любви и доверия к Нему и залог Его отношения и родства к нам. Сказанное во время просьбы об Его благоволении, оно - музыка в Его ушах. Чтобы мы не могли думать, что это - самонадеянность, называть Его таким именем, Он повторил его снова и снова. Он желает, чтобы мы привыкли к этому имени.
Бог смотрит на нас, как на Своих детей. Он искупил нас от этого беспечного мира и избрал нас сделаться членами царственного семейства, сыновьями и дочерями Небесного Царя. Он приглашает нас доверять Ему доверием, более глубоким и сильным, чем доверие дитяти к его земному отцу. Родители любят своих детей, но любовь Божия больше, шире, глубже, чем может быть любовь человеческая. Она неизмерима. Тогда, если земные родители умеют давать добрые даяния своим детям, насколько больше нам Отец на небесах даст Святого Духа тем, кто просят Его?
Урок Христа по отношению молитвы должен быть тщательно обдуман. Есть божественная наука в молитве, и Его иллюстрация выдвигает принципы, которые всем необходимо понять. Он показывает, что есть истинный дух молитвы. Он учит необходимости постоянства в представлении наших просьб Богу и уверяет нас в Его желании слышать и отвечать на молитвы.
Наши молитвы не должны быть эгоистичною просьбою только ради нашего собственного благополучия. Мы должны просить то, что можем дать. Принципы Христовой жизни должны быть принципами наших жизней. "И за них", сказал Он, говоря об учениках Своих, "Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною" (Иоан. 17:19). То же самое благочестие, то же самопожертвование, то же подчинение требованиям Слова Божия, которые проявлялись во Христе, должны быть видны в Его слугах. Наша миссия по отношению мира не служить и угождать самим себе; мы должны прославлять Бога посредством сотрудничества с Ним в деле спасения грешников. Мы должны просить у Бога благословений для того, чтобы мы могли передать их другим. Способность получать сохраняется только посредством передачи. Мы не можем продолжать получать небесные сокровища без передачи их окружающим нас.
В притче просителю было снова и снова отказано, но он не отказался от своей цели. Так часто кажется, что наши молитвы не получают немедленного ответа, но Христос учит, чтобы мы не переставали молиться. Молитва существует не для того, чтобы произвести какую-либо перемену в Боге; она существует для того, чтобы привести нас в гармонию с Богом. Когда мы представляем Ему просьбу, Он может видеть, что для нас необходимо исследовать наши сердца и покаяться во грехе. Поэтому Он проводит нас через испытание и смирение, чтобы мы могли видеть то, что препятствует работе Его Святого Духа в нас.
Есть условия для исполнения Божиих обетовании, и молитва никогда не может занять места долга. "Если любите Меня", говорит Христос, "соблюдите Мои заповеди" (Иоан. 14:15, 21). "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Иоан. 15:7). Те, кто приносят свои просьбы к Богу, требуя Его обетования, - в то время, как они не подчиняются условиям, - оскорбляют Иегову. Они приводят имя Христа, как авторитет для исполнения обетования, но они не делают того, что показало бы их веру во Христа и любовь к Нему.
Многие нарушают условия принятия Отцом. Нам нужно исследовать дело веры, с которым мы приближаемся к Богу. Если мы непослушны, мы приносим Господу для оплаты наличными вексель в то время, как мы не выполнили условий, на которых этот вексель может быть оплачен. Мы представляем Богу Его обетования и просим Его исполнить их в то время, как сделав это. Он обесчестил бы Свое собственное имя.
Обетование таково: "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, - просите, и будет вам". И Иоанн заявляет: "А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась" (1 Иоан. 2:3-5).
Одним из последних повелений Христа к Его ученикам было: "как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Иоан. 13:34). Повинуемся ли мы этому повелению, или же мы допускаем в себе острые, нехристоподобные черты характера? Если мы каким-либо путем опечалили или ранили других, наша обязанность исповедать нашу ошибку и искать примирения. Это очень важное приготовление для того, чтобы прийти к Богу и в вере просить Его благословения.
Есть еще и другое дело, слишком часто пренебрегаемое теми, кто ищут Бога в молитве. Честны ли вы с Богом? Через пророка Малахию Господь объявляет: "Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: "как нам обратиться?" Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" - десятиною и приношением" (Мал. 3:7-8).
Как податель всякого благословения. Бог требует некоторой части всего, чем мы обладаем. Это Его постановление для поддержки проповеди Евангелия. И возвращая это Богу, мы показываем нашу оценку его даров. Но, если мы удерживаем от Него то, что принадлежит Ему, можем ли мы требовать Его благословения? Если мы - неверные управители земными предметами, как можем мы ожидать, что Он доверит нам предметы небесные? Быть может в этом скрывается тайна неотвеченных молитв.
Но Господь, в Своей великой милости, готов простить, и Он говорит: "Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня... не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословений до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф" (Мал. 3:10-12).
Так обстоит дело с каждым из Божиих требований. Все Его дары обещаны на условии послушания. У Бога есть небо, полное благословений для тех, кто будет сотрудничать с Ним. Все, кто повинуются Ему, могут требовать с доверием исполнения Его обетовании.
Но мы должны показать непреклонную веру в Бога. Часто Он медлит отвечать нам для того, чтобы испытать нашу веру и испробовать искренность нашего желания. Попросив согласно Его Слова, мы должны верить Его обетованию и настаивать на наших прошениях с решимостью, которая не будет отвергнута.
Бог не говорит: "просите один раз и получите". Он повелевает нам просить. Настойчивая просьба приводит просителя в более ревностное положение и дает ему возрастающее желание получить то, о чем он просит. Христос сказал Марфе у могилы Лазаря: "если будешь веровать, увидишь славу Божию" (Иоан. 11:40).
Но многие не имеют живой веры. Это причина того, что они не видят больше силы Божией. Их слабость есть результат неверия. Они имеют больше веры в свои собственные дела, чем в дела Божий для них. Они берут себя под свое собственное управление. Они строят планы и изобретают, но они имеют мало действительной веры в Бога. Они думают, что имеют веру, но она есть только минутное побуждение. Не сознавая своей собственной нужды или Божиего желания дать, они не упорствуют в своих просьбах к Господу.
Наши молитвы должны быть так же горячи и настойчивы, как просьба нуждающегося друга, который просил в полночь о хлебе. Чем горячее и упорнее мы просим, тем теснее будет наше духовное единение с Христом. Мы получим увеличенное благословение, потому что мы увеличили веру.
Нам нужно просить и верить. Бодрствуйте в молитве. Бодрствуйте и сотрудничайте с Богом, слышащим молитвы. Держите в разуме, что "мы соработники у Бога" (Кор. 3:9). Говорите и действуйте в гармонии с вашими молитвами. Это испытание докажет искренна ли ваша вера, или же молитва ваша была только формою.
