Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
ПЕРВЫЕ ПРИНЦИПЫ PDF Печать Email
 

"Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа".


Источник и цель правильного воспитания


"Познание Святого - разум". "Сблизься же с Ним".
Наши представления о воспитании слишком поверхностны и ограничены. Весьма и весьма насущным, в связи с этим, представляется расширение сферы наших знаний в этой области, установка более высоких идеалов. Правильное воспитание вбирает в себя намного больше, чем просто определенный курс обучения. Это значительнее, чем только подготовка к жизни. Воспитание должно охватывать все стороны человеческой личности и определять всю жизнь человека. Правильное воспитание предполагает гармоничное развитие физических, умственных способностей человека с ранних лет его жизни, а также духовное развитие. Правильное воспитание подготавливает каждого к радостному служению в этом мире и ещё более отрадному и высокому служению в жизни вечной.
Источник такого воспитания берет свое начало в Священном Писании и приводит к Вечносущему, "в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (Кол. 23). "У Него... совет и разум" (Иов 12:13).
На нашей планете жили великие учители, люди выдающегося ума и обширного исследовательского труда, чьи достижения преображали науку и открывали нашему взгляду огромные неизученные таинства. Этих людей почитали путеводителями и благодетелями рода человеческого, но есть Тот, Кто стоит выше их. Мы можем проследить жизнь великих учителей мира сего, увековеченных памятью человеческой настолько, насколько позволяют нам это сделать исторические документы, но Свет сиял еще до них. Как Луна и планеты Солнечной системы светят отраженным от Солнца светом, так и великие мыслители мира, пока их учение истинно, отражают лучи Солнца Праведности. Каждый проблеск мысли, каждая вспышка разума и интеллекта исходят от этого Света.
В наше время много говорят о преимуществах "высшего образования". Истинное же "высшее образование" дарует Тот, у Которого "совет и разум" (Нов 12:13) и из уст Которого "знание и разум" (Притч. 2:6).
Источник истинного знания и настоящего развития - в познании Бога. Куда бы мы ни обратились в физической, умственной или духовной сферах, куда бы мы ни посмотрели, удаляясь от греховного, всюду нам открывается это познание. В какую бы область знания мы ни окунулись с искренним желанием дойти до истины, мы обнаружим невидимый и могущественный Разум, пребывающий во всем и везде. Разум человека соприкасается с Разумом Божьим, ограниченный - с Безграничным. Невозможно в полной мере оценить облагораживающее действие такого общения на тело, разум и душу.
Результатом этого общения является самое высокое воспитание. Это установленный Самим Богом метод усовершенствования. "Сблизься же с Ним" (Иов 22:21), - призывает Он человека. Этим словам следовал отец нашего рода Адам. Когда он стоял на земле святого Едема во славе своего безгрешного совершенства, Бог учил его жить именно так.
Чтобы понять, в чем заключается смысл воспитательной работы, нам нужно принять во внимание как природу человека, так и цель Бога в сотворении человека. Нам стоит учесть изменения, происшедшие в человеке, познавшем зло, и уяснить Божий план воспитания грешного человечества.
Сотворенный Адам по своей физической, умственной и духовной природе был подобен Творцу. "Сотворил Бог человека по образу Своему" (Быт. 1:27), чтобы, живя бесконечно, человек с каждым днем все более полно раскрывал образ и отражал славу своего Создателя. Все его дарования могли гармонично развиваться, все его способности и энергия должны были постоянно возрастать. Всеобъемлющей была сфера их воплощения, великолепна область, открытая ему для исследования. Таинства видимой вселенной, "чудное дело Совершеннейшего в знании" (Иов 37:16) привлекали любознательность человека своими загадками. Близкое общение с Творцом было для него огромным преимуществом. Останься он верным Богу, всё было бы так всегда. На протяжении всей своей нескончаемой жизни он приобретал бы новые сокровища знаний, открывал бы свежие источники счастья и получал бы всё более ясное понимание мудрости, могущества и любви Бога. Всё более и более полно осуществлял бы он цель своего сотворения, все совершеннее отражал бы славу Создателя.
