Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Урок 2-й Послание к Римлянам. Глава 2-я PDF Печать E-mail

Первую главу послания к римлянам, не считая её вступления, можно назвать так: «Состояние человека без Бога, и как он оказался в таком состоянии». Причина этого состояния может быть названа одним словом – неверие. Неверие сопровождается возвышением себя, а вера – смирением. Они же утратили Бога, «потому что они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (стих 21-й). Они всё приписали себе, и по мере возвеличивания их «я», уменьшалась их вера в Бога до тех пор, пока они не погрузились во тьму язычества.

Люди во дни Платона, Сенеки и Марка Аврелия учили тому, что они называли «наукой нравственности»; Конфуций учил нравственным нормам. Но все они были лишены способности показать людям, как им исполнять то, что они считали правильным. Даже сами учителя «науки нравственности» и благодетели практиковали те же дела, которые осуждали, показывая себя неспособными исполнять проповедуемый ими нравственный долг.

В то время как эти учителя говорят нам о том, что нам следует делать, а сами не могут дать нам силу для исполнения этих дел, религия Иисуса Христа не только объявляет нравственный долг человека, но и дает способности исполнять всякое добро. Поэтому если Христос не вплетается в каждую нить этого учения, все усилия привить кому-то нравственность представляют собой ту же старую языческую «науку нравственности», а в сущности, саму безнрав-ственность.

Все соглашаются с тем, что государство не должно учить христианству, но некоторые ратуют за то, что нравственность все-таки должна прививаться в отрыве от христианства как такового. Но нравственная наука в отрыве от Иисуса Христа – это сама аморальность.

Дела плоти ясно описаны в последней части первой главы. Они характерны для каждого человека, который ещё не обратился ко Христу. Мы осуждаем язычников за эти дела, но «Бог нелицеприятен» (Римлянам 2:11), и Он осуждает все эти дела в нас точно также, и к тому же показывает нам, что мы не лучше их.

«Поэтому неизвинителен ты, всякий человек, судящий, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя, делаешь то же» (К Римлянам 2:1). Всякий, знающий достаточно для того, чтобы осуждать злые дела язычников, осужден сам, ибо он делает те же самые дела.

Первую часть 2-й главы послания к Римлянам можно подытожить словами: «Бог нелицеприятен». Он воздаст каждому человеку по делам его. На суде ничто не будет приниматься во внимание, кроме дел человека. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение 22:12). «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (От Матфея 16:27).

Характер этих дел будет показывать наличие веры во Христа. Самого исповедания христианства будет недостаточно. «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие [дела] и (сам) делая то же?» (К Римлянам 2:3) Бог не относится с лицеприятием к нашей личности или нашему исповеданию. Мы можем называть себя христианами, и заявлять о своем соблюдении закона, сочувствуя бедным язычникам, но Бог причисляет к одному классу всех тех, кто не совершает добрых дел.

«Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (стих 12-й). Этот и последующие тексты показывают нам, что закон является стандартом, по которому каждый человек будет судим.

Но что значит соблюдать закон? Это значит соблюдать все его принципы; наша праведность должна превзойти праведность фарисеев, которая была всего лишь внешней формой. Если мы ненавидим - мы убийцы (От Матфея 5:22); если мы вынашиваем нечистые мысли - мы прелюбодействуем (От Матфея 5:25); если сердце наше стремится к нечистоте - мы нарушаем все остальные принципы закона. Мы можем со всей строгостью соблюдать субботу со всеми внешними признаками этого соблюдения, и всеми силами стараться исполнить внешние обязательства всех остальных заповедей закона, но нечистое сердце делает каждое такое дело греховным.

«И потому, когда язычники, не имеющие закона, по собственному побуждению исполняют то, чего требует закон, хотя у них и нет закона, они сами для себя закон» (К Римлянам 2:14).

Бог многообразными способами посылает достаточно света в сердце каждого человека, чтобы привести его к познанию истинного Бога. Даже сама природа открывает нам Бога этой природы. И если какой-то человек, находящийся в самой тьме язычества, пожелает познать истинного Бога, то Бог, если это будет необходимо, пошлет ему свидетеля с другого конца земли, чтобы открыть ему свет истины.

Таким образом, каждый человек, который в конце концов погибнет для вечности, сам отвергнет свет, который в случае его принятия привёл бы его к Богу.