РАЗДЕЛ IX. ЧТЕНИЕ И МУЗЫКА |
Юноши и девушки! Читайте книги, которые дают вам истинное знание и являются благословением для всей семьи. Скажите себе твердо: «Я не буду отдавать драгоценные минуты на чтение того, что не приносит мне никакой пользы, а только мешает служить другим. Лучше я буду уделять своё время и силы собственному приготовлению, чтобы, как можно успешнее потрудиться в деле Божьем. Я стану закрывать глаза на всё легкомысленное и греховное. Мои уши принадлежат Господу, поэтому я не стану прислушиваться к коварным нашёптывания» врага. Мой голос не будет орудием того, кто не находится под влиянием Духа Божьего. Моё тело — храм Святого Духа, и все силы моего естества я подчиняю благородной цели». Св. 7.64. [271] 88. Выбор книг для чтенияОбразование — это ничто иное, как подготовка физических, умственных и духовных сил человека для наиболее удовлетворительного исполнения житейских обязанностей. Выносливость и сила ума ослабевают или укрепляются в зависимости от того, как они используются. Ум должен быть настолько дисциплинированным, чтобы все его способности развивались равномерно. Многие молодые люди увлекаются книгами. Они стараются читать всё, что попадает им под руку. Они должны обращать внимание на то, что читают, равно как и на то, что слушают. Они находятся в величайшей опасности потерять свою святость через чтение развратных книг. В распоряжении сатаны есть тысячи путей как лучше возбудить ум молодых людей. Поэтому они должны бодрствовать над собой каждое мгновение и следить за своими мыслями, чтобы не быть увлечёнными искушениями врага. Влияние Занимательной Литературы Сатана знает, что разум человека во многом зависит от той пищи, какой он питается. Он старается увлечь и молодёжь и взрослых чтением сказок, небылиц и тому подобной литературы. Читатели таких книг делаются неподготовленными к житейским обязанностям, ожидающим их. Они живут призрачной жизнью, не имея никакого желания исследовать Священное Писание и питаться небесной манной. [272] Таким образом разум, нуждающийся в подкреплении, ослабевает и теряет способность исследовать великие истины, относящиеся к миссии и работе Христа, те истины, которые укрепляют разум, пробуждают воображение и зажигают в нас неодолимое искреннее желание одержать победу по примеру Христа. Враги Духовного Если бы литература, подобная нынешней, не появилась на свет, то прекратилась бы та зараза, которая сегодня совершает свою опустошительную работу над человеческим разумом и сердцем. Книги про любовь, легкомысленные, завлекательные повести и даже литература, называемая религиозными романами, в которых автор выводит нравоучение, — эти книги являются проклятием для читателей. Иная книга, быть может, и проникнута религиозными чувствами, но в большинстве случаев это сатана, прикрытый ангельскими одеждами, чтобы легче ему было совершать свой обман. Никто так не стоит за правду и не хранит себя от искушений, как те, которые воздерживаются от чтения подобных книг. Чтение художественной литературы приводит к разрушению духовного и неспособности видеть красоту священных страниц Библии. Оно возбуждает в человеке нездоровые чувства, лихорадочное воображение, лишает его ум работоспособности, отвлекает душу от молитвы и духовных упражнений. Бог наделил молодых людей высшими интеллектуальными и духовными способностями. Но слишком часто их оставляют в бездействии и разум слабеет. Их беспорядочное чтение приводит к тому, что в течение многих лет они не возрастают в благодати и Богопознании. [273] Ожидающие скорого пришествия Господа и надеющиеся на чудную перемену, когда «смертное сие облечётся в бессмертие», должны занять более возвышенную позицию. Мои юные друзья! Спросите самих себя, какое влияние оказывает на вас чтение художественных книг? Можете ли вы после такого чтения открыть Библию и с увлечением читать Слова Жизни? А может быть после этого Книга Божья кажется вам неинтересной? Книги про любовь, овладевая вашими мыслями, дают нездоровое направление вашему разуму: они делают его неспособным задерживаться на важных торжественных истинах, касающихся вашего спасения. Раз и навсегда откажитесь от пустого чтения. Оно не будет содействовать укреплению ваших духовных сил. Напротив, оно посеет в вашем сознании чувства, развращающие ваши мысли и уводящие вас от Иисуса и Его драгоценных уроков. Ограждайте свой разум от всего, что способно его вести в ложном направлении. Не обременяйте его чтением легкомысленных вздорных рассказов, что не ведёт к укреплению его духовных сил. Какую пищу мы даём нашему уму, такими будут и наши мысли. Книга Книг Духовная жизнь человека обнаруживается в характере