Из-за непослушания Творцу он лишился всего этого. Подобие Божье было искажено грехом и почти изглажено. Человек физически ослабел, стал умственно деградировать, духовное видение угасло. Он теперь был подвержен смерти. Но Бог не оставил род человеческий без надежды. Безграничной любовью и милостью был разработан план спасения падшего человека и дарована жизнь с испытательным сроком. Только искупление могло вернуть человеку образ его Творца, возвратить к совершенству, в котором он был сотворён, содействовать развитию его тела, ума и души так, чтобы первоначальный замысел его сотворения мог быть осуществлен. Вот цель воспитания, вот великая цель жизни.
Любовь как основа творения и искупления является движущей силой правильного воспитания. Об этом доступно сказано в законе, данном Богом как руководство в жизни. Первая и наибольшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим" (Лк. 10:27). Любовь к Нему, безграничная, всепоглощающая, пронизывающая всю нашу сущность и разумение и очаровывающая сердце, является непременным условием наилучшего развития всех наших способностей. Это значит, что во всём: в теле, в разуме и в душе - восстановится Божий образ.
Вторая заповедь, так же как и первая, гласит: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22:39). Закон любви призывает нас посвятить себя служению Богу и ближним. Это служение, являясь благословением для окружающих, приносит величайшее благословение нам самим. В основе правильного развития человека лежит бескорыстие. Бескорыстие - залог высочайшей культуры развития всех наших способностей. Только так мы приближаемся к Божественной природе, готовимся к небесному жительству, потому что наши сердца приобретают отпечаток вечности.
Бог - источник истинных знаний, и первой целью нашего воспитания является воспитание стремления к тому, чтобы Он открыл нам Самого Себя. Адам и Ева непосредственно общались с Богом и знали Его по Его делам. Всё, сотворенное в своем первоначальном совершенстве, было выражением замыслов Божьих. Для Адама и Евы природа изобиловала Божественной мудростью. Но преступление прервало доступ человека к Богу, грешник больше не мог общаться со своим Творцом. Сегодня оскверненная грехом земля лишь смутно отражает славу Творца. Однако важно то, что Его целенаправленные уроки не изглажены. На каждой странице грандиозного собрания Его творческих трудов мы по-прежнему находим сотворенное Его рукой. Природа всё ещё вещает о своем Создателе, хотя эти откровения теперь частичны и несовершенны. Наше грешное состояние, ничтожные силы и ограниченное видение не в состоянии объяснить всё правильно. Мы нуждаемся в более полном откровении Его, которое Бог дает нам в Своем писанном Слове.
Священное Писание - совершенный образец истины, данный нам Богом, и поэтому его изучению следует отводить самое важное место в воспитании человека. Чтобы получить воспитание в подлинном смысле этого слова, нам необходимо получить знание о Боге - Создателе и Христе - Искупителе, какими они открываются в Священном Слове.
Каждый человек, сотворенный по образу Божьему, наделен свойствами, схожими со способностями Создателя, - индивидуальностью, способностью думать и действовать. Люди, развивающие эти свои способности, могут нести ответственность, действовать и оказывать влияние на развитие характера других людей. Истинное воспитание и предполагает развитие у человека именно этих качеств, способности думать, а не просто отражать мысли других. Вместо того, чтобы ограничивать свои "исследования изучением того, что сказано и написано людьми, они должны направлять взоры к источникам истины, к обширным просторам, открывающимся для исследований в природе и в Божественном откровении. Пусть они помнят, что они в великом долгу перед своим Искупителем, и знают о своем предназначении, тогда их ум будет постоянно развиваться и укрепляться. Вместо слабовольных студентов учебные заведения будут выпускать творческих людей, умеющих думать и действовать, подчинять себе обстоятельства, а не быть их рабами, людей с широкими взглядами, ясным мышлением и смелыми убеждениями.
