Праведность Божья Печать

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф.6:33).

Праведность Божья, говорит Иисус – это то единственное, что достойно поиска и усилий в этой жизни. Пища и одежда – это незначительные вопросы по сравнению с праведностью. Бог обеспечит всем необходимым, как само собой разумеющимся, для того, чтобы беспокойство и забота не были израсходованы на них. Достижение царства Божьего и Его праведности должны быть единственной и осмысленной целью жизни.

В 1 Кор.1:30 нам говорят, что Христос сделан для нас праведностью так же, как и премудростью. И так как Христос является мудростью Божьей, и в Нём обитает вся полнота Божества, очевидно, что праведность, которой Он наделяет нас, является праведностью Божьей. Давайте посмотрим, какова эта праведность.

В Пс.118:172 псалмопевец таким образом обращается к Господу: «Язык мой возгласит слово Твоё, ибо все заповеди Твои праведны». Праведность заповедей мы познаём не просто в теории, но они открываются нам, как праведность Самого Бога. Для понимания этого вопроса прочтём следующее:

«Поднимите глаза ваши к небесам и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители её также вымрут; а Моё спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет. Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь» (Ис.51:6, 7).

Что мы узнаём? Знающие праведность Божью – это те, в чьих сердцах находится Его закон. Можно сделать следующий вывод: закон Божий есть праведность Божья.

Это может быть доказано следующим образом: «Всякая неправда есть грех» (1 Ин.5:17). «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин.3:4). Грех есть нарушение закона, и он также является неправедностью, поэтому грех и неправедность тождественны. Но если неправедность есть нарушение закона, тогда праведность должна быть повиновением закону. Или выражаясь математически:

Неправедность = грех (1 Ин.5:17).

Нарушение закона = грех (1 Ин.3:4).

Поэтому, согласно аксиоме, когда две вещи, которые равны в одном случае, равны и в каждом другом, мы имеем:

Неправедность = нарушение закона.

То же самое, но уже выраженное в положительных терминах, приобретает вид:

Праведность = повиновение закону.

Следовательно, какой закон является тем, повиновение которому является праведностью, и неповиновение которому является грехом? Он является тем законом, в котором сказано: «Не пожелай», поскольку апостол Павел говорит нам, что этот закон убедил его в грехе (Рим.7:7). Тогда закон десяти заповедей является мерой праведности Божьей. Поскольку это закон Божий и является праведностью, он должен быть праведностью Божьей. И действительно, нет другой праведности.

Поскольку закон – это праведность Божья, выражение Его характера, то легко заметить, что страх Божий и соблюдение Его заповедей – это главная обязанность человека (Еккл.12:13). Не позвольте никому допускать мысль, что его возможности будут ограничены, если в своей жизни он будет руководствоваться этими десятью заповедями, ибо они «весьма обширны». «Закон духовен» и включает намного больше, чем может разглядеть обычный читатель. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно» (1 Кор.2:14). Величие закона Божьего может быть понято только теми, кто молитвенно размышляет над ним. Достаточно немного текстов из Священного Писания, чтобы показать нам некоторые его широты.

В нагорной проповеди Христос сказал: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: 'рака', подлежит синедриону; а кто скажет: 'безумный', подлежит геенне огненной» (Мф.5:21, 22). И снова: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (стихи 27, 28).

Это не подразумевает, что заповеди «Не убивай» и «Не прелюбодействуй» являются несовершенными, или что теперь Бог требует от христиан более высокой степени морали, чем Он требовал от Своего народа, который назван иудеями. Его требования остаются неизменными для всех людей во все века. Спаситель просто объяснил эти заповеди и показал их духовность. На обвинение фарисеев, что Он игнорировал и разрушал моральный закон, Он повторил, что Он пришёл ради утверждения закона, и что закон не мог быть отменён. Затем Он разъяснил истинное значение закона способом, который обличил их попытки игнорировать и не повиноваться ему. Иисус показал, что даже взгляд или мысль, может быть нарушением закона, и что закон действительно судит мысли и намерения сердца.