книг, которые человек избирает для чтения в минуты отдыха. Чтобы иметь трезвый ум и придерживаться здравых религиозных принципов, молодые люди должны жить в общении с Богом посредством Его Слова. Указывая вам путь ко спасению через Христа, Библия ведёт вас к возвышенной, лучшей жизни. [274] Она содержит в себе самую интересную и самую поучительную историю человечества, когда-либо написанную людьми. Те, чьи мысли не извращены чтением светской литературы, считают Библию самой интересной из всех книг. Библия — это Книга книг. Если вы любите Слово Божье, исследуя его при всякой возможности, чтобы овладеть его драгоценными истинами и приготовиться к добрым делам, тогда будьте уверенны, что Иисус рядом с вами. Чтение Священного Писания от случая к случаю без серьёзного стремления применить в своей жизни урок Христа — недостаточно. В Слове Божьем есть сокровища, которые можно добыть только одним путём: постоянным исследованием и глубоким размышлением. Плотской человек отвергает истину, но в душе обращённого происходит чудная перемена. Книга, которая раньше была непривлекательной, потому что свидетельствовала против грешника, отныне становится пищей для души, радостью и утешением жизни. Её священные страницы связаны лучом Солнца Правды, и от них веет действием Духа Святого на сердца Человеческие... Все, кто увлечён чтением легкомысленных книг, обратите внимание на вернейшее пророческое Слово. Возьмите в руки Библию — историю Ветхого и Нового Заветов. Чем чаще и прилежнее вы будете исследовать Библию, тем прекраснее она будет для вас и тем меньше будет у вас желания читать другие книги. Соедините свою жизнь с этой драгоценной книгой. Она будет для вас верным другом и надёжным путеводителем. ЯМ. 9.10.1902. [275] 89. Пример ефесянКогда ефесяне обратились, они изменили свои вкусы и привычки. Под влиянием Святого Духа они сразу включились в дело Божье и оставили всякое волшебство. Они пришли ко Христу, исповедали свои грехи и явили пример добрых дел. Их сердца наполнились святой ревностью к Богу и ненавистью к волшебным книгам, в которых разъясняются сатанинские методы обольщения. Они твердо решили: более не служить лукавому и, собрав все дорогостоящие тома, публично сожгли их. Таким образом, они проявили свою искренность в обращении к Богу... Книги, которые ефесяне предали огню после того, как уверовали в Евангелие, раньше были для них святыней: они доверяли им свой разум и свою совесть. Они могли бы продать их, но таким образом зло только увековечилось бы. Они прониклись отвращением к сатанинскому искусству и возненавидели знание, которое они извлекли из волшебных книг. Я хочу спросить молодых людей, знакомых с истиной: предали ли вы огню свои волшебные книги? Современное Волшебство Мы не желали приписать вам то зло, в котором повинны ефесяне, или утверждать, что вы по примеру их занимаетесь волшебством. [276] Нет, мы не говорим, что вы посвящены в тайны вызывания умерших и имеете общение с нечистыми духами. Но не связаны ли вы с зачинщиком всякого зла и изобретателем всех дьявольских тайн? не прислушиваетесь ли вы к нашёптываниям бога мира сего, князя, господствующего в воздухе? Разве вы не поддаётесь его обольщению и не делаетесь его орудием в исполнении того, что было вашей пищей до обращения? Разве вы не исполняете его коварных планов и не поддерживаете общения с падшими ангелами, постигая от них искусство обольщения своей души и душ других людей? Что вы думаете о волшебных книгах? Что вы читаете и как проводите своё время? Стремитесь ли вы исследовать священные страницы Библии, чтобы слышать голос Божий, обращённый к вам? Мир наводнён книгами, сеющими семена неверия и сомнения. Увлекаясь ими, вы невольно воспринимаете те выводы, которые проникнуты духом волшебства. Они стараются вычеркнуть из вашего сознания Живого Бога и отделить вашу душу от истинного Пастыря. Разум, Неспособный Мыслить о Небесном Книги, которые вы читаете, изобретены агентами сатаны с тем, чтобы обольстить ваш разум теориями, рождёнными во время сборищ сатанинских, и научить вас служить злому с сатанинским достоинством. [277] Как много книг с неверующим уклоном, рассчитанных на то, чтобы сеять сомнения! Они пропитаны сатанинским ядом, заражая душу читателя смертельной духовной болезнью. Сколько в мире печатной продукции, наполненной всевозможным безумием и вымыслом и, таким образом, отвлекающей человека от истины и благочестия! Вот так разум верующего делается неспособным мыслить о небесном, неспособным к терпеливому, настойчивому исследованию Священного Писания, которое является путеводителем, направляющим вас в Царство Божье. Много пишется о том, как приобрести земные