Когда встают препятствия, и затруднения встречают вас, не ищите помощи у человечества. Возложите все на Бога. Привычка говорить о наших затруднениях другим только делает слабыми нас и не приносит никакой силы им. Она возлагает на них бремя наших духовных немощей, которого они не могут облегчить. Мы ищем силы у заблуждающегося, ограниченного человека, когда мы могли бы иметь силу от непогрешимого, бесконечного Бога.
Нам не нужно идти до краев земли за мудростью, потому что Бог близок. Это не способности, которыми мы теперь обладаем, или которые когда-либо будем иметь, дают вам успех. Это то, что Бог может сделать для вас. Нам нужно иметь меньше доверия к тому, что человек может сделать, и больше доверия к тому, что Бог может сделать для каждой верующей души. Он жаждет, чтобы вы стремились к Нему верою. Он жаждет, чтобы вы ожидали великого от Него. Он жаждет дать вам понимание мирского столько же, сколько и духовного. Он может обострить разум. Он может дать такт и ловкость. Вложите ваши таланты в дело, просите Бога о мудрости, и она дана будет вам.
Примите слово Христа, как ваше обеспечение. Разве не пригласил Он вас прийти к Нему? Никогда не позволяйте себе говорить безнадежным, разочарованным образом. Если вы будете делать это, вы потеряете многое. Обращая внимание на внешнее и сетуя на постигающие вас затруднения и стеснения, вы даете доказательства больной, ослабленной веры. Говорите и поступайте так, как будто ваша вера непобедима. Господь богат средствами; Он владеет миром. Взирайте на небо с верою. Взирайте на Того, Кто имеет свет и силу и влияние.
В настоящей вере есть энергия, стойкость принципов и твердость цели, которых ни время, ни труд не могут ослабить. "Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся" (Ис. 40:30-31).
Есть много людей, которые жаждут помогать другим, но они чувствуют, что не имеют ни духовной силы, ни света, чтобы уделить им. Пусть они представят свои просьбы к престолу благодати. Просите о Святом Духе. Бог стоит позади каждого обетования, которое Он дал. С вашею Библией в руке скажите: "я сделал, как Ты говорил. Я представляю Тебе Твоё обетование: "Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам".
Мы должны не только просить во имя Христа, но и по вдохновению Святого Духа. Это объясняет, что значит, когда говорится что Дух "ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим. 8:26). На такие молитвы Бог любит отвечать. Когда с жаром и настойчивостью мы воссылаем молитву во имя Христа, то в этой самой настойчивости есть залог от Бога, что Он близок, чтобы ответить на нашу молитву "несравненно большим всего того, чего мы просим или о чем помышляем" (Ефес. 3:20).
Христос сказал: "все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам". "Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне" (Марка 11:24). И возлюблен ясностью и уверенностью: "Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него" (Иоан. 5:14-15). Тогда настаивайте на вашей просьбе к Отцу во имя Иисуса. Бог почтит это имя.
Радуга вокруг престола есть гарантия того, что Бог истинен, что в Нем нет изменения, ни тени перемены. Мы согрешили против Него и недостойны Его благоволения, но Он Сам вложил в наши уста чудеснейшую из молитв. "Не отрини нас ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей; вспомни, не разрушай завета Твоего с нами" (Иер. 14:21). Когда мы приближаемся к Нему, сознавая нашу недостойность и грех. Он ручается Сам, что уделит внимание нашему воплю. Слава Его престола основана на исполнении Его слова к нам.
Как Аарон, который символизировал собою Христа, наш Спаситель носит имена всех Своих людей на сердце Своем во святилище. Наш великий Первосвященник помнит все слова, которыми Он ободрял нас верить. Он всегда помнит о Своем завете.
Все, кто ищут Его, найдут. Перед всеми, кто стучал, будет отворена дверь. Не будет произнесено извинения: "не беспокой Меня; дверь закрыта; Я не хочу открывать ее". Никому не будет сказано: "Я не могу помочь тебе". Те, кто в полночь просят о хлебе, чтобы накормить голодных душ, будут иметь успех.
В притче, тот, кто просит хлеба для путника, получает "сколько просит". А в какой мере уделит Бог нам, чтобы мы могли уделить другим? - "По мере дара Христова" (Ефес. 4:7). Ангелы наблюдают с напряженным интересом, чтобы видеть, как человек поступает со своим ближним. Когда они видят, что кто-нибудь проявляет христоподобное сочувствие к заблуждающемуся, они поддерживают его сторону, приводят ему на память слова, чтобы он мог сказать то, что будет, как хлеб жизни для души. Так "Бог... восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом" (Фил. 4:19). Ваше свидетельство, в его искренности и правдивости, Он сделает могущественным в силе грядущей жизни. Слово Господа будет в ваших устах, как истина и праведность.
Личное усилие ради других должно быть предшествуемо тайною молитвою, потому что требуется великая мудрость, чтобы понять науку спасения душ. Прежде, чем иметь общение с людьми, имейте общение с Христом. У престола небесной благодати получите подготовку для служения людям.
Пусть ваше сердце разрывается от стремления к Богу, живому Богу. Жизнь Христа показала, что человечество может сделать, будучи соучастником Божественной природы. Все, что Христос получил от Бога, мы можем также иметь. Тогда просите и получите. С упорною верою Иакова, с непоколебимою настойчивостью Ильи, требуйте для себя всего, что Бог обещал.
Пусть величественные представления о Боге овладеют вашим разумом. Пусть ваша жизнь будет невидимыми нитями связана с жизнью Иисуса. Тот, Кто повелел свету засиять из тьмы, желает засиять в вашем сердце, чтобы дать свет познания славы Божией в лице Иисуса Христа. Святой Дух возьмет Божие и покажет его вам, передавая, как живую силу в послушное сердце. Христос поведет вас к порогу Бесконечного. Вы сможете увидеть славу без покрывала и открыть людям могущество Того, Кто всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас.


ДВОЕ МОЛЯЩИХСЯ


Основано на Еванг. Луки 18:9-14.
К некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны и уничижали других, Христос сказал притчу о фарисее и мытаре. Фарисей пошел в храм помолиться не потому, что он чувствовал себя грешником, нуждающимся в прощении, но потому, что он считал себя праведным и надеялся приобрести похвалу. На свою молитву он смотрел, как на акт заслуги, который будет рекомендовать его Богу. В то же самое время он даст людям высокое мнение о своем благочестии. Он пытается приобрести благословение сразу и у Бога и у человека. Его служение Богу проникнуто личным интересом.
И он был полн самовосхваления. Он выражал его, утешался им, он молился ему. Отделившись от других, как бы говоря: "не подходи ко мне, потому что я свят для тебя" (Ис. 65:5), он стоял и молился "сам в себе". Вполне довольный собою, он думает, что Бог и люди смотрят на него с тем же удовольствием.
