Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Введение PDF Печать E-mail

В первом стихе третьей главы послания к Евреям мы имеем увещевание, которое охватывает все предписания, данные христианину. Вот оно: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа». Делать так, как это предписывает Библия, созерцать Христа постоянно и осознанно таким, каким Он является, преобразует человека в совершенного христианина, ибо «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ».

Служители Евангелия имеют вдохновенное полномочие постоянно представлять Христа перед людьми и направлять их внимание к Нему одному. Павел сказал Коринфянам: «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор.2:2); и нет никакого основания предполагать, что его проповедь Коринфянам каким-то образом отличалась от его проповеди в другом месте. Действительно, он говорит нам, что когда Бог явил в нём Своего Сына, это было для того, чтобы Павел мог проповедовать Его среди язычников (Гал.1:15, 16); и его радостью была данная ему благодать, дабы «благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово» (Еф.3:8).

Но тот факт, что апостолы сделали Христа центром всей своей проповеди, показывает, что задача возвеличить Его является не только нашими полномочием. Его имя – единственное имя под небесами, данное людям, которым мы можем быть спасены (Деян.4:12). Сам Христос провозглашал, что никакой человек не может придти к Отцу, как только через Него (Ин.14:6). Он сказал Никодиму: «И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14, 15). Это "вознесение" Иисуса, указывая на Его распятие на кресте, включает в себя больше, чем просто исторический факт. Оно означает, что Христос должен быть "вознесён" всеми, кто верит в Него, как распятого Искупителя, благодати и славы Которого достаточно, чтобы удовлетворить самую большую всемирную нужду; это означает, что Он должен быть "вознесён" во всём Своём превосходном очаровании и силе, как "Бог с нами", чтобы Его Божественная привлекательность могла таким образом привлечь всех к Нему (см. Ин.12:32).

Увещевание уразуметь Иисуса, а также причина для этого, даны в Евр.12:1 3: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры нашей Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими». Только через постоянное и молитвенное созерцание Иисуса таким, каким Он открыт в Библии, мы сможем получать силу в совершении добра и не ослабеть в этом.

Мы должны уразуметь Иисуса, потому что в Нём «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2:3). Кому не достаёт мудрости, тот пусть обращается к Богу, Который даёт всем людям свободно и без упрёков. Обетование состоит в том, что она будет дана ему. Но желаемая мудрость может быть получена только во Христе. Мудрость, которая не исходит от Христа, и которая не ведет к Нему, может быть оценена только как безумие; ибо Бог, будучи Источником всего, является Автором и мудрости. Незнание Бога – это худший вид безумия (см. Рим.1:21, 22). Все сокровища знания и ведения сокрыты во Христе. Поэтому тот, кто имеет только мудрость этого мира, не знает на самом деле ничего. И с тех пор, как вся власть на небе и на земле была дана Христу, апостол Павел объявляет Христа, как «Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор.1:24).

Есть один текст, который кратко суммирует всё то, чем Христос является для человека и называет причину, почему необходимо уразуметь Его. Вот она: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор.1:30).

Мы являемся невежественными, грешными, погибшими; Христос является для нас премудростью, праведностью и освящением. Какой диапазон! От невежества и греха к праведности и освящению. Самое высокое стремление или нужда человека не могут быть удовлетворены без понимания того, Кем Христос является для нас. Это достаточная причина, почему взоры всех должны быть устремлены на Него.

Каким мы видим Христа?

Но каким мы должны увидеть Христа? Таким же, каким Он явил Себя миру, в полном соответствии со свидетельством, которое Он нёс о Себе. В той изумительной беседе, записанной в пятой главе Иоанна, Иисус сказал: «Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (стихи 21 23).

Христу дана самая высокая власть, чтобы судить. Он должен принять честь, которая принадлежит Богу по той причине, что Он является Богом. Возлюбленный ученик даёт это свидетельство: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). То, что это Божественное Слово является никем другим, как только Иисусом, показывает стих 14: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».