сокровища, как будто богатство мира сего является пропуском на Небо. Сколько написано объёмистых томов по истории, в которых описываются отважные и хвастливые деяния людей! Но их жизнь, увы, не является даже слабым светильником, указывающим путь к лучшей стране! Книги, Уводящие с Праведного Пути О, сколько в мире книг, описывающих войны и кровопролития, и уводящих молодых людей с праведного пути! Рядом с читающими находится сатана, зажигая их воинственным духом того, о ком они читают; тогда в их жилах закипает кровь, и они готовы на свершение самых жестоких поступков. А сколько безнравственных книг, рождающих в людях порочные желания и слепые страсти, уводящие их от всего чистого и святого! Сколько книг, проникнутых духом волшебства, в которых образы и картины носят отпечаток того, кто некогда на Небе был осеняющим Херувимом... [278] Сбросьте с Себя Чары Сатанинского Волшебства Мне хочется спросить вас: «Когда, наконец, вы расстанетесь с сатанинскими книгами и будете готовы бросить их в огонь?» Среди сборищ сатанинских есть заманчивые места, где поощряется всякий порок и почитается всякая распущенность. Но там присутствует невидимый свидетель, свидетельствующий, что делается во тьме. В обществе гордых, тщеславных и упивающихся весельем людей председательствует сам сатана. Это он — главный зачинщик всякого праздного и безнравственного веселья. Но его люди не видят, потому что он тщательно скрывает своё лицо. Проявление волшебства мы замечаем на каждом шагу. Мир и церковь находятся под влиянием того, кто заставляет людей делать то, о чём они не подозревают. Если бы они видели те дела, которые им придётся совершить, они бы пришли в изумление, как в своё время изумился Азаил (4 Цар. 8, 11-13), когда пророк предсказал ему его будущее... Каждый мужчина и женщина, и каждое дитя, которые не находятся под водительством Духа Божьего, испытают на себе влияние сатанинского волшебства. Словами и примером сатана совращает их с истинного пути. Когда на сердце человека действует преобразующая благодать Христа, тогда в нём загорается справедливое негодование против греха, который так долго не давал ему оценить все преимущества спасения, которое Бог приготовил для него. Тогда он принесёт в жертву всего себя: и свой дух, и душу, и тело и по милости Божьей будет удаляться от общения с сатаной. Он, подобно ефесянам, осудит всякое волшебство и порвёт малейшую нить, соединяющую его с сатаной. Он сложит знамя тьмы и встанет под обагрённое Кровью знамя Князя Жизни. А все книги, проникнутые духом волшебства он сожжёт в огне. ЯМ. 16.11.1883. 90. Духовная пищаЧто должны читать наши дети? Это серьёзный вопрос, требующий серьёзного ответа. Меня удручает то, что в христианских домах читаются газеты и журналы, в которых печатаются различные рассказы и повествования, не оказывающие доброго влияния на разум. Я замечаю, как у некоторых людей таким образом воспитывается вкус к художественной литературе. Они имели преимущество слышать истины Слова Божьего и познакомиться с основаниями нашего вероучения. Но они достигли своего совершенства, не имея истинного благочестия в своём сердце. Этим молодым людям необходимо при созидании своего характера использовать самый лучший материал: любовь, страх Божий и познание Христа. Но многие не имеют ясного понимания истины, как она открывается истинно верующим в Иисусе. Их разум всё время жаждет чего-то нового и необыкновенного. Они живут в призрачном мире и не способны выполнять житейские обязанности. К Чему Ведёт Чтение Художественных Книг Я вижу, как многие родители в этом отношении не ставят своим детям никаких ограничений. Такие дети, где бы они ни находились: у себя на родине или за границей, всегда либо слишком шумны и суетны, либо вялы и безразличны и не способны говорить о чём-либо серьёзно; предметом их разговора всегда служат банальные вещи. Духовные способности, предназначенные для возвышенных целей, таким образом притупляются. Человек привыкает мыслить о пошлых предметах и уже не имеет ни способности, ни желания стремиться к чему-то более высокому. Размышление и беседа о духовном ему кажутся неприятными. Духовная пища, к которой он развил такое вожделение, рождает в нём развратные мысли. Я испытываю искреннее сочувствие к этим душам, видя, как они много теряют, пренебрегая благоприятными возможностями приобрести познание о Христе, в Котором сосредоточена надежда вечной жизни. Как много драгоценного времени тратится напрасно, тогда как его можно было бы посвятить исследованию того, как велика и неизмерима благодать Господня. [280] Я лично знаю тех, которые потеряли здравое направление мыслей именно из-за чтения вредной