"Боже! благодарю Тебя", говорит он, "что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь". Он судил о своем характере не по святому характеру Бога, но по характеру других людей. Его ум обращен от Бога к человечеству. Это секрет его самоудовлетворения.
Он старается перечислить свои добрые дела: "Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". Религия фарисея не трогает душу. Он не ищет Богоподобного характера, - сердца, полного любви и благодати. Он удовлетворяется религией, которая имеет дело только со внешнею жизнью. Его праведность есть его собственная праведность - плод его собственных дел, рассматриваемый с точки зрения человеческого уровня.
Кто уверен в себе, что он праведен, будет уничижать других. Когда фарисей судил себя по другим людям, то он судил и других людей по себе. Его праведность оценивалась их праведностями, и чем хуже они были, тем более праведным казался он. Его самоправедность ведет к извинению. "Других" он осудил, как нарушителей закона Божия. Таким образом он проявил тот же дух сатаны, обвинителя братьев. С этим духом невозможно для него войти в общение с Богом. Он пошел лишенным Божественного благословения.
Мытарь пошел в храм с другими молящимися; он вскоре отделился от них, как недостойный соединиться с их благочестием. Стоя вдали от них, он "не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: "Боже будь милостив ко мне, грешнику!" в горькой тоске и самоотвращении. Он чувствовал, что согрешил против Бога, что он был грешным и загрязненным. Он не мог ожидать даже сожаления от тех, кто окружал его, потому что они смотрели на него с презрением. Он знал, что не достоин представить себя Богу, и в величайшем отчаянии он вскричал: "Боже! будь милостив ко мне, грешнику!" Он не сравнивал себя с другими; обремененный сознанием вины, он стоял один в присутствии Бога. Его единственным желанием было прощение и мир, его единственный вопль был о милости Божией. И он получил благословение. "Сказываю вам", сказал Христос, "что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот".
Фарисей и мытарь представляют собою два класса, на которые разделяются приходящие на поклонение к Богу. Из первых представителей находят в тех первых двух детях, которые были рождены в этом мире. Каин мнил себя праведным, и он пришел к Богу только с благодарственной жертвою. Он не сделал исповедания греха и не видел никакой нужды в милости. Но Авель пришел с кровью, которая указывала на Агнца Божия. Он пришел как грешник, сознавший себя погибшим; его единственною надеждою была незаслуженная любовь Божия. Господь благоволил к его жертве, но к Каину и его жертве не благоволил. Чувство вины, сознание нашей нищеты и греха составляют первое условие принятия Богом. "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Матф. 5:3).
Для каждого из классов, представленных фарисеем и мытарем, есть урок в истории апостола Петра. В раннем периоде своего ученичества Петр думал о себе высоко. Как фарисей, в своем самоуважении, он был "не таков, как прочие люди". Когда Христос, накануне Своего предания, предостерегал учеников: "все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь", Петр уверенно заявил: "если и все соблазнятся, но не я" (Марка 14:27-29). Петр не знал своей собственной опасности. Самоуверенность ввела его в заблуждение. Он думал, что способен противостоять искушению, но вскоре испытание пришло, и с проклятием и божбою он отрекся от своего Господа.
Когда пение петуха напомнило ему о словах Христа, удивленный и потрясенный тем, что он только что сделал, он обернулся на своего Господа. В тот самый момент Христос взглянул на Петра и под тем опечаленным взглядом, в котором были смешаны любовь к нему и сочувствие, Петр понял самого себя. Он вышел и плакал горько. Этот взгляд Христа разбил его сердце. Петр пришел к поворотному пункту и горько раскаивался в своем грехе. Он был подобен мытарю в своем сокрушении и раскаянии, и, подобно мытарю, он нашел милость. Взгляд Христа убедил его в прощении.
Теперь его самоуверенность прошла. Никогда снова не были повторены хвастливые уверения.
После Своего воскресения, Христос трижды испытывал Петра. "Симон Ионин!" сказал Он, "любишь ли ты Меня больше, нежели они?" Петр не возвысил теперь себя перед другими братьями. Он воззвал к Тому, Кто мог читать в его сердце: "Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя" (Иоан. 21:15-17).
Тогда он получил поручение. Работа, более широкая и более деликатная, чем какою она была прежде, была предназначена для него. Христос повелел ему пасти овец и агнцев. Поручив таким образом его руководству души, за которых Спаситель положил Свою собственную жизнь, Христос дал Петру сильнейшее доказательство доверия к его перерождению. Однажды мятежный, хвастливый, самоуверенный ученик стал сдержанным и сокрушенным. С тех пор он последовал за Своим Господом в самоотвержении и самопожертвовании. Он был сопричастником Христовых страданий, и, когда Христос воссядет на престол Своей славы, Петр будет сопричастником Его славы.
Зло, которое привело Петра к падению и которое исключило фарисея из общения с Богом, производит гибель тысяч людей в настоящее время. Нет ничего, более обидного Богу или настолько опасного для человеческой души, как гордость и самодовольство. Из всех грехов этот наиболее безнадежный и наиболее неизлечимый.
Падение Петра не было мгновенным, но постепенным. Самоуверенность вела его к убеждению, что он был спасен, и шаг за шагом он шел вниз до тех пор, пока не смог отречься от своего Господа. Мы никогда не можем безопасно возложить доверие на самих себя или чувствовать, что мы защищены от искушения. Те, кто принимает Спасителя, как бы искренно ни было их обращение, никогда не должны быть научены говорить или чувствовать, что они спасены. Это вводит в заблуждение. Каждый должен быть научен лелеять надежду и веру, но, даже когда мы отдаем себя Иисусу и узнаем, что Он принимает нас, мы не находимся вне сферы достижения искушения. Слово Божие объявляет, что "многие очистятся, убедятся и переплавлены будут в искушении" (Дан. 12:10). Только тот, кто переносит испытание, получит венец жизни.
Те, кто принимают Христа и в своей первой уверенности говорят: "я спасен" (Иакова 1:12), находятся в опасности упования на самих себя. Они теряют из виду собственную слабость и свою постоянную потребность в Божественном подкреплении. Они неподготовлены к нападкам сатаны, и под искушениями многие, подобно Петру, падают в самую глубину греха. Нас предостерегают: "Кто думает. что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 Кор. 10:12). Наша единственная безопасность в постоянном недоверии к себе и в общении со Христом.
Для Петра было необходимо изучить недостатки своего собственного характера и свою нужду в силе и благодати Христа. Господь не мог спасти его от испытания, но Он мог спасти его от поражения. Пожелай только Петр принять предостережение Христа, он бодрствовал бы в молитве. Он ходил бы со страхом и трепетом, чтобы ноги его не споткнулись. И он получил бы Божественную помощь, так что сатана не мог бы одержать победы.
