Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
Урок 13-й Послание к Римлянам. Глава 8-я Стихи 17-31 PDF Печать E-mail

Прошлым вечером мы завершили наше изучение размышлениями над 16-м стихом 8-й главы послания к Римлянам: «Дух Сам свидетельствует духу нашему, что мы дети Божьи». Этим вечером мы будем читать с 17-го стиха. Мы не сможем рассмотреть каждый текст этой главы в отдельности, ибо наше время очень ограничено, так что некоторые из них мы пропустим, уделив им немного внимания.

«А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас».

Одну мысль относительно этой славы я хотел бы рассмотреть вместе с вами. Прошлым вечером я сказал, что если мы сонаследники со Христом, то мы должны иметь всё, что имеет Христос. Когда Он войдёт в Своё царство, принимая то обетование, которое Бог дал Аврааму и его семени, мы должны войти в это же царство с Ним. Мы сонаследники Христу; поэтому всё, что Христос имеет сейчас, мы имеем также, если мы в Нём. Вся слава, которую Он сейчас имеет, предназначена и для нас. Вся любовь, которую он испытывает в присутствии Своего Отца, доступна также и нам, ибо Он говорит: «Дабы мир познал, что Ты послал Меня, и возлюбил их как возлюбил Меня». Таким образом, Бог излил Свою изумительную любовь на нас, дабы нам называться сынами Божьими.

Подумайте об этом. Бог имеет только одного Единородного Сына, сияние славы Своей, и образ ипостаси Его. Он любим Отцом очень сильно. Но какова же широта и глубина Его любви, что Он включил и нас в эти объятья, чтобы принять в Свою семью и сделать нас наследниками тех же почестей, которые имеет Его возлюбленный Сын! Поэтому мир не знает нас, ибо не познал Его. И как мир не узнал Его как Бога и Сына Божьего, наследника небес, так он не узнает и нас как сыновей Божьих и наследников тех же небес. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Мы – дети Божьи уже сейчас, в такой же полноте, что и в любое другое время в будущем. Слава Сына Божьего ещё не открылась в нас, но когда Христос явится, мы будем подобны Ему, ибо Он «изменит это смертное тело, чтобы оно было подобно Его славному телу». И тогда дети Божьи воссияют как солнце в царстве Отца своего.

Братья, поскольку я знаю, что Бог даёт и благодать, и славу, я всё больше желаю думать о славе, которая будет открыта в нас. Ибо я понимаю, что Бог даёт и одно и другое той же силой, и что престол, к которому мы приходим со своими просьбами, как престол благодати, является также и престолом славы.  Иеремия говорит, молясь за свой народ: «Не отрини [нас] ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами». И поскольку один и тот же престол является престолом благодати и престолом славы, благодать, посылаемая нам, равна той славе, которая присуща этому престолу. Эта слава будет когда-то открыта в нас, чтобы наше бренное смертное тело воссияло как солнце. Это обетование об откровении в нас славы убеждает нас в том, что такая же мера благодати может быть открыта в нас сегодня. Вот почему Господь открывает нам столько грядущей славы, сколько мы можем вместить и понять. Вот где мы не получаем преимуществ от того, что Бог открывает нам относительно грядущей славы. Мы забываем, что эти обетования даны для благовременной помощи сегодня, дабы мы могли иметь и разделять всю силу, присущую этим обетованиям прямо сейчас.

Прямо как страдания в настоящее время не входят ни в какое сравнение с будущей славой, так настоящие страдания не сравнимы с благодатью, дарованной нам прямо сегодня, чтобы перенести все эти страдания. Благодать равна славе.

«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего».

Сегодня мы получаем начатки плодов Духа. Это не значит, что сейчас мы получаем только небольшую порцию Духа. Это значит, что мы получаем Духа как первый плод, или аванс, или же залог нашего наследия.