литературы. Они проводят свою жизнь в болезненном воображении, преувеличивая каждую неприятность. То, на что здравый рассудительный человек не обращает никакого внимания, является для них непосильным испытанием и непреодолимым препятствием. Жизнь им всегда представляется в мрачных тонах. Кто привык читать только увлекательные и интересные книги, подтачивают свои духовные силы и делаются неспособными к серьёзному размышлению и исследованию. Есть мужчины и женщины, уже находящиеся на склоне жизни, но продолжающие испытывать на себе все отрицательные последствия неумеренного бесконтрольного чтения. Привычка, которую они выработали в детстве, возрастает и укореняется в них по мере того, как они взрослеют, и все старания расстаться с, ней имеют лишь незначительный успех. Многие никогда не могут восстановить в себе первоначальной силы и ясности ума. Все попытки стать настоящими христианами остаются только в мечтах. Продолжая увлекаться вышеупомянутой литературой, они не могут быть похожими на Христа. [281] Не менее пагубно влияние подобного рода литературы и на физическое здоровье человека. Нервная система страдает от напряжённого и беспорядочного чтения. В некоторых случаях молодых людей и даже людей зрелого возраста постигает удар паралича только из-за чрезмерного чтения. Мысли таких людей находятся в непрерывном возбуждении, пока деликатный механизм мозга не ослабеет настолько, что он не может более функционировать, в результате этого происходит паралич. Духовное Опьянение Когда в человеке формируется привычка к сенсационному повествованию, тогда его нравственный вкус становится извращённым. Его ум получает удовлетворение только в том случае, когда он питается нездоровой пищей. Я видела девушек, считающих себя христианами, которые были поистине несчастными, если им в руки не попадался какой-нибудь новенький роман. Ум жаждал всё более сенсационного, подобно тому, как пьяница жаждет всё более крепких напитков. Эти девушки не проявляли никаких признаков духовной ревности. От них не исходил тот небесный свет, который мог бы привести их товарищей к источнику истинного познания. У них не было глубокого религиозного опыта. Если бы перед их взором постоянно не было развращающей литературы, у них была бы надежда исправиться. Но они жадно тянулись к таким книгам и постоянно питались этой «пищей». Я с горечью вижу, как молодые юноши и девушки таким образом делают себя непригодными к этой жизни и не в состоянии приобрести тех знаний, которые бы приготовили их к вечной жизни в небесном обществе. Нельзя иначе назвать их состояние, как «духовное опьянение». Неумеренное чтение также вредно действует на разум, как и неумеренная еда и питьё. [282] Лекарство от Вредного Чтения Чтобы успешнее всего бороться с этим злом, необходимо приготовить почву ума. Заботливо и зорко надо следить за воспитанием своего ума, стремясь посеять в нём драгоценные Библейские истины. Господь в Своей великой милости явил нам в Священном Писании правила святой жизни... Он вдохновил святых мужей написать для нашего блага наставления, касающиеся тех опасностей, которые встречаются нам на пути, и как лучше избегать их. Те, которые повинуются Его указанию исследовать Священное Писание не окажутся в неведении относительно этого предостережения. Живя среди опасностей последних дней, каждый христианин должен хорошо знать основание своей веры и упования, а знание это доступно каждому. Если мы будем возрастать в благодати и познании нашего Господа Иисуса Христа, перед нами откроются необъятные горизонты нового и неизведанного. ХВ. 123-126.1890. Первые Шаги Ко Греху Прежде, чем христианин совершит открытый грех, в его сердце происходит длительная подготовка, о которой ничего не знает мир. Переход от чистоты и святости к разврату и преступлению в разуме не происходит внезапно. Люди, созданные по образу Божьему, приобретают зловещий сатанинский образ не сразу, а постепенно. Взирая на чей-либо образ, мы преображаемся в тот же образ. Лелея в себе нечистые мысли, человек может так воспитать свой ум, что тот грех, который он прежде ненавидел, теперь становится приятен ему. ПП. 459. [283] 91. Библия — самая интересная книгаМолодёжь и взрослые пренебрегают Библией. Они не делают её предметом своего исследования и правилом своей жизни. Особенно повинна в этом молодёжь. Большинство из них находит время для чтения других книг, а Книга, которая указывает путь к вечной жизни, исследуется ими лишь от случая к случаю. Они с увлечением читают всевозможные занимательные рассказы и повести, а Библия оказывается в пренебрежении. А ведь эта Книга — Путеводитель к возвышенной святой жизни. Если бы разум молодых