Проповедь №5 Печать

2Кор.5:17. Мы видели как мы можем быть приведены ко Христу и как тут говорится, если человек приведен ко Христу, он становится новым творением. Гал.6:15, 5:6, ничто не приносит пользу, кроме этого, и вера, которая действует любовью Божьей, делая новое творение че-рез веру. Рим.5:1,2,5; 1Ин.5:3 – тогда соблюдение заповедей прихо-дит после того как мы станем новыми творениями, поэтому мы долж-ны быть сделаны добрыми, праведными, прежде чем мы будем тво-рить добро и поступать праведно; 1Кор.7:19 – вот это цель, поставлен-ная перед нами в Иисусе Христе. Еф.2:8-10. Мы созданы на добрые дела, сделаны новыми творениями в Нем, Его праведность засчитывается взамен нашей неправедности. Добрые дела, для которых Божьи творения соз-даны во Христе являются теми делами, которые мы не могли делать ранее. Поэтому новое творение будет постоянно нацелено на то, чтобы со-блюдать заповеди. Иак.2:1,9. Мы не имеем веры Христа, нарушая закон. Христос не пришел, чтобы освободить нас от этого, потому что если мы отвернемся хотя бы от одного пункта закона, наша вера не принесет пользу. Но наше намерение исполнять закон принимается, и те грехи, о которых мы не знали, нам прощаются, однако добровольный отказ принять истину открытую нам приведет нас к тому, что мы потеряем праведность, которую мы когда-либо имели. Это объясняет резко растущее зло в популярных церквях сегодняшнего дня. Многие годы назад церкви были верующими и добросовестными, даже когда стала звучать трехангельская весть, они были приняты Богом, но когда они отказались подчиниться требованиям этой вести, они потеряли всякую свою праведность, которой обладали и вынуждены были изобретать различные способы чтобы поддержать единство конгрегаций, в том числе через развлечения. Вот такая философия деградации церквей. Иак.2:14. Вера не приносит никакой пользы, пока она не поддерживается «живой» своими делами. Бог дает нам обеспечение (см.Чис.18), давайте же покажем нашу веру на деле. Вера – это якорь, который удерживает судно на правильном месте для осуществления дел и штормы прибивают нас ближе к дому. Иак.2:21,23. Аврааму вменилась праведность когда он уверовал и без дел, другая праведность пришла 25 лет спустя, таким образом он считался праведным не по делам, о чем говорило Писание когда он уверовал и после того 25 лет спустя, как об этом говорит Иаков, исполнилось Писание. Если бы он отказался принести в жертву Исаака, его прежняя праведность испарилась бы, поэтому послушание его веры исполнило (совершило) его праведность, которую он имел по вере. Тогда наше соблюдение запове-дей происходит не потому чтобы стать праведными, но потому что мы являемся праведными. Рим.8:26 говорит что мы не можем даже молиться верно, но Дух делает это для нас, так что наши молитвы принимаются только через посредничество Христа и заслуги Его пролитой Крови. Откр.8:3,4. Здесь представлен Посредник в святилище, который осуществляет посредничество для нас, и Бог смотрит на Христа, Его раны и Его жертву и принимает их. Христос был совершенным перед тем, как пришел на землю, и Его отсутствие (на земле) делает наши молитвы приемлемыми, Бог вменяет Его молитву за нас нам.