Христос не открыл новую истину, а только вынес на свет и раскрыл известную старую. Когда закон был объявлен на Синае, он означал то же самое, как и в то время, когда Иисус объяснял его на горе в Иудее.

Когда в интонациях, которые колебали землю, Он сказал: «Не убивай», Он имел в виду: «Вы не должны вынашивать в сердце гнев; вы не должны предаваться зависти, вражде и ничему, что самым отдалённым образом имеет отношение к убийству». Всё это и намного большее содержится в словах: «Не убивай». И этому учили вдохновенные слова Ветхого Завета; ибо Соломон показал, что закон имеет отношение к невидимому так же, как и к видимому, когда он написал:

«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:13, 14).

Вот аргумент: суд совершается над всем тайным; закон Божий – это мерило на суде, он определяет качество каждого действия, или доброго или злого; поэтому закон Божий запрещает зло в мыслях так же, как в делах. Поэтому Божьи заповеди содержат все обязанности человека.

Возьмите первую заповедь: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», апостол говорит нам о некоторых, что «их бог – чрево» (Флп.3:19). Но обжорство и невоздержанность – это самоубийство. И потому мы находим, что первая заповедь соотносится с шестой. Однако это не всё, поскольку он также говорит нам, что жадность является идолопоклонством (Кол.3:5). Десятая заповедь не может быть нарушена без нарушения первой и второй. Другими словами, десятая заповедь совпадает с первой.

Мы находим, что декалог – это замкнутый круг, такой же большой, как вселенная, содержащий внутри себя нравственные обязанности каждого из творений. Это мера Божьей праведности, которая живёт вечно.

Правильность утверждения, что «исполнители закона оправданы будут» (Рим.2:13), является очевидной. Оправдать означает сделать праведным или показать кого-то праведным. Очевидно, что совершенное повиновение совершенному праведному закону указало бы нам на человека праведного. В Божьем намерении такое повиновение в исполнении Божьего закона было практикой жизни всех Его творений. Таким образом, закон был дан для жизни (Рим.7:10).

Но для человека, судимого по «делам закона», было бы необходимо, чтобы он соблюдал закон в полной мере каждый момент своей жизни. Если он «не дотягивает» до подобного совершенства, о нём нельзя сказать, что он соблюдает закон. Он не мог делать дела закона, если он соблюдал его только частично.

Это является печальным фактом, потому что всё человечество не исполнило закона, ибо и иудеи и язычники – «все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:9 12). Закон говорит ко всем, кто находится в пределах его досягаемости; и во всём мире никто не может открыть свои уста, чтобы очистить себя от вины греха, которую он приносит против него. Заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом (стих 19), «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (стих 23).

«Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» (стих 20). Закон, будучи «свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7:12), не может оправдать грешника. Другими словами, праведный закон не может объявить того, кто нарушает его, невиновным. Закон, который оправдал бы грешного человека, будет греховным законом. Закон не должен быть поругаем только потому, что он не может оправдать грешников.

Напротив, он должен быть превознесён по этой причине. Закон не объявляет грешников оправданными. Он не будет говорить, что люди соблюдали его в то время, когда они его нарушили. Всё это само по себе является достаточным свидетельством того, что закон является благим. Люди приветствуют неподкупность в земных судах тех, кто не может быть подкуплен, и кто не объявит виновного невинным. Тем более, они должны восхвалить закон Божий, который не имеет ложного свидетельства. Он является совершенной праведностью и поэтому он провозглашает печальный факт, что никто из семьи Адама не исполнил его требований.

Когда человек оказывается несостоятельным в соблюдении чего-то одного, он никогда не может быть признан как исполнитель закона. Требования каждого предписания закона являются такими обширными, весь закон является настолько духовным, что нельзя отдать ничего больше, чем полное повиновение.