людей не был развращён чтением различных вымыслов, они бы объявили Библию самой интересной книгой в мире. Если юноши пренебрегают самым глубоким Источником мудрости — Словом Божьим, тогда их молодой разум не способен подняться до самого высокого уровня совершенства и благородства. Сознание того, что мы живём в Божьем мире, в присутствии Творца, что мы созданы по Его подобию, что Он любит нас и заботится о нас — является чудной темой для нашего размышления. Это обогащает наши мысли и направляет их на возвышенный и святой путь. Кто открывает свой ум и сердце для размышления над этими возвышенными темами, тот никогда не будет мыслить о низменном и земном. Поистине трудно переоценить стремление к совершенному познанию Священного Писания. Богодухновенное Писание способно умудрить нас ко спасению, делая каждого человека совершенным, готовым к добрым делам (2 Тим. 3, 15-17). Таким образом, Библия с нашей стороны достойна самого благоговейного внимания. [284] Мы не должны довольствоваться поверхностным знанием, наша задача — проникнуть в недра Слова Божьего, чтобы черпая из его несметных запасов, утолить нашу духовную нужду. С РУС. 138,139. Изображение Греха Мудрым людям не следовало бы читать популярных книг, издаваемых и распространяемых в расчёте на получение денежной прибыли. В таких книгах есть нечто сатанинское. Душераздирающие рассказы о преступлениях и жестокостях пленяют многих до такой степени, что ради известности они готовы пойти на совершение самых злодейских поступков. Распущенность и разврат, описываемые в некоторых, так называемых исторических сочинениях, действуют подобно закваске на умы многих, заставляя их подражать отрицательным героям. Книги, в которых изображаются сатанинские действия людей, делают зло распространённым явлением. Оно укореняется в сознании тех, кто переживает эти сцены страхов и ужасов. Но кто верит истине для настоящего времени, не должен участвовать в них даже мысленно. Когда ум питается извращённой пищей, тогда мысли человека делаются низменными и нечистыми. СРУС. 133, 134. [285] 92. Охраняйте дверь сердца своего«Более всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источник жизни» — говорит Екклесиаст. Каков человек сам в себе, таков он и будет в жизни. Сердце должно обновиться Божьей благодатью, в противном случае стремление человека очистить свою жизнь от всякой нечистоты будет напрасным. Кто пытается воспитать в себе благородный, добродетельный характер без благодати Христа, тот строит свой дом на песке. Когда придёт буря искушений, он падет. Пусть молитва Давида станет прошением каждого сердца: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Сделавшись причастниками Божьего дара, мы должны достигать совершенства силой Божьей через веру. Однако, чтобы противостоять искушению, мы должны прилагать усилия. Те, которые не желают быть жертвой сатанинских козней, должны тщательно охранять дверь своего сердца. Они не должны читать, смотреть и слушать то, что внушает нечистые мысли. Наши мысли не должны задерживаться на тех предметах, которые подкладывает нам враг нашей души. «Препояшьте чресла ума вашего, — говорит апостол Пётр, — бодрствуйте... и не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас святого и сами будьте святы во всех поступках». А вот слова апостола Павла: «Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». [286] Для этого необходимы серьёзная молитва и непрестанное бодрствование. Мы должны всецело полагаться на помощь Святого Духа, который направит наш разум к горнему и научит нас размышлять только о чистом и святом. А мы со своей стороны должны с прилежанием исследовать Слово Божье. «Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по Слову Твоему». «В сердце моём, — говорит псалмист, — сокрыл я Слово Твоё, чтобы не грешить пред Тобою». ПП. 460. Плевелы и Пшеница Дорогие юноши! не увлекайтесь чтением журналов, где преподносятся всякие художественные вымыслы. Отложите романы в сторону... Хорошо было бы очистить ваши дома от несерьёзных книг и журналов, которые есть изобретение сатаны. Молодёжь не должна отравлять свой разум такой пищей. Что общего у плевел с пшеницей? Пусть каждый, считающий себя последователем Христа, читает только то, что истинно и что имеет непреходящую цену. Мы должны приготовиться к выполнению торжественных обязанностей и направить свои усилия на спасение мира... Ввиду величайшей работы, которую нам предстоит совершить, как можно тратить драгоценное время и данные Богом средства на то, что не служит для нашего блага и не ведёт к славе Божьей? ЯМ. 14.8.1906. [287] 93. Созидание христианского характераЕсть жизненно важные книги, на которые