Настоящее воспитание дает большие результаты, чем просто развитый ум и физическую подготовленность. Оно облагораживает характер настолько, что истина и честность не приносятся в жертву эгоистичным желаниям или честолюбию, оно ограждает помыслы от зла. Вместо того чтобы предаваться легкомысленным увлечениям и пагубным страстям, воспитанный человек в каждом своем побуждении и желании исходит из принципов добра. Все больше и больше размышляя над совершенством характера своего Спасителя, человеческий ум обновляется, и душа преобразуется по образу Божьему.
Может ли быть воспитание достойнее этого? Может ли что-нибудь сравниться с ним по ценности?
"Не дается она за золото, и не приобретается она за вес серебра. Не оценивается она золотом Офирским, ни драгоценным ониксом, ни сапфиром. Не равняется с нею золото и кристалл, и не выменяешь её на сосуды из чистого золота. А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов" (Иов 28:15-18).
Выше самых высоких человеческих устремлений Божий идеал для Его детей. Благочестие, богоподобие - вот цель, к которой следует стремиться. Перед учащимся здесь открывается путь постоянного прогресса. У него есть цель для достижения, образец для подражания, который включает в себя все доброе, чистое и благородное. Он добьется значительных успехов в достижении истинного знания. Но его усилия будут сосредоточены на предметах настолько более высоких, чем эгоистичные и временные интересы, насколько небеса выше земли.
Тот, кто содействует Божественной цели и стремится передавать подрастающему поколению знания о Боге, кто способствует формированию характера в гармонии с Творцом, тот совершает великое и благородное дело. Пробуждая желание уподобиться Божьему идеалу, такой учитель предлагает воспитание обширное, как небеса, и всеобъемлющее, как Вселенная, воспитание, которое не окончится с этой жизнью, а будет совершенствоваться в вечной жизни, это воспитание гарантирует успевающим доступ из подготовительной школы на земле в высший класс, небесную школу.


Школа в Едеме


"Блажен человек, который снискал мудрость".
Образец воспитания, заложенный при сотворении, является примером для человека на протяжении всей истории земли. Школа основанная в Едеме, райском доме наших первых родителей, была иллюстрацией Его принципов. Едемский сад представлял собой обширный класс, природа - учебник, Сам Создатель был Учителем, а родители всех человеков - учащимися.
Сотворенные, чтобы быть "образом и славой Божией" (1 Кор. 11:7), Адам и Ева получили дарования, достойные их высокого предназначения. Красивые, стройные, с правильными и прекрасными чертами лица, здоровые, светящиеся радостью и надеждой, они внешностью походили на своего Творца, но это сходство проявлялось не только внешне. Все их умственные и душевные дарования отражали славу Создателя. Наделенные незаурядными умственными и духовными дарами, лишь немного уступая ангелам (см. Евр. 2:7), Адам и Ева могли не только распознавать чудеса обозримой вселенной, но также понимали свою нравственную ответственность и обязанности.
"И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая" (Быт. 2:8, 9). Здесь, среди безгрешной чарующей природы, наши первые родители обретали знания.
Испытывая безмерную любовь к Своим детям, наш Небесный Отец воспитывал их лично. Часто, прогуливаясь по саду в прохладе дня, они слышали Его голос и лицом к лицу общались с Вечносущим, а также с Его святыми ангелами, от которых получали советы и наставления. Божьи планы об их будущем были "намерениями... во благо, а не на зло" (Иер. 29:11) и являлись для них высочайшим добром.
Адаму и Еве было поручено ухаживать за садом, "возделывать его и хранить его" (Быт. 2:15). Владыка Вселенной мог дать им все богатства, но они не должны были быть только потребителями. Полезные занятия были для них благословением, укрепляли тело, развивали характер и умудряли.