Более того, закон является праведностью Божьей, выражением Его характера. И поскольку Его характер не может отличаться от того, как это открыто в законе, то даже сам Бог не может быть лучше, чем мера совершенства, которая требуется по Его закону. Он не может быть лучше, чем Он является, и закон объявляет, каков есть Бог. Тогда есть ли надежда для того, кто нарушил даже одно предписание? Может добавить дополнительного благочестия, чтобы составить полную меру? Тот, кто искушён поставить перед собой невозможную задачу, чтобы быть лучше, чем требует Бог, воистину лучше, чем Сам Бог.

Но это не является просто нарушением людьми какой-то одной детали. Они не имели совершенства в каждой детали. «Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». Невозможно для падшего человека, с его ослабленной волей, сделать даже единственный акт, который является совершенным стандартом. Это суждение не нуждается в дальнейшем доказательстве. Стоит только заявить о факте, что закон является мерилом Божьей праведности.

Конечно нет ни одного настолько самонадеянного, чтобы утверждать, что какое-то действие его жизни было или могло быть настолько хорошим, как будто сделано Самим Богом. Каждый должен сказать с псалмопевцем: «От Твоего лица суд мне да изыдет» (Пс.16:2).

Этот факт содержится в прямых утверждениях Священного Писания.

Сам Христос, Кто «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин.2:25), сказал: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:21 23). Другими словами, легче делать неправильно, чем правильно, и то, что человек делает естественно, является злым.

Зло живёт внутри и является частью человеческого существа. Поэтому апостол говорит: «Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8:7, 8). И опять: «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Поскольку зло является частью человеческой природы, унаследованной каждым человеком по длинной линии греховных предков, это является доказательством, что независимо от того, какая бы праведность ни истекала от него, она будет подобна «грязным лохмотьям» (Ис.64:6), по сравнению с безупречной одеждой Божьей праведности.

Неспособность совершения добрых дел, исходящих из греховного сердца, точно проиллюстрирована Спасителем: «Ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк.6:44, 45). То есть, человек не может делать добро, пока вначале не станет добрым. Поэтому, дела, сделанные греховным человеком, не могут сделать его праведным, но напротив, исходя из злого сердца, они являются злыми, и таким образом добавляют к сумме его греховности. Только зло может исходить из злого сердца, и умножающееся зло не может сделать человека добрым. Поэтому для злого человека бесполезно надеяться стать праведным через свои собственные усилия. Он должен быть сделан праведным прежде, чем он может делать добро, которое от него требуется и которое он хочет делать.

Итак:

1. Закон Божий – это совершенная праведность; и совершенное соответствие ему требуется от каждого, кто должен войти в царствие небесное.

2. Но закон не может наделить праведностью какого-то человека, поскольку все являются грешниками и не способны исполнить его требования. Не имеет значения, как усердны или как ревностны дела человека. Ничто из того, что он может сделать, не восполнит полную меру требований закона. Он слишком высок для него, чтобы быть достигнутым; Он не может получить праведность по закону, «потому что делами закона не оправдается [не станет праведной] пред Ним никакая плоть». Какое прискорбное состояние! Мы должны иметь праведность закона, или мы не сможем попасть на небеса. И всё же закон не оправдывает ни одного из нас. Он не приведёт наши самые постоянные и энергичные усилия хоть в наименьшей степени к той святости, без которой никакой человек не может увидеть Бога.

Тогда кто же может быть спасён? Может ли тогда вообще существовать праведный человек? Да, ибо Библия часто говорит о них. Она говорит о Лоте, как о «праведном человеке»; она говорит: «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих» (Ис.3:10). Таким образом показывается, что будут праведные люди, которые получат награду.

Священное Писание явно открывает, что в последнее время будет праведный народ, говоря: «В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала. Отворите ворота; да войдёт народ праведный, хранящий истину» (Ис.26:1, 2). Давид говорит: «Закон Твой – истина» (Пс.118:142). Он не только истина, но это сумма всей истины; следовательно, народ, который хранит истину, будет народом, который хранит закон Божий. Таковые будут исполнять Его волю, и они войдут в Царствие небесное (Мф.7:21).