Петр пал вследствие самоуверенности, и посредством раскаяния и смирения его ноги были снова утверждены. В записи об его переживаниях каждый раскаивающийся грешник может найти ободрение. Хотя Петр и сильно согрешил, но он не был оставлен. Слова Христа остались в его душе: "Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя" (Луки 22:32). В его горьких муках угрызения совести эта молитва и воспоминание о взгляде Христа, полном любви и сожаления, давали ему надежду. После Своего воскресения Христос вспомнил Петра, и ангел дал женщинам весть: "Идите, и скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите" (Марка 16:7). Раскаяние Петра было принято прощающим грех Спасителем.
То же самое сострадание, которое простерлось, чтобы спасти Петра, протягивается к каждой душе, которая пала под искушением. Это специальное ухищрение сатаны: ввести человека в грех и потом оставить его беспомощным и трепещущим, боящимся искать прощения. Но почему должны мы бояться, когда Бог сказал: "Разве прибегнет к защите Моей, и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною" (Ис. 27:5). Для наших немощей обещана всякая помощь, и нам предложено всякое ободрение прийти ко Христу.
Христос вознес Свое сокрушенное тело, чтобы выкупить наследие Божие, чтобы дать человеку другое переживание. "Посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них" (Евр. 7:25). Посредством Своей незапятнанной жизни, Своего послушания, Своей смерти на Голгофском кресте, Христос ходатайствует о погибшей расе. И теперь, не как простой просителе, Вождь нашего спасения ходатайствует за нас, но как Победитель, провозглашающий о Своей победе. Его жертва полна, и, как наш Посредник, Он производит Свою назначенную работу, держа перед Богом кадильницу, содержащую Его собственные беспорочные заслуги и молитвы, исповедь и благодарения Своего народа. Надушенное благоуханием Его праведности, это восходит к Богу, как сладкое благоухание. Жертва вполне приемлема, и прощение покрывает всю вину. Христос отдал Самого Себя, чтобы быть нашим заместителем и порукою, и Он не пренебрегает ничем. Тот, Кто не мог видеть человеческих существ, обреченных на вечную гибель, без того, чтобы не излить за них Своей души в смерти, будет смотреть с жалостью и сочувствием на каждую душу, которая сознает, что не может спасти сама себя.
Он не будет смотреть на трепещущего просителя, не поднимая его. Тот, Кто через Свою искупительную жертву приготовил для человека бесконечный запас моральной силы, не упустит, чтобы не дать нам этой силы. Мы можем принести наши грехи и скорби к Его ногам, потому что Он любит нас. Каждый Его взгляд и слово приглашают наше доверие. Он будет выкраивать и формировать наш характер согласно Его собственной воле.
Во всей сатанинской власти нет силы победить одну душу, которая в простом доверии полагается на Христа. "Он дает утомленному силу и изнемогшему дарует крепость" (Ис. 40:29).
"Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Иоан. 1:9). Господь говорит: "Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа, Бога твоего" (Иер.3:13). "И окроплю вас чистою водою, - и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас" (Иез. 36:25).
Но мы должны иметь познание самих себя, познание, результатом которого будет покаяние прежде, нежели мы сможем найти прощение и мир. Фарисей не чувствовал осуждения греха. Дух не мог работать с ним. Его душа была покрыта бронею самоправедности, через которую стрелы Божий, заостренные и метко пущенные руками ангелов, не могли проникнуть. Только того, кто сознает себя грешником, может Христос спасти. Он пришел, чтобы "исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу" (Луки 4:18). "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Луки 5:31). Мы должны узнать наше действительное положение, или мы не почувствуем нашей нужды в помощи Христа. Мы должны понимать нашу опасность, или мы не скроемся в убежище. Мы должны чувствовать боль наших ран, или мы не будем желать исцеления.
Господь говорит: "Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды", а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть" (Откр. 3:17-18). Золото, испытанное в огне, есть вера, которая действует любовью. Только это может привести нас в гармонию с Богом. Мы можем быть активными, мы можем много работать, но без любви, которая обитает в сердце Христа, мы никогда не можем быть зачисленными в небесное семейство.
Ни один человек не может сам по себе понять свои ошибки. "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" (Иер. 17:9). Уста могут выражать нищету души, которой не признает сердце. Говоря Богу о нищете духа, сердце может быть вздуто воображением о своем превосходном смирении и высокой праведности. Только одним путем может быть приобретено истинное познание самого себя. Мы должны взирать на Христа. Пренебрежение Им делает людей такими высокими в их собственной праведности. Когда мы рассмотрим Его чистоту и превосходство, мы увидим нашу собственную слабость и недостатки такими, каковыми они есть. Мы увидим себя погибшими и лишенными надежды, одетыми в одежды самоправедности, как всякий другой грешник. Мы увидим, что если мы когда-нибудь будем спасены, то это будет не через наше собственное благочестие, но через бесконечную благодать Бога.
Молитва мытаря была услышана потому, что она показывала надежду, возложенную на Всемогущего. В самом себе мытарь не видел ничего, кроме стыда. Так должны смотреть на себя все ищущие Бога. Верою, - верою, которая отвергает всякое самодоверие, - нуждающийся проситель полагается на бесконечную силу.
Никакое внешнее соблюдение формы не может занять места простой веры и полного отречения от самого себя. Мы можем только соответствовать Христу, чтобы исполнить работу. Тоща слова души будут: "Господь, возьми мое сердце, потому что я не могу отдать его. Оно - Твое достояние. Сохрани его чистым, потому что я не могу сохранить его чистым для Тебя. Спаси меня, несмотря на меня самого, меня слабого, меня нехристоподобного. Сформируй меня, подними меня в чистую и святую атмосферу, где богатый поток Твоей любви мог бы течь через мою душу".
Не только в начале христианской жизни должно быть сделано такое самоотречение. Оно должно обновляться при каждом шаге вперед, к небесам. Все наши добрые дела зависят от силы, которая находится вне нас. Поэтому необходимо постоянное стремление сердца к Богу, постоянное пылкое, сердечное, сокрушенное исповедание греха и смирение души пред Ним. Только посредством постоянного самоотречения и надежды на Христа мы можем жить безопасно.
Чем ближе приходим мы к Иисусу, тем яснее мы различаем чистоту Его характера, тем яснее мы будем различать чрезвычайную греховность греха и тем менее мы будем чувствовать желание возвышать себя. Те, кого небо признает за святых, менее всего выставляют на показ свою собственную доброту. Ал. Петр сделался верным служителем Христа, и он был в высшей степени почтен Божественным светом и силою, он имел деятельное участие в воссоздании церкви Христовой, но он никогда не забывал об ужасном переживании его смирения; грех его был прощен, и все-таки он прекрасно знал, что в слабости характера, причинившей его падение, только благодать Христа могла помочь. В себе самом он не нашел ничего, чем он мог бы величаться.
