Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 PDF Печать E-mail

 

ПРОПОВЕДОВАЛ ЛИ А. Т. ДЖОУНС ЕРЕСЬ О "СВЯТОСТИ ПЛОТИ"?

В настоящее время пытаются представить весть А. Т. Джоунса о праведности через веру как приводящую к ереси о "святости плоти". Утверждают, что он проповедовал эту ложную доктрину уже через несколько месяцев после сессии 1888 года. Приведем пример такого утверждения, основанного на исследовательской работе, выполненной, вероятно, при содействии Генеральной Конференции.

"Существует поразительное соответствие между духовными опытами народа Божьего в 1888 году и нашими опытами. Например, Ваггонер и Джоунс в 1888 году были посредниками Господа, но уже в 1889 году проповеди Джоунса стали склоняться к ереси о "святости плоти" (Adventist Review, August 6, 1981).

Это обвинение должно быть рассмотрено с осторожностью. Если оно справедливо, то, логически рассуждая, мы можем прийти к следующим выводам:

(1) Если это так, то тем самым дискредитируется послание 1888 года. Если Джоунс либо Ваггонер проповедовали ересь в период 1888 года, наша церковь попадает в глупое положение, так как обращала серьезное внимание на их проповеди. Дэвид П. Макмагон и Дэзмонд Форд попытались дискредитировать Ваггонера именно на этом основании, несмотря на многочисленные высказывания Елены Уайт в его поддержку. В "Documents" No 32 Форд говорит, что в 1892 году Ваггонер уже не был Адвентистом Седьмого Дня. Макмагон в работе "Ellet Joseph Waggoner: The Myth and the Man" (Verdict Publication, Fallbrook, CA, 1979) доказывает, что Ваггонер отступил от протестантского взгляда на оправдание через веру спустя несколько недель после Конференции 1888 года и после этого проповедовал римско-католическое понимание оправдания. Ошибочность этих обвинений показал доктор Лерой Мур в приложении к работе "Theology in Crisis" (1979). Каждый, кто прочитает работы Джоунса и Ваггонера, может убедиться в этом.

(2) Если проповеди Джоунса "уже в 1889 году... стали склоняться к ереси о "святости плоти", то это дискредитирует также и Елену Уайт, которая в таком случае выглядит наивной и фанатичной. В течение своего долгого служения в церкви она никого так часто и с таким восторгом не поддерживала, как Джоунса в период с 1888 по 1896 год.

Правда то, что Джоунс был человеком, имеющим слабости, как и любой из нас, и все-таки она никогда бы не поддержала его, если бы имела хоть малейшее подозрение, что его учение склоняется к фанатизму, к такому, например, который стал предметом озабоченности Конференции в Индиане в конце прошлого столетия. В этом случае нельзя оправдать Елену Уайт на том основании, что она искренне ошибалась относительно учения Джоунса. Она обладала даром пророчества и утверждала, что вдохновлена Богом. И если она ошиблась относительно Джоунса, то мы не можем доверять ей.

(3) Единственным посланием, которое Елена Уайт считала началом позднего дождя и громкого клича, была весть 1888 года. И если в нем почти сразу же обнаружились склонность к фанатизму, к ереси, то как поверить такому же посланию, которое, возможно, будет даровано нам Святым Духом? Можно быть уверенным в том, что сатана каждый раз будет стараться убедить церковь не принимать благословения, посланные небом.

Доказательства, приводящиеся для обвинения Джоунса

Основанием для обвинений являются заявления, предположительно сделанные Джоунсом, когда он проповедовал на лагерных сборах в Оттаве, Канзас, весной 1889 года. Сообщение об этом собрании и конспекты проповедей были напечатаны в газете "Topeka Daily Capital". Проповеди не приведены дословно, они сильно сокращены и содержат множество ошибок, а в некоторых местах встречаются бессмысленные выражения. Газета "Topeka Daily Capital" не издавалась адвентистами и была примером плохой журналистики. Издатели газеты хотели опорочить человека, который, по словам Елены Уайт, имел "небесные верительные грамоты" и принес "самое драгоценное послание". Сто лет спустя мы пытаемся сделать то же, то, чего не сделали самые решительные наши братья, современники Джоунса.