Павел показывает это в послании к Ефесянам (1:13,14): «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его». Имея Духа Божьего, и будучи сыновьями Бога, мы уже сейчас имеем богатство нашего наследия. Мы начинаем разделять богатства этого наследия уже сегодня, и, если мы останемся сынами Божьими, мы будем продолжать разделять это наследие на протяжении всей вечности. Разница только в том, что когда придёт Сын Божий, мы будем иметь полное наследие и славу Его.

Взирая на эти обетования именно таким образом, мы можем видеть, как именно небеса начинаются прямо здесь на земле. Видя эти обетования в таком свете, мы можем убедиться в том, каким именно образом небеса начинаются здесь на земле. Если мы с готовностью примем эти обетования верой, мы можем всегда ходить с Духом Божьим, и мы будем иметь мир и радость небес.

«Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными».

Братья, в этих стихах мы имеем нескончаемый поток ободрений. Порой я много размышлял на наших встречах, слыша одного брата за другим, выступающих со своими свидетельствами, и заканчивающих словами: «Молитесь обо мне». Я думал о том, что Сам Христос молится о нас, и что Дух Святой Сам ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Братья, мы, конечно, можем просить других молиться о нас, но разве мы не можем в это же самое время принять верой и положиться на молитвы, которые постоянно совершаются за нас в вышних небесах? Даже если братья не будут молиться о нас, мы имеем радость и утешение, зная о том, что Христос и Дух молятся о нас.

Для себя я понимаю эти обетования и черпаю из них ободрение следующим образом: Я прихожу к Богу и открываю свою душу перед Ним, прося Его дать мне… чего же мне просить? Иногда все слова улетучиваются, и я не могу думать ни о чём, кроме как о невыразимом желании чего-то большего, чем всё, что я имею. Но Дух Святой знает, в чём я нуждаюсь, и знает мысли Божьи. Он точно знает, что Бог желает мне дать, и поэтому ходатайствует за меня, и Бог даёт чрезвычайно более того, о чём я могу просить или даже помышлять. Дух Божий берёт эти мысли, которые мы не можем выразить словами, и даже осознать мысленно, и преобразует их в слова и прошения перед престолом Божьим, и Испытывающий сердца человеческие знает, какая мысль у Духа.

Я убеждён в том, что очень многие из нас совершают большую ошибку в этом вопросе исследования сердец. Мы слышим братьев, говорящих о том, что они «собираются исследовать свои сердца и удалить всё то греховное, что они там найдут». Иеремия говорит: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иеремия 17:9,10). Мы живём здесь на земле, и мы грешны. Мы признаём, что мы находимся далеко не в надлежащем духовном состоянии, и поэтому мы решаемся исследовать свои сердца и устранить всякое беззаконие, которое мы только можем там найти. Но мы не сможем этого сделать, ибо наше же сердце будет вводить нас в заблуждение каждый раз. Только Бог может проникнуть в наше сердце, и Он делает это, и если мы примем результаты Его исследований, наша радость будет великой. Ведь именно Утешитель открывает нашим сердцам те грехи, которые Господь там нашёл; и само открытие нашему сердцу его грехов является частью утешения от Бога. Да, открывая нам наши грехи, Бог утешает нас.

Некоторые говорят, что Господь открывает им их грехи только тогда, когда они смогут пережить это откровение. Когда Господь открыл мне мои грехи, я не мог пережить этого откровения. Я думал, что жизнь моя кончена, и я знал, что я не могу вынести этой действительности. Но именно тогда ко мне пришло утешение – я не мог жить с этими грехами, и поэтому я был готов позволить Спасителю нести эти грехи за меня.

Итак, Господь исследует сердца людей, и единственное, что нам нужно сделать – принять прощение, приготовленное у Него для нас, как раз в то время, когда Он исследовал наши сердца и открыл их нашему взору.

А теперь мы подходим к самой благословенной и самой славной части этой самой славной главы. Одно слово образует ключевую мысль восьмой главы послания к Римлянам: «Слава».