наши молодые люди не обращают внимания. Эти книги не привлекают их, потому что в сравнении с другой литературой они кажутся им менее интересными. Мы советуем молодым людям начать чтение книг, которые помогут им в созидании христианского характера. В разуме молодых людей должны запечатлеться основные пункты нашей веры. Они получили поверхностное познание истины, но оно не ведёт их к углублённому исследованию. Наши юноши должны читать то, что оказывает оздоровляющее и освящающее влияние на их разум. Это необходимо для того, чтобы они могли видеть, в чём состоит истинное благочестие. Есть немало хороших книг, но они не ведут к освящению. Теперь у нас есть время и возможности, чтобы потрудиться для нашей молодёжи. Расскажите им, что мы переживаем серьёзное и опасное время, и нам необходимо знать смысл истинного благочестия. Наших молодых людей надо наставлять, поддерживать и направлять на истинный путь, чтобы это вело их к освящению разума и святой жизни. [288] Освящение, ведущее к добру и святости, необходимо им более других добродетелей. Быть может уже недалёк мой смертный час. Дело моей жизни почти окончено. Объясните молодым людям, что я призываю их к такому образу жизни, который приятен для Небесных ангелов и который оказывает облагораживающее влияние на других людей. Книги, Которые Можно Читать Ночью на своём ложе я мысленно перебирала и откладывала в сторону книги, которые не могут быть полезными для молодёжи. Мы должны избирать для них такие книги, которые воспитывают в них искренность сердца и побуждают их открывать Слово Божье. Это было показано мне в прошлом, и я надеялась в точности передать вам это предостережение. Мы не имеем права давать в руки молодёжи бесполезные книги. Им нужны книги, которые являются благословением как для ума, так и для сердца. На это обращается слишком мало внимания, поэтому мои слова пусть будут для молодых людей серьёзным предостережением. Я думаю, что этих свидетельств для нашего народа вполне достаточно. Наши братья, имеющие богатый духовный опыт, знают как лучше совершать созидательную работу. С любовью Божьей в своих сердцах они должны углубляться в исследование всего Божественного. Мне бы очень хотелось, чтобы наши молодые люди имели в своём распоряжении достойные книги для чтения, тогда ими не будут пренебрегать и люди преклонного возраста. Мы должны обращать внимание на духовную сторону истины. Наш разум и мысли должны быть открыты навстречу Слову Божьему. Сатана приходит к людям тогда, когда они об этом ни чего не подозревают. Мы не должны успокаиваться, что однажды услышали весть предостережения. Мы должны говорить об этом непрестанно. Мы могли бы сделать чтение полезных книг настолько интересным, что оно увлекло бы многих. [289] Если Господь позволит мне трудиться дальше, я с радостью приму участие в подготовке литературы для молодёжи. Для молодых людей нужно провести такую работу, которая оказывала бы влияние на их разум и содействовала формированию их характера посредством освящающей истины Божьей. Моё искреннее желание для молодых людей состоит в том, чтобы они поняли, что значит оправдание верой и совершенство характера, способные приготовить их к вечной жизни. Моя жизнь подходит к закату и, обращаясь с этими словами к молодым людям, я желаю, чтобы они достигли цели, которую они поставили перед собой. Братья, я обращаюсь к вам с увещеванием: учите молодёжь высоко ценить благодать Божью. Постоянно трудитесь и молитесь ради воспитания в них истинного благочестия. Представьте людям всю привлекательность святости и благодати Божьей. Я чувствую, что бремя за это лежит на мне, потому что знаю, что эта важная работа находится в пренебрежении. Я не знаю, когда пробьёт мой последний час, но я уверена, что Господь не отверг меня. Он знает как много мне пришлось перестрадать, свидетельствуя о низком уровне жизни так называемых христиан. Я чувствую сильное внутреннее побуждение, чтобы через мою жизнь была явлена истина Божья и чтобы моё свидетельство дошло до людей. Я хочу, чтобы вы со своей стороны сделали всё возможное, чтобы распространить это свидетельство в других странах. Расскажите молодым людям, что они имеют много духовных возможностей. Бог хочет, чтобы они приложили серьёзные усилия к тому, чтобы возвестить людям этого мира Его истину. Я убеждена, что должна сказать молодым людям эти слова увещевания и предостережения, ибо это есть специальное поручение мне от Бога. ОХВ. 547-549. [290] 94. Влияние романовМногие молодые люди говорят: «У меня нет времени, чтобы изучить Библейский урок». Но чем же они занимаются? Многие из них суетятся и промышляют, чтобы заработать как можно больше