Так как же нам вменяется Его праведность? Разве наши действия правед-ны такими какими они есть сейчас, и применяется ли Его праведность чтобы закончить эти дела? Нет. Христова праведность начинается в самом начале и делает действие таким, каким оно должно быть. Рим.1:16. Разве наша вера не больше чем когда мы только пришли сюда? Разве мы не видим больше Его праведности, чем мы видели? Как это, что мы имеем больше веры и видим больше Его праведности? Почему возросла наша вера? Это происходит изо дня в день. Мы приходим ежедневно к большему снабжению веры. И мы, наконец приобретаем так много Христовой Божественной природы в нас, что мы можем наклониться (подчиниться) достаточно сильно чтобы попасть в цель, и тогда мы будем соблюдать заповеди Божьи. Тогда разве это не работа Христа с самого начала и всей Его Божественной силы? Куда же тогда должны быть направлены наши дела? Никуда. Почему же тогда мы так сильно стараемся соблюдать заповеди, если в этом нет пользы? Только вера во Христа дает нам возможность сказать что мы Христиане. Только будучи одно с Ним мы можем быть Христианами, и только через Христа внутри нас мы можем соблюдать заповеди – все, что мы делаем и говорим – все только через веру во Христа. Когда придет день, что мы будем на самом деле соблюдать Божьи заповеди, мы никогда не умрем, потому что соблюдение заповедей есть праведность, а праведность и жизнь неразделимы, так что «Вот они, соблюдающие заповеди Божьи и веру Иисуса», а каков же резуль-тат? Эти люди преображены. Жизнь, таким образом, и соблюдение заповедей идут вместе. Если мы умираем сейчас, Христова праведность будет вменена нам, и мы будем воскрешены, но те, которые будут жить в конце, будут сделаны без греха прежде чем Он придет, имея так много Христа пребывающего в них, что они  будут «попадать в цель» все время, и предстанут безупречными без Посредника, потому что Христос покинет святилище за некоторое время до Своего пришествия на землю. Сейчас некоторые говорят: «Я буду жить лучше; я постараюсь привести себя в такое состояние когда Бог сможет принять меня». Если ребенок пытается сделать что-то для улучшения себя, чтобы вы могли лучше думать о нем, и терпит неудачу, вы говорите, что это был эгоизм и гордость, и показываете как правильно; но если ребенок пытается сделать что-то, чтобы просто обрадовать вас, даже если он делает это с ошибками, вы одобряете и хвалите его. Вот так же и с нами: если мы стараемся порадовать нашего Бога, не имеет значения как неуклюже мы делаем это, Он очень рад возложить на нас Христову праведность и все небо радуется этому. Как часто ребенок пытается помочь матери и она позволяет ему делать это, не смотря на то, что ей самой приходится это переделывать заново, однако она довольна попыткам своего ребенка порадовать ее. Вот так же как отец сострадает своим детям, так Господь милует боящихся Его.

Итак, мы можем сказать вместе с Давидом: «я желаю исполнить закон Твой, Боже мой.» (Пс.39:9). Почему? Потому что любовь Божья изливается из Его сердца. А теперь разрешите мне прочитать несколько текстов об угождении Богу: Евр.11:6. Цель веры – угождать Богу, потому что он так хорош. Рим.8:8. И снова 2Кор.5:14. Любовь Христова объемлет нас и мы имеем эту любовь через веру. Но можем ли мы любить Бога если мы не можем соблюдать Его заповеди? Нет. Мы не можем делать ни того, ни другого пока не станем новыми творениями. 1Ин.3:21-22. Теперь давайте прочтем Кол.1:9-10. Мы должны быть в состоянии ходить угодно перед Ним. 1Фесс.4:1. Вот это и есть корень и мотив в соблюдении заповедей – угождать Богу, а не сделать самих себя праведными. Бог делает и сохраняет нас праведными, и тогда мы соблюдаем заповеди  чтобы угодить Богу, который сделал так много для нас. И так как через силу Христа мы соблюдаем заповеди теперь, то это будет Его сила, посредством которой мы будем жить вечно на новой земле. Каково Его имя открытое нам? Иеремия говорит, что это «Господь - наша праведность». Иер. 23:5-6.

Библейские вопросы и ответы относительно человека (Джо-унс)

Смертен человек или бессмертен? Куда уходят люди после смерти? Славят ли умершие Господа? Если человек умрёт, будет ли он жить снова?