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (к Римлянам 8:28-30).

28-й стих часто цитируется неверно, и применяется неверно, и главным образом из-за смены времени глагола. Люди читают: «знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению всё будет содействовать ко благу». Но Павел пишет не так. Он говорит, что любящим Бога уже всё содействует ко благу, в настоящее время. Кто-то скажет: «Я не вижу, что это на самом деле так». В таком случае положитесь на эти слова Писания, верьте в это, и тогда вы убедитесь в этом. Единственный способ в этом убедиться – поверить слову Божьему. И тогда мы сами увидим, что любящим Бога всё содействует ко благу. В этом и радость христиан – с ними не может случиться ничего плохого.

Кто-то скажет: «Для определённой категории людей это и в самом деле так». Да, это правда. Существует определённый класс людей, и этот класс людей состоит из всех, кто любит Бога. Мы сами знаем о себе, любим мы Бога или нет, и поэтому мы сами знаем, входим мы в этот класс или нет. Разве у нас мало причин любить Бога? Кто-то скажет: «Я желаю любить Бога больше. Я знаю, что я люблю Бога недостаточно». Какая абсурдная фраза, как будто любовь Божья является каким-то долгом, к которому мы себя должны принуждать. Любовь невозможно вызвать силой. Сам факт давления на человека, чтобы заставить его любить, сам по себе доказывает, что любви никакой здесь нет и быть не может. Почему мы начинаем любить людей, к которым имеем привязанность? Просто потому, что они чем-то привлекают нас, и чем больше мы познаём объект своей любви, тем больше влюбляемся в него. Так же и с Богом: чем лучше мы знаем Бога, тем больше будем любить Его. Открывая Его слово, из которого мы должны черпать знания о Нём, мы видим масштабы милости Божьей, и уже не можем не любить Его. Почему мы не можем не любить Его? Потому что Он первым возлюбил нас. Это и побуждает любить Его больше, больше изучать Его любовь такой, какой она открывается в Его слове.

Как насчёт этого класса людей – «призванных по Его изволению»? Мы касаемся вопроса «призвания», и этот вопрос порой приводит некоторых к разочарованию. Какой-то брат может сказать: «Возможно, я и не призван. Я в этом не совсем уверен. Поэтому я не вижу здесь утешения». Этот вопрос, вопрос «призвания» можно разрешить очень просто. Кого же Бог призвал? «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром».

Этот призыв обращён к каждому мужчине, женщине и ребёнку на земле. Все, слышащие его, призваны принять его и передать дальше. Благость Божья достаточно велика, чтобы принять каждого человека, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Этих двух текстов уже достаточно для того, чтобы развеять по четырём ветрам весь тот богословский мусор, который был написан в доказательство того, что у Бога есть какой-то избранный класс людей, призванных Им, отделённых от всех остальных. Пусть никто не остаётся в стороне только потому, что считает себя не призванным. Призвание Божье обращено ко всем. Не все отзываются на него, не все принимают совет Петра «стараться делать твёрдым своё звание и призвание», но намерения Божьи здесь ни при чём.

Мы же являемся «призванными» и «избранными». Иногда мы пугаемся этого слова – «избранный». Разве есть нужда в том, чтобы бояться этого термина? Нет. Ибо каждый человек может быть кандидатом, и каждый кандидат может быть избран. Здесь открыты возможности для всех, и тот факт, что кто-то избран, не лишает возможности быть избранными всех остальных.

Во 2-м послании Тимофею (1:9) мы читаем: «спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде создания мира». Заметьте, что Его изволение – это изволение благодати, и свободный дар благодати приходит ко всем к оправданию жизни. А теперь прочтем о том, что же такое избрание: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он принял нас в Возлюбленном».