Слово было "в начале". Человеческий разум не может охватить времена, которые охвачены в этой фразе. Человеку не дано знать, когда и как был рождён Сын; но мы знаем, что Он был Божественным Словом ещё прежде сотворения мира, а не только прежде того момента, когда Он пришёл на эту землю, чтобы умереть за нас.

Перед самым распятием на кресте Он молился, «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17:5). И более чем за семь столетий перед Его первым пришествием Его прибытие было предсказано вдохновенным словом: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2). Мы знаем, что Христос «от Бога исшёл и пришёл» (Ин.8:42), но это было так далеко в вечности, что это выше понимания человека.

Является ли Христос Богом?

Во многих местах Библии Христос назван Богом. Псалмопевец говорит: «Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада. С Сиона, который есть верх красоты, является Бог. Грядёт Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: 'соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве'. И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог» (Пс.49:1 6).

Этот отрывок, имеющий отношение ко Христу, может утверждать (1) уже изученный факт, что весь суд отдан Сыну; и (2) факт, что именно при Втором пришествии Он пошлёт Своих ангелов, собрать вместе всех избранных от четырёх ветров (Мф.24:31). «Грядёт Бог наш, и не в безмолвии». Сам Бог сойдёт с небес, это будет «при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией» (1 Фесс.4:16). Этот глас будет гласом Сына Божьего, который услышат все, кто находятся в могилах, и который пробудит их от смертного сна (Ин.5:28, 29). С живыми праведниками они будут восхищены, чтобы встретить Господа на воздухе, и впредь всегда будут с Ним. И это составит «наше собрание к Нему» (2 Фесс.2:1; сравните с Пс.49:5; Мф.24:13 и 1 Фесс.4:16).

«Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря»; ибо когда Господь Иисус покажется с небес со Своими могущественными ангелами, это будет «в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фесс.1:8). Поэтому мы уверены, что Пс.49:1 6 является ярким описанием Второго пришествия Христа для спасения Его людей. Когда Он придёт, Он придёт как «могущественный Бог» (сравните Аввак.3).

Это один из Его законных титулов. Задолго перед первым пришествием Христа пророк Исаия говорил эти слова в утешение Израилю: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6).

Это не просто слова Исаии; это слова Духа Божьего. Эти слова имеют прямое отношение к Сыну. В Псалме 44:7 мы читаем эти слова: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего». Случайный читатель воспримет это просто, как прославление псалмопевцем Бога; но когда мы обращаемся к Новому завету, мы находим, что здесь содержится нечто большее. Мы находим, что Бог Отец является Тем, Кто это говорит, и что Он обращается к Сыну, называя Его Богом (см. Евр.1:1 8).

Это имя не было дано Христу вследствие какого-то великого достижения, но оно принадлежит Ему по праву наследства. Говоря о силе и величии Христа, автор послания к Евреям говорит, что Он сделан превосходнее ангелов, по причине, которая приводится здесь: «сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евр.1:4). Сын всегда законно берёт имя отца. Так и Христос: как «единородный Сын Божий», законно имеет то же самое имя. Сын также, в большей или меньшей степени, является подобием отца; в некоторой степени, он имеет характерные особенности своего отца; конечно не совершенно, потому что среди человечества нет совершенного воспроизводства. Но в Боге или в каком-то Его деле нет несовершенства; и поэтому Христос – "образ ипостаси" личности Отца (Евр.1:3). Как Сын самосущего Бога, по Своей природе он имеет все признаки Божества.

Это верно, что есть много сыновей Божьих; но Христос – «единородный Сын Божий». И поэтому Он Сын Божий в том смысле, в котором никто другой никогда не был и никогда не может быть. Ангелы являются сыновьями Божьими, как и Адам (Иов.38:7; Лк.3:38), через творение; христиане – сыновья Божьи через усыновление (Рим.8:14, 15); но Христос – Сын Божий через рождение. Автор Послания к Евреям далее показывает, что положение Сына Божьего не является тем, которое Христос имел от начала, но тем, которое Он имеет через праведность. Он говорит, что Моисей был верен во всём доме Божьем, как служащий, «а Христос – как Сын в доме Его» (Евр.3:6). Он также заявляет, что Христос есть Домостроитель (стих 3). Это – Он, Кто строит храм Господа и обладает славой (Зах.6:12, 13).