Книга природы открывала перед ними живые уроки, давала им неистощимый источник знаний и наслаждения. Каждый листочек в лесу и каждый камень в горах, каждая светящаяся звезда, земля и море носили отпечаток Божьей славы. Жители Едема общались и с одушевленными, и с неодушевленными творениями: деревьями, цветами, со всяким живым существом, и тайна каждого из них - от водных громад до пылинки в солнечном луче - раскрывалась в их сознании. Божья слава, отражающаяся на небесном своде и в бесчисленных мирах с их регулярным круговым вращением, "равновесие облаков" (Иов 37:16), тайны света и звука, дня и ночи - всё было предметом изучения учащимися первой земной школы.
Законы и явления природы и те великие принципы истины, которыми управляется духовная вселенная, - открывались им безграничным разумом Автора всего. В свете "познания славы Божией" (2 Кор. 4:6) развивались их умственные и духовные способности, и они вполне осознавали высочайшее удовольствие своего святого бытия.
Не только Едемский сад, но и вся сотворенная Создателем земля была чрезвычайно прекрасна. Ни одно пятнышко греха, ни даже легкая тень смерти не настораживали прекрасное творенье. "Покрыло небеса величие
Его, и славою Его наполнилась земля" (Лее. 3-3) "При общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божий восклицали от радости" (Иов 38:7). Такой была земля - достойный символ Того, Который "многомилостив и истинен" (Исх. 34:6). Едемский сад - вот какой Бог желал видеть всю землю, это являлось Его целью чтобы человеческая семья, увеличиваясь численно, воздвигала дома и школы, подобные той, которую создал Он Таким образом, со временем вся земля могла бы наполниться домами и школами, где изучались бы слова и дела Божьи и где учащиеся всё более и более полно могли бы отражать свет знания Его славы на протяжении бесчисленных веков.


Познание добра и зла


"Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога". "И омрачилось несмысленное их сердце".
Хотя наши прародители сотворены были непорочными и святыми, вероятность греха все же не исключалась. Бог мог создать их послушными роботами, неспособными нарушать Его установления, - но как бы в таком случае свободно развивался характер? Их жизнь и поступки были бы не добровольными, а вынужденными... Творец наделил человека правом выбора: правом следования Его воле или отказа от повиновения. И чтобы получить обильные благословения, которыми Бог желал одарить первых людей, их любовь и верность должны были быть испытаны.
В Едемском саду было "дерево познания добра и зла... И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него" (Быт. 2:9-17). Это было волей Божьей, чтобы Адам и Ева не узнали зла. Познание добра было получено ими в полной мере, а познание зла - греха с его последствиями: изнурительным тяжким трудом, беспокойными хлопотами, разочарованием и горем, болью и смертью, - это было сокрыто из любви к ним.
В то время как Бог все устроил во благо человека, сатана жаждал его погибели. И вот Ева, пренебрегая предостережением Господа о запретном дереве, рискнула приблизиться к нему и заговорила с врагом. Он вызвал её интерес необычным образом, исподволь внушая недоверие к мудрости и добродетели Творца. На утвердительный ответ Евы о запрете вкушать от дерева познания - "сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть" - змей-искуситель ответил: "Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт. 3:3-5).
Сатана хотел представить дело так, как будто познание добра и познание зла будет большим благословением, а запрет Бога вкушать плод дерева - сокрытием огромного блага. Он убеждал Еву, что Бог запретил есть этот плод из-за содержащихся в нем чудесных свойств, наделяющих мудростью и дарованиями, что Бог хочет ограничить их в достижении более превосходного развития и большего счастья. Он сказал, что сам ел запретный плод и приобрёл дар речи, и что если она тоже попробует его, то достигнет более высокой ступени развития и приобретет более широкие познания.