«Он благословил нас всяким духовным благословением!» Где? Во Христе; поэтому в тот момент, когда вы оставляете своё «я» и впускаете Христа на его место, вы уже имеете всё, что Христос пришёл вам дать. Почему все эти благословения мы имеем во Христе? Потому что Он может благословить вас, «отвращая каждого из вас от грехов своих» (Деяния 3:26). Поскольку мы имеем от самого Бога все благословения, которые только могут быть даны нам, чтобы избавить нас от греха и отвратить нас от наших беззаконий, мы можем иметь радость и мир в Нём. Пётр говорит: «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию».

Всё необходимое для жизни и благочестия уже дано нам. В ком? Во Христе. Поэтому та душа, которая пребывает во Христе, будет стоять твёрдо и прочно, как сама Скала веков.

И это всё «в похвалу славы благодати Своей, которою Он принял нас в Возлюбленном». В ком? «В Возлюбленном». Не в нас самих, а в Возлюбленном. И каждый призван к этому единению со Христом, если он только примет Его. Братья, разве не справедливо со стороны Бога не принимать тех, кто не принимает Его? Справедливо. Но справедливо ли со стороны Бога принимать нас, когда мы принимаем Его призыв? Конечно, справедливо. В таком случае мы избраны в Нём, «по благоволению воли Его, в похвалу славы благодати Своей, которою Он принял нас в Возлюбленном… открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. В Нем мы и сделались наследниками». Заметьте, что когда мы во Христе, мы являемся наследниками – мы уже имеем начатки этого наследия; мы уже начинаем разделять его.

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил». «…предназначены [к тому] по определению Совершающего все по изволению воли Своей».

Несколько слов о понятии «предузнал». Иногда принимается такая позиция, что Бог не знал, какой выбор сделает человек, создавая его, а если бы Он знал, Он бы не создавал его вовсе, или воспрепятствовал ему идти избранным им путём. Но Бог знает. Он «предузнал». Он знал конец от начала. «Ведомы Богу все Его дела от начала». Бог нисколько не изменил Своего плана, который был известен ему с самого сотворения мира. И нет такой силы во всей вселенной, которая бы заставила Его изменить Его планы.

Знал ли Бог о том, что Адам согрешит, и знает ли Он о спасении Адама? Да, Он знает всё об этом: кто будет спасён, а кто погибнет. «Тогда как же можно при этом дать нам свободу выбора?» Я не знаю, как это возможно, но это не имеет никакого значения. Я знаю из Его слова о том, что я совершенно свободен принять спасение, и принять его тогда, когда пожелаю. Вместе с этим я знаю, что Богу известен мой окончательный выбор. Я не могу понять, как можно совместить эти две вещи, но Бог знает, как это сделать, и Он праведен, а значит всё в порядке. Ни один ангел на небесах не знает, как это возможно, но они все знают, что это правда.

Заметьте абсурдность утверждения о том, что Бог может знать всё, если только пожелает, но Он не желает кое-что знать, и поэтому не применяет Свою власть для того, чтобы знать это. Кто-то говорит, что если бы Он знал всё, то Он был бы ответственным за наше спасение или погибель, поэтому Он не применяет Свою власть, освобождая Себя от этой ответственности. Эта идея выдвигает ужасное обвинение против Бога. Она-то и перекладывает всю ответственность за гибель человека на Бога, и обвиняет Его в попытках избежать ответственности. Если бы Он сделал выбор не знать чего-то, то как Он мог бы определить, что Он желает знать, а чего не желает? Само утверждение о том, что Он определяет то, чего не желает знать, доказывает, что Он уже знает это, чтобы сделать такой выбор, а это полный абсурд. Его выбор не знать чего-то уже доказывает, что Он знает это, обнаруживая Свою же абсурдность. Такая идея обязательно основывается на предположении о том, что Бог познаёт посредством некоего изучения и исследования. Но Бог не нуждается ни в исследовании, ни в исчислении, ни в процессе познания, чтобы приходить к каким-то открытиям. Он – Бог, и знание уже присуще Ему, поскольку оно начинается и заканчивается в Нём.