У человека возникает много вопросов относительно самого себя. Некоторые из них очень важны. Они настолько важны, что они записаны в самом Слове Божьем. И это ещё не всё. В этом Слове записаны не только эти вопросы, но и ответы на них. А когда в Слове Божьем задаются вопросы и даются на них ответы, то в ответе мы имеем абсолютную истину по данному вопросу, и она кладёт конец всем спорам. Для полемики не остаётся места; ибо «так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти» (Ис. 48:17). Поэтому всё, чем учит Господь, есть учение полезное. Верим мы ему или нет, нравится оно нам или нет, не важно, если речь идёт об этом учении. Учение полезно, а всё, что идёт с ним вразрез, неполезно. Путь, которым ведёт Господь – это тот путь, которым мы должны идти, а следовать каким-либо иным значит идти тем путём, которым идти не следует.

Смертен человек или бессмертен?

В Псалме 8 и стихе 4 ставится такой вопрос: «Что есть человек, что Ты помнишь о нём?» Конечно, этот вопрос может относиться к человеку в не-скольких смыслах, но тот, о котором мы хотели бы поговорить сейчас, касается бессмертия. «Что есть человек?» значит «смертен он или бессмертен?» За ответом далеко ходить не надо. «Смертный человек праведнее ли Бога?» (Иов 4:17). «Ты Бог наш; да не превозможет тебя смертный человек» (2 Пар. 14:11). (Так в тексте статьи в обеих цитатах перед словом человек стоит слово смертный. Источник такого цитирования неизвестен. – Прим. переводчика) Таким образом мы находим ответ на данный вопрос, что Слово Божье называет человека смертным, а всё, что сказано в Библии прямо о бессмертии, соответствует этому ответу.

Это слово в 1 Тим. говорит: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (гл. 1:17). Здесь показано, что бессмертие присуще Богу, наравне с вечностью, мудро-стью, честью, славой и т.д. Ничто из этого не принадлежит человеку самому по себе.

Опять же, о явлении Иисуса Христа, Слово говорит: «…в свое время от-кроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господ-ствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:15-16).

Христос явил свету бессмертие. Цель и благодать Божьи, говорит Слово, открылись «ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим. 1:10). Что представляет собой благовестие, показано несколькими словами в 1 Кор. 15:1-4: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам… Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию». Таким образом, Евангелие возвещает о смерти, погребении и воскресении Христа; и «через благовестие» Христос называется «явившим жизнь и нетление». Конечно же, ни жизнь, ни нетление не были явлены в смерти или в погребении, ведь и то, и другое знакомо всем людям; но воскреснуть из мёртвых и вывести с собой множество усопших, которые явились многим (Мт. 27:52-53), значило явить нечто такое, чего никогда не видели раньше; явить на деле жизнь и нетление. Поэтому именно через воскресение Христос явил нетление.

Опять же, в Писании сказано, что Бог даст вечную жизнь «тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия» (Рим. 2:6-7). А раз бессмертия надо искать, и раз Бог – единственный, у кого оно есть, и раз Христос – единственный, кто его явил, Получается, что бессмертия надо искать у Бога через Христа. Именно так и говорит Писание: «Дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына имеет жизнь, не имеющий Сына не имеет жизни» (Рим. 6:23; 1 Ин. 5:11-12).

Выяснив, таким образом, что бессмертие приходит только через Христа, мы спрашиваем: когда оно даётся нам? «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою… Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:51-57).

Итак, Слово Божие рассказывает о бессмертии следующее: у человека, который смертен, его нет; у Бога оно есть. Христос явил его через Евангелие; человек должен взыскать его у Бога, через Христа, и он получит его при воскресении мёртвых; ибо тогда смертное облечётся в бессмертие; тогда смерть поглощена будет победой. Это произойдёт «при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными», а живые изменятся. Когда же прозвучит последняя труба? – Это случится, когда Господь Иисус придёт в Своей славе. «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:16-17).

Бессмертие получается от Бога, через Христа, при воскресении мёртвых. Именно звук последней трубы пробуждает мёртвых. Эта труба звучит при пришествии Господа. Поэтому без второго пришествия Господа Иисуса мы никогда не получим бессмертия. По этой причине мы жаждем Его славного явления. Мы наблюдаем, мы ждём Того, кто изменит наше «уничижённое тело так, что оно будет сообразно Его славному телу», ибо «мы знаем, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе».