Сам Христос, говоря о Себе, решительно утверждал, что Он является Богом. Когда молодой человек пришёл и спросил: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус, перед ответом на этот прямой вопрос, сказал: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк.10:17, 18). Что Иисус хотел сказать этими словами? Не значит ли это, что Он отказывался от Своего положения? Он хотел сказать, что Он не был благ? Это было смиренное умаление Себя? Ни в коем случае; ибо Христос был абсолютно благ. Евреям, устроившим за Ним постоянную слежку с целью найти ошибки и обвинить Его, Он смело сказал: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин.8:46). Во всей еврейской нации не мог быть найден ни один человек, кто когда-нибудь видел Его делающим что-то или слышал, что Он произнёс слово, которое имело даже подобие зла; и те, кто был настроен осудить Его, могли сделать это только, нанимая против Него лжесвидетелей. Пётр говорит, что Он «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр.2:22). Павел говорит, что Он «не знал греха» (2 Кор.5:21). Псалмопевец говорит: «Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нём» (Пс.91:16) и Иоанн говорит: «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нём нет греха» (1 Ин.3:5).

Христос не может отречься Себя, поэтому Он не мог сказать, что Он не был благ. Он есть и был абсолютно добр и совершенно благ. И так как нет никого благого, кроме Бога, и в тоже время верно, что Христос не может быть никаким другим, как только совершенно благим, из этого всего следует, что Христос является Богом, и что именно это Он хотел преподать молодому человеку.

Это было тем, что Он преподавал ученикам. Когда Филипп сказал Иисусу: «Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин.14:8, 9). Это то же самое, что выражают слова: «Я и Отец – одно» (Ин.10:30). Поэтому Христос воистину был Богом. И когда Его попросили показать Отца, Он мог сказать, "Смотрите на Меня". И это напоминает утверждение о Сыне.

Когда Отец ввёл Первородного в мир, Он сказал: «И да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр.1:6). Это относится не к тому времени, когда Христос прежде создания мира разделял славу Отца, когда Он получил право на почтение, но к тому моменту, когда Он пришёл Дитём в Вифлеем. Даже тогда всем ангелам Божьим было приказано поклониться Ему.

Евреи неправильно истолковывали учение Христа о Нём Самом. Когда Он провозгласил, что Он был един с Отцом, евреи взяли камни, чтобы побить Его. А когда Он спросил их, за которое из Его добрых дел они хотели умертвить Его, они отвечали: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин.10:33). Если бы Он был тем, кем они считали Его, просто человеком, Его слова действительно были бы богохульством. Но Он действительно был Богом.

Цель Христа в пришествии на землю состояла в том, чтобы показать Бога людям для того, чтобы они могли прийти к Нему. Поэтому апостол Павел говорит: «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор.5:19). И в Евангелии от Иоанна мы читаем, что Слово, которое было Богом, «стало плотью» (Ин.1:1, 14). В той же самой связи было заявлено: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (или сделал Его известным) (Ин.1:18).

Обратите внимание на выражение «Единородный Сын, сущий в недре Отчем». Там Он обитает. И Он обладал божественностью, будучи на земле, как и тогда, когда был на небесах. Это использование настоящего времени подразумевает длительное существование. Это представляет ту же самую идею, которая содержится в утверждении Иисуса евреям (Ин.8:58): «Прежде нежели был Авраам, Я есмь», и это снова показывает, что Иисус является Тем, Кто явился Моисею в горящем кусте, и Кто объявил, что Его имя было "Я Есмь".

И, наконец, мы имеем вдохновленные слова апостола Павла об Иисусе Христе, что «благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота» (Кол.1:19). Какова эта полнота, в которой обитает Христос, мы узнаем из следующей главы; где нам сказано, что «в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). Это самое абсолютное и определённое доказательство того факта, что Христос обладает по Своей природе всеми атрибутами Божества. Факт Божественности Христа также проявится очень отчётливо, когда мы продолжим рассматривать идею причастности Христа к сотворению вселенной.