Бог высок и свят, и «владеет вечностью». Он пребывает в вечности. Что такое вечность? Это нечто не имеющее начала и конца. Её можно представить в виде окружности, в каждой точке которой Бог пребывает одновременно. Бог существует Сам по Себе. Это значит, что миллионы прошедших веков вместе с миллионами будущих веков представляют собой для Бога момент времени под названием «прямо сейчас». И прошлое, и настоящее, и будущее для Бога – это настоящее. Он живёт в вечном «сейчас». Мы не можем понять этого, но это не имеет значения. Он говорит, что это так, и мы верим Ему. Бог нам прибежище именно потому, что Бог вечен. Этот вечный Бог знает всё наше прошлое, и мы имеем уверенность в Его водительстве. Если бы Он не знал прошлого и будущего, как я мог бы убедиться в том, что Он ведёт меня по верному пути? Иов говорит: «Он знает путь, который мне избрать».

Он ведёт нас по надлежащему пути. Он смотрит через века, и знает, кто примет вечное наследие, и поэтому Он готовит наследие для этих людей. Что бы вы подумали о человеке, который бы, образно говоря, собрал бы целую кучу кирпичей и начал строить дом, и в ответ на вопрос: «Какой дом ты желаешь построить?» он ответил бы: «Я не знаю. Я буду складывать эти кирпичи вместе, а потом увижу, какой дом из них получится». Такой ответ может дать только глупец. Перед тем, как начать строить дом, любой человек будет уже знать, какой дом он строит. Он будет точно знать, как этот дом будет выглядеть после постройки. Неужели вы думаете, что Бог, задумывая Свои планы в далёком прошлом, не знал, какую землю Он собирается создать? Он знал точно, какой она будет, и Он создавал её для конкретных намерений. Он создал её для жительства. И Он знал не только о том, какой будет эта земля, но и о том, какие люди на ней будут жить. Он знал каждого человека, который будет на ней обитать, и знал каждого из них по имени. Эти люди, которых Бог уже видел в Своих планах по заселению земли, ещё в процессе задумки этих планов в прошлых веках, должны были быть добрыми и святыми людьми, а эта земля, после того, как на ней закончится небольшой период господства греха, будет населена именно этими людьми, которых Бог уже видел, и которые будут носить имена, данные Им самим ещё в далёком прошлом.

В книге Откровение (2:17) мы читаем: «И дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» Дело не в том, что в царстве Божьем мы не будем знать имена друг друга, и не сможем называть друг друга по имени. В Библии имена носят определённое значение. Иаков был «узурпатором»; Израиль же был «князем Божьим». Авраам стал «отцом множества народов», Сара была «сварливой женщиной», а Сарра стала «принцессой». Имя означало характер человека.

Хотя все искупленные будут иметь совершенный Божий характер, всё же этот характер настолько совершенен и настолько обширен, что в нём есть место для индивидуальности и уникальности каждого человека. Почему же никто не сможет понять имя другого? Потому что нет двух человек с одинаковым опытом развития характера. Нет двух человек, прошедших один и тот же путь и имевших одинаковый опыт и испытания. «Сердце знает свои тревоги, в которые не вникнет другой».

В книге Исход (33:17) Господь сказал Моисею: «Ты нашёл благодать в Моих глазах и Я знаю тебя по имени». Моисей был очень близок к Господу в то время. Он ходил с Богом и постоянно переживал живой опыт, «видя Невидимого». День ото дня его характер формировался самим Всемогущим, и если бы не один-единственный грех, он был бы переселён на небо, так и не вкусив смерти. Он был кротчайшим человеком из всех на земле, и Бог знал его по тому имени, которое было записано у Него в книге.