Куда уходят люди после смерти?

Ещё один важный вопрос о человеке, который, несомненно, задавался всеми людьми, прожившими достаточно долго, чтобы вообще задуматься на эту тему, таков: когда человек умирает, куда он уходит? Каково его состояние? И т.д., и т.д. Этот вопрос ставится в Библии: «А человек умирает и распадается; отошел, и где он?» (Иов 14:10).

Конечно, на этот вопрос давалось много ответов; и их много даже в нашей стране, где Библии распространены повсюду. Некоторые говорят, что если он умирает нечестивым, он попадает в ад; если же умирает праведным, он на небесах. Другие говорят, что он ни в аду, и на небесах, а в чистилище; а ещё другие, что он ни там, ни там, а перешёл в «сферы» и по-прежнему общается с теми, кто ещё живёт. Конечно, все эти ответы не могут быть верными одновременно; а в сущности ни один из них неверен. Только Библия даёт правильный ответ на свой же вопрос. А поскольку только Библия отвечает на те библейские вопросы, которые мы сейчас изучаем, только её и будем нас исследовать по вопросу о том, где находится человек, когда он умер.

«А человек умирает и распадается; отошел, и где он?» Ответ: «Сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим» (Еккл. 9:3). Доброму царю Иосии Бог сказал: «Ты положен будешь в гробницу твою в мире » (4 Цар. 22:20). О нечестивых Он также говорит: «Его провожают ко гробам и на его могиле ставят стражу» (Иов 21:32). Иаков сказал: «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт. 37:35). Мы не будем приводить больше текстов на эту тему, но просто покажем, что это подтверждается Словом Христа. Когда Он придёт воздать Своему народу и когда позовёт его, те, кто мертвы, будут в могиле: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-29). Поэтому Библия отвечает на этот вопрос ясно: он во гробе.

Но каково его состояние там? Давайте снова прочитаем стих из Книги Иова: «А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов 14:10-12). Это показывает, что человек, умерев, спит. Опять же, Иов говорит, что если бы он умер ребёнком, «теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли… Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего» (Иов 3:13-19).

В истории царей Израильских и иудейских двадцать пять раз об их смерти написано: «почил с отцами своими».

Чтобы не умножать цитаты, обратимся снова к Слову Христа. Лазарь был болен. Иисус и Его ученики были вдали, и Лазарь умер. Иисус сказал: «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Ин. 11:11-14). Вот слова Христа: «Лазарь уснул». Следовательно, слова Христа ясны: когда человек умирает, он спит.

Павел говорит, что «Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление» (Деян. 13:36). А Пётр говорит о нём: «Давид не восшёл на небеса» (Деян. 2:34). И вызвано это тем, что «почил Давид с отцами своими и погребен был» (3 Цар. 2:10).

О Стефане написано: «И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7:60). Итак, Библия ясно учит нас, что когда человек умирает, он засыпает. Слово Божие ясно говорит о сне умерших.

Смерть – это совершенно бессознательный сон, каким он по самой своей природе и должен быть, когда происходит в могиле. Но вот доказательство: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздая-ния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем». «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:5-6, 10). «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают помышления его» (Пс. 146:3-4). Когда любовь, ненависть, зависть людей и сами их мысли погибли, и их память ушла, не может быть ничего, кроме бессознательности. И именно это и представляет собой смерть, и таково состояние, в которое погружаются люди, умирая – тихий сон без сновидений.

Но это не конец библейского повествования на эту тему. Ибо «Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15:20). «И многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град» (Мт. 27:52-53). И как Бог «воскресил из мёртвых нашего Господа Иисуса», так и «усопших в Иисусе Бог воскресит с Ним», «ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:15-17). «Не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе».

Именно тогда «многие из спящих в прахе земли пробудятся» (Дан. 12:2). Тогда наступит то время, которое провидел Давид, когда уснул и приложился к отцам своим: «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:15). Это то время, на которое взирал Иов, когда говорил: «до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего». Ибо именно при пришествии Христа и воскре-сении мёртвых небеса свернутся. «И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих», и люди закричали «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:14, 16-17).

