Почему столько зла и страданий? Печать
Автор: svobd   
20.02.2008 21:00

Если Бог так благ, если Он есть любовь, то почему в мире так много страданий? Этот вопрос так же стар, как стар наш мир с его болью, болезнями, катастрофами и потерями. На протяжении тысячелетий люди задавали этот вопрос и будут продолжать его задавать, пока будет продолжаться жизнь на земле. Наверное, до того, как Бог нам все откроет, когда мы будем в Его Царствии, мы не сможем найти ответ, полностью нас удовлетворяющий, но Библия все же предлагает кое-что полезное и в этом плане.


В книге Быт. 3:16 мы находим первое упоминание о страданиях, где Бог открывает Еве последствия ее непослушания. «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей». Следовательно, и это несомненно так: все страдания начались с того злополучного дня, когда человек согрешил. Но этим не все еще сказано. Существует много видов страдания, и страдания могут иметь разные причины.

1. Некоторые страдания являются результатом пренебрежения элементарными законами.

Это справедливо и по отношению как к физическому так и духовному миру, потому что во всем, что сотворено под солнцем, существует закон причины и следствия: «Что человек посеет, то и пожнет» (Гал. 6:7). Если вы нарушите закон вашего государства, то вы знаете, что если вас поймают, вы понесете наказание. Нарушая законы здоровья, вы знаете, что заболеете. Если вы нарушаете нравственный закон, то можете быть уверены, что и это повлечет за собой определенные последствия. «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (8 стих).

2. Бывают страдания от несчастных случаев и катастроф в природе.

Иисус три раза упоминает о том, что часто страдают невинные люди.

Несчастья выпадают на долю невинных людей. Когда Ему рассказали о смерти нескольких галилеян, которых Пилат несправедливо казнил, Он сказал: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:2,3).

Затем Он упомянул о тех восемнадцати жертвах, на которых упала башня Силоамская и всех убила. «Думаете… виновнее были всех живущих в Иерусалиме? — задает Он вопрос.— Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете» (ст. 4,5).

В другом случае, когда Он проходил мимо слепого человека, ученики спросили Его: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его» (Ин. 9:2,3).

В любом из этих случаев Иисус решительно отвергал мысль, что все эти несчастья произошли в результате личного греха. Обычно при землетрясениях, ужасных ураганах с приливами и отливами, взрывах, авиакатастрофах и других несчастных случаях большинство пострадавших людей не несут никакой ответственности за такие беды.

3. Некоторые страдания — это результат обладания властью злыми людьми.

Пророк Аввакум говорит: «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь. Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его» (Авв. 1:13).

Один из труднопонимаемых жизненных вопросов — «благоденствие нечестивых» (Пс. 72:3). «На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам… Выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце. Над всем издеваются; злобно разглашают клевету; говорят свысока… и вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство» (Пс. 72:5-12). Здесь хорошо описаны нравственные нормы как в политике, так и других сферах жизни общества, игнорируя, чем это обернется для всех остальных.

4. Есть страдания, которые приходят как исправительные суды Божий для нас.

Точно так, как родители наказывают своего ребенка, чтобы научить его чему-то, так и Бог иногда допускает, чтобы Его дети переживали трудности и печали, чтобы вернуть их с дороги, ведущей к погибели. «Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих» (Плач Иер. 3:33), но только тогда, когда исправление крайне необходимо. Но даже если это с тобой происходит, то «знай в сердце твоем, что Господь, Бог Твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор. 8:5). Бог всегда имеет основание, когда посылает свои исправительные меры. Сравнивая Господни методы исправления с методами родителей, автор послания к Евреям пишет: «Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней, а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10).

В Библии есть много примеров, когда через страдания грешники возвращались к Богу. Когда Иона отверг призыв Божий идти в Ниневию и бежал на корабле в Фарсис, то был выброшен за борт и его проглотил большой морской кит. «И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита, и сказал: „к Господу воззвал я в скорби моей,— и Он услышал меня“» (Иона 2:2-3).

Царя Манассию привели пленником в Вавилон его ужасные беззакония. Но «в тесноте своей он стал умолять лице Господа, Бога своего, и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему, и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог» (2 Пар. 33:12,13).

Царь Вавилонский Навуходоносор бросил вызов Богу и утратил рассудок на несколько лет.

Позже он сам свидетельствовал: «По окончании же дней тех я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущного, Которого владычество — владычество вечное и Которого царство — в роды и роды» (Дан. 4:31-33).

Несколько раз в Ветхом Завете Бог представляется как бы в виде сидящего у горна плавильной печи плавильщика, удаляющего примеси и нечистоты со Своего народа (см. Мал. 3:3; Иов 23:10). Через пророка Исаию Он говорит: «Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания» (Ис. 48:10). Позже в той же главе Он добавляет: «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские» (ст. 17,18).

Большинство несчастий Израиля можно было бы избежать благодаря беспрекословному повиновению Богу и праведному образу жизни. Но когда из-за неповиновения народа Божьего возникла необходимость в скорби, она была ниспослана людям ради их же блага, чтобы направить их на путь истинный.

5. Некоторые люди страдают из-за посвящения своей жизни на служение Иисусу Христу.

Сам Иисус предупреждал нас: «Если Меня гнали; будут гнать и вас» (Ин. 15:20). Эти слова исполнились в жизни апостола Павла, который несколько раз был заключен в темницу и избит из-за того, что бесстрашно свидетельствовал о своем Господе.

Пережив полную меру страданий, он заверяет Тимофея в том, что: «желающие жить благочестиво во Христе будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Когда он возвращался в Листру, где его однажды побивали камнями, он говорит членам церкви: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Таким образом, бывают разные причины того, что мы страдаем, и иногда трудно точно определить, по какой именно причине человек страдает. Тем не менее какой бы ни была причина, мы знаем, что страдания скорее приведут нас ближе к Богу, а не уведут нас от Него, и в конечном счете они обернутся пользой для нас.

Если вам кажется, что вы страдаете в результате нарушения каких-либо элементарных законов, просите Бога, чтобы Он помог вам найти силы и возможности для исправления.

Если вы знаете, что это результат несчастного случая, по независящим от вас обстоятельствам, молитесь, чтобы Господь дал терпение перенести горе, мудрость, чтобы понять его смысл и любовь, чтобы простить тех, кто причинил его. Читайте Иов 1:21; Иак. 1:3: 5:11.

Если вы страдаете из-за уловок лукавых людей, молитесь, чтобы Бог обратил их от злых путей их: «Утешайтесь надеждою, в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12:12).

Если вы считаете, что ваше несчастье является средством Божественного воспитания, исследуйте свое сердце, ища в нем причины, почему Бог недоволен вами. Затем умоляйте о прощении, обещая вполне посвятить себя Ему на служение (см. Евр. 12:11; 1 Петр. 5:10).

Если вы переносите гонения во имя Христа, «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12). Помните, что «если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2:12).

Несомненно, все мы нуждаемся в немалой моральной стойкости, которая проявилась в апостоле Павле, когда он говорил: «Но я ни на что не взираю» (Деян. 20:24).

«Посему,— говорил он, обращаясь к коринфянам,— я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10).

Апостола Павла и всех, кто останется верным до конца, ожидает славная награда: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12)

Обновлено 17.11.2010 10:28