Никто из апостолов или пророков не объявлял себя безгрешным. Люди, жившие ближе всего к Богу, люди, которые пожертвовали бы скорее жизнью, чем заведомо совершить какой-либо ложный акт, люди, которых Бог почтил Божественным светом и силою, исповедывали греховность своей собственной природы. Они не возлагали никакого доверия на плоть, не присваивали себе никакой собственной праведности, но полагались всецело на праведность Христа. Так будет со всеми, кто взирает на Христа.
При каждом последующем шаге в христианском опыте, наше покаяние будет углубляться. Тем, кого Он простил, тем, кого Он признал за Своих, Он говорит: "Тоща вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе". И снова Он говорит: "Я восстановлю союз Мой с тобою и узнаешь, что Я - Господь, для того, чтобы ты помнила и стыдилась, и чтобы впредь нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь". Тогда наши уста не будут открываться для самовосхваления. Мы будем знать, что наша способность только в одном Христе. Мы сделаем исповедание апостола своим собственным: "Знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе". "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира".
В гармонии с этим опытом находится повеление: "со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению". Господь не повелевает вам бояться, что Он не исполнит Своих обетовании, что терпение Его утомится или сочувствия Его не хватит. Бойтесь, чтобы ваша воля не вышла из подчинения воле Христа, чтобы ваши наследственные и выработанные черты характера не стали бы управлять вашею жизнью. "Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению". Бойтесь, чтобы ваше "я" не встало между вашею душою и великим Господом, производящим хотение и действие. Бойтесь, чтобы ваша собственная воля не расстроила ту высокую цель, которую Бог желает осуществить через вас. Бойтесь полагаться на вашу собственную силу, бойтесь выдернуть вашу руку из руки Христа и пытаться пройти жизненный путь без Его пребывающего присутствия.
Нам необходимо избегать всего, что ободрило бы гордость и самодовольство, поэтому мы должны остерегаться произносить или принимать лесть или похвалу. Льстить - это дело сатаны. Он участвует в лести столько же, сколько в обвинении и осуждении. Таким образом он старается совершить разрушение души. Те, кто воздают хвалу людям, употребляются сатаною, как агенты его. Пусть работники Христа направляют каждое слово похвалы прочь от себя. Пусть свое "я" удалится из виду. Христос один должен быть возвышаем; к Нему: "возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею", да будет направлен взор каждого и вознесется хвала каждого сердца.
Жизнь, в которой лелеется страх Господень, не будет жизнью печали и мрака. Это отсутствие Христа делает лицо печальным и жизнь - паломничеством вздохов. Те, кто наполнены самоуважением и любовью к себе, не чувствуют необходимости в живом, личном союзе с Христом. Сердце, которое не упало на Скалу, гордится своею целостью. Люди желают благородной религии. Они желают идти по достаточно широкому пути, чтобы взять с собою свои собственные отличительные особенности. Их любовь к себе, их любовь к популярности и любовь к похвале исключают Спасителя из их сердец, а без Него - печаль и мрак. Но Христос, обитающий в душе - источник радости. Для всех, кто принимают Его, самый тон Слова Божия радостен. "Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных".
Когда Моисей спрятался в расселине скалы, он увидал славу Божию. Когда мы спрячемся в расселине Скалы, Христос покроет нас Своею собственной пронзенной рукою, и мы будем слышать то, что Господь говорит Своим слугам. Нам, как Моисею, Бог откроет Самого Себя как "человеколюбивого и милосердного, долготерпеливого и многомилостивого и истинного" Бога.
Дело искупления заключает в себе последствия, о которых трудно человеку иметь какое-либо представление. "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". Когда грешник, влекомый силою Христа, приближается к поднятому кресту и распростирается пред ним, происходит новое творение. Новое сердце дается ему. Он становится новою тварью во Христе Иисусе. Святость находит, что больше требовать нечего. Сам Бог является "оправдывающим верующего в Иисуса". "А кого оправдал, тех и прославил".
Как велики были стыд и унижение через грех, так много больше будет честь и возвышение через искупительную любовь. Человеческим существам, старающимся приобрести сходство с Божественным образом, предоставлено пользование небесными сокровищами, превосходством силы, которая поставит их выше, чем даже ангелы, которые никогда не падали.
"Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народам... цари увидят, и встанут;
князья поклонятся ради Господа, который верен, ради Святого Израилева, который избрал Тебя". "Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится".


"БОГ ЛИ НЕ ЗАЩИТИТ ИЗБРАННЫХ СВОИХ?"


Основано на Еванг. Луки 18:1-8.
Христос говорил о периоде времени, как раз предшествующем Его второму пришествию, и об опасностях, которые должны будут пережить Его последователи. Он рассказал причу "о том, что должно всегда молиться и не унывать", особенно относящуюся к тому времени.
"В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре".
Судья, обрисованный в этой притче, не имел ни уважения к праву, ни жалости к страдающему. Вдова, которая настаивала на своем деле перед ним, постоянно получала отказ. Снова и снова она приходила к нему только для того, чтобы встретить презрительное к себе отношение и быть изгнанною от судейской скамьи. Судья знал, что ее дело было правым, и он мог бы помочь ей сразу же, но он не хотел. Он желал показать свою неограниченную власть, и ему нравилось заставлять ее просить и взывать и умолять напрасно. Но она не падала духом и не теряла мужества. Несмотря на его индифферентность и жестокосердие, она настаивала на своей просьбе до тех пор, пока судья не согласился заняться ее делом. "Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь", сказал он, "но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне". Чтобы спасти свою репутацию, чтобы избежать предания гласности его пристрастного, одностороннего суда, он защитил настойчивую женщину.
"И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре". Христос рисует здесь резкий контраст между неправедным судьею и Богом. Судья сдался на просьбу вдовы просто из чувства эгоизма, чтобы освободиться от ее "приставаний". Он не чувствовал к ней ни жалости, ни сочувствия, и ее несчастие было ничто для него. Как противоположно этому положение Бога по отношению тех, кто ищет Его! Призывы нуждающегося и отчаивающегося принимаются Им с бесконечным сочувствием.
Женщина, умалявшая судью о правосудии, потеряла своего мужа. Бедная и одинокая, она не имела средств поправить свое разрушенное благосостояние. Так посредством греха человек потерял свою связь с Богом. Сам по себе он не имеет никаких средств спасения, но во Христе мы все приводимся к Отцу. Избранные Божий дороги Его сердцу. Они суть те, которых Он призвал из тьмы в Свой чудный свет, чтобы воздать Ему славу и сиять, как светильники среди тьмы мира. Неправедный судья не имеет особенного интереса к вдове, настаивающей о защите, но, все-таки, чтобы освободиться от ее докучливых просьб, он услышал ее вопль и защитил ее от соперника ее. Но Бог любит Своих детей бесконечною любовью. Самое дорогое для Него, это - церковь Его на земле.
"Ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего". "Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал меня к народам, грабившим вас; ибо касающийся вас, касается зеницы ока Его".
Молитва вдовы: "защити меня от соперника моего" представляет собою молитву детей Божиих. Сатана - их великий соперник. Он - "клеветник братии наших", который клевещет "на них перед Богом нашим день и ночь". Он постоянно трудится, чтобы представить в ложном свете и обвинить, обмануть и погубить народ Божий. И об освобождении от власти сатаны и его агентов Христос и учит молиться в этой притче Своих учеников.
В пророчестве Захарии ставится на вид обвинительная работа сатаны и работа Христа, оказывающая сопротивление сопернику Его народа. Пророк говорит: "И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: "Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус же был одет в запятнанные одежды и стоял пред Ангелом".
Народ Божий представлен здесь, как преступник на суде. Иисус, как первосвященник, ищет благословения для Своих людей, находящихся в великой скорби. В то время, как Он ходатайствует за них перед Богом, сатана стоит по правую руку Его, как соперник. Он обвиняет детей Божиих и пытается представить их дело сколь возможно безнадежным. Он представляет перед Господом их злые дела и их недостатки. Он указывает на их ошибки и падения, надеясь, что они покажутся в глазах Христа такими, что Он не окажет им никакой помощи в их великой нужде. Иисус, как представитель народа Божия, стоит под осуждением, одетый в запятнанные одежды. Знающий грехи своего народа, Он чувствует перевес уныния в Себе. Сатана запечатлевает на душе Его сознание, вины, заставляющее чувствовать себя почти безнадежным. Но все-таки Он стоит, как проситель, с сатаною, выступившим против Него.
Работа сатаны, как обвинителя, началась на небесах. Это же было его работою и на земле со времени падения человека, и это будет его работою в особенности, когда мы будем ближе подходить к концу истории этого мира. Когда он увидит, что его время коротко, он будет работать с большим прилежанием, чтобы обманывать и губить. Он злится, когда видит на земле людей, которые, в своей слабости и греховности, имеют уважение к закону Иеговы. Он решил, что они не будут повиноваться Богу. Он находит удовольствие в их недостойное™ и имеет готовые предположения для каждой души, дабы все могли быть пойманы в ловушку и отделены от Бога. Он старается обвинить и осудить Бога и всех, старающихся выполнить намерения Его в этом мире, в любви, благодати, в сочувствии и прощении.
Всякое проявление силы Божией для Его народа, возбуждает вражду сатаны. Каждый раз, как Бог работает в их пользу, сатана со своими ангелами работает с обновленною силою, чтобы достигнуть их гибели. Он бодрствует над теми, кто избрали Христа своею силою. Цель его - подстрекать козлу, и, когда он успевает в этом, он сваливает всю вину на искушенных им. Он указывает на их запятнанные одежды, на их несовершенные характеры. Он выставляет их слабости и безрассудство, их грехи неблагодарности, их несходство со Христом, которое бесчестит их Искупителя. Все это он произносит, как аргумент, доказывающий его право осуществлять свою волю в их гибели. Он старается устрашить их души мыслью, что их дело безнадежно, что пятна их скверны и никогда не могут быть смыты. Он надеется разрушить их веру, дабы они всецело сдались его искушениям и отвратились от их верноподданства Богу.
Народ Божий не может сам ответить на обвинения сатаны. Когда они смотрят на самих себя, они готовы впасть в отчаяние. Но они взывают к Божественному Ходатаю. Они ссылаются на заслуги Искупителя. Бог может быть "праведным и оправдывающим верующего в Иисуса". Дети Божий с доверием взывают к Нему, чтобы прекратить обвинения сатаны и привести к нулю его намерения. "Защити меня от соперника моего", молят они, и, могучим аргументом креста, Христос заставляет умолкнуть смелого обвинителя.
"И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?" Когда сатана старается очернить народ Божий и погубить его, Христос вступается. Хотя они согрешили, Христос взял вину их грехов на Свою собственную душу. Он исторг человеческую расу, как головню, из огня. Посредством Своей человеческой природы, Он связал Себя с человеком, в то время, как Своею Божественною природою. Он - одно с бесконечным Богом. Помощь принесена в сферу достижения ее погибающими душами. Сопернику запрещено.
"Иисус же был одет в запятнанные одежды и стоял пред Ангелом, который отвечал и сказал стоявшим пред ним так: снимите с него запятнанные одежды; а ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою, и облекаю тебя в одежды торжественные. И сказал: возложите на голову его чистый кидар, - и возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду". Тогда с авторитетом Господа духов Ангел делает торжественное заверение Иисусу, представителю народа Божия: "если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими стоящими здесь" - даже между Ангелами, окружающими престол Божий.
Несмотря на недостатки народа Божия, Христос не отвращается от предметов Его заботы. Он имеет власть переменить их одежды. Он снимает запятнанные одежды, Он возлагает на раскаивающихся и верующих Свою собственную одежду праведности и записывает прощение против их имен в памятных книгах небес. Он исповедует их Своими пред вселенною небес. Сатана, их соперник, показывается обвинителем и обманщиком. Бог желает оказать правосудие Своим собственным избранным.
Молитва: "защити меня от соперника моего" относится не только к сатане, но и к его агентам, которых он подстрекает представлять в ложном свете, искушать и губить народ Божий. Те, кто решили повиноваться заповедям Божиим, поймут на опыте, что они имеют соперников, руководимых силою преисподней. Такие соперники нападали на Христа на каждом шагу. Насколько постоянно и решительно? - ни одно человеческое существо никогда не может узнать. Ученики Христа, подобно их Господу, тоже преследуются постоянным искушением.
Священное Писание описывает - какое состояние мира будет как раз перед самым вторым пришествием Христа. Апостол Иаков рисует алчность и притеснения, которые будут преобладать. Он говорит: "послушайте вы, богатые... вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили праведника, он не противился вам". Такова картина настоящего времени. Посредством всех видов притеснения и насилия люди собирают колоссальные богатства, в то время, как вопли умирающего с голоду человечества восходят к Богу.
"И суд отступил назад, и правда встала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению". Это исполнилось в жизни Христа на земле. Он был верен заповедям Божиим, отбрасывая в сторону человеческие традиции и требования, которые были возвышены до степени заповедей Божиих. Поэтому Он был ненавидим и гоним. Эта история повторяется. Закон и людские традиции превознесены выше закона Божия, и те, кто верны заповедям Божиим, переносят упреки и преследования. Христос, вследствие Его верности Богу, был обвинен в нарушении Субботы и богохульстве. Про Него говорили, что Он одержим дьяволом и обладает силою Вельзевула. Таким же обвиняются и выставляются в ложном свете и Его последователи. Этим сатана надеется привести их ко греху и бросить бесчестие на Бога.