Поэтому библейский ответ на библейский вопрос: «Человек отошел, и где он?» таков: «Он уснул в могиле до тех пор, пока труба Божия не пробудит мёртвых; пока глас славного Сына Божия не воззовёт, и все, находящиеся в гробах не услышат Его голос; ибо именно Бог даёт победу над смертью, через нашего Господа Иисуса Христа». Читатель, это учение полезно, ибо это то, чему учит Слово Божие, ибо «так говорит Господь: Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти» (Ис. 48:17). Этот тот путь, которым Господь Иисус нас ведёт. Пойдёшь ли ты им?

Славят ли умершие Господа?

Ещё один вопрос таков: «Славят ли умершие Господа?» В наши дни считается, как само собой разумеющееся, что если человек был праведен, или даже казался таковым, то, когда он умер, он ушёл на небеса и соединился с сонмами ангелов, поющими святые песни хвалы Творцу всего. Но в Писании этот вопрос задаётся, в связи с некоторыми другими, в такой формулировке и таким тоном, которые сами по себе уже подразумевают только отрицательный ответ.

Псалмопевец говорит: «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема ми-лость Твоя, и истина Твоя – в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?» (Пс. 87:11-13). Здесь могила, место, где находятся мёртвые, названа «землёй забвения». Это строго согласуется с тем, что мы читаем по нашему последнему вопросу, что «мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению». Они пребывают в земле «забвения». «И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли» (Еккл. 9:6); и «в тот день исчезают помышления его» (Пс. 145:4); и «в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10). Следовательно, в этом отношении, нет ни одного лучшего выражения для описания места пребывания умерших, чем это: «земля забвения». Псалмопевец называет его также «мраком». Об это Иов говорит: «отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов 10:21-22). Давид говорит, что давно умершие «живут во тьме» (Пс. 142:3).

Так вот именно о тех, кто обитает в этом месте пребывания умерших задаётся вопрос: «Славят ли они Господа?» А вот прямой ответ: «Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу» (Пс. 113:25). И ещё: «в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:5). Это слова Бога. Они истинны. Поэтому мысль о том, что люди, умирая, уходят на небеса или куда-то ещё, кроме этого места пребывания умерших, не может быть истинной. Господь, который говорит к нам в Библии, создал человека. Он знает, что лежит перед нами. Он знает, что будет после нас. Он знает наши мысли. Это Он говорит: «мёртвые ничего не знают». Это Он говорит: «ни мертвые восхвалят Господа». Это Он говорит, что место пребывания умерших – это «земля забвения». Мы просто верим этому слову, потому что только Он знает. Он учит нас на пользу, и хотя нам, возможно, придётся пройти через эту землю мрака, эту долину тени смертной, если мы уповаем на Него, Его жезл и посох будут успокаивать нам, ведь Он прошёл этим путём перед нами. Он умер и снова жив. Если мы надеемся на Него, то хотя нам и придётся уйти в место пребывания мёртвых, мы всё же снова выйдем оттуда и будем жить Им.

Царь Езекия был одним из немногих добрых царей, которые были в Иудее. Он «заболел смертельно». Господь через Своего пророка послал ему такое слово: «Сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрёшь, не выздоровеешь» (Ис. 38:1). (В английском переводе: «умрёшь и не будешь жить». В древнееврейском оригинале так же. - Прим. переводчика). Однако, хотя в этом слове Господнем ясно говорится: «ты умрёшь, не выздоровеешь», теперь большинство людей думает, что когда человек умирает, он остаётся в живых, и живёт более полной, более реальной жизнью, чем до того. Теперь считают, что когда человек умирает, он знает намного больше, чем знал раньше, или чем мог бы узнать, если бы не умер; но из того, что мы изложили ранее в этой статье, не может быть ничего очевиднее того, что библейское учение не таково.

