Свобода во Христе - христианский проект

Среда, 24 апреля 2024
Урок 5-й Послание к Римлянам. Глава 4-я стихи 1-15 PDF Печать E-mail

Принципы, рассматриваемые на предыдущих уроках, заставляют нас удивляться чьим-то предположениям о том, что учение о праведности через веру будет принижать закон Божий.

Оправдание возводит закон на должную высоту. Единственная опасность заключается в том, чтобы этого не понять. Оправдание утверждает закон в самом сердце. Оправдание – это закон, который неотъемлем от Христа. Христос же, пребывая в нас, делает закон неотъемлемым от нас.

Третья глава раскрывает нам принцип оправдания верой. В четвертой главе этот принцип иллюстрируется жизнью Авраама. Пока Авраам имел какую-то праведность, он мог хвалиться ею. Но факт в том, что хвалиться ему было нечем. Он был оправдан одной только верой.

Глава 4-я, стихи 1-3. Если бы человек мог сделать такое дело, которое бы обеспечило ему одобрение небес, он мог бы хвалиться этим делом. Но ни одна плоть никогда не будет способна хвалиться чем-либо в Божьем присутствии. (1-е Коринфянам 1:27-29; Иеремии 9:23, 24)

Если какой-то человек мог бы поступать праведно, то в этом случае Бог давал бы ему заслуженную награду за эту праведность. Но вечная жизнь – это «дар Божий». Вечная жизнь – это награда за праведность, и поскольку вечная жизнь – это дар, то дар этот возможен только потому, что праведность – тоже дар от Бога.

Вера Авраама была вменена ему в праведность (стих 5-й). Прощение грехов – это не просто изглаживание записей в книгах, вычеркивание прошлых грехов. Оно имеет жизненно важное отношение к самому человеку. Оно не является временным явлением.

Христос дарует Свою праведность, забирает грех, и оставляет вместо него эту праведность, и это вызывает радикальные изменения в человеке.

Ни один человек не способен на такие дела, которые устояли бы на суде хоть одну секунду. И это не зависит от того, кем он себя называет: христианином или атеистом. Нет такого верующего во Христа, который бы осмелился пойти на суд с каким-то своим добрым делом, требуя соответствующей награды, и тем самым дерзнув бросить вызов суду. Стихи 6-8 описывают блаженство человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел. Блажен человек, которому Господь, даже когда тот трудится в деле Божьем, не вменит ему греха, смотря на этот труд.

Во-первых, праведность была вменена Аврааму, потому что он уверовал, и только потом он получил знак обрезания, как печать праведности через веру, которую он уже имел (стихи 9-11). Те, кто называет себя высоким званием христианина, должны не концентрироваться на этом звании, а ходить по следам веры Авраама (стих 12). Бытует мнение о том, что во время древних иудеев Бог проводил различие между народами. Но Бог никогда не был и никогда не может быть лицеприятным. Именно высокомерие и самоправедность иудеев побуждала их держаться в стороне от язычников. Они были призваны быть светом миру, быть солью земли. Они же отказались исполнить эту миссию и стали подобными соли, не имеющей силы, и сами стали нуждаться в том, чтобы стать солеными. Соль должна пропитывать пищу, чтобы сохранять её. Этот же принцип актуален и сегодня.

Обетование Аврааму было одним, хотя оно и повторялось несколько раз. Оно заключалось в том, что в нем благословятся все народы земли, и что он будет наследником мира (стих 13, Бытие 12:1-3). Евангелие открывает это наследие. Оно приносит спасение от смерти; оно приносит жизнь, и тот факт, что нам даруется жизнь, подразумевает и то, что нам дано и место, где мы будем жить. Поэтому мы можем сказать, совмещая все, даруемое евангелием, что евангелие дает человеку вечное наследие. Учение о наследии святых – это учение об оправдании верой. И если мы не проповедуем оправдание верой, говоря о наследии святых, мы не проповедуем евангелие. Обещанное наследие сегодня является тем же наследием, которое было обещано нашим отцам (2-е Петра 3:4; Деяния 7:5), и это наследие не связано с нашим современным миром.

Это наследие обретается не законом, а праведностью веры. Но оно ожидает только праведных, то есть, чистых перед законом. Тем не менее, «если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование» (14-й стих).

Мы не просто не способны достичь этого наследия, но по мере наших стараний приблизить его к себе мы отдаляем себя от него все больше, «ибо закон производит гнев (стих 15-й). Если наследие это достигается делами, «то уже не по обетованию». Но тем не менее, это наследие дается только праведным, а праведность – это послушание закону. Другими словами, мы здесь имеем дело с совершенным послушанием закону, которое не является нашим послушанием (Галатам 3:21). В этом и парадокс.

Все евангелие противоречит человеческому суждению. Оно бесконечно выше наших умозаключений. Однако оно совершенно гармонирует с Божьей мудростью. Христос пообещал наследие, и Его обетования – «да и аминь». Он даст не только наследие, но и праведность, которая должна быть достойной этого наследия. И поэтому жизнь, праведность, и наследие – всё это дары от Бога.