денег. Но если бы это время они посвятили исследованию Библии и извлекли из неё практические уроки для себя, то это принесло бы им гораздо больше капитала, чем все сбережения, добытые изнурительным трудом. Это сберегло бы средства, растрачиваемые на бесполезные украшения, а также силу и ясность ума, чтобы постигать тайну благочестия. «Начало мудрости есть страх Господень». Но молодые люди, называющие себя христианами, стремятся исполнять прихоти своего плотского сердца. Таким образом, время испытания, данное им для того, чтобы познакомиться с драгоценными истинами Библии, посвящается чтению различных романов. Укоренившуюся привычку нелегко удалить. Но сделать это можно и нужно всем, кто является кандидатами Небесного Царства. Человек, который поглощён чтением романов, наносит своему разуму непоправимый ущерб. Болезненным становится его воображение, он делается очень чувствителен к переживаемым сценам, в нём рождается неестественная тяга к нездоровой духовной пище, которая постоянно тревожит его разум. Тысячи молодых людей сегодня находятся в плену нездоровой фантазии. Их мысли расстроены чтением романов, в результате чего они строят воздушные замки и предаются болезненному сентиментализму. 3В. 10.2.1881. [291] 95. Благотворное влияние музыкиВсякая хвалебная мелодия рождает Небесную атмосферу; а там, где Небо приходит в общение с землёй, звучит музыка и пение, — «славословие и благодарение». Сотворение земли происходило при всеобщем ликовании утренних звёзд, когда сыны Божьи ликовали от радости. Теперь на ней лежала печать красоты, совершенства и благоволения Божьего. В согласии со всеми небесными существами сыны человеческие так же отвечали на благость Божью исполнением хвалебных гимнов. Многие события в истории человечества связаны с пением... Музыка — Это Драгоценный Дар Всякая история Библейских песнопений свидетельствует о пользе и благотворном влиянии музыки и пения. Музыка нередко используется для служения злу и, таким образом, становится одним из самых сильных средств искушения. Но если она используется в добрых целях, — это драгоценный дар Божий, предназначенный для того, чтобы побуждать человека размышлять о горнем и вдохновлять его на благородные поступки. Подобно тому, как дети Израилевы, странствуя по пустыне, услаждали свой путь священным песнопением, так и сегодня дети Божьи, следуя Его завету, пением и музыкой услаждают путь странствования своего в этом мире. Нет более действенных средств запоминания слов Божьих, чем повторение их во время пения. Пение обладает удивительной силой воздействия. [292] Оно имеет силу покорять грубые и невежественные сердца; силу, которая пробуждает добрые мысли и благородные симпатии, силу действовать в полном согласии и рассеивать всякий мрак и грозные предзнаменования, ослабляющие мужество и мешающее успеху. Пение является одним из самых действенных моментов влияния на сердца духовной истины. Как часто в стеснённой душе, близкой к отчаянию, приходят утешительные слова Божьи из далёкой мелодии детства, тогда искушения теряют силу. Жизнь приобретает новый смысл, и человек делается средством благословения и радости для окружающих. Никогда не следует упускать из виду ценность пения как средства воспитания. Пусть ваш дом наполнится мелодиями сладостных и чудных гимнов. Тогда в нём будет меньше укоров, а больше светлой надежды, радости и веселья. Пусть в школах звучат звуки хвалебных песен, это соединит учеников с Богом, с учителями и друг с другом. В религиозном служении пение занимает такое же важное место, как и молитва. Многие песнопения фактически являются молитвой к Богу. Если ребёнок будет научен понимать это, тогда он будет придавать больше значения словам гимнов и будет более податлив их влиянию. Когда мы с помощью нашего Искупителя приступаем к престолу Безграничного, от Которого исходит слава Божья, тогда мы слышим песнь хвалы и благодарения, которую исполняют бесчисленные небесные сонмы. И когда пение ангельских хоров слышится в наших домах, тогда наши сердца сливаются с небесными существами. Общение с Небом начинается на земле. Мы учимся здесь возносить хвалебные гимны Богу. Вое. 161-168. [293] 96. Назначение музыкиМузыка была создана, чтобы служить святой цели, направлять мысли к тому, что чисто, благородно и возвышенно, и пробуждать в душе человека преданность и благодарение Богу. Какая огромная разница между применением музыки в древности и той, далеко неблагородной целью, какой она нередко служит сегодня! Как много людей используют этот дар для прославления самих себя вместо того, чтобы прославить Бога! Любовь к музыке приводит неосторожных и неопытных в общество мирских