В этой теории сознательного состояния умерших содержится предвестие и возможность, вся полнота и сущность спиритуализма, чистилища, молитв за умерших, поклонения святым и пр. Но подвергните спиритуализм и всё остальное проверке в свете текстов Писания, и что от него останется? Станет ясно, что он есть то, чем на самом деле и является – хвостом «змия древнего, который есть дьявол и сатана», который сказал невинной Еве: «Не умрёте». Людям теперь кажется очень странным то, что Ева поверила слову сатаны. Однако имея перед собой пример Евы и ужасные плоды прошедших тысячелетий, и слово Божье – каждую его строчку и каждую его заповедь, имея перед собой всё это, множество тех же самых людей, вместо того, чтобы верить слову Божьему, всё же верят в то же самое, что сатана сказал Еве.

Когда пророк пришёл к царю Езекии с вестью о том, что тот умрёт и не выздоровеет, Езекия сильно опечалился, отворотился лицом к стене и взмо-лился: «В преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих». Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых». Это и многое другое он говорил в своей молитве, и Господь опять послал к царю Исайю сказать: «Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет». Тогда Езекия восхвалил Господа и сказал: «Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели... Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою» (См. всю главу Ис. 38).

Возьмите это ясное высказывание из Слова Божьего: «Не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою», и проверьте по нему Новое Богословие – испытание после смерти, которое как раз сейчас обсуждается по всей стране, и с первого взгляда будет видна его полная никчёмность. Когда человек умирает, его способность познавать истину исчезает. Он мёртв. Он ушёл в «землю забвения», в могилу, и ушедшие туда не могут надеяться на истину Божью. Если они её не узнали и не возлюбили её до того, как уйти туда, они не узнают её никогда. «Теперь время благоприятное». «Теперь день спасения». «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ва-ших». Живые, живые, а не мёртвые славят Господа.

Итак, библейский ответ на этот библейский вопрос таков: «Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу».

Вот ещё один вопрос:

Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?

Этот вопрос не из тех, которые задают теперь столь часто, сколь следовало бы. Намного больше, чем было бы нужно, интересуются тем, умирает ли человек на самом деле, есть ли на самом деле такая вещь как смерть. И поскольку в большинстве случаев решают, что человек не умирает, что «смерти нет, то, что ей кажется, есть переход», ввиду того, что человек никогда не перестаёт жить, было бы неуместным ставить вопрос о том, будет ли он опять жить.

Но как мы показали на множестве примеров, Библия рассматривает этот вопрос с той точки зрения, что человек умирает; что когда он умер, он совершенно ничего не сознаёт, и что вся перспектива будущего существования зависит от утвердительного ответа, от Слова Божьего, по вопросу о том, будет ли он опять жить. В Иов. 14:14 записан тот вопрос, о котором мы говорим: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» А в Ис. 26:19 мы имеем прямой ответ на этот вопрос: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов».

Единственная надежда на будущую жизнь, которую даёт нам Слово Божье, заключается в воскресении мёртвых. Это надежда праведников, это надежда христиан. Павел, рассуждая на тему воскресения мёртвых, прежде всего, доказывает, что Христос воскрес, а потом говорит: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:12-14). Очевидно, что в Коринфе были такие люди, которые есть и сейчас, которые заявляли о своей вере во Христа, и в то же время не верили в воскресение мёртвых. Но Павел решает этот вопрос сразу, говоря: «Если нет воскресения мертвых, тщетна и вера ваша во Христа». Этим ясно показано, что наша надежда и вера во Христа оправдываются только при воскресении мёртвых и посредством него.

Это настолько важно, что Дух Божий через апостола повторяет это. Он снова говорит: «Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших». Здесь заявляется, что отрицать воскресение мёртвых значит отрицать воскресение Христа, значит оставлять человека, называющего себя верующим, всё ещё в его грехах; а следовательно, извращать благовестие и спасение Христовы. За этим следует ещё один важнейший вывод, а именно: если мёртвые не воскресают, «и умершие во Христе погибли». Было бы невозможно более сильно показать, что вся надежда на будущую жизнь зависит от воскресения мёртвых. Если нет воскресения мёртвых, то умершие Христе погибли. И это говорится не об умерших в нечестии, а об умерших праведниках: «умершие во Христе», даже они погибли, если нет воскресения мёртвых. В стихе 32 это повторяется в другой форме: «По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!»