Утверждая, что он получил огромное благо, отведав плод запретного дерева, сатана скрыл то, что, согрешив, он был изгнан с небес. Он так ловко замаскировал ложь под правдивую маску, что Ева, зачарованная и обольщённая, не почувствовала обмана. Ей захотелось отведать то, что Бог запретил. Она засомневалась в мудрости Творца. Она отбросила веру - ключ к знаниям. Видя только, "что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела". Плод был приятен на вкус, ей казалось, что она почувствовала вливающуюся живительную силу, и вообразила себя входящей в более высокое состояние существования. Согрешив, она стала искусительницей мужа: "и он ел" (Быт. 3:6).
"Откроются глаза ваши, - сказал враг, - и вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт. 3:5). Теперь их глаза, действительно, открылись; но каким печальным было это открытие! Познание зла и проклятие греха - это все, что получили отступники. Сам плод не был отравляющим, и не аппетит был грехом. Грех заключался в недоверии Божьей любви, в неверии Его слову, в отвержении Его авторитета, именно это и открыло дверь лжи и греху всякого рода. Так наши прародители стали грешниками.
Человек потерял всё, потому что предпочёл слушаться обманщика, а не того. Кто есть Истина, у Которого - разум. Из-за смешения зла и добра человеческий разум стал деградировать, умственные и физические способности притупились. Люди больше не дорожили теми благами, которыми Бог так обильно их наделял.
Адам и Ева предпочли зло, и утраченное добро они должны были теперь достигать при неблагоприятных условиях, ими же навлеченных. Они не могли больше жить в Едемском саду, совершенство которого было не приспособлено для тех уроков, которые им предстояло получить. В невыразимой печали они прощались с прекрасным садом и уходили туда, где все покрылось проклятием греха.
Бог сказал Адаму: "За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: "не ешь от него", проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься" (Быт. 3:17-19).
Хотя земля была проклята, природа всё ещё оставалась учебником для человека. Только теперь грех омрачал все окружающее, он портил землю и море, осквернял воздух своим дыханием. Там, где раньше был начертан только характер Бога, познание добра, теперь был виден отпечаток и характера сатаны, познание зла. В природе, которая теперь носила отпечаток добра и зла, человек постоянно встречал последствия греха.
В увядании цветка, в падении листьев Адам и его спутница обнаруживали первые признаки упадка. Сознание того, что каждое живое существо обречено на смерть, угнетало их мысли. Даже воздух, от которого зависела их жизнь, веял смертью.
Они постоянно вспоминали об утраченном. Среди всех земных творений Адам был самым совершенным созданием, и пока он оставался верным Богу, вся природа была подвластна ему. Теперь, когда он согрешил, это преимущество быть властелином исчезло. Мятежный дух распространился и на животных, они больше не подчинялись ему. Итак, не только жизнь человека, но и мир животных, лесные деревья, полевая трава, сам воздух, которым все .дышало, - свидетельствовали о печальном уроке познания зла.
Но человек не был оставлен на произвол последствий греха, который он избрал. В приговоре, вынесенном сатане, была надежда на искупление. "И вражду положу между тобою и между женою, - сказал Бог, - и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:15). Этот приговор, произнесенный в присутствии первых людей, стал для них обетованием. Прежде, чем услышать о терниях и волчцах, о тяжком труде и скорби, которые станут их участью, или о прахе, в который они возвратятся, Адам и Ева услышали слова, вселившие в них надежду. Всё, что они потеряли, поддавшись сатане, будет возвращено им жертвой Христа.
Природа вторит этому обетованию; искаженная грехом, она вещает не только о сотворении, но и об искуплении. Хотя земля несет следы проклятия, она всё ещё богата и прекрасна своей животворной силой. Деревья сбрасывают листья только для того, чтобы облачиться в более свежую зелёную листву; цветы засыпают, чтобы расцвести в новой красе; в каждом штрихе содержится уверенность в том, что мы можем быть вновь сотворены в "праведности и святости истины" (Еф. 4:24). Таким образом, все явления в природе, которые напоминают нам об утерянном, становятся для нас вестниками надежды.