Характер судьи в притче, не боящегося Бога и не стыдящегося людей, был представлен Христом, чтобы показать сорт суда, который был производим тогда, и который должен был быть вскоре произведен по Его делу. Он желает, чтобы Его народ в течение всего времени сознавал, как мало надежды может быть возлагаемо на земных правителей или судей в день борьбы с соперником. Часто изборанному народу Божию приходится стоять пред людьми, занимающими официальные положения, которые не делают Слова Божия своим проводником и советником, но которые следуют за своими собственными неосвященными, недисциплинированными побуждениями.
В притче о неправедном судье Христос показал, что мы должны делать. "Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь?" Христос, наш пример, не сделал ничего, чтобы оправдать или защитить Себя. Он вручил Свое дело Богу. Так и Его последователи не должны обвинять или осуждать или прибегать к силе для того, чтобы оправдать себя.
Когда восстают испытания, кажущиеся необъяснимыми, мы не должны позволить нашему миру быть нарушенным. Как несправедливо к нам бы не относились, не допускайте возникновения гнева. Снисходительностью к духу отмщения мы вредим самим себе. Мы разрушаем наше собственное упование на Бога и огорчаем Святого Духа. Около нас находится свидетель, небесный вестник, который поднимает за нас знамя против врага. Он закроет нас светлыми лучами Солнца Праведности. Через них сатана не может проникнуть. Он не может пройти через этот щит святого света.
В то время, как мир прогрессирует в жестокости, никому из нас не нужно льстить себя тем, что мы не будем иметь никаких затруднений. Но эти-то самые затруднения и приводят нас в приемную Всевышнего. Мы можем искать совета Того, Кто есть бесконечная мудрость. Господь говорит: "Призови Меня в день скорби". Он приглашает нас представить Ему все наши затруднения и необходимости и нашу нужду в Божественной помощи. Он повелевает нам быть постоянными в молитве. Так скоро, как встают затруднения, мы должны представить Ему наши искренние, прилежные прошения. Посредством наших настойчивых молитв мы даем свидетельство нашего сильного упования на Бога. Сознание нашей нужды ведет нас к горячей молитве, и наш Небесный Отец трогается нашими молениями.
Часто те, кто терпят упреки или гонение за свою веру, подвергаются искушению думать, что они забыты Богом. В глазах людей они составляют меньшинство. По всей видимости их враги торжествуют над ними. Но пусть они не ожесточают своей совести. Тот, Кто страдал ради них и понес их немощи и печали, не забыл их.
Дети Божий не оставляются одинокими и беззащитными. Молитва двигает руки Всемогущего. Молитвы "побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня... прогоняли полки чужих", - мы узнаем, что это значит, когда услышим записи о мучениках, умерших за свою
веру.
Если мы отдадим наши жизни Ему на служение, мы никогда не можем быть поставлены в положение, которого Бог не предусмотрел для нас. Каково не могло бы быть наше положение, у нас есть Проводник, чтобы указать нам путь, каковы ни были бы наши затруднения, у нас есть Советник; каковы бы ни были наши печали, лишения, одиночество, мы имеем сочувствующего Друга. Если в нашем неведении мы делаем ложные шаги. Он не оставляет нас. Его голос чистый и ясный, слышен говорящим: "Я есмь Путь и Истина и Жизнь". "Он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника".
Господь заявляет, что Он будет прославлен теми, кто приближаются к Нему, кто преданно исполняют Его служение: "Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он".4 Руки Всемогущего простерты, чтобы вести нас вперед и вперед. "Идите вперед", говорит Господь, "Я пошлю вам помощь. Во славу имени Моего вы просите и вы получите. Я буду прославлен перед теми, кто ожидает вашего падения. Они увидят, как славно восторжествует Мое Слово". "И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите".
Пусть все, кто огорчен и с кем поступлено несправедливо, вопиет к Богу. Отвратитесь от тех, у кого сердца, как сталь, и сделайте ваши просьбы известными вашему Создателю. Никто не изгоняется из тех, кто приходит к Нему с сокрушенным сердцем. Ни одна искренняя молитва не теряется. Среди антифонов небесного хора Бог слышит вопли самого слабого человеческого существа. Мы изливаем желание нашего сердца в наших жилищах, мы воссылаем молитву, когда идем в пути, и наши слова достигают престола Монарха Вселенной. Они могут быть неуловимы для человеческого уха, но они не могут умолкнуть или затеряться среди самого деятельного занятия. Ничто не может поглотить желания души. Оно поднимается над шумом улицы к небесным обителям. Это ведь Бог, к Которому мы говорим, и наша молитва слышится.
Вы, кто чувствуете себя наиболее недостойными, не бойтесь вручить ваше дело Богу. Когда Он отдал Самого Себя во Христе за грех мира, Он принял дело каждой души. "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не даруете нам и всего?" Разве Он не исполнит милостивого слова, данного нам для нашего ободрения и подкрепления?
Христос ничего не желает так сильно, как искупить Свое наследие от владычества сатаны. Но прежде, чем мы будем освобождены от власти сатаны извне, мы должны быть освобождены от его власти внутри. Господь допускает испытания для того, чтобы мы могли быть очищены от мирского себялюбия, от грубых, нехристоподобных черт характера. Он допускает глубоким водам печали пройти над нашими душами для того, чтобы мы могли познать Его и Иисуса Христа, Которого Он послал, для того, чтобы мы могли иметь глубокие сердечные стремления быть очищенными от осквернения и могли бы выйти из испытания чище, святее, счастливее. Часто мы входим в горнило испытания с душами, омраченными себялюбием, но, будучи терпеливыми под крестным испытанием, мы выйдем отражающими Божественный характер. Когда Его цель в скорби будет достигнута, "Он выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень".
Нет никакой опасности, что Господь пренебрежет молитвами Своего народа. Опасность заключается в том, чтобы во время искушений и испытаний люди не впали в разочарование и не перестали быть настойчивыми в молитвах.
Спаситель проявил Божественное сочувствие к женщине Сирофиникиянке. Сердце Его было тронуто, когда Он увидел ее печаль. Он страстно желал дать ей немедленную уверенность в том, что молитва ее была услышана, но Он желал преподать Своим ученикам урок, и на время, казалось, Он пренебрег воплем ее измученного сердца. Когда ее вера была проявлена, Он сказал слова повеления и отослал ее прочь с драгоценным благодеянием, о котором она просила. Ученики никогда не забыли этого урока, и он помещен в запись, чтобы показать результат настойчивой молитвы.