В "еретических" заявлениях Джоунса в действительности не говорится о "святости плоти", Джоунс всего лишь доказывал возможность преодоления греха путем совершенствования характера через веру. Приведем его слова из газеты "Topeka Daily Capital".

"Мы обретаем праведность благодаря послушанию Христа, а не нашему послушанию. Поэтому не будем пытаться исполнить волю Божию своими силами. Не делайте этого. Пусть послушание Христа все сделает за вас и даст вам силу выстрелить так, чтобы поразить цель...

В том, что закон требует от нас совершенства, заключена надежда для человечества; потому что если бы закон хоть в малейшей степени разрешал грех, то никто не был бы свободен от греха, если закон бессилен указать на грех, то он не может быть прощен, а прощение - единственное средство спасения для человека. Наступит день, когда закон откроет нам все грехи и мы станем совершенными и обретем вечное спасение... Так проявляет себя любовь Бога к нам, поэтому всякий раз, когда вы осознаете свой грех, помните, что это и есть проявление Божьей любви к вам, так как Спаситель желает удалить ваши грехи". (May 14, 1889).

Право называть себя христианами дает нам только вера в Христа. Только будучи едины с Ним мы можем называться христианами, только если Христос обитает в нас, мы можем соблюдать заповеди; признавать и делать это возможно только через веру Иисуса. В день, когда мы на самом деле будем соблюдать заповеди Божьи, мы станем бессмертными, так как соблюдение заповедей есть праведность, а праведность и жизнь неразделимы. "Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божьи и веру в Иисуса"(Откр. 14:12). Эти люди живыми встретят Христа и вознесутся на небо. Поэтому жизнь и соблюдение заповедей идут вместе. Если мы умрем сейчас, то праведность Христа вменится нам и мы будем воскрешены, те же, кто доживут до конца, будут сделаны безгрешными перед Его пришествием, будут настолько причастными Божественной природе, что каждый раз "поразят цель" и останутся невиновными без заступничества, потому что Христос выйдет из святилища прежде, чем придет на Землю". (May 18,1889; газета приписывает эту проповедь В. К. Уайт).

Отметим следующее:

(а) При тщательном изучении проповедей Джоунса, напечатанных в данной газете, не обнаруживается ересь о "святости плоти". Заявления, истолкованные некоторыми как "склонность" к этому, связаны всего лишь с совершенствованием характера через веру при приготовлении ко второму пришествию Христа.

(б) Не сохранилось записей, говорящих о том, что в период после 1889 года Джоунс сделал заявления, которые имеют что-то общее с этой ересью. Проповедовать о том, что Христос "осудил грех во плоти" не является учением о "святости плоти".

(в) Приведенное выше высказывание от 18 мая и является тем, которое считают главным доказательством "склонности к ереси". Но газета приписывает это высказывание В. К. Уайт. Впрочем, кто бы ни был его автором, оно верно и находится в согласии с адвентистской истиной об очищении небесного святилища.

(г) Как Джоунс, так и Ваггонер высказывались против фанатизма "святой плоти" в конце прошлого столетия. В номере "Ревью энд Геральд" от 18 апреля 1899 года Джоунс опубликовал статью, раскрывающую ошибочность этого учения. С 11 декабря 1900 года по 29 января 1901 года он опубликовал серию статей, также направленных против этого учения. Лидер фанатичного движения в Индиане Р. С. Доннелл выступил со статьей против мнения Джоунса в "Индиана Репортер", в которой говорится, что он понимает, что статьи Джоунса направлены против представляемого им учения. Ваггонер также выступил против ереси о "святости плоти" на сессии Генеральной Конференции 1901 года (cf. GCB 1901, рр.403-422).

Итак, перед нами еще один пример оппозиции "самому драгоценному посланию", которое по замыслу Неба должно было быть принято как начало позднего дождя и громкого клича. Это таинственная подземная река неверия, протекающая через тысячелетия, в течение которых Бог старался помочь Своему народу. Елена Уайт с горестью заявила: "Сердце мое глубоко опечалено, потому что я вижу, с какой готовностью критикуется слово или действие пасторов Джоунса или Ваггонера" (Letter 019, 1892). На этот раз это было не "слово или действие". Это был всего лишь плод воображения