людей, собирающихся для увеселений, куда Бог Своим детям запретил ходить. Таким образом то, что является великим благословением, если правильно используется, становится одним из самых действенных орудий, посредством которых сатана отвлекает разум человека от его христианского долга и стремления к вечности. В небесных чертогах, где славится имя Божье, музыка занимает важное место. Мы должны стремиться к тому, чтобы наше хвалебное пение привести в самое тесное согласие с ангельскими хорами. Развитие голоса является существенной частью в христианском воспитании, поэтому ему следует уделять больше внимания. ПП. 594. Орудие Проповеди Многие наделены замечательным даром пения, и бывает, что Евангельская весть распространяется только благодаря пению. Но пение имеет особенно большое влияние на людей, когда оно исполняется не одним, а целым хором голосов. Способность петь это действенное орудие проповеди, и Бог желает, чтобы мы развивали этот замечательный дар для прославления Его имени. Св. 7.115,116. [294] В Согласии с Ангельскими Хорами Когда верующие поют с чувством и глубоким духовным проникновением, тогда небесные хоры подхватывают их мелодию и присоединяются к славословию. Бог, наделивший нас всеми дарами, даёт нам возможность быть соработниками у Него. Он хочет, чтобы Его дети развивали свои голоса и могли петь Ему хвалу на языке, понятном каждому. Нужно стремиться не к громкому, а выразительному и отчётливому пению. Каждый должен работать над своим голосом, чтобы пение было ясным и мелодичным. Способность петь — это дар Божий. Давайте же использовать его для славы Божьей. Для участия в песнопении при проведении богослужения должны быть избраны специальные люди, имеющие дар пения. Пение должно сопровождаться исполнением на музыкальных инструментах. В нашей Евангельской работе нельзя пренебрегать инструментальной музыкой. Эту часть служения нужно проводить со всей серьёзностью, потому что это — прославление Бога. Пение не обязательно должно быть только хоровым. По возможности в нём должно участвовать всё собрание. Св. 9.143, 144. Бог, Прославляемый в Песнопении Бог прославляется, когда Ему воспевают гимны хвалы, исходящие от чистого сердца и исполненные любви и благодарности по отношению к Нему. Св. 1.509. [295] 97. Злоупотребление музыкойЗа этим домом наблюдают ангелы. Здесь собрались молодые люди: раздаются звуки вокальной и инструментальной музыки. В доме собрались христиане, но что же слышится здесь? Исполнение какой-то легкомысленной мелодии, подходящей скорее для танцевального зала. Сияние света, исходящее от небесных ангелов, рассеивается, и глубокая тьма окутывает всех находящихся в доме. Ангелы удаляются. На их лицах печаль и слезы... Такую сцену я часто видела среди соблюдающих Субботу. Часы, предназначенные для молитвы, отдаются музыке. Музыка является идолом, которому поклоняются многие признающие Субботу святым днём Господним. Сатана не против музыки, если можно её сделать средством, с помощью которого пролагается путь к сердцам молодых. Всё, что может отвлечь разум от Бога и отнять время, предназначенное для святого служения, соответствует его намерению. Он прибегает к таким средствам обольщения, которые держат большие массы людей в состоянии приятного ослепления, ничего не подозревающих о его парализующей силе. Направленная к добру, музыка становится благословением. Но нередко она используется как одно из самых привлекательных сатанинских орудий для обольщения душ. Музыка, которой злоупотребляют неосвящённые люди, ведёт их к гордости, тщеславию и безумству. Если она занимает место служения и молитвы, то она становится проклятием. Молодёжь часто собирается вместе, чтобы петь и играть. Но молодые люди, называющие себя христианами, часто порочат Бога и свою веру своими легкомысленными словами и извращённым вкусом к музыке. Священная музыка им не нравится. Мои мысли были направлены на ясное учение Слова Божьего, на которые многие не обращали никакого внимания. На небесном суде эти богодухновенные слова осудят тех, кто в своё время пренебрег ими. Св. 1.506. Музыка — Это Сила, Направленная к Добру Музыку можно превратить в великую благотворную силу. Но мы ещё недостаточно используем эту важную часть служения. Пение обычно приурочено к определённым случаям и часто исполняется формально. Поющие не вдумываются в содержание и музыка теряет своё воздействие на сердца слушающих. Духовная музыка должна иметь красоту, способную вызвать радость, сострадание и силу. Объедините свои голоса в пении хвалы и благодарения. Возьмите в помощь инструментальную музыку и направьте гармоничные мелодии к Богу, как приятное благоухание! Св. 4.71. [297]
|