Это был Сам Христос, вложивший в сердце матери настойчивость, которая не была бы отвергнута. Это был Христос, Который дал просящей вдове мужество и решимость перед судьей. Это был Христос, Который, несколько веков тому назад, в таинственной борьбе с Иаковом вдохновил Иакова такою же настойчивой верою. И Он никогда не оставит без награды доверие, которое Он Сам вселили.
Тот, Кто обитает в небесном святилище, судит праведно. Ему доставляет больше радости Его народ, сражающийся с искушением в мире греха, чем сонм ангелов, окружающих Его престол.
Вся небесная вселенная проявляет величайший интерес к этой крупинке, миру, потому что Христос заплатил беспредельную цену за души его обитателей. Искупитель мира связал землю с небесами узами соучастия, потому что здесь находятся искупленные Господа. Небесные существа еще посещают землю, как во дни, когда они ходили и разговаривали с Авраамом и Моисеем. Среди деловой деятельности наших огромных городов, среди масс, толпящихся на проезжих улицах и наполняющих торговые центры, где с утра и до вечера люди поступают так, как если бы занятие, спорт и удовольствие были всем для жизни, где так мало размышляющих о невидимой действительности, - даже здесь небо имеет еще своих свидетелей и своих святых. Есть невидимые агенты, наблюдающие за каждым словом и делом человеческих существ. В каждом собрании людей для дела или удовольствия, в каждом собрании людей для богослужения присутствует больше слушателей, чем может быть видимо естественным зрением. Иногда небесные существа отодвигают завесу, скрывающую невидимый мир, чтобы наши мысли могли быть отвлечены от спешки и порыва жизни, дабы поразмыслить о том, что существуют невидимые свидетели всего, что мы говорим или делаем.
Нам нужно лучше понимать, чем мы это делаем, миссию ангела-посетителя. Было бы хорошо подумать, что во всей нашей работе мы имеем сотрудничество и заботу небесных существ. Невидимые армии света и силы посещают смиренных и униженных, которые верят и присваивают обетования Божий. Херувимы, серафимы и ангелы, превосходящие в силе, - десять тысяч раз по десять тысяч и тысячи тысяч, - стоят по правую руку Его, "служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение".
Этими ангельскими вестниками ведутся точные записи слов и дел детей человеческих. Каждый акт жестокости или неправосудия по отношению народа Божия, все, что он принужден переносить от власти злых деятелей, записано на небесах.
"Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защитить их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре".
"Не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит" (Евр.10:35-37). "Вот земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается" (Иакова 5:7-8).
Долготерпение Божие чудесно. Долго ожидает правосудие, пока милость ходатайствует за грешника. Но "правда и суд - основание престола Его" (Псал. 96:2). "Господь долготерпелив", но Он "велик могуществом и не оставляет без наказания; в вихре и буре шествие Господа, облако - пыль от ног Его" (Наум 1:3).
Мир сделался смелым в нарушении Закона Божия. Вследствие Его долготерпения, люди презрели Его авторитет. Они подкрепляли один другого в притеснении и жестокости по отношению к Его наследию, говоря: "Как узнает Бог, и есть ли ведение у Вышнего" (Псал.72:11). Но существует линия, за которую они не могут перейти. Близко время, когда они достигнут установленной грани. Даже теперь они почти достигли пределов долготерпения Божия, границ Его милости, пределов Его благодати. Бог восстанет - чтобы защитить Свою собственную честь, освободить Свой народ и укротить порывы неправедности.
Во дни Ноя люди пренебрегали законом Божиим до тех пор, пока всякое памятование о Творце не ушло с земли. Их нечестие достигло такой высоты, что Господь навел водный потоп на землю и смел ее нечестивых обитателей.
Из поколения в поколение Господь ставил людей в известность о характере Своей работы. Когда наступал кризис, Он открывал Себя и восставал, чтобы воспрепятствовать выработке сатанинских планов. Он часто дозволяет делам народов, семейств и отдельных личностей прийти к кризису, дабы Его вмешательство могло стать заметным. Тогда Он проявлял Себя так, что люди видели, что есть Бог в Израиле, который поддержит Свой закон и защитит Свой народ.
В наше время преобладающего нечестия мы можем знать, что последний, великий кризис близок. Когда вызов закону Божию почти всеобщ, когда Его народ притесняется и преследуется своими ближними, Господь восстанет. Близко время, когда Он скажет: "Пойди, народ Мой, войди в покои твои, и запри за собою двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь, и уже не скроет убитых своих".
Люди, которые называют себя христианами, могут теперь обездоливать и угнетать бедного; они могут грабить вдову и сироту; они могут удовлетворять их сатанинскую ненависть, оттого что они не могут управлять совестью народа Божия, но за все это Бог приведет их на суд. Они получат "суд без милости", потому что они сами не оказали милости. Скоро они предстанут пред Судией всей земли, чтобы представить отчет за страдание, которое они причинили телам и душам Его наследия. Теперь они могут позволять себе ложные обвинения, они могут смеяться над теми, кого Бог назначаил совершать Его дело, они могут подвергать верующих заключению в тюрьмах, отправлять на каторгу, в ссылку, осуждать на смерть, но за каждое страдание, за каждую пролитую слезу, они должны ответить. Бог воздаст им вдвое за их грехи. Относительно Вавилона, символа отступнической церкви, Он говорит Своим сослужителям в деле суда: "Грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее, в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое".
Из Индии, Африки, Китая, с островов морских, от угнетенных миллионов так называемых христианских стран восходит к Богу вопль горя человеческих существ. Этот вопль не долго останется неотвеченным. Бог очистит землю от ее моральной порчи, не морем воды, как во дни Ноя, но морем огня, который не может быть потушен никаким человеческим изобретением.
"Наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени, но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге".
Из чердаков, из шалашей, из тюрем, с эшафотов, с гор и пустынь, из пещер земли и глубин моря Христос соберет к Себе Своих детей. На земле они были унижаемы, преследуемы и мучимы. Миллионы их сошли в могилу отягченные бесславием, потому что они отказались поддаться лживым требованиям сатаны. Человеческими трибуналами дети Божий были осуждены, как тягчайшие из преступников. Но близок день, когда "небеса провозгласят правду Его; ибо Судия сей есть Бог". Тогда решения земли будут пересмотрены. Он "снимет поношение с народа Своего по всей земле". Каждому будут даны белые одежды. И "назовут их народом святым, искупленным от Господа".
Какие бы страдания они не были призваны нести, какие бы утраты ни пережили они, какие бы преследования ни претерпели они, даже до потери их временной жизни, дети Божий будут обильно вознаграждены. Они "узрят лице Его, и имя Его будет на челах их".