Такое рассуждение очень редко можно услышать в наши дни. Теперь рассуждают так: «Что толку в самоотверженной христианской жизни, если душа не бессмертна? Что толку нам делать всё это, если мы не попадём на небеса после смерти?» Так и поют: «Надо любить Господа, или после смерти не попадёшь на небо!»

Истина в том, что даже если вы и будете любить Господа, вы не попадёте на небо после смерти, но можете попасть туда при воскресении мёртвых; то есть при пришествии Господа. Ведь так и написано: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Хри-стос, потом Христовы, в пришествие Его» (стихи 22-23). «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:16-17). «Так» значит «таким образом». Именно таким образом мы попадём на небо. Таким образом мы встретим Господа.

Надежда жизни во Христе при воскресении мёртвых – это та надежда, которой жил Павел, та надежда, в которой он упражнялся, та надежда, которую он проповедовал. Стоя перед синедрионом, он сказал: «Я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят» (Деян. 23:6). И впоследствии, когда он отвечал своим обвинителям перед Феликсом, он сказал: «Я действительно служу Богу…, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных... Пусть сии самые скажут, какую нашли они во мне неправду, когда я стоял перед синедрионом, разве только то одно слово, которое громко произнес я, стоя между ними, что за учение о воскресении мертвых я ныне судим вами» (Деян. 24:15-21). Опять же, стоя перед Агриппой, он сказал: «И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых?» (Деян. 26:6-8).

Сопоставим теперь всё вместе:

а) он стоял и был судим за надежду на обетование, данное Богом;

б) это обетование было дано отцам;

в) исполнения этого обетования надеются увидеть двенадцать колен – весь Израиль;

г) за эту надежду его обвиняли иудеи;

д) но иудеи его обвинили – призвали к ответу – «за учение о воскресении мертвых»;

е) следовательно, надежда на обетование Божие, данное отцам, – это надежда на обетование о воскресении мёртвых;

ж) это подчёркивается его вопросом к Агриппе: «Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых?» Когда Павел был в Афинах, «благовествовал им Иисуса и воскресение» (Деян. 17:18).

Поэтому ясно доказано, что та надежда, которую Бог дал нам во Христе и Его благословенном евангелии, есть надежда на воскресение из мёртвых в вечную жизнь и вечную славу. А поскольку это воскресение полностью зависит от славного явления нашего Спасителя, второе пришествие нашего Спасителя неразрывно связано с этим «блаженным упованием» христианина. Так говорит Господь: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:11-13).

Именно этого ожидал Иов. Он говорит: «Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена» (Иов 14:14). Эта смена прихо-дит при воскресении, ибо Павел говорит: «Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15:51-52). И Иов опять говорит: «Если бы я и ожидать стал, то преисподняя – дом мой; во тьме постелю я постель мою… Где же после этого надежда моя?» (гл. 17:13, 15). Вот она: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце моё в груди моей!» (гл. 19:25-27).

Время и место не позволяют нам цитировать слова этого упования, при-надлежащие Давиду, Исайе, Иеремии, Иезекиилю, Даниилу, Осии, Михею, и всем пророкам и апостолам. Мы можем только привести ещё раз слова о том, что это надежда на то обетование, что было дано от Бога нашим отцам, которого исполнение мы надеемся увидеть, усердно служа Богу день и ночь. Почему надо считать невероятным то, что Бог может воскрешать мёртвых? Умершие праведники оживут снова, при пришествии Господа, и потому мы смотрим вперёд и ожидаем блаженного упования и славного явления Господа Иисуса. Подобно верному Иову, истаивает сердце наше от стремления увидеть этот славный день. И когда Он уверяет нас: «Гряду скоро!», сердца наши отвечают: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!»