Человек пал, но каждый из людей, живущих сразу после грехопадения, мог принять предложенное спасение, если бы пожелал этого, и мог стать одним из всех тех, кому надлежит населить землю – одним из тех, кого Бог видел, закладывая планы для земли и её обитателей. Если бы так и случилось, земля уже была бы наполнена такими людьми, и дело спасения уже давно бы завершилось. Было бы это справедливым по отношению к нам, ведь в таком случае мы бы с вами не родились, и поэтому не вошли бы в этот план? Нет, это было бы несправедливо по отношению к нам не более, чем это будет несправедливо по отношению к тем, кто может родиться в будущем, если работа Божья будет окончена всего через несколько лет.

Бог предузнал нас во Христе, и в Нём с самого начала Он предопределил нам занять то же место на земле в Его чистом святом царстве, которое Бог нам и предназначил. Я так благодарен за то, что мы можем иметь Христа, если только пожелаем, и если мы поверим в Него и доверимся Ему, мы узнаем, что мы созданы специально для того, чтобы занять своё место в Его царстве. «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены [к тому] по определению Совершающего все по изволению воли Своей».

Разве вы не видите, что все содействует благу любящих Бога? Как мне знать, что я – дитя Божье? Он возлюбил меня и искупил меня, а я отдал себя Ему, и поэтому я Ему принадлежу. Теперь я во Христе, и не важно, что случится со мной. Со мной не может случиться ничего плохого, ибо все, что будет происходить, Бог обратит мне во благо, и не только обратит, но и обращает прямо сейчас. Он делает это, чтобы развивать мой характер и готовить к тому, что Он для меня приготовил.

Сатана составляет против меня различные планы и козни – влияет на некоторых людей или структуры власти, чтобы досадить мне, надеясь меня уничтожить. В этом нет проблемы, ибо Бог берёт эти самые планы и обращает их мне на добро. Дьявол составляет эти зловещие замыслы, чтобы меня погубить, но Бог использует его же козни, чтобы привести меня к желанным небесам. Поэтому у христианина нет никаких причин жаловаться.

Никто и не подумает жаловаться, если всё идёт хорошо. Но у христианина всегда всё идёт хорошо, ибо всё содействует ему ко благу. Неужели самые зловещие нападки сатаны против нас служат нам во благо? Да, ибо хотя они и коварны, но когда они начинают действовать, чтобы погубить нас, в это же время Бог обращает их в добро. Когда мы смотрим на вещи в таком свете, мы можем славить Бога независимо от всего, что случается с нами.

Иосифа братья однажды продали в рабство в Египет. Они сделали это с одной единственной целью – погубить его. Сначала они попытались просто убить его, а затем, когда они решили продать его как раба, они подумали, что он не проживёт долго рабом, и они смогут таким образом избавиться от него. Но, тем не менее, псалмопевец говорит нам, что именно «Бог послал его в Египет». Его братья воплощали свои зловещие планы, и в то же самое время Бог послал его туда по Своей воле. Мы не можем понять, как это может быть, но мы знаем, что так оно и было.

Каиафа, пожилой и лукавый первосвященник задал вопрос: «Не лучше ли одному Человеку умереть, чем погибнуть всему народу?» Так была выражена тактика хитрого мирского политика. Но в это же время посредством этих же слов Бог изрёк пророчество. Не существует такого лукавого человека и такого лукавства, включая козни самого дьявола, которые Бог бы не использовал для Своих вечных намерений. Обильные утешения содержит мысль о том, что именно такому Богу мы служим. Поэтому тех, кого Он предопределил, Он же и призвал, а кого Он призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил. Христос говорит: «И славу, которую Ты дал Мне, я дал им, дабы и они были едины, как мы едины» (От Иоанна 17:22). Да, Господь даёт благодать и славу, и мы имеем эту славу, только в форме благодати. «Он прославляет смиренных спасением». Он дал нам богатства Своей славы и благодати. И со временем Он покажет нам чрезвычайные богатства Своей благодати вместе со славою, которая ещё должна открыться.

«Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?»