По мере распространения зла все отчетливее слышен голос нашего Отца, зовущий Своих детей посмотреть на последствия греха, предлагающий им избегать зла и приглашающий их обрести добро.


Взаимосвязь воспитания и искупления


"Дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа".
Грех разорвал связь человека с его Творцом. Человек был обречен на вечное разделение с Богом, на темноту нескончаемой ночи, если бы не был разработан план искупления. Благодаря жертве Спасителя связь с Богом снова возобновилась. Мы лично не можем жить в Его присутствии; грешники не могут смотреть на лицо Бога, но мы можем видеть Его и общаться с Ним через Иисуса - Спасителя. Свет "познания славы Божией" открывается "в лице Иисуса Христа". Бог "во Христе примирил с Собою мир" (2 Кор. 4:6; 5:19).
"И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины". "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Ин. 1:14; 1:4). Жизнь и смерть Христа, цена нашего искупления, не являются для нас только обетованием и даром жизни: это не только средство нового открытия для нас сокровищ мудрости; они являют более широкое и высокое раскрытие Его характера в сравнении с тем, который знали святые люди в Едеме.
Христос, открывая перед человеком вечную жизнь, побуждает его сердце стремиться к небесам. Грех не только разделяет нас с Богом, но уничтожает в человеческой душе желание и способность познавать Его. Христос пришел на землю, чтобы устранить всё соделанное грехом. Он наделен властью восстановить парализованные грехом способности нашей души, омраченный разум, извращенную волю. Он открывает перед нами богатства вселенной и дарует способность оценить и получить эти сокровища.
Христос - "Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин. 1:9). Как благодаря Христу каждый человек имеет жизнь, так через Него каждая душа получает луч Божественного света. Не только интеллектуальная, но и духовная сила, понимание справедливости, желание добра существуют в каждом сердце. Но против этих добрых принципов борются антагонистические силы. Последствия зла очевидны в жизни каждого человека, потому что в самой природе его утвердилась склонность ко греху, которую без помощи свыше он не может победить. Одержать верх над силами зла, достичь того идеала, к которому человек в глубине души стремится как к единственно достойному, может помочь только Христос. Сотрудничество с силой Христа - величайшая нужда человека. Не должно ли это быть высочайшей целью воспитания?
Настоящего учителя не удовлетворяет посредственная работа. Он не довольствуется обучением учащихся на обычном уровне - не на высочайшем, которого они могут достичь. Он не ограничивается передачей им только технических знаний, воспитывая их как будущих умных бухгалтеров, умелых ремесленников, успешных торговцев. Его цель - привить им вечные принципы истины, послушания, чести, честности и чистоты, принципы, которые придадут им силы для духовного обновления общества. Настоящий учитель научит их великому жизненному уроку бескорыстного служения.
Эти принципы станут животворной силой в формировании характера благодаря душевному единению с Христом и следованию Его мудрости как руководству в жизни. Ощутив единство с Христом, учащийся обретет источник мудрости. Он откроет для себя благороднейшие цели бытия, будет постоянно совершенствоваться для жизни в этом мире. И воспитывая себя, обретая все лучшее здесь, он будет стремиться к вечности.
Воспитание я искупление - в высочайшем смысле одинаковые понятия, так как в воспитании, как и в искуплении "никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос". "Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота" (1 Кор. 3:11; Кол. 1:19).
В любых условиях подлинное воспитание согласуется с целью Создателя, с планом Едемской школы. Если Адам и Ева получали наставление непосредственно от самого Бога, то мы познаем свет Его славы в лице Христа.
Великие принципы воспитания неизменны, "тверды на веки и веки" (Пс. 110:8), потому что это принципы Божьего характера. Помочь учащемуся понять эти принципы, помочь ему возобновить связь с Христом, которая станет для него руководящей силой в жизни, - вот к чему должен постоянно стремиться учитель. Только такой учитель является соработником Христа.